Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования

Автореферат по педагогике на тему «Формирование духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Минаева, Елена Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Саратов
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Формирование духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования"

На правах рукописи

Минаева Елена Ивановна

Формирование духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования (на основе преподавания дисциплин гуманитарного цикла)

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

5 ДЕК 2013

Саратов - 2013 005543333

005543333

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Степанова Галина Алексеевна

Официальные оппоненты: Каргаполов Евгений Павлович

доктор педагогических наук, профессор, ГБОУ ВПО ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия», заведующий кафедрой социально-экономических и гуманитарных дисциплин

Склярова Татьяна Владимировна

доктор педагогических наук, доцент, НОУ ВПО «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет», заведующая кафедрой социальной педагогики

Ведущая организация: ГБОУ ВПО «Сургутский

государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»

Защита состоится 26 декабря 2013 г. в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского» по адресу: 410028, г. Саратов, ул. Вольская, д. 10а, корпус 12, аудитория 329.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке имени В.А. Артисевич ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».

Автореферат разослан 23 ноября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

И.К. Кондаурова

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Современная полиэтническая ситуация в российском обществе, которая характеризуется ростом внешних и внутренних миграционных процессов, обусловила необходимость создания в системе образования условий для подготовки будущих специалистов к дальнейшей профессиональной деятельности в ситуации интенсивного развития этнического многообразия, так как в последнее время наблюдается неготовность обучающихся к принятию представителей других народов. Поэтому формирование духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической образовательной среде становится важной педагогической проблемой.

В этой связи в России проводится государственная политика, в рамках которой система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение национальной культуры, воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности («Национальная доктрина образования в Российской Федерации», постановление Правительства РФ №751 от 04.10.2000 г.), должна развиваться в трехмерном пространстве национально-региональной, общероссийской и мировой культуры («Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации» от 02.04.2010 г.). Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от этнической принадлежности («Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон № 273-ф3 от 29.12.2012 г.). В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков, 2009 г.) отмечено, что важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является диалогичность с другими национальными культурами.

Требования к подготовке профессионалов XXI века с каждым годом возрастают, в том числе к специалистам среднего звена, играющим большую роль в современной экономике. Влияние полиэтнической образовательной среды на профессионально-личностное становление обучающихся освещено в трудах В.И. Слободчикова, Т.В. Поштаревой, JI.H. Бережновой, P.A. Кутбиддиновой, Л.И. Лурье, A.A. Еромасовой, В.Н. Гурова, Е.А. Пугачевой и др. Большие возможности по формированию духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования содержат дисциплины гуманитарного цикла, преподавание которых строится на основе диалога культур. Работа в данном направлении отражена в Указе Президента РФ «Об обеспечении межнационального согласия» (№ 602 от 07.05.2012 г.), в Федеральной целевой программе «Русский язык» на 20112015 гг.» (постановление Правительства РФ № 492 от 20.06.2011 г.).

Степень разработанности темы исследования. Проблема духовно-нравственной культуры личности занимает человечество с античных времен. Представления о духе и душе рассматриваются в учениях Аристотеля, Платона, Демокрита, Диогена, Гераклита. Явление духовности раскрывается в

философских трудах H.A. Бердяева, И.А. Ильина, B.C. Соловьева, Н.О. Лосского, П.А. Флоренского, Ф.М. Достоевского и др. В разные времена великими педагогами: Я.А. Коменским («школа родного языка»), К.Д. Ушинским («идея народности воспитания»), Л.Н. Толстым («самобытная педагогическая система») - были построены системы обучения и воспитания, основанные на духовных традициях и воззрениях народа.

Идеи духовно-нравственного воспитания личности в контексте религиозной культуры с опорой на отечественные культурные традиции изложены в трудах Т.И. Петраковой, Т.В. Скляровой, С.Ю. Дивногорцевой, И.В. Метлика, И.А. Галицкой. В исследованиях некоторых ученых обращается внимание на развитие духовности и ее основ на материале изобразительного искусства (Е.Ю. Анохина), средствами национальной культуры, фольклора (У.А. Ирметов, С.М. Яковлюк).

Ряд исследователей (К.Е. Гагарина, Л.А. Рябова, Ж.Ю. Кочиева, H.A. Корякина, О.Г. Яковлева) процесс формирования духовной культуры реализуют на основе народных традиций. Решение вопросов формирования духовной культуры личности предлагают через художественное общение (Т.А. Бреусова), в процессе взаимодействия общего и дополнительного образования (Т.Г. Исакова), социально-культурного партнерства музея и школы (И.М. Вилкова), на внеурочных занятиях (И.Э. Смирнова), в процессе изучения музыкально-педагогических дисциплин (Р.И. Лозовская), на основе педагогически организованной музыкальной среды (Л.И. Уколова), посредством присвоения ценностей в общении, духовной практике, духовной саморефлексии (Н.М. Романенко).

Диссертационные исследования В.И. Тихоновой, P.A. Сахабутдиновой, Р.Б. Годжиевой, Н.Е. Грибановой, Т.М. Борисовой, Л.А. Энеевой, Т.Б. Даниловой, Г.В. Непорожней, Н.В. Маховой, Л.В. Яранской, М.Н. Егорова, К.В. Зелинского посвящены различным аспектам формирования нравственности, нравственных ценностей, нравственной культуры личности.

Проблема формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций решается Н.Т. Абидовой, Г.А. Аргуновой, С.М. Тлисовой, Г.Н. Дождиковой, Н.Г. Набиулиной, Н.Х. Гильмутдиновой.

В организации процесса формирования духовно-нравственной культуры личности особую значимость приобретает антропологическая парадигма (Е.В. Храброва), усложненные педагогические ситуации нравственного содержания (Е.З. Плотникова), взаимодействие с волонтерами (Д.Н. Денисова). Данная проблема, широко представленная в рамках профессиональной подготовки специалистов, исследована в работах С.Ю. Татаровой, В.А. Макаровой, О.В. Папшевой, Х.Ю. Боташевой.

Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся происходит в процессе преподавания гуманитарных дисциплин (А.К. Нестеров, Т.И. Авдеева, О.В. Чуб, Т.И. Плаксина). Приобщение обучающихся к мировым и национальным культурным традициям является важнейшим фактором удовлетворения профессиональной потребности будущего учителя в полиэтническом регионе (P.M. Белалов).

4

Все исследования представляют для педагогической науки большую ценность. Однако следует заключить, что количество работ, затрагивающих организацию процесса формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования на основе преподавания гуманитарных дисциплин, в современной педагогической теории и практике представлено в недостаточном количестве.

Поэтому система образования по-прежнему нуждается в инновационных подходах в решении проблемы формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической образовательной среде. Существующие образовательные программы и научно-методические разработки по дисциплинам гуманитарного цикла ориентированы на приобретение студентами знаний, умений, навыков и не в полной мере учитывают требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения, предусматривающие способность обучающихся самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

Изучение и анализ теоретических работ по данной проблеме позволили выявить противоречия:

- между потребностью общества в квалифицированных специалистах среднего звена с высоким уровнем духовно-нравственной культуры, способных жить и работать в полиэтнической среде, и недостаточной научно-методической разработанностью проблемы в системе образования, учитывающей современные социокультурные условия;

- между имеющимися возможностями дисциплин гуманитарного цикла, обеспечивающими диалог культур в преподавании, и их использованием не в полной мере при разработке модели формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования, педагогических условий ее реализации и научно-методических материалов.

Сказанное выше определило проблему исследования, связанную с недостаточным научно-методическим и практическим обоснованием возможностей дисциплин гуманитарного цикла, преподавание которых основано на диалоге культур и направлено на формирование духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная научная разработанность определили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования (на основе преподавания дисциплин гуманитарного цикла)».

Цель исследования: разработать эффективное теоретико-методологическое и методическое обеспечение процесса формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения

среднего профессионального образования (на основе преподавания дисциплин гуманитарного цикла).

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих специалистов в учреждении среднего профессионального образования.

Предмет исследования: формирование духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования (на основе преподавания дисциплин гуманитарного цикла).

Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования будет эффективным, если:

- понятие «духовно-нравственная культура студентов» будет рассматриваться как совокупность личностно значимых качеств;

- культуроведческий, исторический, аксиологический и герменевтический подходы позволят спроектировать его через использование возможностей дисциплин гуманитарного цикла, обеспечивающих диалог культур: ориентация на этнические особенности в системе текстов, ценностное содержание текстов, прием исторической ретроспективы;

- осуществлять его целенаправленно и поэтапно в рамках разработанной, обоснованной и экспериментально проверенной модели сообразно выявленным ее компонентам, учитывая связь аудиторной и внеаудиторной деятельности, организованной на основе личностно ориентированных технологий;

- внедрить научно-методическое обеспечение процесса формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования посредством возможностей гуманитарных дисциплин.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены задачи:

1. Уточнить понятие «духовно-нравственная культура студентов» в единстве ее взаимосвязанных компонентов.

2. Определить подходы к формированию духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования.

3. Разработать, обосновать и экспериментально проверить эффективность модели формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования и педагогических условий ее реализации.

4. Подготовить и внедрить научно-методические материалы по формированию духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнено понятие «духовно-нравственная культура студентов», рассматриваемое не только как часть общей культуры, но и с учетом национально-психологических особенностей представителей разных народов, сосуществующих в одной полиэтнической образовательной среде, как

6

совокупность личностно значимых качеств, интегрирующих гуманитарные знания о народах, их истории, культуре, ценностях, этнических особенностях, межличностные отношения с представителями своего и других народов, свойственные им чувства и эмоции, умения творческой деятельности, что в целом позволяет регулировать действия и поступки студентов;

- определены подходы (культуроведческий, аксиологический, исторический, герменевтический), позволяющие спроектировать процесс формирования духовно-нравственной культуры студентов через использование возможностей дисциплин гуманитарного цикла, обеспечивающих диалог культур: ориентация на этнические особенности в системе текстов приобщает студентов к культуре разных народов, раскрывая их быт, любовь к своей малой родине, родному языку, природе; ценностное содержание текстов способствует выработке оценочных суждений студентов посредством размышлений на заявленные в текстах духовно-нравственные проблемы, осмыслению ценности человеческой жизни; прием исторической ретроспективы возвращает к прошлому культуры разных народов, к их истории, истокам языка, литературы;

- разработана, обоснована и экспериментальным путем проверена модель формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования, включающая в себя целевой, содержательный, деятельностный, оценочно-результативный компоненты, суть которой состоит в поэтапном повышении уровня духовно-нравственной культуры студентов, что обеспечивается сочетанием аудиторной и внеаудиторной деятельности, использованием методов, форм, средств обучения, комплексной системой оценки и педагогическими условиями (полиэтническая образовательная среда; организация аудиторной и внеаудиторной деятельности на основе личностно ориентированных технологий (технологий модульного обучения) в условиях взаимоотношений, построенных по принципу диалога; выполнение студентами самостоятельной работы на основе текстов, представленных произведениями разных национальных литератур);

- подготовлены научно-методические материалы, базирующиеся на текстах, представленных произведениями разных национальных литератур этнического, ценностного и исторического содержания.

Теоретическая значимость работы состоит в следующем:

- уточненное определение понятия «духовно-нравственная культура студентов» конкретизирует теоретические представления о духовно-нравственной культуре студентов применительно к условиям полиэтнической образовательной среды и возможностям гуманитарных дисциплин;

- определение подходов к формированию духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования раскрывает возможности дисциплин гуманитарного цикла для реализации данного процесса в контексте диалога культур, тем самым обогащая содержание гуманитарных дисциплин;

- теоретическое обоснование разработанной модели и педагогических условий ее реализации расширяет современные представления о процессе

7

формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования;

- подготовленные научно-методические материалы дополняют методические аспекты преподавания русского языка, литературы, русского языка и культуры речи, факультатива в системе среднего профессионального образования.

Практическая значимость результатов работы определяется тем, что подготовленные методические рекомендации и учебно-методическое пособие могут быть использованы преподавателями русского языка и литературы в учреждениях среднего и начального профессионального образования при разработке спецкурсов, факультативов, заданий для самостоятельной работы студентов; разработанная модель формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования может быть применена при организации процесса формирования духовно-нравственной культуры студентов в ссузах.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды по методологии педагогических исследований и профессионального образования (В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер, В.Д. Пурин, В.В. Краевский и др.); положения о профессиональной подготовке будущих специалистов (O.A. Абдуллина, Г.А. Степанова, В.В. Сериков, A.A. Орлов и др.); научные идеи в исследовании понятия «культура» (В.В. Зеньковский, H.A. Бердяев, 3. Фрейд, В.А. Ремизов, А.Н. Быстрова, Б.С. Ерасов, Г.Н. Волков, Е.М. Бобосов, Д.П. Мердок, Э.С. Маркарян, М.С. Каган, A.C. Кармин, С.Н. Филипченко и др.); подходы к раскрытию понятия «духовность»: научный (А.И. Коломак, С.И. Бокачев, A.B. Атаманчук, JI.A. Алдабаева, Ю.А. Шаранов, P.A. Парошина, О.П. Старшинова, C.B. Вальцев и др.) и религиозный (И.А. Ильин, Н.О. Лосский, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, С.П. Штумпф, C.B. Струценко, Е.П. Каргаполов и др.); философские, педагогические, психологические исследования нравственности (A.A. Гусейнов, Р.Г. Апресян, J1.E. Балашов, JI.H. Столович, В.А. Сластенин, Н.С. Пряжников, C.JL Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, В.В. Знаков, Д.И. Фельдштейн, К.В. Зелинский и др.); исследования национально-психологических особенностей разных народов России (В.Г. Крысько); подходы к формированию духовно-нравственной культуры студентов: культуроведческий (Д.С. Лихачев, Е.А. Быстрова, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, А.Д. Дейкина, Т.Ф. Новикова и др.), исторический (К.Д. Ушинский и др.), герменевтический (М.М. Бахтин, А.Ф. Закирова и др.), аксиологический (В.В. Краевский, К.А. Морнов, Дж. Капрара, Д. Сервон, Б.Г. Ананьев, Т.В. Буслаева, A.C. Запесоцкий и др.); идеи диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Ю. Курганов, Ж.Е. Бобрикова и др.); общетеоретические основы педагогической культуры (И.И. Видт, В.Л. Бенин, И.В. Колмогорова и др.); деятельностная трактовка личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев); теоретические основы организации деятельности студентов на основе личностно ориентированных технологий (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк, A.C. Белкин и др.).

Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы по теме исследования, обобщение, сравнение, педагогическое моделирование); эмпирические (беседа, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, обобщение личного педагогического опыта); математические методы обработки результатов экспериментальной работы (критерий Т-Вилкоксона).

Положения, выносимые на защиту.

1. Духовно-нравственная культура студентов в единстве информационно-когнитивного, личностно-ценностного, чувственно-эмоционального и деятельно-творческого компонентов - это совокупность личностно значимых качеств, интегрирующих гуманитарные знания о народах, их истории, культуре, ценностях, этнических особенностях, межличностные отношения с представителями своего и других народов, свойственные им чувства и эмоции, умения творческой деятельности, что в целом позволяет регулировать действия и поступки студентов. Личностно значимыми качествами являются: стремление к саморазвитию, принятие представителей своего и других народов как ценности, эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, ответственность, совестливость, стремление к совместной творческой деятельности с представителями своего и других народов.

2. Культуроведческий, аксиологический, исторический, герменевтический подходы позволяют спроектировать процесс формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования: культуроведческий подход предполагает усвоение студентами культуры разных народов через язык как основное средство выражения духовно-нравственного своеобразия любого этноса; аксиологический подход позволяет понять ценность самой человеческой жизни путем осмысления духовно-нравственной проблематики текстов; исторический подход раскрывает прошлое культуры народов; герменевтический подход направляет студента на освоение и понимание текста на основе погружения в его духовный мир, мысли и чувства самого автора. Проектирование данного процесса происходит через использование возможностей дисциплин гуманитарного цикла («Русский язык», «Литература», «Русский язык и культура речи», «История», «Обществознание»), факультативного курса «Совершенствование языковой подготовки»: ориентация на этнические особенности в системе текстов приобщает студентов к культуре разных народов, раскрывая их быт, любовь к своей малой родине, родному языку, природе; ценностное содержание текстов способствует выработке оценочных суждений студентов посредством размышлений на заявленные в текстах духовно-нравственные проблемы, осмыслению ценности человеческой жизни; прием исторической ретроспективы возвращает к истории народов, их культуре, истокам языка, литературы, что в целом обеспечивает диалог культур в преподавании гуманитарных дисциплин.

