Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Бессонова, Татьяна Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Липецк
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Бессонова, Татьяна Ивановна, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

1.1 .Отражение проблемы формирования слушательской культуры в философской и психолого-педагогической литературе.

1.2. Слушательская культура как условие духовного развития личности студента.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО

ФОРМИРОВАНИЮ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЯ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

2.1 .Педагогические условия, способствующие формированию слушательской культуры.

2.2.Методические основы формирования слушательской культуры студентов.

2.3.Организация педагогического эксперимента по формированию слушательской культуры студентов.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента"

Актуальность исследования. Одним из созидающих свойств личности является духовное богатство, культурный уровень человека, что неразрывно связано с его эстетическим воспитанием, с умением видеть, понимать, правильно оценивать прекрасное и вносить его в окружающую действительность. Ведущая роль в системе духовного воспитания принадлежит искусству и одному из его наиболее популярных видов - музыке. Разностороннее гармоническое развитие, эффективность учебной деятельности студена возможны только при единстве и паритете эмоционального и рационального в этой деятельности. На современном этапе, к сожалению, этот паритет нарушен в сторону рационального.

Многие исследователи утверждают, что музыка не может дать никаких конкретных знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, но под ее воздействием развивается эмоциональная и чувственная сфера человека, что, с одной стороны, активизирует интеллектуальную деятельность индивида, формирует нравственное начало, а с другой - защищает организм от умственных и шумовых перегрузок, связанных с научно-техническим прогрессом (Д.Б.Кабалевский, В.Н.Шацкая).

Известно, что знания безболезненно приобретаются в любом возрасте, а нравственное начало, если его заложить с опозданием, очень трудно воспитать. Но музыка может оказывать на человека благотворное развивающее и воспитывающее влияние лишь в том случае, если он в той или иной мере подготовлен для ее восприятия, обладает определенным уровнем развития тех свойств и качеств, которые позволяют ему понять и пережить музыку. Такой основой для восприятия и переживания музыки является слушательская культура. Слушательская культура рассматривается нами как основное свойство, обеспечивающее музыкальное развитие человека; пути ее формирования в процессе учебной музыкальной деятельности; уровень развития музыкальных способностей, их индивидуальные особенности, что практически не учитывается преподавателями на занятиях музыки, и предлагаются некоторые изменения содержания этих занятий. Мы также рассматриваем формирование слушательской культуры как условие духовного развития личности. К сожалению, в музыкально-педагогической литературе практически отсутствуют работы по формированию слушательской культуры как специфического свойства личности и как условия его духовного развития. Но зато существует достаточно литературы о развитии отдельных компонентов: музыкального слуха, восприятия музыки у различных возрастных групп как в системе профессионального, так и общего музыкального образования (Н.А.Ветлугина, Г.Н.Кечхуашвили).

Мы придерживаемся мнения, что формировать слушательскую культуру можно у всех студентов (исключая патологию), но при этом достигать наибольших успехов в условиях проблемного обучения, применяя целый комплекс средств воздействия, направленных на одновременное и целенаправленное развитие всех компонентов слушательской культуры.

Слушательская культура - это индивидуально-личностное свойство, представляющее собой систему с иерархическим соподчинением элементов структуры.

Структуру слушательской культуры образуют общие и музыкальные способности: музыкальный слух; чувство ритма; музыкальная память; творческое воображение; чувство целого; эмоциональность.

В условиях педагогических вузов формирование слушательской культуры должно быть логическим продолжением духовного развития личности будущего учителя. Однако в настоящее время нет работ, в которых бы рассматривался процесс формирования слушательской культуры как условие духовного развития студента, не владеющего основами музыкальной грамотности.

Анализ практики формирования слушательской культуры студентов в вузе, отраженной в научно-педагогической литературе, позволил вскрыть основное противоречие. Это противоречие между массовым, хаотичным внедрением различных ( по содержанию) программ и технологий по культурологии в вузе и недостаточной изученностью как вопросов формирования слушательской культуры, так и педагогических условий духовного развития личности будущего учителя.

Таким образом, возникает проблема рассмотрения процесса формирования слушательской культуры как педагогического условия духовного развития личности будущего учителя.

Необходимость разрешения данных противоречий обусловила цель исследования - выявить педагогические условия духовного развития личности в процессе формирования у нее слушательской культуры.

Объектом исследования является музыкальное воспитание студента педагогического вуза.

Предметом исследования - духовное развитие студентов в процессе формирования их слушательской культуры.

Гипотеза исследования: духовное развитие личности студента будет протекать успешно, если:

• организовать процесс формирования слушательской культуры студентов;

• организовать процесс формирования слушательской культуры с учетом музыкальных интересов студентов;

• создать условия для развития творческой познавательной активности студентов.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1) провести ретроспективный анализ исследуемой проблемы;

2) определить педагогические условия для формирования слушательской культуры студента;

3) разработать систему уровней и критериев развития слушательской культуры студентов;

4) разработать и апробировать методику преподавания музыки, способствующую формированию слушательской культуры.

