автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов
- Автор научной работы
- Попова, Инна Октаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Астрахань
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Попова, Инна Октаевна, 2001 год
ВВЕДЕНИЕ С.
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования этнопедагогической культуры С.
1.1. Исследование категорий "этнос", "этнокультура", "этнопедагогика", "этнопедагогическая культура" в психолого-педагогической литературе С.
1.2. Источники этнопедагогики и особенности этнического обучения и воспитания детей С.
1.3. Структура, критерии и типология этнопедагогической культуры студентов С.
ВЫВОДЫ . С.
I ГЛАВА 2. Содержание и результаты опытноэкспериментальной работы по формированию этнопедагогической культуры будущих педагогов С.
2.1. Анализ состояния практики этнического воспитания в u условиях непрерывного образования С.
2.2. Моделирование процесса формирования этнопедагогической культуры студентов педвуза С.
2.3. Развитие этнопедагогической кулыуры будущего и f iif: педагога С.
4 ВЫВОДЫ С.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов"
Актуальность темы исследования. Школа как институт социализации отражает совокупность традиций, культурных ценностей, накопленных обществом (и в этом смысле суть воспитания - в трансляции и присвоении культуры), поэтому педагогическое сознание отражает те социальные тенденции, которые имеются в данный исторический период времени. Осознание своей национальной (этнической) принадлежности необходимо для самоутверждения, самореализации индивида. Однако этническая принадлежность индивида становится опорой самореализации лишь при условии осмысления, нахождения своего места в контексте общечеловеческой культуры, перспективе мировой цивилизации, реализации на практике. Различия между людьми как творцами и носителями прежде всего родной для них культуры обусловлены в первую очередь своеобразием их культур, а не различием антропологических или этнографических признаков. Соответственно возникает задача развития способности отрефлексировать свою погруженность в мир родной для индивида культуры, осознать степень личной зависимости от принадлежности к субкультуре. Это касается вопроса профессиональной подготовки учителя. Причем, учебно-воспитательный процесс должен быть выстроен таким образом, чтобы задействовать в комплексе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. В то же время анализ вузовских программ показывает недостаточность этнопедагогического материала в изучаемых курсах, и, как следствие, неподготовленность будущего педагога к работе в условиях многонационального общения в школе, поликультурной (полиэтнической) ситуации. Это вопросы, которые требуют своего разрешения.
В условиях многонационального государства особую актуальность и остроту приобретает задача оптимального решения сложного комплекса проблем, касающихся прав этносов на государственность, положения народов, проживающих вне национально-государственных образований, и ряда других вопросов, связанных с развитием и функционированием национальных культур, сохранением национально-этнических компонентов духовной культуры, уклада жизни и быта, народных промыслов и т.д. И это не может не сказаться на процессе становления национальных систем образования. Цель образования, в том числе, -воспроизводство и развитие культуры, общества, нации, народности во всем многообразии ее общечеловеческого и национального богатства. Нет и не может быть образования, не уходящего корнями в национальную, этническую культуру, не . связанную с народной педагогикой. История показывает, что многие конфликты и очаги социальной напряженности возникают из-за неприятия молодежью и всем населением культурных ценностей других этнических групп1. Преодолеть это противоречие можно только на основе полиэтнического воспитания, а это значит, что оно не сможет быть принесено в школу без подготовленного к этой работе учителя, без внедрения в педагогические вузы этнопедагогики, как научной дисциплины.
Термин "этнопедагогика" был впервые предложен Г.Н. Волковым в начале 60-х годов и в настоящее время получил широкое распространение.
Впервые традиции народов в сфере воспитания комплексно представлены в книге Г.Н. Волкова "Этнопедагогика" (1974), в которой описаны педагогические традиции многих народов. Термин "этнопедагогика" наиболее полно и точно отражает содержание и сущность науки, предметом которой является педагогическая культура
1 Сукунов Х.Х., Величук А.П. Разработка типовой модели национальной школы // Педагогика. -1997. рода, племени, народности и нации, оказывающаяся в конечном счете и в "общности психического склада" той или иной этнической труппы. Этнические особенности являются результатом этнического воспитания и влияния соответствующей среды1. Начиная с Геродота и Тацита, ученые древности, повествуя о дальних странах и проживающих там народах, немало внимания уделяли описанию их нравов, обычаев, привычек. Большой интерес к проблеме национальной психологии стал проявляться в эпоху капитализма. Во второй половине XIX века в европейской социологии возник ряд научных течений, рассматривающих человеческое общество по аналогии с жизнью животного мира: антропологическая школа в социологии, органическая школа, социальный дарвинизм.
В 80-90-е годы нашего столетия начали складываться научные : коллективы и школы, занимающиеся проблемами собственно этнической ! педагогики и психологии, этносоциологии. В институте этнологии и антропологии РАН был организован отдел этносоциологии, впоследствии преобразованный в сектор социально-психолого-педагогических проблем * национальных отношений, возглавляемый Л.М. Дробижевой. В институте психологии РАН из лаборатории социальной психологии выделилась лаборатория межнациональных отношений, возглавляемая П.Н. Шихеревым. В академии педагогических и социальных наук в отделении психологии работает секция этнопсихологии, которую I возглавляет В.Г. Крысько. В Санкт-Петербургском государственном I университете под руководством А.О. Поронева работает продуктивный научный коллектив. Проблемы этнопсихологии личности разрабатываются на кафедре педагогики и психологии УАН,
4.-С.41.
1 Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1974. - С.9. возглавляемой АЛ. Крупновым. В МГУ под руководством В.Ф. Петренко ведутся этнопсихологические исследования.
Как видим, значимость проблемы этнопедагогики и этнопсихологии обуславливает и расширение крута научных исследований, появление большого количества научных коллективов, их разрабатывающих.
Поэтому проблемы этнопедагогики вызывают исследовательский интерес по нескольким причинам: рост актуальности решения вопросов этноса в сегодняшнем мире, когда остро возрастает проблема межнационального общения; расширение пространства собственно педагогических знаний, включающих в свою проблематику все в большей степени вопросы характеристики различных групп населения в социокультурном контексте их жизнедеятельности, в частности этнических групп; углубление изучения проблем культуры, как механизма воспроизводства в целом, так и дифференцированных культурно-исторических, в том числе этнокультурных вариантов его; интегративные процессы в современном мире.
