Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование художественно-педагогических умений у студентов в процессе пленэрной практики в педагогическом вузе

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Булавин, Олег Иванович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Курск
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Формирование художественно-педагогических умений у студентов в процессе пленэрной практики в педагогическом вузе», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Булавин, Олег Иванович, 2002 год

Научно- теоретические основы формирования педагогических yi\ гов художественно-графических факультетов на занятиях плен:

1. Педагогические умения, их функции и классификация.

I. Структура художественно-педагогической подготовки уч изобразительного искусства на занятиях пленэрной практики 3. Содержание профессионально-педагогической подго' учителя изобразительного искусства в логике плен: практики.:

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование художественно-педагогических умений у студентов в процессе пленэрной практики в педагогическом вузе"

Существенной характеристикой современного образования является ориентир на гуманистические ценности, выработанные человечеством. В центре всех образовательных процессов стоят личность ребенка, его индивидуальность, способность созидать и творить. Главная задача, которую должен решить учитель изобразительного искусства ~ это задача развивать высоконравственную, духовно бог атую, образованную, обладающую чувством гражданского долга и любви к Родине личность.

Появление многообразия форм учебных заведений: лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов искусства, школ искусств, колледжей и включение в программу по изобразительному искусству пленэрной практики выдвигает проблему подготовки специалистов, способных организовывать и проводить работу на пленэре в условиях школы.

Этой ситуацией продиктована необходимость переориентации задач пленэрной практики на художественно-графических факультетах педвузов с задачи подготовки художника на задачу подготовки художника-педагога, способного возглавить, организовать и провести с детьми работу на пленэре.

Сегодня с особой остротой стоит проблема формирования профессиональной направленности на художественно-графических факультетах педагогических вузов, где занятия по художественным дисциплинам ориентированы на подготовку художника, а подготовка учителя утрачивается или относится преподавателями специальных предметов к курсу дисциплин психолого-педагогического цикла. На это указывают: Е.В. Шорохов, А.Е. Терентьев, Л.А. Ивахнова, Н.К. Шабанов. Поэтому проблема формирования личности учителя изобразительного искусства, на пленэрных занятиях в вузе продолжает оставаться актуальной.

На наш взгляд, одним из наиболее важных аспектов в организации пленэрной практики в вузе может стать целенаправленное формирование педагогических умений у студентов, как важного фактора в решении проблемы подготовки учителя изобразительного искусства. Решение данной проблемы связано с поиском наиболее эффективных способов и средств обучения, форм организации пленарных занятий в вузе.

Теоретические положения нашего исследования базировались на фундаментальных трудах ученых: в области исследования деятельности С.Л. Выготского, В.В. Давыдова, М.С. Когана, В.Л. Ляудис, А.Н. Леонтьева, А.Р. Пурина, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, И.И. Ильясова, П.Я. Гальперина, Б.М. Теплова; в области методического мастерства и разработки новых технологий О.А. Абдуллиной, Е.Г. Болбасова, Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Левитова, В.А. Сластенина, И.Ф Исаева, А.И. Мищенко, Л.С. Подымовой, Е.Н. Щиянова; в области художественно-педагогических исследований Н.Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, А.Е. Терентьева, Е.В. Шорохова, В.К. Лебедко, В.П. Зинченко, Л.Г. Медведева,

B.В. Корешкова, Г.В. Беды, Г.Б. Смирнова, А.А. Унковского, А.П. Яшухина, Н.Н. Анисимова, Н.К. Шабанова, Н.Я. Маслова, А.И. Ковешникова, Н.С. Боголюбова, С.Е. Игнатьева. Авторами перечисленных исследований первостепенное значение отводилось формированию художественных и профессионально-педагогических умений на занятиях по рисунку, живописи, композиции. Так, например А.Е, Терентьев, Н.К. Шабанов, Л.А. Ивахнова, И.В. Солодухин исследовали процесс развития профессиональных способностей и художественных умений на занятиях по рисунку, живописи и композиции, но они это делали в рамках академических занятий.

Процесс развития творческих способностей и художественных умений во время пленэрной практики рассматривали Н.Я. Маслов, В.М. Соколинский,

C.Е. Токарев, Л.Г. Ушакова, В В. Морозова. Но данные исследования не акцентировали внимание на комплексном развитии художественных и педагогических умений на пленэрных занятиях по рисунку, живописи и композиции.

Это обстоятельство определило тему данного исследования и потребовало разработки методики формирования художественных и педагогических умений у студентов на пленэре. Методика должна базироваться на постоянном решении студентами проблемных профессионально-педагогических ситуаций, средством организации которых является одновременное решение на пленэрных занятиях художественных задач и задач педагогических.

