Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика дошкольного образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческой направленности у детей в процессе различных видов музыкальной деятельности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Дмитриев, Владислав Алексеевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Екатеринбург
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.07
Диссертация по педагогике на тему «Развитие творческой направленности у детей в процессе различных видов музыкальной деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.07 - Теория и методика дошкольного образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Дмитриев, Владислав Алексеевич, 2002 год

Введение

Содержание

Глава I. Теоретические основы творческой направленности детей в процессе самовыражения.

1.1. Психолого-педагогический анализ творческой направленности как качества креативной личности.

1.2. Творческая направленность как выражение и самовыражение личности ребенка.

1.3. Музыка как средство развития творческой направленности детей.

Глава И. Педагогические условия развития у детей творческой направленности в процессе занятий музыкой.

2.1. Взаимосвязь творческой направленности и активности детей 6-7 лет в процессе музыкального фантазирования.

2.2. Диагностика творческой направленности детей старшего дошкольного возраста в процессе различных видов музыкальной деятельности.

2.3. Педагогические условия организации развития творческой направленности детей в процессе музыкальных занятии. 1JH

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие творческой направленности у детей в процессе различных видов музыкальной деятельности"

Творческая направленность детей является продуктивным способом освоения ими окружающего мира, естественным способом познания и самопознания, выражения отношения к миру и личного самовыражения. В современных условия потребность в развитии творчески активной личности возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии детей с самого раннего возраста.

Направленность в психологической и психолого-педагогической литературе рассматривается с различных сторон, как стремления (К.К. Платонов), как динамические тенденции (А.А. Ухтомский), как качество личности (А.Г. Асмолов), как доминирующее отношение (В.Г. Мясищев), как основная жизненная необходимость (Б.Г. Ананьев), как совокупность устойчивых смысло-образующих мотивов (А.Н. Леонтьев), как динамическая тенденция, обусловленная мотивами человеческой деятельности (C.J1. Рубинштейн). Структура направленности всесторонне изучена К.К. Платоновым. Особенности эстетической направленности исследованы С.А. Козловой, А.Ф. Лобовой. Однако теоретическое осмысление творческой направленности в научной литературе освещено недостаточно, а педагогический аспект развития в музыкальной деятельности практически не изучен.

Творческая направленность как свойство и качество личности проявляется в двуединстве противоположных сторон: генетической предрасположенности (свойство личности) и социального опыта (качество личности). Противоречия между природным творческим потенциалом и социальными законами, диктующими требования к творческой личности, становятся необходимым условием для создания педагогической модели формирования творческой на-правленносхи ребенка дошкольного возраста.

Теоретические предпосылки изучения активизации творческой деятельности человека в процессе восприятия и осмысления музыки имеются в трудах Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.Н. Сохор, Г.М. Цыпина. Педагогические условия творческого развития детей средствами музыки отражены в работах О.А. Апраксиной, Э.Б. Абдуллина, Е.А. Бо-диной, Н.А. Ветлугиной, В.И. Петрушина, К.В. Тарасовой и др.

Однако, рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального, творческого развития детей, исследователи частично освещали проблемы активизации творческой деятельности и практически не затрагивали проблемы развития творческой направленности как свойства и качества личности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Практика массового музыкального воспитания в детских дошкольных ^ учреждениях свидетельствует, что в большинстве случаев организация музыкальной деятельности не всегда соответствует современным потребностям в творчески развитой, активной и легко адаптирующейся к различным условиям личности. Музыка является одним из мощных источников активизации творческой деятельности детей, которая возможна лишь при условии естественного и постоянного самовыражения детей в различных видах деятельности.

Идеи выразительности высказывали Леонардо да Винчи, И. Гердер, И.В. Гете, Ф. Шеллинг, А.Шлегель. Русские и зарубежные мыслители Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен, B.C. Соловьев, Д. Рескин, У. Эмерсон, Д. Дьюи по сути отмечали объективный характер выразительности. * Теоретической основой проблемы развития соматической, психической и ментальной выразительности являются идеи К. Бюхера, Ф. Бартлетта, К.

Изарда, К. Гроса, П. Штерна, а также педагогические исследования Л.П. Печ-ко. Самовыражение личности ребенка как «активатор» творческой деятельности и естественный процесс творческого проявления детей дошкольного возраста изучается и практически применяется в данном исследовании с учетом научных идей и педагогических моделей перечисленных авторов.

