Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Электронная музыка как компонент подготовки педагога-музыканта

Автореферат по педагогике на тему «Электронная музыка как компонент подготовки педагога-музыканта», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Нагих, Михаил Валерьевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Электронная музыка как компонент подготовки педагога-музыканта», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Электронная музыка как компонент подготовки педагога-музыканта"

На правах рукописи

Нагих Михаил Валерьевич

ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА КАК КОМПОПЕНТ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Специальность 13.00.08.-Теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва—2006

Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете на кафедре теории и истории музыки

Научный руководитель: кандидат искусствоведения, Профессор Волков Анатолий Исаакович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Николаева Анна Ивановна

кандидат искусствоведения, профессор Фадеева Ольга Сергеевиа

Ведущая организация: Московский

государственный университет культуры и искусств

Зашита состоится 21 декабря 2006 г. в _часов на заседагаш

Диссертационного Совета Д 212.154,13 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 109172, Москва, Новоспасский пер., д.З, корп. 3.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, ул. М. Пироговская, д. 1,

Автореферат разослан « »_2006 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Якубовская Т.Л,

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования.

Современное общество выдвигает перед системой образования серьезный социальный заказ: воспитание человека нового поколения, гармоничной, всесторонне развитой личности. Перед педагогикой высшего образования поставлена задача подготовки специалистов, способных к выполнению этого требования общества. В этой связи важным является система знаний в области гуманитарных наук, отвечающая уровню духовного и интеллектуального развития прогрессивного человечества.

В современной педагогике музыкального образования особое внимание уделяется проблеме обогащения содержания музыкального образования Интенсивно развивающаяся музыкальная культура XX века требует от музыковедения и педагогики особого внимания к стилевым направлениям данной области музыкального искусства. В настоящее время вопросами изучения и введения современной музыки в музыкально-образовательный процесс занимаются вйднейшие педагоги-музыканты в России и за рубежом. Однако существуют неисследованные области современной музыки, так называемые «белые пятна», требующие к себе повышенного внимания. В частности, отсутствуют научные труды, посвященные электронной музыке как компоненту подготовки педагога-музыканта.

Электронная музыка - одна из важных областей современной музыкальной культуры, представленная многообразием стилевых направлений, школ, индивидуальных стилей. Бе история насчитывает более полувека и охватывает несколько поколений музыкантов-композиторов. Электронная музыка является уникальным пластом культурно-музыкального наследия и одновременно художественной системой. Сегодня электронная музыка занимает одно из центральных мест современного музыкального авангарда, как самостоятельное направление, так и проникающее во многие сферы культуры и искусства.

Системного искусствоведческого труда об электронной музыке, объединяющего все компоненты данной области, на сегодняшний день не существует. Искусствоведческий аспект изучения электронной музыки, отражающий отдельные ее сегменты и элементы, представлен в специальных исследованиях Ц.Котоутека, КЛШокхаузена, П.Шеффера, Х»Аймерта, Э Артемьева, П-Бауманна.

Педагогический аспект обращения к электронной музыке представлен в незначительном объеме. Существуют отдельные публикации И.Красильннкова, А.Смирнова, Д.Моруают, К.Штокхаузена, К.Шнитцлера, в которых уделяется внимание в основном описанию технических средств создания электронной музыки и принципам обращения с электронной аппаратурой. . .

Это позволяет сформулировать проблему диссертации. Она заключается в противоречии между значимостью электронной музыки как компонента музыкальной культуры и отсутствием научно-обоснованной методики ее введения в музыкально-педагогический процесс.

Таким образом, нерешенность этой проблемы и се значимость для теории и практики музыкального образования обусловливают актуальность нашего исследования.

Целью исследования является разработка модели преподавания электронной музыки в условиях занятий со студентами музыкально-педагогического ВУЗа.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки педагога-музыканта.

Предмет исследования — электронная музыка как компонент профессиональной подготовки педагога-музыканта.

Гипотеза исследования: Электронная музыка может быть компонентом подготовки педагога-музыканта, если в процессе преподавания учитывается ее особое положение среди стилевых направлений музыкальной культуры XX века, ее радикальная новизна, а следовательно

• уделяется специальное внимание способам создания звукового материала;

• предметом особого рассмотрения являются принципы формообразования музыкальных произведений;

• в процессе преподавания электронной музыки производится изменение методов музыковедческого анализа, соответствующих изучаемому материалу;

• используется специфическая техническая база. Задачи исследования;

1,Раскрыть сущность и особенности электронной музыки.

2.Определить место электронной музыки в системе направлений музыки XX века.

3.Описать основные направления электронной музыки.

4.Проанализировать положение электронной музыки в музыкальной педагогике.

5 .Определить дидактические н научно-методические основы для разработки методики введения электронной музыки в музыкально-педагогический процесс.

6.Разработать методику введения электронной музыки в музыкально-педагогический процесс.

7.Разработать план лекционных занятий курса по электронной музыке.

8. Осуществить опытно-экспериментальную проверку разработанной методики.

Методологическую основу исследования составили: Положения общей педагогики: теория обучения (В.И.Загвязинский), в частности теория развивающего обучения (Л.С.Выгогский, Л.В.Запков, Г.М.Цыпин, Д.Б.Эльконин); принципы массового обучения (Я.Коменский), интеграционный подход в профессиональной подготовке студентов (М.М Левина), проблема преподавания как творческой деятельности (В.В.Краевский), анализ системного подхода в сфере научного образования (В.С.Леднев), дидактические основы методов обучения (ИЛЛернер), характеристика принципов и средств обучения (М.КСкаткин, Н.М.Шахмаев); положения теории музыкального образования

(Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева), в их числе проблема формирования музыкальной культуры подростков (Ю.Б.Алиев), задачи музыкального воспитания и проблема ■ музыкального восприятия (О.А.Апраксина, В .ИПетрушин), выявление специфики профессии педагога-музыканта (Л.Г-Арчажнпкова), особенности музыкального развития (Н А.В етлу гина), принципы разработки наглядных пособий (А.И, Лагутин) и др.; положения теории деятельности в психологии (А.НЛеонтьев); общие положения теории и истории музыки XX века и электронной музыки (Э.Н.Артемьев, Э.Варез, Ю.Дмитрюкова, Х.Леонардсбергер, Д.Кауфмая, Ц.Когоутек, М.Моравска, Е.А-Мурзнн, А.С.Соколов, Л.Флориан, Э.Фрезе, КЛЛтокхаузен, М.Эрдманн и др.); положения культурологии (М*М .Бахтин); положения философии (Ф .Бекон, Пифагор, Чжуань-Цзы).

Методы исследования:

•изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования из области философии, психологии, социологии, культурологии, общей педагогики, теории и методики музыкального образования; -анализ электронной музыки;

-анкетирование, беседа, анализ письменных работ студентов; -педагогический (констатирующий, формирующий, контрольный) эксперимент.

Опытно-экспериментальное исследование проходило на базе курсов «Электронная музыка» Технопарка «Образование» Министерства Образования РФ и музыкального факультета Московского Педагогического Государственного Университета,

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечивалась теоретическим исследованием специфики электронной музыки и ее введением в музыкально-педагогический процесс; применением системы методов, отвечающих объекту, предмету, целям и задачам исследования, взаимно контролирующих и дополняющих друг друга; использованием методов прикладной статистики.

Новизна работы заключается в том, что электронная музыка изучается как компонент подготовки педагога-музыканта. Электронная музыка, рассматриваемая в единстве всех направлений и композиторских школ, впервые становится предметом специального научно-педагогического анализа.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, в диссертации выявлены основные характеристики электронной музыки, позволяющие рассматривать ее как важный компонент подготовки педагога-музыканта. Конкретизирована система наиболее значимых направлений музыкальной культуры XX века с включением в нее электронной музыки, Разработана модель освоения электронной музыки в процессе подготовки педагога-музыканта. Экспериментально изучена эффективность нашей методики по изучению электронной музыки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что научно обоснована и экспериментально подтверждена целесообразность освоения

студентами электронной музыки; разработана и апробирована методика по изучению электронной музыки. Разработанная методика применяется в рамках курса «Электронная музыка» и может использоваться в курсах «Музыкальная литература» и «История музыки» в средних и высших учебных заведениях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Электронная музыка преподается комплексно в историко-теоретическом аспекте: стилевые направления, школы, жанры.

2. При изучении дагагой области музыкального искусства особое внимание уделяется технологическому аспекту сочинения: различные композиторские методики создания звукового материала и формы Музыкальных произведений,

3. Процесс освоения электронной музыки рассматривается как взаимодействие трех компонентов: мотивационного, содержательного, операционального,

Критерий мотивационного компонента - личностно-цекностное отношение к элеюрокной музыке.

Критерий содержательного компонента — знание электронной музыки и представления о ее введении в музыкально-образовательный процесс. Показатели: знание электронной музыки; представление о ней как о художественной системе.

Критерий операционального компонента - овладение умениями исследования электронной музыки. Показатели: овладение умениями анализа направлений и произведений электронной музыки.

