автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности
- Автор научной работы
- Шульга, Надежда Ивановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ярославль
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Формирование творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности"
На правах рукописи
ШУЛЬГА Надежда Ивановна
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13.00.08 -теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Ярославль 2004
Работа выполнена на кафедре социальной педагогики Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского.
Научный руководитель заслуженный деятель науки РФ,
доктор педагогических наук, профессор Рожков Михаил Иосифович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук
Юдин Владимир Петрович;
кандидат педагогических наук Курилова Людмила Михайловна
Ведущая организация: Институт педагогики и психологии
профессионального образования РАО
Защита состоится «16» сентября 2004 г. в 14 час. 30 мил. на заседании диссертационного совета Д 212.307.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского в помещении института педагогики и психологии по адресу: 150000, г. Ярославль, Которосльная наб., д.44, ауд.206.
Отзывы на автореферат присылать по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ярославского государственного педагогического университета.
Автореферат разослан «¡¿/» августа 2004 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования обусловлена задачами модернизации российского образования, которая предполагает предъявление новых требований к выпускникам образовательных учреждений профессионального образования, адекватных
существенным изменениям в характере труда. Происходят изменения в целевых установках средней профессиональной школы, ориентированной сегодня на создание оптимальных условий для подготовки творческих, профессионально мобильных специалистов, способных принимать эффективные, нестандартные решения.
В сегодняшних условиях колледжи переживают необходимость создания технологий обучения и воспитания творческой личности специалиста, которые включали бы цели и задачи обучения и воспитания, соответствующие им формы и методы организации внеучебной деятельности, критерии отбора и структурирования ее содержания.
В связи с этим необходим поиск средств формирования творческой личности в целостном педагогическом процессе как в учебной, так и во внеучебной деятельности студентов.
Внеучебная деятельность менее регламентирована и поэтому предоставляет большие возможности для реализации творческого потенциала молодых людей.
Различные аспекты проблемы формирования творческой личности будущего специалиста освещены в работах В.И.Андреева, АААндреевой, С.И.Архангельского, Л.А. Воловича, В.И.Загвязинского, Т.С. Злотниковой, Н.В. Кузьминой, В.МЛогинова, Г.В. Мухаметзяновой, Н.Д.Никандрова и др. Достаточно обстоятельно рассмотрена роль самостоятельной творческой деятельности студентов в их творческом становлении (П.Н.Осипов, В.А.Сластенин, Ф.Р.Филиппов и др.), изучены организационные формы творческой работы студентов (И.Л.Дагите), проведен историко-теоретический анализ (И.Т.Квиткина, Э.Н.Ковалева), выявлены возможности оценки результативности творческой работы студентов (А.Ф.Авдеева, В.М.Демин), сделаны попытки уточнения места и роли творчества в системе среднего профессионального образования (А.А.Горбунова, В.М.Намазов, А. М.Новиков).
юс национальная! 3
библиотека г
jTSfc&l
В то же время существующие сегодня в педагогической науке и практике различные подходы к формированию творческой активности студентов не отражают в полной мере специфику формирования личности во внеучебной деятельности колледжа.
Нами выявлен ряд противоречий, существенно влияющих на эффективность процесса формирования творческой активности у студентов колледжа. Это противоречия между
- реально существующим потенциалом развития творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности и традиционными подходами к организации этой деятельности на основе субъектно-объектного подхода;
- творческим характером деятельности современного специалиста художественного профиля и нормативным, репродуктивным характером как учебной, так и внеучебной деятельности студентов;
- потенциальными возможностями творческого саморазвития и уровнем их реализации во внеучебной деятельности в колледже.
Выделенные противоречия указывают направления научного поиска и позволяют сформулировать проблему исследования: при каких организационно-педагогических условиях формирование творческой активности у студентов колледжа будет осуществляться более успешно?
Цель исследования - определить комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия формирования творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности.
Изучение психолого-педагогической литературы, анализ ' педагогической практики средней профессиональной школы и тенденций ег развития позволили выдвинуть следующую гипотезу исследования.
Гипотеза исследования.. Формирование творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности будет успешным, если
содержание организуемой внеучебной деятельности отражает одновременно профессиональные интересы студентов и специфику молодежной субкультуры;
- обеспечить поэтапность включения студентов в решение творческих задач и создать условия для самостоятельного выбора этих задач и путей их решения;
- в процессе организации различных форм внеучебной работы формировать эвристическую среду, в которой отношение к творческой деятельности традиционно является значимой ценностью для большинства студентов и преподавателей.
Постановка цели, определение гипотезы потребовали решения следующих задач исследования:
1. Определить особенности формирования творческой активности студентов колледжа в процессе внеучебной деятельности.
2. Обосновать содержание процесса формирования творческой активности во внеучебной деятельности студентов.
3. Выявить педагогические условия организации процесса формирования творческой активности студентов во внеучебной деятельности.
Методологической основой исследования являются философские теории, в основе которых лежат гуманистические подходы к пониманию сущности развития социальных отношений (Г.Гегель, Н.А.Бердяев, В.А.Розанов, Ж-Ж.Руссо и др.) Мы опирались на философские и методологические работы, посвященные проблемам творчества: Г.Я.Буша, Л.А.Сабуровой, Г.К.Черновской, П.К.Энгельмейера, К.Эрберга и др.; психологические . исследования творчества (Л.Н.Алексеева, С.М.Василевский, Ч.М.Гаджиев, П.Я.Гальперин, С.О.Грузенберг, Ю.К.Кулюткин, А.Н.Лук, А.А.Мелик-Пашаев, В.И.Тютюнник, В.С.Юркевич и др.); концепции современных образовательных систем: развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин и др.), личностно-ориентировашюго обучения (С.В.Кульневич, В.В.Сериков и др.), школы диалога культур (В.С.Библер, С.Ю.Курганов и др.).
Мы опирались на педагогические концепции организации творческой деятельности учащихся: развития творческих способностей учеников средствами отдельных учебных предметов (И.В.Аксёнова, С.И.Брызгалова, В.А.Гервер, Э.К.Герова,
И.Н.Емельянова, Н.С.Коркина, Г.Н.Никулина, Н.И.Одинцова, В.Г.Разумовский, Г.С.Ригина, Б.П.Эрдниев и др.); подготовки учителя к творческой деятельности (С.И.Архангельский, О.В.Дашкевич, В.А.Кан-Калик, А.Ю.Козырева, В.А.Лисовская, Н.Д.Никандров, И.П.Радченко, В.А.Сластёнин, Л.Ф.Спирин и др.)
Методы исследования. В исследовании использовались методы теоретического анализа и эмпирические методы: опытная и опытно-экспериментальная работа, анкетирование,
интервьюирование, изучение продуктов деятельности студентов.
База исследования. Исследование проводилось в Гжельском художественно-промышленном колледже Московской области. Общая выборка студентов составила 297 человек.
В соответствии с разработанной программой исследование проводилось в течение 1998-2004 гг. и содержало следующие этапы:
/ этап (1998-1999). Изучалась научная литература и проводился теоретический анализ проблемы, формировалась логика исследования и определялись подходы к организации опытно-экспериментальной работы, проводилось констатирующее исследованиее.
// этап (1999-2001). Выявлялись отдельные условия, инициирующие самостоятельную творческую работу студентов, проводился анализ возможностей внеучебной деятельности студентов по использованию их профессиональных знаний в этой работе. Была организована опытно-экспериментальная работа.
/// этап (2001-2002). Продолжалась опытно-экспериментальная работа по организации творческих молодежных объединений.
IV этап (2002-2003). Проводились' уточнение, проверка и обработка результатов исследования, разрабатывались методические рекомендации по использованию программно-целевого, ценностного подхода в процессе формирования творческой активности, осуществлялось внедрение основных результатов исследования во внеучебной деятельности и окончательное оформление работы.