Таким образом, актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью проблемы и существующим противоречием между возможностью студентов с максимальной активностью усваивать профессиональные знания, умения и навыки на пленэрных занятиях и отсутствием научно-обоснованной методики одновременного формирования как художественных, так и педагогических умений студентов.

Проблема исследования заключается в разработке, научном обосновании и экспериментальной проверке методической системы формирования художественных и педагогических умений у студентов художественно-графических факультетов на пленэрных занятиях, В проблему исследования также входит определение форм и методов организации пленэрных занятий, направленных на реализацию творческого потенциала и развития профессиональных способностей.

Цель исследования: теоретическая разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка эффективности предлагаемой методической системы формирования художесг венно-педагогических умений на пленэрных занятиях.

Объект исследования: процесс художественно-педагогической подготовки студентов педвузов на пленэрных занятиях.

Предмет исследования: методика, содержание, формы, методы и приемы формирования художественно-педагогических умений у студентов на пленэрных занятиях.

Гипотеза исследования: эффективное формирование художественно-педагогических умений у студентов во время пленэрной практики возможно, если:

- будет разработана и научно обоснована цель, структура и содержание подготовки учителя изобразительного искусства в условиях пленэрной практики;

- будет реализована модель обучения, которая обеспечит активное включение студентов в процесс усвоения знаний, умений и навыков, ориентированных на их будущую профессиональную деятельность;

- программой подготовки специалиста на протяжении организации всех пленэрных практик будет предусмотрено постоянство и многообразие форм методической реализации как художественных, так и педагогических задач;

- будет реализована мето.дическая система подготовки учителя изобразительного искусства в условиях пленэрной практики;

-в разработке методики формирования данного аспекта деятельности педагога используется системный подход.

Проблема, цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:

1. Изучить современное состояние проблемы формирования педагогических умений у студентов художественно-графических факультетов педвузов.

2. Теоретически обосновать и разработать методическую систему формирования художественно-педагогических умений у будущих учителей изобразительного искусства.

3. Определить условия и эффективные пути формирования художественно-педагогических умений на пленэрных занятиях.

4. Разработать модель совместной продуктивной деятельности преподавателей и студентов, базирующуюся на единстве целей и позволяющую решать на пленэрных занятиях как художественные, так и педагогические задачи.

5. Разработать критерии оценки художественно-педагогических умений студентов, которые позволят выявить положительную динамику формирования профессиональных умений студентов.

6. Осуществить экспериментальную проверку эффективности предлагаемой методической системы формирования художественно-педагогических умений у студентов на пленэрных занятиях.

Методической и теоретической основой исследования стали:

- труды в области психологии и педагогики;

- теория деятельности;

- теория художественного образования;

- теория методического и педагогического творчества.

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:

-теоретический анализ научных, методических и монографических работ по изучаемой проблеме;

- наблюдение за учебным процессом и анализ работ учебно-творческой деятельности студентов на пленэрных занятиях;

- анкетирование студентов;

- статистическая обработка результатов исследования; -педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, обучающий);

- анализ, обобщение и обработка результатов эксперимента. Опытно-экспериментальная база исследования. Работа выполнялась на художественно-графических факультетах Курского и Воронежского государственно-педагогических университетов. На разных этапах исследования было охвачено 580 человек.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов. На первом этапе (1998-1999гг.) анализировались литературные источники, осуществлялось изучение состояния проблемы, степень ее разработанности, определялась методология исследования и разрабатывалась ее методика, выдвигалась гипотеза, намечались цели, задачи и методы исследования.

На втором этапе (1999-2000гг.) уточнялись теоретические позиции, определялось содержание опытно-экспериментальной работы, проводился констатирующий эксперимент, определялась база для лабораторного, поискового и обучающего экспериментов, проверялись эффективные педагогические средства обучения, активизирующие умения студентов во время пленэрных занятий.

Третий этап (2000-2001гг.) был посвящен экспериментальной работе, проверке эффективности методики формирования художественно-педагогических умений у студентов на пленэрных занятиях.

На четвертом этапе (2000-2001гг.) проводился анализ и обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования, осуществлялась их статистическая обработка и оформление в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- обоснована необходимость и возможность формирования художественно-педагогических умений у студентов на пленэрных занятиях, через организацию обучения, обеспечивающего активное включение студентов в процесс усвоения специальных знаний, с одновременным углубленным осознанием их значимости в будущей профессиональной деятельности;

- разработана и теоретически обоснована модель формирования художественно-педагогических умений у студентов на пленэрных занятиях, базирующаяся на получении студентами знаний и выработке умений в условиях педагогической направленности обучения,

-разработаны и апробированы технологии реализации этой модели в условиях вузовского обучения, включающие постоянное решение студентами при выполнении живописных и графических работ, как художественных, так и графических задач;

- полученными результатами экспериментальной методики доказывается, что последовательное и постоянное решение студентами педвузов на пленэрных занятиях художественных задач, в единстве с задачами педагогическими придает учению активный, профессионально направленный характер и позволяет его художественно-познавательной мотивации перерасти в профессиональную;

- предложены критерии оценки сформированности у студентов художественно-педагогических умений, приобретенных в процессе пленэрной практики.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке проблемы формирования художественно-педагогических умений у будущих учителей на пленэрных занятиях и включение ее результатов в теорию профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства.