Методологической и теоретической основой исследования являются:

- философские аспекты проблемы формирования эстетической культуры личности (Аристотель, Гегель, Гельвеций, Платон, Н.А.Бердяев, Ю.А. Борев, М.С. Каган, В.П.Крутоус, А.Ф. Лосев и др.);

- психолого-педагогические основы, базирующиеся на психологических теориях личности (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, М.А. Вейт, JI.C. Выготский, В.В.Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, П.Ф. Ломов, В.Н., Мясищев, А.В.Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.);

- основы психологии творчества и музыкальных способностей (Н.А.Гарбузов, А. Л. Готсдинер, А .Я. Зись, М.С. Каган, Г.Г. Нейгауз, Б.М. Теплов, В.Н. Шацкая, М.Г. Ярошевский и др.);

- труды современных педагогов-исследователей, в которых достаточно полно раскрыта педагогическая ценность учебных занятий, включающая различные виды творческой активности (П.Н. Андрианов, Ю.К. Ба-банский, Ю.К.Васильев, Б.И. Додонов, Г.Л. Ермаш, В.Г. Злотников, И.П. Короленко, Б.М. Неменский, М.П. Пальянов, В.Г. Разумовский и др-);

-педагогические аспекты музыкального образования (Б.В. Асафьев, Л.Г.Арчажникова, Г.А. Баренбойм, В.В. Ванслов, Д.Б. Кабалевский, В.Д. Остроменский, А.Н. Покровская, С.Х. Раппопорт, Т.Д. Суслова, Г.М. Цыпин и др.).

Для проверки выдвинутой теории и решения поставленных задач в исг** следовании использовались следующие методы:

• теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

• социально-психологический метод наблюдения за процессом обучения, фиксирование изменений в достижениях студентов, анализ их работ;

• опытно-экспериментальное исследование: проведение констатирующих срезов и формирующего эксперимента;

• математическая обработка данных, полученных в ходе эксперимента. Опытно экспериментальная работа проходила на базе Липецкого государственного педагогического университета (ЛГПУ). Всего экспериментом было охвачено 250 студентов.

Методологические основы исследования и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы, которое условно можно разделить на три этапа.

Первый этап (1997-1998гг.) - поисково-теоретический, связан с выбором и теоретическим осмыслением темы; теоретической и методологической основы исследования; определением его целей задач; формулировкой рабочей гипотезы.

Второй этап (1999-2001гг.) характеризуется как опытно-экспериментальный. На этом этапе продолжалась разработка гипотезы исследования, разрабатывался план формирующего эксперимента, уточнялись подходы к содержанию и особенностям организации процесса обучения. Проводился констатирующий и формирующий эксперимент с последующим анализом его результатов.

Третий этап (2002 г.) - аналитико-обобщающий, в ходе которого проведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы, подведены итоги результатов исследования и оформлены в виде диссертации.

Степень новизны исследования. Научная новизна исследования заключается в том, что:

• введено и научно обосновано новое понятие «слушательская культура»;

• рассмотрена научная идея формирования слушательской культуры как условие духовного развития личности студента в рамках известной в философии, психологии и социологии научной концепции;

• разработаны и экспериментально проверены методические рекомендации по формированию слушательской культуры студентов и их духовного развития;

• выявлены и научно обоснованы уровни восприятия музыки, являющиеся показателем сформированности слушательской культуры и духовного развития студента.

Объективность, достоверность исследования обусловлены:

- опорой на научную методологию;

- использованием комплекса методов, адекватных поставленным целям и задачам;

- логикой проведения эксперимента;

- анализом специальной литературы по избранной теме;

- сочетанием количественного и качественного анализа материала. Репрезентативность экспериментальных данных подтверждена результатами опытно-экспериментальной работы, в ходе которой была доказана эффективность поставленных научно-практических задач. Теоретическая значимость.

В исследовании использованы ведущие методы научного мышления при разработке теории формирования слушательской культуры и духовного развития личности студента: анализ, синтез, гипотеза, обобщение.

Сформулировано понятие «слушательская культура», под которой мы понимаем степень совершенства музыкального вкуса, достигнутого в процессе музыкального воспитания и познавательной деятельности по изучению и освоению музыкальных произведений.

Основные положения диссертации отражают теоретические и практические подходы к формированию слушательской культуры, определяющей духовное развитие личности студента.

Изучена связь процесса формирования слушательской культуры с духовным развитием студента - будущего учителя.

Практическая значимость предложены диагностические методики изучения слушательской культуры и уровня духовного развития студентов педагогического вуза; разработана методика формирования слушательской культуры студентов; результаты экспериментальной работы служат основанием для корректировки программы раздела «Музыка» в курсе «Художественно-эстетическая культура». Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе Липецкого государственного педагогического университета. Основные положения диссертации на разных этапах были обсужде-^кь* на заседаниях кафедры теории и истории педагогики, кафедры профессиональной культуры учителя ЛГПУ, а также нашли свое отражение в ряде публикаций по теме исследования, в выступлениях на научных и научно-практических конференциях. Положения, выносимые на защиту:

1. Организация обучения основам музыки дает возможность преподавателю сформировать слушательскую культуру, которая способствует духовному развитию личности студента.

2. Процесс формирования слушательской культуры выступает как условие духовного развития личности студента.

3. Педагогические условия, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к обучению, включают: содержание учебного материала, индивидуальную форму организации учебной деятельности, работу студента по личной программе овладения знаниями по изучаемой ди сциплине. Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из основных задач современного педагогического образования является совершенствование личности будущего педагога, его непрерывное общекультурное развитие. Существенное место в структуре духовной культуры личности педагога занимает музыкальная культура и как ее составная часть -слушательская культура. Формирование слушательской культуры как основы развития духовности личности студента выступает в настоящее время как отражение требований современного социокультурного развития общества, с одной стороны, гуманизацией учебно-воспитательного процесса, нового осмысления гуманистической парадигмы воспитания личности, с другой. Психолого-педагогическая и культурологическая подготовка студентов вуза вместе с тем не ориентировна на формирование слушательской культуры и развитие духовности будущего учителя, на раскрытие его духовного потенциала.

Многие исследователи отмечают, что музыка не может дать никаких конкретных знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, но под ее воздействием развивается эмоциональная и чувственная сфера человека, активизируется интеллектуальная деятельность индивида, формируется нравственное начало. В наши дни музыкально-художественное воспитание молодежи приобретает важное значение, но, как показывает практика, студенты не имеют широкого искусствоведческого кругозора, развитого эстетического восприятия, осознанных музыкально-художественных предпочтений.