Достоверность и обоснованность научных, результатов исследования обеспечивается непротиворечивыми
методологическими позициями, на которые опираются основные положения исследования. Достоверность полученных данных подтверждается использованием комплекса теоретических и
эмпирических методов, результатами многолетней опытно -эксперименталыюй работы, целенаправленным анализом результатов массовой практики и передового опыта, комплексным характером исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты углубляют, расширяют и конкретизируют представления о способах формирования творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности и механизме ее реализации. Осуществлен анализ используемых в отечественной практике подходов к формированию творческой активности студентов колледжа во внеучебпой деятельности. Раскрыты особенности формирования творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности. Дано теоретическое обоснование организационно-педагогических условий формирования творческой активности студентов во внеучебной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложены способы определения содержания внеучебной деятельности, выявлены формы развития творческой активности студентов. Обоснована методика педагогического влияния на деятельность молодежных творческих объединений, разработаны формы стимулирования творческой активности студентов.
На защиту выносятся:
1. Особенности процесса формирования творческой активности студентов колледжа, содержание которого отражает их профессиональные интересы и особенности молодежной субкультуры и учитывает специфику социума.
2. Этапы формирования творческой активности: диагностический (выявление творческого потенциала студентов и их интересов), проективный (создание творческого проекта), деятельностный (создание нового продукта) и аналитико-рефлексивный (самооценка деятельности, ее результатов и творческого потенциала).
3. Организационно-педагогические условия формирования творческой активности: профессиональная направленность внеучебной творческой деятельности студентов; формирование эвристической среды; подготовленность педагогов к
стимулированию творческой активности студентов во внеучебной деятельности.
4. Средства формирования эвристической среды,
стимулирующей творческую активность студентов: создание молодежных, творческих объединений, развитие традиций художественного творчества, включение в сотворчество педагогов и родителей студентов.
Личный вклад автора в исследование заключается:
в определении возможностей внеучебной деятельности для формирования творческой активности студентов;
в определении содержания и методики опытно-экспериментальной работы;
в интерпретации полученных данных, обобщении результатов исследования и литературном оформлении диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования.
В исследовании отражены результаты многолетней работы автора в качестве заместителя директора по воспитательной работе колледжа.
По материалам исследования опубликовано пять работ. Теоретические положения и результаты исследования внедрены в практику работы Гжельского художественно-промышленного колледжа, учреждений среднего профессионального образования Республики Татарстан, других территорий страны.
Результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории стратегии развития среднего профессионального образования ИСПО РАО (1999), педагогических чтениях и конференциях в Гжели (2001), Казани (1998), Нижнекамске (1997), Ярославле (2001).
Структура диссертации. Она включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность проблемы и темы исследования, определяются его объект, предмет, цель, задачи и методы, представлены теоретико-методологическая основа и база, показываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе - «Организация процесса формирования творческой активности студентов во внеучебной деятельности как педагогическая проблема» - осуществлен теоретический анализ
научных источников, практики на основе осмысления генезиса идей, определяющих сущность творческой активности; на основе анализа научной литературы уточняется смысл таких понятий, как «творчество», «творческая деятельность», «творческая личность», показано своеобразие подходов к рассматриваемой проблеме, формулируются основополагающие характеристики изучаемого явления; использован, сопоставлен и проанализирован целый ряд научных трудов отечественных и зарубежных исследователей по близким к теме диссертации проблемам.
Во второй главе - «Реализация комплекса организационно -педагогических условий формирования творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности» - описаны особенности внедрения во внеучебную деятельность условий, способствующих формированию творческой активности студентов колледжа, приводятся результаты педагогического эксперимента.
В заключении содержатся основные выводы диссертационного исследования.
В приложениях даны материалы опытно-экспериментальной работы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Творчество в широком смысле слова представляется как деятельность, в ходе которой формируются вещи и явления, в объективной реальности не существующие. Творчество в узком смысле слова мы имеем в тех случаях, когда речь идет о степени или этапе развития наличного творчества, имманентно присущего человеческому отношению к действительности. С творчеством в узком смысле слова обычно связываются открытия и изобретения.
Творчество является «сферой, воплощения идей и сферой воплощения личности через идеи» (Т.С. Злотникова). Когда говорят о творчестве учащихся как составляющем педагогического процесса, то новизна продукта, создаваемого ими, или технологии его создания носят относительный характер. Речь идет об открытии нового для себя, о поиске нетрадиционного, нетривиального, отличного от привычного.
В исследованиях Л.В.Брушлинского, В.Н. Дружинина, С.Л. Рубинштейна подчеркивается, что в ходе самого мыслительного процесса создаются внутренние предпосылки, условия для актуализации нужных знаний, выдвижение проблем, гипотез, проектов. Проявление творческой активности предполагает особое состояние постоянной установки на необычность, нетривиальность предлагаемых идей, решений, действий, выбор наиболее перспективных из конечного продукта практического и умственного труда, а также своих, возможностей во всех проявлениях интеллектуальной, эмоциональной и предметно-преобразующей жизни.
Творческая активность учащихся - совокупность свойств личности, обеспечивающих включенность учащихся в процесс созидания нового, предполагающий внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новые ситуации, изменение способа действия при решении учебно-практических задач. Подлинно творческая деятельность начинается там, где ведется самостоятельный поиск новых решений, намечаются новые, более совершенные оригинальные направления поиска. В деятельности студентов колледжа творческая активность проявляется:
- в комбинировании и преобразовании ранее, известных способов деятельности при решении новой проблемы;
- в отбрасывании всего известного и создание принципиально нового способа объяснения;
- в самостоятельном широком переносе знаний и умений в новую ситуацию;
- в систематическом поиске нерешенных задач;
- в постоянном поиске новых путей решения возникающих проблем;
- в непрерывном совершенствовании стиля, методов и приемов своей деятельности;
- в способности усматривать в массе факторов существенное и находить основу для их взаимосвязи;
-в способности отказаться от стереотипа в мышлении и деятельности, переходить от репродуктивной деятельности к творческой и наоборот;
в легкости образования неожиданных ситуаций, способности к трансформации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций.
Формирование творческой активности студентов колледжа может быть реализовано как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Несмотря на творческий характер будущей профессии студентов художественно-промышленного колледжа, на базе которого проводилось наше исследование, учебная деятельность не дает возможности в полной мере реализовать творческий потенциал студентов. Учебная деятельность направлена, прежде всего, на профессиональную подготовку студентов и ограниченна рамками стандарта.
Под внеучебной деятельностью студентов мы понимаем деятельность, в которую они включаются по своему желанию в период времени, свободный от выполнения учебных обязанностей. Внеучебная деятельность носит нерегламентированный характер и при правильной ее организации предоставляет студентам варианты ее содержания и способа организации.
Особенности развития творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности определяются спецификой молодежной субкультуры и их профессиональными интересами. Как считает М.А. Ковальчук, в молодежной среде появились новые тенденции в понимании. культуры. Молодежь уделяет больше внимания имиджевым технологиям, не имеющим глубоких культурных основ. Культура подменяется этикетом, содержание -формой. Эту тенденцию невозможно не учитывать при организации внеучебной деятельности студентов колледжа.
Профессиональные интересы во многом определяют мотивацию выбора деятельности, в том числе во внеучебное время. С одной стороны, они способствуют усилению профессиональной направленности внеучебной деятельности, с другой - способствуют развитию творческой активности в профессиональной сфере.
Констатирующее исследование показало, что более половины студентов затрудняются ответить на вопрос: какую роль играет творческая деятельность в будущей профессии? Исследование самооценки студентов своей деятельности и оценки организации учебного процесса показало, что наиболее существенными, с их точ-
ки зрения, факторами, интенсифицирующими процесс творчества, являются:
- индивидуальная работа под руководством преподавателя;
- работа студентов в научных кружках;
- творческая деятельность в студенческой проблемной группе;
- участие в научных студенческих конференциях;
- внимательное отношение ко всем проявлениям творчества студентов со стороны преподавателей;
- то, что преподаватель должен увидеть в каждом студенте заложенные потенциальные творческие способности в учебной и других разнообразных видах деятельности;
- формирование достаточно высокой самооценки у студентов;
- постоянное самосовершенствование преподавателей.
