автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические основы творческой деятельности студентов туристского вуза
- Автор научной работы
- Неофитиди, Эльвира Равильевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Неофитиди, Эльвира Равильевна, 2001 год
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ П
1.1. Сущность и содержание творчества в психолого- ^ педагогических исследованиях
1.2. Особенности учебной творческой деятельности в туристском вузе
1.3. Творческий потенциал студентов туристского вуза как педагогическая проблема
Выводы по главе I
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА ТУРИСТСКОГО ВУЗА
2.1. Структура и содержание модели учебной творческой деятельности, стимулирующей развитие творческого потенциала студента
2.2. Использование коллективных форм творческой деятельности ^
2.3. Организация исследовательской деятельности студентов
2.4. Содержание творческих задач для учебной творческой деятельности
Выводы по главе
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические основы творческой деятельности студентов туристского вуза"
Актуальность исследования. Современной основой профессиональной подготовки менеджеров в сфере туристской деятельности является гуманистическая парадигма образования, базирующаяся на антропологическом подходе к общечеловеческим и национальным ценностям и новым социокультурным реалиям, предполагающая применительно к профессиональной подготовке менеджеров в сфере туристской деятельности создание условий для проявления индивидуальности, выявление и оптимальное развитие креативных возможностей личности. Приоритетной задачей профессиональной подготовки становится формирование не только интеллекта учащихся, но и духовной и эмоциональной сферы , творческого подхода к труду, что является условием успешности будущей профессиональной деятельности и социальной адаптации выпускников туристского вуза.
В современных условиях необходим мощный прорыв человечества к новым формам его общественного бытия. Требуется выработка новых подходов и решений для определения правильной стратегии его движения. Нужны прогнозы развития сферы туристской деятельности при разных способах поведения и разных управленческих решениях. Наконец, нужны критический анализ имеющихся и возможных вариантов социально-экономического и политического поведения, соответствующие научные разработки и рекомендации.
Сделать все это может только творчески, смело и свободно мыслящий человек, обладающий высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Словом, нужны новые знания, новые системы их формирования и реализации.
Степень разработанности проблемы. Для нашего исследования важным представляется проблематика личностно ориентированного обучения (Н.А.Алексеев, И.А.Зимняя, Е.В.Куканова, В.В.Сериков, И.С.Якиманская). Вопросов формирования индивидуальных особенностей учащихся в обучении в той или иной степени касались педагоги и психологи, работавшие в контексте следующих направлений: гуманистическая концепция в педагогике (Е.В.Бондаревская, Г.Н.Волков, И.Б.Котова,); саморазвитие личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев,
A.А.Бодалев, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, В.А.Петровский,
B.М.Розин, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков, Б.М. Теплов, Д.И.Фельдштейн); инновации в образовании (Ю.Г.Круглов, А.Я.Найн, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин); концепции развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Е.Н.Кабанова-Меллер, З.И.Калмыкова,
C.А.Смирнов, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин,); содержание образования (В.И.Загвязинский, В.С.Леднев, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин); организация учебной деятельности как процесса взаимодействия (Ю.К.Бабанский, П.Я.Гальперин, И.И.Ильясов, М.И.Махмутов, Н.Ф.Талызина, Е.И.Унт, И.И.Чередов, Г.И.Щукина); познавательный интерес, самостоятельность и творчество учащихся (Д.Б.Богоявленская, П.И.Пидкасистый, Я.А.Пономарев, Т.И.Шамова, Е.А.Яковлева); вопросы управления в системе образования и развития профессионального мастерства педагогов (Л.М. Митина, Л.В. Тодоров, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, В.М.Шепель, П.В. Худоминский); особенности разработки технологий (В.П.Беспалько, В.В.Гузеев, В.А.Кальней, В.М.Монахов, Т. Пломб, Г.К.Селевко, Л.Ф.Спирин, С.Е.Шишов, Н.Е.Щуркова, Е.А.Ямбург).
Решающим условием решения обозначенных задач является четкая направленность профессиональной подготовки менеджера в сфере туристской деятельности на формирование его творческого потенциала как приоритетной ценности отечественного образования. Анализ ряда исследований (Т.Г.Браже, Л.К.Веретенникова, П.Ф.Кравчук, М.Г.Мерзлякова, В.Г.Рындак, Н.Д.Ряховских, О.К.Черепанова, Н.М.Яковлева) позволил сделать вывод о том, что проблема развития творческого потенциала преподавателя рассматривается в различных сферах образования, кроме профессиональной подготовки менеджеров в сфере туристской деятельности.
Основное противоречие, выявленное в процессе анализа профессиональной подготовки менеджеров в сфере туристской деятельности, состоит в том, что с одной стороны - основой и целью гуманистически ориентированной парадигмы отечественного образования является самореализация человека, а с другой - наблюдается слабая разработанность теоретических вопросов проблемы развития творческого потенциала студентов туристского вуза.
Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос, какими должны быть содержание, методы, формы учебно-творческой деятельности студентов туристского вуза, стимулирующие развитие его творческого потенциала.
Все вышесказанное определило цель нашего исследования.
Цель исследования: разработать структуру, содержание, методы и формы учебно-творческой деятельности студентов туристского вуза, обеспечивающие развитие его творческого потенциала; разработать и экспериментально проверить содержание учебных задач для организации творческой деятельности.
Исходя из вышеизложенного, была сформулирована тема нашего исследования: "Педагогические основы организации творческой деятельности студентов туристского вуза".
Объект исследования: творческая деятельность студентов туристского вуза.
Предмет исследования: педагогические основы огранизации творческой деятельности студентов туристского вуза в современных условиях.