3. Модель формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования предполагает поэтапное повышение уровня сформированности духовно-

9

нравственной культуры студентов в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности, организованной по принципу неразрывности цепи «Я - Род -Народ - Россиянин - Землянин», в которой каждое звено представлено направлением работы: «Мир начинается с тебя» - «Мой род» - «Культура твоего и моего народа» - «Мы дети одной страны» - «Мир во всем мире, и я в этом мире». Повышение уровня сформированности духовно-нравственной культуры студентов происходит за счет полиэтнической образовательной среды, организации аудиторной и внеаудиторной деятельности на основе личностно ориентированных технологий (технологий модульного обучения) в условиях взаимоотношений, построенных по принципу диалога, выполнения студентами самостоятельной работы на основе текстов, представленных произведениями национальных литератур, что являют собой педагогические условия реализации разработанной модели. Комплексная система оценки духовно-нравственной культуры студентов согласно критериям и их показателям (информационно-когнитивный - стремление к саморазвитию; гуманитарные знания о народах, их истории, культуре, ценностях, этнических особенностях; личностно-ценностный - принятие представителей своего и других народов как ценности; чувственно-эмоциональный - эмоциональная отзывчивость, чувство доброжелательности, ответственности, совестливости; деятельно-творческий - стремление к совместной творческой деятельности с представителями своего и других народов) позволяет с помощью диагностических средств определить уровни сформированности духовно-нравственной культуры студентов (низкий, средний, высокий).

4. Научно-методические материалы, включающие учебно-методическое пособие, методические рекомендации, должны базироваться на текстах, представленных произведениями разных национальных литератур этнического, ценностного и исторического содержания.

Степень достоверности результатов исследования подтверждается теоретико-методологической обоснованностью исходных теоретических позиций автора; организацией экспериментальной работы с использованием комплекса методов, соответствующих целям, задачам и условиям исследования; систематической проверкой полученных результатов эксперимента и их репрезентативностью, количественным и качественным анализом; соответствием полученных данных гипотезе исследования; личным участием автора в проведении эксперимента.

Этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе АУ СПО ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» в три этапа с 2007 по 2013 гг.

На первом (констатирующем) этапе (2007-2008 гг.) изучалась научно-методическая литература по исследуемой проблеме, определялись исходные факты, цель, объект, предмет, задачи, методы, понятийный аппарат исследования, формулировалась рабочая гипотеза, разрабатывалась модель формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования. На втором (формирующем) этапе (2008-2011 гг.) апробировались разработанная модель и

10

педагогические условия ее реализации. На третьем (обобщающем) этапе (20112013 гг.) осуществлялась итоговая количественная и качественная обработка результатов, формулировались выводы, оформлялась диссертация.

Апробация и внедрение результатов исследования обеспечивается участием в научно-практических конференциях разного уровня (Москва, 2009; Екатеринбург, 2008-2009; Барнаул, 2008; Новосибирск, 2009; Ханты-Мансийск, 2007-2013; Красноярск, 2013; Чебоксары, 2013; Старая Русса, 2013; Тара, 2013); во Всероссийском заочном конкурсе «Учитель! Перед именем твоим..» (Новосибирск, 2011 г.); в конкурсе аналитических работ в области образования на премию им. A.A. Пинского (Москва, 2012 г.); в Интернет-проекте «Разработка и внедрение материалов по вопросу формирования культуроведческой компетенции, обеспечивающей диалог культур, на уроках русского языка и литературы в классе с полиэтническим составом учащихся» (Москва, 2012 г.).

Основное содержание работы

В первой главе «Теоретико-методологические основы процесса формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования» на основе анализа научной литературы и определения основных понятий исследуемого процесса: «культура», «духовность», «духовная культура», «нравственность», «духовно-нравственная культура», «формирование» - уточнено понятие «духовно-нравственная культура студентов»; определены подходы к формированию духовно-нравственной культуры студентов; разработана и обоснована модель формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования и педагогические условия ее реализации.

Первостепенной задачей системы профессионального образования является профессиональная подготовка специалистов, которой посвящены исследования O.A. Абдуллиной, В.А. Сластенина, Г.А. Степановой, В.В. Серикова, Г.Н. Серикова и др. На современном этапе происходит переосмысление процесса профессиональной подготовки студентов, результат которого характеризуется не только освоением профессиональных знаний, умений, но и развитием личности студентов, важнейших профессионально-личностных качеств, становлением духовно-нравственного облика обучающихся (A.A. Орлов, Е.В. Раскачкина, О.Г. Груздова).

Анализ содержания работ, посвященных проблеме формирования духовно-нравственной культуры студентов, показывает, что в современной педагогической теории и практике общего понимания данной проблемы не сложилось. Данная проблема рассматривается с использованием светского и религиозного факторов, последнему из которых отдают предпочтение Т.И. Петракова, Т.В. Склярова, С.Ю. Дивногорцева, И.В. Метлик, И.А. Галицкая, рассматривающие православную культуру духовно-

нравственным основанием образования.

и

В исследованиях С.M. Яковлюк, У.А. Ирметова, К.Е. Гагариной, JI.A. Рябовой, Ж.Ю. Кочиевой, H.A. Корякиной, О.Г. Яковлевой, Н.Т. Абидовой, Г.А. Аргуновой, С.М. Тлисовой решение обозначенной проблемы предлагается на основе народных традиций. В рамках настоящей работы ценными являются труды С.Ю. Татаровой, В.А. Макаровой, О.В. Папшевой, считающих процесс духовно-нравственного становления личности компонентом профессиональной подготовки, А.К. Нестерова, О.В. Чуб, Т.И. Авдеевой, Т.И. Плаксиной, придающих большое значение гуманитарным дисциплинам в разработке рекомендаций по данному вопросу.

Определяя основные понятия исследуемого процесса, мы установили, что понятие «культура» многозначное. Проведенный анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что в большинстве определений указан деятельностный подход к культуре (В.В. Зеньковский, H.A. Бердяев, А.Н. Быстрова, Б.С. Ерасов, Г.Н. Волков, Э.С. Маркарян и др.). При всей значимости данного подхода интерес в настоящем исследовании представляют положения, раскрывающие социализирующую функцию культуры, за счет которой индивид приобретает личностно значимые качества (Е.М. Бобосов), ее гносеологический признак, представленный знаниями (В.А. Ремизов); положения, определяющие культуру источником ценностного отношения человека к окружающим людям (Г.М. Коджаспирова); указывающие на ее чувственность (С.Н. Филипченко) и связь с личностью (H.A. Бердяев), которой необходимо выработать адекватное представление и о себе (М.С. Каган).

Проблема духовности является объектом философских размышлений, начиная с античных времен (Платон, Аристотель, Демокрит, Диоген, Гераклит и др.). В результате исследования было выделено два основных подхода к определению духовности: научный и религиозный. Научные и богословские труды сходны в том, что основной предмет внимания связан с особенностями, свойственными внутреннему миру человека. Расхождение присутствует в вопросе о первоисточнике духовного (Бог или человек). Мы придерживаемся научного подхода, согласно которому духовность связана с внутренним миром человека, с его способностью познать и нравственно оценить себя и внешний мир через знания, отношения людей друг с другом, чувства и эмоции, умения.

Культура придает духовности способность изменяться, взаимодействовать с другими людьми (Р.И. Лозовская), поэтому духовная культура выступает внутренним ориентиром в личностном саморазвитии, межличностном взаимодействии (Т.А. Бреусова) и тесно связана с нравственностью (Т.Г. Исакова). С опорой на точку зрения В.А. Сластенина, нравственность понимается как совокупность качеств, регулирующих поведение человека.

Духовно-нравственная культура личности является составной частью, компонентом общей культуры с точки зрения Е.В. Храбровой, Д.Н. Денисовой, Е.З. Плотниковой, интегративным качеством, личностным образованием представлена в трудах Л.П. Илларионовой, Н.И. Татаркиной, C.B. Власовой, системным многокомпонентным образованием в работе Н.С. Пичко.

В уточнении понятия «духовно-нравственная культура студентов» мы исходили из возможностей гуманитарных дисциплин и специфики

12

полиэтнической образовательной среды. Мы согласны с В.Н. Гуровым, Т.В. Поштаревой в том, что «полиэтническая образовательная среда - часть образовательной среды какого-либо учебного заведения, представляющая собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей».