Мы установили, что чем ближе к окончанию колледжа, тем больше студенты считают, что творческая деятельность будет играть более значимую роль в их будущей профессии. Данные, полученные нами, подтверждают эту положительную динамику.
На основе анализа сущности творческой активности Л.А. Воловичем, М.И. Рожковым, Ю.С. Тюнниковым были обоснованы критерии, отражающие имманентные свойства этого качества личности: чувство новизны, критичность мышления, способность преобразовать структуру объекта, направленность на творчество. Эти критерии и легли в основу разработки нашей методики исследования.
Проведенная аналитическая работа позволила нам построить модель формирования творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности.
Модель организации творческой активности как системно-технологическая конструкция направлена на определение педагогического эффекта ее деятельности. Модель структурно и содержательно включает в себя: целеполагание; содержание и этапы организации (диагностический, проективный, деятельностный и аналитико-рефлексивный.)
Целеполагание, по мнению Л.В. Байбородовой, является трехкомпонентным образованием, которое включает в себя: обоснование и выдвижение целей, определение путей их достижения, проектирование ожидаемого результата. Применительно к процессу формирования творческой активности студентов колледжа цель
распадается на три составляющих, соответствующих компонентам этого качества: когнитивный (приобретение знаний о творческом процессе), мотивационный (формирование мотивов творческой деятельности), практически - действенный (создание нового, продукта).
Содержание процесса формирования творческой активности обусловлено поставленными задачами, спецификой
профессиональной подготовки, спецификой молодежной субкультуры и особенностями социума (в нашем случае расположением колледжа в малом городе, градообразующим предприятием которого является место будущей работы студентов).
Основой любого педагогического процесса является информация о воспитанниках. Такую информацию может предоставить только квалифицированная диагностика. На диагностическом этапе важно выяснить прежде всего творческий потенциал студентов, их интересы, как досуговые, так и профессиональные. На этом этапе нами было проведено обследование по тесту оценки уровня творческого потенциала личности В.И.Андреева. На. основании полученных оценок студентами составлялись личностные программы саморазвития творческих качеств.
На проективном этапе педагог вместе со студентами создает проект будущей деятельности как индивидуальной, так и групповой. При этом осуществляется обучение студентов основам проектирования, выделяются задачи проекта, намечаются пути его реализации.
♦ Если проект носит коллективный характер, то педагог стимулирует развитие самоуправления в группе, реализующей данный проект, формируя мотив группового действия.
На деятельностном этапе организуется сама творческая деятельность студентов, результатом которой могут быть новые продукты: художественного творчества, связанного с будущей профессиональной деятельностью; сопряженные с этой деятельностью и не имеющие прямого или косвенного отношения к ней. Педагогическое влияние на эту деятельность осуществляется в форме педагогического сопровождения, которая предполагает прежде всего развитие. инициативы самих студентов, оказание им необходимой помощи и поддержки.
Наибольшее значение для развития творческих качеств имеет аналитико-рефлексивный этан, который предполагает как организацию педагогической рефлексии (Б.З. Вульфов), так и рефлексию самих студентов, вызывающую самооценку их деятельности, ее результатов и своего творческого потенциала.
Для того, чтобы реализовать потенциалы внеучебной деятельности для формирования творческой активности, одним из важных условий является формирование профессионально направленной эвристической среды.
Формирующую среду можно рассматривать в качестве сложной изменяющейся во времени структуры. В нее входят установки самого субъекта, порождаемые актуальными потребностями и условиями их реализации, социальными установками, усвоенными и присвоенными ивдивидом в ходе социализации, а также установки субъектов социальной среды на индивида, его активность и нормативные характеристики последней. К основным функциям формирующей среды, как правило, относят: организующую, формирующую и корректирующую. За счет первой достигается регуляция взаимодействия между субъектом и ситуацией, то есть формирующая среда является своего рода мембраной, осуществляющей селекцию и структурирование стимулов, за счет чего одни реализуются в поведении субъекта, а другие остаются без ответа, третьи же искажаются. Вторая, формирующая функция, трактуется нами как возможность привнесения самой формирующей средой таких изменений в жизнедеятельность и конкретную ситуацию, которые повлекут за собой появление новообразований. Процесс этот может носить управляемый или спонтанный характер как для среды, так и для взаимодействующего с ней индивида. За счет третьей функции осуществляется подстройка субъекта к требованиям ситуации и, наоборот, ситуация деформируется, изменяется в соответствии с требованиями и запросами индивида.
Именно такая среда, в которой доминируют нормы позитивного отношения к профессиональному творчеству, способствует развитию в колледже различных творческих молодежных объединений. Именно они культивируют мнение о творческом подходе как ценности, признаваемой большинством членов студенческого коллектива.
Большое значение для формирования такой среды имеют творческие традиции, культивируемые в течение всего периода существования колледжа. Именно они составляют основу тех норм и ценностей, которые определяют художественное творчество в качестве системообразующего фактора его воспитательной системы.
Организуя опытно-экспериментальную работу, мы поставили целью создание вариативных клубных творческих объединений студентов. В клубном объединении создаются условия для удовлетворения интересов студентов, развития личности, раскрытия ее творческих потенциалов, что, в свою очередь, стимулирует рефлексивные процессы, которые являются неотъемлемыми условиями формирования творческой активности студентов. В колледже функционировали три группы таких объединений.
Объединения художественно-промышленного творчества, в которые включались студенты, осуществляли вне рамок учебного процесса поиск новых художественных и технологических решений. В процессе опытно-экспериментальной работы нами: было создано творческое объединение профессиональной; направленности «Мир народной культуры» и студенческое художественное общество.
Вторая группа, объединений косвенно связана с будущей профессией. В них участвуют любители других видов деятельности (вышивки, танца и т.п.), но и эти виды деятельности как бы отражают художественный стиль народного ремесла «Гжель».
Третья группа объединений в основном ориентирована на творческое участие молодежи в организации досуга. Эти молодежные объединения могут быть разной направленности: физкультурно-спортивные, музыкальные, игровые и т.п.
Функционирование перечисленных объединений может способствовать созданию обстановки развития творческих отношений в студенческом коллективе и влиянию эвристической среды на формирование творческой активности студентов.
Важнейшим социально-педагогическим условием, обеспечивающим формирование творческой активности студентов, является выделение стимулирующих факторов, среди которых, прежде всего, в нашей опытно-экспериментальной работе выделялись факторы общественного признания нового результата деятельности. Важным, стимулирующим фактором была оценка признанных мастеров-художников, авторитет которых в
профессиональной среде достаточно высок. Центральным событием в жизни колледжа являлась организуемая нами выставка самых оригинальных работ студентов.
Педагогическое влияние на творческую деятельность студентов осуществлялось в двух формах. Первая предполагала организацию деятельности различных студенческих групп, а вторая -индивидуальную работу со студентами. Такая индивидуальная работа базировалась на идее проектной деятельности. Каждый из студентов мог принять участие в конкурсе индивидуальных проектов. Этот конкурс предоставлял возможность самому разработать свой проект художественного изделия и защитить его перед товарищами.
Кроме этого, большое значение имели конкурсы семейных проектов. Учитывая династический характер профессии художника народного промысла, мы проводили конкурсы проектов родителей и детей под названием «Наша родина-Гжель».
Одним из важнейших организационно-педагогических условий формирования творческой активности студентов во внеучебной деятельности является подготовленность педагогов к решению этой задачи. В ходе исследования мы посчитали необходимым особое внимание уделить подготовке кураторов групп. Была разработана специальная программа интерактивного семинара кураторов, который проводился в течение учебного года. В процессе этого семинара педагоги разрабатывали проекты организации внеучебной деятельности, которая существенным образом влияла на формирование творческой активности студентов.