Особенность культуры - существование вне времени и пространства. Культура этноса развивается не изолированно от другой, а, составляя мировую культуру, взаимообогащается. Основная функция ■культуры - память. Основная задача - поиски смысла. Тенденция мирового развития этих областей культуры — включенность в парадигму мирового развития. Этнос, замыкающийся в себе, быстро обнаруживает тенденцию к своему саморазрушению, ибо нарушается принцип детерминизма, лежащий в основе развития. Именно через воспитание культура отдельного этноса переосмысливается в культуру Личности,
Разума, Космоса (вселенский разум, ноосфера В. Вернадского), ибо в ноосфере все решает культура, а человек вне культуры бессмыслен. Достоинства и особенности своей родной культуры могут быть прочувствованы и осмысленны лишь в сравнении с другими культурами. В то же время анализ деятельности школ в этом аспекте показывает, что подобная работа практически не ведется, хотя в классах можно насчитать как минимум четыре-пятъ разных национальностей (в среднем).
Можно назвать еще две причины регионального характера: культурные и экономические.
В этом плане Астраханская область представляет большой интерес, т.к. сегодня зарегистрировано более 100 совместных предприятий (Турция, Иран, Ирак и др.).
Это означает, что с экономическими подвижками в область приходит и иная культура, иной образ жизни, иное мировоззрение и к этому "вторжению" народов и культур надо быть готовыми.
Это все вопросы образования, и сегодня уже становится очевидным, что недостаточная обращенность к мировому опыту и культуре, как и пренебрежение к своей собственной, забвение опыта нашей школы на большом историческом пути ее развития несет с собой больше минусов, чем плюсов.
Для современного этапа развития школьного и вузовского образования характерны активные инновационные процессы, связанные с демократизацией, гуманизацией, вариативностью образовательных программ и содержания образования, различными формами его дифференциации и интеграции.
В сегодняшнем социуме расширяется социокультурная среда деятельности педагога, заставляющая учитывать этнофактор; меняется назначение учителя: он выступает как представитель определенной культуры и этноса с развитым этносознанием и самосознанием, опытом общения и гуманного отношения к детям.
В современной науке в связи с этим одним из ведущих направлений стала разработка проблемы "личность и культура" в аспекте которой — и проблематика этнопсихологии и этнопедагогики, новые отрасли знания, формирующиеся на наших глазах. Главное в них - опора на накопленный опыт человеческого воспитания и соотнесенность обучения и воспитания с особенностями этноса (учет этих особенностей в конкретной образовательной и воспитательной ситуации).
Одним из источников возникновения этнопедагогики стали исследования по этнографии детства (Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, А.Ш. Гаиммов, К. Дюбуа, М.И. Дьяченко, В.Н. Иванов, Н.С. Кон, В.Г. Крысько, Л.Н.Лосский, Маргарет Mud, М. Рид, Е.В. Саракуев А.Ф. Хинтибидзе,, Т.Г. Стефаненко, Д. Уайтинг, Р. Ферс, М. Фортес, Я.И. Ханбиков и др.).
Несмотря на расширение поля этнопедагогических знаний и значительное углубление проблематики, большие достижения в разработке многих кардинальных проблем, существует значительный пласт непроработанных вопросов, направлений, тем в этой, становящейся всё более значимой, сфере науки, и в том числе проблема этнопедагогической подготовки учителя.
Однако уже сама возможность и необходимость постановки многих проблем, возникновение соответствующих требований к этнопе даго гике свидетельствуют о важной, всё растущей роли, которую она играет в системе общих научных знаний.
Достижение одной из целей реформирующейся системы образования - создание условий для развития личности как представителя этноса и гражданина России требует активного проявления субъективности каждого из субъектов образовательного пространства РФ: личности, этноса, общества. Социализация личности проходит через процессы её этнической и гражданской идентификации.
В образовательном пространстве многонациональной федеративной России национальное образование представляет собой совокупность идей, взглядов, теорий социализации, развития, воспитания и обучения личности, основанных на национальной культурной традиции и определяющих образовательную политику этноса. Оно — процесс и результат целенаправленного воспитания и обучения как субъекта этноса; систему преемственных образовательных и национальных компонентов государственных образовательных стандартов различного уровня, направленных на удовлетворение этнокультурных потребностей личности и народа.
С.И. Гессен рассматривал образование как культуру личности, как процесс приобщения человека к культурным ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права.
В процессе образования должны удовлетворяться потребности и интересы личности, этноса, общества и многонационального государства.
В разное время вопросами, связанными с проблемами этноса, занимались многие ученые: философы, социологи, психологи, культурологи, педагоги.
Философы (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Н.О. Лосский) теоретически осмыслили социальное психологическое своеобразие этнических групп и их представителей; разработали методологические принципы межнационального взаимодействия и общения людей.
Этнографы (Д. Булгаковский, Г.С. Виноградов, В.Н. Водовозов, Г.Глосс, Л.Н. Гумилев, НИ. Заглада, О.И. Капица, Г. Пинчук) обобщили данные о национальных традициях, привычках и вкусах, специфических особенностях поведения и действий людей различных этносов.
Психологи, социальные психологи {В. Г. Крысько, Э.Л. Саракуев, КВ. Суханов, П. Шпет, КГ. Юнг) проанализировали национальные особенности психики людей и выявили закономерности их проявления и функционирования.
Социологи {Э.Вестермар, Ш. Летурно, Г. Спенсер, Э. Тейлор, В.Н. Теншиев) исследовали в рамках своей дисциплины качественные характеристики национальных групп, выявили их место в социумах, параметры и отличительные характеристики.
Культурологи (в частности этнокультурологи) в качестве определяющего фактора этнопсихологических характеристик народов считают влияние культурной среды. По мнению культурологов, культура начинается с того, что на поведение людей накладываются ограничения, так как целостность культурной среды предполагает обработку единых правил поведения, наличие общей национальной памяти, единой картины мира у представителей одного этноса.
Личность обучающегося следует рассматривать как субъект культуры, являющейся не только потребителем, но также носителем и творцом культурных ценностей. Образование призвано способствовать интеграции личности в национальную, общероссийскую и мировую культуру; содействовать этнической и гражданской самоидентификации личности ученика, способного совершенствовать современное ему общество.
Вопросы этноса и этнокультуры занимали умы русских философов прошлого (Н. Бердяев, В. Соловьев, П. Флоренский, несущих гуманистическое утверждение о единстве культур, о мировой культуре), современных философов и социальных философов (В.С.Ахизер, С.Г.Баронене, А.П.Баронас, В.П.Большаков, А.О.Букин, Л.Д.Волкова, С.Ф.Горцева, Л.Н.Гумилев, Е.М.Калашникова, С.Э.Крапивенский,
Й.ОЛосский, П. Сорокин, С.Степин, Н.А.Терещенко, С.Э.Федорин, Л.Н.Эйхемберг, Е.А.Эйхенберг и др.).
