Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Подготовка педагога-музыканта к формированию ценностных ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре

Автореферат по педагогике на тему «Подготовка педагога-музыканта к формированию ценностных ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Баталина-Корнева, Екатерина Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Подготовка педагога-музыканта к формированию ценностных ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Подготовка педагога-музыканта к формированию ценностных ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре"

На правах рукописи

!

БАТАЛИНА-КОРНЕВА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА

I'

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В МАССОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

Специальность: 13.00.08 Теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата наук

Москва 2003 г.

Работа выполнена в Институте художественного образования Российской академии образования

Научный руководитель : кандидат педагогических наук

Школяр Владимир Александрович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Бодина Елена Андреевна кандидат педагогических наук Фоминова Мария Нафтуловна

Ведущая организация: Московский педагогический

государственный университет

е-р

Защита состоится 24 июня 2003 г. в ' & часов на заседании диссертационного совета Д 008.015.01 в Институте художественного образования РАО по адресу 119034, Москва,.Пречистенская набережная, д. 15/1 стр.2 .

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института художественного образования РАО

Автореферат разослан « 2003 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук

9ß,

у/Слс/с-1 -

Л.Н.Мун

1ооЗ'(\

Актуальность исследования. Известно, что каждый исторический поворот вызывает реформирование во всех сферах общественного сознания. Переход к экономической системе "свободного рынка" ознаменовался в первую очередь обращением к западной культуре как "образцу" общественных отношений и фундаменту выработки личностью "стиля жизни" (как принято сейчас говорить - "имиджа"). "Массовый человек", т.е. утративший индивидуальность и живущий по принципу "как все", становится объектом не только художественной литературы, но и научных исследований. "Завоевания" и "достижения" массовой культуры уже давно стали предметом анализа прогрессивных мыслителей Запада и Востока. В творчестве писателей и философов показано, как разложение высокого культурного человеческого сознания, торжество обывательской психологии становится в полном смысле слова опасным для жизни, для цивилизации в целом. Эту же мысль развивают ученые, констатируя, что в общественном сознании разразилась катастрофа - художественная культура воспринимается в современном обществе преимущественно как отчужденный элемент, не затрагивает чувства человека, видится лишь как абстрактная эстетическая ценность. Катастрофа имеет глобальные последствия - нарушение связи времен и преемственности культурных традиций, деградация человеческой духовности. В настоящее время является бесспорным тот факт, что музыкальное искусство становится самым потребляемым компонентом культуры. О ка-честве же потребляемого сегодня массового музыкального искусства кра-сноречиво говорит низведение всего возвышенного до обывательского уровня, воспевание низменных страстей, цинизм по отношению к высоким нравственным идеалам, человеческим чувствам, уголовно-сленговые со-держание и стиль, примитивно-шаблонные жанры и формы.

Положение усугубляется еще и тем, что не видно перспектив противодействия со стороны государства сложившейся политике в сфере культуры, где негативные тенденции не только не пресекаются, но и поддерживаются владельцами средств массовой коммуникации (взять хотя бы некоторые молодежные ТУ-программы и даже целые телевизионные и радио-каналы). Не будем забывать, что основной потребитель массовой музыкальной культуры - молодежь, причем именно школьно-студенческого возраста. Того возраста, когда происходит формирование ценностных ориентации личности, ее вкусов и идеалов. Заметим, что массовая школа, общественные молодежные организации по большей части занимают позицию стороннего наблюдателя процессов, происходящих в массовой культуре, а то и просто пропагандируют "искусство" звезд шоу-бизнеса. В целом ситуация такова, что негативному влиянию массовой му-.

рос. национальная

зыкальной культуры нет планового противодействия со стороны социальных институтов.

По всему этому проблема формирования ценностных (а именно - художественно-эстетических) ориентаций в массовой музыкальной культуре у подростков является актуальной стратегической педагогической задачей на современном этапе развития массового музыкального образования. Большая часть учителей музыки, музыкантов-профессионалов и педагогов дополнительного образования, в силу академической направленности профессионального образования, имеет самое общее, поверхностное представление о современном состоянии массовой музыкальной культуры, о ее воздействии на сознание, мировоззрение и ценностные ориентиры взрослеющей личности. Следовательно, необходима подготовка педагогов-музыкантов, основанная на системе современных научных знаний по данной проблеме, содержащая технологию противодействия «разрушающей» личность ученика массовой культуре.