Анализ состояния проблемы показывает, что более 80% студентов постоянно слушают музыку, однако для большинства из них она остается просто фоном. Все это напрямую связано с недостатками семейного и школьного музыкального воспитания и образования. Необходимо отметить, что такое состояние слушательской культуры наблюдается не только в нашей стране, но и за рубежом. Так, по сведениям средств массовой информации, правительство Великобритании серьезно обеспокоено общекультурным уровнем воспитания детей и требует от своей системы образования резко усилить внимание к музыкальному образованию подрастающего поколения. Анкетирование, проведенное среди школьников, выявило крайне низкий уровень знаний учащихся по основам музыкальной культуры, большинство из них даже В. Шекспира отнесли к современным композиторам.

Системный подход в качестве методологической основы исследования создал возможность интегрировать философско-педагогические, психологические концепции, составившие теоретическую основу разработки проблемы формирования слушательской культуры как условие развития духовности личности студента, являющейся многоаспектной, требующей для определения путей решения учета позиций философии, психологии и педагогики.

В исследовании рассматриваются традиционная система функций музыки и ее изменение в современных условиях, типология слушательских групп, социально-воспитательная роль музыки, передаваемой средствами музыкальной информации (СМИ), сущность и специфика музыкальных традиций русского народа.

Определяющей идеей концепции явилось формирование слушательской культуры как условия развития духовности будущего учителя в ходе творческого приобщения, интериоризации целостного духовно-педагогического наследия, ценностного отношения к практическому опыту отечественной школы, его развития в процессе изучения музыкальных произведений на занятиях курса «Художественно-эстетическая культура» с учетом воспитательной гуманистически направленной деятельности, являющейся развивающей по отношению к духовному миру будущего учителя.

Формирование слушательской культуры и духовное развитие студентов происходит при изучении раздела «Музыка» в курсе «Художественноэстетическая культура» в процессе педагогического гуманистически ориентированного взаимодействия субъектов педагогического процесса в вузе и в реальных условиях практической профессиональной деятельности, на основе творчески освоенной духовной педагогической культуры, при этом будущий учитель выступает субъектом своей творческой активности.

Разработанная на основе концепции программа формирования слушательской культуры и развитие духовности будущего учителя включала содержательный, мотивационно-ценностный, деятельностный компоненты, позволяла проводить диагностику уровня развития слушательской культуры. Процесс формирования слушательской культуры и на ее основе развитие духовности студентов имеет свою организацию, устойчивость и динамичность, взаимовлияние составляющих компонентов, преимущественное формирование которых происходит на выделенных этапах (ценностно-мотивационный, содержательный, деятельностно-практический).

Процесс формирования слушательской культуры и развитие духовности будущего учителя охватывает совокупность различных отношений и деятельности в художественно-эстетической подготовке, характеризующихся развивающим взаимодействием, включает реализацию духовного потенциала, условия и факторы, которые обеспечивают его эффективность. Данный процесс, характеризуясь целостностью, включает в себя цель, обусловливающую потребность развития духовности; философско-педагогическую, историко-музыкальную информацию, которая осваивается в рамках созданной программы «Музыка» курса «Художественно-эстетическая культура»; педагогические технологии, позволяющие реализовать цель; определенный состав субъектов педагогического процесса.

В исследовании вводится определение понятия «слушательская культура»; рассмотрены условия, критерии формирования слушательской культуры и развития духовности будущего учителя, пути организации процесса формирования слушательской культуры при включенности будущего учителя в этот процесс как гуманистически направленный.

В ходе исследования выявлено, что формирование слушательской культуры как основы развития духовности будущего учителя требует комплексного учета и соблюдения акмеологических, социально-психолого-педагогических условий. Установлено, что формирование слушательской культуры составляет основу для развития духовности будущего учителя, его профессиональной готовности к воспитательной деятельности в школе, дальнейшего духовно-профессионального самосовершенствования.

Гуманистическая направленность процесса формирования слушательской культуры состоит в том, что происходит духовное личностное развитие, формируется ценностное отношение к развитию своей духовности и к внутреннему духовному миру школьников.

Процесс восприятия музыки может включать в себя явления, не входящие в состав содержательных представлений. Речь идет о личностной оценке содержания для слушателя. Эта оценка может быть и объективной, заключающейся в самих мыслительных операциях установления сходства и различия, умозаключениях и предвосхищениях, в эстетических и нравственных представлениях, и субъективной - независимой от социального опыта и норм. И если объективная оценка - атрибут формирующегося в сознании содержания, то субъективная - лишь сопутствующий момент феноменального отражения.

Деятельность слушателя направлена на усвоение содержания музыкального произведения и способствует формированию в сознании слушателя представления о самом произведении, об окружающем мире и месте слушателя в нем, а также об авторе и исполнителе.

Восприятие специально подобранной музыки на занятиях является не только основой музыкального развития студента, но и повышения его духовности, развития его музыкальных интересов и потребностей, имеющих личностный, нравственно-эстетический и социальный смысл. Проблема взаимосвязи музыкального и нравственного воспитания является актуальной в свете тенденций современного воспитания, в основе которых лежит философский принцип единства эмоционального и сознательного, этического и эстетического, взаимопроникновения двух относительно самостоятельных категорий - добра и красоты.