Большую традицию изучения вопросов этноса, этнопедагогики имеет и педагогическая наука. Еще К.Д. Ушинский (158) говорил, что первый воспитатель - народ, у него надо брать опыт и нести его в организованные системы воспитания. Его концепция народной школы, к сожалению, не получила дальнейшего развития, а ведь "никто не в силах состязаться с педагогическим гением народа". Много занимались этими проблемами педагоги, проблематике народной педагогики посвящены исследования многих авторов (Б.Апышев, А.Бешамов, М.В.Бестужев-JIada, Б.М.Бим-Бад, Г.С.Виноградов, Т.Н. Волков, Б.З.Вульфов, С.Исаев, В.Ц.Иванов, И.Б.Котова, О.С.Муравьева, КПерлиев, С.А.Смирнов, В.А.Сухомлинский,
A.Фромм, М.Ширбаев, С.Т.Щацкий, Е.Н.Шиянов и др.).
Проблемами этнопедагогики занимаются Г.И.Батурина (ИРЛ), Г.Н.Волков (РАО), О.И.Генисартский (ИРЛ РАН), С.П.Жирков, Т.Ф.Кузина, Ш.А.Мирзаев, З.И.Попова, М.С.Слепцова, З.Б.Цалагова (ИРЛ) и др. В отечественной психологической, философской, этнографической науке разрабатываются концепции, раскрывающие основное содержание этнопсихологических явлений (Т.Н. Андреева, А.В.Арутюнов, Э.А.Баранбв,
B.И.Козлов, Н.М.Кузнецов, Ш.Ниязалиев, Б.Ф.Поршнев, В.П.Трусов, Н. Ф. Феденко, П.Н.Шихирев и др).
Сегодня можно говорить о двух видах этнопедагогических и этнопсихологических исследований. Это стандартное и кросскультурное этнопсихологическое исследование. Стандартное предполагает Изучение национально-психологических особенностей представителей одной этнической общности, кросскультурное - сразу нескольких, и в том и в другом случае осуществляется сравнение и сопоставление национальнопсихологических особенностей представителей разных этносов* где выделяются такие объекты исследования, как: национальное самосознание потребностно-мотивационная сфера личности познавательные интересы и ценностные ориентации представителей этнической общности коммуникативно-поведенческая деятельность личности этнические стереотипы.
Экспериментальные исследования ведутся по трем направлениям: изучаются конкретные национальные психолого-педагогические особенности различных народов; проводятся конкретно-социологические и социально-психологические исследования межнациональных отношений в России и СНГ; изучаются этнокультурная и этнопсихологическая специфики возрастного и невербального поведения представителей различных национальностей.
Задача этнопедагога - обобщение имеющегося опыта немногочисленных этнопедагогических, этнопсихологических исследований и исследований в области смежных наук и, основываясь на полученных результатах и анализе, создание приемлемой системы, приемов, способов, методов всестороннего дифференцированного воздействия на многонациональный коллектив, каждый член которого представляет собой совершенно специфический субъект воспитания.
Необходимо отметить, что в силу молодости этнопедагогики, находящейся в стадии своего развития, наименее изученной областью пока остается проблема этнопедагогической культуры будущего учителя, вёз которой невозможно построение национальной и полинациональной гуманистической школы.
Большинство существующих сегодня на земле государств полиэтничны. Это заставляет смотреть на этнические проблемы как на наиболее приоритетные в политике любого государства, в т.ч. и в России. Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные (жизненно важные, биофизические) и ментальные (духовные), что в первую очередь и является предметом воспитания. Поскольку Россия - полиэтническая страна, где проживает большое количество этносов, успех социализации во многом зависит от влияния на человека культуры двух или более этносов. Эта ситуация характерна для наших школ, и здесь огромное значение имеют последствия межкультурных контактов, что напрямую зависит от готовности учителя к этому аспекту своей деятельности. Однако именно этот аспект профессиональной подготовки педагога наименее разработан в современной науке.
Это противоречие и определило наш интерес к проблеме и тему исследования:
Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов "
Объект исследования - этнопедагогическая культура будущего педагога.
Предмет исследования — психолого-педагогические и дидактические условия формирования этнопедагогической культуры будущих учителей (на материале дисциплин культурологического, психолого-педагогического цикла, курса "Этнопедагогика" и педагогических практик).
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная апробация психолого-педагогических и дидактических условий формирования этнопедагогической культуры будущих учителей.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:
1. Уточнение понятий этнопедагогика, этнопедагогическая культура в контексте профессиональной деятельности педагога,
2. Выявление источников этнопедагогики и особенностей этнического обучения и воспитания детей.
3. Выявление содержания, структуры, критериев и типологии этнопедагогической культуры студентов.
4. Разработка и обоснование модели психолого-педагогических и дидактических условий формирования этнопедагогической культуры студентов.
5. Выявление возможностей этнопедагогического содержания вузовских дисциплин (культурологических, психолого-педагогических).
6. Описание и апробация системы педагогических средств, адекватных процессу формирования ЭПК1 студентов педагогического университета при обучении дисциплинам педагогического цикла, курса "Этнопедагогика" и педагогических практик.
Рабочей гипотезой исследования стало предположение о том, что я эффективное формирование ЭПК будущих педагогов в учебном процессе вуза возможно в том случае, если:
1. формирование ЭПК студентов как профессионально значимого личностного образования выдвигается в качестве одной ЭПК - этнопедагогическая культура из главных целей педагогической подготовки в условиях полинационального региона;
2. субъекты учебно-воспитательного процесса ориентируются на состав, структуру и уровни ЭПК, критерии и способы её диагностики;
3. процесс формирования ЭПК будущих учителей целенаправленно конструируется как последовательность этапов от начальной ориентированности ЭПК сферы студентов на педагогическую деятельность к целостной ориентации на достижение этих целей (информационно-ориентированный + рефлексивно-оценочный + практически-деятельностный);
4. процесс обучения педагогическим дисциплинам насыщается системой средств, адекватных природе и динамике формируемой культуры, обеспечивающих новообразования в ЭПК, которые способствуют успеху педагогической деятельности.
5. технология обучения будет предполагать включение студентов в логико-развивающие ситуации, рефлексию, самостоятельный выбор деятельности и способствовать определению собственной профессиональной позиции, закрепленной в практической деятельности этнопедагогического содержания.
Достоверность и обоснованность данных исследований обеспечивались комплексным подходом к решению проблем; теоретическо-методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений; конкретной организацией опытно-экспериментальной работы; применением адекватных методов исследования и обработки полученных данных.