Обобщение результатов теоретических исследований позволяет нам духовно-нравственную культуру студентов рассматривать как совокупность личностно значимых качеств, интегрирующих гуманитарные знания о народах, их истории, культуре, ценностях, этнических особенностях, межличностные отношения с представителями своего и других народов, свойственные им чувства и эмоции, умения творческой деятельности, что в целом позволяет регулировать действия и поступки студентов. Формирование духовно-нравственной культуры студентов - это процесс и результат целенаправленного развития этой совокупности личностно значимых качеств. В связи с этим выделим основные компоненты духовно-нравственной культуры студентов: информационно-когнитивный, личностно-ценностный, деятельно-творческий, чувственно-эмоциональный.

Исходя из анализа национально-психологических особенностей народов (В.Г. Крысько), представляющих интерес в рамках настоящей работы, мы определили личностно значимые качества: стремление к саморазвитию, принятие представителей своего и других народов как ценности, эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, ответственность, совестливость, стремление к совместной творческой деятельности с представителями своего и других народов. Их актуальность подтверждается «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков).

Культуроведческий, исторический, герменевтический, аксиологический подходы позволяют спроектировать процесс формирования духовно-нравственной культуры студентов через использование возможностей гуманитарных дисциплин: ориентация на этнические особенности в системе текстов; ценностное содержание текстов; прием исторической ретроспективы, обеспечивающие диалог культур.

Опираясь на основные положения идеи диалога культур, предложенные М.М. Бахтиным, B.C. Библером, в рамках данного исследования диалог есть проявление культуры разных эпох через их отражение в языковых средствах и в системе текстов; сосуществование нескольких точек зрения на тему, проблему; общение автора текста и читателя; внутреннее содержание личности; взаимодействие культур разных народов.

Для эффективного формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования разработана модель (рисунок 1).

8

и

в

а

и ы

и о

а.

>.

н л

Ч >>

а §

X §

целевой компонент

Цель: формирование духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования.

Задачи: приобретение студентами гуманитарных знаний о народах, их истории, культуре, ценностях, этнических особенностях; установление межличностных отношений с представителями своего и других народов; раскрытие чувств и эмоций, умений творческой деятельности с представителями своего и других народов.

содержательный компонент

Возможности гуманитарных дисциплин: «Русский язык», «Литература», «Русский язык и культура речи», «История», «Обществознание», факультативного курса «Совершенствование языковой подготовки»: ориентация на этнические особенности в текстах; ценностное содержание текстов; прием исторической ретроспективы.

Методы: диалогический,

проблемный, модульное

обучение, исследовательский, частично-поисковый

Формы: лекция,

самостоятельная работа, факультативные занятия

Средства: печатные,

мультимедийные презентации, Интернет

Методическое обеспечение: методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи» (на основе диалога культур); учебно-методическое пособие к курсу «Православная культура в изучении русского языка и русской литературы»

деятельностный компонент

Направления внеаудиторной деятельности: «Мир начинается с тебя» предполагает позитивное отношение студентов к себе и стремление к саморазвитию.

«Мой род» формирует уважительное отношение к своему роду, к его истории.

«Культура твоего и моего народа» обеспечивает восприятие культуры разных народов и

принятие других как данности.

«Мы дети одной страны» дает представление о сынах Отечества - представителей разных народов.

«Мир во всем мире, и я в этом мире» ориентирует студентов на представление о многообразии культур и на творческое начало.

Методы: метод учебных дискуссий, положительного примера, создания ситуаций эмоционально-нравственных переживаний

Формы: экскурсии, конференции, встречи, выставки, литературные вечера, конкурсы, викторины, литературно-музыкальные композиции, круглые столы, диспуты, фотоконкурсы, часы общения

Средства: музеи,

библиотеки,

фильмы,

творческие

работы

оценочно-результативный компонент

Уровни Критерии Показатели

Низкий Средний Высокий * информационно -когнитивный стремление к саморазвитию; гуманитарные знания о народах, их истории, культуре, ценностях, этнических особенностях

► 4 личностно- ценностный принятие представителен своего и других народов как ценности

чувственно-эмоциональный эмоциональная отзывчивость; чувство доброжелательности, совестливости, ответственности

деятельно-творческий стремление к совместной творческой деятельности с представителями своего и других народов

РЕЗУЛЬТАТ: сформированность духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования

Рисунок 1 - Модель формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования

Эффективность рассматриваемого процесса обеспечивается комплексной системой оценки духовно-нравственной культуры студентов согласно критериям и показателям, позволяющим с помощью подобранных методик определить уровни сформированности духовно-нравственной культуры студентов: высокий, средний, низкий (таблица 1).

Таблица 1 - Критерии, показатели и методики оценки духовно-нравственной культуры студентов

Критерии Показатели Диагностическое средство

Информационно-когнитивный Стремление к саморазвитию Адаптированная методика «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов)

Гуманитарные знания о народах, их истории, культуре, ценностях, этнических особенностях Авторский тест на выявление гуманитарных знаний студентов о народах, их истории, культуре, ценностях, этнических особенностях

Личностно-иенностный Принятие представителей своего и других народов как ценности Адаптированная «Диагностика принятия других» (по шкале Фейя)

Чувственно-эмоциональный Эмоциональная отзывчивость Адаптированная «Диагностика социальной эмпатии» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов)

Чувство доброжелательности Адаптированная «Диагностика доброжелательности» (по шкале Кэмпбелла)

Чувство ответственности Адаптированная «Шкала совестливости» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский)

Чувство совестливости

Деятельно-творческий Стремление к совместной творческой деятельности с представителями своего и других народов Адаптированная «Самооценка творческого потенциала личности» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов)

Реализация разработанной модели возможна при определенных педагогических условиях: 1) полиэтническая образовательная среда; 2) организация аудиторной и внеаудиторной деятельности на основе личностно ориентированных технологий (технологий модульного обучения) в условиях взаимоотношений, построенных по принципу диалога; 3) выполнение студентами самостоятельной работы на основе текстов, представленных произведениями национальных литератур.

Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования» представлены общая характеристика экспериментальной работы, организация и методы исследования, апробация модели формирования духовно-нравственной культуры студентов и педагогических условий ее реализации; анализ результативности экспериментальной работы.

Экспериментальная работа проводилась в течение шести лет (20072013 гг.) на базе АУ СГТО ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж», в которой приняли участие 175 студентов первого курса технического и гуманитарного профилей и 16 преподавателей. Экспериментальная работа проводилась в три этапа.

Констатирующий этап выявил исходные факты сформированности духовно-нравственной культуры студентов технического и гуманитарного профилей. По результатам диагностик был сделан вывод, что в одной из групп студентов специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» целесообразно провести формирующий эксперимент, так как именно в ней наблюдали самые низкие показатели уровня духовно-нравственной культуры студентов (высокий - 5%, средний - 46,7%, низкий - 48,3%) по сравнению с другими группами технического и гуманитарного профилей. Таким образом, были определены контрольная группа (КГ) в количестве 25 человек и экспериментальная (ЭГ) в том же количестве из числа студентов первого курса специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Образовательный процесс в контрольной группе проводился по традиционной системе обучения, в экспериментальной - с использованием разработанной модели и педагогических условий ее реализации.

Формирующий этап предполагал апробацию модели формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования и педагогических условий ее реализации. Формирующий эксперимент протекал в течение трех учебных годов, основополагающая роль в котором была отведена дисциплинам гуманитарного цикла. В 2008/2009 учебном году студентами изучались учебные дисциплины: «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», 2009/2010 учебном году - «Русский язык и культура речи», 2010/2011 учебном году - факультативный курс «Совершенствование языковой подготовки» посредством аудиторной деятельности. С целью обогащения содержания гуманитарных дисциплин информацией о народах, их культуре, истории, ценностях, этнических особенностях была исследована полиэтническая среда образовательного учреждения. В результате представители славянского этноса составили 68,7% из общего числа обучающихся, финно-угорского - 16,3%, иных этносов - 15%, в том числе северокавказского и народов Закавказья - 4,4%, тюркских народов России-4,6%, народов Средней Азии - 4%, так как в последнее время наблюдался большой приток в Ханты-Мансийский автономный округ-Югра иностранных граждан из стран ближнего зарубежья: Узбекистана, Киргизстана, Таджикистана и др. Представители названных народов преобладали в группах, участвующих в эксперименте.