Раскрытие проблематики исследования потребовало рассмотрения ее содержания в нескольких аспектах.

Философско-культурологический аспект определил методологическую базу исследования в целом. О влиянии музыки на сознание человека говорили философы от Аристотеля, Плутарха до Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, А. Швейцера, А.Ф. Лосева, О. Шпенглера и др. Эта основа позволила обозначить место и роль массовой музыкальной культуры в мировой культуре в целом, особенности и динамику влияния ее на общественное сознание, понять и теоретически обосновать стратегию и тактику противодействия агрессивному характеру современной массовой музыкальной культуры.

Эстетический аспект дал возможность представить само происхождение музыки как реализацию эстетической сущности человека и в первую очередь сосредоточиться на эмоционально-оценочной деятельности, а конкретнее - на ее аксиологической составляющей. Благодаря этому содержание искусства в целом и любого его вида раскрывается на категориальном уровне - на уровне общечеловеческих ценностей (М.С.Каган, А.Н.Сохор, Э.В.Орлова, С.Х.Раппопорт, А.Г.Здравомыслов, В.Ю.Борев, П.С.Гуревич и др).

Понятно, что без музыковедения и музыкознания невозможно определить музыку как вид искусства в единстве ее атрибутов и форм существования (бытования). Исследование проблем массовой музыкальной культуры с этой стороны позволило выявить специфические черты и характеристики, вскрыть источники и закономерности развития и внутренние противоречия этого явления. (Б.В.Асафьев, Е.В.Назайкинский, В.В.Ме-

душевский, Л. Мархасев, У. Сарджент, Ю. Понасье, А.Козлов, Е.Овчинников, А.Троицкий и т.д.).

Важное место занимает психологический ракурс рассмотрения проблем массовой музыкальной культуры. Он позволил проникнуть в механизмы воздействия массовой культуры на формирование личности через восприятие и усвоение конкретных эстетических ценностей путем эксплуатации психофизиологических особенностей подросткового возраста, а также выработать пути противодействия негативу в массовой музыкальной культуре на основе передовых идей общемировой психолого-педагогической науки (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Мухина, В.В.Давыдов, Р.Бернс, Э. Эриксон, А. Маслоу и др).

Социологический аспект позволил высветить регулятивные функции массовой музыкальной культуры, вскрыть социальные предпосылки ее воздействия на общественное сознание, раскрыть механизмы управления и манипулирования интересами и потребностями молодежи, понять закономерность формирования субкультурных сообществ, вырабатывающих новые ценностные ориентации и создающих на их основе определенные временем поведенческие стереотипы (А.Н.Сохор, А. Иванов, А.Я.Флиер, М.С. Каган и др.).

Наконец, собственно педагогический аспект позволил на научной основе использовать конкретные пути, методы, технологии формирования ценностных ориентаций подростка в массовой музыкальной культуре в процессе воспитания-образования, а также обрисовать объем необходимых для этого знаний и умений; создать системы методического оснащения в этой области и вооружить этой технологией педагогов-музыкантов (Д.Б.Кабалевский, Л.В.Горюнова, Л.В.Школяр, Р.А.Тельчарова, Э.Б.Абдуллин и др.).

Многоаспектная проработка проблемы помогла сформулировать аппарат исследования.

Объект исследования - профессиональная педагогическая деятельность в среде подростков, направленная на художественно-эстетическое (музыкальное) образование и воспитание личности.

Предмет исследования - процесс подготовки педагога-музыканта к формированию системы художественно-эстетических ценностных ориентаций подростков в ходе изучения массовой музыкальной культуры.

Цель исследования - теоретически обосновать и разработать педагогические технологии выработки у подрастающего поколения системы ценностных ориентаций, призванной стать источником их саморазвития, самоактуализации личности, вооружить этой технологией педагогов-музыкантов.

Цель, объект и предмет исследования определили его задачи:

1. Изучение научной литературы по проблеме исследования.

2. Разработка концепции исследования и его программы.

3. Создание педагогической технологии формирования у подростков ценностных ориентации в процессе изучения массовой музыкальной культуры.

4.Практическая апробация разработанной технологии и выявление ее эффективности по специальной программе.

5. Разработка системы методического обеспечения подготовки педагогов-музыкантов к формированию ценностных ориентации подростков в массовой музыкальной культуре.

