автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование профессиональных умений менеджеров социально-культурной деятельности в процессе практической подготовки в вузе
- Автор научной работы
- Коченова, Людмила Алексеевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Сходня
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Коченова, Людмила Алексеевна, 2004 год
1.1.Практическая подготовка как составляющая учебного процесса вуза.
1.2.Сравнительный анализ Государственных образовательных стандартов специальности «менеджер СКД» в контексте практико-ориентированной составляющей учебного плана.
1.3.Характеристика профессиональных умений менеджера
Выводы по 1 главе.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональных умений менеджеров СКД в процессе практической подготовки.
2.1. Инновационные формы и методы практической подготовки менеджеров СКД.
2.2. Динамика формирования профессиональных умений менеджеров СКД в процессе практики
2.3. Уровни сформированности профессиональных умений менеджеров СКД в процессе практической подготовки в вузе.
Выводы по 2 главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование профессиональных умений менеджеров социально-культурной деятельности в процессе практической подготовки в вузе"
Актуальность исследования. Принципиально важными направлениями социальной политики в условиях модернизации экономики становятся инвестиции в развитие человека, прежде всего, в образование, которое является непременным^ условием конкурентоспособности нашей страны в глобальной мировой экономике.
В качестве основных направлений модернизации образования в правительственной программе определяются обновление содержания образования и повышение его качества, для чего возникает необходимость решить следующие задачи: устранить традицию перегруженности предметами, которые не являются фундаментом для новых знаний, изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, профессиональные навыки; поднять роль самостоятельной работы студентов, восстановить и укрепить связи профессионального образования с практической профессиональной деятельностью.
Социально-культурная сфера в России за годы перестройки и перехода к рыночным отношениям претерпела существенные изменения, которые выражаются, прежде всего, в том, что стали возникать новые социально-экономические отношения в новых же учреждениях социально-культурной деятельности. Изменился состав посетителей учреждений социально-культурной сферы, изменилась инфраструктура, изменилась система управления, а, следовательно, и в практической подготовке специалистов в образовательных учреждениях социально-культурной направленности должны произойти и уже происходят соответствующие изменения.
От того, насколько вовремя и в какой последовательности студент, как объект учебно-воспитательного процесса, включается в практическую деятельность, зависит успех ориентации его в системе внутрипрофессиональных отношений и связей, и формируется умение оценивать и реально представз пять трудности выбранной профессии. Практика обогащает социально-предметную и общепрофессиональную компетентность студента, создает возможность использования теоретических положений изучаемых наук в решении практических задач. Эффект обучающего характера практики решающим образом определяется уровнем взаимодействия высшего учебного заведения и базовых учреждений, наличием научных основ организации профессиональной практики, методической системы требований к ее организации.
Анализ образовательной деятельности вузов социально-культурного профиля выявил противоречие между требованиями международных стандартов профессионального образования, диктующих увеличение часов практической подготовки и изменение характера и содержания учебно-производственной практики в вузе, с целью повышения качества профессиональной подготовки специалистов, более тесной связи образования с практикой, и традиционными подходами к организации практической подготовки студентов в вузе, которая уже не может обеспечить необходимый уровень развития профессиональных умений специалистов социально-культурной сферы. *
В этой связи возникла проблема: как должна быть организована практическая подготовка студентов в вузе и каким должно быть содержание учебно-производственных практик, призванных формировать профессиональные умения будущего специалиста, чтобы отвечать международным стандартам качества профессионального образования, обусловившая выбор темы исследования: «Формирование профессиональных умений менеджеров социально-культурной деятельности в процессе практической подготовки в вузе».
Цель исследования — разработать содержание и методику непрерывной практической подготовки, позволяющей сформировать профессиональные умения менеджеров социально-культурной деятельности в процессе обучения в вузе.
Объект исследования — практическая подготовка менеджеров социально-культурной деятельности ( СКД) в вузе.
Предмет исследования — формирование профессиональных умений менеджеров СКД в процессе практической подготовки в вузе
Гипотеза исследования: формирование профессиональных умений менеджеров СКД в процессе практической подготовки в вузе будет успешным если:
- определить принципы организации практической подготовки сту- -дентов в вузе, на основе которых осуществляется разработка содержания учебно-производственной практики на всех ее этапах;
- выделить и охарактеризовать виды учебно-производственной практики в вузе, позволяющие в соответствии с задачами практики более эффективно формировать профессиональные умения студентов - будущих менеджеров СКД;
- разработать методику проведения специальных занятий на практике, направленную на формирование необходимых профессиональных умений в будущей практической деятельности менеджеров СКД;
- выделить и обосновать систему профессиональных умений менеджеров СКД;
- определить уровни сформированное™ профессиональных умений будущих менеджеров СКД в процессе практической подготовки в вузе.
Задачи исследования:
1. Определить принципы организации непрерывной практической подготовки в вузе.