Апробация основных положений исследования осуществлялась на заседаниях кафедры теории и истории музыки МПГУ, Основные положения диссертации отражены в публикациях (5 публикаций) и излагались на научно-практических конференциях (Международная научно-практическая конференция «Проблемы современной педагогики — методологический и аксиологический аспекты», МПГУ, Москва 2001г.; Международная научно-практическая конференция «Проблемы развития — история и современность», 11111 РФ, Москва 2004 г.; Международная интернет-конференция композиторов электронной музыки «Электронная музыка — история, современность, перспективы развития», 2004 г.).

Структура диссертапии. Работа включает в себя введение, три главы, выводы, список литературы и приложение.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, формулируются цель, гипотеза, задачи, предмет, объект, методы исследования, раскрываются новизна, теоретическая и практическая значимость работы, ее научная достоверность, излагаются положения, выносимые на защиту.

Первая глава диссертации «Электронная музыка как область мировой музыкальной культуры» состоит из четырех параграфов. Она

посвящена рассмотрению историко-теоретического и педагогического аспектов изучения электронной музыки.

В параграфе 1.1. рассматривается специфика электронной музыки, как возможность создания уникальных художественных образов при помощи электронной аппаратуры. Освещаются наиболее значимые параметры: создание исходного звукового материала, приемы его трансформации. Дается определение и обоснование определения данного феномена музыкальной культуры: управление звуковыми процессами по динамике, времени и пространству (Э.Артемьев). Раскрываются основные особенности электронной' музыки под историко-теоретическим углом зрения: процесс возникновения, эстетика, музыкальный язык, композиционные принципы, технологии, технические средства, области применения (Ц.Когоутек, Э.Артемьев, А.Соколов). Определяется проблема, связанная с недостаточностью освещения электронной музыки в научной литературе (в особенности с отсутствием освещающего эту область системного историк о-теоретического труда). Электронная музыка рассматривается как самостоятельное направление музыки XX века.

В параграфе 1.2. описывается место электронной музыки в системе направлений музыкальной культуры XX века, таких как импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм, неофолькдоризм, неоромантизм, джаз и рок. Дается краткая характеристика этих направлений с целью определения ниши, занимаемой электромузыкальной областью. В этой системе электронная мушка рассматривается как одно из авангардных направлений.

Параграф 1.3, посвящен общей характеристике основных разновидностей электронной музыки, исторической логике их появления и особенностям становления, специфике музыкального языка. Конкретная музыка, ранняя электронная музыка — как в историческом, так и в теоретическом планах - отражена в трудах Э.Артемьева, Ц.Когоутека, К.Штокхаузена, П.Шеффера, Г.Монахана, Х.Хенце. Взаимодействие указанных ранних видов экспериментальной музыки являются плацдармом для появления иных по содержанию и композиторской методике течений электромузыкального искусства. Эксперименты по созданию нового звука и изобретению звуковых комбинаций нового качества определяются как основа становления электронной музыки.

Особое внимание уделяется субнаправлениям электронной музыки, которые недостаточно полно освещены в музыковедческой и педагогической литературе; традиционная электронная музыка, эмбиент, популярная и «клубная» электронная музыка (Э.Фрезе, К.Шульце, М.Эрдманн, М.Ладдерс, Б.Ино, А.Соколов). Традиционная музыка берлинской, британской и франко-канадских школ является симбиозом академических композиционных принципов' и электронных средств реализации художественных образов. Музыка «Эмбиент» характеризуется как стыковое субнаправление, объединяющее черты и элементы академической и популярной электромузыкальных областей. Данное субнаправлепне

рассматривается как попытка поиска альтерпативы традиционной

электронной музыке. Многообразие течений электронного поп-арта и субнаправлений современной «клубной» музыки является следствием коммерциализации электронной музыки и стремлением композиторов к созданию более доступных для массового восприятия музыкальных произведет^.

Электронная музыка рассматривается как единство всех указанных направлений, как симбиоз научно-технической и художественно-музыкальной мысли.

В Параграфе 1.4.1. рассматривается проблема введения музыки XX века в музыкально-педагогический процесс. Непрерывное развитие современной музыки определяется как фактор, влияющий на процесс обогащения содержания музыкального образования. Изучение

музыкальной культуры XX века является одной из задач совремешюй педагогики, относящейся к области музыкального образования. Подготовка педагога-музыканта предусматривает его всестороннее развитие в области теории и истории современной музыки. Анализируются некоторые подходы к освоению современной музыки: освоение нового музыкального языка и его атрибутики, как решение проблемы ориентации в сфере революционных и экспериментальных направлений музыкального искусства (К.Штокхаузен); поэтапное освоение элементов новой лексики экспериментальных направлений музыкального искусства, «от простого к сложному» (Д.Кауфман); обновление запаса художественных стереотипов учащихся, как попытка создания внутренних личностно-психологаческих условий для восприятия современной музыки (М.Миронова); выявление и анализ творческих связей музыки современных композиторов с традициями западноевропейской и русской музыкальной классики в аспекте формирования благоприятного отношения учащихся к экспериментальным направлениям музыкальной культуры XX века (Т.Рабнна).

Параграф 1.4.2. посвящен описанию опыта введения электронной музыки в музыкально-педагогический процесс. Рассмотрены: факультативный курс А.Смирнова в МГК им. П.И.Чайковского, направленный на изучение экспериментальной электронной музыки «первой и второй волны», композиционных технологий, технических средств, теории и практики экспериментальной электронной музыки; опыт преподавания «электронной музыки» И.Красильниковым: изучение технической составляющей, приемам работы с электронной аппаратурой; курс А. Джангваладзе, «Музыкальная информатика» в АМУ при МПС, включающий в себя краткий экскурс в область теории электронной музыки, связанной с программированием музыкального компьютера. Электронная музыка в нашей стране не изучается как музыкальное наследие, то есть музыкально-педагогический процесс не основан на историко-теоретическом подходе, в отличие от зарубежной педагогической практики (Германия, Австрия, Франция, США, Япония).

Вторая глава «Модель обучения электронной музыке» состоит из трех параграфов.

Параграф 2.1. посвящен исследованию теоретических основ преподавания электронной музыки на музыкальных факультетах педагогических ВУЗов. Определяются целевые установки целостного педагогического процесса, его основополагающие принципы, содержание, структурная организация предполагаемой практической работы.

В основе современной дидактической концепции лежит ряд установок, определяющих сущность предмета и конкретизирующих цели и задачи обучения и воспитании. Так В.И.Загвязинский, характеризуя предмет дидактики, указывает на воспитание и развитие личности в процессе разных видов учебной деятельности. Рассматривая наиболее значимые идеи и подходы, он выделяет: личностный, деятельный, коллективный, оптимизационный, творческий и инновациныый.

Целостный педагогический процесс предполагает сбалансированное взаимодействие многих структурных компонентов, от слаженной работы которых зависит конечный результат. Б трудах Ю.К.Бабаиского также неоднократно подчеркивалось, что оптимальное сочетание ряда педагогических функций не" даст существенного результата, для этого необходима оптимизация всего дидактико-воспитательпого процесса.

Потребностью совершенствования всего комплекса средств педагогического процесса обусловлена актуальность его инновационного преобразования.

Вводимые и распространяемые в педагогической практике новшества должны быть непосредственно связаны с целями современной педагогики, отвечать ее задачам, способствовать повышению качества образовательного процесса и образовательных систем в целом.

Педагог, как источник информации, должен обладать чрезвычайно высоким уровнем профессиональной подготовки и, соответствуя духу времени, отвечать тем объективным целям и задачам, которые ставит современное общество перед высшей школой. Формирование всесторонне развитой, духовно высококультурной личности — цель работы педагога. Для осуществления данной цели акцент делается на два направления педагогики: обучение и воспитание. Роль воспитания молодежи в формировании мировоззрения, обусловленную такими специфическими особенностями человека, как эмоциональность, ярко выраженный оценочный подход к явлениям жизни, направленность личности на активное творчество, описана в трудах Т.Д.Сусловой.

Таким образом, цель подготовки современного педагога интерпретируется как воспитание личности'нового качества, отвечающей стратегии развития современного общества, владеющей полным комплексом предметных знаний, умений и навыков, способной к ее обогащению и передаче усовершенствованного комплекса новому поколению.

Преподавание рассматривается как творческая деятельность педагога (В.В.Краевский). Подчеркивается двойственность учебного процесса: воссоздание его сначала в проекте, а затем в самой действительности учителем. Выделяются некоторые виды творческой деятельности педагога:

конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая. Творчество рассматривается как высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека и необходимое качество педагога.

Учебный процесс, в общем, понимается как процесс непрерывного изменения состояния знаний студентов (С.ИАрхангельский). При этом существенно важное понятие «развивающее обучение» (Л.СЗыготский, Л. В. Зал ков, Д.Б.Эльконин) раскрывается как оптимальное сочетание быстрого темпа обучения на высоком уровне трудности с бережным отношением к внутреннему миру учащегося с его интересами, потребностями, жизненным опытом. Динамическая структура развивающего обучения представляется исходя из «задачного» понимания и «задачного» структурирования педагогической и учебной деятельности (В .И. Загвязинский).