Идеи развития самостоятельности, самодеятельности, самоуправления активно разрабатывались в отечественной педагогике (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий). Проблемы развития самосознания, самообразования, самостоятельности как качества личности исследовали многие современные психологи и педагоги (Л.Ю. Гордин, С.М. Ковалев, B.C. Мухина, Ю.П. Сокольников и др.). Проблема самовыражения ребенка дошкольного возраста в процессе формирования у него эстетического отношения к человеку исследовалась А.Ф. Лобовой. Педагог, создавая условия для самовыражения детей, пробуждает тем самым у них творческую активность. Поэтому развитие творческой направленности ребенка дошкольного возраста обусловлено и зависит от его способности к самовыражению.

Основной проблемой исследования, его главным вопросом определение педагогических условиях, при которых возможно преодоление ребенком противоречия между потребностью к самовыражению и социальной регламентацией его деятельности. При этом может ли музыкальная деятельность стать естественным, социально значимым и педагогически обусловленным средством формирования творческой направленности личности?

Данная работа является теоретически и методически обоснованным исследованием формирования основ творческой направленности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе самовыражения посредством музыки.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель формирования творческой направленности личности ребенка в период детства.

Объект исследования - процесс творческого развития личности в период детства.

Предмет исследования - педагогическая модель формирования творческой направленности у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Процесс развития творческой направленности ребенка старшего дошкольного возраста осуществляется в динамике развития личности успешно при условии, если:

• Будут созданы педагогические условия развития основ творческой направленности детей старшего дошкольного возраста в процессе пластического, графического, вербального, тембрового, ритмического и мелодического фантазирования;

• будут определено содержание, формы и методы работы по соматическому, психическому и ментальному самовыражению ребенка в процессе различных видов музыкальной деятельности;

• качество и степень освоения способов фантазирования ребенком в процессе различных видов музыкальной деятельности будет определяться на основе ведущей в сочетании с другими сенсорными системами ребенка: визуальной, аудиальной, кинестетической.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были поставлены следующие задачи.

1. Выявить и изучить структуру, содержание творческой направленности как свойства и качества личности, ее взаимосвязи с самовыражением детей.

2. Разработать педагогическую модель развития основ творческой направленности личности в период детства.

3. Теоретически обосновать педагогические условия и этапы развития творческой направленности личности в процессе самовыражения.

4. Обосновать диагностику и провести поэтапное изучение развития у детей 6-7 лет творческой направленности в процессе музыкальных занятий.

5. Обобщить практические результаты исследования процесса развития у детей дошкольного возраста творческой направленности в различных видах музыкальной деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

• философские, культурологические, искусствоведческие концепции и идеи о творческой природе человека (Аристотель, Платон, И.В. Гете, Ф. Шиллер, А. Камю, В.И. Вернадский, А.И. Буров, Н.И. Киященко, В.И. Само-хвалова, Ю.У. Фохт-Бабушкин);

• теоретические идеи о роли художественного творчества в развитии ребенка (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, Д.И. Писарев, С.Т. Шацкий);

• теории доминанты (А.А. Ухтомский), установки (Д.Н. Узнадзе);

• теоретические положения о зависимости творчества личности от ее выразительности (Ч. Дарвин, М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, Р. Арнхейм, B.C. Соловьев).

При этом учитывались следующие принципиальные педагогические подходы к творческому развитию детей:

• гуманистический (философы-гуманисты: Э. Кабе, Т. Мор, Р. Оуэн, Ш. Фурье);

• личностный (В.М. Коротов, А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская);

• деятельностный (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);

• ценностный (Ю.Б. Борев, С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Столович);

• интегративный (В.П. Зинченко, Б.П. Юсов);

• историко-эволюционный (А.Г. Асмолов);

• голографический (А. Менегетти).

Для проверки гипотезы, решения цели и задач в работе использовались следующие теоретические, диагностические и опытно-экспериментальные методы исследования: теоретико-логический и сравнительный анализ научной литературы; методы эмпирического исследования: наблюдение, беседы с детьми, интервьюирование, анкетирование педагогов и родителей, экспресс-опросы, анализ педагогической документации, тестирование; педагогический эксперимент: поисковый, констатирующий, формирующий, контрольный, -который включает вышеназванные методы диагностики; количественная и качественная обработка эмпирических данных.

Базой экспериментального исследования явились дошкольные образовательные учреждения и муниципальные образовательные учреждения г. Нижневартовска и г. Екатеринбурга. Исследованиями были охвачены более 150 детей, родители и педагоги-музыканты, в эксперименте участвовали 57 детей, 20 музыкальных руководителей дошкольных общеобразовательных учреждений.