Теоретико-методологической основой исследования стали: аксиологический личностно-творческий и системный подходы к культуре (Я.С. Злобин, М.С. Каган, JT.H. Коган, ВМ. Межуев и др.)', концепция развития индивида как субъекта социо- и космогенеза, человека и культуры {H.A. Алексеев, Н. Бердяев, Е.В. Бондаренко,
B.А.Извозчиков, К. Роджер, В. Соловьев, Э. Фромм и др.); положение психологической теории личности (А.Г. Асмолов, А. Бодалев, Л.И. Божович, А.П. Леонтьев, В.И. Мясищев, В.А. Петровский,
C.А. Рубинштейн и др.); психологическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н.Леонтьев, СЛ. Рубинтшейн и др.); концептуальные подходы этнопсихологии; концепция этнопедагогики; концептуальные идеи личностно-ориентированного обучения (Н.К. Алексеев, Е.В. Бондаревская, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, КС. Якиманская и др.); исследования общих закономерностей учебно-воспитательного процесса в высшей школе, эффективных технологий обучения и воспитания студентов, моделей личности и деятельности специалистов (O.A. Анисимов, С.И. Арангельский, В.П. Беспалько, A.A. Вербицкий, Б.З.Вульфов, Н.Р. Вдовина, М.Т. Громкова, A.A. Деркач, Е.С. Кузьмин, Э.И. Моносзон, Н.Ю. Посталюк, ВЛ. Сластенин, Н.И. Шевандрин и др.); теории личности, направление, в рамках которого в центре внимания оказывается человек, поведение которого во многом опосредовано неосознаваемыми и первоначально нерелефлексируемыми процессами (Г.А. Бирулава, С.А. Печерский, Т.Я. Решетова, Н.В. Фролова и др.).
Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили следующие методы исследования: теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, моделирование процесса формирования этнопедагогической культуры студентов, структурно-функциональный подход к изучению структуры профессионально-педагогической культуры; экспериментальные: диагностирование (анкетирование, тестирование, беседы со студентами, учителями, школьниками, родителями), наблюдение (фиксирование результатов обучения и развития), формирующий педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов.
Опытно-экспериментальная база - факультет социально-экономических знаний (ФСЭЗ) Астраханского государственного педагогического университета, исследования выполнены в три этапа.
Организация исследования. В соответствии с выдвинутой гипотезой и задачами исследования экспериментальная работа проводилась в три этапа и длилась три года.
Первый этап (1997-1998 гг.) поисково-теоретический. На основе анализа психолого-педагогической, философской, этнографической литературы по проблеме исследования была сформулирована цель исследования, определены структура, предмет, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат проблемы.
Второй этап (1998-1999 гг.) опытно-экспериментальный. На этом этапе проводились констатирующий и формирующий эксперименты с целью выявления уровня формирования этнопедагогической культуры будущих педагогов. Разработана модель и уточнена система средств по формированию этнопедагогической культуры будущих педагогов.
Третий этап (1999 - 2001 гг.) обобщающий. На этом этапе осуществлен анализ и систематизация результатов исследования, сформулированы основные выводы и рекомендации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:
ЭПК будущего учителя рассмотрена в контексте общей культуры и профессиональной деятельности; уточнена сущность понятий "этнопедагогика", "ЭПК", "готовность будущих учителей к этнопедагогической работе", выявлена структурно-содержательная характеристика ЭПК; обоснован один из вариантов организации целостного процесса формирования ЭПК будущих учителей (модель формирования ЭПК); выявлены психолого-педагогические и дидактические условия, система средств и содержание процесса формирования ЭПК будущих учителей.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы на ФСЭЗ АГПУ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Процесс изучения педагогических дисциплин обладает значительными потенциальными возможностями для формирования этнопедагогической культуры будущих педагогов. Принятие ЭПК в качестве одной из важных целей личностно-ориентированного обучения является существенным признаком обновления обучения в вузе, его ориентацией на воспитание профессиональной культуры педагога.
2. Под этнопедагогической культурой педагога мы понимаем сложное системное образование, складывающееся из этнопедагогических и этнокультурных знаний и представлений, развитого этнокультурного сознания (этнический плюрализм) и развитого индивидуального самосознания (этническая идентификация), стремление к этнопедагогической деятельности на основе овладения формами, методами, приемами (технологией) этнопедагогической работы в школе.
3. Логика формирования ЭПК будущего педагога определяется тремя уровнями ее развития, „выражающими степень ориентированности этнической культуры студента на достижение целей педагогической деятельности (высокий, средний, низкий). Содержание каждого из этих уровней зависит от сформированное™ компонентов ЭПК (когнитивный, перцептивный, практический).
4. Процесс формирования ЭПК будущих педагогов проходит в своем развитии несколько этапов, при этом технология обучения предполагает включение студентов в логико-развивающие ситуации, рефлексию, самостоятельный выбор деятельности и способствует определению собственной профессиональной позиции, закрепленной в практической деятельности этнопедагогического содержания.
Структура работы диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Общий объем работы составляет 247 страниц машинописного текста, включающего 14 таблиц, схем 16, 7 приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Выводы к ГЛАВЕ 2.
Опытно-экспериментальная работа показала, что условиями эффективного формирования этнопедагогической культуры студентов являются: активная деятельность этнопедагогического содержания, расширение этнокругозора студентов, формирование толерантного отношения к культуре другого этноса, развитие этнического самосознания.
В результате проведения опытной работы удалось повысить показатели этнопедагогической культуры, динамика развития которой убеждает нас в правильности разработанной методики и удачно найденной формы организации воспитательной работы.
В процессе работы удалось развить этническое самосознание студентов, повысить этнокультурную (знание, кругозор) и этнопедагогическую культуру (знание форм и методов этнопедагогической работы в школе) студентов, сформировать устойчивый интерес к этнокультуре.
Реализация найденной педагогической модели и условий формирования этнопедагогической культуры позволили на практике повысить уровень знаний в области этнокультуры, расширить кругозор студентов, пробудить интерес к этносу вообще, вооружить студентов формами и методами этнопедагогической работы в школе. Отношение к этносу у студентов стало проявляться не на уровне "нравится — не нравится", а на уровне осознанного отношения к этносу, эмоционального отклика, аргументированных суждений, умелого анализа этнопедагогических фактов и ситуаций.
Среди причин, мешающих эффективному развитию этнической культуры школьников, следует отметить то, что часть руководителей школ, учителей имеет слабую теоретическую и методическую подготовку в области этнического воспитания, у многих учителей низкие представления о содержании, значимости, требованиях и самом процессе этнокультурного воспитания. Поэтому в большинстве школ нет систематической и целенаправленной работы в этом направлении, работа носит по преимуществу "мероприятийный" характер, т.е. проводится от случая к случаю. Недооценка теории и практики этнокультурного воспитания, общее необязательное к нему отношение сказывается на неэффективной работе школ в этой области.
Для решения проблемы требуется не только психологическая переориентация, но и повышение практической подготовки учителей и студентов педвузов, усиление в программах вузов и курсов повышения квалификации вопросов теории и практики (методики) формирования и развития этнокультуры школьников (да и самих учителей, в первую очередь) курсом "Этнопедагогика".