В аспекте формирования принципов обучения рассматривается система, предложенная М.Н.Скаткиным. Выделяются и анализируются принципы, наиболее важные с позиции потенциальной работы с конкретным вопросом: принцип научности и посильной трудности, принцип сознательности и творческой активности, принцип самообразования, принцип наглядности и развития творческого мышления. Существенны принципы доступности и прочности (В.И.Загвязинский), которые раскрываются как

а) определение меры трудности, целесообразной в обучепии;

б) акцентирование внимания па ключевых положениях, ведущих идеях, логике доказательства.

В психологическом аспекте важную роль играет психо-эмоциональная атмосфера, в которой осуществляется процесс усвоения знаний и умений. В этой связи выявляется принцип положительного эмоционального фона обучения.

Исследуется сущность и функциональная сторона комплекса средств обучения (Н.М.Шахмаев). Значительный интерес в плане выбранной темы представляют технические средства, которые с учетом интенсивного развития техники и технологий, с одной стороны, и требования повышениея качества образования, с другой, приобретают особое значение. Техническая сторона работы учителя в большей ее части связана с созданием необходимых условий для самостоятельной работы учащихся, с передачей учебной информации, с контролем. Графические средства (картины, рисунки, схемы) могут быть широко применимы в педагогике, относящейся к области музыкального образования. Схематизация объекта педагогического исследования позволяет в упрощенном виде довести до учащегося блок знаний, связанных с характеристикой нового материала.

Используемая в данной работе система общедидактических методов основала на положениях фундаментального исследования И-Я.Лернера «Дидактические основы методов обучения», описывающего общую структуру методов, необходимых вне зависимости от частных характеристик проблемы, для решения - которой требуется выработка определенного

комплекса средств и способов. Выделяется ряд общедидактических методов: информационно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский.

Исследование работ по теории музыкального образованна позволило сделать вывод, что сформирована педагогическая система, всецело отражающая сущность педагогики музыкального образования, ее специфику, основные проблемы данной области, а также представлена целостная теория преподавания, опираясь на которую педагог решает ряд основных задач, и, одновременно, снимает ряд частных вопросов. Выделяется ряд подходов, методов, отвечающих задаче по формированию специальной- методики по изучению электронной музыки: метод сравнения во всех его проявлениях, метод идентификации, метод перекодирования, метод «забегания» вперед и возвращения к пройденному, метод создания композиций.

Приоритетные качества личности педагога-музыканта всесторонне исследуются Э.Б.Абдуллиным и Б, В, Николаевой, На первый план выдвигаются такие качества личности, которые обеспечивают эффективность педагогического процесса. Среди них: музыкальность, эмпатийность, профессиональное мышление и самосознание, артистизм, профессиональная позиция. Профессиональная позиция педагога понимается как ярко выраженное заинтересованное и обоснованное отношение к музыкально-педагогической действительности, к музыке, к преподаванию музыки (Э.Б Абдуллин, Ш.ААмонашвшш).

Рассматривается специфика профессии педагога-музыканта: принцип «учения самой музыкой» (Л.Г,Арчажникова). Специально акцентируется в этой связи уровень культуры педагога-музыканта, его психолого-педагогической грамотности и эрудиции. Разбирается проблема музыкального мышления (Г.М.Цыпин), как оперирование музыкальными образами и как способность отражать и перерабатывать процессы постепенного усложнения звуковых явлений.

С позиции современной педагогики рассматривается содержание образования в целом как система педагогически адаптированных элементов социального опыта. Подвергается анализу структура образования: необходимые знания, умения и навыки, которыми человек овладевает в процессе обучения; опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. В соответствии со структурой образования процесс обучения должен опираться на следующие основные компоненты: мотивационный (эмоционально-депностиое отношение), содержательный (в него входят знания) и' операциональный (умения и навыки). В связи с анализом данных компонентов уделяется внимание теории деятельности (А.Н.Леонтьев). Так же исследуется модель деятельности учащихся в аспекте . анализа основных ее этапов (Л.М.Фридман).

Наряду с положениями теории общей педагогики и педагогики музыкального образования анализируются рекомендации, заимствованные из педагогического опыта преподавания различных направлении

современной музыки, как в нашей стране, так и за рубежом (Д.Кауфман, М.Моравска, Т.Рабина). Это касается как специальных методов, связанных, в том числе, с проблемой восприятия нового компонента содержания музыкального образования, так и видов деятельности, форм педагогической работы. Среди форм работы отмечаются такие, как дискуссия, викторины, защита творческих проектов, семинары. Выделяются следующие методы: постепенного «погружения», свободной дискуссии, движения от простого к сложному. Подвергается анализу опыт создания музыкальных хрестоматий (А Л. Лагутин)-

Отобранные и проанализированные положения теории общей педагогики и педагогики музыкального образования являются основой для формирования специальной методики преподавания электронной музыки.

Параграф 2.2. «Методика обучения электронной музыке». В предложенной методике определен комплекс методов, средств и форм работы, необходимых для введения электронной музыки, как нового компонента содержания музыкального образования, в музыкально-педагогический процесс. Методика разработана для применения в ходе организации и осуществления педагогического процесса на музыкальном факультете педагогического ВУЗа. Данная методика также может быть использована не только в условиях работы в ВУЗе, но и в средних специальных учебных заведениях, в том числе в рамках курса «История музыки».

Содержание методики базируется на следующих положениях:

1) Изучение электрошюй музыки — целостный по сути процесс, основанный на единстве мотив анионного, содержательного и операционального компонентов подготовки педагогов-музыкантов (см. «Положения на защиту»),

2) Изучение электронной музыки возможно, если музыкально-педагогический процесс основан на историко-теоретаческом подходе.

3) Музыкально-педагогический процесс представляет собой сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с учащимися.

Сущность историко-теоретического подхода заключена в том, что электронная музыка рассматривается как логическое продолжение художественно-стилевого развития музыкальной культуры и искусства, как попытка иного взгляда на организацию музыкальной ткани и звукового пространства и поиска его первоосновы, звука нового качества. Таким образом, изучается само музыкальное наследие во всем многообразии стилевых направлений и их особенностей: эстетика, музыкальный язык, технологии и технические средства.

На основе анализа музыковедческой и методической литературы, а так же на основе собственного педагогического опыта с учебными студенческими и школьными аудиториями, выделяется ряд форм работы. Основной из них является лекция в различных модификациях: лекция, лекция-беседа, лекция-концерт.

Лекция, как основная форма передачи информации ог педагога к учащемуся, предусматривает доминанту вербальной коммуникативной функции, где происходит, в основном, одностороннее движение информационного потока. Фиксация такой информации осуществляется посредством графической записи ключевых положений монолога лектора учащимися.

Лекция-беседа рассматривается как форма работы, где осуществляется двустороннее движение информационного потока, основанное на принципе обратной связи. Такого рода работа необходима в аспекте формирования доверительных отношений между лектором и учащимися, причем процесс этот имеет циклическую характеристику и охватывает как аудиторию в целом, так и каждого учащегося по отделыюсти. Фактор прямого контакта между источником и потребителем информации дает возможность коррекции общего информативного блока, в зависимости от ситуации, в реальном времени. Такой подход, безусловно, связан с умением педагога-лектора ориентироваться в режиме реального времени, и его качество связано с профессиональной подготовкой самого лектора, что является одним из приоритетных качеств педагога-музыканта. Процесс фиксации, в данном случае взаимно-направленной информации происходит, в основном на уровне запоминания, то есть мобилизуются резервы постоянной и оперативной памяти человека.

Лекция-концерт является оной из форм организации группового музыкального занятия. Организация такого рода лекции происходит по принципу прямого радио-эфира^ где слушание музыки составляет от 50 до 75% общего времени. Музыкальный материал, предварительно отобранный педагогом в соответствии с определенной темой, звучит фактически без остановки на протяжении всего занятия. Б момент вступления комментариев педагога музыка затихает, не останавливаясь при этом. Такая форма работы целесообразна для применения, начиная с середины второй стадии изучения электронной музыки, и служит в качестве закрепляющего, обобщающего запятая, после того как вся элементарная часть разобрана, произведения подвергнуты анализу. Лекция-концерт организуется по принципу калейдоскопа н ее интереснее всего использовать в рамках занятия, посвященного творческому пути конкретного композитора или музыкального коллектива, где непосредственно лекция освящает как биографию, так и черты стиля, а музыка непосредственно отображает тот или иной тезис лектора, иллюстрируя и дополняя. Такой вид лекции создает общую психологическую атмосферу непринужденного дружеского контакта между музыкой и слушателем, снимая ограничения в ответной реакции на звучание у слушателя, заостряя внимание к происходящим событиям внутри звукового пространства.