Гипотеза исследования. Подготовка педагогов-музыкантов к формированию художественно-эстетических ценностных ориентации у подростков будет протекать эффективно, если:

- в процессе профессиональной деятельности учитель будет опираться на понимание и осознание учениками культуры как способа существования Человека в мире, человеческого в Человеке;

- будет сформировано у педагога и у учащихся понимание многомерности культурного пространства современности как отражения уровней развития внутренней культуры личности;

- будет воспитано диалектическое понимание содержания и форм массовой музыкальной культуры во всем объеме ее внутренних противоречий, которые заложены и сформировались в ходе ее развития;

- понимание расхождения подлинных ценностей и псевдоценностей в массовой музыкальной культуре станет одним из источников становления личности школьника, выступит стимулом ее нравственно-эстетического, духовного совершенствования;

- система педагогических воздействий, применяемых учителем, будет органически вытекать из природы искусства и психологической природы подросткового возраста, опережая развитие ученика и таким образом влияя на формирование ценностных ориентаций.

Методологической основой исследования послужили философско-эстетические и научно-педагогические труды ученых прошлого и настоящего; диалектический материализм, культурологические концепции М.С.Кагана, А.Ф.Лосева, А.Я.Флиера, О.Шпенглера; интонационная теория Б.В.Асафьева; теория двойственности музыкальной формы В.В.Медушевского; концепция музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского; теория развивающего обучения В.В.Давыдова; труды в области музыкального восприятия Б.М.Теплова, Е.В.Назайкинского и др.

Методы исследования: анализ и обобщение теоретической и на-

учно-методической литературы; формирующий эксперимент как метод художественно-эстетического освоения действительности; направленное педагогическое наблюдение; анкетирование, интервьюирование; метод статистического анализа при обработке результатов эксперимента.

Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке технологии формирования ценностных ориентации современных школьников в массовой музыкальной культуре. Особенностью технологии явилось использование помимо сравнения высоких образцов искусства и низких по качеству артефактов массовой культуры, прежде всего, формирования у подростков внутреннего механизма осознания себя, как носителя, потребителя и создателя этой неоднозначной культуры и соотношения этой самооценки с критическим восприятием ценностей современной культурной действительности. Новым является и подход к изучению явлений массовой музыкальной культуры, исходящий из самой природы искусства.

Практическая значимость исследования видится в разработке технологии формирования ценностных ориентации в массовой музыкальной культуре и в реальной результативности предложенной методики работы с подростками в рамках курса «История эстрады, джаза и рок-музыки», как специального курса, так и в качестве факультативного занятия или логического продолжения предмета «Музыка» в общеобразовательной школе.

Этапы исследования. Первым этапом (1991-1993 гг.) явился анализ философской, социологической, музыковедческой и педагогической литературы по проблемам массовой музыкальной культуры, методологическое обоснование эксперимента.

Второй этап (1993-2001гг) - разработка учебного курса "История джаза, рок- и поп-музыки" , его апробация на базе школы №6 г. Перми и на базе Пермского музыкального училища, создание учебно-методического комплекта (программа, аудио, видео-, нотная хрестоматии, методические рекомендации), ознакомление учителей музыки и педагогов-музыкантов Пермской области с содержанием авторского курса и педагогической технологией.

Третьим этапом (2001-2002гг.) стала корректировка курса в связи с гипотезой и задачами исследования и, как итог - подведение результатов и оформление текста диссертации.

Исследование в целом носило лонгэтюдный характер. Аргументированность и достоверность выводов и рекомендаций обеспечены методологической обоснованностью и логической непротиворечивостью понятийно-категориального аппарата, полидисциплинарным

подходом к анализу теоретического и экспериментального материала, достаточным объемом экспериментальных данных и репрезентативностью выборки; многовариантностью критериев оценки; внедрением результатов исследования в практику.

Апробация результатов исследования была проведена в ходе завершающей стадии последнего этапа эксперимента, в распрос гранении опыта работы по программе факультативного курса "История джаза, рок- и поп-музыки" в ряде общеобразовательных школ г. Перми и Пермской области. Методическое обеспечение педагогов-музыкантов и овладение ими педагогической технологией формирования ценностных ориентации подростков в массовой музыкальной культуре осуществлялось чере! систему курсовой подготовки в Пермском областном институте повышения квалификации работников образования. Теоретические положения исследования были обсуждены в выступлениях на научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы начального и среднего музыкального образования» (Пермь - 1996г.); «Содержание и технологии музыкального образования в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» (Пермь - 1997г); «Вариативность музыкального образования в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» (Пермь - 1998г.); «Учитель и ученик. Педагогика сотворчества» (Пермь - 1998); «Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования» (Москва - 1998г).