В процессе преподавания гуманитарных дисциплин успешно использовались их возможности: ориентация на этнические особенности в системе текстов, ценностное содержание текстов, прием исторической ретроспективы.

Ориентация на этнические особенности в системе текстов находится в поле зрения гуманитарных дисциплин, о чем свидетельствует цель - развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, на достижение которой ориентирована Примерная программа

16

учебной дисциплины «История» для специальностей среднего профессионального образования (2008 г.). Поэтому внимание было уделено темам, в процессе изучения которых студенты знакомились с этническими особенностями народов, верованиями, обрядами, бытом и хозяйством, жилищем, одеждой, формами хозяйствования, общественными отношениями, укладом семьи («Возникновение религиозных верований», «Возникновение мировых религий», «Племена и народы Восточной Европы в древности», «Славяне и Великое переселение народов (IV-VI вв.)», «Тюрки», «Финно-угорские племена» и др.). Согласно Примерной программе учебной дисциплины «Обществознание» (2008 г.), одной из целей которой является формирование опыта применения полученных знаний и умений для межличностных отношений, отношений между людьми различных вероисповеданий, значимость приобретают темы: «Этнические общности», «Этносоциальные конфликты, пути их разрешения».

На занятиях учебных дисциплин «История» и «Обществознание» студенты как контрольной, так и экспериментальной групп получали базовые гуманитарные знания о народах, их истории, культуре, ценностях, этнических особенностях. Содержание учебных дисциплин «Русский язык», «Литература», «Русский язык и культура речи» для студентов экспериментальной группы было дополнено материалами, направленными на расширение знаний студентов о культуре своего и других народов.

В соответствии с Примерной программой учебной дисциплины «Русский язык» (2008 г.) в результате ее освоения обучающийся должен знать связь языка и истории, культуру русского и других народов. На вводной лекции с помощью проблемного метода обучения студенты знакомились с темой «Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов», акцентируя внимание на культуре русского, финно-угорского, северокавказского народов, тюркских народов России, народов Средней Азии. При изучении раздела «Лексика и фразеология» студенты анализировали фразеологизмы, пословицы и поговорки, отражающие этнические особенности народов, к примеру, сохранение исторических корней («умрет мать - высохнет твоя река» (башкир.), «без отца - сын хозяин, без матери - дочь» (азербайд.) и др.). Отмечалась важность работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов, что также отражено в Примерной программе дисциплины. В связи с этим серьезное внимание уделялось теме «Текст как произведение речи», в процессе изучения которой студенты получали навыки и умения комплексной работы не только с художественными текстами, но и публицистическими, научными с применением исследовательского метода обучения (С.Ф. Платонов «Русские славяне и их соседи»; Н.С. Трубецкой «О народах Кавказа»; В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина «Знакомьтесь: ханты»; И.Н. Гемуев «Народ манси: воплощение мифа»; A.B. Гадло «Этнография народов Средней Азии и Закавказья: традиционная культура» и др.).

Знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой

17

литературы и культуры является целью, на которую ориентирована Примерная программа учебной дисциплины «Литература» (2008 г.). В рамках изучения данной дисциплины студенты знакомились с произведениями поэтов и писателей не только русской, но и других национальных литератур. В данном случае интерес вызывали творчество татарского поэта М. Джалиля, белорусского писателя В. Быкова, дагестанского поэта Р. Гамзатова, киргизского писателя Ч. Айтматова.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» имеет содержательные возможности для более глубокого осмысления общих вопросов русского языка, культуры речи в диалоге культур. С учетом ориентации на этнические особенности комплексная работа с текстом в рамках самостоятельной работы предварялась знакомством студентов с жизнью и творчеством автора как представителя своего народа. Тексты были представлены произведениями русской литературы, литературы народов Севера (М.К. Вагатова, Е.Д. Айпин, A.C. Тарханов, Ю. Вэлла, Ю. Шесталов), дагестанской (P.P. Гамзатов), татарской (М. Джалиль, Г. Тукай), киргизской (Ч. Айтматов), азербайджанской (Низами), таджикской (Рудаки), узбекской (Навои) и других литератур. Определяя тему и основную мысль текста, студенты погружались в мысли и чувства самого автора, определяли лексическое значение слов.

Прием исторической ретроспективы как обращение к отдельным фактам, явлениям путем исторического комментария использовался при этимологическом анализе слов. Факультативный курс «Совершенствование языковой подготовки», организованный для студентов экспериментальной группы, позволил обратиться к истокам русского языка и русской литературы. Самостоятельная работа была представлена комплексной работой с текстом, соответствующим по содержанию учебному элементу. К примеру, содержание учебного элемента УЭ-1.1. «Князь Владимир и Крещение Руси» раскрывал текст JI.H. Гумилева «Новый путь», в котором автор повествовал и размышлял о времени, предшествующем Крещению Руси. Прием исторической ретроспективы дал возможность студентам погрузиться в прошлое русской истории. Технология модульного обучения позволила студентам выбирать интересующие их темы, вопросы, предлагать, на их взгляд, наиболее интересные.

Ценностное содержание текстов способствовало выработке оценочных суждений студентов на заявленные в текстах духовно-нравственные проблемы, раскрывало многообразие духовно-нравственных ценностей разных народов. Студенты с опорой на уже имеющиеся знания и умения с применением частично-поискового метода обучения писали сочинения-рассуждения. Например, работая с текстом Р.Г. Гамзатова «Истоки нашей жизни — крылья нашего полета», студенты писали сочинение-рассуждение «Истоки моей жизни»; определяя основную мысль стихотворения М. Джалиля, рассуждали над вопросом: «Легко ли быть молодым?» и др. Студент не только должен был понять основную мысль текста, но и видеть смысл в том, для чего он изучается. Основным методом обучения в процессе аудиторной деятельности стал диалогический.

Однако учебных занятий, факультативного курса недостаточно для формирования у студентов высокого уровня духовно-нравственной культуры в полиэтнической образовательной среде. В связи с этим был разработан план мероприятий, представленный внеаудиторной деятельностью, организованной по пяти направлениям.

Первое направление «Мир начинается с тебя» предполагало позитивное отношение студентов к себе и стремление к саморазвитию, чему способствовали часы общения «Мои увлечения», «История моего имени»; просмотр, рецензирование, совместное обсуждение фильмов духовно-нравственного содержания; творческая встреча с поэтессой И.Г. Рябий «Во все, что есть, есть смысл..»; конкурс сочинений «Что я считаю высшей ценностью?».

Второе направление «Мой род» формировало уважительное отношение к своему роду, к истории рода и реализовался в рамках посещения выставки художника-керамиста С. Тот «Древо жизни»; часов общения «История моего рода», «Семейная реликвия», «Традиции моей семьи», «Жизнь моей семьи в лицах»; конкурса творческих работ «Моя родословная»; литературной встречи с хантыйской поэтессой М.К. Волдиной (Вагатовой) «Материнское сердце»; конкурса сочинений «Слово доброе о маме».

Третье направление «Культура твоего и моего народа» содействовало восприятию культуры разных народов и принятию других как данности, что обеспечивали экскурсии в этнографический парк-музей под открытым небом «Торум Маа», воссоздающий усадьбу народов ханты; фотоконкурс «Зеркало нации»; литературная встреча с хантыйской поэтессой М.К. Волдиной (Вагатовой) «Мощь народа в языке»; конкурс видео-презентаций «Наследие культуры родного края» (экскурсии в Музей природы и человека, Дом-музей Народного художника СССР В.А. Игошева, Художественную галерею фонда поколений, мастерскую художника Г.С. Райшева); Вечер-портрет

М.К. Волдиной (Вагатовой); презентация книги Е.Д. Айпина в Государственной библиотеке Югры «Божья матерь в кровавых снегах».

Четвертое направление «Мы дети одной страны» давало представление о великих людях России - представителях разных народов в процессе проведения часов-общения «Великие сыны России», литературного вечера «Наша национальная литература: М. Джилиль и Р.Г. Гамзатов»; конкурса творческих работ в Музее геологии, нефти и газа «Письмо солдату»; литературно-музыкальных встреч с поэтом П.Р. Черкашиным «Где не тронешь Россию, всюду рана», «Под чужими звездами Кавказа.