В качестве наглядных пособий могут выступать так же разного рода видеоинсталляции, как в виде сопровождения музыкального материала, так и записи концертных выступлений знаменитых творческих коллективов. Слуптельская аудитория получает право свободного творческого общения

в процессе лекционного занятия, возможность обсуждать и комментировать происходящие события, что способствует ■ повышению эффективности запоминания полученной информации. Лекция-концерт, по нашему мнению, является одной из перспективных форм организации музыкально-педагогического процесса.

Освоение электронной музыки предусматривает изучение особенностей создания звукового материала, поскольку это является одной из определяющих сторон данной сферы музыкального искусства. Для этого рассматриваются различные научно-исследовательские и композиторские методики синтеза, моделирования и преобразования искусственных звуков и звуковых комбинаций. Понятие «немузыкального звука» всесторонне анализируются в историческом аспекте: использование шумов в произведениях музыкальной классики. Особое внимание уделяется конкретной музыке и композиционной методике данного направления. Освещаются наиболее значимые музыкально-технические изобретения и специальные технологии в исторической последовательности их появления, а также способы применения специальных электромузыкальных устройств (синтезатор, сэмплер, музыкальный компьютер) в композиторской практике. Особое внимание уделяется принципам создания электромузыкальных произведений: многоканальная запись звукового материала (электронный аналог партитуры), тембровое и пространственное варьирование элементов музыкальной ткани при помощи аналоговых и цифровых процессоров и специальных компьютерных программ.

Аналитическая работа в качестве ключевого атрибута профессионального изучения электронной музыки рассматривается как обязательная во всех формах организации музыкально-педагогического процесса, кроме лекции-концерта. Специфика анализа музыкальных электромузыкальных произведений обусловлена отличием электронной музыки от традиционной акустической: отсутствием традиционной партитуры, особенностями элементов музыкальной ткани (тема, например, может представлять собой один звук, а ее развитие — тембровая и пространственная трансформация данного звука). Таким образом, для такой работы необходима адаптация специальных методов музыковедческого анализа.

Характеристика общей концепции электромузыкального произведения происходит с учетом ряда обстоятельств: времени создания, особенностей данного стилевого направления, техники композиторской работы, образно-художественной сферы, области бытования.

Освоение музыкальной формы электромузыкальных произведений, как и всех других составляющих, осуществляется посредством слухового анализа и графической схематизации границ формы и тематических элементов. Каждый «инструмент» электронной'партитуры и его партия схематически изображаются на параллельных линиях по горизонтали, границы формы фиксируются в виде блок-схем по вертикали. Подобная практика имеет место на занятиях полифонией при анализе прелюдий и фуг. При выработке

навыка студентов ориентации в компьютерных графиках звукового материала аналитическая работа осуществляется посредством компьютера и программы-секвенсора, отображающей все парши музыкального произведения.

Отдельные музыкальные фразы и темы могут записываться студентами на нотоносце, которые «встраиваются» в общую аналитическую схему. Для обозначения приемов электронной обработки музыкальных фрагментов (преобразующие звуковые эффекты) используются определенные условные знаки и символы, принятые в данной области музыкального искусства.

Гармонический анализ производится путем фиксации тонального плана каждой части произведения в соответствии с внутренними границами музыкальной формы н логикой гармонического развития. Запись аккордовой последовательности может осуществляться как в академической знаковой системе, так и с использованием эстрадно-джазовых обозначений. ■ В сочетании с выписанными мелодическими отрывками гармонические обороты могут быть «встроены» на соседнем нотоносце, образуя, таким образом, вертикаль.

Анализ факторы и ритмики является крайне сложной задачей, поэтому ' данные элементы характеризуются словесно. Такие составляющие музыкальной ткани электромузыкальных произведений, как шумовые комбинации, конкретные и синтезированные звуки, также встраиваются в общую схему произведения в виде условных обозначений на отдельных горизонтальных линиях.

Практическая работа рассматривается в качестве второй составляющей общей структуры музыкально-педагогического процесса, связанного с изучением электронной музыки. Практическая работа направлена на овладение студентами техническими средствами и специальными технологиями. Задачами такой работы являются: выявление возможности самостоятельной творческой деятельности студентов в данной области музыкальной культуры, которая заключается в создании собственных музыкальных произведений; формирование умения аранжировки музыкального произведения гфп помощи электронно-музыкальной техники. При наличии высокой степени заинтересованности студентов, могут изучаться принципы синтезирования и компьютерного моделирования исходного музыкального материала (аналоговый и цифровой синтез, работа с конкретными звуками, применение математических функций для изобретения искусственного звука). Наряду с электронно-музыкальной аппаратурой изучаются новейшие музыкально-компьютерные программы для написания, обработки и исполнения музыкального произведения

(Секвенсоры1 - Cakewalk, Cubase; программы звукозаписи и обработка -Sound Forge, Timeworks; программы сведения1 и мастеринга1 - Izotop Ozone).

Контрольно-оценочная работа, как фактор обобщения и закрепления материала и показатель решения учебно-познавательных задач, производится по ходу осуществления курса, в соответствии с задачами педагога, направленными на анализ конкретной педагогической ситуации, корректировку и совершенствование педагогического процесса. Формы контрольно-оценочной работы: семинары, письменные и устные контрольные работы, зачет, экзамен.

В параграфе 23. излагается план лекционных занятий курса «Электронная музыка». Предлагается содержание 22-х лекционных занятий, включающее в себя краткое содержание теоретической части и произведения для аналитической работы и слушания. Теоретическая часть охватывает историю и теорию следующих направлений электронной музыки: электроакустическая и экспериментальная электронная музыка «первой и второй волны», традиционная электронная музыка, эмбиент, популярная и «клубная» электронная музыка. В содержание включены биографические справки о композиторах и коллективах. Произведения для слушания и анализа отбираются педагогом и предварительно анализируются. В таблицах приводится расчет времени по каждой форме работы. Лекционных и практические занятия количественно соотносятся приблизительно как 2/1 (то есть 44 академических часа отведено на лекции и 20 часов на практикумы, причем количество часов практикумов может варьироваться в зависимости от конкретной ситуации).

Третья глава «Организация опытно-практической работы» состоит из - описания основного и повторного эксперимента, которые проводились на базе Технопарка «Образование» н музыкального факультета МПГУ в рамках специального курса «Электронная музыка» с 2002 по 2005 г.Г. В 2002-2003 учебном году проводилась подготовительно-организационная работа. В 2003-2004 учебном году проходили констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, в 2004-2005 году они проводились повторно для проверки полученных результатов. На подготовительно-организационном этапе (в 2002-2003 учебном году) осуществлялся отбор содержания занятий по теме «Электронная музыка», опробовались и отрабатывались методические приемы, формы работы, организации обучения. Специфика эксперимента заключалась в невозможности сформировать контрольную группу, в связи с отсутствием электронной музыки в музыкально-

1 Секвенсор (секвенсер) - компьютерная программа для многоканальной записи и обработки звукового материала, устроенная по принципу оркестровой партитуры. Звуковой канал эквивалентен оркестровой партии отдельно взятого инструмента.

1 Сведение - процесс объединения всех данных электромузыкальной партитуры в конечную звуковую дорожку посредством аналоговых я цифровых эффектов (эхо, реверберация, частотная регуляция).

Мастеринг — процесс обработки конечной звуковой дорожки, предназначенной дня исполнения, посредством цифровых и аналоговых эффектов (эквалайзер, компрессия) для ровного ж четкого звучания при исполнении на звуковоспроизводящем оборудовании.

педагогическом процессе. Экспериментальная группа курса «Электронная музыка» составляла 20 человек. Испытуемые были с теоретической подготовкой не ниже музыкального училища. Цель эксперимента - опытно-практческая проверка действенности методики освоения электронной музыки.

В параграфе 3.1. описывается «Педагогическое наблюдение», которое проводилось на всех занятиях по предмету «Электронная музыка». Исследование было непрерывным, что позволяло получить целостное представление и выявить устойчивые связи и отношения в наблюдаемом. Проведенное в 2003-2004 учебном году педагогическое наблюдение позволило выявить следующее:

1) Специфика освоения электронной музыки заключается в изучении совершенно незнакомой художественно-музыкальной сферы: нетрадиционных подходов к организации музыкальной ткани и принципов работы с ней, новой семантики музыкального языка, специальных технических средств и технологий;

2) Изучение электронной музыки может в значительной мере обогатить систему музыкального образования учащихся.

Повторное наблюдение дало схожие с основным результаты, что позволяет говорить о закономерности, а не случайности, выявленной специфики освоения электронной музыки. Результаты отображены в специальных таблицах.

В Параграфе 3.1.1. изложены положения констатирующего эксперимента, задачей которого было выявление исходного уровня осведомленности студентов в области электронной музыки. Исходный уровень осведомленности студентов в области электронной музыки интерпретировался как совокупность практически усвоенных знаний музыки и знаний о музыке. Для решения поставленной задачи использовалось анкетирование группы. Анкетирование выявило незначительную осведомленность студентов в области электронной музыки, так как большинство не дало ответов, соответствующих высокому уровню знаний и лишь V* группы показала средний уровень знаний.