Основные положения, выносимые на защиту:

Подготовка педагогов-музыкантов к формированию художественно-эстетических ценностных ориентации у подростков в массовой музыкальной культуре представляет собой целостный педагогический процесс, основной задачей которого является формирование теоретического уровня мышления учителя и ученика, протекающее как овладение общими способами исследовательской деятельности.

Система подготовки учителя к профессиональной деятельности в среде подростков должна включать в себя комплекс научных представлений о явлении массовой музыкальной культуры, знаний о психологических особенностях подросткового возраста, роли ценностных ориентации в становлении личности.

Педагогическая технология формирования ценностных ориентаций представляет собой процесс, вытекающий из природы искусства и психологической природы подросткового возраста и осуществляющийся в логике: от различения ценностей - к их сравнению, через осознание истинных ценностей - к противоречию, через рефлексию противоречия - к

отторжению псевдоценностей, и далее - к активному противодействию.

Результатом погружения взрослеющей личности в сущность массовой музыкальной культуры, исследования ее внутренних закономерностей и противоречий является осознанное противостояние мнимым ценностям массовой музыкальной культуры в самой личности, которое и выступает стимулом ее саморазвития.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложений в виде диаграмм.

Во введении обосновывается актуальность исследования, выявляются его новизна и практическая значимость, определяются гипотеза, объект, предмет, цель задачи, обрисовывается методологическая основа и методы исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Анализ современного состояния массовой музыкальной культуры с методологических позиций» определяется понятийный аппарат исследования; рассматривается роль массовой музыкальной культуры в развитии личности в философско-эстетическом и социологическом аспектах; с психологических позиций исследуется процесс становления самосознания современного школьника; выявляются методологические основы формирования ценностных ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре.

Эти позиции являются фундаментом подготовки педагога-музыканта к профессиональной деятельности в среде подростков, направленной на их музыкальное, а шире — художественно-эстетическое образование и воспитание. Кроме того, на этих научно-методологических положениях базируется предложенная нами концепция развития личности в мире современной музыкальной культуры, которая лежит в основе выработанной педагогической технологии.

Массовая музыкальная культура, как явление искусства, должна быть принята и понята именно как искусство - во всей сложности и специфичности характеристик воздействия на человека. Как искусство массовая музыкальная культура выполняет определенные функции в жизни человека - информирующую, компенсирующую, воспитательную, коммуникативную, развлекательную, релаксирующую и т.д. (социокуль-турологические теории и исследования А.Ф.Лосева, А.Н.Сохора, А.Я.Флиера). Соответственно разнообразно и воздействие этого вида искусства на человека, на его психику, на его личность.

Массовая музыкальная культура сегодня использует многоканальное восприятие человека, с акцентом на чувственную природу. Содержанием

массовой музыкальной культуры, как и любого другого искусства, является опосредованное отражение самой жизни во всем многообразии жизненных явлений. Различны и формы ее бытования - от камерных, клубных типов до многотысячных концертов на стадионах, от исполнения "вживую" до суперсовременных электронных средств воспроизведения, выполненных с помощью последних научно-технологических открытий (исследования А.Козлова, А.Троицкого, А.Иванова). Как особый вид искусства, массовая музыкальная культура имеет свой язык, свои средства выражения. Семантика и семиотика этого языка - предмет отдельного разговора, и более того - самостоятельного исследования.

Исходным положением исследования является факт, что ценностное освоение мира - одна из всеобщих сущностей самой природы человека. Одна из сторон ценностного постижения мира - эстетическое оценивание, и само искусство есть продукт ценностного сознания. Не случайно выражения "художественная модель жизни", "способ существования человека" стали обобщенным смысловым, содержательным значением искусства для жизни человека (философско-эстетические и психологические концепции М.С.Кагана, Л.С.Выготского). Обобщая содержание музыки как оценивание жизни, мы можем определить круг ценностей, которые становятся прообразом произведений музыкального искусства. В логике этого положения массовая музыкальная культура есть также способ и форма опосредованного отражения жизни. Ценности имеют свою иерархию: от высших ценностей — жизни (всеобщих) через соотношение общественного и личного, к субъективным ценностным переживаниям каждого человека. Точкой отсчета в этой иерархии является мега-ценность - общественная природа человека, в сравнении с которой реально видно принижение общечеловеческих ценностей в массовой музыкальной культуре.