Это мы и пытались делать в своей экспериментальной работе, результаты которой убеждают нас в правильности основных теоретических посылок, на основе которых разрабатывалась педагогическая модель формирования и развития этнопедагогической культуры студентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях многонационального государства особую остроту и значимость приобретает задача оптимального решения сложного комплекса проблем, касающихся прав этносов на государственность, положения народов, проживающих вне национально-государственных образований, и ряда других вопросов, связанных с развитием и функционированием национальных культур, сохранением национально-этнических компонентов духовной культуры, уклада жизни и быта, сложившегося за тысячелетия истории, народных промыслов и т.д.
Особую актуальность в сегодняшнем социуме, когда культурный срыв коснулся всего народа, когда потеряны социальные смыслы и духовные ориентиры, когда навязывается несвойственный образ жизни, приобретает проблема национального самосознания. "Можно себе представить, - как справедливо пишет А.Н. Мосейко\ - как ломается психика - наша и наших детей, и кто знает, сколько еще поколений испытают на себе последствия сильнейшего культурного срыва, когда рушатся вековые устои под давлением иной цивилизационно-культурной системы ценностей, когда государством и средствами массовой информации внедряются чуждые национальному характеру установки и принципы поведения. Надежда одна - природа национального характера, его, в какой-то мере, иррациональная сущность, которые устоят".
Для любой культуры характерна определенная закономерность. Как бы не изменялась культура, даже в самых неблагоприятных условиях культурного срыва, когда быстро и радикально меняется самое главное — картина мира, система ценностей, социальные идеалы, доминанты идентификации личности - в культуре сохраняются некие фундаментальные основы, на базе которых восстанавливается картина мира, система ценностей, хоть и радикально измененные, но характерные именно для данной этнической культуры в данный период ее существования и соответствующие "душе народа", его национальному характеру. Это и является основным содержанием этновоспитания, а для этого, естественно, нужен подготовленный учитель, сам, в свою очередь, являющийся носителем национальной культуры, национального самосознания, этнической толерантности.
Это не может не сказаться на становлении национальных систем образования. Педагогической системой национальное воспитание, о чем мечтал К.Д. Угиинский, может быть названо только тогда, когда оно, считая родную нацию этнической ценностью, регулируется общеэтическими принципами и не может быть выше их, не ставит свою нацию выше этих принципов (Шелонин В.). В противном случае такой положительный сам по себе момент, как рост национального самосознания, интереса к истории и культуре своего народа, национально-государственному устройству в прошлом и настоящем приобретает явно негативный характер, создавая тем самым явную угрозу государственной целостности страны (Иванов В.Н.).
Цель национального образования - воспроизводство и развитие культуры общества, науки, народности во всем многообразии ее общечеловеческого и национального богатства. Нет и не может быть образования, не уходящего корнями в национальную, этническую культуру, не связанную с народной педагогикой, впитывающей влияние окружающей среды, в которой происходит процесс социализации подрастающих поколений. История показывает, что многие конфликты и очаги социальной напряженности возникают из-за неприятия молодежью
1 Мосейко А.Н. К проблеме национального характера // Мир психологии. -1997. - № 2. - С. 35. и всем населением культурных ценностей других этнических групп1. А эта работа, повторимся, требует подготовленного учителя, способного реализовать эти цели и владеющего методами, формами, приемами этновоспитательной деятельности.
Проведенное исследование приводит к выводу, что именно с будущего учителя надо начинать эту работу, так как все начинается со школы, с учителя, как главной фигуры учебно-воспитательного процесса, каков учитель, такими во многом становятся и его ученики.
Этнопедагогическая культура формируется более эффективно в той школе, которая включает в учебно-воспитательный процесс внеурочные занятия по общению с этнопедагогической культурой, выискивает возможности обращения к данной проблематике на уроках гуманитарного цикла (история, литература, дисциплины художественно-эстетического цикла).
Проведенное исследование подтвердило в общих чертах рабочую гипотезу, и его результаты позволяют сделать следующие выводы:
Наличие у учителя этнопедагогической культуры необходимо рассматривать как одно из необходимых условий профессиональной подготовки студентов в плане формирования готовности к этнопедагогической работе в школе, с одной стороны, и с другой -формирование этнического самосознания. Сущность этнопедагогической культуры при этом мы видим в устойчивом, стабильном проявлении интереса к культуре этноса, стремлении к этнопедагогической деятельности.
При этом этнопедагогическая культура рассматривается нами как сложное системное образование, складывающееся из этнокультурных
1 Сукунов Х.Х., Веленчук А.П. Разработка типовой модели национальной школы //Педагогика. - 1997. -№4.-0.41. знаний и представлений, развитого этнокультурного сознание (этнический плюрализм) и развитого индивидуального самосознания (этническая идентификация) и стремления к этнопедагогической деятельности на основе овладения формами методами, приемами (технология) этой работы, состоя, тем самым, из трех компонентов: когнитивного, перцептивного и деятельностного.
В качестве основных критериев сформированное™ этнопедагогической культуры выступают широта (как характеристика разносторонних интересов в круге общения и взаимоотношений с артефактами, этнокультурой), устойчивость (позволяющая говорить о сложившейся мотивации к этнокультуре и этнопедагогической деятельности); интенсивность, характеризующая частоту обращений к этнокультуре, осознанность, показывающая отношение личности к этнокультуре и уровень развития этнического и этнопедагогического самосознания.
На этой основе изучались уровни этнопедагогической культуры студентов, и на основе трех групп показателей выявлено три уровня развития этнопедагогической культуры: оптимальный, недостаточный, низкий. При этом оптимальный уровень развития этнопедагогической культуры характеризуется эмоциональной полифонией отношения к этнокультуре, повышенной восприимчивостью к явлениям культуры, стремлением к новым впечатлениям, известной свободой от существующих культурных стереотипов, самостоятельностью в стремлении и поиске этноинформации и организации познавательной деятельности, стремлением к самостоятельной активной культуротворческой деятельности,, увлеченность культурой, знание и владение технологией этнопедагогической работы в школе.
Формирование этнопедагогической культуры студентов наиболее усиленно осуществляется на основе принципа сквозной этнопедагогической деятельности разнообразного характера (учебной, поисковой, игровой, педагогические практики), в процессе которой эффективно решаются задачи формирования и развития отношения к этнокультуре, расширение знаний в области этнокультуры, развитие мотивации, этнического самосознания и этнического плюрализма и толерантности, овладение умениями проведения этнопедагогической работы в школе.
Процесс формирования этнопедагогической культуры протекает эффективно, если у студентов сформировано отношение к этнокультуре как к духовной ценности и этнопедагогической деятельности как необходимого компонента социализации личности через вовлечение студентов в активную деятельность этнопедагогического содержания. Механизмами формирования и развития субъективного отношения к этносу и этнокультуре являются психологические релизеры, которые активно задействуются в процессе этнопедагогической деятельности.