Гипотеза исследования: учебная деятельность деятельность будет способствовать развитию творческого потенциала студентов туристского вуза, если:
- на основе анализа психолого-педагогических исследований будет уточнено понятие "творческая деятельность студентов туристского вуза на основе художественного творчества", раскрывающее его целеполагание в повышении профессиональной квалификации менеджера, и понятие "творческий потенциал преподавателя";
- будет разработана модель творческой деятельности, раскрывающая ее структуру, содержание, методы, формы, на основе взаимосвязи теории и практики в процессе профессиональной© подготовки;
- будут определены эффективные формы организации творческой деятельности студентов туристского вуза, раскрывающие ее индивидуальный и коллективный характер;
- будет разработана совокупность учебных задач в структуре творческой деятельности студентов туристского вуза с учетом их сложности, поэтапности выполнения, полноте использования приобретенных знаний и умений;
- будут разработаны критерии оценки творческого потенциала студентов туристского вуза
Цель и гипотеза определили задачи исследования:
1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования с целью определения понятий "творчество", "творческая деятельность", "творческий потенциал личности" и их уточнения применительно к повышению профессиональной квалификации студентов туристского вуза.
2. Разработать модель творческой деятельности студентов туристского вуза.
3. Определить эффективные формы и методы учебной деятельности с целью развития творческого потенциала студентов туристского вуза.
4. Разработать содержание и определить классификацию творческих задач в структуре творческой деятельности студентов.
5. Выявить критерии оценки развития творческого потенциала студентов туристского вуза.
Методологической основой исследования выступают концепции воспитания и развития личности; положения о необходимости гуманизации образования, о ведущей роли деятельности как факторе развития личности; диалектическое положение о всеобщей связи и целостности явлений; принцип системности, предполагающий рассмотрение историко-педагогических явлений с точки зрения их целостных характеристик; принцип детерминизма, определяющий причинно-следственные отношения объекта; принцип восхождения от общего к единичному и снова к общему, реализующийся в данном исследовании как движение от теории к практике образовательной деятельности, и затем - к построению новой теоретической модели становления педагогической реальности на примере развития общих компетенций.
Теоретическими предпосылками исследования служили работы отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, философии. Фундаментальное значение в диссертационном исследовании имеют категории "деятельность", "развитие", "личность", "способность" в общепризнанном понимании, конкретизированные в основных положениях психологии (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев,
A.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Д.И.Фельдштейн,), и категория системы в понимании П.К.Анохина, Л. фон Берталанфи, И.Клира, В.Н.Садовского и Э.Г.Юдина.
Исследование велось под значительным влиянием теории содержания образования (В.С.Леднев и др.) с опорой на "теорию когнитивных целей образования" Бенджамина Блума. Материалы данной диссертации является развитием исследований по мониторингу качества образования
B.А. Кальней и С.Е.Шишова.
Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, специальной, справочной литературы по проблеме исследования; опрос (анкетирование, интервьюирование); беседа, прямое и косвенное наблюдение; диагностические методы (тестирование, самоанализ, самооценка, экспертная оценка); праксиметрические (анализ продуктов деятельности); моделирование; организация педагогического эксперимента с последующей обработкой полученных результатов.
Исследование проводилось в несколько этапов (1996-2001 г.г.) на базе Уральского института туризма и кафедре теории и методики профессионального образования в туризме РМАТ.
На первом этапе (1996-1997) осуществлялся анализ философской, современной психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме. В процессе теоретического осмысления проблемы определялись исходные параметры, методология и методика исследования, понятийный аппарат. Проводился констатирующий эксперимент.
На втором этапе (1997-2000) разрабатывалась технология процесса развития творческого потенциала студентов туристского вуза. Проводился формирующий эксперимент, который сопровождался проведением контрольных срезов, последующим анализом, обобщением, систематизацией полученных данных.
На третьем этапе (2000-2001) осуществлялась подготовка методических рекомендаций, оформление результатов исследования, оформле-р ние диссертации.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и специальной литературы по музыкально-художественному творчеству выявлены и уточнены понятия "творчество", "творческая деятельность" и "Творческий потенциал студентов туристского вуза". Под творческой деятельностью в нашем исследовании понимается учебная творческая деятельность с исследовательским компонентом как многогранное, объемное понятие, включающее мотивационные, интеллектуальные, коммуникативные, эстетические компоненты. Как любой творческий акт, рассматриваемая деятельность содержит и конкретно-чувственные и абстрактно-^ логические элементы. Ее структурным основанием является творческая деятельность как один из видов учебной деятельности, направленный на решение учебных творческих задач.
Особенность творческой деятельности на основе музыкально-художественного творчества состоит в том, что она, имея своим предметным содержанием различные виды искусства, с неизбежностью приводит к творческому развитию личности.
Выявлено, что творческая деятельность музыкально-художественная характера с исследовательским компонентом является оптимальным по эффективности механизмом и содержательной основой процесса актуализации творческого потенциала студентов туристского вуза.
Творческий потенциал студентов туристского вуза как субъекта творческой деятельности мы определяем как систему личностных способностей (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность), знаний (музыкальных, художественно-теоретических и технологических основ), умений (музыкальных, художественно-технологических), направленности (эстетическая потребность), характера (эмоционально-эстетическая отзывчивость), побуждающих студентов туристского вуза к творческому развитию и саморазвитию. Доминирующим элементом системы, обеспечивающим ее динамичность, является эстетическая потребность как устойчивая направленность на музыкально-художественную творческую деятельность.
2. Разработана модель творческой деятельности студентов туристского вуза на основе взаимосвязи теории и практики туристской деятельности, включающая структуру этой деятельности (теорию, практику; типы, функции, компоненты, этапы взаимосвязи теории и практики), а также, раскрывающая принципы организации этой деятельности (такие, как: креативность, наглядность, коллективный характер обучения, сотрудничества и др.) и условия ее осуществления (такие, как: условия для поддержания стремления к творчеству, оптимальная координация аудиторной и самостоятельной работы, целостный подход к знаниям, высокий уровень теоретической подготовки и др.).
3. Разработано содержание творческих задач и выявлена их классификация на основе учета познавательной сложности, поэтапности выполнения, полноте использования приобретенных знаний и умений в процессе повышения профессиональной квалификации студентов туристского вуза.