При этом проекты учитывали особенности группы, курирование которой осуществлял педагог, осуществлялось обучение педагогов самим основам проектной деятельности, которую они впоследствии организовывали вместе со студентами.
Результаты эффективности опытно-экспериментальной работы фиксировались на основе специально разработанных нами методик.
Использовались опрос (специально разработанная анкета),. метод независимой оценки (выбранные из числа педагогов независимые эксперты оценивали уровень творческой активности студентов), анализ продуктов творческой деятельности (оценка их новизны и оригинальности).
Самооценка и оценка экспертами сопоставлялись, и выводилась средняя оценка развития чувства новизны, критичности, направленности на творчество, готовности к преобразованию структуры объекта.
Каждое качество оценивалось по четырехбалльной системе: «О» - отсутствие, проявлений данного качества; «1» -качество проявляется слабо; «2» - качество заметно проявляется; «3» -качество проявляется сильно. Сравнивались изменения как у 78 студентов экспериментальной группы . (Участники творческих профессионально направленных объединений, разработчики проектов) с изменениями этих качеств у учащихся контрольной группы (число таких студентов было 68). Учащиеся из контрольной группы принимали участие в основном в досуговых объединениях.
Если рост перечисленных показателей среди участников профессионально направленных объединений произошел у 47 студентов (60,3%), то в контрольных группах позитивные изменения произошли у 19 студентов (28%).
Необходимо отметить, что более высокий рост показателей произошел у тех студентов, которые принимали участие в разработке индивидуальных и семейных творческих проектов.
Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать выводы и обосновать положения, выносимые на защиту.
. Таким образом, опираясь на субъектно-субъектный подход к организации воспитания студентов, мы выявили те педагогические средства, которые позволили успешно формировать творческую активность студентов во внеучебной деятельности.
Доминирующим фактором формирования такой активности является профессиональная направленность содержания этой деятельности, учет разнообразных интересов учащихся.
Важно то, что в организации такой деятельности должны сочетаться как фронтальные, так и персонифицированные формы педагогического влияния на студентов. Существенную роль играет опора на традиций коллектива, которые являются определяющими при формировании эвристической среды.
Исследование может быть продолжено в следующих направлениях: изучение возможностей развития индивидуальности
студента во внеучебной деятельности, изучение способов самореализации студентов в досуговой деятельности и др.
Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях автора:
1. Шульга Н.И. Теоретические аспекты, научно-художественного творчества студентов колледжа. Гжель, 1999.45 с.
2. Шульга Н.И. Особенности и основные факторы развития творческой активности студентов Гжельского художественно-промышленного колледжа. М, 2001.52 с.
3. Шульга Н.И. Ценностный и вариативно-целевой аспекты организации и управления внеучебной деятельностью в колледже. Гжель, 2002.30 с.
4. Шульга Н.И. Проблемы формирования творческой личности студентов колледжа. Гжель, 2003.25 е.
5. Шульга Н.И. Культурология: Учебное пособие. Гжель, 2003. 100 с.
Формат 60x84 1/16. Бумага тип № 1. Усл. печ. л. 1,2 Тираж 100 экз. Заказ
Ярославский государственный педагогический
университет им. К.Д.-Ушинского 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108
Типография Ярославского государственного
педагогического университета 150000, г. Ярославль, Которосльная наб., 44
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шульга, Надежда Ивановна, 2004 год
Введение.
Глава I. Формирование творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности как педагогическая проблема
1.1. Сущность и структура процесса творчества и формирования творческой активности студентов jj колледжа во внеучебной деятельности.
1.2. Опыт формирования творческой активности студентов во внеучебной деятельности.
1.3. Модель формирования творческой активности студентов колледжа.5 g
Выводы по I главе.
Глава П. Реализация комплекса организационнопедагогических условий формирования творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности
2.1. Создание эвристической среды как условие формирования творческой активности студентов
2.2. Ситуация выбора как основа формирования рефлексивной позиции студентов.
2.3. Результаты экспериментальной работы.
Выводы по II главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности"
Актуальность исследования обусловлена задачами модернизации российского образования, которая предполагает предъявление новых требований к выпускникам образовательных учреждений профессионального образования, адекватных существенным изменениям в характере труда. Происходят изменения в целевых установках средней профессиональной школы, ориентированной сегодня на создание оптимальных условий для подготовки творческих профессионально мобильных специалистов, способных принимать эффективные, нестандартные решения.
В сегодняшних условиях колледжи переживают необходимость создания технологий обучения и воспитания творческой личности специалиста, которые включали бы цели и задачи обучения и воспитания, соответствующие им формы и методы организации внеучебной деятельности, критерии отбора и структурирования ее содержания.
В связи с этим необходим поиск средств формирования творческой личности в целостном педагогическом процессе, как в учебной, так и во внеучебной деятельности студентов.
Внеучебная деятельность менее регламентирована и поэтому представляет большие возможности для реализации творческого потенциала молодых людей.
Различные аспекты проблемы формирования творческой личности будущего специалиста освещены в работах В.И.Андреева, А.А.Андреевой, С.И.Архангельского, JI.A. Воловича, В.И.Загвязинского, Т.С. Злотниковой, Н.В.Кузьминой, Г.В. Мухаметзяновой, В.М.Логинова, Н.Д.Никандрова и др. Достаточно обстоятельно рассмотрена роль самостоятельной творческой деятельности студентов в их творческом становлении (В.А.Сластенин, Ф.Р.Филиппов, П.Н.Осипов и др.), изучены организационные формы творческой работы студентов (И.Л.Дагите), проведен историкотеоретический анализ (И.Т.Квиткина, Э.Н.Ковалева), выявлены возможности оценки результативности творческой работы студентов (В.М.Демин, А.Ф.Авдеева), сделаны попытки уточнения места и роли творчества в системе среднего профессионального образования (A.M. Новиков, А.А.Горбунова, В.М.Намазов).
В то же время, существующие сегодня в педагогической науке и практике различные подходы к формированию творческой активности студентов не отражают в полной мере специфику формирования личности во внеучебной деятельности колледжа.
Нами выявлен ряд существенных противоречий, существенно влияющих на эффективность процесса формирования творческой активности у студентов колледжа. Это противоречия между:
- реально существующим потенциалом развития творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности и традиционными подходами к организации этой деятельности на основе субъектно-объектного подхода; между творческим характером деятельности современного специалиста художественного профиля и нормативным, репродуктивным в основном характером как учебной, так и внеучебной деятельности студентов;
- между потенциальными возможностями творческого саморазвития и уровнем их реализации во внеучебной деятельности в колледже.
Выделенные противоречия указывают направления научного поиска и позволяют сформулировать проблему исследования: при каких организационно-педагогических условиях формирование творческой активности у студентов колледжа будет осуществляться более успешно?
Цель исследования - определить комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия формирования творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности.
Изучение психолого-педагогической литературы, анализ педагогической практики средней профессиональной школы и тенденций ее развития позволили выдвинуть следующую гипотезу исследования.
Гипотеза исследования. Формирование творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности будет успешным, если:
- содержание, организуемой внеучебной деятельности будет отражать одновременно профессиональные интересы студентов и специфику молодежной субкультуры;
- обеспечить поэтапность включения студентов в решение творческих задач и создать условия для самостоятельного выбора этих задач и путей их решения;
- в процессе организации различных форм внеучебной работы формировать эвристическую среду, в которой отношение к творческой деятельностью традиционно является значимой ценностью для большинства студентов и преподавателей;
Постановка цели, определение гипотезы потребовали решения следующих задач исследования:
1. Определить особенности формирования творческой активности студентов колледжа в процессе внеучебной деятельности.