При этом важная роль принадлежит педагогическому руководству, в основе которого - личностно ориентированная парадигма. С этой целью главным содержанием педагогического руководства процессами формирования и развития этнопедагогической культуры студентов становятся: подбор разнообразной деятельности этнопедагогического и этнического содержания; выбор эффективных и адекватных форм, методов и реализация принципа сквозного характера этнопедагогической деятельности;
4 формирование отношения студентов к этнокультуре и этнопедагогической деятельности; организация необходимой помощи любого характера и на любом этапе осуществления деятельности; создание атмосферы коллективного поиска, совместных переживаний и общей радости в процессе проведения этнопедагогической работы на занятиях.
Важнейшим педагогическим условием повышения эффективности процесса формирования этнопедагогической культуры студентов является курс "Этнопедагогика", позволяющий, как показала экспериментальная работа, комплексно (в единстве когнитивного, эмоционально-оценочного и деятельностно-практического компонентов) решать поставленные задачи.
Необходимым условием закрепления и развития этнопедагогической культуры студентов являются педагогические практики, в процессе которых студенты проводят в классах этнопедагогическую работу. Собранный дидактический может быть использован в практике работы школ.
В процессе работы по формированию и развитию этнопедагогической культуры студентов необходимо опираться на психологические релизеры, которые служат психологическими механизмами формирования субъективного отношения личности к этнокультуре и рассматриваются нами как необходимое психолого-педагогическое условие проведения адекватной и эффективной работы по формированию этнопедагогической культуры личности.
Итоги экспериментальной работы выразились в ускоренном развитии у школьников таких важнейших составляющих этнопедагогической культуры, как общая информированность об этносах и их культурах (когнитивный компонент), устойчивость мотивации и развитие этнического самосознания (эмоционально-оценочный компонент), знание и владение технологией этнопедагогической деятельности, стремление к ней (деятельностно-практический компонент), что обусловлено верно найденной педагогической моделью формирования этнопедагогической культуры в педагогическом вузе.
Проблема развития этнопедагогической культуры студентов педагогического вуза настоящим исследованием не исчерпывается. Возникают новые ее аспекты, нуждающиеся в дальнейшем разработке. Среди них необходимость дальнейшего осмысления теории этнопедагогической культуры, поиск новых путей и моделей процесса ее формирования; определение оптимальной совокупности и взаимосвязи факторов, влияющих на развитие этнокультуры в макро- (учебно-воспитательный процесс) и микроструктурах (личностный аспект); поиск и определение интегративных связей в этнопедагогическом насыщении предметов профессиональной подготовки, прежде всего таких, как "Культурология", "История педагогики", "Педагогические теории и системы", "Социология", "Этика", "Педагогическое мастерство"; дальнейшее развитие и изучение вопросов действия психологических релизеров; развитие этнопедагогической культуры будущего учителя в рамках других курсов и др.
Формирование этнопедагогической культуры студентов - дело не только педагогов. Здесь необходимы усилия всех педагогов: философов (философские аспекты культуры и этнокультуры), социологов (проблема социализации личности в аспекте этнической принадлежности), преподавателей "Этики" (ценностно-ориентационные аспекты народной культуры), словесников (воспитание этнического самосознания через язык и литературу).
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Попова, Инна Октаевна, Астрахань
1. Абдуллатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество - М., 1991.
2. Абдуллина К.Х. Роль школы в возрождении народных традиций. Взаимодействие психолого-педагогической практики в условиях перестройки народного образования // Сб. статей. Уфа, 1992. - С. 77-80.
3. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Краткий этносоциологический словарь справочник. - Ставрополь, 1994. - 100 с.
4. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культуры межнационального общения. Учебное пособие. Ставрополь: СГПИ, 1983. - 22 с.
5. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., 1985. - 290 с.
6. Антология педагогической мысли народов СССР второй половины XIX начала XX века / Под ред. Шадрикова В.Д., М., 1990. - 608 с.
7. Арупонян В.Х. Некоторые вопросы народной педагогики // Сборник научных трудов Ереванского Армянского пед. инст. Ереван, 1970. Вып.2. - С. 149-195.
8. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. -М.: Изд. МГУ, 1990. 367 с.
9. Атангулов У.Ш. Педагогические условия использования идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании школьников. Уфа, 1993. -30 с.
10. Ю.Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979.
11. П.Афанасьев И.Н. Этнопсихологический аспект межличностных отношений в процессе воспитания: Автореф. канд. пед. наук, М., 1995. -16 с.
12. Ахняров К.Ш., Искаков Т.К., Бронников С.А. Народная педагогика -основы воспитания подрастающего поколения. Уфа, 1992.
13. Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». М., 1981.
14. Баженова A.A. Русская эстетическая мысль и современность. М.: Знание, 1980.
15. Бажович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М., 1968. 446 с.
16. Белик A.A. Этнопсихология любви и ненависти // Вест. Рос. Ан. Т. 63 №4.-С. 298-301.
17. Бердяев H.A. Философия неравенства, письмо XII «О культуре».
18. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. -211с.
19. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989. -144 с.
20. Блонский П.П. Избр. пед. соч., М, 1989. 169 с.
21. Бочарова Б.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника. Дисс. докт. пед. наук. М., 1991. 441 с.
22. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
23. Бромлей Ю.В. Человек в этнической системе // Вопросы философии. -1988.-№7.
24. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. - 280 с.
25. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.
26. Буева Л. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Вестник высшей школы. 1997, №4, С. 11, 77.
27. Булгаковский Д., Пинчук Г. Песни, загадки, пословицы, обряды, приметы, предрассудки, поверья и местный словарь: этнографический сборник. СПб., 1890.
28. Буслаева Л.П. История развития просвещения и школы народов СССР с X в. по 1917 г.-М., 1974.
29. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев. Наук. Думка, 1991,200с.
30. Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт Программа наблюдений. -Иркутск, 1925; Народная педагогика. Отправки и наброски. Иркутск, 1926.
31. Водовозов В.В. Русская народная педагогика //арх. МГПУ).
32. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномен демократии гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары, 1993.-88 с.
33. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1957. 260 с.
34. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 376 с.
35. Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. М., 1991. 239 с.
36. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. М., 1982. Т. 2.
37. Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р. Исследования по культурному развитию ребенка. М., 1929.
38. Гартаева Т.Р. Мудрые заповеди бурятской народной педагогики // Начальная школа. 1994. - № 10. - С. 16-17.
39. Гашимов А.Ж. Азербайджанская народная педагогика. 1970.
40. Гнатенко П.И. Национальный характер: мифы и реальность. Киев, 1951.
41. Грачев Г.Д. Русская ментальность (материалы круглого стола) // Вопросы философии. М., 1997, №1. 25-53 с.
42. Гумилев JI.H. Этнос: история людей и история природы. М., 1993. -544 с.
43. Гумилев JI.H. О людях, на нас не похожих //Советская культура. 1988.- 15 сентября.