Практическая значимость состоит в том, что разработанные методические рекомендации и дидактические материалы, направленные на совершенствование педагогического мастерства будущих учителей изобразительного искусства, внедрены в практику проведения пленэра педвузов и специализированных школ Курска и Воронежа. Разработанная методика дает возможность оценить эффективность внедрения в пленэрную практику целостного подхода в формирование художественных и педагогических умений.

Результаты исследования могут быть использованы в разработке новых учебных программ, учебных пособий, учебников по организации и проведению пленэрных практик в вузах и школах.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической и теоретической обоснованностью исходных параметров, связанных с субъектно-деятельностным и индивидуально-творческим подходом к решению поставленной проблемы; использованием комплексов взаимосвязанных методов, адекватных предмету, задачам и логике исследования; репрезентативностью объема выборок; возможностью повторения опытной работы, позволяющей провести количественный и качественный анализ ее хода и результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

• материалы исследования обсуждались на кафедре теории и методики преподавания изобразительного искусства Курского государственного педагогического университета;

• основные положения отражены в статьях, опубликованных в сборниках научных трудов, сообщались на ежегодных научно-практических конференциях университета;

• апробация результатов проходила на художественно-графических факультетах в Курском и Воронежском государственных педагогических университетах со студентами 1, ?, 4 курсов.

На защиту выносятся следующие положения:

- модель формирования художественно-педагогических умений у студентов на занятиях пленэрной практикой;

-педагогические технологии реализации модели формирования художественно-педагогических умений, включающие организацию решения проблемных творческих, художественных и педагогических задач на пленэрных занятиях;

- критерии определения уровня сформированности художественно-педагогических умений у студентов, выработанные в ходе опытно-экспериментальной работы и позволяющие выявить динамику их развития;

-система заданий по рисунку, живописи, композиции на пленэре, базу которых составляет единство художественно-творческих и педагогических задач;

- методика формирования художественно-педагогических умений у студентов на пленэрных занятиях, позволяющая художественно-познавательной мотивации учения перерасти в профессиональную.

Структура и объем диссертации. Теоретическое и экспериментальное решение проблемы определило структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Диссертационная работа изложена на 152 страницах основного текста. Список литературы насчитывает 211 позиций.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Заключение

В ходе исследования были решены конкретные задачи и получены следующие результаты:

1. Теоретически обосновано и научно подтверждено положение о том, что формирование художественно-педагогических умений студентов педвузов во время пленэрной практики происходит в условиях специально организованного обучения, которое обеспечивает творческий процесс художественной деятельности с одновременным осознанием ее значимости в профессиональной.

2. В результате интегрированности художественных и педагогических умений в единый и неразделимый процесс происходит их взаимообогащение: художественные умения становятся для студентов профессионально значимыми, а педагогические, формируясь в условиях решения художественных задач, лишаются формального их освоения.

3. Доказано, что в экспериментальной методике, реализующей модель совместной продуктивной деятельности преподавателей и студентов на пленэре, постепенно познавательный интерес к художественному творчеству трансформируется в профессиональный с основами педагогического мастерства.

4. Установлены критерии определения уровня сформированности художественно-педагогических умений, позволяющие выявить их динамику.

5. Экспериментально доказана позитивность одновременного решения педагогических и художественных задач во время пленэрных практик. Она подтверждается следующими результатами:

- повысилось качество художественного выполнения живописных и графических пленэрных работ в экспериментальных группах по итогам зачетных работ, средняя отметка экспериментальных групп превышала на 0,3 балла (1 курс) среднюю отметку в контрольных группах;

- в экспериментальных группах художественная подготовка, оцененная по результатам просмотров итоговых академических заданий по рисунку, живописи и композиции на 4 курсе, превышала этот же показатель контрольных групп на 0,8 балла;

- наличие художественно-педагогических умений у студентов повлияло и на их методическую подготовку, оцененную по результатам качества выполнения семестровых заданий по методике преподавания изобразительного искусства в школе, средний балл в контрольных группах составил 2,9 в то время как в экспериментальных он дошел до показателя 3,7 балла;

- самооценка степени трудности прохождения педагогической практики по изобразительному искусству студентами 4 курса также продемонстрировала преимущество экспериментальной методики: педагогическую практику как «пожалуй не трудную» и «не трудную» в экспериментальных группах оценили 77% студентов, а в контрольных всего лишь 60,4%.