2. Обосновать содержание процесса формирования творческой активности во внеучебной деятельности студентов.
3. Выявить педагогические условия организации процесса формирования творческой активности студентов во внеучебной деятельности.
Методологической основой исследования являются философские теории, в основе которых лежат гуманистические подходы к пониманию сущности развития социальных отношений
Г.Гегель, Ж-Ж.Руссо, Н.А.Бердяев, В.А.Розанов и др.) Мы опирались на философские и методологические работы, посвященные проблемам творчества: Г.Я.Буша, Л.А.Сабуровой, Г.К.Черновской, П.К.Энгельмейера, К.Эрберга и др. психологические исследования творчества (Л.Н.Алексеева, С.М.Василевский, Ч.М.Гаджиев, П.Я.Гальперин, С.О.Грузенберг, Ю.К.Кулюткин, А.Н.Лук, А.А.Мелик-Пашаев, В.И.Тютюнник, В.С.Юркевич и др.);, концепции современных образовательных систем: развивающего обучения (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Л.В.Занков и др.), личностно ориентированного обучения (В.В.Сериков, С.В.Кульневич и др.), школы диалога культур (В.С.Библер, С.Ю.Курганов и др.),
Мы опирались на педагогические концепции организации творческой деятельности учащихся: развития творческих способностей учеников средствами отдельных учебных предметов (И.В.Аксёнова, С.И.Брызгалова, В.А.Гервер, Э.К.Герова, И.Н.Емельянова, П.С.Коркина, Г.Н.Никулина, Н.И.Одинцова, В.Г.Разумовский, Г.С.Ригина, Б.П.Эрдниев и др.); подготовки учителя к творческой деятельности (С.И.Архангельский, О.В.Дашкевич, В.А.Кан-Калик, А.Ю.Козырева, В.А.Лисовская, Н.Д.Никандров, И.П.Радченко, В.А.Сластёнин, Л.Ф.Спирин и др.)
Методы исследования: В исследовании использовались методы теоретического анализа и эмпирические методы: опытная и опытно-экспериментальная работа, анкетирование, интервьюирование, изучение продуктов деятельности.
База исследования:
Исследование проводилось в Гжельском художественно-промышленном колледже Московской области. Общая выборка студентов составила около 297 человек.
В соответствии с разработанной программой исследование проводилось в течение 1998-2004 гг. и содержало следующие этапы:
I этап (1998-1999 гг.). Изучалась научная литература и проводился теоретический анализ проблемы, формировалась логика исследования и определялись подходы к организации опытно-экспериментальной работы, проводилось констатирующее исследование.
II этап (1999-2001 гг.). Выявлялись отдельные условия, инициирующие самостоятельную творческую работу студентов, проводился анализ возможностей внеучебной деятельности студентов по использованию их профессиональных знаний в этой работе. Была организована опытно-экспериментальная работа.
III этап (2001-2002 гг.). Продолжалась опытно-экспериментальная работа по организации творческих молодежных объединений.
IV этап (2002-2003 гг.). Проводилось уточнение, проверка и обработка результатов исследования, разрабатывались методические рекомендации по использованию программно-целевого, ценностного подхода в процессе формирования творческой активности, осуществлялось внедрение основных результатов исследования во внеучебной деятельности и окончательное оформление работы.
Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается непротиворечивыми методологическими позициями на которые опираются основные положения исследования. Достоверность полученных данных подтверждается использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, результатами многолетней опытно-экспериментальной работы, целенаправленным анализом массовой практики и передового опыта, комплексным характером исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты углубляют, расширяют и конкретизируют представления о способах формирования творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности и механизме ее реализации. Осуществлен анализ используемых в отечественной практике подходов к формированию творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности. Раскрыты особенности формирования творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности. Дано теоретическое обоснование организационно-педагогических условий формирования творческой активности студентов во внеучебной деятельности.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что предложены способы определения содержания внеучебной деятельности, выявлены формы развития творческой активности студентов. Обоснована методика педагогического влияния на деятельность молодежных творческих объединений, разработаны формы стимулирования творческой активности студентов.
На защиту выносятся:
1. Особенности процесса формирования творческой активности студентов колледжа, содержание которого отражает их профессиональные интересы и особенности молодежной субкультуры и учитывает особенности социума.
2. Этапы формирования творческой активности: диагностический (выявление творческого потенциала студентов и их интересов), проективный (создание творческого проекта), деятельностный (создание нового продукта) и аналитико-рефлексивный (самооценка деятельности, ее результатов и творческого потенциала).
3. Организационно-педагогические условия формирования творческой активности: профессиональная направленность внеучебной творческой деятельности студентов; формирование эвристической среды; подготовленность педагогов к стимулированию творческой активности студентов во внеучебной деятельности.
4. Средства формирования эвристической среды, стимулирующей творческую активность студентов: создание молодежных творческих объединений, развитие традиций художественного творчества, включение в сотворчество педагогов и родителей студентов.
Личный вклад автора в исследование заключается: - в определении возможностей внеучебной деятельности для формирования творческой активности студентов; в определении содержания и методики опытно-экспериментальной работы; в интерпретации полученных данных, обобщении результатов исследования и литературном оформлении диссертации.
Апробация и внедрение результатов.
В исследовании отражены результаты многолетней работы автора в качестве заместителя директора по воспитательной работе колледжа.
По материалам исследования опубликовано пять работ. Теоретические положения и результаты исследования внедрены в практику работы Гжельского художественно-промышленного колледжа, учреждений среднего профессионального образования Республики Татарстан, других территорий страны.
Результаты исследования докладывались на заседаниях лаборатории стратегии развития среднего профессионального образования ИСПО РАО (1999), педагогических чтениях и конференциях в Гжели (2001), Казани (1998), Нижнекамске (1997), Ярославле(2001).
Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Выводы по II главе
Во второй главе нами описывается содержание и результаты опытно-экспериментальной работы, которая позволила сделать следующие выводы: I
1. Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность разработанной нами методики, комплекса, педагогических условий развития творческой активности во внеучебной деятельности. Сущностью данного подхода является создание комплекса организационно-педагогических условий на основе создания ситуации выбора. В связи с этим осуществлен поиск новых концептуальных подходов к осмыслению роли свободы выбора в формировании мотивации творческого развития человека.
Нам представляется важным обоснование ситуации выбора как основы формирования творческой активности студентов с позиции экзистенциального подхода.
Рефлексия имеет место во всяком осознанном социальном выборе и является основой управления деятельностью объектов и субъектов ее процессами и результатами и рассматривается нами как психологическое качество, заключающееся в умении анализировать и прогнозировать.
Рефлексия выступает как способ самопознания, самооценки, самоанализа и как педагогическая технология, обеспечивающая активное восприятие учащегося.
Проблемы рефлексии выявляют те реальные обстоятельства практической жизнедеятельности субъекта, которые характеризуют рефлексивный процесс как естественно присущую человеческому сознанию способность.
Педагогическая задача, которая решается в нашем студенческом сообществе: задачи создания поля социального выбора. Такое сообщество должно предоставлять ему возможность самому или вместе со своими товарищами принимать важнейшие решения, определяющие содержание их деятельности, правила отношений, оценивающие те или иные события в их жизни. Само участие в принятии и реализации решений уже, по сути, является важнейшим событием для воспитанника и существенным образом влияет на его социальное самоопределение.
Творческое начало в воспитании возможно лишь при наличии определенных условий, а именно:
- потребности в поиске; положительной мотивации, вариативности путей организации воспитательной деятельности в соответствии с индивидуальными способностями студентов;
- сотворчества как ведущего вида воспитательных взаимодействий и отношений;
- приоритета целостности восприятия отношения, оценки другого человека и самого себя;
- осознания и нивелировки штампов и стереотипов мышления и самовыражения.
Механизмом формирования творческой активности студентов является эвристическая среда.
