Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогическая технология формирования медиакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции

Автореферат по педагогике на тему «Педагогическая технология формирования медиакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Шаблин, Михаил Сергеевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Краснодар
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Педагогическая технология формирования медиакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогическая технология формирования медиакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции"

На правах рукописи

ШАБЛИН МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ СРЕДСТВАМИ АНИМАЦИОННОЙ КОМПОЗИЦИИ

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 2 и др 2012

Краснодар 2012

005012450

Работа выполнена на кафедре живописи и композиции Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет»

Научный руководитель:

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

Защита диссертации состоится 23 марта 2012 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.101.06 в ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» по адресу: 350040, г. Краснодар, уд. Ставропольская 149.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» по адресу: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

Текст автореферата размещен на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии (ВАК) http://vak.ed.gov.ru/; на сайте ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»: http://www.kubsu.ru

Автореферат разослан 22 февраля 2012 г.

Доцент, кандидат педагогических наук, профессор кафедры живописи и композиции, Денисенко В.И.

Официальные оппоненты:

Алексеева И.В., доктор педагогических наук, профессор, декан факультета «Художественно-промышленная академия» Краснодарского государственного университета культуры и искусств.

Игнатьев С.Е., доктор педагогических наук, профессор Московского государственного педагогического университета.

Ученый секретарь диссертационного совета

О.В. Засядко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Технический и творческий прогресс во все времена был обязан людям, способным мыслить инновационно, отвергающим шаблонное представление об искусстве и использующим новейшие достижения на каждом этапе исторического развития человечества.

Находясь в постоянном движении, медиаобразовательные технологии развиваются и совершенствуются. В тексте письма Законодательного собрания Комитету министров Совета Европы рекомендуется способствовать разработке программ формирования медиакомпетентности, предназначенных для молодёжи и взрослых, что является неотъемлемым фактором, оказывающим влияние на медиакультуру современного общества. Содержание российского образования также должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры личности, о чем прямо говорится в Законе «Об образовании» Российской Федерации.

Среди многообразия форм и средств формирования профессиональных качеств выпускников педвузов, заслуживает особого внимания важнейший аспект медиаобразования - анимационное искусство. Оно способствует эффективному формированию у педагога любого профиля медиакомпетентности, подразумевающей активное использование средств анимационной композиции.

В исследовании понятие «Анимационная композиция» (АК) используется в двух значениях:

- АК как результат творческого поиска, обеспечивающий единство художественного образа и анимационного действия, их предметное воплощение в виде завершенного в себе и цельного мультимедийного произведения, соподчиняющего все его элементы друг другу и всему замыслу автора;

- АК как учебный предмет, направленный на повышение медиа-компетентности студентов и школьников с помощью специально разработанной педагогической технологии.

Приведенные выше формулировки обусловлены отсутствием в культурологии определения явления, объединяющего множество терминов раздела кинематографии - анимационного искусства. В настоящем исследовании они объединяются одним общим понятием «анимационная компо-

зиция». Это понятие может достаточно точно истолковать, в том числе результат детско-юношеского и студенческого анимационного творчества.

При разработке педагогической технологии, описанной в данном исследовании, учитывался подход к определению В.А. Сластенина. Согласно ему, педагогическая технология является упорядоченной совокупностью действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.

В ходе нашего исследования изучалась методическая и теоретическая литература, анализировался опыт педагогов анимационных, режиссерских и художественных специальностей, выявлялись особенности применяемых методик профессионального обучения, способствующих формированию педагогической технологии. Использовались электронные и печатные издания преподавателей Всероссийского Государственного Университета Кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК) A.B. Ветюкова,

B.М. Кобрина, конспекты лекций и пособия Т.Н. Ильиной, В.Н. Зуйкова,

A.П. Зябликовой, В.И. Солина, И.В.Пшеничной, Н.Б. Дабижа; рекомендации и методические пособия преподавателей компьютерной графики и анимации Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения (СПБГУКиТ) профессора В.А. Коновалова, М.В. Коновалова, методические разработки московского образовательного центра «Scream School», школы студии «ШАР», Уральской Государственной Архитектурно-Художественной Академии (УралГАХА) и многие другие печатные и электронные публикации близкие по теме данному исследованию.

В области разработки профессионально организованной деятельности и формирования личности особую значимость представляли исследования Б.Г. Ананьева, Н. С. Боголюбова, Л.С. Выготского, Н.Д. Гордеевой, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, Е. И. Игнатьева, В.И. Киреенко, А. Н. Леонтьева, Н.С. Лейтеса, К.К. Платонова, Я.Л. Пономарева, Б.М. Йеменского,

C.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, и многих других психологов и педагогов.

Для изучения теоретических вопросов формирования профессиональных навыков построения изображения на плоскости у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов использовались психолого-педагогические научные работы ученых-исследователей, среди которых Г.В. Беда, Р.Ч. Барциц, H.H. Волков, Б.Г. Гагарин,

B.П. Зинченко, А.И. Иконников, В.В. Корешков, Г.Ю. Коробко,

B.C. Кузин, B.K. Лебедко, Л.Г. Медведев, H.H. Ростовцев, A.A. Унковский, В.А. Фаворский, A.C. Хворостов, Е.В. Шорохов, Б.П. Юсов и другие.

Современные формы и средства изобразительного искусства подразумевают высокий уровень медиакомпетентности педагога, что по определению Р. Кьюби означает способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения в различных формах. Активному применению цифровых медиаобразовательных технологий, научно-методическому обеспечению профессионально-педагогического обучения средствами медиаобразования и мультимедийных технологий посвящены диссертации Т.А. Бабенко, A.B. Ванюшина, А.Л. Коляго, H.A. Леготиной, H.H. Огольцовой, Д.А. Подкопаева, Л.В. Сидоровой, Д.А. Старикова, Е.А. Столбниковой, М.В. Утенина, A.B. Федорова, Е.И. Худолеевой, Г.М. Шампанер, ЕЛ. Шипняговой и других. В контексте нашего исследования особое значение имела диссертационная работа C.B. Радостевой, посвященная развитию творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией.

Во многих из вышеперечисленных работ мало изучен и практически не используется важный раздел медиаобразования - «анимационное искусство» в системе профессиональной подготовки студентов педвузов.

Следуя вышесказанному, актуальность исследования определяется:

- востребованностью в профессионально ориентированных моделях построения учебного курса медиаобразования, позволяющих эффективно формировать медиакомпетентность студентов высшего педагогического образования, включать основы медиакультуры и медиаграмотности в систему дополнительного художественного образования;

- федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ВПО) направления 050100.62 «Педагогическое образование» по двум профилям одновременно: «Изобразительное искусство» и «Дополнительное образование». Выпускник должен владеть инструментарием, методами, приемами и практическими навыками работы в дизайне и компьютерной графике, что также входит в состав необходимых компетенций специализации «Медиаобразование» 03.13.30;

- требованием ФГОС ВПО направления 072500.62 «Дизайн», в пунктах 4.3, 4.4 предусматривает подготовку студентов-дизайнеров, ориентированную на потенциальную готовность к педагогической деятельности и решению задач создания оригинальных проектов визуальной про-

дукции, которые включают в себя освоение инструментов и практических навыков в разработке мультимедийных и анимационных произведений;

- недостаточной разработанностью проблемы формирования ме-диакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции.