- Результатами исследования полностью подтверждена гипотеза и решены поставленные задачи.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Булавин, Олег Иванович, Курск

1. Алехин А.Д. Когда начинается художник: Книга для учащихся. М,: Просвещение, 1993. 160 е., 8л. ил. ^ 4. Алексеев С.С. О колорите. - М.: «Изобразительное искусство»1974. 174с. с ил.

2. Альберти JI.B. Десять книг о зодчестве: В 2-х т. Т.Н. - М.: издательство Всесоюзная Академия Архитектуры, 1937. - 795с.

3. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной технологии 11 Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям

4. Психология»: В 3-х т. (Под редакцией И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис М.:издательство МГУ, 1981. С. 13-21.

5. Ананьев Б.Г. Технология чувственного познания. М.: издательство АПН РСФСР, I960, - 486с.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: издательство МГУ, 1980.-416с.

7. Анисимов Н.Н. Основы рисования. М.: Стройиздат 1974. - 156с. сил.

8. Антонова И. А. Шедевры Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина: (Альбом). М.: Сов. художник, 1986,- 141 с.цв.ил.

9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие (Сокращ. пер. с анг. В.Н. Самохина: Общая редакция и вступительная статья В.П. Шестак. М.: Прогресс, 1974. - 392с.: ил.

10. Архангельский С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. М.: Знание, 1976. - 40с.

11. Архангельский С.И. Некоторые проблемы теории обучения в высшей школе. М.: Знание, 1978. - 46с.: ил.

12. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. - 192с.

13. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. -М.: Знание, 1978. 46с.: ил.

14. Барьчец А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.: издательство АХ СССР, 1963. - 296с.: ил.

15. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция: Пособие для художественно-графических факультетов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1969. - 293с.: ил.

16. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты: В помощь начинающему художнику. Часть 11. Живопись, композиция. М.: Сов. Россия, 1958. - 83с.,ил.

17. Бернштейн М.Д. Проблемы учебного рисунка. М., J1.: Искусство, 1940.- 158с.

18. Берг А.И. Кибернетика наука об оптимальном управлении. -М., JI.: Знание, 1964. - 135с.

19. Бодапев А.А. Психология о личности. М.: издательство МГУ, 1988.- 188с.

20. Бродский И.А., Репин педагог. - JI.: издательство АХ СССР, I960,- 128с.: ил.

21. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. - 96с.

22. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI XVII века. - М.: Мысль, 1992,- 637с.: ил.

23. Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 437с.

24. Венгер JI. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. -365с.

25. Вергиловский С.Г., Литвинов Н.П., Симонова Т.М.: Особенности профессионального учителя.:Советская педагогика 1984.-№4,- С.76-81.

26. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстовый подход: Метод. Пособие. М.: Высшая школа, 1991. - 207с.: ил.

27. Виноградов Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1980,- 144с.: ил.

28. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства- 2-е изд., испр. и доп. М.: Изобразительное искусство, 1985. - 288с.

29. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: издательство АПН РСФСР, 1950. - 508с.: ил.

30. Вернадский В.И. Страницы автобиографии. М.: 1981.

31. Вопросы психологии личности. Под редакцией Е.И. Игнатьева. -М.: Просвещение, 1960. -213с.

32. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сборник статей. Выпуск 2 М.: Прометей, 1998.-226с.

33. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сборник статей. Выпуск 4 М.: Прометей, 2000.- 513с.

34. Вопросы теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сборник научных трудов Курск: издательство Курск пед. университет, 1998. - 144с.

35. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: издательство МГУ, 1988.-255с.

36. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: издательство МГУ, 1976. - 147с.

37. Ганкина Э.З. Художник в современной детской книге. М.: Советский художник, 1977. - 215с.

38. Гегель Г.В. Эстетика: В 4-х т. М.: Искусство, 1968. -т.1- 312с.

39. Генсбург И., Чистяков П.П. и его педагогическая система. Л. -М.: Искусство, 1940,- 203с.: ил.

40. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. -259с.

41. Гоноболин Ф.Н. Очерки психологии современного учителя. М.: Просвещение, 1951. - 156с.

42. Гращенков В.Н. Рисунок мастеров итальянского Возрождения: Очерки истории, теории и практики. М.: Искусство, 1963. - 425с.

43. Громов Е.С. Художественное творчество: Опыт эстетических характеристик некоторых проблем. М.: Политиздат, 1970.- 262с.