Процесс организации творческой активности студентов включает следующие направления:
- создание положительных отношений между участниками учебного процесса (формирование позитивного эмоционального состояния как у педагога, так и у воспитуемого; доверие, поощрение, соревнование и т.д.);
- изменение организации и способа проведения занятий во внеучебной деятельности (разнообразные формы работы),
- новые способы деятельности, исследование в постижение красоты окружающего нас мира, самостоятельные творческие работы и др.;
- наличие творческого характера деятельности.
В качестве содержательного базиса формирующего эксперимента нами было выбрано творческое объединение клубного типа «Мир народной культуры» и студенческое художественное общество. Именно клубное объединение в различных аспектах имеет объектом своей деятельности личность студента, развитие его творческих потенций. Деятельность в клубном объединении — деятельность рефлексивная, т.е. представляет собой совокупность информации о внешнем вещном мире и о мире самого субъекта, осуществляющего эту деятельность. Рефлексивный потенциал этой деятельности достаточно выявлен как теоретически, так и, реализуется в практике колледжа.
Клубная деятельность как менее запрограммированная, более творческая и нестандартно организованная, нередко являющаяся «зоной неупорядоченности», прежде других способна поддерживать активное состояние эвристической среды, стимулировать процесс ее развития в целом. Клубная деятельность направлена на удовлетворение потребностей студентов в общении, предоставление им поля деятельности для самовыражения, развития способностей. Она стимулирует педагогов к поиску творческих путей организации познавательной деятельности.
Новая интонация общения педагогов и студентов, определившая появление новых форм актуализации интересов студентов, связана с обновлением стиля социологических и психологических опросов ребят. Самоанализ и самооценка студентов получили смысл органической составной части всего воспитательного процесса. Именно в этой связи такой привлекательной стала работа по самовоспитанию, приобретшая осознанный характер. Поэтому и форма исповеди, ранее вызывавшая ироничное отношение, стала логичной и органичной.
Активная включенность студентов экспериментальной группы в работу творческого объединения «Мир народной культуры» и художественное студенческое общество, проявились при статистической проверке нашей гипотезы по квантилям t-распределения Стьюдента в первом уровне статистической значимости различий между средними показателями эффективности деятельности в экспериментальной и контрольной группах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Новый методологический подход к воспитанию, ориентирующий преподавателей и студентов на формирование рефлексивной позиции, потребовал определения нового содержания и педагогических средств, обеспечивающих развитие творческой активности студентов, качеств личности, которые в новых социально-экономических условиях в большей степени необходимо молодежи для социального продвижения.
Мы опирались в диссертации на следующие положения, которые могут быть представлены в следующем виде:
Комплексом организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности являются:
1. Особенности процесса формирования творческой активности студентов колледжа, содержание которых отражает их профессиональные интересы и особенности молодежной субкультуры и учитывает особенности социума.
2. Этапы формирования творческой активности: диагностический (выявление творческого потенциала студентов и их интересов), проективный: (создание творческого проекта), деятельностный (создание нового продукта) и аналитико-рефлексивный (самооценка деятельности, ее результатов и творческого потенциала).
3. Организационно-педагогические условия формирования творческой активности: профессиональная направленность внеучебной творческой деятельности студентов; формирование эвристической среды; подготовленность педагогов к стимулированию творческой активности студентов во внеучебной деятельности.
4. Средства формирования эвристической среды, стимулирующей творческую активность студентов: создание молодежных творческих объединений, развитие традиций художественного творчества, включение в сотворчество педагогов и родителей студентов.
Эффективность формирования творческой активности студентов колледжа во внеучебной деятельности будет обеспечена в том случае, если: содержание, организуемой внеучебной деятельности будет отражать одновременно профессиональные интересы студентов и специфику молодежной субкультуры; обеспечить поэтапность включения студентов в решение творческих задач и создать условия для самостоятельного выбора этих задач и путей их решения;
- в процессе организации различных форм внеучебной работы формировать эвристическую среду, в которой отношение к творческой деятельностью традиционно является значимой ценностью для большинства студентов и преподавателей;
В своей основе результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы: опираясь на субъектно-субъектный подход, к организации воспитания студентов мы выявили те педагогические средства, которые позволили успешно формировать творческую активность студентов во внеучебной деятельности.
Доминирующим фактором формирования такой активности является профессиональная направленность содержания этой деятельности, учет разнообразных интересов учащихся.
Важно то, что в организации такой деятельности должны сочетаться как фронтальные, так и персонифицированные формы педагогического влияния на студентов. Существенную роль играет опора на традиции коллектива, которые являются определяющими при формировании эвристической среды.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шульга, Надежда Ивановна, Ярославль
1. Абульханова — Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335с.
2. Айзенк Г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Н.Новгород. «Ай КЬЮ», 1994. 170с
3. Аксенова И.В. Сочетание репродуктивных, эвристических и исследовательских самостоятельных работ учащихся при обучении: химии: Автореф. дис. канд. пед. наук., 1995.- 135 с.
4. Алексеева Л.Н. Формирование гибкого содержания образования и обучения в средних специальных учебных заведениях: Дис. канд. пед. наук.1997.-194 с.
5. Андреева А.А. УКНПЦ Гжель. Сборник докладов «Профессиональное образование в регионе: проблемы развития,- М„ 1993.-96 с
6. Андреева А.А. Гжель: от игры к профессии. ТОО «Гжель», 1994.160с.
7. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1989. -238 с.
8. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань: Изд-во КГУ, 1996. - 568 с.
9. Андреев В.И. Технология экспертной оценки качества работы учителей и руководителей школ, лицеев, гимназий. Казань, 1994. - 26 с.
10. Ангеловски К. Учителя и инновации.- М.: Просвещение, 1991. 159 с. П.Аникеенок О. А. Ценностные ориентации студентов среднихпрофессиональных учебных заведений. Автор, дисс . канд. пед. наук. Казань, 2000. -16с.
11. Анисимов Н.М. Инновационная культура педагога // Magister.1998.-N3.-С. 46-55.
12. Архангельский С.И. Социально-этические проблемы теории личности. -М.: Мысль, 1974.-221 с.
13. Астраханцева Т. Молодые художники Гжели //Художник №7, 1985.240 с.
14. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977.-382с.
15. Ахтариева Л.Т. Особенности психологической подготовленности студентов к профессионально-педагогической деятельности: Автореф. дис.канд. психол. наук. J1, 1978. - 17 с.
16. Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика, 1987, № 1-5.
17. Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. - 192 с.
18. Байбородова JI.B. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся. Дис. д-ра пед. наук. -Казань, 1994. -431 с.
19. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. -М.,1986 —607с.
20. Берн Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.-421 с.
21. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.:Педагогика, 1989. 192 с.
22. Бестужев — Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. Москва, «Наука», 1993. - 233с.
23. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975.-399 с.
24. Блинова Л.Ф. Эмоциональная регуляция творческой деятельности дошкольников. Дисс . канд. пед. наук. Казань, 1996. -16с.
25. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991. -78с.
26. Брызгалова С.И. Актуальные проблемы общего и профессионально-педагогического образования: Межвуз. сб. науч. тр.: Кшшнингр. гос. ун-т. 1999 -90 с.
27. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. - 197 с.
28. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. - 94 с.
29. О.Буш Г.Я. Методологические основы научного управления изобретательством.- Рига: Лиесма, 1974. 468 с.
30. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. Сб. избранных трудов. -М.: А.П.О., 1993.- 170с.
31. Волович Л.А. Система эстетического воспитания учащихся профтехучилищ: Метод, пособие. М.: Высшая школа, 1988 - 167 с.
32. Воспитательная среда гимназии: от моделирования к проектированию.
33. Коллективная монография (Под ред. Слободчикова В.И.). Москва-Киров. 2002. -159с.
34. Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.-237 с.
35. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика, 1992. № 5 - 8.
36. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М.: Магистр, 1995.111с.