В 2011 году завершен переход на многоуровневое образование, федеральные государственные образовательные стандарты которого предоставляют возможность в подготовке студентов педвузов, реализовать одновременно два профиля, «Изобразительное искусство» и «Дополнительное образование». Таким образом, разработка и внедрение педагогической технологии формирования медиакомпетентности студентов педвузов позволит им стать полноправными проводниками медиакультуры и в общеобразовательную школу и сферу профессионально ориентированного дополнительного художественного образования.

В связи с вышеприведенными фактами, проблема исследования основывается на противоречии между возрастающей необходимостью формирования медиакомпетентности студентов педвузов и отсутствием эффективных медиаобразовательных педагогических технологий в сфере профессионального педагогического образования.

Цель исследования - формирование медиакомпетентности студентов педвузов средствами апимациопной композиции путем создания и внедрения медиаобразователыюй педагогической технологии.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что медиакомпетентность студентов педвузов эффективно сформируется, если будет разработана и внедрена педагогическая технология, включающая в себе:

- разработки в области технического обеспечения учебного процесса, в том числе компьютерных технологий;

- высокий уровень мотивации обучаемых к анимационной композиции;

- междисциплинарный подход на основе интеграции искусств (рисунок, живопись, кино, литература);

- использование анимационной композиции на педпрактике студентов педвузов в системе дополнительного образования детей.

Объект исследования - процесс формирования медиакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции.

Предмет исследования - педагогическая технология формирования медиакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции.

Задачи исследования:

- изучить теоретическую и методическую литературу по обозначенной проблеме;

- разработать педагогическую технологию организации и методического обеспечения занятий по анимационной композиции в условиях высшего педагогического образования и дополнительного образования детей;

- разработать объективные критерии оценки уровня сформированное™ медиакомпетентности студентов педвузов, в том числе критерии успеваемости учащихся системы дополнительного образования детей в процессе педпрактики студентов;

- апробировать разработанную педагогическую технологию в процессе экспериментального обучения студентов художественно-графического факультета и факультета архитектуры и дизайна, в том числе в процессе педпрактики в учреждениях детского дополнительного образования.

Для реализации поставленной цели и решения задач по проверке гипотезы нами использовались следующие методы исследования:

- анализ литературы по педагогике, методике, психологии, философии, теории изобразительного искусства, истории и теории анимационного искусства;

- наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью студентов в процессе работы над созданием анимационной композиции;

- моделирование медиаобразовательной педагогической технологии;

- педагогический эксперимент - поисковый, констатирующий, формирующий, контрольный в педвузе и системе дополнительного образования детей;

- статистический анализ результатов, полученных в ходе эксперимента.

Методологическую основу исследования составляют психолого-педагогические труды, система научных взглядов на методы научно-

исследовательской и педагогической деятельности отечественных и зарубежных ученых, таких как И.Д. Андреев, Г.М. Добров, Г.И. Рузавин, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, В.Д. Шад-риков, B.C. Швыряев и другие; современные исследования в области теории и методики обучения изобразительному искусству Г.В. Беды, Е.В. Бондаревской, H.H. Волкова, Ю.Ф. Катхановой, Ю.В. Коробко, B.C. Кузина, В.П. Кузьменко, В.К. Лебедко, С.П. Ломова, М.Н. Марченко, H.H. Ростовцева, В.А. Сластенина, A.A. Унковского, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова, А.П. Яшухина; психолого-педагогические исследования в области воспитания, обучения и развития личности А.Г. Асмолова, В.П. Бедерхановой, О.С. Газмана, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, B.C. Кузина, C.B. Кульневича, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и другие.

Научная новизна исследования:

- разработана, обоснована и экспериментально проверена педагогическая технология формирования медиакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции. Ведущая роль в этой технологии отводится взаимодействию различных видов искусства, объединенных общей целью и результатом - созданием анимационной композиции, включению разнообразных видов изобразительной и технической деятельности, использованию специальной системы заданий и упражнений, развивающих творческий потенциал студентов педвузов;

- изучены и выявлены психолого-педагогические основы развития медиакомпетентности студентов-педагогов в процессе создания анимационной композиции;

- теоретически обоснованы методические основы организации и проведения занятий, направленных на формирование медиакомпетентности студентов педвузов;

- разработана и адаптирована к решению профориентационных задач технология повышения творческих способностей учащихся учреждений детского дополнительного образования в процессе педпрактики студентов педвузов.

Теоретическая значимость исследования проявляется:

- в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогической технологии, направленной на формирование медиакомпетентности студентов педвузов;

- в использовании результатов исследования, для совершенствования учебных планов и программ бакалавриата и специалитета педагогических вузов;

- в уточнении терминологического аппарата медиаобразования и учебного курса анимационного искусства.

Практическая значимость заключается:

- в разработке и использовании эффективной педагогической технологии для студентов-педагогов, готовящихся к работе в системе основного и дополнительного образования;

- в разработанных методах активного и интерактивного обучения в процессе подготовки студентов педвузов;

- в раскрытии возможностей совершенствования учебных программ дополнительной квалификации «Специалист в области компьютерной графики и WEB-дизайна (Web - дизайнер)»;

- в повышении эффективности проведения педпрактики студентов в системе дополнительного образования детей.

Достоверность и обоснованность обеспечиваются:

- опорой на современные достижения в области психологических и педагогических наук, искусства и культуры;

- научно-теоретической базой работы, основу которой составили исследования по философии, психологии, педагогике, теории и методике обучения изобразительному искусству;

- широтой проверенных наблюдений, результатами сравнительного анализа эффективности обучения контрольных и экспериментальных групп;

- научно обоснованными критериями оценки уровня сформированное™ медиакомпетентности студентов педвузов;

- включением экспериментальной методики в реальный учебный процесс на художественно-графическом факультете (ХГФ) и факультете архитектуры и дизайна (ФАД), а также в системе дополнительного образования детей;

- результатами опытно-экспериментальной проверки основных положений диссертационного исследования в практической работе со студентами факультета архитектуры и дизайна и художественно-графического факультета КубГУ, учащимися Детской школы искусств №1

(МОУДОД ДШИ №1) города Краснодара и курсов «МультМузей» Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования внедрены в учебно-методический процесс КубГУ художественно-графического факультета (ХГФ), на дополнительной квалификации «Специалист в области компьютерной графики и ШФ-дизайна», и в качестве практических занятий на факультете архитектуры и дизайна (ФАД), в ДШИ №1 города Краснодара и курсов мультипликации «МультМузей», проходящих в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко. Материалы исследования докладывались на межвузовских, городских и Всероссийских конференциях (2009-2011 г.г), опубликованы в статьях научных сборников.