4. Определены эффективные методы (такие, как: проблемное изложение, эвристический, исследовательский) и организационные формы обучения (индивидуальная, разновидности коллективной формы: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая), обеспечивающие развитие творческого потенциала студентов туристского вуза.
5. Выявлены признаки творческого потенциала студентов туристского вуза как субъекта творческой деятельности на основе музыкально-художественного творчества (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность, эстетическая потребность, эмоционально-эстетическая отзывчивость, знания, умения) и определены качественные критерии их оценки применительно к каждому признаку.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретическое обоснование развития творческого потенциала студентов туристского вуза в процессе учебной деятельности послужило основанием для разработки программы спецкурса "Основы творческой деятельности", разработано и издано учебно-методическое пособие для студентов туристского вуза. Разработанные автором методические рекомендации по развитию творческого потенциала студентов туристского вуза используются в учебном процессе Уральского института туризма. Они могут быть использованы также при повышении квалификации преподавателей туристского вуза. На защиту выносятся следующие положения: 1. Модель творческой деятельности студентов туристского вуза на основе взаимосвязи теории и практики туристской деятельности.
2. Совокупность признаков творческого потенциала студентов туристского вуза как субъекта творческой деятельности (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность, эстетическая потребность, эмоционально-эстетическая отзывчивость, музыкально-художественные знания, художественно-технологические умения); характеристики уровней проявления творческой активности для каждого признака в качестве критериев оценки творческого потенциала студентов туристского вуза.
3. Совокупность творческих задач и заданий в творческой деятельности студентов туристского вуза, отличающихся по сложности, поэтапности выполнения, полноте использования приобретенных знаний и умений.
4. Эффективные методы (проблемное изложение, эвристический, исследовательский) и формы организации обучения (индивидуальная, совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая), стимулирующие развитие творческого потенциала студентов туристского вуза. и
Апробация Промежуточные результаты исследований докладывались и обсуждались на заседаниях методических советов в Уральском институте туризма - филиале Российской международной академии туризма, г. Екатеринбург, 1998-2000 годы, на региональной научно-практической конференции вузов уральского региона (1999г.), на научно-практической конференции "Индустрия туризма на Урале: проблемы и перспективы развития", Екатеринбург, 2000г., на научно-практической конференции "Государственное регулирование современной туристской индустрии", Екатеринбург, 2001 г., на кафедре теории и методики профессионального образования Российской международной академии туризма, г. Сходня Московской области, 2000-2001 гг. Основные положения диссертации получили отражение в публикациях по теме исследования.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
14. Результаты исследования позволяют утверждать, что наиболее эффективными с точки зрения развития творческого потенциала личности являются такие нетрадиционно структурированные лекции, как лекция-полилог и лекция-ателье. Лекция-полилог включает такие ин-тегративные компоненты, как монолог, внешние и внутренние диалоги и является одним из эффективных методов обучения творческому применению теоретических знаний. Лекция-ателье - такой вид лекции, при котором предельно сокращается дистанция между преподавателем и студентами. Характеризуется интенсивной включенностью обучаемых в совместный поиск. Главная задача такой лекции - активизация мыслительной деятельности студентов, развитие гибкости и оригинальности мышления. Лекция-ателье позволяет увеличить вес самостоятельной работы уже во время лекции и творческую переработку информации после нее. Доминирующей ее чертой является творческая образовательная атмосфера. В процессе взаимного обучения устанавливается связь между отдельными теоретическими понятиями. Лектор, осуществляя управление деятельностью студентов, стимулирует их активность вопросами проблемного характера.
142
Заключение
1. В соответствии с целью и гипотезой исследования раскрыты сущность и содержание творчества в психолого-педагогических исследованиях. Выявлены особенности учебно-творческой деятельности на основе художественного творчества, рассматриваемой как средство развития творческого потенциала личности.
2. Уточнены сущность и содержание учебной творческой деятельности применительно к профессиональной деятельности в сфере туризма. Раскрыто содержание учебной творческой деятельности музыкально-художественного характера с исследовательским компонентом, способствующей развитию творческого потенциала студентов туристского вуза как субъекта данного вида деятельности.
3. Проведен анализ сущности понятия "творческий потенциал личности" и уточнена его структура и содержание применительно к студентов туристского вуза как субъекту учебной творческой деятельности музыкально-художественного характера с исследовательским компонентном.
4. На этом основании определен творческий потенциал студентов туристского вуза обучения как интегративная характеристика личности, система способностей (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность), знаний (художественно-теоретические и технологические основы декоративно-прикладного искусства), умений (художественно-технологические), направленности (эстетическая потребность), характера (эмоционально-эстетическая отзывчивость), побуждающих учителя трудового обучения к творческому развитию и саморазвитию. Доминирующим элементом системы, обеспечивающим его динамичность, является эстетическая потребность как устойчивая направленность на художественно-творческую деятельность.
5. Под теорией учебной творческой деятельности мы в данном исследовании мы понимаем - деятельность субъекта по усвоению знаний в области музыки и декоративно-прикладного искусства (художественно-исторических; художественно-теоретических и технико-технологических основ ДПИ). Практикой в нашем исследовании является сама учебно-творческая деятельность музыкального и декоративно-прикладного характера в совокупности форм, методов, средств и условий ее осуществления на определенном предметном содержании.
6. Развитие творческого потенциала нами рассмотрено в двух аспектах: 1) как реализация и преобразование в творческую способность (высшая ступень развития - самореализация как максимальное раскрытие творческой способности); 2) как переход на более высокий уровень потенциальных возможностей.
7. Разработана модель творческой деятельности студентов туристского вуза на основе взаимосвязи теории и практики туристской деятельности, включающая структуру этой деятельности (теорию, практику; типы, функции, компоненты, этапы взаимосвязи теории и практики), а также, раскрывающая принципы организации этой деятельности (такие, как: креативность, наглядность, коллективный характер обучения, сотрудничества и др.) и условия ее осуществления (такие, как: условия для поддержания стремления к творчеству, оптимальная координация аудиторной и самостоятельной работы, целостный подход к знаниям, высокий уровень теоретической подготовки и др.).