Диссертационное исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1997-1999) связан с выбором темы исследования, анализом литературы по различным аспектам проблемы, изучением состояния проблемы в образовательных учреждениях, с проведением поискового эксперимента, с выбором методов, приемов работы по развитию творческой активности детей, с определением основных теоретических направлений по данной проблеме.

Второй этап (1999-2001). На основе теоретической базы уточнен научно-теоретический аппарат исследования, выявлены критерии, показатели и уровни творческой направленности, составлена программа формирующего эксперимента, проведен констатирующий и формирующий эксперименты, частично обработаны результаты по диагностированию творческой направленности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Третий этап (2001-2002). Завершен формирующий эксперимент, осуществлен анализ и доработка исследования, проведен анализ результатов диагностики, окончательно сформулированы теоретические положения, определены педагогические условия, уточнен научный аппарат исследования, оформлена диссертация в целом.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

• Теоретически обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития творческой направленности детей.

• Разработана и апробирована педагогическая модель развития творческой направленности личности ребенка в период детства, включающая программу музыкальных занятий, стимулирующих различные виды самовыражения и освоение способов фантазирования.

• Определены педагогические условия развития творческой направленности в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается:

• в обосновании содержания понятия «творческая направленность» применительно к периоду детства;

• в уточнении сущности, содержания и структуры творческой направленности личности ребенка как педагогического явления;

• в разработке критериев и показателей творческой направленности детей как качества личности;

Практическая значимость исследования определяется разработкой творческо-поисковых заданий, направленных на развитие творческой направленности, определением педагогических условий формирования творческой направленности личности в процессе различных видов музыкальной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы в практике дошкольных образовательных учреждений музыкальными работниками, воспитателями и методистами по организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением методов, которые соответствуют цели и задачам исследования на различных этапах опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью выборок и полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и методические положения исследования излагались на Международных, региональных межвузовских научно-практических конференциях: «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (г. Екатеринбург, 1999 г.), «Эстетическое образование: перспективы, проблемы, развитие» (г. Екатеринбург, 2001 г.), «Новые педагогические технологии дошкольного образования» (г. Шадринск, 2001 г.).

Внедрение результатов осуществлялось:

• в виде педагогических рекомендаций музыкальным работникам дошкольных образовательных учреждений, воспитателям и руководителям детских садов по организации процесса активизации творческой деятельности детей старшего.дошкольного возраста;

• в виде отчетов на заседаниях кафедр эстетического воспитания Департамента педагогики и психологии детства, педагогики Нижневартовского государственного педагогического института;

• в форме докладов и сообщений на конференциях и семинарах; ю

• в процессе научно-педагогической деятельности в качестве заместителя директора музыкальной школы в г. Нижневартовске и руководителя творческой группы в г. Нижневартовске (20 музыкальных работников ДОУ и 13 учителей музыки МОУ).

На защиту выносятся следующие положения.

1. Сущность педагогического явления «творческая направленность», которое представляет собой свойство и качество детской личности.

2. Педагогическая модель развития творческой направленности личности ребенка в период детства, включающая педагогические условия и программу музыкальных занятий, стимулирующих различные виды самовыражения и освоение способов фантазирования.

3. Педагогические условия развития самовыражения личности ребенка в процессе поэтапного освоения ритмического, тембрового, графического, пластического и вербального фантазирования в различных видах музыкальной деятельности.

Структура исследования. Диссертация изложена на 179 стр, содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Библиография включает 200 источников, из них 4 на иностранных языках.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика дошкольного образования"

Заключение

Творческая направленность личности представляет собой единство природных задатков (свойство личности) и приобретенного опыта (качество личности) ребенка. Творческая направленность как свойство личности определяется генетическим кодом и природной предрасположенностью к тому или иному виду деятельности; творческая направленность как качество личности, прежде всего, обусловлено социальным опытом, приобретенным и приобретаемым ребенком постоянно в условиях организованной и неорганизованной деятельности, в условиях повседневной жизни.

Такое понимание проблемы данного исследования предполагает преодоление традиционного подхода к пониманию детского творчества. Подходам, препятствующим творческому развитию детей, присущи:

• противопоставление процесса присвоения ребенком опыта человечества и личного творчества по созданию собственной реальности, которые представляют собой разные направления развития ребенка;

• противоречие между воспроизведением культурного опыта и личным жизнетворчеством;

• неприятие новых форм культуротворческой деятельности с учетом возникновения новых видов освоения действительности, новых технологий и нового, современного мировосприятия.