Курс «Художественно-эстетическая культура» является интегративным, удачно сочетающим в себе знания в области истории, изобразительного искусства, литературы. Причем, развитие слушательской культуры обусловлено включением различных форм учебной работы со студентами, использованием проблемного метода и методических приемов, стимулирующих их познавательную активность. При этом в обучение включались приемы сравнения и сопоставления изучаемых произведений, осуществлялась интеграция знаний, развивались определенные исследовательские способности, проявление творчества в осуществляемой познавательной деятельности. Этому способствовали и разработанные средства обучения: наглядные пособия, специальные задания, развивающие творческие способности студентов.

При работе со студентами (не имеющими специальных музыкальных знаний), мы ставили следующие задачи: дать определенный запас музыкальных знаний, позволяющих слушателю понимать структурное построение музыкального произведения; сформировать потребность в познании тех эмоций и мыслей, которые возникают у слушателя в процессе общения с музыкой. Иначе говоря - в восприятии смысла произведения на основе имеющегося у студента личностного опыта.

Такой подход к прослушиванию музыкального произведения активизировал познавательную деятельность студента, закреплял ценностно-значимый мотив этой деятельности.

В процессе экспериментальной работы мы условно различаем три пути работы по слушанию музыки в студенческой аудитории: слушание музыки с целью развития целостного художественно-эмоционального восприятия; слушание музыки как иллюстрация к отдельным музыкальным явлениям (слушание отрывков музыкальных произведений, предназначенных для демонстрации тембров, инструментов, мелодических, ритмических, гармонических, структурных и других особенностей музыки); слушание отдельных вычлененных элементов музыкального языка (разных созвучий, мелодических и ритмических интонаций, тембров, динамики, артикуляции и т. п.) для того, чтобы научить вслушиваться в них и понимать их выразительное значение.

Необходимо отметить, что эти три пути взаимосвязаны, и между ними трудно провести четкую границу. Мы разделяем их для того, чтобы более четко планировать учебный процесс.

Воспитание слушательской культуры студентов осуществлялось при условии последовательного накопления слушательского опыта (формирования слушательских эталонов по различным музыкальным жанрам, способов анализа выразительности музыкального произведения), что предполагало преемственность, т.е. использование достигнутого уровня развития восприятия музыки в более сложной по содержанию познавательной деятельности.

Реализация комплекса педагогических условий позволила повысить уровень слушательской культуры обучающихся В экспериментальном обучении использовались постепенно усложняющиеся задания, подготавливающие студента к проявлению инициативы, активности и творчества при прослушивании музыкального произведения.

Положительная мотивация выполнения любой учебной работы обусловливалась наличием интереса обучающихся к предмету, при этом личностный компонент в учении обеспечивал необходимые условия для формирования слушательской культуры. В музыкальном восприятии нами выделены еледующие этапы, которые определили процесс формирования слушательской культуры как духовного развития личности студента:

1) первоначальное еще ориентировочное, эмоционально-образное отражение музыкального произведения в его объективной целостности и многообразии;

2) преломление содержания музыкального произведения через призму творческих возможностей и индивидуального опыта слушателей в процессе эмоционального отражения его объективной целостности и многообразия;

3) эмоционально-образное отражение музыкального произведения в его целостности и многообразии, обогащенное индивидуально-личностным отношением студента (слушателя).

Сравнение успешности обучения в контрольных и экспериментальных группах позволило установить, что разработанный комплекс педагогических условий, предусматривающий личностно ориентированный подход к обучению на основе принципа гуманизации, является действенным средством активизации познавательной деятельности студентов, при этом совершенствуется их музыкальная подготовка, развиваются компоненты слушательской культуры.

Анализ результатов исследования показал, что апробированный процесс формирования слушательской культуры способствует оптимизации педагогической подготовки студентов, формированию готовности к профессиональной деятельности. Необходима содержательная открытость и вариативность теоретической подготовки, связанной с ней практической деятельности, включения в исследовательскую опытно-экспериментальную деятельность.

Как носитель духовного опыта, учитель выполняет особую роль в пробуждении нравственных, эстетических переживаний у ребенка, что открывает путь к постепенному накоплению духовного опыта личности.

Самостоятельное осуществление творческих поисков в процессе выполнения различных по содержанию учебных заданий показало сформированность приемов самообразования, умение работать с дополнительным материалом для подбора оригинальных объектов с целью их анализа.

Формирование слушательской культуры и развитие духовности является длительным процессом, не заканчивается в вуз

Исследование подтвердило целесообразность специальной подготовки будущего учителя к формированию слушательской культуры и развитию духовности, показало значимость внедрения его результатов в практику высшей школы, но не исчерпывает содержания изучаемой проблемы. Дальнейшее исследование может осуществляться в следующем направлении: формирование слушательской культуры школьников на уроках музыки и во внеклассной работе.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Бессонова, Татьяна Ивановна, Липецк

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1967. - С. 180.

2. Агарков О. Об адекватности восприятия музыкального метра // Музыкальное искусство и наука. М: Музыка, 1970. Вып.1. - С.95-135.

3. Агни Йога. Мир огненный. В 6 т. М.: Русский Духовный Центр, 1992. Т.З. - С.237-380 с.

4. Адорно Т.В. Философия новой музыки. М.: Логос, 2001. - 352 с.

5. Айзенк Г. Объективность и обоснованность эстетических суждений // Творчество в искусстве — искусство творчества. М.: Наука; Смысл, 2000. — С.298-324.

6. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.-287 с.

7. Андреев А. К истории Европейской музыкальной интонационности. — М.: Музыка, 1996.- 190 с.

8. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.

9. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. — Казань, 1994. — 246 с.

10. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М.: Мысль, 1988.-253 с.

11. Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М., 1948. - С. 21—22.

12. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Просвещение, 1983.-221 с.

13. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика /Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - С. 90-129.

14. Арановский М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений /Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974.- С. 252 - 272.