8. Модель включает следующие принципы: креативности, наглядности, единства конкретного и абстрактного, положительного эмоционального фона обучения, развития образовательной потребности, коллективного характера обучения, высокого уровня трудности обучения, единства репродуктивного и продуктивного, сотрудничества (сотворчества).
9. Важным элементом функционирования рассматриваемой модели являются условия, способствующие реализации вышеуказанных принципов. Условия рассматриваются нами как факторы, обеспечивающие эффективную реализацию модели, как стимуляторы творческой деятельности: психолого-педагогические, научно-методические, дидактические, организационные, содержательные, мотивационные, деятель-ностные; субъективные и объективные, внешние и внутренние.
10. В исследовании мы определяем комплекс педагогических условий, которые на наш взгляд, обуславливают эффективность функционирования и реализации модели творческой деятельности на основе взаимосвязи теории и практики как средства развития творческого потенциала студентов туристского вуза: использование творческих методов самим преподавателем; поощрение поискового творческого подхода к общепринятому, привычному; поддержка попыток самостоятельного поиска разумных рискованных предположений; включение в программу обучения разделы (темы), позволяющие обучающимся демонстрировать их творческие способности; проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы создавалась возможность проявления и демонстрации творческого потенциала слушателей; под-держкапопыток находить, формулировать и переопределять проблему; создание свободной, раскованной атмосферы обучения; поощрение и вознаграждение творческих идеи и результатов творческой деятельности; обучая креативности, необходимо научить студентов переживать свои открытия как открытия творческие, развивать в них вкус к творчеству и потребность в нем; поощрять спокойное отношение к неопределенности и непонятному; стимулировать постоянное развитие.
11. Применительно к нашему исследованию взаимосвязи теории и практики в развитии творческого потенциала студентов туристского вуза мы выделили следующие функции: организационную, образовательную, развивающую. Организационная функция процесса взаимосвязи теории и практики выражается в такой организации образовательного процесса, которая включает организацию конструктивного сотрудничества преподавателей и обучающихся при решении учебно-творческих задач, что превращает учебный процесс в творческий, исследовательский. Образовательная функция находит свое отражение в процессе учебно-познавательной и практической деятельности студентов туристкого вуза, когда систематизируются знания и вырабатываются на их основе умения, навыки, приобретается опыт творческой деятельности. Сущность развивающей функции взаимосвязи теории и практики в развитии творческого потенциала студентов туристского вуза мы видим в развитии эстетической познавательной потребности, в прохождении пути познания от копирующей до репродуктивно-творческой, затем к конструктивно-творческой самостоятельности с ориентацией на самореализацию.
12. В процессе исследования мы выделили совокупность компонентов учебно-творческой деятельности - мотивационного, содержательного, операционного - которая позволяет создать условия для максимально эффективного развития творческого потенциала студентов туристского вуза. В процессе осуществления мотивационного компонента у студентов туристского вуза формируется отношение к творческой деятельности, направленность на творчество, выражающееся в эстетической потребности. В ходе содержательного компонента учебного творческого процесса происходит усвоение обучающимися системы знаний основ декоративно-прикладного искусства, приобретения умений, навыков, опыта творческой деятельности. Содержательный компонент обеспечен соответствующей программой учебного курса, учебно-методическими и дидактическими пособиями, средствами наглядности. Операционный компонент отвечает за формирование действий, адекватных их содержанию, овладение способами деятельности, приемами, процедурами, механизмами учебно-творческой деятельности. Операционный компонент включает в себя формы активного обучения, методы средства на уровне творческого применения знаний и способов деятельности.
13. Рассмотрев этапы процессы обучения мы предположили, что в развитии творческого потенциала студентов туристского вуза, возможно прохождение следующих этапов: организационно-подготовительного, деятельностно-оценочного, проектировочного.
Организационно-подготовительный этап требует обеспечения специальных наблюдений с целью выявления знаний, умений, возможностей обучаемых. Под руководством преподавателя слушатели включаются в исследовательскую деятельность. Формируется умение анализировать, оценивать. Осмысляется собственная готовность к творческой деятельности. В содержание данного этапа входит также создание творческого инновационного климата, атмосфера сотрудничества. Деятельностно-оценочный этап отвечает за организацию обучающих операций, выполнение творческих заданий. На проектировочном этапе осуществляется осознание своих творческих возможностей, степень готовности к творческой деятельности; планирование и конструирование наиболее рациональных и эффективных способов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками; прогнозирование результатов и возможных трудностей на пути их достижения; обоснование и проектирование выбора средств, методов, форм осуществления деятельности.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Неофитиди, Эльвира Равильевна, Москва
1. Авдулова Т.Г. пробуждать потребность в творчестве // Школа и производство, 2000. № 5, с.54-55.
2. Авторизованная педагогика.- М.: Акад. Изд-во МЭГУ, 1999. 184 с.
3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Монография. Изд-во Казанского ун-та, 1988. - 239 с.
4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационый курс. Книга 1. Казань, 1996. - 566 с.
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. - 386 с.
6. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства: Пер. с англ. М.: Прометей, 1994. - 352 с.
7. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. Сб.статей. М.: Искусство, 1968.-654 с.
8. Астахов И.Б. Эстетика. М.: Московский рабочий, 1971. - 439 с.
9. Афанасьев В.Г. Человек, компьютер, творчество // Советская педагогика. -1991. -№ 5. -с.56-57.
10. Ю.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Метод, основы). -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
11. П.Бердяев H.A. О назначении человека. М.:Республика, 1993. - 201 с.
12. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т.1. -М.: Искусство, 1994. - 542 с.
13. З.Бескова И.А. Как возможно творческое мышление. М.: Ин-т философии РАН, 1993.- 196 с.
14. Библер B.C. Мышление как творчество-М.: Политиздат, 1975.-399 с.
15. Бине А. Измерение умственных способностей: Пер. с фр./ Подгот. Вал.А.Луков, Вл.А.Луков. СПб.: СОЮЗ, 1998. - 432 с.