44. Дейнека А.А. Учитесь рисовать: Беседы с изучающими рисование. М.: издательство АХ СССР, 1961. - 222с.

45. Диалог истории и искусства: российская провинция: опыт, проблемы, решения Курск: издательство Курского гос.пед.инс-та, 2000. -420с.

46. Дистерберг А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956,- 374с.: 1ил.

47. Дружинин С.Н. О русской и советской живописи, Сборник (сост. Э.А. Полищук) Л.: Художник РСФСР, 1987. - 232с.:ил.

48. Емодин В.П. Высшая школа общества развитого социализма. -М.: Высшая школа, 1980,- 560с.

49. Есарова Э.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: издательство ЛГУ, 1974.-112с.

50. Забродин Д.М. Актуальные задачи педагогических ВУЗов.-Советская педагогика, 1983.- №12,- С.72-78.

51. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987,- 160с.

52. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие, 1967. 323с.

53. Запорожец А.А. Развитие восприятия и деятельности. Вопросы психологии. 1967. №1.-С.11-16.

54. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком. Ростов Н/Д.: РГПУ, 1996.- 126с.

55. Зинченко В.П., Вергилис Ю.Ю. Формирование зрительного образа: Исследование деятельности зрительной системы. М.: издательство МГУ, 1969,- 106с.

56. Ивахнова Л.А. Научные основы подготовки учителя к конструированию содержания учебных предметов: Монография Алматы, Гыгым, 1965. - 192с.

57. Игнатьев Е.И, Психология изобразительной деятельности детей. -М.: Просвещение, 1961,- 222с.

58. Игнатьев Е.И. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологии исследования формирования образа. М.: Просвещение, 1954. - 224с.

59. Измаилов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноридов A.M. Психофизиология цветного зрения. М.: издательство МГУ, 1989. - 205с.

60. Ильин И.А. Одинокий художник. М.: Искусство, 1993. - 348с.

61. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для пед. ин-тов, М.: Просвещение, 1984. - 496с.

62. Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. Книга для учителя. В 3-х ч. (сост. М.В. Алпатов, Н.Н. Ростовцев) 4-е изд. испр. и допол. - М.: Просвещение, 1987-1989.

63. Кардовский Д.Н. Об искусстве: Воспоминания, статьи, письма (сост. и автор примечания Е.Д. Кардовская). М.: издательство АХ СССР, 1960. - 340с.: ил.

64. Кепалайте А.П., Суворова В.Р. Экспериментальное изучение положительных и отрицательных эмоций. Вопросы психологии- 1991.-№2.-С.140-147.

65. Киреенко В.И. Психология способностей и изобразительной деятельности. М.: издательство АПН РСФСР, 1959.- 303с.

66. Китов А.И. Психология управления. М.: Высшая школа.- 1979.-153с.

67. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора Флорентийского. Под ред. А.Г. Габричевского. М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1934.-291с.

68. Ковалев А.Г. Личность и пути ее формирования. М.: Знание, 1971,-31с.

69. Коган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Педагогика, 1981. - 200с.

70. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение, творчество. -М.: Педагогика, 1990. 144с.:ил.

71. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 2-е допол. и перераб. М.: Посвещение, 1976. - 158с.:ил.

72. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: издательство МГУ, 1971.-91с.

73. Коменский Я. Великая дидактика "Избранные педагогические сочинения": В 2-х т.- Т.1. М.: Педагогика, 1982,- 242-476 с.

74. Коротаев М.Б. Учение процесс творческий: Из опыта работы -М.: Просвещение, 1980. - 120с.

75. Королев Ф.Ф., Корнейчук Т.Ф., Равкин З.И. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921-1931. М.: издательство АПН РСФСР, 1961.-506с.

76. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учебное пособие для учащихся пед. училищ 2-е изд., переработанное. М.: Просвещение, 1984. - 240с.: ил., 8л. ил.

77. К проблеме восприятия пространства и пространственных представлений. Под редакцией Б.Г. Анатольева, Б.Ф. Ломова, Л.: 1959. -110с.

78. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1965. - 191с.

79. Крымов Н.П. Художник и педагог: Статьи, воспоминания. М.: издательство АХ СССР, 1960. - 212с.

80. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика. - 1975. - 209с.

81. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1979. - 192с.:ил., 32л.ил.

82. Кузин B.C. Психология, (под ред. Б.Ф. Ломова; Учебник,- 2-е изд. переработанное и дополненное. М.: Высшая школа, 1982. - 256с.; ил.

83. Кузьмина Н.В. Методика исследования педагогической деятельности. Л.: 1970. - 114с.

84. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: издательство ЛГУ, 1967. 182с.

