автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические основы преодоления противоречий при подготовке учителя музыки
- Автор научной работы
- Овчарова, Светлана Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Липецк
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Овчарова, Светлана Владимировна, 2001 год
Введение.
Глава I. Теоретические предпосылки исследования противоречий и непротиворечий в системе личностного развития будущих специалистов.
1.1 Противоречия и непротиворечия как движущие силы диалектической природы процесса обучения.
1.2.Действие противоречий и непротиворечий как движущих сил личностного развития.
1.3 .Противоречия и непротиворечия, специфические для индивидуальных фортепианных занятий в педагогическом вузе и их использование как условий педагогического воздействия.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проверке действий противоречий и непротиворечий на подготовку учителя музыки.
2.1. Методы преодоления противоречий, специфических для индивидуальных фортепианных занятий, обеспечивающие личностное и профессиональное развитие специалиста.
2.2. Методы использования результатов действия непротиворечий, специфических для индивидуальных фортепианных занятий в педагогическом вузе.
2.3. Проектирование психолого-педагогической модели преодоления противоречий, обеспечивающей личностное и профессиональное развитие будущих специалистов.
2.4. Анализ эффективности внедрения психолого-педагогической модели преодоления противоречий в процессе преподавания фортепиано.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические основы преодоления противоречий при подготовке учителя музыки"
Изменчивость современного мира, обусловленная все более возрастающим потоком информации, оказывает воздействие на все сферы общественной жизни. В результате этого возникают новые идеи и явления, порождающие всевозможные противоречия.
Процесс профессиональной подготовки будущих специалистов выдвигает требования, вмещающие в себя необходимость овладения такими знаниями и умениями, которые позволяют будущим специалистам научиться преодолевать возникающие на их пути профессиональные затруднения, обнаруживать и разрешать противоречия, адаптируясь, таким образом, к беспрерывно изменяющейся профессиональной реальности.
Противоречия, присущие развитию человеческого общества, свойственны также учебному процессу, являющемуся частью жизни этого общества.
Результат действия противоречий проявляется в виде источника движения, развития и изменения. При этом весьма существенным является тот факт, что результат действия того или иного противоречия предстает не только в позитивном качестве, но и в негативном. Последнее происходит, как правило, в тех случаях, когда процесс разрешения возникшего противоречия носит произвольный, нецеленаправленный характер.
Вопросу исследования противоречий процесса обучения посвящены работы М.А. Данилова, В.И. Загвязинского, Г.С. Костюка, Б.Л. Кременштейн.
Профессиональная подготовка будущих учителей музыки в педагогическом вузе несет на себе отпечаток изменений, происходящих в жизни общества. Однако, процесс подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе имеет свою специфику и свои противоречия. Эти противоречия, возникающие в процессе подготовки будущих учителей музыки, испытывая на себе влияние изменений в педагогической теории и практике, требуют, в свою очередь, изменения отношения к организации учебной деятельности студентов. С другой стороны, данные противоречия требуют создания особых, специфических для конкретного вида профессиональной деятельности педагогических условий их разрешения.
Данное исследование опирается на результаты работ в области педагогики музыкального образования таких авторов, как Э.Б. Абдуллин, Н.В. Александров, А.Д. Алексеев, О.А Апраксина, Л.Г.Арчажникова, JI.A. Баренбойм, А.Б. Гольденвейзер, В.А. Кан-Калик, Б.Л. Кременштейн, ГГ. Нейгауз, Е.Г. Осовский, С.Е. Фейнберг, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая, В.А. Яковлев.
Вопросам организации образования и воспитания в процессе подготовки будущих специалистов посвящены работы таких авторов, как С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, М.А.Вейт, А.А.Вербицкий, П.Я.Гальперин, В.П.Давыдов, В.И.Журавлев, И.А.Зимняя, И.Ф.Исаев, В.И.Каган, З.И.Калмыкова, Е.А.Климов, В.А.Крутецкий, Ю.Н.Кулюткин, И.Я.Лернер, Е.И.Машбиц, И.Н.Назимов, Н.Н.Нечаев, А.С.Петелин, П.И.Пидкасистый, В.Д.Симоненко, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин, Т.Д.Суслова, Е.В.Шорохов, Г.И.Щукина.