Пятое направление «Мир во всем мире, и я в этом мире» ориентировало студентов на представление о многообразии культур, чему были посвящены круглый стол «Жизнь дана на добрые дела», молодежный форум национальных культур «Одеяло мира»; диспут «Мы разные, но все мы равные»; викторина «В мире словесности».

Применение определенных методов, форм, средств обучения создавало благоприятные условия для организации коллективной работы студентов разных этнических групп, расширялся их кругозор за счет привлечения

19

дополнительного материала из разных источников. По итогам проведения мероприятий студенты писали сочинения-рассуждения.

Обобщающий этап позволил осуществить итоговую количественную и качественную обработку результатов диагностирования уровней сформированности духовно-нравственной культуры студентов контрольной и экспериментальной групп в начале и конце эксперимента. Сложив результаты диагностики по четырем критериям и соответствующим каждому из критериев показателям, мы получили следующие сведения, показывающие уровень духовно-нравственной культуры студентов ЭГ и КГ (таблица 2).

Таблица 2 - Уровень духовно-нравственной культуры студентов КГ и ЭГ в начале и конце эксперимента

Группы Уровни Информационно -когнитивный критерий Личностно-ценностный критерий Чувственно- эмоциональный критерий Деятельно-творческий критерий Уровень духовно-нравственной культуры

н.экс. к.экс. н.экс. к.экс. н.экс. к.эксп. н.экс. к.экс. н.экс. к.экс.

ЭГ высокий 4% 22% 8% 29% 6,7% 27% 4% 32% 5,7% 27,5%

средний 48% 58% 44% 61% 54,7% 56% 40% 52% 46,7% 56,8%

низкий 48% 20% 48% 10% 38,6% 17% 56% 16% 47,6% 15,7%

КГ высокий 4% 6% 12% 13% 8% 11% 4% 8% 7% 10%

средний 48% 54% 52% 55% 50,7% 55% 48% 44% 50% 52%

низкий 48% 40% 36% 32% 41,3% 34% 48% 48% 43% 38%

Итоговый коэффициент сформированности духовно-нравственной культуры студентов вычислялся по критерию Т-Вилкоксона. Критические значения Ткр для п = 25 следующие:

Ткр = 100 для Р < 0.05 Ткр = 76 для Р < 0.01

Полученная величина Тэмп=6.5 свидетельствует о том, что доля положительных сдвигов в ЭГ попадает в зону значимости. Поэтому можно констатировать, что изменения, зафиксированные в эксперименте, не случайны и имеют значимость на 1% уровне. Полученная величина Тэмп =104.5 указывает на то, что доля положительных сдвигов в КГ попадает в зону незначимости.

Таким образом, результаты исследования подтверждают эффективность модели формирования духовно-нравственной культуры студентов учреждений среднего профессионального образования и педагогических условий ее реализации.

В заключении диссертационной работы подведены итоги выполненного исследования.

1. Понятие «духовно-нравственная культура студентов» применительно к условиям полиэтнической образовательной среды и возможностям гуманитарных дисциплин следует рассматривать как совокупность личностно значимых качеств, интегрирующих гуманитарные знания о народах, их истории, культуре, ценностях, этнических особенностях, межличностные

отношения с представителями своего и других народов, свойственные им чувства и эмоции, умения творческой деятельности, что в целом позволяет регулировать действия и поступки студентов.

2. В качестве основных подходов, позволяющих спроектировать процесс формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования через использование возможностей дисциплин гуманитарного цикла (ориентация на этнические особенности в системе текстов, ценностное содержание текстов, прием исторической ретроспективы), обеспечивающих диалог культур, следует рассматривать культуроведческий, исторический, аксиологический и герменевтический.

3. Успешное формирование духовно-нравственной культуры студентов обеспечивает разработанная модель за счет аудиторной и внеаудиторной деятельности в процессе освоения гуманитарных дисциплин («Русский язык», «Литература», «Русский язык и культура речи», «История», «Обществознание»), факультативного курса «Совершенствование языковой подготовки» и специально организованных мероприятий с использованием комплекса форм, средств и методов обучения и комплексной системой оценки согласно критериям и показателям, позволяющим выделить три уровня сформированности духовно-нравственной культуры студентов: высокий, средний, низкий. Педагогическим условиями реализации модели являются полиэтническая образовательная среда; организация аудиторной и внеаудиторной деятельности на основе личностно ориентированных технологий (технологий модульного обучения) в условиях взаимоотношений, построенных по принципу диалога; выполнение студентами самостоятельной работы на основе текстов, представленных произведениями национальных литератур.

4. Экспериментальная работа подтвердила предположение об эффективности использования в преподавании дисциплин гуманитарного цикла научно-методических материалов, включающих «Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи» (на основе диалога культур)», учебно-методическое пособие «Православная культура в изучении русского языка и русской литературы», базирующиеся на текстах, представленных произведениями разных национальных литератур этнического, ценностного и исторического содержания.

Полученные результаты позволяют говорить о содержательных возможностях дисциплин гуманитарного цикла, практической и научной полезности разработанной и апробированной модели формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования и педагогических условий ее реализации.

Результаты диссертационного исследования рекомендуется

использовать в педагогической деятельности преподавателей русского языка и

литературы учреждений среднего и начального профессионального образования.

Перспективы дальнейшей разработки темы. Изложенные в диссертации выводы не претендуют на завершенность. Проблема формирования духовно-нравственной культуры студентов имеет перспективы развития. Потенциал в плане продолжения разработки проблемы содержит направление, связанное с интегрированным подходом в процессе изучения не только гуманитарных, но и специальных дисциплин.

Список работ, опубликованных автором по теме диссертации.

1. Минаева, Е. И. Педагогическая культура преподавателя как условие формирования духовной культуры личности студента / Е. И. Минаева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 10. -С. 378-385.

2. Минаева, Е. И. Модель формирования духовной культуры личности студентов технолого-педагогического колледжа / Е. И. Минаева // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 2 (27). - С. 220-224.

3. Минаева, Е. И. Уровни сформированности духовной культуры личности студентов технолого-педагогического колледжа / Е. И. Минаева // Экономика образования. - 2011. - № 2. - С. 14-18.

4. Минаева, Е. И. Формирование духовной культуры личности студентов технолого-педагогического колледжа в условиях педагогического эксперимента / Е. И. Минаева, Г. А. Степанова // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 4 (26). - С. 106-112.

5. Минаева, Е. И. Концептуальные идеи диалога культур в преподавании дисциплин гуманитарного цикла в условиях полиэтнической образовательной среды / Е. И. Минаева // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2013. - № 1 (27). - С. 36-41.

6. Минаева, Е. И. Теоретические основы процесса формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования / Е. И. Минаева П Инновационные формы, технологии и методы обучения в системе образования : монография / Н. А. Ананьева, С. Ф. Андрусенко, Е. В. Денисова и др. - Saint-Louis, МО : Publshing House «Science & Innovation Center, 2013. - С. 313-337.

7. Православная культура в изучении русского языка и русской литературы: учебно-методическое пособие к курсу для студентов начального и среднего профессионального образования / сост. Е. И. Минаева. - Ханты-Мансийск, 2010. - 69 с.

8. Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи» (на основе диалога культур) / сост. Е. И. Минаева. - Ханты-Мансийск, 2012. - 49 с.

9. Минаева, Е. И. Исследование личностью проблем русского языка / Е. И. Минаева // Управление непрерывным образованием : структура, содержание, качество : сборник научных статей VI международной научно-практической конференции; под науч. ред. А. А. Симоновой, Э. Э. Сыманюк, М. Г. Синяковой, JI. Ю. Шемятихиной. - Екатеринбург, 2008. - С. 124-126.

22

10. Минаева, Е. И. Понятие «формирование» в психолого-педагогической науке / Е. И. Минаева // Психодидактика высшего и среднего образования. Ч. II: материалы VII международной научно-практической конференции. -Барнаул : БГПУ, 2008. - С. 179-182.

11. Минаева, Е. И. Личностно-профессиональные качества педагога в процессе формирования духовной культуры будущего специалиста / Е. И. Минаева // Рынок труда и рынок образовательных услуг Ханты-Мансийского автономного округа-Югры : проблема формирования единого информационного пространства : материалы заочной научно-практической конференции; под ред. С. Е. Пузырева. - Ханты-Мансийск, 2008. - С. 176-184.

12. Минаева, Е. И. Русский язык - основа формирования духовной культуры будущего специалиста / Е. И. Минаева // Актуальные проблемы подготовки профессионалов XXI века в условиях гуманизации образования : материалы I городской научно-практической конференции : в 2 т. : Т.1; науч. ред. А. В. Ефремов. - Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2008. - С. 223-228.