В Параграфе 3.1.2. описывается ход и результаты формирующего эксперимента. В течение формирующего эксперимента были сделаны контрольные «срезы» по отдельным видам теоретической и практической работы: характеристика особенностей различных направлений электронной музыки, аннотация, включающая краткую биографию и характеристику черт стиля одного или нескольких коллективов, анализ музыкальных произведений, определение музыки на слух. Задачей формирующего эксперимента являлось определение уровня знаний и умений студентов в области электронной музыки. Среднестатистический балл выставлялся (по пятибалльной шкале) по следующим показателям: знание теоретического материала, знание музыки, умение анализировать музыкальное произведение. Данные показатели являются критериями освоения электронной музыки. Уровень знаний и умений

студентов на первом контрольном «срезе» оценивался как «хороший», на втором «срезе» как «отличный». Если на первом «срезе» среднестатистический балл по основным показателям приближается к 4 (знание теоретического материала - 3,9; знание музыки - 4,0; умение анализировать музыкальное произведение - 3,9), то на втором «срезе» он повысился и приблизился к 4,5 (знание теоретического материала - 4,4; знание музыки - 4,4; умение анализировать музыкальное произведение -' 4,1).

Параграф 3.1.3. «Контрольный эксперимент», В рамках контрольного эксперимента были поставлены следующие задачи; оценка знания теоретического материала, знания музыки, умения анализировать музыкальное произведение и выявление динамики роста

среднестатистического балла группы от начальной к завершающей стадии. Контрольный эксперимент проводился на экзамене курса «Электронная музыка». Результаты контрольного эксперимента следующие: среднестатистические баллы, отражающие уровень освоения студентами электронной музыки приближаются к оценке 5 - баллов (знание теоретического материала - 4,9; знание музыки - 4,9). Наименьший балл относится к умению анализировать произведения электронной музыки (4,8 бала), поскольку это качество, становление которого требует большего промежутка времени и наличия специальных возможностей, как теоретических, так и технических.

В параграфах 3.2 дается описание хода и результатов повторного констатирующего эксперимента. К задачам повторного эксперимента прибавилась задача сравнить результаты двух экспериментов. В ходе констатирующего эксперимента посредством анкетирования выявлялся исходный уровень знаний студентов в области электронной музыки. Результаты повторного констатирующего эксперимента являются сходными с результатами основного констатирующего эксперимента, то есть исходный уровень осведомленности студентов в области электронной музыки является «низким».

В ходе формирующего эксперимента (параграф 3.2.1) обнаружилось сходство (с соответствующим этапом основного эксперимента) среднестатистического балла группы на первом контрольном «срезе» по следующим показателям: знание теоретического материала (3,9), знание музыки (4,0). Умение анализировать музыкальное произведение было оценено в 3,8 балла, что па 0,1 ниже результата основного эксперимента. Результаты второго контрольного «среза» имеют некоторые расхождения с соответствующими результатами основного эксперимента. Так по показателю «знание музыки» балл соответствует 4,4 (на 0,1 ниже основного), по показателю «умение анализировать музыкальное произведение» балл соответствует 4,0 (на 0,4 ниже основного). Уровень освоения студентами электронной музыки можно оценить как «хороший».

Ход контрольного эксперимента описан в параграф 3.2,2. Результаты по вышеуказанным основным показателям имеют расхождение с результатами

основного эксперимента на (-0,1 балла). Результаты сравнения отображены в диаграмме.

Сравнение результатов основного и повторного экспериментов

В ходе проделанной научно-исследовательской работы пами сделаны следующие выводы,

1) Процесс обучения электронной музыке строится с учетом особого положения данной области музыкального искусства среди стилевых направлений музыкальной культуры XX века, радикального характера ее стилевой новизны.

2) Электронная музыка может быть изучена при следующих условиях:

■ осваивается теория электронной музыки: особенности создания звукового материала, композиторская методика работы с ним;

• изучается история электронной музыки: стилевые направления, индивидуальные композиторские стили, музыкальный язык, биографии композиторов и коллективов;

• проводится музыкально-аналитическая работа с произведениями электронной музыки с учетом изменения методов музыковедческого анализа в соответствии со спецификой изучаемого материала;

• практически осваиваются технические средства и специальные технологии;

• актуализируется личный опыт студентов в области музыкальной культуры XX века и электронной музыки.

3) Освоение электронной музыки опирается на комплекс трех компонентов: мотивационного, содержательного, операционального. В их содержание входит:

а) формирование у студентов личностно-ценностного отношения к электронной музыке;

б) освоение будущими педагогами-музыкантами знаний в области теории н истории электронной музыки;

в) развитие у учащихся умений анализировать произведения различных направлений и школ электронной музыки.

4) Процесс преподавания электронной музыки может опираться на предложенные методику и поурочный план курса «Электронная музыка».

5) Наличие специальной технической базы способствует улучшению качества процесса усвоения материала;

6) Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность применения разработанной методики, которая способствует освоению электронной музыки студентами с низким исходным уровнем осведомленности в данной области.

Таким образом, можно считать, что выдвинутые в порядке гипотезы положения подтверждены, и основная цель исследования достигнута.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Нагих М.В. К вопросу об электронной музыке. //Музыкальная педагогика XX века: традиции и инновации. Вып. Ю.-М.:МПГУ, 2003.-С.86-93 (0,5 пл.).

2. Нагих М.В. Электронная музыка: от эксперимента к традиции. Исследование. М„ МПГУ, 2004, - 19 с. (1,25 пл.).

3. . Электронная музыка в музыкально-педагогическом процессе. — М., МПГУ, 1 -20 с. (1,25 пл.).

4. Нагих М.В. Электронная музыка последней четверга XX века -вопросы изучения.-М.,МПГУ, 2005.-20 с. (1,25 п.л.)

5. Нагих М.В. Преподавание электронной музыки — теоретический аспект. — М, МПГУ, 2006. -23 с. (1.5 пл.).

Подп- кпеч. 13.06.2006_Объем 1 пл. Заказ №. 132 Тир 100экз.

Типография МИГУ

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Нагих, Михаил Валерьевич, 2006 год

Введение.

Глава ¡.Электронная музыка как область мировой музыкальной культуры

1.1. О специфике электронной музыки.

1.2. Электронная музыка в системе направлений музыки XX века.

1.3. Разновидности электронной музыки.

1.4.1. Музыка XX века в музыкальной педагогике.

1.4.2. Электронная музыка в музыкальной педагогике.

Глава II. Модель обучения электронной музыке

11.1. Теоретические основы преподавания электронной музыки.

11.2. Методика изучения электронной музыки.

11.3. Поурочный план курса «Электронная музыка».

Глава Ш.Организация опытно-практической работы.

III. 1. Педагогическое наблюдение.

III. 1.1. Констатирующий эксперимент.

111.1.2. Формирующий эксперимент.

111.1.3. Контрольный эксперимент.

III.2. Повторный эксперимент.

111.2.1. Констатирующий эксперимент.

111.2.2. Формирующий эксперимент.

111.2.3. Контрольный эксперимент.

Выводы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Электронная музыка как компонент подготовки педагога-музыканта"

Актуальность исследования.

Современное общество выдвигает перед системой образования серьезный социальный заказ: воспитание человека нового поколения, гармоничной, всесторонне развитой личности. Перед педагогикой высшего образования поставлена задача подготовки специалистов, способных к выполнению этого требования общества. В этой связи важным является система знаний в области гуманитарных наук, отвечающая уровню духовного и интеллектуального развития прогрессивного человечества.

В современной педагогике музыкального образования особое внимание уделяется проблеме обогащения содержания музыкального образования Интенсивно развивающаяся музыкальная культура XX века требует от музыковедения и педагогики особого внимания к стилевым направлениям данной области музыкального искусства. В настоящее время вопросами изучения и введения современной музыки в музыкально-образовательный процесс занимаются виднейшие педагоги-музыканты в России и за рубежом. Однако существуют неисследованные области современной музыки, так называемые «белые пятна», требующие к себе повышенного внимания. В частности, отсутствуют научные труды, посвященные электронной музыке как компоненту подготовки педагога-музыканта.

Электронная музыка - одна из важных областей современной музыкальной культуры, представленная многообразием стилевых направлений, школ, индивидуальных стилей. Ее история насчитывает более полувека и охватывает несколько поколений музыкантов-композиторов. Электронная музыка является уникальным пластом культурно-музыкального наследия и одновременно художественной системой. Сегодня электронная музыка занимает одно из центральных мест современного музыкального авангарда, как самостоятельное направление, так и проникающее во многие сферы культуры и искусства.

Системного искусствоведческого труда об электронной музыке, объединяющего все компоненты данной области, на сегодняшний день не существует. Искусствоведческий аспект изучения электронной музыки, отражающий отдельные ее сегменты и элементы, представлен в специальных исследованиях Ц.Когоутека, К.Штокхаузена, ПШеффера, Х.Аймерта, Э.Артемьева, П.Бауманна.

Педагогический аспект обращения к электронной музыке представлен в незначительном объеме. Существуют отдельные публикации И.Красильникова, А.Смирнова, Д.Моруани, К.Штокхаузена, К.Шнитцлера, в которых уделяется внимание в основном описанию технических средств создания электронной музыки и принципам обращения с электронной аппаратурой.