Специфика профессиональной подготовки будущих учителей музыки в процессе преподавания фортепиано требует создания соответствующих педагогических условий и разработки методов, направленных на преодоление затруднений и разрешение противоречий, специфических для индивидуальных фортепианных занятий в педагогическом вузе, способствующих личностному и профессиональному развитию студентов-пианистов.
Специального исследования проблемы преодоления противоречий, как средства личностного и профессионального развития будущих учителей музыки на материале преподавания фортепиано в педагогическом вузе не проводилось, что вызывает затруднения в процессе подготовки специалистов данной квалификации.
Таким образом, проблема нашего исследования состоит в педагогической необходимости повышения качества подготовки учителей музыки в педагогическом вузе и недостаточно разработанными методами преодоления противоречий, специфических для индивидуальных фортепианных занятий , обеспечивающих личностное и профессиональное развитие специалиста. Данный разрыв определяет потребность в определении методов, проектировании психолого-педагогической модели преодоления противоречий, обеспечивающих личностное и профессиональное развитие будущих специалистов и обусловливает выбор темы данного исследования: «Педагогические основы преодоления противоречий при подготовке учителя музыки (на материале преподавания фортепиано)». В таком аспекте проблема исследуется впервые.
Цель исследования состоит в научном обосновании и экспериментальной проверке методов и психолого-педагогической модели преодоления противоречий, обеспечивающей личностное и профессиональное развитие будущих учителей музыки на материале преподавания фортепиано.
Объектом исследования является процесс личностного и профессионального развития будущего специалиста на занятиях фортепиано.
Предметом исследования являются психолого-педагогические условия и методы преодоления противоречий в процессе преподавания фортепиано.
Гипотеза исследования: преодоление противоречий на занятиях фортепиано будет протекать более эффективно, если:
- в процессе преподавания фортепиано будут учитываться оптимальные условия для преодоления противоречий;
- осуществляется внедрение методов, способствующих преодолению противоречий в процессе преподавания фортепиано;
- разрабатывается психолого-педагогическая модель преодоления противоречий, специфических для индивидуальных фортепианных занятий в педагогическом вузе, обеспечивающая личностное и профессиональное развитие будущих учителей музыки.
В соответствии с целью и гипотезой решались следующие задачи исследования.
1. Уточнить теоретические представления о сущности процесса преодоления противоречий как условия личностного и профессионального развития.
2. Исследовать противоречия и непротиворечия, специфические для индивидуальных фортепианных занятий в педагогическом вузе.
3. Выявить наиболее эффективные методы преодоления противоречий, обеспечивающие личностное и профессиональное развитие будущих учителей музыки.
4. Спроектировать и внедрить психолого-педагогическую модель преодоления противоречий на занятиях фортепиано. Методологическую основу исследования составили:
Философские труды, посвященные проблеме развития через противоречия, системные исследования категорий противоречия и непротиворечия; психологические труды, посвященные определению роли противоречий в процессе развития и формирования личности; работы по педагогической психологии, рассматривающие воздействие противоречий в учебном процессе; педагогические исследования противоречий процесса обучения; исследования в области педагогики музыкального образования и методики преподавания фортепиано.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философских, психолого-педагогических, дидактических и методологических исследований по теме диссертации; наблюдение, самонаблюдение; моделирование; постановка педагогического эксперимента; сравнительный анализ экспериментальных данных; тестирование; обобщения. Теоретический базис исследования составили:
Отечественный и зарубежный опыт создания условий, благоприятствующих преодолению затруднений и выходу из конфликтных и кризисных ситуаций (К.А.Абульханова-Славская, J1. И. Анцыферова, Ф.Е.Василюк, Д.Дэна, В.И.Журавлев, В.С.Мерлин, Л.А.Петровская). Источниковая база исследования:
Философские труды; литература по психологии, педагогической психологии и педагогике, посвященная исследованию противоречий; диссертации; педагогический опыт.
Этапы исследования:
Первый этап (1995г. - 1998г.) - теоретико-поисковый. Изучение материалов по теме диссертации, их анализ и осмысление. Разработка научно-методологического аппарата.
Второй этап (1999г. - 2001г.) - опытно-экспериментальный.
Разработка содержания констатирующего и формирующего экспериментов, сравнительный анализ экспериментальных данных, систематизация и обобщение результатов, апробация, оформление диссертации.