16. Блахут А. Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности: Дис. . канд.пед.наук. Киев, 1984. - 189 с.
17. П.Блонский П.П. Избранные педагогические исследования. М.: 1964. -547 с.
18. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд. Ростовского ун-та, 1983. - 176 с.
19. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях профессионально-деятельностной парадигмы. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - с.328-349.
20. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 96 с.
21. Болотских Е.Г. Методика преподавания художественной обработки текстильных материалов студентам дневных отделений ХГФ пединститутов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1985. - 6 с.
22. Болыиаков A.B., Грехнев B.C., Добрынина В.И. Основы философских знаний. М.: Общество "Знание" России, 1997. - 256 с.
23. Болыцая советская энциклопедия. В 30 т.т. / Гл. ред. А.М.Прохоров. М.: БСЭ, 1976.
24. Боно Э. де. Серьезное творчество. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности М. Молодая гвардия, 1997 - с.90-95.
25. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Советская педагогика. 1989. - № 8. - с.89-94.
26. Брушлинсикй A.B. О субъекте мышления и творчества. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. - М.: Молодая гвардия, 1997. -с.39-56.
27. Бутенко В.Г. формирование эстетических оценок у учащихся старшего школьного возраста: Автореф. дис. канд.пед.наук. Киев, 1980. - 18 с.
28. Буторина Т.С. Педагогическая регионология. Научно-метод. пособие. -Архангельск: АО ИППК, 2000. 68 с.
29. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения (Сост. Л.Н.Литвин, Н.Т.Бритаева. М.: Педагогика, 1987. - 400 с.
30. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений/ Под ред.К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. М.: Изд.Центр Академия, 1998. - 192 с.
31. Венгер Jl.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973- 117 с.
32. Веретенникова Л.К. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Казань, 1997.-41 с.
33. Взаимодействие педагогической науки и практики: диагностический аспект: Пособие для студентов педвузов и учителей / Под общ.ред. Я.С.Турбовского. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. - 193 с.
34. Вислогузова М.А., Сушкова Ф.Б. Технология подготовки к творческой педагогической деятельности. М.: Изд-во КРУ С, ФТ и П Mill У, 1995. - 70 с.
35. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчествоб Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.По-ровской. М.: ВЛАДОС, 2000. - 272 е., ил.
36. Волкова Е.В. Эстетический анализ художественных произведений. М.: Знание, 1974.-48 с.
37. Воловикова М., Трофимов А. Возвращение к себе. Психология. Символ. Культура. М.: РАО. Ин-т психологии, 1995. - 191 с.
38. Вульсфсон Б.Л. Сравнительная педагогика. Развитие образования в современном мире (программа спецкурса) // Педагогика, 1995. № 6, с.107-113.
39. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика в системе современного научного знания. // Педагогика, 1998. № 2, с.79-89.
40. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-96 с.
41. Выготский Л.С. Психология искусства М.: Искусство, 1965 - 676 с.
42. Гайжутис А.Л. Духовно-творческий потенциал художника: Дис. .доктора филос.наук. Вильнюс, 1984. - 365 с.
43. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В сб.: Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1960. - с.236-277.
44. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А.Венгера. М.: Педагогика, 1976.-256 с.
45. Геронимус Т.М. "Серая" технология или "яркий" дизайн ? // Школа и производство, 2001. № 2, с. 7-9.
46. Гильман P.A. Педагогическое руководство творческой деятельности студентов на занятиях по художественному оформлению тканей: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986 - 19 с.
47. Гирева Л.Д. Творческий потенциал учителя как одна из приоритетных национальных ценностей отечественного образования. В кн.: Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания / Под ред. З.И.Равкина. М.: РАО, 197. - с.262-312.
48. Глотова Г.А. Творчески одаренная личность. Проблемы и методы исследования: Учебное пособие. Екатеринбург: Уральский ун-т, 1992. -128 с.
49. Глубокова E.H. Коллективная творческая деятельность студентов как фактор профессиональной подготовки будущего учителя: Дис. канд.пед.нуак. Л., 1989. - 178 с.
50. Гольденрихт С.С. О природе эстетического творчества. М: Изд-во МГУ, 1977.-248 с.
51. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 030600. "Технология и предпринимательство". -М., 2000.-20 с.
52. Григорьев В.Ф. Эстетическое и трудовое воспитание студентов ХГФ пединститутов на основе обучения граверно-медальерному искусству: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1979. с.
53. Громкова М.Т. Образование стимул саморазвития личности // Педагогика, 1993, № 3, с.21-24.
54. Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: МСХА, 1993.- 165 с.
55. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение,1986.-239 с.
56. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. - 128 с.
57. Гулыга A.B. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987. - 286 с.
58. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). СПб.: СПГИТМ и К, 1993. - 112 с.
59. Гутчин И.Б. Кибернетические модели, творчества. М.: Знание, 1969. - 63 с.
60. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии, 1992. № 1, с. 22-33.
61. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
62. Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания. -М.: Изд-во Прометей, МГПИ, 1990. 168 с.
63. Деятельность преподавателя педвуза: проблемы совершенствования: Учебное пособие / Под ред. И.Е.Курова. Горький: ГГ11И, 1988.-100 с.
64. Диалектика деятельности и культура. Киев: Наукова думка, 1983. - 296 с.
65. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики: Учебное пособие / Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982. - 319 с.
66. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. -М.: Роспедагентство, 1998. 21 с.
67. Дудецкий А .Я. Теоретические основы воображения и творчества. -Смоленск: Гос.пед.ин-т, 1974. 153 е., ил.
68. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления: Пер. с англ. Н.М.Никольской. М.: Совершенство, 1997. - 208 с.
69. Дьяченко В. Развивающее обучение и развитие личности // Народное образование, 1998. № 7, с. 159-167.
70. Дьяченко В.К. Коллективно-групповые способы обучения // Педагогика, 1998. № 2, с.43-45.73.3агвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика,1987.- 160 с.74.3агвязинский В.И. Учитель как исследователь. М.: 1980. - 87 с.