37. Гаджиев Ч.М. Современная психология творчества в ускорении научно-технического прогресса: Атор. дис. докт. псих. наук. 1989 -42 с.
38. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. -В кн. Исследования мышления в советской психологии.-М.: Наука, 1961, С.26-52.
39. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1975.-327 с.
40. Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: Кн. для учителя. 1998.142 с.
41. Герова Э.К. Проблемные ситуации при изучении творчества А.С. Пушкина: Дис. канд. пед. наук. 1993. -235 с.
42. Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика, 1996. №1-6.
43. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
44. Гиргинов Г. Наука и творчество. М.: Прогресс. 1979с.-216 с.
45. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. Спб.: OMS, 1994. - 179 с.
46. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. -М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.-160с.
47. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -384с.
48. Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М., 1992. -79 с.
49. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. // Новое педагогическое мышление ( Под ред. А.А.Петровского). М: 1989.-364 с.
50. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика,1986.-239 с.
51. Дашкевич О.В. Характер подростка: Психодиагностика. Формирование. Коррекция: Учеб. пособие для учителей, шк. психологов и студентов пед. вузов. 1998. -126 с.
52. Демин В.М. Методология адаптивной автоматизированной системы управления средним специальным учебным заведением: Дис. д-ра пед. наук. 2002.-402 с.
53. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М., РАО, ФИПО, 1996. - 432 с.
54. Дробницкий О.Г., Кузьмина Т.А. Проблема свободы, выбора и ответственности // Философия и современность. М., 1971.-288 с.
55. Дудченко B.C. Программа инновационной игры. Ярославль: Б.и.,1987.- 106 с.
56. Дунаевский Ф.Р. Интеллектуальная; мощность и перспективы ее измерения. -М., 1928.-186 с.
57. Дуранов М.Е. Исследовательский подход в профессионально-педагогической деятельности. Челябинск, 1996. -69 с.
58. Евлахов А. Введение в философию художественного творчества, т. 12, Варшава, 1910-12. Вопросы теории и психологии творчества, т.4, 1913.-164 с
59. Золотухина И.В. Сравнительный анализ творческой самореализацииучителей в условиях инновационных и традиционных школ : Автореф. дисканд. пед. наук / Казан, гос. ун-т. Казань, 1997. - 20 с.
60. Иванов Г., Лямзина Л. Воспитательная работа на основе системно-ролевой модели // Народное образование №6 1999.- С. 103-106.
61. Каган М.С. Философия культуры: Становление и развитие: Учеб.
62. Пособие для студентов вузов, обуч. по филос. спец. и филос. направлению.-СПБ.: Лань, 1998.- 443 с.
63. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 140 с.
64. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М, 1982.-363с
65. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: НТЦ "Эксперимент", 1995. - 176 с.
66. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга / Яросл. НПЦ «Психодиагностика», Фонд гражданских инициатив «Содействие». Ярославль, 1992. - 66 с.
67. Книга методик. -М.: Новый отсчет, 2001. -92с.
68. Ковальчук М.А. Профилактика девиантного поведения в детско-подростковой среде. Дис.д-ра. пед. наук. 2002. -344 с.
69. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям. М., 1993. -318 с.73 .Козырева А.Ю. . Лекции по психологии и педагогике творчества. -Пенза: НМЦ ГОРОНО, 1994. 344 с.
70. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в двух томах. М.: Педагогика, 1982.
71. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Ростов: Феникс, 1995. - 477 с.
72. Крикунова Т.К. Пратическая педагогика: Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении: Учебное пособие для студентов пед. вузов. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.-152с.
73. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.32 с.
74. Кузьмин С.В. Инновационная деятельность педагогическогоколлектива как фактор его развития. Дисскандидата пед. наук. Ярославль.2003.-197 с.
75. Кузнецов А.Н. Педагогические условия формирования индивидуального стиля социального поведения подростков. Автореф. дисс. канд. пед. наук. 1997.19 с.
76. Кулюткин Ю.Н., Сальникова Н.Е. Игровые ситуации в процессе обучения студентов педвуза. Педагогические проблемы и способы их решения учителем.- Л., 1979.-152 с.
77. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М.:1. Просвещение, 1990. 159 с.
78. Кульневич С.В. Педагогика личности. От концепции до технологий. -М,2001.-152 с.
79. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. М., 1989 -126 с.
80. Курилова Л.М. Инновационная деятельность преподавателей педагогического колледжа как фактор развития их профессионально-педагогической компетентности : Дис. . канд. пед. наук :- Ярославль, 2003. -264 с.
81. Лапин Н.И., Сафонов Б.В. Человеческий фактор в нововведениях// Психолог, журнал, 1985. №1-5.
82. Левенфельд Л. О духовной деятельности гениальных людей вообще и великих художников — в частности, СПБ, 1904.-93 с.
83. Лекция по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.
84. Лещинский В.М., Кульневич .В. Учимся управлять собой и детьми: пед. практикум . -М.: Просвещение: Владос, 1955. — 240с.
85. Логинов В.М. Социально-профессиональное становление молодежи в образовательном комплексе малого города. М. ООО «Специалист», 2000. -206с.
86. Логинов В.М., Андреева А.А. Основы современной работы предприятия и техникума // Среднее специальное образование №9 1089.
87. Логинов В.М., Андреева А.А. Учебно-культурный производственный центр «Гжель» // Срезнее специальное образование №9 1991.
88. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.190 с.
89. Максимов Ю.В. Кобальтовый цветок Гжели. Из опыта работы Ново-Харитоновской средней школы. У истоков мастерства: народное искусство в художественном воспитании детей. М., 1983 .-176 с.
90. Мальковская Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников. Л., 1973. 175 с.
91. Маслоу А.Г. Мотивация и личность.- СПб.: Евразия, 2001.- 479 с.
92. Мельникова Н., Морева Н. Готовим педагога-инноватора : Из опыта работы Моск. обл. пед. колледжа по подгот. педагогов-исследователей, г. Серпухов // Нар. образование. 1996. - № 4-5. - С. 56-58.
93. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознанияучителя // Вопросы психологии, 1990.- № 3. С. 58.
94. Мир промыслов и ремесел. Приложение к журналу «Промышленник России». Август 2003(пилотный номер).
95. Мое действие — мой выбор. Методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. -Брянск: Курсив, 2002. -64с.
96. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986. -160 с.
97. Мухаметзянова Г.В., Барер Т.Д., Юдин В.П. Подготовка специалистов среднего звена для наукоемких производств. — Казань: ИСПО РАО, 2001. -64с.
98. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981. -96 с.
99. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике //Советская педагогика. 1990. - N 9. - С. 41-47.
100. Никулина Г.Н. Педагогические условия воспитания творческой; активности у первоклассников при изучении математики: Автореф. дис.канд.пед. наук. 1994. -20 с.
101. Новое педагогическое мышление /Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989. - 78 с.
102. Новиков A.M. Профессиональное образование России / перспективы развития. -М.,ИЦ НПО РАО, 1997. 254с.
103. Новикова Л.И. Воспитательная система: Исходные позиции. Советская педагогика. 1991. №11. с. 61-64.
104. Овсянников А. и др. Инновация в школе: Характер и результаты. // Народное образование. 1993. - №6, С. 16 - 31.
105. Ольшанский Д.В. Взросление «Я». М.: Знание, 1998. -144 с.
106. Осипов П.Н. Педагогические основы стимулирования самовоспитания учащихся средней профессиональной школы. Диссертация доктора педагогических наук. Казань. 1993. -358 с.
107. Осухова Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога // Педагогика, 1992. № 3/4. - С. 53 - 57.
108. Педагогика., Под ред. П.И.Пидкасистого М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 604 с.
109. Педагогический поиск /Сост. И.Н. Бажеова,- 3-е изд., с испр. И доп.- М.: педагогика, 1990. -560с.