На защиту выносятся:

- экспериментально проверенная, теоретически и научно обоснованная педагогическая технология, позволяющая эффективно подготовить студентов педагогических специальностей к продуктивной работе с детьми посредством применения медиаобразовательных технологий в процессе создания анимационной композиции;

- результаты педагогического эксперимента, подтверждающего гипотезу о повышении медиакомпетентности студентов педвузов к работе в системе дополнительного образования детей при внедрении педагогической технологии по их анимационной подготовке;

- медиаобразовательные средства обучения, педагогически целесообразно используемые для раскрытия студентам содержания приемов и методов создания анимационной композиции;

- положение о целесообразности использования в учебном процессе заинтересованности творческой личности обучаемого в самовыражении и проявлении индивидуальности посредством создания анимационной композиции.

Базой исследования послужили: ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», художественно-графический факультет (ХГФ), занятия дополнительной квалификации «Специалист в области компьютерной графики и АУЕВ-дизайна (\УеЬ-дизайнер)»; факультет архитектуры и дизайна (ФАД), Детская школа искусств №1 города Краснодара (МО-УДОД ДШИ №1); курсы мультипликации «МультМузей», проходящие в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко.

Основные этапы исследования:

На первом этапе (2008-2009 гг.): проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучен передовой педагогический опыт в области медиаобразования; изучена степень разработанности поставленной проблемы; выдвинута рабочая гипотеза, поставлена цель, намечены задачи и методы исследования; подготовлена к применению педагогическая технология формирования медиакомпетентности студентов педвузов на практике в системе дополнительного образования детей.

На втором этапе (2009-2010 гг.): выделены теоретические и методические основы разработки педагогической технологии, направленной на решение проблемы исследования; проведено опытно-экспериментальное исследование с группами студентов со 2-го по 5-й курс художественно-графического факультета и факультета архитектуры и дизайна КубГУ в два этапа, соответствующих году обучения.

На третьем этапе (2010-2011 гг.) по результатам экспериментальных данных проведена корректировка научно-методических разработок исследования и проверена их эффективность в контрольном педагогическом эксперименте, со студентами КубГУ. В процессе экспериментального обучения формировались их медиакомпетентностные качества и педагогические способности. Проведен анализ и обобщение итоговых данных, сделаны выводы по результатам диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

- внедрения в учебно-методический процесс Детской школы искусств №1 города Краснодара, курсов мультипликации «МультМузей», проходящих в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко;

- внедрения разработанной педагогической технологии в образовательный процесс КубГУ на дополнительной квалификации «Специалист в области компьютерной графики и WEB-дизайна (Web-дизайнер)», художественно-графического факультета (ХГФ) и в качестве экспериментальных практических занятий по подготовке творческого проекта студентов-волонтеров КубГУ на факультете архитектуры и дизайна (ФАД) КубГУ;

- докладов материалов исследования на научных конференциях и публикациях статей в научных сборниках КубГУ и реферируемых журналах (Кострома, Краснодар 2007-2011 гг.);

- обсуждения материалов проведенного исследования на Краевых, региональных и всероссийских научно-методических конференциях по проблемам и перспективам художественного и художественно-педагогического образования (с 2007 по 2011 гг.);

- участия в городских, региональных, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях (имеются награды за лучшие творческие работы учащихся по предлагаемой педагогической технологии - 16 дипломов за период с 2008 по 2011 гг., среди которых Гран-при кинофестиваля «Молодой киновек», Краснодар 2011 г.; более 20 дипломов за победы и участие в региональных, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях автора настоящего исследования);

- практической реализации проектов, выполненных и используемых в качестве наглядного и методического обеспечения, практических заданий, включенных в предлагаемую педагогическую технологию (создание анимационного ролика «1000 дней до Олимпиады в г. Сочи»).

Объём и структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из: введения; трёх глав; заключения; библиографического списка. Приложение включает репродукции работ студентов и учащихся системы дополнительного образования детей; таблицы; диаграммы; тесты; анкеты и документы, подтверждающие достоверность результатов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается выбор темы, актуальность исследуемой проблемы, определяется цель, объект, предмет, гипотеза, основные задачи и методы исследования, характеризуется его научная новизна и практическая значимость, излагается рабочая гипотеза.

Первая глава «Основные аспекты развития медиакультуры» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Терминология медиаобразования» анализируются основные понятия медиаобразования, уточняется терминология.

Во втором параграфе «Исторический аспект развития медиаобразования» рассматриваются факторы, способствующие развитию медиа-

компетентности личности сквозь призму общих законов кинотворчества, сформированных за прошедший век. Описываются отечественные и зарубежные школы и студии, применявшие медиаобразовательные методы обучения, анализируются их педагогические подходы. Далее идет обзор современных школ и вузов, анализ опыта которых помогли нам в создании собственной педагогической технологии. Здесь рассматривается подготовка студентов на факультетах кино и анимации таких вузов как Всероссийский государственный институт кино (ВГИК), Санкт-петербургский университет кино и телевидения (СПБГУКиТ), московская школа студия «ШАР», студия «Scream Studio», г. Москва и другие.

Глава завершается выводом о том, что до настоящего времени нет научно обоснованной педагогической технологии формирования медиаком-петентности студентов педвузов средствами анимационной композиции.

Во второй главе «Теоретико-методическое обоснование педагогической технологии формирования медиакомпетентности студентов педвузов» рассматривается система принципов и способов организации, построения теоретической и практической учебной деятельности в рамках медиаобразовательной педагогической технологии. В главе приведена структура, описание, формы и способы ее реализации.

В первом параграфе «Анализ теоретических и методических источников по проблеме исследования» дается краткий обзор научных трудов и литературных источников, определяющих подходы к исследуемой проблеме, вопросы теории и практики создания анимационной композиции, а также классических технологий и методик освоения специфических закономерностей эффективного педагогического воздействия на обучаемого. Среди этих трудов отмечаются работы A.B. Бакушинского, Г.В. Ершова, Д.И. Киплика, JI.B. Мочалова, В.М. Непомнящего, Б.В. Рау-шенбаха, Н.И. Тарабукина, П. Флоренского, JI.E. Фейнберга, и т.д. Их анализ показывает, что передача пространственных характеристик - это направляющий вектор, определяющий функциональность и смысловую нагрузку живописного произведения.

Во втором параграфе «Теоретико-методические основы формирования медиакомпетентности студентов педвузов» раскрывается структура, содержание и методика медиаобразовательной педагогической технологии.

В структуру разработанной нами педагогической технологии (рис. 1) входят: содержательный и процессуальный компонент, прогнозирующие и диагностические средства, включающие в себя дидактическую, мотиваци-онную, организационную и методическую составляющую. Кроме этого, содержит в себе прогнозирующие и диагностические средства.