15. Арановский М.Г. Что такое программная музыка. М.: Музгиз, 1962. -119 с.

16. Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. М.:Мысль, 1983. Т.4. - С. 375-645.

17. Арчажникова Л.Г. Проблемы методической подготовки будущего учителя музыки // Музыкальное образование и воспитание учащейся молодежи: содержание, формы, методы. Свердловск, 1989. - С.10-17.

18. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973.- 142 с.

19. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971.-376 с.

20. Астафьева Е. Н. Метод образотворчества в музыкальной педагогике // Сознание и физическая реальность. 2000. Том 5. - С. 56 - 66.

21. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1973.-335 с.

22. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Сов.композитор, 1979.-352 с.

23. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1995.

24. Березовчук Л.Н. Музыка и мы С-Петербург:Бояныч, Бланка, 1995.-287 с.

25. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Педагогика, 1988. -319 с.

26. Бернстайн Л. Концерты для молодежи. Л.: Советский композитор, 1990. - 232 с.

27. Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. М., 1916. - С.4.

28. Благой Д.Д. Важная форма приобщения к музыкальному искусству // Вопросы музыкальной педагогики М.: Музыка, 1984. Вып.5. - С. 85-93.

29. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. — Д.: Музыка, 1974. — 144 с.

30. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности. М.: Просвещение, 1964. - 103с.

31. Блудова В. Природа и структура художественного восприятия // Эстетические очерки. М.: Музыка, 1980. Вып.4. - С. 114-152.

32. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Ростов-на-Дону, 1991.

33. Бонфельд М. О специфике воплощения конкретного в содержании музыки // Критика и музыкознание. Д.: Музыка, 1975. - С.93-106.

34. Борев Ю.Б. Эстетика. — М.: Политиздат, 1975. 334 с.

35. Бочкарев В.П. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1997. - 352 с.

36. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. - 411 с.

37. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика.-М.:Мысль,1970.- 191 с.

38. Булучевский Ю.С., Фомин B.C. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Д.: Музыка, 1988. - 342 с.

39. Булычев И.И. Искусство и личность: точки пересечения // Творчество как фактор формирования личности. Тамбов.: ТГУ, 2001.- С.30-36.

40. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Д.: Художник, 1977.- 296 с.

41. Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: вопросы теории и истории. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 439 с.

42. Вейт М.А. Подготовка учителя к воспитательной деятельности в современных условиях //Духовно-нравственное развитие личности в процессе непрерывного образования: Материалы 6-й региональной конференции. — Липецк: ЛГПУ, 2001.- С. 140-147.

43. Вейт М.А. Формирование гуманных отношений в воспитательном коллективе общеобразовательной школы: Учебное пособие. М.: МГПИ,1985. -148 с.

44. Вендрова Т. Несколько фрагментов из педагогического опыта учителя Ба-тьи Штраус //Искусство в школе. 2001. № 6. - С.80-87.

45. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.

46. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература для IV классов детских музыкальных школ. М.: Музыка, 1969. - 143 с.

47. Во А. Классическая музыка. Новое восприятие. — М.: ТОО Внешсигма, 2000.- 144 с.

48. Волков С.О. О формировании представлений в образно-художественном мышлении современного музыканта-исполнителя // Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: Музыка, 1972. Вып.11 - С. 184 - 200.

49. Волкова Е.В. Произведения искусства — предмет эстетического анализа. -М.: МГУ, 1976.-288 с.

50. Воронин Г. В. Современная музыкальная система как самоотражение организации бессознательного // Бессознательное: природа, функции, методы исследования- Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т. 2. С. 607 - 621.

51. Воронин Л.Г. Уровни эволюции высшей нервной деятельности //Анализ ассоциативной деятельности головного мозга М.:МГУ, 1972. Вып.1. - С. 3-18.

52. Воспитание музыкой: Из опыта работы / Состав. Т.Е. Вендрова, И.В. Писарева.-М.: Просвещение, 1991.-205 с.

53. Выготский JI.C. // Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 576 с.

54. Галацкая B.C. Музыкальная литература зарубежных стран М.: Музыка, 1967. Вып.1. - 295 с.

55. Герасимова-Персидская Н. Роль старинной музыки в духовном обогащении современного человека // Музыкальное искусство и формирование нового человека: Сб. статей. Киев: Музычна Украша, 1982.- С. 192-201.

56. Гольденберг Н.М. Яворский и музыкальное воспитание детей //Я. Яворский. Статьи, воспоминания, переписка / Под ред. Д. Шостаковича. — М.: Сов. Композитор, 1972. Т. 1.- С. 115-132.

57. Горюнова Л.В. Теория и практика формирования музыкальной культуры младшего школьника: Автореф дис. .канд. пед. наук. Москва, 1991—18 с.

58. Готсдинер А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия / Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974.- С. 230 - 252.

59. Гродзенская Н. О Вопросы развития восприятия музыки. — М.: Известия АПН РСФСР, 1960. № 110. С. 214.

60. Гродзенская Н. О слушании музыки в школе первой ступени // Вопросы музыки в школе. -М., 1926. С. 104-106.

61. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. М.: Гос.муз.издательство, 1960. 4.1. - С.488.

62. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: Теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997. - 424 с.

63. Дьюи Джон. Демократия и образование / Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000.-384 с.

64. Дьячкова Н.Л. Формирование эстетической культуры студентов педагогических вузов средствами взаимосвязи музыкального и изобразительного искусств: Автореф дис. . канд. пед. наук. Москва, 2000. 23 с.

65. Елена Фабиановна Гнесина. Воспоминания современников / Состав. М.Э Риттих. М.:Сов.композитор, 1982. - 224 с.

