автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогическое наследие Г. Г. Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки
- Автор научной работы
- Марченко, Ирина Петровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Екатеринбург
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Марченко, Ирина Петровна, 1999 год
Введение
Глава 1. Теоретические основы творческого наследия Г.Г.Нейгауза как педагогической системы. 1.1 .Философско-эстетические основы педагогики Г.Г.Нейгауза.
1.2.Идеи развивающего обучения и их реализация в творческом наследии Г.Г.Нейгауза.
1.3.Педагогика сотрудничества как фундамент межличностных отношений. в музыкальном образовании
1.4.Педагогические принципы Г.Г.Нейгауза в профессиональной подготовке учителей музыки.
Выводы по главе 1.
Глава 2. Реализация творческих принципов и методов Г.Г.Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки 2.1. Методика построения музыкального обучения студентов педвузов на основе педагогических принципов и методов Г.Г.Нейгауза.
2.2.Организация, ход и результаты экспериментальной работы.
Выводы по главе 2.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогическое наследие Г. Г. Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки"
Актуальность исследования. Одним из направлений изменения содержания современного образования является его гуманизация. Жизнь требует специалистов, сочетающих универсальность и профессионализм, с одной стороны, и личную ответственность, духовную наполненность, установку на созидание - с другой.
Музыкальное образование, как и эстетическое воспитание в целом, воздействуя средствами искусства, способствует становлению в подрастающем поколении природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей (Б.Т.Лихачев).
Успешно решать задачи эстетического воспитания может только учитель, обладающий широким общим и профессиональным кругозором, высокими моральными принципами, а также способный реали-зовывать названные качества в своей профессиональной деятельности. В настоящее время особое значение придается педагогическому творчеству, разнообразию методов и организационных форм, активизации интереса учащихся к учебным занятиям, обучению учащихся способам учебной деятельности.
Учитель музыки в своей работе постоянно встречается с необходимостью сочетать общепедагогические принципы со специфическими приемами и методами, свойственными педагогике искусства. На практике встает проблема, в соответствии с которой знания, полученные будущими учителями музыки при изучении ими психолого-педагогических дисциплин, недостаточно применяются в процессе обучения детей различным видам музыкальной деятельности. Отчасти это происходит вследствие слабой взаимосвязи психолого-педагогических и специальных знаний, умений и навыков.
Способствовать гуманизации профессиональной подготовки учителей музыки, ее обогащению достижениями культуры, а также решению проблемы взаимосвязи психолого-педагогических и специальных знаний, умений и навыков должно привлечение педагогического опыта крупнейших музыкантов-исполнителей, сочетавших в своей деятельности высокий музыкальный профессионализм с выдающимися педагогическими результатами.
Практика музыкального образования накопила богатый педагогический опыт выдающихся мастеров исполнительского искусства. Однако исследования этого опыта осуществлялись, как правило, с точки зрения искусствоведения, а не педагогики (А.Д.Алексеев, Л.А.Баренбойм, А.Б.Гольденвейзер, Н.И.Голубовская, В.Ю.Дельсон, Г.М.Коган, Е.Л.Либерман, Я.И.Мильштейн, Г.Г.Нейгауз, А.А.Николаев, С.И.Савшинский, С.Е.Фейнберг, С.М.Хентова и др.) В то же время данные исследования включают, помимо глубокого искусствоведческого анализа, описания педагогического процесса с яркими педагогическими результатами; но если рассматривать данные работы с позиций педагогической науки, то они содержат в основном лишь эмпирические наблюдения фактов вне их научного обобщения и приведения в педагогическую систему.
Эта особенность педагогического наследия выдающихся представителей музыкального исполнительства делает его доступным только узкому кругу высококвалифицированных музыкантов. Данное положение обедняет педагогическую науку, так как реальные педагогические достижения крупнейших исполнителей не только отражают, но зачастую предвосхищают перспективные направления современной педагогики, в силу чего их изучение является актуальным.
Одним из крупнейших музыкантов-педагогов XX века является Г.Г.Нейгауз - создатель высокопрофессиональной исполнительской школы с блестящими результатами ее выпускников (С.Рихтер, Э.Гилельс, Я.Зак и мн. др.), автор многих трудов по вопросам музыкальной педагогики. Его педагогическая система опирается на лучшие традиции русской и мировой музыкально-педагогической мысли.