В ней природа человека низводится до уровня "групповщины", клановости, со своими мизерными целями, интересами и задачами и с определенной операциональной стороной (то есть какую общественную роль выполняет та или иная социальная группа) и т.д. Основная «сфера» приложения сил массовой музыкальной культуры - корпоративность как норма жизни, причем корпоративность не только в бизнесе и в быту, но и в общественном сознании. Эта норма слишком мала, она явно недостаточна для дальнейшего развития всего человечества, причем развития прогрессивного, где культура в целом, проблемы духовности, нравственности становятся ее смыспожтненными определяющими.

Таким образом, содержательное наполнение основных ценностей человеческой жизни - совести, морали, нравственности, любви (с точки зрения качеств, чувств, ощущений, мировоззренческих выводов с участием

и

этих понятий и т.д.) - раскрывается школьникам через призму человеческой природы и основного смысла жизни. Что самое человеческое в человеке и как оно проявляет себя во всех атрибутах жизни? Эти смысложизненные вопросы специально ставятся перед подростками, ибо поиск ответов на них как раз и заставляет взрослеющую личность думать, рефлексировать, а значит, и оценивать поступки и мысли с точки зрения их ценностного содержания, и, следовательно, - развиваться как самоценной личности.

Исследование опиралось на положение, высказанное С.Л.Выготским о том, что, анализируя произведение искусства, мы, так или иначе, анализируем форму. Потому так важен целенаправленный (с доминантой на ценностях) анализ артефактов музыкальной культуры как движение от ее высокого содержания к форме. Если содержание музыки таково, как сказано выше, то какими должны быть ее формы и язык? Для этого этапа процесса формирования ценностных ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре принципиально, что он не может (и ни в коем случае не должен) обойтись без сравнения с классикой. То есть, когда человек хочет сказать о действительно высоких чувствах, он вынужден будет использовав 1> более сложный, более совершенный, более многомерный язык высказываний, выражения своих эмоций и переживаний.

Язык массовой музыкальной культуры - это «зеркало», отражающее оценку человеком самого себя. Критический взгляд на ценности, предлагаемые массовой музыкальной культурой, рождает сомнение в истинности, подлинности этих ценностей. Необходимо понимать ценностные ориентации личности как постоянный процесс переоценки ценностей. Таким образом, ценностное ориентирование - это не только оценка себя, но и прогнозирование себя как самоценной личности.

Неоднозначность явления массовой музыкальной культуры, множественность ее функциональных воздействий на восприятие и внутренний мир личности, особенно в период ее (личности) становления должны пониматься как имманентно присущее любому явлению противоречие.

Для исследования принципиально, что процесс становления личности подростка-старшеклассника, насыщенный разнообразными, порой антагонистическими мотивами, интересами, подверженный активным внешним влияииям, приводящий к формированию «Я-концепции», рождающий противоречия внутри самой личности, может и должен стать союзником учителя. Понимание расхождения подлинных ценностей и псевдоценностей в массовой музыкальной культуре должно стать одним из источников становления личности школьника, выступить стимулом ее нравственно-эстетического, духовного совершенствования. Для фор-

мирования ценностных ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре необходимо не только учитывать вышеперечисленные факторы, но прежде всего воспитывать диалектическое понимание содержания и форм массовой музыкальной культуры во всем объеме ее внутренних противоречий, которые заложены и сформировались в ходе ее разви гия. Этим проблемам и посвящена вторая глава исследования.

Во второй главе «Педагогические условия становления ценностных (художественно-эстетических) ориентаций подростков» раскрывается педагогическая технология формирования художественно-эстетических ценностных ориентаций в массовой музыкальной культуре у подростков; сформулированы особенности подготовки педагога-музыканта к профессиональной деятельности в среде подростков, направленной на их музыкальное (художественно-эстетическое) образование; изложены принципы построения и содержание курса "История эстрады, джаза и рок-музыки"; производятся анализ и интерпретация полученных результатов.