В процессе констатирующего эксперимента проводилось наблюдение практического проявления противоречий и непротиворечий, специфических для индивидуальных фортепианных занятий в педагогическом вузе.
Формирующий эксперимент включает в себя самонаблюдение студентами-пианистами процесса самостоятельного преодоления противоречий с подключением действия непротиворечий, разработку методов преодоления противоречий и методов использования результатов действия непротиворечий. Центральное звено формирующего эксперимента это проектирование и внедрение психолого-педагогической модели преодоления противоречий, обеспечивающей личностное и профессиональное развитие будущих учителей музыки.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выявлены противоречия и непротиворечия, специфические для индивидуальных фортепианных занятий в педагогическом вузе и их использование как условий педагогического воздействия.
2. Разработана и экспериментально проверена психолого-педагогическая модель преодоления противоречий в процессе преподавания фортепиано, обеспечивающая личностное и профессиональное развитие будущего специалиста.
3. Разработаны и апробированы научно-практические рекомендации и методы преодоления противоречий и использования результатов непротиворечий, специфических для индивидуальных фортепианных занятий в педагогическом вузе.
Теоретическая значимость исследования состоит в анализе специфики профессиональной подготовки будущих учителей музыки в процессе преподавания фортепиано; в изучении и обобщении результатов исследования процесса практического проявления противоречий и непротиворечий, специфических для индивидуальных фортепианных занятий в педагогическом вузе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методы преодоления противоречий и методы использования результатов действия непротиворечий, специфических для индивидуальных фортепианных занятий в педагогическом вузе; спроектирована и внедрена психолого-педагогическая модель преодоления противоречий, обеспечивающая личностное и профессиональное развитие будущих учителей музыки.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обусловлена репрезентативностью экспериментальной выборки; использованием методов исследования, адекватных его цели, предмету и задачам; сравнительным анализом экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Основные положения исследования и результаты внедрения модели докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов факультета художественного образования ВГПУ, на заседаниях кафедры специального фортепиано исполнительского факультета ВГАИ, на музыкальном отделении ВГМПК, на межвузовских конференциях г. Липецка, г. Тамбова, на региональной научно-практической конференции «Перспективы регионального развития непрерывного образования в системе «школа-вуз»» 2001г.в г.Воронеже.
Материалы исследования внедрены в учебный процесс в классе основного музыкального инструмента в ВГПУ и в ВГМГТК.
По теме диссертации опубликовано 7 работ.
База исследования: факультет художественного образования Воронежского государственного педагогического университета, музыкальное отделение.
Структура диссертации:
Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Содержание работы изложено на 177 страницах, включая 4 рисунка, 8 схем и 6 таблиц. Список литературы содержит 200 наименований; имеются 5 приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Заключение
В проведенном исследовании выявляются педагогические основы преодоления противоречий при подготовке учителя музыки.
Решается задача уточнения теоретических представлений о сущности процесса преодоления противоречий как условия личностного и профессионального развития.
Исследование противоречий в отечественной и зарубежной литературе показало, что процесс преодоления противоречий выступает психолого -педагогическим средством личностного и профессионального развития будущих специалистов. Обусловлено это тем, что противоречия являются движущей силой диалектической природы процесса обучения. При этом, наиболее существенными для личностного и профессионального развития являются внутренние противоречия личности будущего специалиста. Профессиональный рост в данном случае обеспечивается тем, что выявленные нами противоречия, специфические для индивидуальных фортепианных занятий в педагогическом вузе, преодолеваются адекватными для данной специфики средствами.
Рассмотрена роль категории непротиворечия в диалектической природе процесса обучения, исследовано проявление непротиворечий в учебном процессе и действие непротиворечий в процессе подготовки будущих специалистов. Произведена классификация непротиворечий процесса обучения и выявлены непротиворечия, специфические для индивидуальных фортепианных занятий в педагогическом вузе.
Показана перспектива преодоления противоречий как условия педагогического воздействия и действия механизма непротиворечия в учебном процессе, являющегося, так же как и противоречие, движущей силой и способствующего процессу преодоления противоречий.
В данной работе решаются задачи по исследованию противоречий и непротиворечий, специфических для индивидуальных фортепианных занятий в педагогическом вузе, и выявляются наиболее эффективные методы преодоления противоречий, обеспечивающие личностное и профессиональное развитие будущих учителей музыки.