Изучение литературы о Г.Г.Нейгаузе показывает, что основное внимание авторов сосредоточивается на проблемах, связанных с методикой обучения игре на фортепиано (В.Ю.Дельсон, Г.М.Коган, Б.Л.Кременштейн, Я.И.Мильштейн, Д.А.Рабинович, Т.А.Хлудова и др.) В трудах этих авторов дается глубокий анализ творческого наследия Г.Г.Нейгауза; однако этот анализ производится, как правило, с узкопрофессиональных исполнительских позиций и не содержит педагогической систематизации материала. Данные исследования ориентированы на подготовку музыкантов-исполнителей в консерваториях и музыкальных училищах.
Педагогические взгляды Г.Г.Нейгауза нашли свое воплощение в его книге «Об искусстве фортепианной игры», в дневниках, размышлениях последних лет. Однако он не стремился к последовательному изложению своих взглядов, чередуя педагогические наблюдения и выводы с рассуждениями музыкально-творческого характера. В связи с этим встает проблема вычленения из творческого наследия Г.Г.Нейгауза (включающего, помимо научных трудов, также стенограммы занятий, аудиозаписи, обширную исполнительскую деятельность) педагогического содержания. В то же время все творчество Г.Г.Нейгауза, включая исполнительское искусство, оказывало влияние на его педагогические взгляды. Изучение творческого и педагогического наследия Г.Г.Нейгауза в имеющихся исследованиях произведено с позиции обучения исполнительскому искусству; оно не дает его богатейшему опыту выхода из изолированной и профессионально узконаправленной области искусствоведения. В то же время педагогические принципы Г.Г.Нейгауза, перекликаются с идеями развивающего и проблемного обучения, а также педагогики сотрудничества, что делает изучение его опыта в настоящий момент актуальным.
Существующее противоречие в педагогике музыкального образования, связанной с обучением исполнительскому искусству, выражается в том, что положительный педагогический опыт применяется только в узконаправленной исполнительской области и не распространяется на другие отрасли педагогики. Данное противоречие определило актуальность проблемы педагогического изучения творческого наследия Г.Г.Нейгауза для его последующего широкого применения в образовательной практике.
Актуальность и неразработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Педагогическое наследие Г.Г.Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки».
Цель исследования - изучение творческого наследия Г.Г.Нейгауза с позиций современной дидактики и теории воспитания.
Объект исследования - творческое и педагогическое наследие Г.Г.Нейгауза.
Предмет исследования - педагогические принципы и методы Г.Г.Нейгауза и особенности их применения в профессиональной подготовке учителя музыки.
Мы исходили из следующей гипотезы: творческое наследие Г.Г.Нейгауза может быть эффективно применено в профессиональной подготовке учителей музыки при соблюдении следующих условий: 1) систематизации данного наследия с позиций современной теории обучения и теории воспитания; 2) разработки на этой основе методики обучения студентов музыкально-педагогических факультетов, базирующейся на: а) принципах педагогики Г.Г.Нейгауза в их взаимосвязи с общедидактическими принципами развивающего обучения, б) методах развития музыкального мышления (иллюстративные, пояснительные, поисковые, проблемные, творческие).
Для достижения поставленной цели и проверки истинности выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить философско-эстетические основы педагогики Г.Г.Нейгауза.
2. Проанализировать и систематизировать творческое наследие Г.Г.Нейгауза с точки зрения ведущих направлений современной общей педагогики.
3. Разработать и экспериментально проверить методику обучения студентов музыкально-педагогических факультетов на основе применения педагогических принципов и методов Г.Г.Нейгауза.
Методологической основой исследования явились: эстетико-философское учение о «цельности» человека, о единстве нравственного и эстетического, науки и искусства (Вл.Соловьев, Н.А.Бердяев, Л.С.Выготский, Н.И.Киященко и др.); принцип историзма, позволяющий рассматривать все явления музыкальной педагогики в процессе их становления и развития (Б.В.Асафьев, Ю.В.Келдыш, Е.М.Орлова и др.); психолого-педагогическая теория деятельности (П.Я.Гальперин, Н.В.Кузьмина, З.А.Решетова, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский и др.); теория развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, и др.);теория проблемного обучения
А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, В.Оконь и др.); концепция гуманизма и гуманитаризации образования (Ш.А.Амонашвили, О.С.Газман, В.И.Додонов, В.И.Журавлев и др.); теория музыкального обучения и воспитания (Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, В.Н.Шацкая, О.А.Апраксина, Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, Г.М.Цыпин и др.)
В процессе исследования нами применялись следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседа, анализ, педагогический эксперимент.
Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые проведены анализ и обобщение практического опыта педагогики искусства с позиций теории обучения и теории воспитания; педагогическое наследие Г.Г.Нейгауза введено в структуру педагогического процесса профессиональной подготовки учителей музыки.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: проведенное исследование позволило перенести в теорию обучения и теорию воспитания опыт педагогики искусства; сформулированы педагогические принципы Г.Г.Нейгауза как вариант принципов художественной дидактики; выявлено соответствие педагогических принципов и методов Г.Г.Нейгауза основным положениям теории развивающего обучения и педагогики сотрудничества, что определило точки соприкосновения общей педагогики и педагогики искусства.