В качестве возможных альтернатив данных позиций становятся следующие положения, основанные на теоретических подходах и практическом опыте, освещенных в данном исследовании:

• присвоение культурного наследия, в том числе и в музыкальной форме, как творческого наследия, рассматривается как саморазвитие и самовыражение ребенка;

• освоение творческого опыта ребенком как способа жизнедеятельности и как способа культуростроительства будущего становится необходимым педагогическим условием в организации развивающей, образовательной и воспитательной среды детей в дошкольных образовательных учреждениях;

• включение детей в культуротворческую деятельность в двух направлениях: а) освоение ими креативного опыта человечества, б) учет креативных возможностей каждого ребенка по освоению данного опыта.

При этом, развитие творческой направленности ребенка на музыкальных занятиях осуществляется в динамике развития личности при следующих педагогических условиях.

1. В процессе освоения музыки необходимо включать детей в такие виды деятельности, которые создают условия для соматического, психического и ментального самовыражения личности. Таковыми являются различные виды фантазирования.

2. Творческое развитие детей дошкольного возраста осуществляется на основе сочетания пластического, графического, вербального, тембрового, ритмического и мелодического фантазирования, которые дети осваивают сначала на музыкальных занятиях, затем в процессе организации разнообразной досуговой деятельности в детском саду.

3. Работа ведется с учетом ведущей сенсорной системы ребенка: визуальной, аудиальной или кинестетической, - которая определяет качество и степень освоения способов фантазирования в процессе различных видов музыкальной деятельности. Однако, в процессе образовательной и воспитательной работы с детьми, использовалась и кинестетическая, и визуальная, и аудиальная информация, что способствовало приобретению ими качественного, объемного и полноценного опыта.

В ходе работы в данном направлении были решены следующие задачи.

1.В результате теоретического анализа структуры, содержания творческой направленности как свойства и качества личности была выявлена генетическая связь данного явления с самовыражением ребенка.

2. Теоретически обоснованы, экспериментально проверены и внедрены в ряде дошкольных образовательных учреждений педагогические условия и этапы развития творческой направленности личности в процессе самовыражения.

3. Диагностика и поэтапное изучение развития у детей 6-7 лет творческой направленности в процессе музыкальных занятий показали, что музыкальное фантазирование и разработанная программа занятий «Музыка в сказках» для дошкольников является эффективной и педагогически целесообразной в творческом развитии детей.

Обобщение практических результатов исследования процесса развития у детей творческой направленности в различных видах музыкальной деятельности позволило сделать вывод, что необходима дальнейшая разработка данного направления. Целесообразно применение предложенных педагогических условий, методов и приемов не только в музыкальной, но и в других видах деятельности. Использование отдельных методов активизации творческой деятельности детей в работе с различными возрастными группами показало, что необходимо расширение возрастных рамок по применению данной методики и создание программы для младшего дошкольного возраста, что позволило бы осуществлять более раннее творческое развитие детей доступными способами, одним из каковых является фантазирование.

Подобная программа может успешно использоваться для работы с детьми младшего школьного возраста, поскольку именно в начальной школе, в связи с постоянным использованием репродуктивных методов обучения, нередко снижается творческая активность детей.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Дмитриев, Владислав Алексеевич, Екатеринбург

1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. - М.: МИ-1. РОС, 1992. 72с.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «Заэкологическую грамотность», 1995. -291с.

3. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. -М.: Просвещение, 1978. 175с.

4. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М.: Изд. Ш. Амонашвили. 1998. - 76с.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.338с.

6. Арановский М.Г. Проблема музыкального мышления. М.: Музыка, 1974.54с.

7. Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. М.: Прогресс,1989. 176с.

8. Аристотель. Соч.: В 4 т. /Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1975. Т.1. - 550с.

9. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.- 352с.

10. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л.: Соцэкгиз, 1965. - 64с. И. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 105с.

11. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество //Вопросы литературы. 1961. №2. С.36-47.

12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -445с.

13. Белкин А.С., Жукова Н.К. Витагенное образование: голографический подход. Екатеринбург: Урал.гос.пед. ун-т, 1999. - 136с.

14. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991.-448с.

15. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание.-М: Прогресс, 1986.-424с.

16. Бернштейн Н.А. Общая биомеханика. М.: Издание РИО ВЦСПС, 1926. -416с.

17. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности. М.: Наука, 1990. -494с.

18. Бехтерев В.М. Мозг: структура, функция, патология, психика //Избр.тр.: В 2 т. М.: Поматур, 1994. Т. 1. - 750с. Т.2 . - 795с.

19. Блинова М.В. Музыкальное восприятие и исполнение как проявление целостной деятельности головного мозга //Музыкальное воспитание в школе. 1976. №2. С.22-30.

20. Блонский П.П. Избр. психологические произведения. М.: Просвещение, 1964.-547с.

21. Бодина Е.А. Воспитательные функции музыки: Эволюция и современные тенденции реализации: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. -М., 1992.- 32с.

22. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность и проблема творчества. Ростов н/Д.: Рост. пед. ин-т, 1983. - 173с.

23. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 96с.

24. Бочкарев JI.JI. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1997. - 350с.

25. Бочкарева Е.Н. Проблема выразительности эстетической формы в философии СЛ. Франка: Дис. . канд. филос. наук. -М., 1996. 121с.

26. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1986. -208с.

27. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М.: Новая Москва, 1924. - 556с.

28. Бюхер К. Работа и ритм. М.: Изд-во О.П. Поповой, 1899. - 112с.

29. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Советский художник, 19966. - 11 8с.

30. Венгер J1.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. От рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1988. -144с.

31. Верб МА эстетическое воспитание старшеклассников. -Л: ЛГПУ, 1970. -110с.

32. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.: АПН РСФСР, 1958. - 248с.

33. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 1993. - 128с.

34. Вишнякова Н.Ф. Музыкальная импровизация. Минск: БелНИИ образования, 1992. -99с.

35. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников /Под ред. Г.П. Шевченко и Б.П. Юсова. Луганск: Луган. гос. пед. ин-т, 1990. - 180с.

36. Вундт В. Душа и мозг. Спб.: Право, 1909. - 48с.

37. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 344с.

38. Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т.З. - 368с.; 1984. Т.4. -432с.

39. Гальтон Ф. Наследственность таланта: Законы и последствия. М.: Мысль, 1996. -269с.

40. Ганслик Э. О музыкально-прекрасном: Опыт поверки музыкальной эстетики. М.: Музыкальная торговля Н. Юргенсона, 1895. - 181с.

41. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Культура, эмоции, психическое здоровье //Вопросы психологии. 1999. № 2. С.61-74.

42. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. Спб.: Общественная польза, 187.5. - 594с.

43. Гердер И.Г. Избр. соч. М.; Л.: Госполитиздат, 1959. - 392с.

44. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. Спб.: Алетейя, 1995. -336с.

45. Голицын Г.А., Георгиев М.И., Петров В.М. Показатели межполушарной асимметрии творческого процесса в изобразительном искусстве //Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 148 153.

46. Голицын Г.А. и др. Факторы асимметрии творческого процесса: отбор существенных признаков музыкального творчества //Психол. журнал. 1990. Т. И. №3. С. 101-114.

47. Голосовкер Я.Э. Имагинативная эстетика //Символ. 1994. № 29. С. 73-127.

48. Гордин Л.Ю. Школа инициативы и самостоятельности. М.: Педагогика, 1984. - 112с.

49. Грос К. Душевная жизнь детей. Спб.: М.И. Пейкер, 1906. - 303с.

50. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. М.: Музгиз, 1960. - 488с.

51. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. - 240с.

52. Дарвин Ч. Выражение чувств у человека и животных //Дарвин Ч. Соч.: В 9 т. М.: Наука, 1953. Т. 5. - 1040с.

53. Джирдарьян И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. - 191с.

54. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венге-ра и В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978. - 248с.

55. Димнет Э. Искусство думать. М.: Вече, 1997. - 176с.

56. Дистервег А. Избр. пед. соч. Спб.: Семья и школа, 1913. - 248с.

57. Дмитриев А.С. Романтическая эстетика Августа Вильгельма Шлегеля. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. 120с.

58. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272с.

59. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве //Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 101106.

60. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Спб.: Питер Ком, 1999. - 368с.

61. Дубинин Н.П. Общая генетика. М.: Наука, 1976. - 590с.

62. Дьяченко О.М. Воображение дошкольников. М.: Знание, 1986. 96с.

63. Дысс Л.Б. Музыкальное мышление как объект исследования //Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования /Под ред. И. Ляшенко. Киев: Музична Украина, 1989. С.36-39.