2. Классифицировать профессиональные умения менеджера социально-культурной деятельности.
3. Разработать содержание учебно-производственной практики, определить ее виды и выявить ее влияние на формирование профессиональных умений менеджеров СКД.
4. Определить уровни сформированности профессиональных умений будущих менеджеров СКД в процессе практической подготовки в вузе.
Этапы исследования: Исследование проводилось с 1998 по 2003 годы и включало 3 этапа:
1 этап (1998-2000 гг.): включал в себя формулирование проблемы и научного аппарата исследования. Использовались такие методы педагогического исследования, как выявление исходных условий, изучение теоретических источников и практического опыта, анализ и оценка работы отечественных вузов, готовящих специалистов социально-культурной деятельности; проведение констатирующего эксперимента, в ходе которого выявлялось исходное состояние профессиональных умений студентов - менеджеров СКД, проводился устный и письменный опрос.
2 этап (2000-2002 гг.): проводился формирующий эксперимент, в ходе которого в педагогический процесс вводились изменения в соответствии с задачами исследования; была разработана методика формирующего эксперимента. Была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой было внедрение в процесс профессионального обучения методики непрерывной практической подготовки, создающей благоприятные условия для формирования профессиональных навыков студентов - будущих менеджеров СКД.
3 этап (2002-2004 гг.): происходило обобщение итогов экспериментальной работы: проводился сравнительный анализ эффективности обучения студентов по разработанной экспериментальной методике формирования профессиональных умений, и студентов, работающих в рамках традиционной вузовской системы; определение окончательных результатов, формирование выводов, внедрение результатов исследования в педагогический процесс, оформление диссертации.
Теоретико-методологическая основа исследования являются философские положения о единстве теории и практики, о диалектике перехода количества в качество, а также труды Батышева С .Я., Беспалько В.П., . Лихачева Б.Т., Сластенина В.А. по профессиональной педагогике; Азарова Ю.П., Васильковой Ю.В., Мудрика В.А. по социальной педагогике; Бодалева А.А., Выготского JT.C., Климова Е.А., Леонтьева А.Н. по психологии учебной деятельности; Генкина Д.М., Жаркова А.Д., Коновича А.А., Маркова О.И., Смирновой Е.И., Триадского В.А. по вопросам социально-культурной и до-суговой деятельности; Н.К. Баклановой, В.И. Черниченко по педагогике и психологии социально-культурной деятельности; Жолдака В.И., Зорина И.И., Квартальнова В.А., Чепика В.Д. по содержанию и методике профессионального образования.
Методы исследования: в работе использовалась совокупность теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ и синтез эмпирических данных; теоретико-методологический анализ философской, управленческой, психологической, педагогической литературы; моделирование; эмпирические частные методы (анкетирование, изучение документов и результатов практической деятельности, педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок); констатирующий и формирующий эксперименты; опытная работа; изучение и обобщение педагогического опыта; качественный и количественный анализ результатов педагогического эксперимента.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:
1. Определены принципы организации и проведения практики студентов — будущих менеджеров социально-культурной деятельности в вузе: взаимосвязи и взаимодополняемости теоретического обучения и практики, последовательности, динамичности, полифункциональности и профессиональной мобильности, аттрактивности и свободы выбора, сотрудничества, кумулятивности.
2. Дана классификация профессиональных умений менеджеров СКД: гностические (умение определять ведущие цели и задачи социально-культурной деятельности, технологий СКД и культурно-досуговой деятельности; находить критерии оценки результатов работы с точки зрения ее воспитательной и художественной ценности; умение проводить рефлексию, умение определять соответствие формы и содержания, композиционное построение программы СКД, ее стилевое и жанровое решение, умение составить отзыв или отчет о проделанной работе и др.); коммуникативные (умение профессионально грамотно и обоснованно высказывать мнение, информировать и др., умение поощрять и стимулировать, умение поддерживать конструктивный диалог, умение владеть приемами аттракции, интеракции, умение находить способы общения на языке режиссуры, игровой анимации, актерском языке; умение оценить результат работы вербально, определять ошибки и достоинства, делать комментарий, умение владеть психологическими приемами убеждения, внушения и др.); организаторские (умение объединить коллектив во время работы, умение правильно построить график работы; умение предъявлять обоснованные дисциплинарные требования к себе и к другим участникам постановочной группы; умение создать и обеспечить условия для продуктивной работы коллектива; умение использовать приемы активизации внимания и интереса к осуществляемой деятельности, умение создать ситуацию успеха в работе и др.); художественно-творческие умения: исполнительские (владение художественным словом, умение вести программу, актерские умения, хореографические умения; пластическая подготовка); режиссерские (умение организовать репетиционный процесс, умение создавать и реализовывать замысел программы); игротехнические (умение организовать и провести игры, моделирование игровых ситуаций и новых постановочных игр, проектировочные (умение логически и последовательно работать над новой темой, новым жанром, используя новые постановочные средства и методы; умение продумать замысел культурно-досуговой программы, умение самостоятельно подготовиться к восприятию нового материала, применению новых форм подготовки программ и мероприятий и др.) конструктивные (умение подобрать учебную информацию, дополнительные литературные, музыкальные и иллюстративные материалы; умение изготовить собственные наглядные материалы; умение разработать сценарный план, сценарий, рабочий план, сценарную заявку предстоящего мероприятия (программы); умение создавать свои варианты организации и постановки культурно-досуговых программ по социальному заказу и др.).