85. Кузьмина Н.В. Методика исследования психологической деятельности. Л.: издательство ЛГУ, 1990. - 114с.

86. Лазарев В.Н. Леонардо да Винчи. М.:

87. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. - т. 1.-391с.; т.2.-316с.

88. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186с.

89. Линков Н.П. К вопросу о пространственном мышлении "Вопросы психологии особенности школьников".- М.: Просвещение, 1964. 228-258с.

90. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. - 444с,

91. Лунагарский А.В. О народном образовании. М.: издательство АПН РСФСР 1958.- 559с.

92. Лунагарский А.В. О воспитании и образовании. (Под ред. A.M. Арсеньева, Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, М.А. Прокофева, В.А. Разумного). М.: Педагогика, 1976. - 640с.

93. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: издательство МГУ, 1979. - 319с.

94. Лурия А.Р. Об истории развития познавательных процессов. Экспериментальное психологическое исследование. М.: Наука, 1974. -172с.

95. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8т. М.: Педагогика, 1984. - 4.т.- 309с.

96. Маслов Н.Я. Пленэр. Практика по изобразительному искусству. Учебное пособие для студентов художественно-графическихфакультетов пед. институтов. М.: Просвещение, 1984. - 112с.ил. 1л. ил.

97. Мастера искусства об искусстве.: в 4-х т. М.-Л.: Изогиз, 1937,-т.4,- 628с.ил.

98. Мастера искусства об искусстве. В 7-ми т. М.: Искусство, 1969. -т.2.- 496с.; т.6,- 543с.ил.

99. Матюшкин A.M. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 208с.

100. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности "Вопросы психологии. 1989. - №6. - 29с.

101. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. - 240с.

102. Медведев Л.Г. Формирование графического образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов художественно-графических факультетов пед. институтов. -М.: Просвещение, 1986,- 159с.ил.

103. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. - 96с.

104. Милюков А. А. Пути совершенствования методики педагогической подготовки студентов в учебно-воспитательном процессе "Художественно-графический факультет и школа". Д.: 1980. - С. 125-134.

105. Михайлов О.В. Учебный рисунок Академии художеств XVIII-b. М.: Искусство, 1951. - 80с.

106. Молева Н., Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств XVIII в. М.: Искусство, 1956. - 519с.

107. Молева Н., Белютин Э. Школа Антона Ашбе. М.: Искусство, 1958. - 116с.

108. Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины XIX-в. М.: Искусство, 1963. - 408с.ил.

109. Молева Н., Белютин Э., Чистяков П.П. Теоретик и педагог. -М.: издательство АХ СССР, 1953. 228с.: ил.

110. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика, 1986. - 200с.

111. Морозова Н.Т. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1970. -48с.

112. Мороз А.Г. К вопросу о дидактической адаптации первокурсников ВУЗа: "Психологические и социально-психологическиеособенности адаптации студента". Материалы симпозиума: Отв. ред. К.О. Сантросян.- Ереван, 1973. С.104-106.

113. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. Книга для старшеклассников. М.: Просвещение, 1986. - 160с.

114. Мухина B.C. Детская психология: Учебник для студентов пед. институтов. Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1985. - 272с.ил.

115. Научные основы профессионально-педагогической подготовки учителя изобразительного искусства и черчения: Проблемы провинциальной художественной культуры. Выпуск 1- Курск: издательство Курского пед. института, 1999. 200с.

116. Научные основы профессионально-педагогической подготовки учителя изобразительного искусства и черчения: Проблемы провинциальной художественной культуры. Выпуск 2 Курск: издательство Курского пед. института, 2000. - 264с.

117. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981. -192с.

118. Новоселов Ю.В. Рисунок, живопись, композиция: Методические рекомендации для слушателей подготовительных отделений педагогических институтов. М.: Ml 111 им. В.И. Ленина, 1985. -46с.

119. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование. Под ред. Л.В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. - 440с.

120. Огородникова И.Т. Актуальные проблемы исследования педагогической подготовки учителей в высшей школе. Советская педагогика 1975,- №2 - С.87-94.

121. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968.-208с.

122. Орловский Г.И. О художественном образовании учителя рисования: из опыта работы. Л .: Учпедгиз, 1961. - 166с.70с.

123. Павлов И.П. Полное собрание трудов: в 5-ти т. -M.-JI., 1949. -т.3.-607с.; ил., 8л. ил.

124. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. М.: Педагогика, 1979. - 214с.

125. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. М.: Педагогика, 1975. - 218с.

126. Пискунов А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя. Советская педагогика. 1985. - №12.- С.42-47.

127. Плотников К.К. О системе психологии. М,: Мысль, 1972.216с.

128. Подобедова О.И. Дмитрий Николаевич Кардовский 18661943г. -М.: Советский художник, 1957. 183с.: ил.