На основе результатов исследования процесса практического проявления противоречий и непротиворечий, специфических для индивидуальных фортепианных занятий в педагогическом вузе, и при помощи разработанных методов решается основная задача работы: осуществление проектирования и внедрения психолого - педагогической модели преодоления противоречий на занятиях фортепиано.
Анализ внедрения психолого - педагогической модели преодоления противоречий в процессе преподавания фортепиано свидетельствует о высокой эффективности ее воздействия на личностное и профессиональное развитие студентов - пианистов.
Разработанная на основе методов преодоления противоречий и использования непротиворечий, теоретически обоснованная психолого -педагогическая модель преодоления противоречий на примере преподавания фортепиано, включающая в себя процесс преодоления противоречий с подключением действия непротиворечий, является педагогическим условием личностного и профессионального развития будущих учителей музыки.
Сущность и количество выявленных нами противоречий и непротиворечий, специфических для индивидуальных фортепианных занятий в педагогическом вузе, обусловлены конкретными временными рамками и особенностями контингента, участвующего в эксперименте.
Мы допускаем, что ряд случайных факторов способен оказать влияние на всю структуру выявленных нами противоречий и непротиворечий, в результате чего могут образоваться иные противоречия и непротиворечия.
Ряд выявленных нами противоречий и непротиворечий, специфических для индивидуальных фортепианных занятий в педагогическом вузе, присущ также процессу индивидуальных фортепианных занятий в музыкальных школах, музыкально - педагогических колледжах, музыкальных училищах, музыкально - педагогических училищах, консерваториях. Таким образом педагогические основы преодоления данного ряда противоречий применимы в процессе индивидуальных фортепианных занятий в указанных учебных заведениях.
Процесс преодоления некоторых противоречий с использованием результатов действия непротиворечий, специфических для индивидуальных фортепианных занятий в педагогическом вузе, применимы, также, и в других областях: преподавание иных музыкальных инструментов и дисциплин, связанных с исполнительством.
В дальнейшем представляется необходимым проведение исследования проблемы влияния случайных факторов на противоречия и непротиворечия, изучение противоречий и непротиворечий, специфических для индивидуальных фортепианных занятий в музыкальных школах, музыкально -педагогических колледжах, музыкальных училищах, музыкально -педагогических училищах, консерваториях; а также исследование противоречий и непротиворечий, специфических для других музыкальных инструментов и дисциплин, связанных с исполнительством.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Овчарова, Светлана Владимировна, Липецк
1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе педагогического образования. Изд. 2-е перераб. и доп. - М., 1990. - 103 с.
2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. // Учеб. пособие к спец. курсу: Основы методологической культуры учителя музыки/ Научн. ред. В.А. Сластенин. М1990. - 186 с.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995. -290 с.
4. Абульханова Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности / Под ред. А.И. Анцыфе-ровой. -М., 1981. - С. 19-44.
5. Абульханова Славская К.А. Типология активности личности // Психол. Журнал., 1985. - Т.6. - № 5, С. 3-18.
6. Алексеева А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации. Дисс. . канд. психол. наук. Л., 1983. - 161 с.
7. Алексеев А Д. История фортепианного искусства / Учебник в 3-х ч. ч. 1 и 2. -М„ 1988 -415 с.
8. Амбурова А.Г. Диагностика суицидального поведения. М., 1980. - 48 с.
9. Амонашвилли Ш.А., Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования. М., 2000, № 2. - С. 11-15.
10. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.96 с.
11. Амосов Н.М. "Счастье быть счастливым". Правда. 1987. - 3.02.
12. Аверин В. Психология раннего детства: У.пос. СПб. 2000г. - 60с.
13. Апраксина О.А. Современные требования к учителю-музыканту. // Музыкальное воспитание в школе. / Сост. О.А. Апраксина. М., 1982. - Вып. 15. - С. 32-43.
14. Антонова Н.В. Поведение учителя в конфликтной ситуации и особенности его идентичности // Симптоматика и этимология конфликтов в системе образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Белгород, 1995.-С. 118-123.
15. Аристотель. О душе. М., 1937. 179с.
16. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. // Книга для учителей. -М., 1984.- 111 с.
17. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981. - С. 3 - 19.
18. Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности. 1978. -№ 1.-С. 37 - 50.