Практическая ценность исследования состоит в создании методики занятий по спецдисциплинам со студентами музыкально-педагогических факультетов на основе применения основных положений педагогической системы Г.Г.Нейгауза; применение педагогических принципов и методов Г.Г.Нейгауза в процессе специальной подготовки будущих учителей музыки будет способствовать расширению их эрудиции, формированию системного мышления в области философии, педагогики и различных видов искусств, что повысит эффективность образовательного процесса на музыкально-педагогических факультетах педвузов и на уроках музыки в общеобразовательной школе.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Творческое наследие Г.Г.Нейгауза содержит положительный опыт для современной педагогики, так как многие его положения предвосхищают ведущие направления педагогической науки (развивающее обучение, проблемное обучение, педагогику сотрудничества).
2.Творческое наследие Г.Г.Нейгауза является педагогической системой, так как содержит необходимые структурные элементы: цель - развитие личности обучающихся, задачи - общемузыкальное развитие, формирование высокого уровня эрудиции, нравственное совершенствование обучающихся, развитие техники как средства достижения художественной цели; принципы - развивающего и воспитывающего характера обучения, сознательности, творческой активности и самостоятельности обучающихся, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражения комплексного подхода, проведения обучения на высоком уровне трудности, развития познавательных сил личности, рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм работы; методы - иллюстративные, пояснительные, поисковые, проблемные, творческие.
Апробация исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы на базе музыкально-педагогического факультета УрГПУ, в классе предпрофессиональной подготовки школы № 77 г.Екатеринбурга, на кафедре музыкального образования Сургутского государственного педагогического института; в процессе обсуждений на кафедре теории, истории музыки и музыкальных инструментов УрГПУ; в ходе выступлений с докладами на конференциях; путем внедрения разработанной автором методики специальных занятий со студентами в практику работы на музыкально-педагогическом факультете УрГПУ.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Выводы по главе 2
Проанализировав педагогическую систему Г.Г.Нейгауза с точки зрения современной педагогики и выявив структуру педагогического процесса, мы пришли к построению на ее основе экспериментальной методики занятий со студентами музыкально-педагогических факультетов. Данная методика включает следующее:
1. Подбор репертуара в фортепианном классе, и заданий для семинаров по курсу «Теория и история музыкальной педагогики», по уровню сложности, ориентированных на зону ближайшего развития.
2. Беседы, предваряющие и сопровождающие разучивание произведения в фортепианном классе.
3. Установление ассоциативных связей между изучаемыми произведениями и широким кругом явлений искусства.
4.Методы развития внутреннего слуха для создания художественного образа.
5.Поиск приемов воплощения в зависимости от конкретной художественной цели; сравнение приемов звукоизвлечения, аппликатуры, педализации и т.п. во внешне похожих эпизодах, имеющих различный музыкально-художественный смысл.
6.Сравнение и анализ педагогического наследия выдающихся музыкантов прошлого и настоящего в курсе «Теория и история музыкальной педагогики».
7.Сравнение и анализ принципов работы над произведениями одного жанра или стиля в классах разных педагогов в курсе «Теория и история музыкальной педагогики».
8.Постепенное повышение степени самостоятельности студентов как при разучивании фортепианного произведения, так и при подготовке задания для семинара, сопровождающееся повышением уровня сложности.
В результате реализации разработанного плана констатирующего исследования мы пришли к выводу о том, что в процессе специальной подготовки учителей музыки имеются неиспользованные резервы по следующим направлениям: по формированию высокого уровня общей и музыкальной эрудиции, широкого кругозора, развитию внутреннего слуха, по повышению активности и самостоятельности, по развитию самостоятельности мышления и его системности как в курсе «Теория и история музыкальной педагогики», так и на индивидуальных дисциплинах, умению применять категориальный аппарат общей педагогики при анализе и сравнении педагогических систем выдающихся музыкантов и принципах их работы над произведениями одного жанра или стиля.
Проведение формирующего эксперимента показало, что разработанная нами методика является эффективной. Результаты выполнения специальных заданий студентами экспериментальной группы на завершающей фазе эксперимента по всем показателям выше, чем результаты выполнения аналогичных заданий студентами контрольной группы.
Анкетирование и опрос испытуемых экспериментальной группы, проводимые в ходе формирующего эксперимента, свидетельствует о положительном, заинтересованном отношении студентов к занятиям, построенным на основе экспериментальной методики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась.