В представленной концепции формирования ценностных ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре, основные положения сводятся к следующему:

1. Исследование закономерностей массовой музыкальной культуры и особенностей ее развития должно протекать в русле диалектической логики, когда школьники ставятся в позицию исследователя (сравнение, сопоставление и т.д.). Отсюда закономерным стало обращение к теории развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

2. На основе проблематизации обучения учитель организует формирование ценностных ориентаций как процесс постоянного нравственного выбора, связанного с самооценкой себя, как самоценной личности (За что ты себя уважаешь?). Осознание себя как человека постепенно становится основой мировоззрения (что можно представить не как привнесенную извне, а как осознанную самим подростком корректировку "Я-кон-цепции" личности).

3. В соответствии с требованием научного исследования, предлагаемая технология формирования ценностных ориентаций подростков проистекает из природы музыки, которая проявляет себя в диалектичности художественных средств.

Суть предложенной педагогической технологии заключается в раскрытии проблемы человеческого в человеке через способность отличать истинные ценности от псевдоценностей с помощью следующих методов:

- создание противоречий внутри личности путем сравнения ценностей, которыми пользуется личность, и устоявшимися в человечестве гуманистическими ценностями);

- одним из таких противоречий становится противоречие между диалектической сущностью художественного интонирования и художественного времени и их примитивной трактовкой в современной массовой музыкальной культуре;

- на почве разрешения противоречий самой личностью в сторону классических (в ценностно-идеальном смысле) приоритетов — выработка у личности психологических предпосылок к самосозданию своего цен-ностно-ориентационного мира.

Сложность и специфика подготовки педагога-музыканта к формированию ценностных ориентации подростков в массовой музыкальной культуре заключаются в том, что профессиональное музыкальное образование целиком и полностью базируется на фундаменте академической музыки (классической и современной). То есть массовая музыкальная культура остается чужой и малознакомой для основной части учителей музыки, педагогов дополнительного образования (за исключением имеющих увлечения и хобби в этой сфере), чаще всего оказывается, что сами школьники гораздо более информированы и сведущи в области массовой музыкальной культуры.

Таким образом, между ценностными установками и ориентациями подростков и их педагогов возникают как бы «ножницы». Педагог, особенно, когда речь заходит о формировании ценностного отношения школьника к миру должен выступать компетентным экспертом в данной области. Компетентность педагога в сфере массовой музыкальной культуры можно повысить не только освоением большого количества информативных знаний в этой части современной музыки, но и, прежде всего, комплексностью, системностью этих знаний.

В исследовании сформулированы педагогические условия формирования ценностных ориентации подростков в массовой музыкальной культуре, которые должны лечь в основу системы подготовки учителя в виде содержания образования:

1) Теоретическая подготовка, построенная на принципах научно-теоретического мышления, позволяющая учителю получить навыки анализа современных процессов в массовой музыкальной культуре, понимание тенденций развития массовой музыки.

2) Познание природы музыкального искусства как «отражения диалектики жизни, ее противоречий и конфликтов» (В.В.Медушевский).

3) Психолого-педагогическая подготовка, включающая современные теории возрастной периодизации и становления личности, среди которых обязательна теория развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, рассматривающая подростковый возраст, как время становления общест-

венного «Я» человека.

4) Владение системой собственно воспитательно-педагогических средств, формирующих комплексное мировоззрение взрослеющей личности в целом и ее ценностные ориентации в музыке, в частности.

5) разработка и применение учителем системы критериев эффективности педагогического процесса в области музыкального (художественно-эстетического) образования.

6) на основе исследовательской подготовки выработка у учителя способности составлять собственную программу и предлагать школьникам знания о массовой музыкальной культуре в том или ином виде (учебный курс, программа факультатива, внеклассные мероприятия и друг ие формы организации образовательного процесса).

Таким образом, процесс подготовки педагога-музыканта к профессиональной деятельности в среде подростков, направленной на их художественно-эстетическое (музыкальное) образование должен включать в себя не только набор традиционных общегуманитарных, общек) льтурных и предметных дисциплин (история и теория музыки, методика музыкального образования и т.д.), но и комплекс знаний и умений, необходимых для работы с этой категорией учащихся в избранном направлении. Мы предлагаем этот процесс организовать аналогично процессу формирования ценностных ориентаций в массовой музыкальной культуре у учащихся - подростков. Результатом этого должно стать освоение педагогической технологии «изнутри», параллельно с ходом усвоения необходимых историко-теоретических знаний в массовой музыкальной культуре.