19. Анцыферова Л.И. Некоторые вопросы исследования личности в современной психологии капиталистических стран // Теоретические проблемы психологии личности / Под ред. Е В. Шороховой. М., 1974. - С. 278 - 318.
20. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. 158с.
21. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М. 2001 351с.
22. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс. М., 1983 - С.73.
23. Бегун В. Образование в России. Словарь спр. - М.2001 - 112с.
24. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974. -336 с.
25. Баренбойм Л.А. Фортепианно-педагогические принципы Ф.М. Блуменфель-да. -М., 1964. -58 с.
26. Батищев Г.С. Противоречие как категория диалектической логики. М., 1963.- 118 с.
27. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1985,- 320 с.
28. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979 - 318 с.
29. Бордовская Н.В. Педагогика: Уч.для вузов СПб, 2000 - 304с.
30. Бородина Е. Педагогические ситуации: М., 2000 96с.
31. Безуглов И.Г. Некоторые теоретические методологические проблемы формирования гармонической личности учителя. М., 1989. - 242с.
32. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М., 1986.420 с.
33. Библер B.C. Мышление как творчество: введение в логику мысленного диалога. -М., 1975.-399 с.
34. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995. - 64 с.
35. Бейтсон Г. Экономия разума. М., - 2000 - 476с.
36. Божович Л И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. - №4. С. 23-35.
37. Божович Л И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Анцыферовой Л.И. М., 1981. - С.257-384.
38. Бондаревская Е В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. М., 1995, № 4. - С. 29 - 36.
39. Буш Г.Я. Диалогика и творчество. Рига, 1985,- 318 с.
40. Ваганова Ж. Педагогический артистизм: можно ли им овладеть?// Народное образование. 1999. - № 1-2. - С.209-211.
41. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.-196 с.
42. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984. - 200 с.
43. Вейт М.А. Формирование гуманных отношений в воспитательном коллективе учащихся общеобразовательной школы. М., 1985. - С.23.
44. Вейт М.А., Черевко ИМ. Групповое взаимодействие в учебно-воспитательном процессе. Учебное пособие. М., 1997. - 161с.
45. Выготский Л.С. Психология, М., 2000 - 1008с.
46. Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки. // Межвуз. сб. на-учн. трудов/ Ред. А.И. Николаева. М., 1982. - 155 с.
47. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей. / Вып. 10. М., 1991.-176 с.
48. Выготский J1.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. -№2. С. 114-123.
49. Выготский J1.C. Развитие высших психических функций. М., 1960.-303 с.
50. Выготский JI.C. Собр. соч., т.Г М., 1982,- 492 с.
51. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М., 1964. - 217 с.
52. Гарбузов В. AT и самовнушение / Педагогика здоровья. М., 1992,- 288 с.
53. Гегель Г. Наука логики // Соч. М., 1937. - Т.З. - с. 520.
54. Гегель Г. Философия духа // Соч. М., 1965. - Т.З. - С. 26.
55. Гриндер М., Ллойд Л. НЛП в педагогике, М., 2001 - 320с.
56. Галагузова Ю., Штинова Г. Азбука студента, М., 2000 - 80с.
57. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. - № 3, С. 43 - 52.
58. Гительмахер Р.Б. Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда "Психологический журнал" 1984. т. 5 - №4.
59. Гольденвейзер А.Б. Советы педагога-пианиста / Пианисты рассказывают. Под ред. Соколова М.Г.-М., 1979.-С. 159- 176.
60. Горбач В.И. О видах противоречий. Минск, 1964. - 274 с.
61. Горностаева З.Я., Орлова Л.В. Конфликт как форма психологической защиты // Симптоматика и этимология конфликтов в системе образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Белгород,1995. -с.71-75.
62. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960. - 298 с.
63. Даниэль Дэна. Преодоление разногласий / Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. С.-П., 1994. 144 с.
64. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. Киев, 1989.- 175 с.
65. Дружинин В.В., Конторов Д.С. Проблемы системологии (проблемы теории сложных систем). М., 1976 - 296 с.
66. Джеймс У. Психология в беседах с учителем. СПб, 2001 - 160с.
67. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. / Учебник. М., 1995.- 184 с.
68. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990. - 164с.
69. Зимняя И.А. Педагогическая психология, Уч. 2-ое изд. М., 2000 384с.