Изучив педагогическое наследие Г.Г.Нейгауза и проанализировав его с точки зрения современной общей педагогики и педагогики музыкального образования, мы пришли к следующим выводам:
Анализ педагогического наследия Г.Г.Нейгауза с позиций современной педагогики дал возможность сформулировать педагогические принципы Г.Г.Нейгауза как вариант принципов художественной дидактики.
Творческое наследие Г.Г.Нейгауза, изучавшееся ранее преимущественно с позиций искусствоведения, содержит положительный опыт для современной педагогики, так как многие его положения предвосхищают ведущие направления современной педагогической науки (развивающее обучение, проблемное обучение, педагогику сотрудничества). Изучение творческого наследия Г.Г.Нейгауза с позиций современной теории обучения и воспитания позволяет обогатить педагогику достижениями культуры, проанализировать и обобщить многие творческие озарения одного из выдающихся умов XX века.
Творческое наследие Г.Г.Нейгауза является педагогический системой, содержащей все необходимые структурные элементы (цель обучения, задачи, принципы, методы). Произведенное структурирование педагогического процесса, направлявшегося Г.Г.Нейгаузом, дает возможность применить его принципы и методы в других областях, прежде всего в профессиональной подготовке учителей музыки.
Проведенное исследование впервые продемонстрировало возможность введения творческого наследия в области педагогики искусства в структуру педагогического процесса. Данный подход может быть распространен на другие родственные педагогические области.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Марченко, Ирина Петровна, Екатеринбург
1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования //Учебное пособие к спецкурсу «Основы методологической культуры учителя музыки». М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1990. 186 с.
2. Абдуллин Э.Б. Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1982. 134с.
3. Абдуллин Э.Б. Учитель музыки и уходящий XX век// «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности»: Тез. докл. науч.-прак. конф., 25-26 февраля 1999г /Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 1999. С.3-6.
4. Абдуллина О.Л. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. 142с.
5. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни: Соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида. М.: Мысль, 1977. 224с.
6. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335с.
7. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978. 287с.
8. Алексеев А.Д. Работа над музыкальным произведением с учениками школы и училища. М.: Музгиз, 1957. 191с.
9. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. В 3-х ч. 4.1 и 2. М: Музыка, 1988. 416с.
10. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. В 3-х ч. Ч.З. М: Музыка, 1982. 288с.
11. Алексеев А.Д. Русские пианисты. M.-JI.: Музыка, 1948.
12. Алиев Ю.Б. Музыкальное воспитание //Музыкальная энциклопедия. В 3-х т. Т.З., М.: Советская энциклопедия, 1976. С.755-862.
13. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Автореф. дис. .д-ра пед. наук /АПН СССР, Ин-т общих проблем воспитания. М., 1987. 33с.
14. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990.560 с.
15. Амонашвили Ш.А. Основания педагогики сотрудничества /Новое педагогическое мышление. Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1989. С.144-177.
16. Ананьев Б.В. Активизация форм и методов развития духовной культуры личности студента //Межвуз. сб. науч. тр. Вологда, 1991. 104с.
17. Ананьев Б.В. Возрастная психология взрослых (теоретическая и прикладная). Л.: АПН СССР, 1971. вып.1, 144с.
18. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. 339с.
19. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 224с.
20. Апраксина О.А. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов /Музыка в школе, 1983,№ 1. С.30-35.
21. Артемьева Т.Н. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности //Психология развития личности. М., 1981. С.64-67.
22. Арчажникова Л.Г. Основные направления подготовки учителя музыки к воспитательной работе в школе //Совершенствование подготовки учителя музыки на муз.-пед. ф-те: Свердл. пед. ин-т, Свердловск, 1983. С.3-8.
23. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. М., 1984. 1 12с.
24. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. Программа для высших педагогических учебных заведений. М., 1991.
25. Арчажникова Л.Г. К вопросу о структуре профессиональных качеств учителя музыки //Формирование профессиональных качеств учителя музыки в системе высшего заочного педагогического образования. М., 1984. С.5-16.
26. Арчажникова Л.Г. Общие предпосылки исследования вопросов музыкально-педагогического образования //Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. М., 1980. С.4-12.
27. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки.: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М.: АПН СССР, НИИОП, 1986, 36с.
28. Арчажникова Л.Г. Общие предпосылки исследования вопросов музыкально-педагогического образования //Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. М., 1980. С.4-12.
29. Арчажникова Л.Г. Формирование профессиональных качеств учителя музыки в процессе инструментальной подготовки //Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе. Саратов, 1988. С.11-17.