44. Давлекамова Г.В. Подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе. Дисс. канд. пед. наук, Астрахань, 1998. 200 с.
45. Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 1957. 540 с.
46. Данилюк А.Я. Понятие и понимание русской национальной школы // Педагогика. 1997. - № 1. - С. 68-71.
47. Дашдамиров А.Р. Нация и личность. Баку, 1976.
48. Деркач A.A., Крысько В.Г. Этнопсихология. М.: Институт молодежи, 1991.
49. Динамика межнациональных отношения. М., 1989.
50. Дробижева JI.M. Формирование культуры межнационального общения. М. 1982.
51. Дьюи Д. Школа и общество. М., 1925. 127 с.
52. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989.
53. Ефремова Я. Воспитывать на основе национальной культуры // Школа.- 1998. № 3. - С. 35-39. (8 принципов национальной школы).
54. Жданов Ю.А. Культурно-технологическая конструкция. Изучение этноса в ноосферном пространстве // Мир психологии. 1997, №2, С, 21.
55. Иванов В.Н. Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы //Социально-политический журнал. 1993. - № 4.
56. Иванов В.Н. Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы // Социально-политический журнал. 1993. - С. 3-11.
57. Иватова Л.М. Влияние многонациональной среды на межличностные национальные отношения: Дис. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1991. -205с.
58. Изутоллоев Р.И. Развитие гуманистических традиций этнопедагогики в условиях сельского досуга: Автореф. канд. пед. наук, Спб, 1993. — 20 с.
59. Интеллектуальная культура специалиста /Сб. науч. трудов. -Новосибирск: Наука, 1988.63 .Иорданский В. две грани общественного сознания: этническая и национальная // Мировая экономика и международные отношения. М., 1993.-С. 87-100.
60. Исаев И.Ф. Культурологический подход к исследованию педагогической деятельности. М.: педагогическое образование, 1994.
61. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990. -144 с.
62. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.
63. Кекеева З.О. Ориентация студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков: Автореф. кад. пед. наук СПб, 1997.-21 с.
64. Кисельгоф С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. Л., 1973.
65. Коган JI.H. Сущность культурной деятельности //Культурная деятельность: опыт социологического исследования. М., 1981.
66. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994.
67. Колчин A.A., Рыбаков Н.С. На перекрестках мировоззрений. Псков, 1993.
68. Комарова А.Г. О понятии «этнопедагогика» в современной этнографической и педагогической науке // Изучение преемственности этнокультурных явлений. М., 1980. 212с.
69. Комарова Г.А. О понятии «этническая педагогика».
70. Комарова Г.А. О понятии «этнопедагогика» в советской этнографической и педагогической науке.
71. Кон И.С. К проблеме национального характера. История и психология. -М., 1971.
72. Костонян H.H. Чтобы не быть пришельцами на родной земле // Педагогика. 1997. - № 1. - С. 72-75 (воспитание посредством языка).
73. Краткий словарь по социологии. М., 1989, С. 461.
74. Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. М., 1994.
75. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990.
76. Крысько В.Г. Союз наук в развитии этнической психологии // Мир психологии. №2. 1997, С. 8.
77. Крысько В.Г., Саракуев Э.Л. Введение в этническую психологию. М., 1996.
78. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л., 1982.-311 с.
79. Культурные традиции этносов «Aima mater» // Вестник высшей школы. 1998, С. 27.
80. Кутьева М.В. Этнокультурные аспекты изучения языков // Педагогика. -1998.-№3.-С. 74-79.
81. Лавровский H.A. Памятники старинного русского воспитания. СПб., 1861.
82. Лапицкий В.В. Наука в системе культуры // Философская библиотечка учителя. Вып. 4. Псков, 1994.
83. Лебедева О.В. Использование национального компонента содержания образования и воспитания младших школьников. М., 1992. 150 с.
84. Левкович В.П., Кузмицкайте Л.Д. Формирование этнического сознания подростка в семье // Психология 1992. - С. 35-46.
85. Лихачев Д. Заметки о русском // Советская культура. М., 1988. С. 3-5.
86. Личностно-ориентированный образовательный процесс / Под ред. Е.В. Бондаревской. Ростов-на-Дону: РПУ, 1995.
87. Лосский Н.О. Характер русского народа. Кн. I и II. Посев, 1957.
88. Макарцева H.H. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. 1998. - № 1. - С. 81-86.
89. Маргарет Мид (американские исследования этнографии детства).
90. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.
91. Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация, «освобождение духа». М., 1989.
92. Моль А. Социодинамика культуры / Перев. с франц. М.: Прогресс, 1973.
93. Мосейко А.Н. К проблеме национального характера // Мир психологии. -1997, №2, С. 35.
94. Мосейко А.Н. Коллективное бессознательное и мифология этнических отношений // Современная политическая мифология. М., 1996.
95. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста, 1995. 156 с.
96. Мукаева О.Д. Национальные традиции воспитания у монголоязычных народов. Педагогика, 1994, №1. С. 42-46.
97. Мукаева О.Д. Нравственно-эстетические устои буддизма и проблемы воспитания и самовоспитания // Народное образование Якутии 1993, №2. - С. 72-74.
98. Мукаева О.Д. О традиционной педагогической культуре калмыков // Педагогика. 1996. - № 4. - С. 49-53.
99. Мясоедова Е.А. Подготовка студентов педвуза к исследованию педагогического потенциала среды. Дисс. канд. пед. наук, Волгоград, 1997.21 с.
100. Народная педагогика и современные проблемы воспитания / Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. В 4-х т. Чебоксары, 1991.
101. Нейштадт Л.А. К вопросу о понятии педагогическая культура //В помощь начинающему учителю. Метод. Рекомендации. Даугавпилс, 1990.
102. Образовательные стандарты // Материалы Международного семинара «Разработка образовательных стандартов в демократическом обществе», СПб, 1995. 166 с.
103. Орлова А.П. Национальной школе опыт народной педагогики (2030-е годы) // Педагогика, 1995, №9. - С. 89-94.
104. Основы этнографии //Под ред. Тысарева. М.: Высшая школа, 1968.
105. Пашаева P.M. Возможности использования народного опыта воспитания в практике школ // Идейно-политическое и нравственное воспитание школьников. М., 1971.
106. Педагогическая энциклопедия / Под ред. Каирова И.А. М., 1966. Т.З
107. Педагогическая энциклопедия / Под ред. Каирова И.А. М., 1984, Т. 4. -912 с.
108. Педагогическая энциклопедия / Под ред. Калашникова А.Г. М., 1928 Т.2.ш
109. Перлиев К. Прогрессивные традиции народной педагогики в современном воспитании школьников: Автореф. докт. пед. наук, М., 1991.-36 с.
110. Пигилова Т.А. Предмет «Народная культура». М., 1993.
111. Пиршев К. Этнопедагогика туркменского народа.