Это позволяет сформулировать проблему диссертации. Она заключается в противоречии между значимостью электронной музыки как компонента музыкальной культуры и отсутствием научно-обоснованной методики ее введения в музыкально-педагогический процесс.

Таким образом, нерешенность этой проблемы и ее значимость для теории и практики музыкального образования обусловливают актуальность нашего исследования.

Целью исследования является разработка модели преподавания электронной музыки в условиях занятий со студентами музыкально-педагогического ВУЗа.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки педагога-музыканта.

Предмет исследования - электронная музыка как компонент профессиональной подготовки педагога-музыканта.

Гипотеза исследования: Электронная музыка может быть компонентом подготовки педагога-музыканта, если в процессе преподавания учитывается ее особое положение среди стилевых направлений музыкальной культуры XX века, ее радикальная новизна, а следовательно:

• уделяется специальное внимание способам создания звукового материала;

• предметом особого рассмотрения являются принципы формообразования музыкальных произведений;

• в процессе преподавания электронной музыки производится изменение методов музыковедческого анализа, соответствующих изучаемому материалу;

• используется специфическая техническая база. Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и особенности электронной музыки.

2. Определить место электронной музыки в системе направлений музыки XX века.

3. Описать основные направления электронной музыки.

4. Проанализировать положение электронной музыки в музыкальной педагогике.

5. Определить дидактические и научно-методические основы для разработки методики введения электронной музыки в музыкально-педагогический процесс.

6. Разработать методику введения электронной музыки в музыкально-педагогический процесс.

7. Разработать план лекционных занятий курса по электронной музыке.

8. Осуществить опытно-экспериментальную проверку разработанной методики.

Методологическую основу исследования составили: Положения общей педагогики: теория обучения (В.И.Загвязинский), в частности теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Г.М.Цыпин, Д.Б.Эльконин); принципы массового обучения (Я.Коменский), интеграционный подход в профессиональной подготовке студентов (М.М.Левина), проблема преподавания как творческой деятельности (В.В.Краевский), анализ системного подхода в сфере научного образования (В.С.Леднев), дидактические основы методов обучения (И.Я.Лернер), характеристика принципов и средств обучения (М.Н.Скаткин, Н.М.Шахмаев); положения теории музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева), в их числе проблема формирования музыкальной культуры подростков (Ю.Б.Алиев), задачи музыкального воспитания и проблема музыкального восприятия (О.А.Апраксина, В.И.Петрушин), выявление специфики профессии педагога-музыканта (Л.Г.Арчажникова), особенности музыкального развития (Н.А.Ветлугина), принципы разработки наглядных пособий (А.И.Лагутин) и др.; положения теории деятельности в психологии (А.Н.Леонтьев); общие положения теории и истории музыки XX века и электронной музыки (Э.Н.Артемьев, Э.Варез, Ю.Дмитрюкова, Х.Леонардсбергер, Д.Кауфман, Ц.Когоутек, М.Моравска, Е.А.Мурзин, А.С.Соколов, Л.Флориан, Э.Фрезе, К.Штокхаузен, М.Эрдманн и др.); положения культурологии (М.М.Бахтин); положения философии (Ф.Бекон, Пифагор, Чжуань-Цзы).

Методы исследования:

-изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования из области философии, психологии, социологии, культурологии, общей педагогики, теории и методики музыкального образования; -анализ электронной музыки;

-анкетирование, беседа, анализ письменных работ студентов; -педагогический (констатирующий, формирующий, контрольный) эксперимент.

Опытно-экспериментальное исследование проходило на базе курсов «Электронная музыка» Технопарка «Образование» Министерства Образования РФ и музыкального факультета Московского Педагогического Государственного Университета.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечивалась теоретическим исследованием специфики электронной музыки и ее введением в музыкально-педагогический процесс; применением системы методов, отвечающих объекту, предмету, целям и задачам исследования, взаимно контролирующих и дополняющих друг друга; использованием методов прикладной статистики.

Новизна работы заключается в том, что электронная музыка изучается как компонент подготовки педагога-музыканта. Электронная музыка, рассматриваемая в единстве всех направлений и композиторских школ, впервые становится предметом специального научно-педагогического анализа.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, в диссертации выявлены основные характеристики электронной музыки, позволяющие рассматривать ее как важный компонент подготовки педагога-музыканта. Конкретизирована система наиболее значимых направлений музыкальной культуры XX века с включением в нее электронной музыки. Разработана модель освоения электронной музыки. Экспериментально изучена эффективность нашей методики по изучению электронной музыки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что научно обоснована и экспериментально подтверждена целесообразность освоения студентами электронной музыки; разработана и апробирована методика по изучению электронной музыки. Разработанная методика применяется в рамках курса «Электронная музыка» и может использоваться в курсах «Музыкальная литература» и «История музыки» в средних и высших учебных заведениях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Электронная музыка преподается комплексно в историко-теоретическом аспекте: стилевые направления, школы, жанры.

2. При изучении данной области музыкального искусства особое внимание уделяется технологическому аспекту сочинения: различные композиторские методики создания звукового материала и формы музыкальных произведений.

3. Процесс освоения электронной музыки рассматривается как взаимодействие трех компонентов: мотивационного, содержательного, операционального.

Критерий мотивационного компонента - личностно-ценностное отношение к электронной музыке.

Критерий содержательного компонента - знание электронной музыки и представления о ее введении в музыкально-образовательный процесс.

Показатели: знание электронной музыки; представление о ней как о художественной системе.

Критерий операционального компонента - овладение умениями исследования электронной музыки. Показатели: овладение умениями анализа направлений и произведений электронной музыки.

Апробация основных положений исследования осуществлялась на заседаниях кафедры теории и истории музыки МПГУ. Основные положения диссертации отражены в публикациях (6 публикаций) и излагались на научно-практических конференциях (Международная научно-практическая конференция «Проблемы современной педагогики - методологический и аксиологический аспекты», МПГУ, Москва 2001г.; Международная научно-практическая конференция «Проблемы развития - история и современность», ТПП РФ, Москва 2004 г.; Международная интернет-конференция композиторов электронной музыки «Электронная музыка - история, современность, перспективы развития», 2004 г.).

Структура диссертации. Работа включает в себя введение, три главы, выводы, список литературы и приложение.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Нагих, Михаил Валерьевич, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М., 1990.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., Просвещение. - 1983.

3. Абдуллин Э.Б.,Николаева Е.В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М., 2003.

4. Адорно Теодор В. Introduction to the sociology of music. N.Y., 1976. -.

5. Адорно Теодор В. Проблемы философии морали. Пер. с нем. М.Л.Хорькова. М.: Республика, 2000. - (Б-ка этической мысли).

6. Андро Теодор В. Философия новой музыки / Пер. с нем. Б.Скуратова; Вступ. ст. К.Чухрукидзе. М.:Логос, 2001.

7. Алиев Ю.Б. Вопросы методики музыкального воспитания детей. М., 1976.

8. Алиев Ю.Б. Восприятие исполнительских средств выразительности в повышении музыкальной культуры учащихся-подростков////Музыкальное воспитание школьников и профессиональная направленность подготовки учителя музыки. «Прометей» М., 1989.

9. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000. нот. - (Б-ка учителя музыки).Ю.Алиев Ю.Б. Музыка: Программа. М., Просвещение, 1993.

10. ЬАмонашвили Ш.А. Размышления о Гуманной Педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили11, 2001.

11. Амортис Л. Клубная музыка в Германии //Электрические ландшафты. -М., 1999.

12. З.Ананьев Б.Г. и др. Индивидуальное развитие человека: Восприятие. -М.: просвещение, 1968.

13. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова/ Вводная ст.: А.А.Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980.

14. Ананьев Б.Г. Некоторые вопросы теории воспитания // Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960

15. Апраксина О. Музыкальное воспитание в школе: Сб. ст. М.: Музыка, 1975.-Вып. 10.

16. Апраксина O.A. О праве учителя-музыканта на эксперимент// Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М., 1982.

17. Арановский М. Музыкальный текст: Структура и свойства. М.: Композитор, 1998.

18. Арановский М.Г. Путь ученого // Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования. Кн. II JL, 1987.

19. Артемьев Э. Электронная музыка. М., 1999.

20. Архангельский С.И. Задачи учебного процесса. М., 1991.

21. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. -М., 1984.

22. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: В 2 кн. Л.: Музгиз, 1963.

23. Асафьев Б.В. О музыке XX века. Л.: Музыка, 1970.

24. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е / Ред. и вступ. статья Е.М.Орловой. Л., 1973.

25. Бабанский Ю.К. Об актуальных вопросах методологии педагогики. -Советская педагогика, 1979, №3.

26. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

27. Белунцов В.О. Интервью с Э.Н.Артемьевым М., 1997.

28. Белунцов В. Лето-2004.Новости//Музыка и электроника. М., 2004, №3.