30. Арчажникова Л.Г., Рапацкая Л.А. Развитие теории высшего музыкально-педагогического образования //Советская педагогика, 1989, № 5. С.65-70.
31. Арчажникова Л.Г. Сущность профессионального мастерства учителя музыки //Совершенствование подготовки учителя музыки на муз.-пед. ф-те, Свердловск: СГПИ, 1991. С.3-10.
32. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. 64с.
33. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: Музыка, 1973. 142с.
34. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1и 2.: Музыка, 1971. 376с.
35. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания //Новое педагогическое мышление /Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989. С.206-220.
36. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1985. 208с.
37. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедедакти ческий аспект. М.: Педагогика, 1977. 234с.
38. Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведе ния личности М.: Знание, 1979. 64с.
39. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя музыки в условиях пере стройки. М.: Педагогика, 1989. 207с.
40. Белозерцев Е.П. Совершенствование профессиональной подго товки будущих учителей /Советская педагогика. 1983, № 9. С.61 64.
41. Банфи А. Философия искусства. Пер. с ит. М.: Искусство, 1989 384с.
42. Баренбойм JI.A. А.Г.Рубинштейн. В 2-х т. Т.1. Л.:Музыка,1957.
43. Баренбойм Л.А. А.Г.Рубинштейн. В 2-х т. Т.2. Л.:Музыка,1962 492с.
44. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1969. 288с.
45. Баренбойм Л.А. За полвека /Очерки. Статьи. Материалы. Л.: Советский композитор, 1989. 368с.
46. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполниельство. Л.: Музыка, 1974. 336с.
47. Баренбойм Л.А. Н.Г.Рубинштейн. М.: Музыка, 1982. 278с.
48. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор, 1978. 272с.
49. Бачинин В.А. Духовная культура личности /Философские очерки. М., 1986. 111с.
50. Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург: УрГПУ, 1996. 93с.
51. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Ч.1-я, Свердловск: СГПИ, 1990. 104с.
52. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Философия свободы. М., 1989. 607с.
53. Беркман T.J1. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1970. 101с.
54. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192с.
55. Блинова М.С. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка. 1974.
56. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2, М., 1979. 340с.
57. Бодалев А.А. Психология личности. М., 1988. 188с.
58. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений //Вопросы психологии,№ 2, 1993. С.86-91.
59. Бодина Е.А. Творческая природа музыкального исполнительства /Автореф. дис. .канд. пед. наук., Киев, 1975. 16с.
60. Бодина Е.А. Принципы превращения знаний в личностные убеждения студентов //Формирование профессиональных качеств учителя музыки в системе высшего заочного педагогического образования. М.,1984.С.16-26.
61. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования //Педагогика, №4.С.11-17.
62. Борев Ю.Б. Эстетика. 3-е изд. М.: Политиздат, 1981. 399с.
63. Быстров Г.А. Идейно-нравственное воспитание студентов средствами музыки :Автореф. дис. .канд. пед. наук, Минск, 1986. 18с.1.l
64. Ветлугина H.A. Возраст и музыкальная восприимчивость /Восприятие музыки. Сб. статей Сост. В.Н.Максимов. М.,1980. С.229-244.
65. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.,1968. 415с.
66. Взаимодействие и синтез искусств //Ред. Д.Д.Благой, Б.Ф.Егоров и др. Л.: Наука, 1978. 269с.
67. Волчегурская Н.Б Педагогическая культура учителя музыки (опыт системного исследования): Автореф. дис. .канд. пед. наук, Ростов-на-Дону, 1996. 18с.
68. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1997. 96с.
69. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.-Л., 1996. 416с.
70. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.,1996. 536с.
71. Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд., М., 1986. 572с.
72. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.:АПН РСФСР, 1960. 500с.
73. Выдающиеся советские пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.-Л.: Музыка, 1966. 316с.
74. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы. В кн. Новое педагогическое мышление /Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989. С.221-237.
75. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. 150с.
76. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М., 1968.
77. Гейнрихс И.П. Музыкальная память //Музыкально-педагогическая подготовка учителя /Ученые записки МГПИ им. В.И.Ленина, М., 1972.
78. Гинзбург JI.С. О работе над музыкальным произведением /Методический очерк, 3-е изд. М.: Музыка, 1968. 1 12с.
79. Гладких З.И. Музыкальное искусство в системе гуманитарного знания, Курск, 1996. С.25-26.
80. Голубовская Н.И. Искусство педализации. Л., 1974. 96с.
81. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном исполнительстве //Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.-Л.: Музыка, 1966. С.101-110.
82. Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. М.: Советский композитор,1984. 448с.
83. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества., М.: Изд-во МГУ, 1977. 248с.
84. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования //Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030700 «Музыкальное образование», М.,1995. 33с.
85. Готсдингер А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия //Проблемы музыкального мышления /Сб. статей под ред. М.Г.Арановского. М.: Музыка, 1974.
86. Готсдингер А.Л. Музыкальная психология. М.,1993. 190с.
87. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Музыка, 1966. 224с.
88. Григорьев Л. Платек Я. Современные пианисты: Библиографические очерки. М.: Советский композитор, 1985. 472с.
89. Гришанович Н.Н. Модель специалиста (выпускника педагогического института по специальности 2119 «Музыка и пение») /Науч,-метод. разработка, Минск, 1985. 161с.
90. Гродзенская В. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. 77с.
91. Гуров B.C. Духовная культура молодежи и современность. М.: Мысль, 1993.
92. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Госучпедгиз, 1956. 374 с.
93. Давыдова С.Д. Ценности художественной культуры и творческое развитие личности //Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности /Тез. докл. межвуз. науч,-практич. конф. 25-26 февраля 1999г. Екатеринбург, 1999. С.97-99.
94. Дебелая Ж.М. Формирование самостоятельности студентов в процессе обучения дирижированию на музыкально-педагогическом факультете: Автореф. дис. .канд. пед. наук.М.,1977. 16с.
95. Дельсон В.Ю. Генрих Нейгауз. М.: Музыка, 1966. 186с.
96. Дементьева Л.Е. Формирование эстетической культуры будущего учителя: Автореф. дис. .канд. пед. наук, Вильнюс, 1984. 17с.
97. Дистервег А.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.:Госучпедгиз, 1956. 374с.
98. Днепров Э.Д. Школа и общество //Новое педагогическое мышление /Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989. С.36-63.
99. Донцов И.А. Самосовершенствование личности. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1977. 149с.
100. Донцов И.А. Самовоспитание личности. Философско-этические проблемы. М.: Политиздат, 1984. 285с.
101. Дьяченко В.К. Современная дидактика. Теория и практика обучения в общеобразовательной школе. /4.2 Новая и новейшая педагогическая технология, Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1996. 332с.
102. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Педагогика, 1984. 176с.
103. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. 164с.
104. Загузов Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации (научно-методическое пособие). М., 1993. 114с.
105. Зак Я.И. Статьи, материалы, воспоминания. М.: Советский композитор, 1980. С.100-105.
106. Закон Российской Федерации об образовании //Российская газета, 31 июля 1992.
107. Занков JI.B. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. 440с.
108. Зильберквит М.А. Формирование опорных музыкальных понятий в обучении игре на инструменте на музыкальных факультетах педагогических институтов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1982. 17с.
109. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 480с.
110. Зинченко В.П. Образование, мышление, культура //Новое педагогическое мышление /Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989. С.90-102.
111. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.:АПН РСФСР, 1961.562с.
112. Зинченко П.И., Середа Г.К. Память //Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1976. С.265-267.
113. Иванченко Т.В. Межпредметные связи музыкально-теоретических дисциплин в системе подготовки музыкантов-исполнителей. М., 1988. 213с.
114. Из истории музыкального воспитания //Сост. О.А.Апраксина. М., 1990.
115. Илле М.Е. Музыкальные интересы и духовные потребности молодежи//Социологические исследования. 1990, № 12.
116. Ильина Г.А. Руднева С.Д. К вопросу о механизме музыкального переживания //Вопросы психологии №5, 1971. С.66-74.
117. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы эксперименаль-ной программы по музыке для общеобразовательной школы //Музыкальное воспитание в СССР. М.: Советский композитор, 1978. Вып. 1. С.58-93.
118. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М., 1986.
119. Квасницина З.С. Специфика фортепианной подготовки учителя-музыканта для общеобразовательной школы в педагогическом институте: Автореф .дис. .канд. пед. наук. М.,1970. 20с.
120. Квятковский Е.В. Искусство в нравственном воспитании школьной молодежи //Советская педагогика, 1984, № 8. С. 19-26.
121. Келдыш Ю.В., ред. Музыкальная энциклопедия в 6-ти т. М., 1978.
122. Кирнарская Д.К. Современные представления о музыкальных способностях //Вопросы психологии №2, 1988. С.129-157.
123. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992. 172с.
124. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996. 188с.
125. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983. 224с.
126. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество: О проблеме эстетического творчества в развитом социалистическом обществе. М.: Знание, 1984. 112с.
127. Киященко Н.И. Эстетическая творческая способность //Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М., 1980.
128. Коган Г.М. Избранные статьи. Вып.2. М.: Советский композитор, 1972. 266с.