64. Дюи Дж., Дюи Э. Школа будущего. Берлин: Изд-во РСФСР, 1922.- 179с.

65. Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура: В 2 ч.- Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996. 4.1. 157с.

66. Запорожец А.В. Избр. психол. труды: В 2 т. Психологическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. Т.1. - 320с.

67. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995. -348с.

68. Зинченко В.П. Живое знание. Психологическая педагогика. Самара: Изд-во СГПУ, 1998.- 216с.

69. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984. -206с.

70. Камю А. Творчество и свобода. М.: Радуга, 1990. - 602с.

71. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. - 704с.

72. Кирюшин В. Музыкальные мифы. Кн. I. М.: Тритон, 1993. - 176с.

73. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество: О проблемах эстетического творчества в развитии социалистического общества. — М.: Знание, 1984. 112с.

74. Ключевский В.О. Исторические портреты. М.: Правда, 1990. - 624с.

75. Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. М.: Мысль, 1986. - 284с.

76. Когоутек Ц. Техника композиции'в музыке XX века. М.: Музыка, 1976. -367с.

77. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М.: Academia, 1998. - 156с.

78. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск: Университетское, 1999. - 316с.

79. Комиссарова JI.И., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1986. - 144с.

80. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 182с.

81. Краткий тест творческого мышления. М.: Новая школа, 1995. - 32с.

82. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. М.: Издание М. И С. Сабашниковых, 1920. - 168с.

83. Левитов Н.Д. Психология труда. М.: Изд-во МП РСФСР, 1963. - 340с.

84. Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984.-79с.

85. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. 304с.

86. Лобова А.Ф. Аудиальное развитие детей. Екатеринбург; Урал. гос. пед. ун-т, 1999. - 160с.

87. Лобова А.Ф. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000. - 156с.

88. Логинова М.В. Проблема выразительности в эстетике B.C. Соловьева, С.Л. Франка, А.Ф. Лосева: Дис. . канд. филос. наук. -М., 1994. 136с.

89. Лозовая В.И., Троцко А.В. Познавательная активность как педагогическая проблема //Советская педагогика. 1984. №11. С.25-31.

90. Лосев А.Ф. Бытие имя - космос /Сост. А.А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1993.-958с.

91. Лосев А.Ф. Хаос и структура. М.: Мысль, 1997. - 831с.

92. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. - 144с.

93. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М.: Институт прикладной медицины, 1997. -61с.

94. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольников //Хрестоматия по возрастной психологии /Сост. Л.М.Семенюк М.: Ин-т практ. психологии, 1996. С.216-229.

95. Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка (ранний и дошкольный возраст). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 546с.

96. Люшер М. Сигналы личности: Ролевые игры и их мотивы. Воронеж: НПО«МОДЭК», 1993.-160с.

97. Мазель Л.Р. О природе и средствах музыки. М.: Музыка, 1991. 80с.

98. Макаренко А.С. Соч.: В 7 т.- М.: Изд-во АПН, 1957. Т.4. 552с.

99. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. -368с.

100. Манакова И.П., Салмина Н.Г. Дети, мир звуков, музыки. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991. - 256с.

101. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997. -430с.

102. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. -425с.

103. Матюнин Б.Г. Философско-педагогические проблемы незнания и нравственность. Свердловск: Урал.гос.пед.ин-т, 1990. - 30с.

104. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 253с.

105. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.: Педагогика, 1987. - 126с.

106. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.-96с.

107. Менегетти А. Введение в онтопсихологию. Пермь: Хортон Лимитед, 1993.-64с.

108. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика,1986. - 256с.

109. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции /Отв. ред. Э.Б. Абдуллин. М.: МПГУ, 1999. - 118с.

110. Милнер П.М. Физиологическая психология /Под ред. А.Р. Лурия. М.: Мир, 1973. - 648с.

111. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Значение текста как внутренний образ //Вопросы психологии. 1997. № 3. С. 79-91.

112. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254с.

113. Невелев А.Б. Дух и мыслительные формы в контексте становления индивидуальности: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1998. -42с.

114. Неизвестный Э.И. «.Обратим взор на себя» //Человек. 1990. №3. С. 142154.

115. Неменский Б.М. Мудрость красоты. -М.: Просвещение, 1987. 255с.

116. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? М.: Знание, 1978. - 48с.

117. Огородников Д.Е. Музыкально-педагогическое воспитание детей в общеобразовательной школе. Киев: Музична Украша, 1981. - 166с.