129. Пособие по рисованию. Под общ. ред. Д.Н. Кардовского, В.Н. Яковлева, К.Н. Корнилова. Утверждено ГУУЗ НКТП СССР в качестве учебного пособия для архитектурно-художественных ВУЗов. -M.-J1: Госстройиздат, 1938. 162с.ил., прилож.

130. Проблемы провинциальной художественной культуры. Материалы всероссийской научно-практической конференции Курск. Издательство Курского гос.пед. университета, 1998. - 211с.

131. Проблема восприятия пространства и времени. Под ред. Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова Л.: 1961. - 211с.

132. Программа педагогических институтов. М.: Просвещение, 1983.-Сб. №16. -61с.

133. Психология восприятия. Под ред. Б.Ф. Ломова, Ю.М. Забродина, А.А. Миткина и др. М.: Наука, 1989. - 197с.

134. Психология исследования творческой деятельности. Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Наука, 1975. - 251с.

135. Психология младшего школьника под ред. Е.И. Игнатьева. -М: Издательство АПН РСФСР, 1960. 333с.

136. Психология процессов художественного творчества. Под ред. Д.Д. Благого, Б.Ф. Егорова, А.А. Корягина. М.: Издательство, Наука, 1980. -285с.

137. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. Хрестоматия по психологии. Под ред. В.В. Мироненко. - М.: Просвещение, 1987. - 201с.

138. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. 3-е изд.- Л.: Художник РСФСР, 1978.- 120с.

139. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.: Издательство, мысль, 1969. - 190с.

140. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М.: Сов. художник, 1978. - 235с.

141. Репринцев А.В. Учителю об эстетическом воспитании старшеклассников. Курск: Изд-во Курского гос.пед. ун-та, 1999. - 250с.

142. Репринцев А.В. В поисках идеала Учителя: Проблемы профессионального воспитания учителя в истории философско-педагогической мысли. Курск: Изд-во Курского гос.пед.ун-та, 2000. -272с.

143. Рисунок. Под ред. П.П. Белоусова, В.А. Горб, М.С. Копейкина: Учебное пособие. 2-е. - М.: АХ СССР, 1963. - 21с., ил.

144. Рисунок. Под ред. С.В. Тихонова, В.Г. Демьянова, В.Б.Подрезкова. М.: Стройиздат, 1983. - 262с.

145. Ростовцев Н.Н. Проблемы формы в учебном рисунке. Рисунок. Под ред. A.M. Серова. М.: 1975. - С.93-105.

146. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учебник для студентов худ.-граф. фак. пед. институтов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1984. - 240с., ил.

147. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Русс, и сов. школа рисунка: Учеб. пособие для студентов худ.-граф. фак. пед. инс-тов. М.: Просвещение, 1982. - 240с., ил.

148. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худ.-граф. фак. пед. институтов. 3-е изд., доп. и перераб. М.: АГАР, 1998. - 256с., ил.

149. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учеб. пособие. М.: Изобразительное искусство, 1983. -288с.,193ил.

150. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. М.: Просвещение, 1985.-256с., ил.

151. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. Учебн. пособие для высших пед. учеб. завед. и ун-тов. 2-е изд. - Учпедгиз, 1946.-704с., ил.

152. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. -М.:Педагогика, 1973. 424с.

153. Руднев В.В. Алексей Михайлович Соловьев педагог, художник, человек. - М.: Изобразительное искусство, 1970. - 143с.

154. Сапожников А.Г. Курс рисования. СПб., 1875. - 107с.

155. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.- 159с.

156. Смирнов Г.Б. Рисунок головы. М.: Просвещение, 1976. 37с.

157. Смирнов Г.Б., Соловьев A.M. Начинающему художнику. JL: художник РСФСР, 1962. - 100с., ил., табл.

158. Смирнов С.Д. Психология образа: Проблемы активности психологического отражения. М.: издательство МГУ, 1985. - 229с.

159. Соловьев A.M. рисунок в высшей художественной школе. -М.: Искусство, 1957. 45с.

160. Соловьев A.M., Смирнов Г.Б,, Александров Е.С. Учебный рисунок. М.: Искусство, 1953. - 238с.

161. Степакова В.В. Становление методического мастерства учителя как проблема вузовского педагогического образования. М.: Изд-во «Прометей», МПГУ 1995. - 243с.

162. Н 169. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.:1. Изд-во МГУ, 1975.- 343с.

163. Теория и практика педагогического эксперимента. Под ред. А.И.Пискунова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 207с.

164. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х т. -М.: Педагогика, 1985. -Т.1.- 360с.: ил.

165. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя 1 изобразительного искусства: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1 1981. - 175с., ил.