71. Ивин A.A. Основание логики оценок-М.: Изд-воМГУ, 1970.-229 с.
72. Изард К.Э. Психология эмоций: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. - 464 е., ил.
73. Илиади А.Н. Формирование эстетического поля человеческой деятельности и его практическая природа. // Проблемы этики и эстетики, Вып.2, ЛГУ 1975.-е. 13-24.
74. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: Изд.Рос. открытого гос. ун-та, 1992. - 140 с.
75. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962. - 570 с.
76. Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика / Материалы республиканской конференции. Оренбург, 1993.-400 с.
77. Интеграция педагогической науки и практики в развитии творческого потенциала учителя и ученика: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. Комсомольск-на-Амуре, 1996. - 131 с.
78. История эстетической мысли. В 6-ти т./Ин-т философии АН СССР. М.: Искусство, 1985.
79. Каган М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. Л.: Художник РСФР, 1961. - 160 с.
80. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
81. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (Нормальный подход). М.: Изд. МГУ, 1983. - 168 с.
82. Кальней В.А., Шишов С.Е Технология мониторинга качества обучения в системе "учитель ученик". Методическое пособие для учителя. - М.: Роспедагентство, 1999. - 86 с.
83. Кант И. Критика способности суждения. Соч. В 6-ти т. М., 1966. - т.5. -564 с.
84. Каргин A.C. Народная художественная культура: Учебное пособие. М.: Гос.респ. центр русского фольклора, 1997. - 288 с.
85. Кириллов В.К. Теоретические основы межпредметных связей в профессионально-педагогической подготовке учителей в вузе: Дис. . доктора пед.наук. М., 1990. - 419 с.
86. Киященко Н.И., Лейзеров H.A. Эстетическое творчество. М.: Знание, 1984.- 112 с.
87. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков: Фолио, 1996. -414 с.
88. Клюге К.-И. Цель обучения интеллектуально одаренных: "думая, делать ход конем". В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности.- М.: Молодая гвардия, 1997. с.96-109.
89. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий: Учебник для вузов. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 264 е., ил.
90. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.-339 с.
91. ЮО.Колесникова Е.В. Эстетическое воспитание в развитии творческого потенциала будущего инженера: Автореф.дис. . канд.пед.наук. Киев, 1989.-21 с.
92. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990. ~ 144 с: ил.
93. Комарова Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. -М.: Педагогическое общество России, 2000. ~ . с.
94. ЮЗ.Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Учебное пособие. М.: Роспедагентство, 1998. - 106 с.
95. Комплект № 1 методического обеспечения для работы практического психолога в системе народного образования. 4.IV. Научно-педагогический кооператив "Гайденс". Петрозаводск, 1991. - 29 с.
96. Концептуальные основы образовательной области "Технология" / Под ред. Ю.Л.Хотунцева. М.: РАО, 1999. - 43 с.
97. Юб.Корниенко B.C. О законах красоты. Харьков: Изд-во ХГУ, 1970. - 224 с.
98. Коротков Н.З. Эстетическое и художественное освоение действительности: (специфика и соотношение): Дис. . доктора филос.наук. Пермь, 1983. - 240 с.
99. Кравчук Р.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования: Дис. доктора пед.наук. М., 1992. - 334 с.
100. Краевский В.В. Повышение квалификации педагога. Что это значит сегодня ? -Бийск, 1996. 51 с.
101. Ю.Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т.Бунимович, Г.Г.Жаркова, Т.М.Корнилова и др. сост., общ. ред. В.А.Макаренко. М.: Республика, 1995. - 510 с.
102. Ш.Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества: Книга для учителя. М.: Народное образование, 1996. - 344 е., ил.
103. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М.: Прометей, 1990. -143 с.
104. ПЗ.Кубланов Б. Эстетика и психология. В кн.: Содружество наук и тайны творчества. - М.: Искусство, 1968. - с.99-113.
105. Кудрявцев Т.В. Внедрение принципа проблемности в обучение. М., 1968. -36 с.
106. Кузин B.C. Психология. Учебник. М.: АГАР, 1997. - 304 е., ил.
107. Кузнецов В.И. Эстетическое чувство и его роль в формировании личности: Дис. канд.филос.наук. М, 1967. - 171 с.
108. П.Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985.-32 с.
109. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования, 1995. № 1, с.41.
110. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
111. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. -Л., 1972.-263 с.
112. Кыверялг A.A. Методы исследований в профессиональной педагогике. -Таллинн: Валгус, 1980. 334 с.
113. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пелинг, 1993. - 56 с.123 .Левина М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования. Минск: Академия последипломного образования. - 1998. -344 с.
114. Левчук З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству у студентов педвуза: Дис. канд.пед.наук. Минск, 1991. - 178 с.
115. Лезин Б.А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли. -В кн.: Вопросы теории и психологии творчества, т.1. Харьков, 1907. - 445 с.
116. Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд.-М.:Политиздат, т.25,-646 с.
117. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1997.- 304 с.
118. Леонтьев А.Н. Человек и культура. М., 1961.-319 с.
119. Лепская H.A. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика "5 рисунков". М.: Научно-практич. Центр непрерывного образования, 1995. - 54 с.
120. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186 с.
121. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64 с.
122. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1996. - 462 с.
123. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.-.Педагогика, 1972.-159 с.
124. Личность: Внутренний мир и самореализация. Идеи. Концепции. Взгляды./ Сост. Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухотская СПб: Изд-во ин-та образования взрослых; изд-во Тускарора, 1996. - 175 с.
125. Логинова Л.Г. Роль эстетического фактора в формировании творческой активности личности: Дис. канд.филос.наук. М., 1989. - 236 с.
126. Лозовой В.А., Пугина H.H. Культура личности, интеллект, творчество. В кн.: Интеллектуализация общества и творчество. Новосибирск: Арсенал, 1991. - с.91-110.
127. Ломов С.П., Крылов В.П. Орнаментальная композиция на уроках изобразительного и прикладного искусства (книга для учителя). М.: Исполнит, дирекция по программе "Дети России". Мин.образ. России, 1997. -58 с.