118. Пави П. Выразительность //Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1992. С.47-48.

119. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек. -М.: Знание, 1986. 272с.

120. Песталоцци И.Г. Избр.пед.соч.: В 2 т.-М.: Педагогика, 1981. Т. 1.- 336с.

121. Петров В.П. Эта таинственная цикличность. //Число и мысль.- М.: Знание, 1986. Вып. 9. С.86-112.

122. Петров В.П., Бояджиева Л.Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования. М.: Русский мир, 1996. - 216с.

123. Петрушин В.И. Музыкальная психология. -М.: Пассим, 1994. 304с.

124. Печко Л.П. Эстетическая выразительность как категория экологической эстетики //Неклассическая эстетика и современность: Вестник Московского ун-та. Сер. Философия М., 1994. №2. С.48-93с.

125. Пиаже Ж. Избр. Психол. труды. М.: Просвещение. 1969. - 659с.

126. Платонов К.К. О системе психологии. -М.: Мысль, 1972. 216с.

127. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. -М.: Владос, 2001. 320с.

128. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 303с.

129. Претте И.К., Капальдо А. Творчество и выражение М.: Советский художник, 1985. 4.1. - 89с.

130. Пригожин И. Неравновесная статистическая механика. М.: Мир, 1964. 314с.

131. Психология: Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевско го. М.: Политиздат, 1990. - 494с.

132. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию /Сост. Т.Н. Доронова и др. М.: Просвещение, 1996. -184с.

133. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980.- 96с.

134. Революция искусство - дети. Материалы и документы /Сост. Н.П. Ста-росельцева. В 2 ч.- М.: Просвещение, 1988. 4.2. - 367с.

135. Рерих Н.К. О вечном.: Книга о воспитании. М.: Политиздат, 1991. -425с.

136. Рефлекторная деятельность спинного мозга /Под ред. JI.A. Орбели. М.; JL: Изд-во биолог, и медиц. лит-ры, 1935. - 268с.

137. Ригина Г.С., Алексеев В.А. Путешествие в страну «Музыка» (музыкальное воспитание шестилетних детей). Пермь: Бонус, 1991. - 114с.

138. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. -480с.

139. Рубинштейн С.Л. Человек и мир: В 2 т. -М.: Наука, 1997. Т. 2. 189с.

140. Румянцев Н.Е. Педология. -М.: Изд-во О. Богдановой, 1910. 82с.

141. Семенов В.Д. Педагогика среды. Екатеринбург: Урал.гос.пед.ин-т, 1993. - 63с. .

142. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. - 303с.

143. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Л.: Музыка, 1975. - 64с.

144. Столяров Д.Ю. Феномен сверхсознания и трагедия гениальности в художественно-эстетическом творчестве: Автореф. дис. . канд. филос. наук. -М., 1997.-21с.

145. Страда В. Пространство, время, менталитет //Академические тетради. 1995. №1. С.61-64.

146. Страунинг А. Методы активизации творческого мышления //Дошкольное воспитание, 1997. № 3. С.46-55.

147. Страунинг А. Моделирование маленькими человечиками //Дошкольное воспитание, 1998. № 3. С.33-45.

148. Сухомлинский В.А. О воспитании /Сост. С. Соловейчик. М.: Политиздат, 1975. - 172с.

149. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1998. - 288с.

150. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. - 173с.

151. Теплов Б.М. Избр. тр.: В 2 т.- М.: Педагогика, 1985. Т. 1. 328с.

152. Тол кип Дж.Р.Р. Дерево и лист. М.: Прогресс, Гнозис, 1991. - 144с.

153. Торшилова Е.М. Можно ли поверить алгебру гармонией? М.: Искусство, 1988. - 208с.

154. Торшилова Е.М. Шалун, или Мир дому твоему: Программа и методика эстетического развития дошкольников. М.: Ин-т художественного образования РАО, 1998. - 220с.

155. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е.П. Торренса. СПб.: ГП Иматон, 1998. - 172с.

156. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 1997. - 188с.

157. Узнадзе Д. Избр. статьи. Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1986. - 38с.

158. Успенский П.Д. Tertium organum /Репринт, изд. Спб.: Андреев и сыновья, 1992.-242с.

159. Ухтомский А.А. Доминанта. M.-JL: Наука, 1966. - 273с.

160. Ушинский К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении //Собр. соч.- М.; Л.: Изд-во АПН, 1948. Т.2. С.333-362.

161. Фернандес Д. Дерево до корней: Психоанализ творчества. Спб.: Ина-пресс, 1998.-240с.