13. Минаева, Е. И. Педагогические технологии в процессе личностно-профессионального развития студентов / Е. И. Минаева // Закономерности развития высшего профессионального образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции; под ред. В. А. Сластенина, Е. И. Артамоновой, М. Я. Виленского, Ю. О. Овакимяна, И. Г. Шамсутдиновой. -М.: МАНПО, 2009. - С. 288-293.

14. Минаева, Е. И. Восприятие преподавателями студентов как личностей и будущих профессионалов в процессе формирования духовной культуры / Е. И. Минаева // Образование и культура в развитии современного общества : материалы международной научно-практической конференции. Ч. II. -Новосибирск : Изд. ООО «БАК», 2009. - С. 118-122.

15. Минаева, Е. И. Формирование духовной культуры личности студентов на уроках русского языка / Е. И. Минаева // Образование в регионах России : научные основы развития инноваций : материалы V Всероссийской научно-практической конференции; Учреждение Российской академии образования «Уральское отделение»; ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет. Ч. 2. - Екатеринбург, 2009, -С. 229-231.

16. Минаева, Е. И. Роль православия в решении проблемы духовной культуры общества / Е. И. Минаева // Пути духовного обновления России : иерархия ценностей развития гражданского общества: материалы межрегиональной научно-практической конференции; ред. коллегия: Г. А. Выдрина, А. В. Быстров, Е. В. Рубцова. - Ханты-Мансийск, 2009. -С. 189-195.

17. Минаева, Е. И. Историография проблемы истоков русского языка / Е. И. Минаева // Пути духовного обновления России : иерархия ценностей развития гражданского общества : материалы межрегиональной научно-практической конференции; ред. коллегия: Г. А. Выдрина, А. В. Быстров, Е. В. Рубцова. - Ханты-Мансийск, 2009. - С. 376-382.

18. Минаева, Е. И. Ценностные ориентации студентов в процессе формирования духовной культуры личности / Е. И. Минаева // Актуальные проблемы подготовки профессионалов XXI века в условиях гуманизации образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Ханты-Мансийск : АУ ДПО ХМАО-Югры «ИРО», 2010.-С. 51-56.

19. Минаева, Е. И. Определение основного понятия в процессе формирования духовной культуры личности / Е. И. Минаева // Образование, наука и техника : XXI век. Выпуск 6; сост. и науч. ред. О. А. Яворук. - Ханты-Мансийск : ЮГУ, 2008. - С. 279-284.

20. Минаева, Е. И. Роль преподавателя в формировании духовной культуры личности / Е. И. Минаева // Начальное и среднее профессиональное образование в округе : сборник научно-практических трудов; сост. И. М. Черкашин. - Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2008. - С. 120-123.

21. Минаева, Е. И. Православная культура как основополагающий фактор формирования духовной культуры личности / Е.И. Минаева // Начальное и среднее профессиональное образование в округе : сборник научно-практических трудов; сост. И. М. Черкашин. - Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2009.-С. 103-107.

Минаева, Е. И. Специфика полиэтнической среды учреждения среднего профессионального образования в процессе формирования духовно-нравственной культуры студентов / Е. И. Минаева // Современная российская наука глазами молодых исследователей : материалы III международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов; науч. ред. Я. А. Максимов. - г. Красноярск : Изд. научно-инновац. центр, 2013. - С. 24-31.

22. Минаева, Е. И. Раскрытие творческих возможностей студентов как одного из показателей сформированности духовно-нравственной культуры в процессе исследовательской деятельности / Е. И. Минаева // Развитие одаренности в современной образовательной среде: опыт, проблемы, перспективы : материалы научно-практической Интернет-конференции. 4.1. — Омск, 2013.-С. 154-157.

23. Минаева, Е. И. Культуроведческий подход в решении проблемы формирования духовно-нравственной культуры студентов в условиях полиэтнической образовательной среды / Е. И. Минаева // Культурологические проблемы дошкольного и специального образования в поликультурном регионе: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. -г. Чебоксары, 2013. - С. 219-221.

24. Минаева, Е. И. Концепция формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования (на основе диалога культур в преподавании дисциплин гуманитарного цикла) / Е. И. Минаева // Социально-экономические, исторические и культурные аспекты регионального развития : материалы IV межрегиональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников, аспирантов; под общ. ред. Н. Ф. Лисицыной. - Великий Новгород : ООО «Позитив», 2013. - С. 157-161.

24

Подписано в печать 21.11.2013г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times.

_Объем 1.75 печ. л. Тираж 150 экз. Заказ № 280-Т

Типография СГУ г. Саратов, ул. Б. Казачья 112а тел.: (845-2) 27-33-85

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Минаева, Елена Ивановна, Саратов

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»

На правах рукописи

04201454704

Минаева Елена Ивановна

Формирование духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования (на основе преподавания дисциплин гуманитарного цикла)

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель-доктор педагогических наук, профессор Г. А. Степанова

Саратов-2013

Оглавление

Введение...........................................................................................4

Глава 1. Теоретико-методологические основы процесса формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования...........................18

1.1. Определение основных понятий процесса формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования............................................................18

1.2. Подходы к формированию духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования ...71

1.3. Модель формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования и

педагогические условия ее реализации.........................................................90

Выводы по первой главе...................................................................127

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреяедения среднего профессионального образования..........................................................130

2.1. Общая характеристика экспериментальной работы, организация и методы исследования....................................................................................130

2.2. Апробация модели формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования и педагогических условий ее реализации...................................................139

2.3. Анализ результативности экспериментальной работы по формированию духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения

среднего профессионального образования..............................................168

Выводы по второй главе...................................................................191

Заключение.........................................................................................193

1 <1 >

(<

»и*'

ЛЬ ' ЛЯ , *

{*

•I11*

,<?(»( „V ^

Список литературы....................................................................................196

Приложения....................................................................................226

Приложение 1. Диагностика профессионально-личностных качеств

педагога...............................................................................................226

Приложение 2. Диагностика мотивационно-педагогических предпочтений

(П. Торранс)......................................................................................227

Приложение 3. Адаптированная методика «Диагностика реализации потребностей

в саморазвитии» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).....................228

Приложение 4. Авторский тест на выявление гуманитарных знаний о народах,

их истории, культуре, ценностях, этнических особенностях..........................230

Приложение 5. Адаптированная «Диагностика принятия представителей

своего и других народов» (по шкале Фейя)..............................................................238

Приложение 6. Адаптированная диагностика социальной эмпатии

(Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов)..........................................240

Приложение 7. Адаптированная «Диагностика доброжелательности»

(по шкале Кэмпбелла).........................................................................243

Приложение 8. Адаптированная методика «Шкала совестливости»

(В. В. Мельников, JI. Т. Ямпольский)......................................................245

Приложение 9. Адаптированная методика «Шкала совестливости»

(В. В. Мельников, JI. Т. Ямпольский)......................................................247

Введение

Актуальность темы исследования. Современная полиэтническая ситуация в российском обществе, которая характеризуется ростом внешних и внутренних миграционных процессов, обусловила необходимость создания в системе образования условий для подготовки будущих специалистов к дальнейшей профессиональной деятельности в ситуации интенсивного развития этнического многообразия, так как в последнее время наблюдается неготовность обучающихся к принятию представителей других народов. Поэтому формирование духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической образовательной среде становится важной педагогической проблемой.

В этой связи в России проводится государственная политика, в рамках которой система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение национальной культуры, воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности («Национальная доктрина образования в Российской Федерации», постановление Правительства РФ № 751 от 04.10.2000 г.), должна развиваться в трехмерном пространстве национально-региональной, общероссийской и мировой культуры («Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации»

от 02.04.2010 г.). Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от этнической принадлежности («Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон № 273-ф3 от 29.12.2012 г.). В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков, 2009 г.) отмечено, что важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является диалогичность с другими национальными культурами.