70. Загвязинский В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск, 1971. -184 с.
71. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. J1., 1982.-216с.
72. Зачепицкий Р.А. Социальные и биологические аспекты психологической защиты // Социально-психологические исследования в психоневрологии / Под ред. Е.Ф. Бажина. Л., 1980. - С. 22 - 27.
73. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. -М, 1980. 157 с.
74. Изард К. Психология эмоций СПб, 2000. - 464с.
75. Искусство и педагогика. Для студ.пед.вузов и учителей/ Рос.гос.пед.ун-т; Научн.ред. В.Г.Куценко. СПб, 1995. -293с.
76. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизическая СПб, 2001, - 464с.
77. Ильин Е.П. Мотивизация и мотивы. СПб, - 2000. - 512 с.
78. Карделя Ф.Д. Психотерапия и лидерство СПб, 2000 - 234с.
79. Каган М.С. Музыка в мире искусств. Санкт-Петербург, 1996. - С. 132.
80. Калмыкова Е.С. Внутриличностные противоречия и условия их разрешения: Дисс. . канд. психол. наук. М., 1986. - 200 с.
81. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом обучении. М., 1987. - 187с.
82. Кан-Калик В.А., Никандров H.J1. Педагогическое творчество. М., 1990. -144с.
83. Карвасарский Б.Д. Неврозы: Руководство для врачей. М., 1980. - 448 с.
84. Квинн В Н. Прикладная психология, СПб, 2000 560 с.
85. Коджаспирова P.M. Культура профессионального самообразования педагога. -М., 1994.-206 с.
86. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. - 335 с.
87. Крайг Г. Психология развития, 7-ое изд. СПб, - 2000 - 992 с.
88. Костюк Г.С. Принцип развития в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. - С. 118 - 152.
89. Костюк Г.С. Советская педагогика. 1956. - № 12.
90. Кременштейн Б.Л. К вопросу о противоречиях как источнике развития в процессе обучения музыканта-исполнителя // Вопр. муз. педагогики. М., 1986 -Вып. 7. - С.51 -65.
91. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г Г. Нейгауза. / Вопросы истории, теории, методики. М., 1984. - 89 с.
92. Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий профессионального развития учителя / Дисс. . канд. психол. наук. -М„ 1997 148 с.
93. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. Л., 1985. 128с.
94. Левин К. Типы конфликтов II Психология личности / Под.ред. Ю.Б.
95. Леонтьев А.А. Психология общения. 2 изд. испр. и доп. М., 1997. - 365с.
96. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977 - 304 с.
97. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. - 186с.
98. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М., 1971.- 185 р.
99. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М., 1999. - 523 с.
100. Лонг М. Из сокровищницы мирового исполнительского искусства / Ред. Грюнберг П. М., 1983 312 с.
101. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезней и иатрогенных заболеваний. М. -Л., 1936.-96 с.
102. Маврин С.А. Пед.системы и технологии. Учеб.пособие для студентов педвузов. Омск, 1993. - 96с.
103. Маклаков А.Г. Общая психология, СПб, 2000 592 с.
104. Макаренко А С. Собр.соч. В 5 т.- М.,1971.-т.1.-463 с.
105. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23.-М., 535 с.
106. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М., 1996 - 247 с.
107. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. -М., 1977. 128 с.
108. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гип-пенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982.-429 с.
109. Мерлин В С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.-256 с.
110. Мерлин B.C. Социально-типичные свойства личности в психологическом конфликте // Вопросы современной психоневрологии / Под ред. Кабанова М.М. и др.-Л., 1966.-С. 93- 101.
111. Мильштейн Я.И. Константин Николаевич Игумнов. М., 1975. 471 с. Москвина Л. Энциклопедия психологических тестов. М., 1997 - 333 с.
112. Москвина Л. Энциклопедия психологических тестов. М., 1997 333 с.
113. Матюгин И.Ю. Как развить хорошую память, М., - 2000 - 416 с.
114. Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. Учебное пособие для студентов пед.вузов и учителей. М., 1996. - 281с.
115. Мясищев В Н. Личность и неврозы. М., 1960. - 426 с.
116. Мясищев В.Н. Личность ребенка невротика // Дети психоневротики и учебно-воспитательная работа с ними. Л., 1934. - С. 5 - 19.