110. Педагогическая энциклопедия / Под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова. М, 1966. - 879с.
111. Педагогические инновации и технологии. Материалы 11-й областной научно-практической конференции.- Белгород, 1994.
112. Педагогика и логика «Касталь», 1992. - 414с.
113. Петривняя И.В. Инновация в подготовке учителя.- Куйбышев, 1990.- 114 с.
114. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1996. -496 с.
115. Пискарева И.Е. Формирование готовности студентов педагогического вуза к инновационной деятельности. Учебно-методическое пособие. Кострома, Изд-во КГУ, 1999. - 116 с.
116. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. -М., 2001.188с.
117. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. -160с.
118. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. - 432 с.
119. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.: Новая школа, 1996. -159 с.
120. Пойа Д. Как решать задачу. Львов: Журн. «Квантор», 1991.- 214 с.
121. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочнк. М.: Новая школа, 1995. - 256 с.
122. Полонский Я. О законах творчества, «Русский вестник», 1892, №5.
123. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. -М., «Педагогика», 1976.-279с.
124. Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей.-М.: Педагогика, 1983,- 129с.
125. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987.- 78 с.
126. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Политиздат, 1989. - 270 с.
127. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. - 494с.
128. Разумовский В.Г. Совершенствование содержания и методов обучения физике в средней школе: АПН СССР, НИИ содержания и методов обучения, 1984.-129 с.
129. Рахлевская JI.К. Самопознание в процессе изучения педагогическо антропологии. Учебно-методическое пособие. Москва-Томск. 1996. -211с.
130. Рожкова О.Ф. Развитие творческой активности старшекласников в процессе изучения общественных дисциплин. Автор. Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1993.-18с.
131. Розанов В.А. Сумерки просвещения.- М., 1990.- 67с.
132. Развитие личности и формирование индивидуальности: сборник материалов. Ярославль: ЯГПУ им К.Д.Ушинского, 1996. — 317с.
133. Рожков М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся // Ярославский педагогический вестник. 1994. № 1. С. 16-19.
134. Рожков М.И. Теоретические основы педагогики: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1994. -63 с.
135. Рожков М.И. Теория и практика ученического самоуправления в профессиональной школе: Автореферат дисс. доктора пед. наук. Казань, 1989. -34 с.
136. Рожков М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. Казань: Тат. кн. изд-во, 1987. 117 с
137. Розин В. Инновационное педагогическое творчество // Alma mater. 1997. -N 3. - С. 3-7.
138. Розов М.А. Философия и проблема свободы человека // Философская культура личности и научно-технический прогресс. Новосибирск, 1987.-231 с.
139. Российская Педагогическая Энциклопедия, М.: Научное изд-во "Большая Российская энциклопедия", 1993. - 608 с.
140. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.:Питер,1998.705 с.
141. Руссо Ж-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. 703 с.
142. Рябова Н.М. Актуализирующее взаимодействие преподавателя и студенотов в учебно-познавательом процессе как способ достижения педагогических целей. Автор. Дисс. канд. пед. гаук. Ярославль, 1996. -19с.
143. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М., 1968.-145с.
144. Сартр Ж. П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. — М., 1989.-248 с.
145. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебноепособие. М.: Народное образование, 1988. - 256 с.
146. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии.- Волгоград: ВГПИ, 1994 -150 с.
147. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986.- 150 с.
148. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 222 с.
149. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995.384 с.
150. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. -М., 1999.-125с.
151. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М., 1997.33 с.
152. Смирнов В.Н. Система управления многопрофильным; инновационным образовательным учреждением. Диссерт. доктора пед. наук. Казань, 2001.-383 с.
153. Узнадзе Д.Г. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1961. 210 с.
154. Уманский А.Л. Педагогическое стимулирование лидерства в-подростковых группах: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1992. - 159 с.
155. Ушенина Л.В. Изучение инновационного педагогического опыта как фактор стимулирования творчества учителя: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-СПб., 1995. 17 с.
156. Фетискин Н.П. Реализация и оценка профессиональных способностей учителя. Кострома, 1995.-85 с.
157. Философский энциклопедический словарь. -М., 1999,- 842 с.
158. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. 1990.157с.
159. Франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.- 366 с.
160. Фрумин И. Феномены инновационной школы // Народное образование, 1995. №7. - С. 11 - 17.
161. Фридман Л.М. Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.-288 с.
162. Хомерики О.Г. Инновация в практике обучения // Педагогика, 1993.-№2.-С:41 -44.
163. Хон A.M. Психологические барьеры при внедрении нового в школьную практику и некоторые пути их преодоления. Алма-Ата, 1985. - 11 с.
164. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. Ростов н/Д, 1997. -639 с.
165. Чекмарев В.В. Инновация и организации НИР в педуниверситете: Экономико-организационные решения. // Вестник Костромского педуниверситета. 1995. - М., С. 6 - 11.
166. Чекмарев В.В. Новая парадигма экономики образования. // Вестник Костромского педуниверситета. Кострома, 1995. - №3, С.40 - 48.
167. Чернилевская Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология. Учебное пособие для вузов; М.: МГТА, 2001. - 301с.
168. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.- 181 с.
169. Шакуров Р.Х. Макроструктура личности // Профессиональое образование: Казанкий педагогический журнал. -2000.№1. С. 21-27.
170. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985. - 80 с.
171. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности,- М.: Владос, 1998. -512 с.
172. Шиянов Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Педагогика, 1991. № 9. - С. 80 - 84.
173. Школе нового педагога: Педагогическое образование в условиях реформирования российской школы. - М.: Мин. образования РФ, 1996. - 127с.
174. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. — М.,1990. -447 с.
175. Шрейдер Ю.А. Свобода как творческая ориентация в мире // Вопросы философии. 1944. №1.
176. Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности // Вопросы методологии. 1994, № 3-4. С.76 - 121.
177. Щербаков B.C. Программно-целевой подход к развитию учебного и научного творчества студентов. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Казань, 2001. -20 с.
178. Эльконин Д.Б. . Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. -554 с.
179. Энгельмейер П.К. Теория творчества. Спб., 1910.-158 с.
180. Энциклопедия материалов. -М.: Ноый отсчет, 2001. -164с.
181. Эрберг К. Плен: Цель творчества.- М., 1997. -159с.
182. Эрдниев П.М. Теория и методика обучения математике в начальной школе. 1998.-204 с.
183. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов.- М.: Высш. школа, 1982.- 223 с.
184. Юдин В.П. Организационно-педагогические основы социальной защиты учителя. Автореферат дисс. .доктора пед. наук. Казань* 2003. -44с.
185. Юм Д. Сочинения в 2-х т. М., 1965. -483 с.
186. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М., 1991. -91с.
187. Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. для учителей и родителей. 1996. -128 с.
188. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: культурно-историческая педагогика. М.: «ПЕР СЭ», 2000. -351с.
189. Bamett Н. Innovation the basis of cultural change, 1953, № 4.
190. Behar-Horenstein L., Pajares F., George P.S. The effect of teachers' beliefs on students' academic performance during curriculum innovation // The high school journal. 1996. - Vol. 79, N 4. - P. 324-332.
191. Blanc,Emile, Egger,Eugene. Innovations scolaires en Suisse: particularites et tendances / Par E. Blanc et E. Egger. Paris : Unesco, 1977. -(Experiences et innovations en education / Bureau intern, d'education; No 33).
192. Cauville M. L'ecole et les technologies nouvelles // B.O. de l'education nat. 1997. - N 18. - P. 1276-1279, 1282-1283.
193. Doulsan G. Des innovations partagees et diffusees // B.O. de l'education nat. 1997. - N 24. - P. 1646-1647, 1650.
194. Gute Schulen sind paedagogisch innovative Schulen -paedagogisch innovative Schulen sind gute Schulen: Muensterische Erklaerung vom 27.03.1998. // Erziehen heute. 1998. - Jg. 48, N 3. - S. 13-15.