162. Феррьер А. О новой школе. Смоленск, 1918. - 30с.

163. Флоренский П.А. У водоразделов мысли М.: Правда, 1990. Т.2. - 448с.

164. Франк С. Л. Непостижимое. М.: Правда, 1990. - 429с.

165. Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. 479с.

166. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 429с.

167. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. - 447с.

168. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. - 404с.

169. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992. -464с.

170. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье //Вопросы психологии. 1999. № 2. С.61-74.

171. Цаплина Т.К. Формирование творческой активности старших дошкольников средствами организации среды. Автореф. на соиск. . канд. пед. наук.-М., 1998.- 23с.

172. Циолковский К.Э. Ум и страсти. Воля Вселенной. М.: Рос.-Амер.ун-т, 1993. -31с.

173. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. -М.- Интерфакс, 1994. 374с.

174. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология самопознания. М.: Интер-пракс, 1995.-288с.

175. Челпанов Г.И. Введение в экспериментальную психологию. М.: Гос. изд-во. 1900. -294с.

176. Челпанов Г.И. Мозг и душа. М.: Изд-во т-ва «В.В. Думнов» и Бр. Са-лаевых, 1918. - 319с.

177. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990. - 128с.

178. Шаталов В.Ф. Точка опоры. Минск: Университетское, 1990. - 224с.

179. Шацкая В.Н. Музыка в школе. М.: Просвещение, 1963. Кн.2. - 165с.

180. Шацкий С.Т. Избр. пед. соч.: В 2 т.-М.: Педагогика, 1980. Т.1. 304с.

181. Шевченко Н.И. Философско-эстетические проблемы свободы в процессе художественного творчества: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. М., 1994.-45с.

182. Шубинский B.C. педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988. -80с.

183. Шумилин А.Г. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989. -142с.

184. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. - 160с.

185. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Педагогика, 1978. 304с.

186. Эмерсон Р.У. Соч.: Представители человечества. Спб.: Изд-во «Новый журнал», 1903. Т.2. - 137с.

187. Эстетика: Словарь /Под ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447с.

188. Эстетическая культура и эстетическое воспитание /Сост. Г.С. Лабковская. -М.: Просвещение, 1983. 304с.

189. Эфроимсон В.П. Биосоциальные факторы повышения умственной активности: В 2 ч. М.: Академия наук СССР. 1982. 4.1. 235с.; 1982. 4.2. -205с.

190. Юнг К.Г., Нойманн Э., Фрейд 3. Психоанализ и искусство. М.: Ваклер, 1986. -304с.

191. Юнг К. Г. Синхронистичность. М.: Рефл-бук, 1997. - 320с.

192. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. - 96с.

193. Якобсон П.Н. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 115с.

194. Яковлева E.JI. Эмоциональные механизмы личного и творческого развития //Вопросы психологии. 1997. № 4. С.20-27.

195. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. - 527с.

196. Izard С.Е. The psychologi of emotions. N.Y.: Plenur Press, 1991.-23 lp.

197. Gordon S.L. The socialization emotions: Emotional culture, competence, and exposure //Saarni C., Harris P.L. (eds.) Children's understanding of emotion. Cambridge: Cab. Uniw. Press, 1989. P. 319-349.

198. Guilford l.P. Creativity //Am. Psychologist. 1950. V.5. P.444-454.post F. Creativity and psychopathology: A study of 291 world-famous men //Brit. I. Psychiatry. 1994. V. 165. Р.22-34.

199. Post F. Creativity and psychopathology: A study of 291 world-famous men //Brit. J. Psychiatry. 1994. V. 165. P. 22-34.

200. Тематика музыкальных занятий1. Блок I. «Музыка во мне»1. Тишина молчание - пауза

201. Можно ли услышать музыку в тишине

202. Есть ли у меня внутренний голос

203. Голос мой музыкальный инструмент5. Моя любимая мелодия6. Мое ритмическое имя1. Блок II. Музыка в сказках

204. Королевство пространства и времени

205. Критерий №1: образно-ассоциативное мышление Критерий №2: способность к фантазированию Критерий №3: самовыражениекритерий №1 критерий №2 критерий №3 maxкреативный О эвристический □ репродуктивный

206. Критерий №1: образно-ассоциативное мышление Критерий №2: способность к фантазированию Критерий №3: самовыражениекритерий №1 критерий №2 критерий №3 maxкреативный □эвристический □ репродуктивный