29. Бердяев H.A. Самопознание: Сочинение. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1997. - (Серия «Антология мысли»),

30. Блауберг И.В. Целостность и системность // Системные исследования. Ежегодник, 1977. -М., 1977.

31. Блинова М. Временная природа музыкального восприятия в свете учения о высшей нервной деятельности// Вопросы теории и эстетики музыки,- Л., 1998. Вып.8.

32. Большой толковый психологический словарь: В 2 т: Пер. с англ./ Сост. А.Ребер М.: Вече: А.С.Т., 2000 - Т.1: А-О.

33. Бонфель М.Ш. Введение в музыкознание: Учеб.пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

34. Бэкон Ф. Жизнь, судьба, учение // Таранов П.С. Анатомия мудрости. -«Таврия», 1995, т.2.

35. Варез Э. Воспоминания и мысли. Дармштадт, 1960.

36. Васильев Д. Шумовая музыка//Музыка и электроника. М., 2004, №3.

37. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М., 1967.

38. В мире искусства: Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства/ Сост.: Т.К.Каракаш, А.А.Мелик-Пашаев; Науч.ред. A.A. Мелик-Пашаев. М., 2001.

39. Вольные мысли: К юбилею С.Слонимского. СПб.: Композитор, 2003.

40. Восприятие музыки / Сост В.В.Максимов. М., 1980.

41. Выготский JI.C. Психология искусства. 3-е изд. - М.: Искусство, 1986.

42. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.

43. Высоцкая М.С. К исследованию современного художественного мышления. М., 1996.

44. Гегель Г.Ф. Эстетика. В 4-х томах. Т.З. / Под ред. М.Лифшица. М., 1969.

45. Горлинский В. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: Актуальные проблемы переходного периода / Моск. гос. Ин-т музыки им. А.Г.Шнитке. -М.,1999.

46. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе, 1988, №2.

47. Гостдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: Междунар.академия наук, 1983.

48. Гусев С.С. Миграция понятий и взаимодействие науки и искусства // Психология процессов художественного творчества. Л., 1988.51 .Данилов М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований // Сов.педагогика, 1969, №5.

49. Дмитрюкова Ю. Пьер Шеффер. Разочарование первооткрывателя. Вступит.слово Ю.Дмитрюковой. М.,1986.

50. Долинская Е. О русской музыке последней трети XX века: Учебное пособие по курсу «История современной отечественной музыки» для студентов музыкальных вузов. Магнитогорск: Изд-во МаГК: Магнит. Гос. Консерватория, 2000.

51. Друскин М. Зарубежная музыкальная историография: Учеб. Пособие. -М.: Музыка, 1994. (Б-ка музыканта-педагога).

52. Епихин В.А. Теоретические принципы дидактических конфликтов//Теория и практика высшего педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов. М.: Изд. «Прометей» МИГУ им.В .И.Ленина. М., 1991.

53. Зубарева Н. Об эволюции пространственно-временных представлений в художественной картине мира // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. М., 1983.

54. История современной отечественной музыки: Учеб. Пособие / Ред.-сост. Е.Долинская. М.: Музыка, 2001. - Вып.З.

55. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя. Изд. 2-е испр. и доп. М., 1984.

56. Каган М.С. Музыка в мире искусств // Сов. Музыка, 1987, №1,3.

57. Катунян М. Эдуард Артемьев: «Музыка это канал связи со Вселенной» (интервью)// Музыка в школе, 2002, №4.

58. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке. М., 1980.

59. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие: Монография. М.: Кимос-Ард., 1997.

60. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. М., Музыка, 1976.

61. Колико Н.И. Композиция Хельмута Лахенманна: эстетическая технология М., 2002

62. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.

63. Конен В. Предпосылки композиторского творчества XX века // Куницкая Р. Французские композиторы XX века: Очерки. М., 1990.

64. Копнин П.В. Логические основы науки. Киев, 1968.

65. Краевский В.В. Методологическая рефлексия // Сов.педагогика, 1989, №2.

66. Краевский В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя. // Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982.

67. Краевский B.B. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ). -М., 1977.

68. Красильников И. Музыкальная библиотека на домашнем компьютере/Музыка и электроника. М., 2004, №3.

69. Красильников И. Работа на основе МИДИ-секвенсеров//Музыка и электроника. М., 2004, №3.

70. Красильников И. С новыми музыкальными инструментами к новой музыкальной культуре общества //Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании. - М., «Флинта», 1999.

71. Красильников И. Современные тенденции и противоречия развития музыкальной культуры и образования //Музыка в школе, 2001, № 1.

72. Краткий психологический словарь/ Под ред.: А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. Ростов н/Д, 1999.

73. Кутьев В.О. Методология педагогики: какая она сегодня? // Сов.педагогика, 1990, №6.

74. Ландерс М. Музыка плывущих сфер. М., 1996.

75. Ландерс М. Традиционная электронная музыка. М., 1993.

76. Ландерс М. Электронной музыке 130 лет. М., 1999.

77. Левина М.М. Проблемы интеграции дидактической и методической подготовки студентов//Теория и практика высшего педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов. М.: Изд. «Прометей» МПГУ им.В .И.Ленина. М., 1991.

78. Легранд Ж. Цифровые инструменты в модернизации начального музыкального образования//Музыка и электроника. М., 2004, №3.

79. Леднев B.C. Научное образование. М., 2002.

80. Леонтьев А.Н. Человек и культура. М., 1961. - 115с.

81. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

82. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

83. Лискина Е.Е. Осваивая синтезатор//Музыка в школе. М., 2001, №2.

84. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика // Античная музыкальная эстетика. Собрание текстов А.Ф.Лосева. Предисл. В.П.Шестакова. -М., 1960.

85. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки // Сов. Музыка, 1990, №11.

86. Львов Д.С. Об укладах современного российского общества. М.,1999.

87. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М.:Сов.композитор, 1978.

88. Мазель Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. М., 1982.

89. Мазель Л.А., Цукерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М., 1967.

90. Мартин Д. Рок, электрогитары и опера //Ровесник. 1986. №11.

91. Мархасев Л. В легком жанре. Л., 1986.

92. Матвеев B.C. Загадки и резервы психики. Издательство Уральского университета, 1990.

93. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. -Л., 1988.

94. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки. М., 1980.

95. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства // Преподаватель. М., 2001. №6.

96. Медушевский В.В. К проблеме, сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей // Музыкальный современник. М., 1984. - Вып. 5.

97. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.

98. Медушевский В.В. О методе музыковедения // Методологические проблемы музыкознания. Сб. статей. М., 1987.

99. Медушевский В.В. Потребности музыкальной культуры и воспитание музыковедов // Сов. Музыка, 1981, №1.

100. Медушевский B.B. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя. МГК, 1971.

101. Медушевский В.В. Углублять концепцию музыкального образования // Сов. Музыка, 1981, №9.

102. Мейлах В. Философия искусства и художественная картина мира // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. М., 1983.

103. Мирецкая В.Г. Совершенствование восприятия художественного образа подростками на уроках музыки и литературы. М., 1984.

104. Миронова М.П. К проблеме освоения современной музыки профессионально-академической традиции: методологический аспект. М., 2000.

105. Михайлов М.К. Стиль в музыке: Исследование. Л.:Музыка, 1981.

106. Монин A.A. Теория авторефлексии. М., 1996.

107. Монин A.A. Философия авторефлексии. М., 2000.

108. Монин A.A. Филология авторефлексии. М., 1999.

109. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

110. Мостепаненко A.M., Зубов P.A. Научная и художественная картины мира: (Некоторые параллели)//Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. М., 1983.

111. Музыка XX века: Очерки: В 2 ч. М., Музыка, 1984.

112. Музыкальное воспитание школьников и профессиональная направленность подготовки учителя музыки // Межвузовский сборник научных трудов / Моск. гос. Пед. Ин-т. М.: Изд-во «Прометей», 1989.

113. Музыкальное искусство и наука: Сб.ст/ Сост. Е.В.Назайкинский. -М.: Музыка, 1973.

114. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.

115. Мурзин Е.А. Эстетика электронной музыки. М., 1966.

116. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М., 1988.

117. Назайкинский E.B. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.

118. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. Сб.статей. М., 1980.

119. Нестьев А.И. Вступительная статья // Нестьев А.И. Учитесь слышать музыку. М.Музыка, 1987.

120. Нестьев И. Для чего люди ходят в оперу? // Сов.музыка, 1980. №8.

121. Нестьев И. Поэзия горя и гнева // Сов.музыка. 1988. №9.

122. Орлов Г.А. Психологические механизмы музыкального восприятия // Вопросы теории и эстетики музыки. Л.Музыка, 1963. -Вып 2.

123. Орлова Г.А. Художественная культура и технический прогресс// Вопросы теории и эстетики музыки. М.: 1971- Вып 9.

124. Песталоцци И.Г.Азбука наглядности. «Таврия», 1988.

125. Петрушин В .И. Личность и деятельность музыканта // Петрушин В.И. Музыкальная психология. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.,1997.

126. Пиличаускас A.A. Познание музыки как педагогическая проблема // Музыка в школе, 1989, №1.