Требования к подготовке профессионалов XXI века с каждым годом возрастают, в том числе к специалистам среднего звена, играющим большую роль в

современной экономике. Влияние полиэтнической образовательной среды на профессионально-личностное становление обучающихся освещено в трудах

B.И. Слободчикова, Т.В, Поштаревой, JI.H. Бережновой, P.A. Кутбиддиновой, Л.И. Лурье, A.A. Еромасовой, В.Н. Гурова, Е.А. Пугачевой и др. Большие возможности по формированию духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования содержат дисциплины гуманитарного цикла, преподавание которых строится на основе диалога культур. Работа в данном направлении отражена в Указе Президента РФ «Об обеспечении межнационального согласия» (№ 602 от 07.05.2012 г.), в Федеральной целевой программе «Русский язык» на 20112015 гг.» (постановление Правительства РФ № 492 от 20.06.2011 г.).

Степень разработанности темы исследования. Проблема духовно-нравственной культуры личности занимает человечество с античных времен. Представления о духе и душе рассматриваются в учениях Аристотеля, Платона, Демокрита, Диогена, Гераклита. Явление духовности раскрывается в философских трудах H.A. Бердяева, И.А. Ильина, B.C. Соловьева, Н.О. Лосского, П.А. Флоренского, Ф.М. Достоевского и др. В разные времена великими педагогами: Я.А. Коменским («школа родного языка»), К.Д. Ушинским («идея народности воспитания»), Л.Н. Толстым («самобытная педагогическая система») - были построены системы обучения и воспитания, основанные на духовных традициях и воззрениях народа.

Идеи духовно-нравственного воспитания личности в контексте религиозной культуры с опорой на отечественные культурные традиции изложены в трудах Т.И. Петраковой, Т.В. Скляровой, С.Ю. Дивногорцевой, И.В. Метлика, И.А. Галицкой. В исследованиях некоторых ученых обращается внимание на развитие духовности и ее основ на материале изобразительного искусства (Е.Ю. Анохина), средствами национальной культуры, фольклора (У.А. Ирметов,

C.М. Яковлюк).

V* rf I

ttfr' Y t

I »' i, <1 i 1 >.

<J //

I i

i h'

br^fl'AV

Ряд исследователей (К.Е. Гагарина, JI.A. Рябова, Ж.Ю. Кочиева, H.A. Корякина, О.Г. Яковлева) процесс формирования духовной культуры реализуют на основе народных традиций. Решение вопросов формирования духовной культуры личности предлагают через художественное общение (Т.А. Бреусова), в процессе взаимодействия общего и дополнительного образования (Т.Г. Исакова), социально-культурного партнерства музея и школы (И.М. Вилкова), на внеурочных занятиях (И.Э. Смирнова), в процессе изучения музыкально-педагогических дисциплин (Р.И. Лозовская), на основе педагогически организованной музыкальной среды (Л.И. Уколова), посредством присвоения ценностей в общении, духовной практике, духовной саморефлексии (Н.М. Романенко).

Диссертационные исследования В.И. Тихоновой, P.A. Сахабутдиновой, Р.Б. Годжиевой, Н.Е. Грибановой, Т.М. Борисовой, Л.А. Энеевой, Т.Б. Даниловой, Г.В. Непорожней, Н.В. Маховой, Л.В. Яранской, М.Н. Егорова, К.В. Зелинского посвящены различным аспектам формирования нравственности, нравственных ценностей, нравственной культуры личности.

Проблема формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций решается Н.Т. Абидовой, Г.А. Аргуновой, С.М. Тлисовой, Г.Н. Дождиковой, Н.Г. Набиулиной, Н.Х. Гильмутдиновой.

В организации процесса формирования духовно-нравственной культуры личности особую значимость приобретает антропологическая парадигма (Е.В. Храброва), усложненные педагогические ситуации нравственного содержания (Е.З. Плотникова), взаимодействие с волонтерами (Д.Н. Денисова). Данная проблема, широко представленная в рамках профессиональной подготовки специалистов, исследована в работах С.Ю. Татаровой, В.А. Макаровой, О.В. Папшевой, Х.Ю. Боташевой.

Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся происходит в процессе преподавания гуманитарных дисциплин (А.К. Нестеров, Т.И. Авдеева,

О.В. Чуб, Т.И. Плаксина). Приобщение обучающихся к мировым и национальным культурным традициям является важнейшим фактором удовлетворения профессиональной потребности будущего учителя в полиэтническом регионе (P.M. Белалов).

Все исследования представляют для педагогической науки большую ценность. Однако следует заключить, что количество работ, затрагивающих организацию процесса формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования на основе преподавания гуманитарных дисциплин, в современной педагогической теории и практике представлено в недостаточном количестве.

Поэтому система образования по-прежнему нуждается в инновационных подходах в решении проблемы формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической образовательной среде. Существующие образовательные программы и научно-методические разработки по дисциплинам гуманитарного цикла ориентированы на приобретение студентами знаний, умений, навыков и не в полной мере учитывают требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения, предусматривающие способность обучающихся самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

Изучение и анализ теоретических работ по данной проблеме позволили выявить противоречия:

- между потребностью общества в квалифицированных специалистах среднего звена с высоким уровнем духовно-нравственной культуры, способных жить и работать в полиэтнической среде, и недостаточной научно-методической разработанностью проблемы в системе образования, учитывающей современные социокультурные условия;

4 •

Ша

1 *

( V!

'•Vi^r

л>„

».1

- между имеющимися возможностями дисциплин гуманитарного цикла, обеспечивающими диалог культур в преподавании, и их использованием не в полной мере при разработке модели формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования, педагогических условий ее реализации и научно-методических материалов.

Сказанное выше определило проблему исследования, связанную с недостаточным научно-методическим и практическим обоснованием возможностей дисциплин гуманитарного цикла, преподавание которых основано на диалоге культур и направлено на формирование духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная научная разработанность определили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреяедения среднего профессионального образования (на основе преподавания дисциплин гуманитарного цикла)».

Цель исследования: разработать эффективное теоретико-методологическое и методическое обеспечение процесса формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования (на основе преподавания дисциплин гуманитарного цикла).

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих специалистов в учреждении среднего профессионального образования.

Предмет исследования: формирование духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования (на основе преподавания дисциплин гуманитарного цикла).

Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования будет эффективным, если:

- понятие «духовно-нравственная культура студентов» будет рассматриваться как совокупность личностно значимых качеств;

- культуроведческий, исторический, аксиологический и герменевтический подходы позволят спроектировать его через использование возможностей дисциплин гуманитарного цикла, обеспечивающих диалог культур: ориентация на этнические особенности в системе текстов, ценностное содержание текстов, прием исторической ретроспективы;

- осуществлять его целенаправленно и поэтапно в рамках разработанной, обоснованной и экспериментально проверенной модели сообразно выявленным ее компонентам, учитывая связь аудиторной и внеаудиторной деятельности, организованной на основе личностно ориентированных технологий;

- внедрить научно-методическое обеспечение процесса формирования духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования посредством возможностей гуманитарных дисциплин.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены задачи:

1. Уточнить понятие «духовно-нравственная культура студентов» в единстве ее взаимосвязанных компонентов.

2. Определить подходы к формированию духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования.

3. Разработать, обосновать и экспериментально проверить эффективность модели формирования духовно-нравственной культуры студентов в

полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования и педагогических условий ее реализации.

4. Подготовить и внедрить научно-методические материалы по формированию духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнено понятие «духовно-нравственная культура студентов», рассматриваемое не только как часть общей культуры, но и с учетом национально-психологических особенностей представителей разных народов, сосуществующих в одной полиэтнической образовательной среде, как совокупность личностно значимых качеств, интегрирующих гуманитарные знания о народах, их истории, культуре, ценностях, этнических особенностях, межличностные отношения с представителями своего и других народов, свойственные им чувства и эмоции, умения творческой деятельности, что в целом позволяет регулировать действия и поступки студентов;

- определены подходы (культуроведческий, аксиологический, исторический, герменевтический), позволяющие спроектировать процесс формирования духовно-нравственной культуры студентов через использование возможностей дисциплин гуманитарного цикла, обеспечивающих диалог культур: ориентация на этнические особенности в системе текстов приобщает студентов к культуре разных народов, раскрывая их быт, любовь к своей малой родине, родному языку, природе; ценностное содержание текстов способствует выработке оценочных суждений студентов посредством размышлений на заявленные в текстах духовно-нравственные проблемы, осмыслению ценности человеческой жизни; прием исторической ретроспективы возвращает к прошлому культуры разных народов, к их истории, истокам языка, литературы;

- разработана, обоснована и экспериментальным путем проверена модель формирования духовно-нравственной культуры сту