128. Лук А.Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. - 176 с.
129. Лутцева Е.А., Колисниченко И.И. Методические рекомендации по использованию дидактического материала "Учимся работать самостоятельно" на уроках труда во втором классе. М.: АРКТИ, 2001. - 48 с.
130. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1984. - 143 с.
131. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
132. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. -М.: Госполитиздат, 1956. -VIII.-689 с.
133. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. /Сост. М.Лифшиц. М.: Искусство, 1976. - Т.1 - 576 с.
134. Мартынов Ф.Т. Искусство и воображение // Проблемы этики и эстетики. -ЛГУ. 1975. - вып.2. - с.60-64.
135. Матюшкин A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. -М.: Школа-Пресс, 1993. 127 с.
136. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. - № 6. - с.29-33.
137. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогка. 1975,- 368 с.
138. Мацкевич В. Полемические этюды об образовании. Лиепая, 1993. - 288 с.
139. Мейлах B.C. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы М.: Искусство, 1985-318с.
140. Мерзлякова М.Г. Развитие творческого потенциала педагогов в процессе проектирования личностно ориентированной системы образования в средней школе: Дис. канд.пед.нуак. СПб. 1995. - 187с.
141. Молчанова A.C. На вкус, на цвет . Теоретический очерк об эстетическом вкусе. М.: Искусство, 1966. - 199 с.
142. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966. -351 с.
143. Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1995.-96 с.
144. Муравьева Г.Е. Дидактическое проектирование: Монография. Шуя: Изд-во ШПГУ, 2000. - 84 с.
145. Мухин М.И. В.А Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности // Педагогика, 1991. № 9, с. 104-110.
146. Мухин М.И. В.А.Сухомлинский о роли труда в развитии личности // Школа и производство, 1998. № 4, с.3-7.
147. Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат /Под ред.Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика, 1990.-104 с.
148. Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей. В сб.: Склонности и способности. -М.: Изд-во ЛГУ, 1962. - 125 с.
149. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье: Учебно-методическое пособие для учителя. М.: Школа-Пресс, 2000. - 96 е., ил.
150. Натев А. Искусство и общество.-М.: Прогресс, 1966.-320 с.
151. Национальные ценности образования: история и современность / Под ред. З.И.Равкина. М., 1996. - 230 с.
152. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 345 с.
153. Неменский Б.М. культура искусство - Образование: Цикл бесед. - М.: Центр ХКО, 1993. - 79 с.1 бб.Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молодая гвардия, 1994.-315 е., ил.
154. Нешатаев A.A. и др. Художественное проектирование трикотажных полотен. М.: Легпромбытиздат, 1987. - 272 с.
155. Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления: Пер. с англ. Минск: Попурри. 1996. - 240 с.
156. Новиков A.M. Вектор становления творческой личности // Школа и производство. 1999. — № 3. - с.2-4.
157. Новиков A.M. Национальная идея России.-М.: ЭГВЕС, 2000.-8 с.
158. ПЗ.Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ.ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. -М.: Прогресс, 1991. 376 с.174,Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Сов.энциклопедия, 1970.175.0конь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. - 208 с.
159. Олиференко Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства // Народное образование, 2000. № 8. с.67-74.177.0сновные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997, 1997. - 416 с.
160. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания // Педагогика, 1997. № 7-8, с.З-15.
161. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Роспедагентсто, 1996. - 602 с.
162. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шия-нов. М.: Школа-Пресс, 200. - 512 с.
163. Педагогические теории и системы: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост.М.В.Крулехт. СПб: Акцидент, 1998. - 48 с.
164. Пилипенко Д.Г. Исследование эстетико-воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в общеобразовательной школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1976. - 23 с.
165. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.-312 с.
166. Полонский В.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики // Педагогика, 1999. № 8, с. 16-23.
167. Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. М.: ВНМЦ НТ КПР МК СССР, 1989. - 144 с.
168. Пономарев Я.А. Психология творения. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж, 1999. - 480 с.
169. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.
170. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса. В сб.: Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. - с.47-76.
171. Поташник М.М. Педагогическое творчество. М., 1988. - 189 с.
172. Похолкин Г.В. Трудовое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства: Дис. . канд.пед.наук. М., 1978. - 184 с.
173. Праздников Г. А. Художественно-творческая деятельность как вид человеческой активности: Автореф. дис. . канд.филос.наук. Д., 1974. -с.
174. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. (I-IV классы). М.: Просвещение, 1996. - 91 с.
175. Программы средних общеобразовательных учебных заведений. Изобразительное искусство и художественный труд. Часть II (5-9 классы). -М.: МПО, 1995,- 169 с.
176. Психология и педагогика. Учебное пособие/ под.ред. К.А.Абуль-хановой, Н.В.Васиной, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. М.: Изд-во Совершенство, 1998.-320 с.
177. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С.Лейтеса. М.: Изд.Центр Академия, 1996. - 416 с.
178. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В.Ушакова. -М.: ИП РАН, 2000. 96 с.
179. Разумный В. А. Образование на рубеже третьего тысячелетия (основополагания интегративной педагогики). М.: Межд.пед.академия, инт переподготовки работников культуры, искусства и туризма. - 1999. - 65 с.
180. Разумный В.А. Художественная педагогика. М.: Ин-т переподготовки работников иск-ва, культуры и туризма, 1999. - 74 с.
181. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы. -М.: Мысль, 1969. 190 с.
182. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учебно-метод. пособие. -М.: ВЛАДОС, 1999. 128 е., ил.
183. Родчанин Е.Г., Зязюн H.A. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В.А.Сухомлинского. М.: Педагогика, 1991. - 112 с.
184. Розет И.М. Психология фантазии. Мн.: Университетское, 1991.-341 с.
185. Романенко Л.Е. Взаимосвязь видов художественной педагогической деятельности учащихся педагогических училищ как условие эффективности профессиональной подготовки учителя начальных классов: Дис. . канд.наук. Минск, 1993. - 177 с.
186. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.т., 1998.
187. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -276 с.
188. Рузавин Г.И. Математизация научного знания. М., 1981.- 104 с.
189. Рунин Б. Логика науки и логика искусства. В кн.: Содружество наук и тайны творчества. - М.: Искусство, 1968. - с. 114-138.
190. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. М.: Педагогический вестник, 1997. - 244 g.
191. Рындак В.Г. Школа в условиях обновления. М., 1993. - 165 с.
192. Рындак В.Г., Мещерякова Л.В. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций). М.: Педагогический вестник, 1998. - 116 с.
193. Ряховских Н.Д. Взаимосвязь теории и практики как средство развития творческого потенциала будущего учителя: Дис . канд.пед.нуак. -Оренбург, 1998. 199 с.
194. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 220 с.
195. Салеев В.А. Искусство и его оценка. Минск: Изд-во БГУ, 1977. - 158 с.
196. Салямон Л. О физиологии эмоционально-эстетических процессов. В кн.: Содружество наук и тайны творчества. - М.: Искусство, 1968. - с.286-311.
197. Северикова Н.М. А.В Луначарский о воспитании: Метод, пособие. М.: Высшая школа, 1990. - 190 с.
198. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
199. Симонов П.В. Что такое эмоция ? -М.: Наука, 1966. 93 с.
200. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов Энциклопедия, 1982.
201. Стернберг Р., Григоренко Е. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - с. 111-126.
202. Стернберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески ! В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - с.186-213.
203. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972. -271 с.
204. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1988. -269 с.
205. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. -М.: Просвещение, 1988. 175 с.
206. Творчество как средство развития способностей студентов: тезисы докладов республиканской научно-методической конференции. Рига, 1989. -28 с.
207. Творчество педагога в науке и практике: тезисы докладов научно-практической конференции. М.: 1993. - 34 с.
208. Теплов Б.М. Способность и одаренность .// Избранные труды: в 2 т. Т.1 М., 1985. с.
209. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1969.-304 с.
210. Тодоров Л.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования // Педагогика, 1999. № 8, с.3-11.
211. Толстой Л.Н. Что такое искусство ? М.: Современник, 1985 - 592 с.
212. Традиционные промыслы и ремесла. Альманах. Методическая библиотека дополнительного образования. М.: Родник. - 1997. - № 2. - 144 с.
213. Ушаков Д.В. Одаренность, интуиция, творчество. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - с.78-89.
214. Федоров С.А. Развитие художественно-творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях линогравюрой: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1983. - 21 с.
215. Федотова Г.А. Подготовка учителей ИУУ к реализации гуманистических функций трудового обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 1994. - 18 с.
216. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.-512 с.
217. Филиппенко Л.А. -Формирование эстетической потребности: Дис. . канд.филос.наук. М., 1972. - 182 с.
218. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Лань, 1998. - 448 с.
219. Философский энциклопедический словарь / Под ред. И.Т.Фролова. М.: Изд-во политической литературы, 1986.
220. Философский энциклопедический словарь. 2-ое изд. - М., 1989.
221. Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве и новаторстве// Советская педагогика. 1992. - № 7-8. - с.11-15.
222. Хотунцев Ю.Л., Кожина O.A. Развитие творческих способностей учащихся в образовательной области "Технология": Метод. Рекомендации для учителей и студентов факультетов технологии и предпринимательства. М.: РАО, 1999. - 43 с.
223. Художественная культура и народное творчество. Сборник статей. М.:i
224. МХПИ им.С.Г.Строганова, 1994. 107 с.
225. Худоминский П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917-1981 г.г.) М.: Педагогика, 1986. - 184 с.
226. Хуторской A.B. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М/.ВЛАДОС, 2000.-320 с.
227. Человек в мире художественной культуры / Отв.ред. Ю.У.Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1982. - 335 с.
228. Черепанова O.K. Формирование профессионально- творческого потенциала учителя музыки в классе индивидуальной инструментальной подготовки в вузе: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 2000. - 23 с.
229. Черник Б.П. Выставка как предмет педагогического анализа // Педагогика, 1999. № 5, с.26-31.
230. Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности (диссертация). Соч. В 2-х т.т. Т.1. М.: Мысль, 1986. - 805 с.
231. Чухина Jl.А. Эстетическая сущность труда. В кн.: Труд и эстетическое воспитание. - Рига: Зинайне, 1969. -с.3-31.
232. Шаронин Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования (синергетический подход). М.: МГИУ, 1998. - 321 с.
233. Шепель В.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма. М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996.-295 с.
234. Шмаков С. Какой должна быть коллективная творческая деятельность // Народное образование, 1999. № 5, с. 194-200.
235. Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: - Р-на-Д.: Феникс, 1996. - 544 с.
236. Шнирман А.Н. Коллектив и развитие личности школьника. Ученые записки. Л.: Изд. ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1962. - 68 с.
237. Энгельмейер П.К.Теория творчества. СПб.: Образование, 1910. - 206 с.
238. Энциклопедия профессионального образования / Под ред. С.Я.Батышева. В 3-х т. М.: АПО, 1999. .
239. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т.т. /Под ред. С.Я.Батышева. М.: АПО, 1998.
240. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1979. - 200 с.
241. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447 с.
242. Эстетическое развитие и воспитание молодежи / Под ред. О.В.Лармина. -М.: Изд-во МГУ, 1978. 326 с.
243. Юркевич B.C. О "наивной" и "культурной" креативности. В кн.: Основные современные концепции творчества и одаренности. - М.: Молодая гвардия, 1997. - с. 127-142.
244. Яковлев Е.Г. Проблемы художественного творчества. М.: Высшая школа, 1972.- с.
245. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: Флинта, 1997. 224 с.
246. Яковлева Н.М. подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск, 1991. - 128 с.
247. Яковлева Н.М. Теория и практика педагогического творчества. -Челябинск, 1987. 68 с.
248. Maslow A. Motivation and Personality. N-Y., 1954.
249. Torrance E.P. Edication and creative potential. Minneapolis, 1963.