166. Терентьев А.Е. Существенные аспекты специализации подготовки художников-педагогов по рисунку. Диссертация канд. пед. наук. - М.: 1977. - 254 л. с прил. ил.

167. Трофименко К.Д. О методах преподавания композиции. М.: Изд-во АХ СССР, 1976. - 174с., ил.

168. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, г, 1966.-450с.

169. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы установки. -Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1961. 210с.

170. Управляемое формирование психологических процессов. Под ред. П.Я. Гальперина. М.: Изд-во МГУ, 1977. - 198с.

171. Утинский К.Д. О пользе педагогической литературы. Избранные педагогические сочинения. Под ред. А.И.Пискунова: в 2-х т. -М.: Педагогика, 1974. Т. 1.-13-31с.

172. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Избранные педагогические сочинения. Под ред. А.И.Пискунова: в 2-х т. T.l. -С.229-547.

173. Федоров Н.Т. Курс общего цветоведения. JI. 1935.

174. Формирование учебной деятельности студентов. Под ред. В.Я.Ляудис. М.: Изд-во Моск. кн-та, 1989.-240с.

175. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека.1. М.: Знание, 1982.- 107с.

176. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. -М.: Просвещение, 1981. 175с., ил.

177. Хрестоматия по возрастной педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946-1980г.г. под ред. И.И. Ильясова, В.Я.Ляудис. -М.: Изд-во МГУ 1981,- 304с.

178. Хрусталев В. А. К истории высшего педагогическогообразования в РСФСР, 1963.-166с.

179. Художественно-графический факультет. 50 лет. (1941-1991) юбилейный сборник. Под ред. М.Н. Макаровой. М.: «Прометей» МПГУ, 1992.-268с.

180. Цвет в нашей жизни. Хрестоматия по психологии. Составитель Криулина А.А. Курск. 1993. - 128с.

181. Чистяков П.П. и Савинский В.Е. Переписка 1883-1888г.г. ^ Воспоминания. Ред. и комментарии И.А. Бробдского, И.А. Коноплевой.

182. Л,- М.: Искусство, 1939. 328с., ил.

183. Ченнино Ченнини. Трактат о живописи. М.: Искусство, 1933.

184. Чистяков П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. Материалы подготовлены к печати и примечания к ним составлены Э. Белютиным и Н. Молевой. М.: Искусство, 1953. - 591с., ил.

185. Шабоук С. Искусство. Система. Отражение. М.: Прогресс, 1976.-223с.

186. Шабанов Н.К. Особенности подготовки учителя изобразительного искусства в педагогическом ВУЗе. Курск: Изд-во Курск, гос. пед. институт, 1994. 166с.

187. Шабанов Н.К. Художественно-педагогическая направленность в распределении живописи и композиции: Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 1996. -34с.

188. Шабанов Н.К., Шабанова О.П. У истоков творчества. Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 1995.- 104с.

189. Шабанова О.П. Графическая задача как диффектическое средство активизации учения студентов педвузов. Учебное пособие -Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 1998. 82с.

190. Шабанова О.П. Активизация учения студентов педвузов по черчению. Монография Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 1995. -109с.

191. Шабанова О.П. Профессиональная направленность в преподавании черчения в педвузах. Монография. Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 1999. - 131с.

192. Шадриков В.Д. О структуре познавательных способностей. Психологический журнал. 1985. - Т.6.-№3.-с.38-40.

193. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185с.

194. Шакуров Р.Х. творческий рост педагога. М.: Знание. 1985.80с.

195. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982,- 208с., ил.

196. Шаталов В.Ф, Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989.-336с„ ил.

197. Шептулин А.П. Дидактический метод познания. М.: Политиздат, 1983. - 320с.

198. Школа, учитель, искусство: Альбом репрод. учеб. и творч. работ студентов худ-граф. фак. пед. инст. и уч-ся худ-граф. отд-ний пед. училищ. Сост. A.M. Лавров. Под ред. Н.Н. Ростовцева. М.: Просвещение, 1981. -191с., ил.

199. Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. для студентов худ-граф. фак. пед. инст-тов. 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Просвещение, 1986. - 207с., ил.

200. Шуклина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.-143с.

201. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. М.: Просвещение, 1967.

202. Щербаков А.И. Изобразительное искусство: Обучение и творчество. Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. -М.: Просвещение, 1969 272с., ил.

203. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. - 351с.

204. Эсаулов А.Ф. Активизация познавательной деятельности студентов. -М.: Высшая школа, 1982. 221с.

205. Юон К.Ф. Об искусстве: в 2-х т. М.: Сов. художник, 1959. -Т.1. - 284с., Т.2.-285с.

206. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.- 192с.

207. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание. 1971. -48с.