3. Определены содержание и виды социально-культурной практики студентов - будущих менеджеров СКД в вузе: ознакомительная; организационно-исполнительская; постановочная; проектная.
4. Выявлены уровни сформированности профессиональных умений будущих менеджеров СКД: констатирующе-диагностический, установочно-развивающий, творчески-преобразующий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработана программа практики будущих менеджеров СКД по видам практики и курсам обучения; разработаны учебно-тематические планы и программы спецкурсов «Технология культурно-досуговых программ», «Инновационные методы обучения менеджеров социальнокультурной деятельности», методические рекомендации по формированию профессиональных умений менеджеров СКД в процессе социально-культурной практики, сборник заданий и упражнений по видам практик.
Достоверность и надежность результатов исследования: результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных положений; использованием методов структурно-функционального подхода; опорой на данные современной педагогической науки; разнообразными источниками нормативно-правовой, информации; результативностью экспериментальных данных; взаимопроверкой данных, подтверждающих правильность выдвинутой гипотезы.
База исследования: апробация модели практической, подготовки студентов проводилась в Московском государственном университете культуры и искусств, в Институте искусств и информационных технологий (Филиале СПбГУП), во Дворце культуры г. Зеленоград, г. Химки.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Организация практической подготовки студентов - будущих менеджеров социально-культурной деятельности требует опоры на следующие принципы: взаимосвязи и взаимодополняемости теоретического обучения и
• практики, последовательности, динамичности, полифункциональности и профессиональной мобильности, аттрактивности и свободы выбора, сотрудничества, кумулятивности.
2. Социально-культурная практика студентов - будущих менеджеров социально-культурной деятельности, осуществляемая в учебно-воспитательном процессе вуза, в полной мере реализует задачи формирования профессиональных умений, если включает в себя ознакомительную, организационно-исполнительскую, постановочную, проектную виды практики.
3. Основными профессиональными умениями, формируемыми в процессе практической подготовки в вузе, являются: гностические, коммуникативные, организаторские, художественно-творческие (исполнительские, режиссерские, игротехнические); проектировочные, конструкторские, которые в полной мере позволяют осуществлять профессиональную деятельность менеджерам СКД.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Выводы по 2 главе.
1.Учитывая, что практическая подготовка является самой сложной формой учебного процесса, и. для ее осуществления необходимо приспособить процесс обучения к практическим задачам социально-культурного учреждения, в целях нашего исследования мы разделили профессиональную практику студентов менеджеров СКС на следующие виды:
1 Ознакомительная;
2. Организационно-исполнительская; *
3. Постановочная;
4. Проектировочная
Все виды практик охватывают основные аспекты учебной и производственной деятельности, в ходе которых студенты приобретают определенные профессиональные умения. Кроме того, все виды практик тесно взаимодействуют, проникают одна в другую.
2.В ходе проведения исследования,' опираясь на анализ теоретических положений и опыта практической деятельности мы разработали модель практической подготовки студентов — будущих менеджеров СКД, включающую в себя функции, принципы и задачи практики, виды практической подготовки студентов в вузе ( практические занятия на специальных дисциплинах и виды практики), классификацию профессиональных умений; уровни сформированное™ профессиональных умений, диагностику умений.
3. Достижение высшего уровня сформированности профессиональных умений студентов-менеджеров СКД обеспечивалось этапностью обучения на практических занятиях с выполнением совокупности заданий:
- Выполнение заданий 1 и 2 уровня в основном репродуктивного характера, по созданию обобщенного образа изучаемых объектов, технологических процессов, по формированию понятий.
- Выполнение заданий 3 уровня ( типовых творческих заданий с профессионально-технологическим содержанием), имеющим характер выполнения производственного заказа.
- Выполнение заданий 4 уровня - проблемно-творческих, в процессе выполнения которых студенты приобретают умения и навыки, необходимые им в будущей практической деятельности.
Мы выделили три уровня развития профессиональных умений менеджеров СКД: констатирующе-диагностический, установочно-развивающий, творчески-преобразующий.