117. Мясищев В Н. Психика и болезнь. // "Известия", 24 IV - 1966.
118. Немов Р.С. Психология: Уч. в 3 кн. Кн. 1. М., 2000 - 688 с.
119. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1988. - 240с.
120. Немов Р.С. Психология образования // Книга II. М., 1994. - 496 с.121. "Не надо злиться". Татария. 1983. - 5.02
121. Наракидзе В.Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси, 1989. 307с.
122. Олпорт Г. Принцип "редукции напряжения" // Психология личности /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М. 1982. - С. 106 - 107.
123. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995. М., - №2, с 5 - 18.
124. Острейковский В.А. Теория систем. Учеб. для вузов по спец. "Автом. сист. обр. информ. и упр. " М., 1997 . - 240 с.
125. Петелин А С. Музыкальное образование и воспитание: от истоков до современности: Учеб. пособие / Науч.ред. М.А. Вейт Воронеж, 1997 - 246 с.
126. Петелин А.С. «Современный учитель начинается с .» Психолого-пед. Практикум (для абитуриентов, студентов среднего педагогического образования). Воронеж, 1997. 47 с.
127. Петелин А.С. Управление процессом подготовки специалиста в музыкально-педагогическом колледже Воронеж, 2000 - 136 с.
128. Петровская А.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989,- 223 с.
129. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой и др. . М., 1977. - 204 с.
130. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История психологии / Учебное пособие для высшей школы. М., 1994. - 448 с.
131. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учеб. для студентов высших учеб. заведений,-М„ 1996.-432 с.
132. Пинт А. А., Подарок осознания, СПб, 2001 - 528с.
133. Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху / Учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации преподавателей вузов. Издательство Казанского университета, 1992. - 108 с.
134. Программы пед. институтов для специальности "Музыка". М., 1989. Сб. №9.
135. Психология и педагогика. // Учеб. пособие для вузов. / Под ред. Радугина А.А., Короткова Е.А. М„ 1996. - 336 с.
136. Психологическая подготовка студентов к музыкально-педагогической деятельности./ Сб. научн.стат.; под ред. Н.М. Провозиной. Ханты- Мансийск, 1996 -С. 48-49.
137. Психические остояния/Сост. Куликов JI. СПб, 2000 - 512с.
138. Психология: Уч. для тех.вузов / Под рук.Дружинина В. СПб, - 2000 -520с.
139. Петровский А.В. Записки психолога, М., 2001 464 с.
140. Педагогика искусства и школа / Сб. статей под ред. А.А. Мелик-Пашаева. -М., 1992 -289 с.
141. Петровский А.В. Психология в России: Ххвек М., 2000 - 312с.
142. Педагогика . Учеб. пособие для студентов пединститутов / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1983.-608 с.
143. Педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. учебн. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов,- М., 1998,- 512 с.
144. Педагогика. Учебн.пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.И. Журавлев, В В. Краевский, И.В. Крупина и др.; Под ред. П И. Пидкасистого 3 изд., доп. И перераб. -М„ 1998,- 638 с.
145. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. -479 с.
146. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер, 1999 - 705 с.
147. Садохина В.В. Основные факторы оптимизации профессиональной подготовки учителей музыки / Дисс. . канд. пед. наук. —М., 1999 200 с.
148. Савшинский С. Режим и гигиена работы пианиста. Л., 1963. - 118 с.
149. Сеченов И М. Избранные произведения. -М., 1953,- 318 с.
150. Сластенин В.А. Гуманитарная культура специалиста. / Магистр: Независимый научн. пед. журнал. М., 1991 - № 1 - с. 25.
151. Сластенин В.А., Подымова Л,С. Педагогика: инновационная деятельность." М„ 1997,- 222 с.
152. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. - 284 с.
153. Сухомлинский В.А. Умственный труд и связь школы с жизнью // Народное образование,- 1959,- № 12. С. 43.
154. Тельчарова Г А. Уроки музыкальной культуры. Кн. для учителя. М., 1991. - 156с.
155. Узнадзе Д.Н. Формы поведения человека // Психологические исследования. -М., 1966.-451 с.
156. Урманцев Ю.А. Начала общей теории систем. В сб.: Системный анализ и научные знания, 1971. -М., 1978. - С. 7-41.