66. Захарова О.Ю. Светские церемониалы в России XVII начала XX в. — М.: Центрополиграф, 2001. - 329 с.

67. Зац JI. Музыкальное воспитание это актуально // Искусство в школе. — 2001. №3.- С.76-77.

68. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. — 132 с.

69. Зеличенко А.И. Психология духовности.- М.: Трансперсонинст, 1996. — 400 с.

70. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: ЛОГОС, 2001. - 384 с.

71. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. Москва-Воронеж, 1996. — 543 с.

72. Зись А .Я. К вопросу о психологии художественного творчества // Искусствознание и психология художественного творчества / Под ред. А.Я.Зись, М.Г.Ярошевского. М: Наука, 1988. - С.5-30.

73. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: Подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001. - 264 с.

74. Ипполитов-Иванов М. М. Письма. Статьи. Воспоминания. М.,1986. -С. 252-258.

75. История русской музыки / Общ.ред. А.И. Кандинского. М.: Музыка, 1980.-Т.1.-622 с.

76. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца.-М.:Просвещение, 1981.-192 с.

77. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы / Музыкальное воспитание в СССР. -М.: Сов.композитор, 1978. Вып.1. С. 58-93.

78. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. М.: Детская литература, 1976. - 222 с.

79. Каган М.С. Философия культуры. С-Пб., 1996. - 415 с.

80. Кадцын J1.M. Музыкальное искусство и творчество слушателя.- М.: Высш. школа, 1990.-300 с.

81. Каратыгин В.Г. О слушании музыки / Музыка в единой трудовой школе. -JL, 1969. Вып.1.

82. Кечхуашвили Г.Н. К проблеме психологии восприятия музыки // Вопросы музыкальности. М., 1980. Т.З.

83. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление — М.,1992 — 172 с.

84. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания В СССР. М.: Искусство, 1971. - 161 с.

85. Клоун М. Культурно-историческая психология: наука будущего. — М.: Ко-гито-Центр, Институт психологии РАН, 1997. — 432 с.

86. Книга о музыке: Популярные очерки / Состав. Г.Л. Головинский, М.И.Ройтерштейн. -М.: Сов.композитор, 1988. 220 с.

87. Корнев С.В. Формирование слушателей музыки // Музыка в школе. 2002. №3. - С.27-31.

88. Костюк А.Г. Некоторые вопросы восприятия музыкального произведения // Вопросы психологии. 1963. №12. - С. 45-58.

89. Костюк А.Г. О мелодической ориентации музыкального восприятия // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. - С. 112-127.

90. Костюк А.Г. О теории музыкального восприятия // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. — Киев: Музычна Украша, 1986. -С.7-17.

91. Кремлев Ю.А. Очерки по эстетике музыки. М.: Сов. композитор, 1972. -272 с.

92. Критская Е.Д. Творческое отношение учителя к новой программе «Музыка» // Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1985. Вып. 16. - С.20-26.

93. Крутоус В.П. Путь к прекрасному. М.: Просвещение, 1989. - 182 с.

94. Кузин B.C. Психология / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Высш. шк., 1982. -256 с.

95. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961. — 98 с.

96. Курышева Т.А. Слово о музыке. М.: Композитор, 1992. - 174 с.

97. Латышев О.Л. Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей: Дис. канд. пед. наук. Калуга, 2001. 158 с.

98. Лаэрский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.- М.: Мысль, 1986.-571 с.

99. Левин С. Из истории становления Советского музыкознания // Вопросы теории и эстетики музыки. Л.:Музыка, 1977. Вып. 15. - С. 16 - 44.

100. Ленин В.И. О пролетарской культуре // Полн.собр.соч. 5 изд. - М.: По-лит.литература. Т.25. —490 с.

101. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы и эмоции. М., 1971.

102. Леонтьев Д. Личность в психологии искусства // Творчество в искусстве — искусство творчества / Под ред. Л.Дорфмана и др. М.: Наука; Смысл, 2000. -С.69-80.

103. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: Искусство, 1979.-815 с.

104. Луначарский А.В. В мире музыки: Статьи и речи. М.: Сов. композитор, 1971.-540 с.

105. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки.- М.: Сов.композитор, 1991.-375 с.

106. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки. М.: Музыка, 1991. - 278 с.

107. Максимов В.Н. Анализ ситуации художественного восприятия // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. - С. 54 - 90.

108. Малышев И. К определению понятия «Музыкальное произведение» // Эстетические очерки. Избранное. М.: Музыка, 1980. - С. 103-125.

109. Марков А.П. Проблемы и перспективы становления культурологии как науки и учебной дисциплины // Магистр. 1997. №5. - С.16-32.

110. Медушевский В. Как устроены художественные средства музыки? // Эстетические очерки / Ред. С.Х. Раппопорт. М.: Музыка, 1980. Вып.4 — С. 79-82.

111. Медушевский В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки. -М.: Музыка, 1980. — С. 141 155.

112. Медушевский В. Суть музыки устремленность к высшему смыслу жизни // Искусство в школе. - 2001. №6. - С.29-38.

113. Мелик-Пашаев А., Невлянская 3. К проблеме «общего» и «специального» в художественно-творческой одаренности человека // Искусствознание и психология художественного творчества / Под ред. А.Я.Зись, М.Г.Ярошевского. М: Наука, 1988.-С. 307-319.

114. Мельхорн Г., Мельхорн X. Гениями не рождаются: Общество и способности человека. М.: Просвещение, 1989. - 159 с.

115. Михайлов А.В. Музыка в истории культуры: Избранные статьи. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1998. - 264 с.

116. Михайлов М.К. Стиль в музыке: Исследование. JI.: Музыка, 1981. — 264с.

117. Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке. JL: Музыка, 1990. - 288 с.