I уровень — констатирующе-диагностический: студенты не выходят за рамки-данного алгоритма, копируют образец, предпочитают работать по подсказке, сложившемуся стереотипу, у них отсутствуют элементы творчества, умение выполняется неосознанно, по интуиции, студенты не могут объяснить, почему поступают именно так и какого результата хотят достичь, допускают грубые ошибки при оперировании знаниями;
II уровень — установочно-развивающий: в процессе самостоятельной » « деятельности студенты удовлетворительно справляются с решением типовых задач, самостоятельно выполняют некоторые действия, однако испытывают затруднения в решении сложных и нетрадиционных ситуаций, нет гибкости применения знаний в новых условиях, хотя умения применяются осознанно; развиваются некоторые из полученных умений;
III уровень - творчески-преобразующий: студенты располагают сформированной системой научных знаний, умений и навыков, позволяющей успешно выполнять задания на практике, включающие учебно-познавательные и профессиональные задачи, студенты имеют ярко выраженную профессиональную направленность, у них сформированы основы индивидуального стиля деятельности, способы решения учебно- познавательных и профессиональных задач обычно оригинальны.
В качестве критериев определения уровней развития профессиональных умений использовались следующие критерии:
- объем фундаментальных и специальных знаний;
- осознанность выполнения действий;
- самостоятельность и оптимальность в принятии решений;
- гибкость в применении знаний;
- отношение к полученным результатам и трудностям в процессе прохождения практики.
Заключение » t л *
1. В соответствии с целями и задачами исследования нами была изучена и проанализирована проблема организации учебно-производственной практики в системе высшего образования. Анализ показал, что педагогическая практика рассматривается как необходимый компонент профессиональной подготовки будущих менеджеров социально-культурной деятельности. При этом имеется ряд противоречий, которые требуют своего разрешения. Во-первых, необходимость оптимального соединения педагогической практики с изучением теоретических дисциплин. Во-вторых, необходимость реального поворота процесса педагогической практики к личности студента. В-третьих, преодоление дискретности и эпизодичности в организации педагогической практики. Решение третьего противоречия возможно при условии преодоления первых двух. Изменение ситуации возможно при внедрении в практику педагогического вуза условий совершенствования ее организации.
Анализ философских и психолого-педагогических подходов позволил нам конкретизировать содержание понятия "социально-культурная практи-• < ка", результатом чего явилось построение модели формирования профессиональных умений менеджеров СКД в процессе прохождения всех видов социально-культурной практики. : социально-культурная практика менеджеров СКД — это процесс овладения различными видами профессиональной деятельности, в котором преднамеренно создаются условия для самопознания, самоопределения студента в разных профессиональных ролях и формируется потребность самосовершенствования в профессиональной деятельности.
Социально-культурную практику менеджеров СКД мы рассматриваем в качестве стержневого компонента личностно-профессионального становления специалиста. Она является связующим звеном между теоретическим обучением будущих специалистов и их самостоятельной работой в учреждениях социальной сферы, позволяющей сформировать необходимые профессиональные умения.
Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили истинность положений, сформулированных в гипотезе диссертации, и показали, что повышению эффективности организации непрерывной практики в вузе как средства формирования профессиональных умений менеджеров СКД, которые являются основными компонентами индивидуального стиля профессиональной деятельности будущего менеджера СКД, способствует ориентация студентов на творческую инновационную деятельность в учебном заведении в период практики путем изучения особенностей работы в инновационных социально-культурных учреждениях
2. Определены принципы организации и проведения практики для студентов — менеджеров социально-культурной деятельности в вузе: взаимосвязи и взаимодополняемости теоретического обучения и практики, последовательности, динамичности, полифункциональности и профессиональной мобильности, аттрактивности и свободы выбора, сотрудничества, куму-лятивности.
3. Дана классификация профессиональных умений менеджеров СКД: гностические (умение определять ведущие цели и задачи социальнокультурной деятельности, технологий СКД и культурно-досуговой деятельности; находить критерии оценки результатов работы с точки зрения ее воспитательной и художественной ценности; умение рефлексии, умение определить соответствие формы и содержания, композиционное построение программы СКД, ее стилевое и жанровое решение, умение составить отзыв или отчет о проделанной работе и др.); коммуникативные (умение профессионально грамотно и обоснованно высказывать мнение, информировать и др., умение поощрять и стимулировать, умение поддерживать конструктивный диалог, умение владеть приемами аттракции, интеракции, умение находить способы общения на языке режиссуры, игровой анимации, актерском языке; умение оценить результат работы вербально, определить ошибки и достоинства, сделать комментарий, умение владеть психологическими приемами убеждения, внушения и др.); организаторские (умение объединить коллектив во время работы, умение правильно постороить график работы; умение предявлять обоснованные дисциплинарные требования к себе и к другим участникам постановочной группы КДП, умение создать и обеспечить условия для продуктивной работы коллектива; умение использовать приемы активизации внимания и интереса к осуществляемой деятельности, умение создать ситуацию успеха в работе и др.); художественно-творческие умения: исполнительские (владение художественным словом, умение вести программу, актерские умения, хореографические умения; пластические умения); режиссерские (умение организовать репетиционный процесс, умение создавать и реализовывать замысел программы); игротехнические (умение организовать и провести игры, моделировать игровые ситуации и новые игры, проектировочные (умение логически и последовательно работать йад новой темой, новым жанром, используя новые постановочные средства и методы; умение продумать замысел культурно-досуговой программы, умение самостоятельно подготовиться к восприятию нового материала, применению новых форм подготовки программ и мероприятий и др.) конструктивные (умение подобрать учебную информацию, дополнительные литературные, музыкальные и иллюстративные материалы; умение изготовить собственные наглядные материалы; умение разработать сценарный план, сценарий, рабочий план, сценарную заявку предстоящего мероприятия (программы); умение создавать свои варианты организации и постановки культурно-досуговых программ по социальному заказу и др.).