127. Пифагор//Таранов П. 106 философов.-«Таврия», 1995, т.1.

128. Подкорытов Г.А. Общее и особенное в методологии научного познания // Общее и особенное в методологии социальных исследований. Сб. статей. Л., 1986.

129. Португалов К.П. Серьезная музыка в школе: (Из опыта работы учителя). М.: Просвещение, 1974.

130. Просняков М. Об основных предпосылках новых методов композиции в современной музыке //Laudamus. М., 1992.

131. Психологическая диагностика детей и подростков: Уч.пособие: для студентов / М.К.Акимова, Г.А.Берулава, Е.М.Борисова и др.; Подред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. М.: Междунар. Пед. Академия, 1995.

132. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: Учеб. Пособие: Для студентов муз. Фак. Высших пед. Учебных заведений / Д.К.Кирнарская, Н.И.Киященко, К.В.Тарасова и др.; Под. Ред. Г.М.Цыпина. М.: Изд.центр «Академия», 2003.

133. Рабина Т.Б. Восприятие современной музыки: автореферат. -М.,2003.

134. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1989.

135. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980.

136. Рапацкая JI.A. Русская художественная культура: Учеб. Пособие. М.: ВЛАДОС, 1998.147. Рождественская Т.М.

137. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2001.

138. Ройтерштейн М.И. С доверием к музыке // Сов. Музыка, 1988, №3.

139. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. М., 1946.

140. Рубинштейн С.Л. Процесс познания // Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.

141. Руссо Ж.Ж. // Таранов П.С. Анатомия мудрости. «Таврия», 1995, т.2.153.

142. Самойлова Е. Особенности аранжировки для синтезатора классических произведений//Музыка и электроника. М., 2004, №3.

143. Светланов Е. Музыка сегодня: Статьи, рецензии, очерки. М.: Сов.композитор, 1985.

144. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю). М., 1986.

145. Скаткин М.Н. Педагогика:Учебное пособие / Под ред. П.И.Питкасистого. М.: Пед.общество России, 1998.

146. Скаткин М.Н. Принципы обучения. // Дидактика средней школы. -М.: Просвещение, 1982.

147. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. -М., 1973.

148. Слонимский С. Быть в общении со слушателем // Муз.жизнь. 1980. №22.

149. Эстетика: Словарь. М.: Политлитература, 1989.

150. Соколов A.C. Музыка вокруг нас. «ИДФ», 1996.

151. Соколов A.C. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества. М.: Музыка, 1992.

152. Сохор А.Н. Бит или не бит? // Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л., 1980.

153. Сохор А.Н. О методологии музыкальной критики // Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Кн. III. Л., 1980.

154. Сохор А.Н. О методологии научного познания искусства // Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Кн. II. Л., 1980.

155. Сохор А.Н. Стиль, метод, анализ //Сохор А.Н. Вопросы теории и эстетики в музыке: Сб. Л., 1965.

156. Стравинский И. Диалоги. Л., 1976.

157. Таранов П.С. Анатомия мудрости. «Таврия», 1995.

158. Тарасов Г.С. проблема духовной потребности (на материале музыкального воспитания).- М.,1979.

159. Термен JI.C. Физика и музыкальное искусство. М., «Знание», 1966.

160. Тихонов Н. Скрытые облаками («Пинк Флойд») //Музыка и электроника. М., 2004, №3.

161. Торопова A.B. Антропологическая концепция психологии музыкального образования // Преподаватель. М., 2001. - №6.

162. Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов н/Д. Изд-во «Феникс», 2000.

163. Флориан JI. Экспериментальные музыкальные инструменты. 1962.

164. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений/ Сост. Науч. Ред., авт. Вступ.ст. М.ГЛрошевский. М.: просвещение, 1989.

165. Фридман Д. Музыка и современность: Сб. Ст. М.: Музыка, 1974. И. Старобинский C.JI. Развитие музыкального восприятия школьников при стиле-слуховом анализе музыкальных произведений: Методика. -М., 1987.

166. Фридман JIM. Педагогика глазами психолога. М., 1980.

167. Холопова В. София Губайдулина: Монографическое исследование/ Интервью С.Губайдулиной Э.Рестаньо. М.: Композитор, 1996.

168. Холопова В., Композитор Альфред Шнитке. Челябинск: Изд-во «Аркаим», 2003.

169. Цареградская Т. Компьютер в музыкальном образовании: путь в будущее. Музыка и электроника. М. - 2004.

170. Цукер А. И рок и симфония. М., 1993.

171. Цукерман B.C. Музыка и слушатель: Опыт социологического исследования. -М.: Музыка, 1972.

172. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника: Учеб. Пособие: Для студентов муз.-пед.фак. и отд. Высших и средних пед. Учеб. Заведений. М.: Изд.центр «Академия», 1999.

173. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. Кн. 1. М., 1988.

174. Цытович В. Размышления о роли мелодии в современной музыке // Критика и музыкознание. JL, 1980. Вып.2.

175. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. М.,-1994.

176. Черная М.Р. О новом сборнике для синтезатора//Музыка в школе. -М., 2001, №2.

177. Чернов А. К спорам о современной музыке: Статьи, выступления, заметки. Л.; М.: Сов.Композитор, 1972.

178. Чжуань-цзы // Таранов П.С. Анатомия мудрости. «Таврия», 1995, т. 1.

179. Шахмаев Н.М. Средства обучения. // Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982.

180. Шохман Г. В защиту единства музыки//Сов.музыка. 1985. №6.

181. Электронная музыка//Музыкальный энциклопедический словарь. -М., 1991, с.645.

182. Штокхаузен К. Электронная и инструментальная музыка. Пер. М.Чаплыгиной, М.,1996.

183. Электронная музыка//Советский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия. 1980, с.2-960.

184. Эльконин Д.Б. Опыт обучения в экспериментальном кдлассе. -Вопросы психологии. М., 1971.

185. Якушенко. И. Серьезно о легкой музыке //Сов.музыка. 1979. №7.

186. Baumann Р. Weise ftier Musikwissenschaftler // Briefe, 2004.

187. Eimert H. Aesthetik der elektronischen Musik., 1956.

188. Besseler H. Das musikalische Hoeren der Neuzeit. Berlin, 1959.

189. Benda S. Klang Momente. Freiburg, 1998.

190. Brembeck R. Verbrauchte Gesten. Berlin, 1997.

191. Dahlhaus C. Musikaesthetik. Koeln, 1980.

192. Dibelius U. Neue Musik I. Leipzig, 1999.

193. Dibelius U. Neue Musik II. Leipzig, 2000.

194. Eggenbrecht H. Funktionale Musik //Archiv für Musikwissenschaft, 1973.

195. Eno Brian. Neues Stuck online, Amsterdam/Internet

196. Erdmann M. John Cage. Berlin, 1999.

197. Fricke S. Coyote oder goldenes Kalb //Neue Musik. Berlin, 1995.

198. Grimmel W. Engel im Dunkeln //Neue Musik. Berlin, 1996.

199. Harnoncourt N. Musikais Klangrede // Wegezukleinem neuen Musikverstaendnis. Wien, 1982.

200. Haenze H. Die Musik des XX.e Jahrhunderts. Freiburg, 1991.

201. Kaufmann D. Elektronische Musik in der Hochschule. Koeln, 1992.

202. Kaempfer F. Bipolar oder Poliphon? Freiburg, 1997.

203. Kneif T. Musikaesthetik // Einfuehrung in die systematische Musikwissenschaft. Koeln, 1971.

204. Kraus E. Entwicklung eines neuen Musik // Musik und Bildung, 1970.

205. Kumpf H. Das Tun als Konzeption und Ziel. Darmstadt, 1993.

206. Leifeld A. Berliner Komponisten // Neue Musik.- Berlin, 1999.

207. Leonardsberger H. Experimentale Musik. Wien, 1991.

208. Leste L. Ziviler ungehoersam und Wahrnehmungsschocks.-Berlin, 1997.

209. Manning P. Electronic and computer music. L., 1985.

210. Moebius D. Die Zukunftmusik I. Darmstadt, 1996.

211. Monahan G. Multiple machine matrix. Freiburg, 1999.

212. Morawska M. Aesthetik des Sampling. Darmstadt, 1997.

213. Morawska M. Die elektronische Musik. Darmstadt, 1998.

214. Morgenstern S. Alban Berg und seine Idole. Freiburg, 1990.228. Moroinier D. Essay.

215. Müntzer G. Gestalten in der Musik. Freiburg, 1990.

216. Schaeffer P. La musique concrete. Paris, 1967.

217. Schnitzler K. Elektronische Musik und neue Musikwissenschaft-Doebbeln, 1992.

218. Stockhausen K. Vorschrifften // Briefe., 1994-1997.

219. Stoll R.W. Zukunftssicherung // Neue Musik. Berlin, 1993.

220. Struck M. Ordnung, Sinnlichkeit, Zeitbewussten. Freiburg, 1998.

221. Wanfred R. Meine Musik, Berlin, 1990.