157. Урманцев Ю.А. Общая теория систем состояние, приложения, перспективы развития. - В кн. Система. Симметрия. Гармония. - М., 1987. - 317 с.
158. Урманцев Ю.А. Опыт аксиоматического построения общей теории систем В сб.: Системные исследования, 1971.-М., 1972.-С. 128 - 152.
159. Урманцев Ю.А. Эволюционика или общая теория развития систем природы, общества и мышления. Пущино, 1988,- 214 с.
160. Усманова Э.З. Мотивы мышления в условиях конфликтной деятельности // Вопросы психологии. М., 1980. - №6. С. 121 - 127.
161. Фейгин М.И. Индивидуальность ученика и искусство педагога. Изд.2-е. -М„ 1975. 1 Юс.
162. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1965. - 516 с.
163. Философия / Учебник для вузов под ред. Лавриненко. М., 1998 -483 с.
164. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. -М., 1989.-239 с.
165. Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990. - 336 с.
166. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. Т.1, М., 1923. - 250 с.
167. Фрейд 3. Я и Оно.Тбилиси, Кн.1.- 1991 396 с. Кн.2.-1991.-425 с.
168. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993. - 478 с. 171 Цзен Н В., Пахомов Ю.В. Психо-тренинг / Игры и упражнения. - М., 1988. - 272 с.
169. Цыпин Г.М. Музыкально-воспитательные и образовательные функции обучения на клавишных инструментах. // Инструментальное обучение на музыкально-педагогическом факультете. / Отв. ред. Г.М. Цыпин. М., 1973. - С. 91.
170. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. - 144 с.
171. Шакуров Р.Х. Директор школы и микроклимат учительского коллектива. -М„ 1979.- 152 с.
172. Шакуров Р.Х. Директор школы и учительский коллектив. Киев, 1975144 с.
173. Шакуров Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества / Пособие для слушателей ИПК. С.-Петербург, 1994. - 44 с.
174. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М., 1990,- 206 с.
175. Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., 1982 - 207 с.
176. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М„ 1975.-200 с.
177. Шутенко А.И. Строение и развитие профессионального самосознания учителя: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1994. - 221 с.
178. Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965 - 320 с.
179. Энциклопедия психологических тестов 2. - М., 2000. - 400 с.
180. Юнг К. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996. - 267 с.
181. Яковлев В.А. Избранные труды о музыке. М., 1970. - т.2 - 450 с.
182. Erikson Е. Identity Youth and crisis. N.Y., 1968. - 256 p.
183. Frankl V. Man's search for meaning. Boston, 1962. 150 p.
184. Festinger L. A theory of cognitive dissonance. Palo Alto, California, Stanford univ. press, 1962. 291 p.
185. Homey К. Our inner conflicts. A constructive theory of neurosis. — N.Y., Norton, 1966.-P. 23 -27.
186. Levin K. Tipology of conflicts. Berlin, 1929.- 227 p.
187. Levin K. Vorsatz, Will und Bedurfnis. Berlin, 1926.- 284 p.
188. Levin K. Dynamic theory of personality. N.Y., Mc Craw Hill, 1935. 286 p.
189. Liszt Franz. Marx and sein Buch: Die Musik des neun zehnten Jahrhunderts und ihre Pflege. Yesammelte Ychriften. Bd. V. Leipzig, 1882.- 290 p.
190. Maslov A. Self-actualizing and Beyond / Challenges of Humanistic Psychology. N.Y., 1967.-240 p.
191. Maslow A. Toward a psychology of Being. -N.Y.: Van Nostrand, 1968.-247 p.
192. Maslow A. A theory of human motivation // Psychological Review. — 1943. v. 50, № 4.
193. Roberson E. Teacher self — Appraisal / The Towrnal of teacher Education YXXII. -1971,- №4. P. 469 473.
194. Rogers C. Freedom to learn for the 80-s. — Culim bus — Toronto — London — Sidney: Ch. Merrill Publ. Company.- 315 p.
195. Rogers C. Client-centered therapy: its current practice, implications and theory. Boston, Haughton Mifflin, 1965. 560 p.
196. Secord P. Backman C. Social psychology. N.Y., 1964. - P. 584.
197. Young K. Motivation and emotion. -N.Y., 1961.- 295 p.10090 8070 6050 4030 + 20 10 +1. Ш4>Ш1. OS **Ш1. Первый замерш