Анализ закономерностей взаимодействия объектов учебного процесса

Система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей Ж-

Мониторинг профессионально-педагогической компетентности педагога

Мониторинг уровня подго-товлен-ности учащихся

Прогнозирующие средства

5 5 В

фф

х

Диагностические средства .......:........:......■...........*-

Педагогическая технология формирования медиакомпетентности студентов педвузов

Концептуальная составляющая: обучение средствами анимационной композиции

г

Содержательный компонент

Процессуальный компонент

Дидактическая 1 Мотива ционн а я Организационная Методическая Креативная

составляющая | составляющая | составляющая 1 составляющая составляющая

Содержание обу- \ Концепции мо-

чения. тивационного

Методы, методи- 1 обеспечения

ческие приемы. | учебного про-

Организацион- цесса, формиро-

ные формы. Ди- \ вания познава-

дактические тельных интере-

средства \ сов

Идеи гуманистической педагогики, концепции педагогики сотрудничества.

Методы и формы образовательной деятельности и работы преподавателя

Художественно-творческая учебная практика

Рисунок 1. Структура педагогической технологии обучения анимационной композиции.

В третьем параграфе «Анимационная композиция как средство формирования медиакомпетентности студентов педвузов» описывается процесс подготовки студентов на основе предложенной в педагогической технологии и входящей в ее состав учебной программы «Основы анимаци-

онной композиции», которая считается наиболее оптимальной формой повышения медиакомпетентности студентов педвузов.

В заключении данной главы подводится итог о возможности реализации педагогической технологии, возможный исключительно в рамках личностно-ориентированного подхода к субъект-субъектным отношениям педагога и будущих студентов. Эти отношения составляют основу гуманистической педагогики (К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Ее парадигма предполагает познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции, она вносит "человеческое измерение" во все сферы общественной жизни. Поэтому среди всех аспектов медиаобра-зования одним из основных выделяется познание личности. Понимание -это не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому.

В третьей главе «Опытно-экспериментальпое исследование педагогической технологии формирования медиакомпетентности студентов педвузов» излагается методика экспериментального исследования, цель, задачи, организация, ход и результаты констатирующего, формирующего (обучающего) и сравнительного этапов эксперимента.

В первом параграфе «Этапы педагогического эксперимента» рассматриваются цель, задачи и методы экспериментального исследования.

Для апробации педагогической технологии формирования медиа-компетентности студентов педвузов эксперимент проводился в три этапа:

На первом этапе (2008-2009 гг.): проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучен передовой педагогический опыт в области медиаобразования; изучена степень разработанности поставленной проблемы; выдвинута рабочая гипотеза, поставлена цель, намечены задачи и методы исследования; подготовлена к применению педагогическая технология для формирования медиакомпетентности студентов педвузов на практике в системе дополнительного образования детей.

На втором этапе (2009-2010 гг.): проведено опытно-экспериментальное исследование с группами студентов художественно-графического факультета и факультета архитектуры и дизайна КубГУ.

На третьем этапе (2010-2011 гг.) проведена корректировка научно-методических разработок и проверена их эффективность. Проведен анализ и обобщение экспериментальных данных, сделаны выводы по результатам диссертационного исследования.

Во втором параграфе «Ход опытно-экспериментального исследования формирования медиакомпетентности студентов педвузов» решаются задачи систематизации комплексного интегрированного подхода к повышению медиакомпетентности студентов средствами анимационной композиции.

В главе даны рекомендации по использованию методических пособий, демонстрации видеоматериалов иллюстрирующих решение учебных задач, поставленных в каждом из заданий. Также рекомендовано оборудование для технологического обеспечения курса занятий (проектор, компьютеры со специализированным программным обеспечением, анимационные столы, фотокамеры, штативы, софиты), дано подробное описание всех этапов педагогического эксперимента.

На констатирующем этапе эксперимента определено соотношение доступных для исследования респондентов. Для объективной оценки уровня сформированности медиакомпетентности студентов нами рассматривались показатели теоретической и практической подготовки студентов, выраженные в трех блоках заданий:

- 1-й блок вопросов (анкета закрытого типа) для выявления уровней показателя развития медиакомпетентности аудитории (опыт контактов с медиа, активное приложение умений в сфере медиа);

-2-й блок вопросов (анкета закрытого типа) для выявления уровня умений анализировать и передавать медиатексты;

- 3-й блок учебно-творческих заданий для выявления уровней креативного показателя аудитории в области изобразительной деятельности (классическая живописная композиция с одной-двумя фигурами людей, задания на проверку умений и навыков работы с компьютерными приложениями).

Далее приводятся таблицы сводных данных исследования (табл. 1, рис. 2). В процентном соотношении были выведены сравнительные показатели контрольных и экспериментальных групп. Анализ результатов первого контрольного среза показал, низкий уровень показателя сформированности медиакомпетентности, и уровня креативного показателя студентов как контрольной, так и экспериментальной группы.

Этот факт подтвердил предположение о недостаточно эффективном формировании уровня медиакомпетентности студентов педвузов в рамках классических образовательных программ.

Таблица 1

Констатирующий контрольный срез (сентябрь 2009 года)

Уровни ме- 1-й блок: анкета 2-й блок: анкета 3-й блок: учебно-

ди аком-петентиости закрытого типа, %/чел. закрытого типа, %/чел. творч. задания, %/чел.

студентов

КГ Р% эг КГ Р% ЭГ КГ Р% ЭГ

Высокий 4.88 >2,55 2,33 4,88 >0,34 4,66 14,64 >5,32 9,32

2 1 2 2 6 4

Выше средне- 14,64 >3,35 11,65 17,08 >3,10 13,98 26,84 >5,87 20,97

6 5 7 6 11 9

Средний 24,40 <2,96 27,96 34,16 <3,12 37,28 43,92 <2,68 46,60

10 12 14 16 18 20

Ниже средне- 53,68 >7,08 46,60 43,92 >6,64 37,28 9,76 <4.22 13,98

го 22 20 18 16 4 6

Низкий 2,44 <4,55 6,99 0,00 <6,99 6,99 4,88 <4,32 9,32

1 3 0 3 2 4

3 блок: учебно-творч. задания

1 блок: анкета закрытого типа

2 олок: анкета закрытого типа

•Контрольная группа

»Контрольная группа

'Контрольная группа

/////

/////

У///

Рисунок 2. Показатели констатирующего контрольного среза

По прошествии учебного года, на базе приобретенных знаний, умений и навыков был проведен второй контрольный срез. Первый год экспе-

римента по применению педагогической технологии показал как сильные, так и слабые ее стороны (табл. 2).

Таблица 2

Промежуточный контрольный срез (июнь 2010 г.)

Уровни ме- диаком-нетеитности студентов 1-й блок: анкета закрытого гииа, %/чел. 2-й блок: анкета закрытого типа, %/чел. 3-й блок: учебно-творч. задания, %/чел.