3. Определены виды социально-культурной практики студентов — будущих менеджеров СКД: ознакомительная; организационно-исполнительская; постановочная; проектная.
4. Выявлены уровни сформированности профессиональных умений будущих менеджеров СКД: констатирующе-диагностический, установочно-развивающий, творчески преобразующий.
5. Проведенное нами исследование не исчерпывает всех проблем организации социально-культурной практики студентов в процессе профессиональной подготовки будущих менеджеров СКД. Перспективы исследования видятся нам в изучении организации практики как согласованного взаимодействия ее автономных субъектов. Приоритетными направлениями перспективного исследования, на наш взгляд, являются: •
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Коченова, Людмила Алексеевна, Сходня
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. Книга для учителей. — М.Просвещение. 1995. — 196 с.
2. Азаров Ю.П. Студент: возможности личностного роста\\ Высшее образование в России. 2002. - №1 .-С.50 - 57.
3. Алешин В.Н. Психодраматический тренинг как метод обучения педагога в условиях постдипломного образования.- Автореферат дисс.канд.пед.наук,- Санкт-Петербург, 2003.23 с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекопознания. СПб.: Питер, 2001.-263 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.:Питер, 2001. —288с.
6. Арнаутов В.В. Теория и практика становления учебно-научно-инновационного комплекса как региональной системы непрерывного образования. Дисс.докт.пед.наук. Волгоград,2002.С 153 - 165.
7. Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики.- М.: 1999.- 136с.
8. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., Просвещение, 1984.-105 с.
9. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.- С. 73.
10. Базаров С.Н. Развитие коммуникативных умений юристов в процессе профессиональной подготовки.- Дисс. . канд.пед.наук. —Челябинск,2002. 23с.
11. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры.: Учебное пособие. М.: Мгуки, 2003.- 223с.
12. Барц Э. Игра в глубокое : Введение в юнгианскую исиходраму. Пер. с нем. М.: «Класс», 1997. - 144 с.
13. Библер B.C. От науко учения к логике культурыю - М., 1991.1. С.265.
14. Борковская Н.В. Академические чтения . Вып.1.- СПб., СПбГУП, 2001.-С.200.
15. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т.т. М.,»Искусство», 1994, т. 1.-542 с. х
16. Берн Э. Игры, в которые играют люди, Люди, которые играют в игры. (Пер. с англ.). СПб., Лениздат,1992, 400 с.
17. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы социокультурного проектирования .Учебное пособие. СПб. -ИГУП -361 с.
18. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы снособностей\\ Вопросы психологии. М„ 1984, № 1.
19. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы.- Ростов-на-Дону, 1997.-28 с.
20. Брук П. Пустое пространство. — М.,»Прогресс», 1977, с.ЗЗ — 212.
21. Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика, Курс лекций.- М.,Издательский Центр «Академия», 2000.- 440 с.
22. Вдовенко Т.В. Социальная работа в сфере досуга в странах Западной Европы.- СПб.:СПбГУП, 1999.-164 е.
23. Велижанина А.О. Модель непрерывного профессионального развития студентов инженерно-педагогического института.- Дисс.канд.пед. на-ук.-Нижний Новгород, 2001.С.32 65.
24. Виленский М.Я. Формирование профессиональной культуры учителя.-М., 1993 .-С. 126.
25. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Основы здорового образа жизни студентовА Учебное пособие.- М.-Изд.МНЭПУ, 1995.- С.63 90.
26. Виллар Ж. О театральной традиции.- М., «Иностранная литература».-1956.-336 с.
27. Выготский JI.C. Психология искусства. Анализ эстетических реакций. . — 5 изд. ориг., испр. И доп. М.: Лабиринт, 1998. - 413 с;
28. Выготский JI.C. Психология. М. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - " С.108.'
29. Галагузова Ю.Н. Теория и практика системной профессиональной подготовки социальных педагогов. Дисс.докт. пед.наук.-Москва, 2001.С153 -166.
30. Галицких Е.К. Интеллегентность основа становления будущего педагога.\\ Высшее образование в России. 2001.- №6.- С.37 - 42.
31. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование умственной деятельности.- М.:МГУ, 1965. С. 12.
32. Гельман 3. Узкий специалист это нонсенс.\\ Высшее образование в России.- 2001.- № 6.-С.37 - 42.
33. Генкин Д.М. Социально-педагогические основы массового праздника. Дис. .докт.пед. наук. JL, 1981.
34. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность.- М., 1993.- 197 с.
35. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 053100 «Социально-культурная деятельность».:. Государственный Комитет РФ по высшему образованию.-М.,1996.- 59 с.
36. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Специальность: 053100 Социально-культурная деятельность. Москва.: Министерство образования РФ. Москва, 2003. 63 с.
37. Гребенюк О.С. и Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие\ Калинингр. Ун-т. Калининград, 2000. — 572с.
38. Гротовский Е. От бедного театра к искусству-проводнику. Перевод, составление Н. Башинджагян.- Москва: «Артист. Режиссер. Театр.», 2003.- 253 с.
39. Герасимов A.M. Логинов И.П. Инновационный подход в построении обучении.- Москва: Академия.2001'.- 63 с.
40. Груздев Н.Ф. Проблема ученического' самоуправления в отечественной общеобразовательной школе в период поиска ее реформ в начале 90 -х годов.-Дисс.канд.пед.наук.-М., 1992.-155 с.
41. Гудимова А.Н. Формирование учебных умений как средство повышения качества знаний студентов. Дисс. канд.пед.наук.- Фрунзе,1988.- 214 с.
42. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. -544 с.
43. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, т.4. — М.: Русский язык, 1982. 683 с.
44. Данилова Г.И. Влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников. Дисс.канд.пед.наук.-СПб., 1997.- 223 с.
45. Дружинин В.Н.Психология общих способностей — СПб.: «Питер», 2000.-368 с.
46. Джуринский А.Н.Развитие образования в современном мире. М.:Владос, 1999.-С.7,32:
47. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология.- М. «Искусство».- 1972.- 342 с.
48. Ефанов А.В. Развитие профессиональной компетентности будущих 8педагогов в процессе производственной практики.- Дисс. канд.пед.наук.-Екатеринбург, 2002.- С. 58-91.
49. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. Учебное пособие для студентов институтов культуры. М. «Просвещение». - 1989.-237 с.Жолдак В.И.Основы менеджмента,- М.,1994.- с. 28.
50. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М. Новая школа. -1996.- С. 54.
51. Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование.-СПб.,1996.-С. 120- 145.
52. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории.- М., 1978.- С. 62.-89.
53. Зеер Е.Ф. Психология профессионального образования. — Изд-во Мое. Психолого-социального института.- НПО «Модэк».- 2003, 361 с.
54. Зорин И.В. Образование и карьера в туризме.: Учебное пособие.-М., «Советский спорт», 2000.- 224с.
55. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987. С.34.
56. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2002.- 512 с.
57. Ингекамп К. Педагогическая диагностика.- М., 1991.- 240 с.
58. Интенсификация творческой деятельности студентов. \В.И. Андреев и др.\.- Казань.: Изд-во Казан. Ун-та, 1990.- 197 с.
59. Ирд Карел. Размышления о театре.- М. «Искусство», 1973. С 80151.
60. Кабанова-Миллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся.- М, 1968.- С.27.
61. Канн-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1990.- 142 с.
62. Квартальное В.А. Педагогика и туризм. М.: «Советский спорт», 2ООО.- 360 с.
63. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. Пер. с англ.-М.: «Класс», 1998.- 240 с.
64. Кипнис М. Драматерапия. Пер. с англ. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2002.- 320с.
65. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление.- М., 1992.171 с.
66. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д.Основы социально-культурной деятельности: Учеб.пособие.- М., МГУК, 1995.- 135с.
67. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону. — «Феникс». 1996.- 257с
68. Кнебель М.О. Поэзия педагогики.- М. «Искусство», 1976,- С.- 10 —526.
69. Ковалева А.Г. Педагогические условия непрерывной педагогической практики социальных педагогов ( на материалах колледжа 1ВДЦ «Орленок») .- Дисс.канд.пед.наук.- Ростов-на-Дону, 2001.- С.85 101.
70. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М.-Высшая школа.-1990.-208 с.
71. Коченова JI.A. Новые тенденции в процессе диалога культур.:Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров. Москва., МГИК, 1994,С.52-54.
72. Коченова JI.A. О некоторых тенденциях в развитии международного сотрудничества в области образования . В сборнике тезисов к научно-практической конференции «Национально-этнические проблемы современной культуры».- Москва, МГИК, 1997. С.47-48
73. Коченова JI.A. Основы режиссерской деятельности в социально-психологическом театре. Программа спецкурса.- М.: РМАТ, 2003.- 10 с.