118. Михайлова Г.Л. Об анализе в цикле теоретических дисциплин // Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура: (Вопросы формирования профессиональной культуры учителя музыки). Владимир: ВГПИ им. П.И. Лебедева-Полянского, 1990. - С.86-92.

119. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. - 405 с.

120. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение: Книга для старшеклассников. М.: Просвещение, 1986. - 160 с.

121. Музыкальная психология: Хрестоматия. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1992.-211 с.

122. Музыкальная эстетика Западноевропейского средневековья и Возрождения / Под ред. Н. Г. Шахназаровой, В.П. Шестакова. М.: Музыка, 1966. - 571 с.

123. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: Сов. Энциклопедия, 1990. - 672 с.

124. Мусоргский М.П. Литературное наследие. Письма. Библиографические материалы и документы. М.: Музыка, 1971. - 294 с.

125. Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Проблема музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Л.: Музыка, 1981.-С. 14-28.

126. Назайкинский Е.В Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. М.: Музыка. - 1980. - С. 91 — 111.

127. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972.-383 с.

128. Насонов Р.А. Почему и зачем надо слушать классическую музыку // Музыка в школе. 2001. №4. - С.3-15.•Ч.

129. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музгиз, 1961.-320 с.

130. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. - 254 с.

131. Нестьев И.В. Пути взаимодействия: (О взаимообогащении национальных культур) //Советская музыка на современном этапе: Статьи и интервью / Состав. Г.Л. Головинский, Н.Г. Шахназарова. М.: Сов. композитор, 1981. - С. 8-42.

132. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. М.: Музыка, 1987. - 60 с.

133. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. — М., 1997.

134. Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников. М.: Наука, 1997. - 105 с.

135. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. — Киев: Музична Украша, 1975. 195 с.

136. Ошанин Д.А., Шебек Л.Р., Конрад Э.И. О природе образа-эталона в процессах опознания вариантных объектов//Вопросы психологии.- 1968. №5.-С. 42-50.

137. Павлов И.П. Лекции по физиологии. М.- Л.: Академия наук СССР, 1952. -491 с.

138. Панкевич Г.И. Искусство музыки. М.: Знание, 1987. - 110 с.

139. Панова Г. Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки //Музыка в школе. 2001. №4. - С.57-63.

140. Панпурин В.А. Внутренний мир личности и искусство: К определению сущностной природы искусства. — Свердловск: УГУ, 1990. 209 с.

141. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. И.А. Каирова. М.: Советская энциклопедия, 1966. Т.2. - 912 с.

142. Петриков С.М. Эволюционное музыковедение в системе художественного образования студентов: Учебное пособие к спецкурсу. — Новосибирск: НГПИ, 1990.-92 с.

143. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997. - 384 с.

144. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. — М.: Владос, 1999.- 176 с.

145. Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема. М.: МИРОС, 1992.- 40 с.

146. Платон. Законы.-М.: Мысль, 1998.-С. 383-716.

147. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. — М.: Высш.школа, 1977.— 246 с.

148. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. — М.: Ладомир, 1994. — 941 с.

149. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М.: ВЛАДОС, 2001. - 318 с.

150. Покровская А.Н. Художественные ценности в изменяющемся мире. -Минск: Наука и тэхшка, 1990.- 118 с.

151. Предтеченская Л.М. Методика преподавания мировой художественной культуры в 8 классе: Пособие для учителя. М.: НИИШ, 1984. - 106 с.

152. Пьер Булез. Музыкальное время. Homo Musicus: Альманах музыкальной психологии / Ред.-состав. М.С.Старчеус М.:МГК им. П.И.Чайковского, 1995. -С. 66-75.

153. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. М.: ВЛАДОС, 1997. 4.1.-608 с.

154. Раппопорт С. Природа искусства и специфика музыки // Эстетические очерки. Избранное. М.: Музыка, 1980. - С. 63-103.

155. Революция искусство - дети: Материалы и документы: 1917-1923.-М., 1987.-С. 77-78.

156. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Прогресс, 1994.-480 с.

157. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки М.: Музыка, 1973. Вып.1. - 534 с.

158. Розин В.М. Введение в культурологию. М.: Издательский дом Форум, 1997.-224 с.

159. Ройтерштейн М.И. Музыкальный анализ профессиональное умение школьного учителя // Музыкальное воспитание в школе.- М.: Музыка, 1985. Вып. 16. - С.60-65.

160. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С-Пб.: Питер Ком, 1996. -795 с.

161. Рудницкая О.П. Педагогические проблемы восприятия музыки / Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: Сб. статей / Сост. А.Г.Костюк. Киев: Музычна Украша, 1986. - С. 70-84.

162. Рудь И.Д., Цукерман И.И. О возможности теоретико-информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления и восприятия /Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974.- С. 207 - 230.

163. Румер М.А. О детском музыкальном творчестве (из истории вопроса) // Музыкальное воспитание в школе М.: Музыка, 1979. Вып. 14. - С. 89-94.

164. Руссо Ж-Ж. Избранные сочинения // Соч.: В 3 т. М.: Художественная литература, 1961. Т.1. -С.251-255.

165. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Мн.: Беларуская наука, 1998. - 319 с.

166. Рябова В.Ф. Социальная природа искусства Л.: Художник, 1983. - 248 с.

167. Семашко А.Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи. -Киев: Вища школа, 1977. 158 с.

168. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация (Социально-психологическая концепция). СПб: СПбУ, 1995. - 199 с.

169. Серов А.Н. Статьи о музыке // Соч .: В 5 т. М.,1985. Т.2. - 351 с.

170. Серов А.Н. Критические статьи. СПб, 1892. Т. 1. С .502.

171. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов высших педагогических. учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. -368с.

172. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976.-160 с.

173. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1998.- 512 с.

174. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. Исследования. М.: Музыка, 1990.-320 с.

175. Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература для VI-VII классов детской музыкальной школы. М.: Музыка, 1971. - 124 с.

176. Советская музыка на современном этапе: Статьи и интервью / Сост. Г.Л. Головинский, Н.Г. Шахназарова. М.: Сов. композитор, 1981. - 404 с.

177. Сокольская Ж.А. Основы творческого развития будущего учителя музыки на разных этапах его профессионального становления // Музыкальное образование и воспитание учащейся молодежи: содержание, формы. Методы. Свердловск: СГПИ, 1989.-С. 24-32.

178. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. - 192 с.

179. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. — М.: Сов. композитор, 1975.-200 с.

180. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Л.: Музыка, 1975. — 64 с.

181. Старчеус М.С. К проблеме типологии музыкального восприятия // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: Сб. статей / Сост. А.Г.Костюк. Киев: Музычна Украша, 1986. - С. 29 - 44.

182. Стасов В.В. Тормозы нового русского искусства: Статьи о музыке. — М.: Музыка, 1976. Вып.З С. 201-267.

183. Суслова Т.Д. Формирование художественно-эстетической культуры учителя: Дис. док. пед. наук. Липецк, 1998. 410 с.

184. Суслова Т.Д. Художественно-эстетическая культура: Программа педагогических вузов и педагогических колледжей. Липецк: ЛГПУ, 2001. — 176 с.

185. Суслова Т.Д., Обыскалова Л.Р. Проблемы художественно-эстетического развития студентов педвуза // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в высшей и средней школе. Липецк, 1996. - 230 с.

186. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1979. — 94 с.

187. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1972. -243 с.

188. Тарасов Г.С. Потребность в классическом музыкальном искусстве как психологический феномен // Психологический журнал. 1993. №6, — М.: Наука. Т.14. - С.71-77.

189. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности. М.: Наука, 1979. — 192 с.

190. Тарасова М. Интегрированный подход к уроку музыки // Искусство в школе. 2001. №4. - С. 12-13.

191. Творческие портреты композиторов. Популярный справочник. — М.: Музыка, 1990.-442 с.

192. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий // Избранные труды: В 2 т. -М.: Педагогика, 1985. Т.1.- С. 14-222.

193. Толстых А.В. Искусство понимать искусство: Психологический коллаж. -М.: Педагогика, 1990. 159 с.

194. Тюлин Ю.Н. О программности в произведениях Шопена. Л.: Музгиз, 1963.-55 с.

195. Уинстон Э. Типичность и компетентность в эстетических оценках // Творчество в искусстве искусство творчества / Под ред. Л.Дорфмана и др. — М.: Наука; Смысл, 2000. - С. 384-396.

196. Ухтомский А.А. Доминанта. М.- Л.: Наука, 1966. - 273 с.

197. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Соч.: В 10 т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — Т.2. 678 с.

198. Фарбштейн А.А. Место музыки в духовном развитии человека //Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Л.: Музыка, 1981. - С. 514.

199. Философия культуры. Становление и развитие: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.С.Кагана. СПб: Лань, 1998. - 448 с.

200. Философия: Учебник для высших учебных заведений / Отв. ред. В.П. Ко-хановский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 573 с.

201. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1982.- 112 с.

202. Хаазе Р. Лейбниц и музыка: к истории гармонической символики. М.: РАМ им. Гнесиных, 1999. - 70 с.

203. Хакен Г. Синергетика мозга // Синергетика и психология. Тексты,- М.: МПГСУ «Союз», 1997. Вып.1. С. 34 - 63.

204. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. М.: Музыка, 1972. - 204 с.

205. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, ^ мнения: Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994. - 384 с.

206. Чайковский П.И. Первый концерт Русского музыкального общества: Музыкально-критические статьи. М.: Музгиз, 1953. - 437 с.

207. Чо Е.Н. Музыкально-слуховое мышление как проблема музыкознания // Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура: (Вопросы формирования профессиональной культуры учителя музыки). Владимир: ВГПИ, 1990. - С.47-67.

208. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -209 с.

209. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика, 1975. 198 с.

210. Шацкая В. Н. Отчет о музыкальной работе и очерки работы в опытной станции // Революция искусство - дети. - М., 1988. Ч. 2. - С. 197.

211. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения // Соч.: В 4 т. М., 1963. Т. I.-С. 435—436.

212. Штокхаузен К. Структура и время переживания. Homo Musicus: Альманах музыкальной психологии / Ред.- сост. М.С.Старчеус. М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1995. - С.76-94.

213. Шуман Р. О музыкальном искусстве //Вопросы музыкального исполни1. А \тельского искусства-М.: Музыка, 1958. Вып.2. С.506.

214. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика , 1971. - 352 с.

215. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. — М., 1997.

216. Эйслер Г. Избранные статьи. Беседы о музыке. -М.: Музыка, 1973.

217. Эстетика: Словарь / Под общ.ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат,1989.-445 с.

218. Южанин Н. О некоторых закономерностях формирования художественных оценок // Критика и музыкознание. JL: Музыка, 1975. - С. 23 - 36.

219. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка /Ред.- сост. И.С.Рабинович / Общ. ред. Д.Д. Шостакович. М.: Сов. композитор, 1972. -711с.

220. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. — М.: Искусство, 1964.-86 с.

221. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: Избранные психологические труды. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЕК, 1998. -304 с.

222. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Искусствознание и психология художественного творчества / Под ред. А.Я.Зись, М.Г.Ярошевского. М: Наука, 1988. - С. 31- 49.