КГ Р % эг КГ Р% ЭГ КГ Р% ЭГ

Высокий 7,32 <4,33 11,65 7,32 <6,66 13,98 19,52 >0,88 18,64

3 5 3 6 8 8

Выше среднего 21,96 <17,65 39,61 14,64 <29,63 44,27 29,28 >3,65 25,63

9 17 6 19 12 11

Средний 31,72 <12,55 44,27 36,60 < 0,68 37,28 48,80 >4,53 44,27

13 19 15 16 20 19

Ниже среднего 34,16 >29,5 4,66 36,60 > 31,94 4,66 2,44 <6,88 9,32

14 2 15 2 1 4

Низкий 4,88 >4,88 0,00 4,88 >4,88 0,00 0,00 <2,33 2,33

2 0 2 0 0 1

1 блок: анкета 2 блок: анкета 3 блок: учебно-

закрытого типа закрытого типа творч. задания

вййашвйаК;онтрольная группа «"«^Контрольная группа ^^*Ксшрольная группа

^^^Эксперименталжая группа "^■^Экспериментальная группа ^'""^""Эксперигленталшая группа

14,27 К4'27

Мг ■ » 36,6 А "|8'а

/А\ \ /\\ Лк

,«7 \ \ 13,98 / /14,64 | \ \

,32 4,66 V «4,88 0

А

/ / / /У # / # «ч"5 / б? У У * * # # & > & <# ж <г # * ^V &

Рисунок 3. Показатели промежуточного контрольного среза Как видно по линейным диаграммам (рис. 3), уровни теоретической подготовки экспериментальной группы по первому и второму блокам су-

щественно возросли. Повышение процента респондентов наблюдалось на уровне «Выше среднего» - на 18% и 30% по сравнению с контрольной группой.

Однако уровень выполнения практических заданий в отношении умений и навыков изобразительной деятельности, недостаточно стабилен. Данные эксперимента немного разнятся как в положительную, так и в отрицательную стороны (рис. 3,3 блок).

Предположительно это могло быть обусловлено слабой активностью студентов во время самостоятельной работы. Поэтому к следующему этапу эксперимента в педагогическую технологию были внесены изменения, направленные на увеличение времени практических занятий до 95% вместо 60-70%.

Продолжая эксперимент, нами было повышено количество мотива-ционных упражнений и форма проведения занятий. Также были предложены дополнительные занятия по желанию, во время которых выполнялись домашние задания. Критерии оценки остались прежними.

Таблица 3

Формирующий контрольный срез (июнь 2011 г.)

Уровни медиакомпетентности студентов 1-й блок: анкета закрытого типа, %/чел. 2-й блок: анкета закрытого типа, %/чел. 3-й блок: учебно-творч. задания, %/чел.

КГ Р % эг КГ Р% ЭГ КГ Р% ЭГ

Высокий 12,20 <13,43 25,63 9,76 <22,86 32,62 36,60 <19,32 55,92

5 11 4 14 15 24

Выше среднего 17,08 <41,17 58,25 17,08 < 38,84 55,92 34,16 <3,12 37,28

7 25 7 24 14 16

Средний 41,48 >25,17 16,31 39,04 >29,72 9,32 21,96 >14,97 6,99

17 7 16 4 9 3

Ниже среднего 26,84 >26,84 0,00 29,28 > 26,95 2,33 7,32 >7,32 0,00

11 0 12 1 3 0

Низкий 2,44 >2,44 0,00 4,88 >4,88 0,00 0,00 0,00 0,00

1 0 2 0 0 0

Формирующий этап эксперимента показал эффективность использования медиаобразовательной педагогической технологии для формирования медиакомпетентности будущих педагогов (табл. 3, рис. 4). Однако он выявил и необходимость внесения определенных коррективов, основными из которых являлись поиски временных границ между теорией и

практикой, которые оказывают прямое влияние на опыт работы с многообразием современных материалов и анимационных техник.

Было необходимо активизировать самостоятельную работу студентов, кроме того, следовало обеспечить и соответствующее разнообразие наглядного материала, иллюстрирующего примеры анимационной композиции.

1 блок: анкета 2 блок: анкета 3 блок: учебно-

закрытого типа закрытого типа творч. задания

■"■■"■»Контрольная группа Контрольная группа ^■•^Контрольная группа

■^^Экспериментальная группа ^■^Экспериментальная группа ^■^Экспериментальная группа

А 55,92 \ 55,92

А 58,23 Л \

/ \ А41--'8 / 1 /V590"1 • 32,62у \ ^ ^ »»зА; 37,28 34,16

25,6 А \ 2«.М д \

^,32 V , Д4 Д8 чк2

® 0 -------------------—........

^ .<? # ¿р > & Л //<//</ # «Л/ ^

Рис. 4. Показатели формирующего контрольного среза

Итоговые данные педагогического эксперимента (рис. 4) свидетельствуют о достижении целевой установки диссертационного исследования в решении поставленных задач. Это подтверждает и уровень выполненных учебно-творческих работ студентов, представленных в приложении и наглядных пособиях.

Итоговый показатель уровня владения теорией медиаобразования по двум блокам вопросов у экспериментальной группы по сравнению с контрольной повысился до «высокого уровня» на 13,43% (по 1-му блоку) и почти на 23% (по 2-му блоку). Показатель «выше среднего» возрос на 41% (1-й блок) и 39% (2-й блок). Уровень «ниже среднего» и «низкий» участники экспериментальной группы практически не показали (за исключением 1 человека по причине болезни), в то время как экспериментальная группа имеет более 26% и 29% респондентов по уровню «ниже среднего» (рис. 5,6).

70 60 50 40 а? зо £ 20 й 10 ГЗ 8 0 X о с

Высокий уроаень Выше среднег о С редний с Ни ред же него Низкий

□ Контрольная группа 12,2 17,08 41,48 26,84 2,44

■Экспериментальная группа 25,63 58,25 16,31 0 0

Рисунок 5. Сводные данные среза формирующего этапа эксперимента (1 блок).

2 блок: анкета закрытого типа

60 50 40 30 * 20 5 ю § о 05 X о с ]

__________1

............. 1 п .......! . 1

Г и ■ 1 — г—1

Высокий уровень Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

□ Контрольная группа 9,76 17,08 39,04 29,28 4,88

В Экспериментальная группа 32,62 55,92 9,32 2,33 0

Рисунок 6. Сводные данные среза формирующего этапа эксперимента (2 блок).

3 блок: учебно-творческие задания

Рис. 7. Сводные данные среза формирующего этапа эксперимента (3 блок).

По 3 блоку учебно-творческих заданий расхождение в результатах контрольной и экспериментальной групп не столь велико как по первому и второму блокам (рис. 7). Это обусловлено довольно высокой изначальной подготовкой респондентов, относительно сильной учебной программой и преподавательским составом курса. Однако, экспериментальная группа превзошла по показателям «высокого» уровня контрольную более чем на 19%. Показатели «выше среднего» расходятся всего на 3%. «Средний» уровень показали по большей части контрольные группы - на 15% выше, чем экспериментальные, уровень «ниже среднего» в контрольных группах также выше на 7%.