129. Коган Г.М. У врат мастерства. М.: Сов. композитор, 1977. 264с.
130. Коган Г.М. Работа пианиста. М.: Музыка, 1965, 182с.
131. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Науч.-метод, центр Пензенского гор. отд. образования. 1994. 344с.
132. Комарова А.И. Эстетическое воспитание студентов. Львов, 1984. 160с.
133. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т.1. М.: Учпедгиз, 1939. 320с.
134. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т.2. М.: Учпедгиз, 1939. 288с.
135. Кравчук П.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования. Курск, 1992. 334с.
136. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза (Вопросы истории, теории, методики). М.: Музыка, 1984. 89с.
137. Кременштейн Б.Л. Г.Г.Нейгауз педагог. Методика занятий с учениками и проблемы музыкальной педагогики: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1978. 14с.
138. Кремлев Ю.А. Познавательная роль музыки. М.: Музыка, 1963. 59с.
139. Кузьмина Н.В. Методы системного и педагогического исследования: Учеб. пособие. JL, 1980.
140. Куханович Л.И. и др. Гуманизация образования и создание комфортной среды в вузе. М., 1994. 28с.
141. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Мысль, 1975.
142. Либерман Е.Л. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988. 236с.
143. Лихачев Б.Т. Педагогика /Курс лекций. М.: Прометей. 1992. 528с.
144. Лушников A.M. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений.2-е изд., перераб., доп. /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1994 ,368с.
145. Малинковская А. Вопросы исполнительского интонирования в работах Б.В.Асафьева //Музыкальное исполнительство. М.: Музыка, 1983. С.3-33.
146. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М.: Музыка. 1966. 220с.
147. Марченко И.П. Роль педагогического наследия Г.Г.Нейгауза в современном музыкальном образовании: Результаты НИР (проме-жуточн.) //Педагогика и образование: Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 1998. С.20.
148. Марченко И.П., Федорович Е.Н. Педагогика сотрудничества и актуальные проблемы современного музыкального образования. Ур. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 1999. (Деп. в ИТОП РАО, № 499.) 12с.
149. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. 208с.
150. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань. 1972. 551с.
151. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 268с.
152. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка. 1975. 256с.
153. Методы педагогических исследований /Лекции для студентов педагогических институтов /Под ред. В.И.Журавлева. М.: Просвещение. 1972. 159с.
154. Методы педагогических исследований /Под ред. А.И.Пискунова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика. 1979. 225с.
155. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Советский композитор. 1983. 266с.
156. Минаев Е.А. Проблема преемственности в формировании современного фортепианного педагогического репертуара: Автореф. дис. .канд. искусствоведения. М., 1979. 25с.
157. Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его специальной подготовки: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1989. 32с.
158. Назайкинский Е.И. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка. 1972. 383с.
159. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. М.: Музыка. 1988. 240с.
160. Нейгауз Г.Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. 2-е изд. М.:Советский композитор. 1983. 526с.
161. Немыкина И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки. Свердловск: СГПИ, 1988. 64с.
162. Немыкина И.Н. Методологические аспекты формирования содержательных обобщений в профессиональной подготовке учителя музыки //Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. Свердловск, 1991. С.19-26.
163. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики: Учеб. пособие /Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург. 1993. 64с.
164. Немыкина И.Н. Теоретические основы формирования обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителей музыки. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. 156с.
165. Николаев А.А. Взгляды Г.Г.Нейгауза на развитие пианистического мастерства //Мастера советской пианистической школы. Очерки. М., 1961. С.167-203.
166. Николаев JI.B. Статьи и воспоминания современников. Письма. JL: Советский композитор. 1979. 324с.
167. Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. М., 1986.
168. Оконь В.И. Введение в общую дидактику /Предисл. Т.А.Хмель. М.: Высшая школа, 1990. 382с.
169. Оконь В.И. Основы проблемного обучения М.: Просвещение, 1968. 208с.
170. Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1986.
171. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. «Правда», 14 апреля 1984г.
172. Орлова Е.М. Асафьев Б.В. Путь исследователя и публициста. JT., 1962.
173. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. История. Становление. Сущность. М., 1984.
174. Орлова Е.М. Исследование Асафьева «Музыкальная форма как процесс» //Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. JI., 1971. Кн. 1 и 2.
175. Осипова J1.B. Эскизная форма работы над репертуаром в фортепианном классе музыкального факультета педагогического института: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1974.24с.
176. Очерки по истории фортепианного искусства /Учеб. Пособие /Ред.-сост. А.Николаев, В.Чинаев. М.: Музыка, 1979. 262с.
177. Педагогика /Учеб. пособие /Под ред. П.И.Пидкасистого, М.:РПА, 1996. 602с.