112. Платонов Ю.П. Проблема этнической социальной психологии И Вестник СПб. унив. Сер. 6. - Философия, политология, психология, право. - 1993, Вып. 1. - С. 57-64.
113. Попов JI.A. Воспитательный потенциал религии // Педагогика. 1992. №7-8. -С. 28-31.
114. Природа и история Астраханского края / Под ред В.А. пятина. -Астрахань, 1996. 364 с.
115. Программа по народной педагогике. Для педагогических и этнопедагогических классов, педагогических училищ, лицеев, колледжей. Якутск, 1995.
116. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, A.B. Зандросца, Б.Ф. Ламова и др. М., 1993.
117. Пятин В.А. Управление педагогическим процессом в современной школе // Вопросы теории и методологии. М., 1968. - 90 с.
118. Раджабова Р.В. Социально-педагогические условия подготовки студентов педагогических вузов к интернациональному педагогическому воспитания в школе: Дис. канд. пед. наук, М., 1991. -210 с.
119. Развитие и взаимодействие национальных культур как фактор стабильности межэтнических отношений в полиэтническом регионе / Материалы всероссийской научно-практической конференции 21-22 ноября 2000г. Астрахань, 2000.
120. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. Давыдова Н.Р. в 2-х т., М., 1993. Т. 1 -608 с.
121. Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы народной педагогики. М., 1979. - 187 с.
122. Русская эстетика и критика 40-50-х гт. XIX века. М.: Искусство, 1982.
123. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1998. - С. 246.
124. Самосознание европейской культуры XX века // Сост. P.A. Гальцева. М.: Изд-во политической литературы, 1991.
125. Санабасова Р.К. Народная педагогика алтайцев: Автореф. канд. пед. наук, СПб, 1993. 81 с.
126. Светлов Э. Истоки религии. Брюссель, 1970, С. 416.
127. Семейный быт народов СССР. М., 1990. 520 с.
128. Семенов B.C. Культура и развитие человека // Вопросы философии. -1982.-№4.
129. Семенова М. Мы славяне. - СПб.: Азбука, 1997.
130. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю. М., 1986. -152 с.
131. Скворцов JI.B. Культура самосознания. М.: Политическая литература, 1989.
132. Сластенин В.А. О Технологии обучения в высшей школе. М. 1994. -110с.
133. Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методическая культура учителя // Сов. Педагогика. 1990. - № 7. - С.82-88.
134. Солдатенков А.Д., Лебедев О.В. Национальная культура и подросток // Педагогика. 1993, №1.
135. Сорокин П.О. О русской нации. Россия и Америка. Теория национального вопроса. М., 1994. 96 с.
136. Социодинамика культуры / Пер. с франц. М., 1973.
137. Старикова Г.Н. О роли церкви в деле народного образования в России // Культура отечества: прошлое, настоящее, будущее. Томск, 1994.-С. 52-55.
138. Стефаненко Т.Г. Методы этнопсихологического исследования. -МГУ, 1993.
139. Сукунов Х.Х. Разработка типовой модели национальной школы // Педагогика. 1997. - № 4. - С. 37-44.
140. Сукунов Х.Х., Величук А.П. Разработка типовой модели национальной школы // Педагогика. 1997. №4. С. 41.
141. Суслопарова Л.Д. Семейные традиции. М., 1979. 95 с.
142. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.
143. Сычева Л. Мудрые горы Башкирии //Учительская газета. 1997. - № 46. - С. 8.
144. Сюта Е.В. Идеи воспитания и обучения в этнопедагогике украинского народа // Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании. Орджоникидзе, 1971. С. 102.
145. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. М., 1992. 47 с.
146. Тощенко Ж.Т. Социология: общий курс // Социология личности. -М., 1994.-С. 227-240.
147. Трифонов С.Т. Этнопсихология и вопросы воспитания школьников // Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании. Орджоникидзе, 1971.-С. 111-115.
148. Тюнников Ю.С., Хасанова Г.Ф., Харисов Ф.Ф. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования. — Казань, 1994. -89 с.
149. Усманский Я.С., Арипов A.A. Молодежная политика и взаимодействие национальных культур // Педагогика, 1992, №5, 6. С. 26-29.
150. Ушинский К.Д. Соб.соч. в 11 т., М., 1948.
151. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. 256 с.
152. Фольклор и этнография. Л., 1974. 274 с.
153. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебной и внеучебной деятельности: Учебно-методическое пособие // Под ред. Исаева И.Ф. Белгород, 1992.
154. Формирование профессиональной культуры учителя. М.: Прометей, 1993.
155. Фрезер Д. Фольклор в Ветхом завете. М., 1985. С. 17-28.
156. Фридман Я.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Книга для учителя. М., 1974. - 207 с.
157. Хадиков Х.Х. К вопросу о специфике народного воспитания // Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании. Орджоникидзе, 1972. С. 176-193.
158. Ханбиков Я.И. К изучению народной педагогики // Доклад АПН РСФСР, 1961, №3. С. 47-50.
159. Ханбиков Я.Н. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань, 1967.
160. Харитонов М.Г. Этнопедагогические классы в профессионально-педагогической ориентации старших школьников: Автореф. канд. пед. наук. М., 1993.- 17 с.
161. Хеккаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1. М., 1986.
162. Хрестоматия по истории педагогики // Сост. П.П. Венсберг. М., 1940. Т.2.-307 с.
163. Христова E.JI. Народная педагогика: историографические и теоретико-методологические проблемы: Дисс. канд.философ. наук. -М., 1988.-260 с.
164. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму. //Философская библиотечка учителя. Вып. 5. Псков, 1994.
165. Черепанова Е.С., Журавлев H.H. Проблема сосуществования русско-православной и мусульманской культур // Русская культура на межконфессиональных перекрестках. М., 1995. - 27 с.
166. Шацкий С.Т. Избранные педагогические произведения в 2-х т. / Под ред. Н.П. Кузьмина, М.Н. Скатчина и др. М., 1980, Т.1. - 304 с.
167. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969, С. 424.172. Широкогоров С.М. Этнос.
168. Шпет Г.Г. Психология национального бытия / Под ред. Т.Д. Марулновской. Воронеж, 1996, С. 363.
169. Эннггейн М. Говорить на языке всех культур // Наука и жизнь. -1990.-№ 1.
170. Этническая история и фольклор / Под ред. P.C. Линец. М., 1977. -259 с.
171. Этническая педагогика (книга для чтения) Под ред. проф. Пятина В.А., доц. Трещева A.M. Астрахань, 1995. - 476 с.
172. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб: Наука, 1991.-318 с.
173. Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. М., 1988. — 191с.
174. Яковлева Т.В. Методическая система использования текстов по народной педагогике // Начальная школа. 1998. - № 1. - С. 51-54. (направленность студентов на этнопедагогику).