Об эффективности апробированной педагогической технологии также можно судить по результатам педагогического эксперимента, направленного на повышение творческих способностей учащихся системы дополнительного образования детей в рамках педпрактики студентов. Он проходил с 2008 по 2010 гг. параллельно со студенческими занятиями. Учащиеся были разделены на экспериментальную и контрольную группы: 7-9 лет - 4 группы, 48 человек; 10-12 лет - 4 группы, 46 человек; 13-16 лет -2 группы, 18 человек.

Сводная диаграмма показателей творческих способностей учащихся ,111111 Л; 1 за 2-й год обучения

60 50 40 г зо § 20 Н 1 10 о с 0 -г-

В

— Е Г . 1

Высокий уровень Выше среднего Средний Ниже среднего

■Контрольная группа 24,2 55,6 18.5 1.7

■ Экспериментальная группа 57 34,2 8,2 0.57

Рис. 8. Результаты формирующего эксперимента студенческой педпрактики в системе дополнительного образования детей (май 2010 г.).

Качество работ определялось комиссией на просмотрах по бальной системе, в соответствии возрастными особенностями учащихся и нижеследующими критериями:

- особенности замысла композиции;

22

- использование материала и стилизация;

- плановость и перспектива, цветовое решение;

- техника работы: умение последовательно вести работу;

- уровень владения изобразительными средствами и техническими приёмами.

По результатам третьего года эксперимента наблюдался существенный рост показателей творческих способностей учащихся.

Эксперимент по внедрению адаптированной педагогической технологии на занятия в системе дополнительного образования детей в рамках педпрактики студентов, позволил вычислить показатели творческих способностей школьников. В процентном выражении с первого по третий год эксперимента показатель «высокого уровня» учащихся возрос почти на 33%, уровень «выше среднего» превысил контрольную группу более чем на 21%, «средний» и «ниже среднего» - 8% и 1%.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования.

1. Подтвердилась состоятельность исходного предположения о том, что медиакомпетентность студентов педвузов эффективно сформируется, если будет разработана педагогическая технология, включающая в учебный процесс разработки в области технического обеспечения учебного процесса, в том числе компьютерные технологии, использующая широкий интерес обучаемых к анимационной композиции. Об этом свидетельствуют данные проведенных исследований.

2. Выявлена ярко выраженная закономерность повышения уровня медиакомпетентности студентов, как по теоретической части, так и на практических занятиях благодаря применению разработанной нами медиа-образовательной педагогической технологии. О том же свидетельствуют результаты студенческой педпрактики (рис. 8). Студенты стали активно проявлять себя на занятиях и предлагать новые пути решения поставленных задач.

3. В процессе эксперимента выявлены слабые стороны разработанных программ, внесен ряд коррективов направленных на повышение эффективности обучения путем увеличения практической части занятия (более 90% времени вместо 70%), изменены формы проведения занятий, повышающие мотивацию обучаемых.

4. Выполнены поставленные в начале исследования задачи:

- разработана, медиаобразовательная педагогическая технология формирования медиакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции в условиях высшего педагогического образования и дополнительного образования детей;

- разработаны объективные критерии оценки уровня сформированное™ медиакомпетентности студентов педвузов, в том числе критерии успеваемости учащихся системы дополнительного образования детей в процессе педпрактики студентов;

- апробирована разработанная педагогическая технология в процессе экспериментального обучения студентов художественно-графического факультета и факультета архитектуры и дизайна, в том числе в процессе педпрактики в учреждениях детского дополнительного образования.

5. Эксперимент подтвердил актуальность исследования и необходимость внедрения учебных программ повышения медиакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции. Результаты разработанной и проверенной педагогической технологии, содержание теоретической подготовки студентов, рассчитанной на обеспечение педагогического процесса, критерии оценки работ, могут быть применены учителями и студентами в практической работе для повышения эффективности педагогического процесса, для совершенствования учебных планов и программ.

Не менее значимым показателем эффективности проведенного исследования являются творческие и научные достижения автора настоящего исследования, которые насчитывают более 20 дипломов за участие в фестивалях и конкурсах регионального, всероссийского и международного уровня, а также достижения учащихся по описанной педагогической технологии за 3 года эксперимента. В рамках практических занятий, студенты создали анимационный фильм, отмеченный грамотами и показанный в школах Краснодарского края по программе волонтерского проекта «1000 шагов до олимпиады». Учащиеся ДШИ №1 и курсов «МультМузей» получили 16 дипломов за победы и участие в фестивалях и конкурсах Всероссийского и Краевого уровня, среди которых Гран-при кинофестиваля «Молодой киновек».

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

Статьи в периодических и научных изданиях, рекомендованных ВАК для публикаций основных результатов диссертации:

1. Шаблин М.С. Стимуляция изобразительного творчества учащихся в сфере дополнительного художественного образования с помощью анимационных и педагогических технологий // Вестник КГУ. Серия: Педагогика, психология, социальная работа, ювенология, социокинетика. (Кострома). 2011. №1 (0,18 п.л.).

2. Шаблин М.С. Об итогах эксперимента по применению авторской педагогической технологии обучения основам анимационной композиции // Теория и практика общественного развития. (Краснодар). 2011. №4 (0,16 п.л.).

3. Шаблин М.С. Опытно-экспериментальное исследование по внедрению авторской педагогической технологии формирования медиакомпе-тентности студентов педвузов // Теория и практика общественного развития. (Краснодар). 2011. №8 (0,15 п.л.).

Статьи в журналах и научно-методических сборниках:

4. Шаблин М.С., Денисенко В. И. Эффективность дистанционного обучения в современном образовании // Вестник студенческого научного общества: сб. науч. тр. Краснодар: КубГУ, 2006. (0,24 п.л.).

5. Шаблин М.С. Интерактивные программы как средство ускорения учебного процесса в художественных педвузах // Вестник студенческого научного общества. Краснодар: КубГУ, 2007 (0,15 п.л.).

6. Шаблин М.С. Основы и применение техники масляной живописи //Вестник студенческого научного общества: сб. науч. тр. Краснодар: КубГУ, 2008 (0,12 п.л.).

7. Шаблин М. С. Применение компьютерных технологий для создания анимации // Вестник студенческого научного общества: сб. науч. тр. Краснодар: КубГУ, 2008 (0,16 п.л.).

8. Шаблин М.С. Применение авторской программы уроков анимации в системе дополнительного образования // материалы первой региональной научно-практической конференции. Краснодар: КубГУ, 2009 (0,21 п.л.).