178. Петровский А.В. Нерешенные проблемы перестройки педагогической науки //Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. С.5-35.
179. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 384с.
180. Полякова Е.С. Формирование нравственных качеств учащихся в процессе занятий музыкой /Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1983. 16с.
181. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1986. 280с.
182. Психология. Словарь /Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М.: Политиздат, 1990. 494с.
183. Рабинович Д.А. Г.Г.Нейгауз //Портреты пианистов. М.: Советский композитор, 1962. С.36-64.
184. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994. 141с.
185. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980. 96с.
186. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении //Вопросы психологии №3, 1988. С.33-41.
187. Рапацкая J1.A. Художественная культура учителя музыки. М.:МГЗПИ, 1988. 22с.
188. Рахимбаева JI.A. Формирование обобщенных пианистических знаний, умений и навыков необходимое условие воспитания самостоятельности //Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе. Вып.1, Саратов, 1977. С.36-41.
189. Рахимбаева JI.A. Творческая самостоятельность как фактор формирования музыкально-педагогической деятельности студентов-заочников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1979. 16с.
190. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: МГУ, 1985. 208с.
191. Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л.: Советский композитор, 1961. 271с.
192. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.-Л.: Музыка, 1964. 184с.
193. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование //Педагогика,№5. С. 16-21.
194. Смирнов М.Э. Гилельс педагог //Вопросы фортепианного исполнительства. М.: Музыка, 1968. С.153-172.
195. Смирнова И.Л. Методы овладения репертуаром в профессиональной подготовке учителя музыки (методические рекомендации). Свердловск, 1982. 16с.
196. Смирнова И.Л. Значение фортепианного педагогического репертуара в музыкально-эстетическом воспитании студентов //Преемственность в музыкально-эстетическом воспитании молодежи: содержание, формы, методы. Свердловск: СГПИ, 1985. С.30-35.
197. Смирнова И.Л. Совершенствование процессов запоминания музыкальных произведений в профессиональной подготовке учителя: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1986. 17с.
198. Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Т.1., Томск, 1996. 109с.
199. Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Т.З., Томск, 1996. 143с.
200. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах /Сост., общ. ред. А.Ф.Лосева, А.В.Гулыги. М.: Мысль, 1988. 892 (2)с.
201. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. М.: Советский композитор, 1980.
202. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Изд.2-е, доп. Л.: Музыка, 1975. 64с.
203. Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки /Науч.- метод, сб., вып.2, Воронеж, 1998. 118с.
204. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей, М., 1961.
205. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.:АПН РСФСР. 1961. 536с.
206. Уколова Л.И. Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1991. 20с.
207. Федорович Е.Н. Педагогическая деятельность выдающихся российских пианистов /Учебное пособие. УрГПУ. Екатеринбург, 1998. 80с.
208. Фейнберг Ф.Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1969. 600с.
209. Философский словарь. М., 1987. 590с.
210. Хентова C.J1. Эмиль Гилельс. М.: Музыка, 1977. 279с.
211. Целостный подход к музыкальному образованию и воспитанию (Вопросы высшего музыкально-педагогического образования): Педагогика №1/2, 1992. С.55-60.
212. Хлудова Т.А. О педагогических принципах Г.Нейгауза //Вопросы фортепианного исполнительства: очерки, статьи, воспоминания. Вып. 1 ,М.:Музыка, 1965. С.167-202.
213. Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов. В 3-х ч.Ч.1.М.:ВЛАДОС,1997.448с.
214. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение. 1984. 176с.
215. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1978. 28с.
216. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Интерпракс. М., 1994. 384с.
217. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1975. 106с.
218. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. 200с.
219. Шевченко Г.П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. Киев, 1986. 48с.
220. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций (Опыт исследования проблемы). М., 1997. 89с.
221. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. М.: Советская Россия, 1960. 171с.
222. Щукина Г.М. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1974. 160с.
223. Щукина Г.М. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 301с.
224. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития: в традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского. М.: Тривола, 1994. 168с.
225. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии /Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995. 221с.
226. Яворский Б.Л. Воспоминания, статьи и письма. М., 1964.
227. Яворский Б.Л. Избранные труды, т.2. ч.1 /Общ. ред. Д.Д.Шостаковича М.: Советский композитор, 1987. 366с.
228. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии,№2.1995.С.31 -42.
229. Яконюк В.Л. Профессиональные интересы студентов музыкально-педагогического факультета и пути их развития (Методика музыкального воспитания): Автореф. дис. .канд. пед наук. М., 1977. 16с.
230. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века /Учеб. пособ. для высш. учеб. заведений. М.: Академия, 1996. 416с.