74. Коченова Л.А.Программа «Режиссура спортивно-художественных программ» для студентов специализации «менеджер-постановщик спортивно-художественных программ».- М.: РМАТ, 2001.- 40 с.
75. Коченова Л.А. Программа учебно-производственной практики студентов специализации «менеджер-постановщик спортивно-художественных программ». М.: РМАТ, 2002, 20 с.
76. Краевский В.В.Соотношение педагогической науки и педагогической практики.- М.: Знание, 1977.- 64 с.
77. Кузьмина Н.В.Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.- М.:Высшая школа, 1990.-117 с
78. Кульневич В.Личностная ориентация методологической культуры учителя\\ Педагогика, 1997.- 28 с.
79. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М., 1990.-159 с.
80. Левина М.М. Технология профессионального педпгогического образования: Учебное пособие для студентов пед.вузов,, Международная Акад. Наук пед. образования.- М.: Academia, 2001.- 271 с.
81. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2001,304с.
82. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии \\ Вопросы философии. 1972. - № 9. - С.95 - 108.
83. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Мое. Унта, 1981.-584 с.
84. Леднев B.C. Непрерывное образование: структура и содержание.-М.: Просвещение, 1990.- С.250.
85. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.-С.17.- 25.
86. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. — М. Педагогика, 1993.-220с.
87. Лихолет Н.Н. Подготовка студентов в педагогическом вузе к искус-ствотерапевтической деятельности на уроках музыки. -Дисс. Канд.пед.наук.- Воронеж, 2003.-С130 165.
88. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. - 440 с.
89. Лопухина Е., Меренков Д. Опыты по творческому разви-тию\\Высшее образование в России, 1999.- №2.- С. 118-121.
90. Маслоу А. Мотивация и личность. Пер.с англ.- СПб: Евразия, 1999.-.478 с.
91. Маханькова Н.В. Педагогические условия формирования у студентов умений учебно-творческой деятельности.- Дисс. канд.пед. наук,-Ижевск, 2001.С13 -45.
92. Милерян Е.А. Психология формирования трудовых политехнических умений.- М., 1973.- С.71.
93. Мистратова Л.А. Формирование профессиональных умений студентов специальности «изобразительное искусство» в процессе непрерывной практики. Дисс. Канд.пед.наук, Калининград, 2003 - 137 с.
94. Морено Я. Психодрама . Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.- 528 с.
95. Мудрик В.А. Социальная педагогика. Учебник для студентов пед.вузов под ред. Сластенина В.А. — М. Изд.центр «Академия».-2000.- 192 с.f »
96. Мышко В.И., Коченова JI.A. Организация и проведение спортивных праздников и вечеров. Методические рекомендации. Москва.МГИК , 1986, 24с.
97. Найн А.Я. Инновации в образовании. Челябинск.:ИПО Минобразования РФ, 1995.-С.275.
98. Намчук В.П. Теория и практика профессионального образования.-Дисс. докт. пед.наук. М., 2000.- С 21- 74.
99. Немирович-Данченко В л.И. Незавершенные режиссерские работы.- М.,ВТО, 1984.- 336 е.
100. Нестерова Е.Д. Формирование умения структурировать учебный материал у студентов вуза. Дисс. Канд.пед.наук.- Красноярск, 2000.- С12 -27.
101. Никитин В.А. Начала социальной педагогики. — М.: Изд. «Флинта», 1998.-С.67.
102. Никитина Т.З., Романенко В.Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. СПб.,1992. С.63 — 74.
103. Новиков А.М.Профессиональное образование в России.- М., ИЦП НПО РАО, 1997,254 с.
104. Новиков А.М Интеграция базового профессионального образования.: Педагогика, 1986, № 3.- 42.
105. Новиков A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. • М.: Высшая школа, 1986.- С. 180.
106. О'Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. 2-е изд.-СПб.: «Питер», 2002.-464 с.
107. Панова A.M., Холостова Е.И. Профессиональный и духовный портрет социального работника.»- М.: Союз, 1993.- 35 с.
108. Пансо В. Труд и талант в творчестве актера, М., ВТО, 1972.- С. 44-268.
109. Панферов Н.В. Теоретические основы для разработки содержания государственных образовательных стандартов.- Академические чтения.-СПб, СПбГУП, вып. 1, 2001.- С.37.
110. Педагогическая практика: Учебно-метод.пособие\ Под ред. Г.И.Коджаспировой, Л.В.Бариновой.- М., 1998.- 139 с.
111. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-педагогический справочник преподавания высшей школы. — М.: Педагогическое общество, 1999. 354 с.
112. Платонов К.К. Вопросы психологии труда.- М., 1970
113. Пшеничная Л.Ф. Педагогика в сестринском деле. Ростов-на-Дону. - «Феникс», 2002. С.115.
114. Резников B.C. Социально-психологическая типология кофликтно-го взаимодействия супругов. Минск, 1991.- 224 с.
115. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера. М.,: «Владос», 2000.- 304 с.
116. Роджерс К. К науке о личности\\ История зарубежной психологии в 30-е 60-е годы XX века. Тексты. \ Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан.-М.:Изд.Моск.Ун-та, 1986.-С200-230.
117. Российская педагогическая энциклопедия.- М.гНаучное изд. Большая Российская Энциклопедия, 1999.
118. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. — М., 1973.- С.279.
119. Савельев А.Д. Инновационное высшее образование. \\ Высшее образование в России.- 2001.- № 6.- С.42 45.
120. Символдрама. Сборник научных трудовАПод ред. Я.Л.Обухова и
121. B.А.Поликарпова. Минск: Европейский гуманитарный университет, 2001.416 с.
122. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М.,2000.- С.585.
123. Сластенин В.А. О моделировании образовательных технологий: (Пед.образование) /В.А.Сластенин \\ Наука и школа.- 2000.-№4.-С.50-56.
124. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культры учите-ля.-М.,*1993.- С.223.
125. Смирнова Е.И. Социально-демографические характеристики участников художественной самодеятельности и современный руководитель самодеятельного художественного коллектива. М., 1990.- С. 44.
126. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб: Питер, 2002. — 592 с.
127. Спирин Л.Ф.Теория и технология решения педагогических задач.-М, 1997.-412с.
128. Станиславский К.С. Мое гражданское служение России.-М.Правда., 1990.- 656 с.
129. Станиславский.К.С. Беседы К.С.Станиславского в студии Большого театра в 1918 1922 г.г. Изд . 3-е, испр. и доп. М., «Искусство», 1952. 177 с.
130. Стрельцов Ю.А.Культурология досуга.- Москва.:МГУКИ, 2002.1. C.59.
131. Студеникин М.Г. Методика преподавания истории в школе. Москва, «Владос», 2002. 239 с.
132. Суслов А.В. Формирование технологических знаний и умений в профессиональной подготовке студентов педвуза. Дисс. канд.пед. наук.-М., 2003.- С. 32-53.
133. Талызина Н.Ф Педагогическая технология. Учебник. М. Изд.центр «Академия». 1999, 288 е.
134. Товстоногов Г.А. Беседы с коллегами.- М., СТД, 1998.- 523 с
135. Усова А.В. Влияние отношения родителей на становление социальной активности ребенка. Дисс.канд.пед.наук.-М., 1996, 181 с.
136. Фрейд 3. Избранное. Кн. 1. -М., 1989. -455 с.
137. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989, -448 с.
138. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. М.: «Прогресс», 1992. - 464 с.
139. Худенева М.Г. Педагогические условия формирования игротехни-ческих умений у будущего педагога в вузе. Автореферат дисс. . канд.пед.наук.- Сургут, 2002. 26 с.
140. Чепик В.Д. Физкультурная образованность населения\\ В сб. : Социальные, экономические, управленческие аспекты функционирования и развития физической культуры и спорта в современных условиях.- М., 1993.-С.51-57.
141. Черниченко В.И. Педагогика высшей школы: Курс лекций по разделу «Дидактика». М.: МГУКИ, 2002, 120 с.
142. Чехов М.А. Литературное наследие в 2-х т.т. М., «Искусство», 1968,- т.1.558 с.
143. Чижиков В.М. Формирование мотивации профессиональной деятельности как условие улучшения подготовки специалистов А\ Проблемы подготовки специалистов в вузах культуры.: Сб. научных трудов. М, МГИК, 1990. С 40-51.
144. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант.\\ Развитие и диагностика способностей. Отв.ред. В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков.М.: Наука,' 1991. с.11.
145. Шишов С.Е.Образовательные стандарты и качество образования^ Образовательные стандарты и контроль качества. Сборник научных трудов. - Вологда, 1996. С 25 - 34.
146. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.-М., 1971-С. 185.
147. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. -М.,1974. -38 с.
148. Ясперс Г. Об условиях нового гуманизма. М., 1962.- С 78.
149. Brusilovsky P. User Modelling and User Adepted Interaction.- London, 1996.- Y.6.- P.87 129.
150. Craus R. Recreation and Leisure in Modern Society. N.Y., 1971.
151. Karlson Y. L. Inheritans of creative intelligence. Chicago, 1978.P. 138.
152. Munday Brian. European Social Services. University of Kent, 1993.
153. Sternberg R. J. Handbook of Creativity \ Ed. Be R. J. Sternberg.- Cambridge Univ. Press, 1999.- P.54
154. Suren A.T. Leisure and Prevention Professionals: Collaborating for the future of the youthW Parks and Recreation\ 1997№1.
155. Thomas M., Pierson J. Dictionary of Social Work. Collins Educationfl,1994.
156. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedalus: Creativity and Learning, 1965. P. 663 679.
157. Willis P. Moving Culture. London, 1990. P. 35.