Шаблин Михаил Сергеевич

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ СРЕДСТВАМИ АНИМАЦИОННОЙ КОМПОЗИЦИИ

Автореферат

Бумага тип № 2. Печать трафаретная. Тираж 100 экз. Заказ № 947

350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, Центр «Универсервис», тел. 21-99-551

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шаблин, Михаил Сергеевич, Краснодар

61 12-13/1651

На правах рукописи

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет»

ШАБЛИН МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ СРЕДСТВАМИ АНИМАЦИОННОЙ КОМПОЗИЦИИ

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Краснодар 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................3

1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ......................18

1.1. Терминология медиаобразования..................................................18

1.2. Исторический аспект медиаобразования......................................25

1.2.1. Медиаобразование за рубежом...............................................29

1.2.2. Исторический аспект медиаобразования в России.......................34

2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ.....................................................................56

2.1. Анализ теоретических и методических источников............................57

2.2. Теоретико-методические основы формирования медиакомпетентности студентов педвузов............................................................................63

2.2.1. Структура педагогической технологии формирования медиакомпетентности студентов педвузов.......................................69

2.2.2. Методика планирования учебной программы «Основы анимационной композиции»............................................................79

2.2.3. Содержание программы «Основы анимационной композиции»......90

2.3. Анимационная композиция как средство формирования медиакомпетентности студентов.........................................................103

3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ПЕДВУЗОВ...................................................................................107

3.1. Этапы педагогического эксперимента............................................107

3.2. Ход опытно-экспериментального исследования формирования

медиакомпетентности студентов педвузов..............................................110

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................126

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................131

ПРИЛОЖЕНИЕ А............................................................................143

ПРИЛОЖЕНИЕ Б...........................................................................197

ВВЕДЕНИЕ

Технический и творческий прогресс во все времена был обязан людям, способным мыслить инновационно, отвергающим шаблонное представление об искусстве и использующим новейшие достижения на каждом этапе исторического развития человечества.

Находясь в постоянном движении, медиаобразовательные технологии развиваются и совершенствуются. В тексте письма Законодательного собрания Комитету министров Совета Европы рекомендуется способствовать разработке программ формирования медиакомпетентности, предназначенных для молодёжи и взрослых, что является неотъемлемым фактором, оказывающим влияние на медиакультуру современного общества. Содержание российского образования также должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры личности, о чем прямо говорится в Законе «Об образовании» Российской Федерации. [83, 141].

Сегодня каждый педагог получил выразительные и эффективные средства нового поколения, дающие возможность на уровне интерактивных образов передавать знания, умения и навыки. Он имеет возможность использовать и самостоятельно совершенствовать совокупность инструментария мощных учебных средств медиаобразования, целью которого является формирование медиакуль-туры общества. Для соответствия образовательных программ необходимому уровню, немаловажную роль играет включение педагогической деятельности, направленной на освоение и развитие специфики медиаобразования и его особенностей. В свою очередь развитие грамотности педагога в этой сфере - неотъемлемый фактор, оказывающий влияние на формирование общей образовательной медиакультуры страны. В нашем исследовании это явление рассматривается как процесс формирования медиакомпетентности студентов педвузов с помощью и на материале комплексного взаимодействия искусств и интегрированных средств массовой коммуникации (СМИ). «Образование через всю

жизнь» - один из основных принципов, без которого современный педагог не может следовать в ногу с развитием мирового информационного сообщества [192]. Благодаря использованию этих средств, современный педагог сам становится создателем новых педагогических технологий и средств обучения, а не пассивным наблюдателем за процессом информатизации [168].

Неотъемлемой частью медиаобразования является анимационное творчество - род художественной, игровой и педагогической деятельности, получивший распространение среди школьников и студентов по мере развития кино и анимации. Этот вид творчества открывает невиданные возможности для интеллектуального и культурного развития человека. В диссертации используется термин «анимационная композиция» (АК), который мы считаем целесообразным употреблять в двух значениях:

- анимационная композиция как результат творческого поиска, обеспечивающий единство художественного образа и анимационного действия, их предметное воплощение в виде завершённого в себе и цельного медийного произведения, соподчиняющего все его элементы друг другу и всему замыслу автора (расширенное описание на стр. 18);

- «анимационная композиция» как учебный предмет, направленный на повышение медиакомпетентности студентов с помощью специально разработанной педагогической технологии.

В исследовании описывается наш эксперимент по разработке и применению медиаобразовательной педагогической технологии (МПТ) формирования медиакомпетентности студентов педвузов, в том числе организация их педпрактики в системе дополнительного образования детей (ДОД). Из всего многообразия подходов к определению общего понятия «Педагогическая технология», наиболее подходящим для нашего исследования является подход В.А. Сласте-нина. По его словам, педагогическая технология это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих дос-

тижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса [153].

Применяемое в исследовании понятие «медиакомпетентность» по определению Р. Кьюби означает способность использовать, оценивать, и передавать медиатексты в различных формах [192].

Структуру медиакомпетентности, состоящую из пяти блоков обязательных умений, разработал немецкий педагог В. Вебер: «Во-первых, это обе формы деятельностно ориентированного анализа медиа:

- отбор и использование того, что могут предложить медиа;

- разработка своего собственного медиапродукта.

Во-вторых, в терминах содержания, обе формы включают знания и аналитические способности, связанные с:

- креативными возможностями, на которых основаны различные виды медиа;

- предусловиями для эффективного использования медиа;

- экономическими, социальными, техническими, политическими условиями, которые связаны с производством и распространением медиапродуктов» [164].

Определяя необходимый уровень сформированности медиакомпетентности студентов мы опирались на следующие источники:

- рекомендации Севильской конференции ЮНЕСКО 2002 года [193];

- рекомендации Совета Европы по медиаобразованию за 2000 год [15];

- Проект Стандарта для вузов России по специальности "Медиаобразова-ние" [15];

- Рекомендуемый Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики России учебно-методический комплекс по курсу «Основы медиакомпетентности» для студентов разных направлений и специальностей [15].

Исходя из вышесказанного, современный педагог должен:

- быть готовым к осуществлению профессиональной медиаобразовательной деятельности в учебных учреждениях различных типов, в учреждениях дополнительного образования, в досуговых центрах, личностное и социальное развитие обучающихся;

- способствовать социализации и формированию общей культуры личности, осознанному выбору и освоению образовательных программ;

- содействовать охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка;

- развивать медиаграмотность, критическое мышление, эстетическое восприятие и вкус обучающихся (школьников, студентов и т.д.);

- разрабатывать программы образовательной деятельности на медиамате-риале (пресса, кинематограф, анимация, телевидение, видео, радио, Интернет) с учетом особенностей аудитории.

Таким образом, объединяя вышесказанное, МПТ подразумевает:

- упорядоченность действий, операций и процедур участников педагогического процесса;

- обеспечение достижения прогнозируемого результата;

- интерпретацию и создание медиасообщений участниками образовательного процесса;

- выбор наиболее подходящих коммуникативных инструментов медиа;

- влияние на планирование и производство медийной продукции;

- подготовку квалифицированных медиапедагогов и учебных материалов для них, как основных компонентов медиаобразования.

Следовательно, подготовке педагогов должно уделяться постоянное внимание - как на основном, так и на дополнительном уровнях обучения.

Редкий искомый материал, касающийся темы исследования, собран при личном посещении вузов, участии в научных конференциях, форумах. Нами изучалась методическая и теоретическая литература, анализировался опыт педагогов анимационных, режиссерских и художественных специальностей, вы-

являлись особенности применяемых методик профессионального обучения, способствующих формированию нашей педагогической технологии. Мы использовали электронные и печатные издания преподавателей Всероссийского Государственного Университета Кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) A.B. Ветюкова, В.М. Кобрина, конспекты лекций и пособия Т.Н. Ильиной, В.Н. Зуйкова, А.П. Зябликовой, В.И. Солина, И.В. Пшеничной, Н.Б. Даби-жа; рекомендации и методические пособия преподавателей компьютерной графики и анимации Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения (СПБГУКиТ) профессора В.А. Коновалова, М.В. Коновалова, методические разработки московского образовательного центра «Scream School», школы студии «ШАР», Уральской Государственной Архитектурно-Художественной Академии (УралГАХА) и другие печатные и электронные публикации близкие к теме нашего исследования.

Ценность в области разработки профессионально организованной деятельности и формирования личности для нас представляли исследования Б.Г.Ананьева, Н.С. Боголюбова, JI.C. Выготского, Н.Д. Гордеевой, Л.Б. Ермо-лаевой-Томиной, Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, А.Н. Леонтьева, Н.С. Лейтеса, А.Р. Лурия, Л.И. Маленковой, Б.М. Неменского, Г.И. Орловского, П.И. Пидка-систого, И.П. Подласого, Я.Л. Пономарева, С.Л. Рубинштейна и многих других психологов и педагогов [9, 33, 46, 47, 57, 63, 78, 89, 98, 108, 109, 110 и др.].

Для изучения теоретических вопросов формирования профессиональных навыков построения изображения на плоскости у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов мы обратились к психолого-педагогическим научным работам ученых-исследователей, среди которых Р.Ч.Барциц, Г.В. Беда, H.H. Волков, В.П. Зинченко, Ю.В. Коробко, B.C. Кузин, С.П. Ломов, H.H. Ростовцев, A.A. Унковский, Е.В. Шорохов и другие [18, 2327, 43-45, 74, 75, 90, 96, 103, 140, 160, 179].

Активному применению цифровых и медиаобразовательных технологий, научно-методическому обеспечению профессионально-педагогического обуче-

ния посвящены исследования JI.M. Баженовой, Е.А. Захаровой, Ю.Ф. Катхано-вой, М.Н. Марченко, J1.B. Сидоровой, Д.А. Старикова, Е.А. Столбниковой, М.В. Утенина, A.B. Федорова, Е.И. Худолеевой и других [87, 88, 162-173]. Изучив вышеперечисленные работы, мы пришли к выводу, что тема медиаобразо-вательных технологий раскрывается в них достаточно широко, однако в область исследования многих из них практически не попадает важный раздел ме-диаобразования - «анимационное искусство».

Также для формирования нашей педагогической технологии были полезными исследования на основе полихудожественного развития личности детей, то есть приобщение к искусству в такой форме, которая позволяет понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки каждой из них. Такими исследованиями занимались в системе общего и детского дополнительного образования (ДОД) на уроках изобразительного искусства Е.А. Ермолинская, Ю.А. Тамм, Б.П. Юсов; средствами декоративно-прикладного искусства и психологии Л.Б. Ительсон, Л.С. Мазики-на, И.В. Марченко, И. Матюхина, И.В. Козлова; средствами фотографии A.B. Рузаева, на занятиях по изготовлению мягкой игрушки A.B. Игнатьева; средствами телефильма ЛЛ. Сикорук. Педагогом-психологом Ю.Е. Красным описывается многолетний эксперимент по применению арт-терапии в работе с детьми-инвалидами; В.И. Барбэ занимается мультипликацией со школьниками, называя свои занятия «анимационной педагогикой» [93]. Диссертационная работа C.B. Радостевой, посвящена развитию творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией, стала для нас отправной точкой для создания собственной педагогической технологии [137].

Кроме того актуальность исследования возрастает в связи с важным событием в истории движения медиаобразования в России. В нашей стране еще с сентября 2002 года по представлению руководителя научной школы в Министерстве образования РФ была зарегистрирована новая специализация для пе-

дагогический вузов - «Медиаобразование» (№ государственной регистрации УМО 03.13.30). Данное решение на практике означает, что медиаобразование в России получило официальный статус, но до сих пор недостаточно изучены все его возможности в сфере высшего педагогического образования и профессионально ориентированной системы дополнительного художественного образования.

Следуя вышесказанному, актуальность исследования определяется:

- востребованностью в профессионально ориентированных моделях построения учебного курса медиаобразования, позволяющих эффективно формировать медиакомпетентность студентов высшего педагогического образования, включать основы медиакультуры и медиаграмотности в систему дополнительного художественного образования;

- федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ВПО) направления 050100.62 «Педагогическое образование» по двум профилям одновременно: «Изобразительное искусство» и «Дополнительное образование». Выпускник должен владеть инструментарием, методами, приемами и практическими навыками работы в дизайне и компьютерной графике, что также входит в состав необходимых компетенций специализации «Медиаобразование» 03.13.30;

- требованием ФГОС ВПО направления 072500.62 «Дизайн», в пунктах 4.3, 4.4 предусматривает подготовку студентов-дизайнеров, ориентированную на потенциальную готовность к педагогической деятельности и решению задач создания оригинальных проектов визуальной продукции, которые включают в себя освоение инструментов и практических навыков в разработке мультимедийных и анимационных произведений;

- недостаточной разработанностью проблемы формирования ме-диакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции.

В 2011 году завершен переход на многоуровневое образование, федеральные государственные образовательные стандарты которого предоставляют воз-

можность в подготовке студентов педвузов, реализовать одновременно два профиля, «Изобразительное искусство» и «Дополнительное образование». Таким образом, разработка и внедрение педагогической технологии формирования медиакомпетентности студентов педвузов позволит им стать полноправными проводниками медиакультуры и в общеобразовательную школу и сферу профессионально ориентированного дополнительного художественного образования.

В связи с вышеприведенными фактами, проблема исследования основывается на противоречии между возрастающей необходимостью формирования медиакомпетентности студентов педвузов и отсутствием эффективных медиа-образовательных педагогических технологий в сфере профессионального педагогического образования.

Цель исследования - формирование медиакомпетентности студентов педвузов средствами анимационной композиции путем создания и внедрения ме-диаобразовательной педагогической технологии.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что медиа-компетентность студентов педвузов эффективно сформируется, если будет разработана и внедрена педагогическая технология, включающая в себе:

- разработки в области технического обеспечения учебного процесса, в том числе компьютерных технологий;

- высокий уровень мотивации обучаемых к анимационной компо-зиции;

- междисциплинарный подход на основе интеграции искусст