Практическая реализация системы подготовки учителя к формированию у подростков ценностных ориентаций в массовой музыкальной культуре осуществлена в рамках факультативного курса на базе музыкально-педагогического факультета Пермского педагогического университета, Пермского государственного института искусств и культуры и в рамках курсов повышения квалификации для учителей музыки. Для выявления результативности процесса и определения акту-альности эксперимента было проведено анкетирование студентов и педагог ов.

Опытно-экспериментальная работа сводилась к нескольким формам: первый блок составили различные опросные методики, второй блок - творческие задания. Необходимым условием эксперимента явилось взаимосвязь метода исследования и методов воспитания и обучения. Методика констатирующего эксперимента включала такие традиционные диагностические показатели, как:

1. Выбор музыкальных предпочтений.

2. Оценка собственных предпочтений в истории мировой музыкальной культуры.

3. Оценка раскрытия содержания музыки.

4. Оценка понимания технологического уровня (технический анализ).

5. Прогнозирование будущих предпочтений (намек на умение подростков предвидеть развитие своих музыкальных интересов - проектная деятельность).

Блок опросных методик направлен на выявление уровня сформированное™ ценностных ориентаций. В ходе исследования нами были использованы различные методики выявления уровней сформированности ценностных ориентаций. При этом избранные нами методики носят одновременно и характер контрольных тестов, и формирующий, развивающий характер, так как вопросы, предложенные в анкете, заставляют школьников, как говорят психологи, "отрефлексировать" ситуацию.

В качестве базовых методик исследования эстетических ценностных ориентаций подростков-старшеклассников в массовой музыкальной культуре нами были избраны две: методика "Измерение художественно-эстетической потребности", разработанная В.С.Аванесовым и широко распространенная методика М.Рокича "Ценностные ориентации" (адаптированный вариант). Последняя служит для использования системы ценностей личности, которые автор делит на терминальные или ценности-цели, и инструментальные или ценности-средства. Терминальные ценности М.Рокич определяет как убеждения в необходимости стремления к какой-либо цели, инструментальные как убеждения в том, что какой-либо образ действий является предпочтительным.

Были разработаны и применены собственные методики опроса. Отличие их от традиционных в том, что они призваны выявить прежде всего психические новообразования старшеклассников, связанные с пересмотром личностью своих позиций в отношении к массовой музыкальной культуре. Оценка сформированности ценностных (в нашем случае - художественно-эстетических) ориентаций осуществлялась по следующей шкале уровней личностного развития:

1 уровень - системно-ценностный (высокий);

2 уровень - мотивированный (средний);

3 уровень - эмотивно-фрагментарный (низкий);

4 уровень - размытый (несформированный).

Данная шкала построена на вариативности оценок в сочетании с их содержательностью. Эти критерии мы применяли для оценки ответов на вопросы тестов и анкет.

Поскольку предложенная технология опирается на деятельностный подход в развитии личности, и следует современным принципам образования: активность, креативность, личностно-ориентированная педагогика, то содержание и методика формирующего эксперимента выражены в системе творческих заданий. Для оценки творческих заданий была разработана следующая шкала:

1 уровень - высокий (отличное выполнение задания, творческое решение, богатое воображение, яркая индивидуальность работы)

2 уровень - средний (хорошее, добросовестно выполненное задание, точное следование шаблону - образцу, элементы воображения)

3 уровень - низкий (поверхностно выполненное задание, неточность в следовании образцу, примитивное воображение)

4 уровень - несформированный (отказ от выполнения творческого задания, отсутствие воображения, копирование работ других учеников).

Для объективности полученных результатов исследование проводилось, как с учащимися обычной общеобразовательной школы, так и со студентами средних специальных учебных заведений.

В ходе исследования были проанализированы в ракурсе избранной проблематики имеющиеся образовательные программы по массовой музыкальной культуре для школьников (Г.А.Айзикович, Л.В.Березовчук) и предложен вариант обучающего курса «История джаза, рок и поп-музыки», составленный в соответствии с принципами развивающего обучения.

Массовое искусство и его артефакты, как утверждают некоторые ученые, значимы только в процессе его восприятия, так как смысл масс-культа ориентирован на определенные потребности аудитории. Поскольку искусствоведческий, художественный подход к массовым жанрам менее развит, нежели идеологический, исторический и социально-психологический, то для исследования были избраны специфические методы искусствоведческого анализа. То есть вместе с учениками в ходе изучения теоретического материала курса "История джаза, рок- и поп-музыки" учитель исследует закономерности развития массовой музыкальной культуры как искусства.

В заключительном параграфе диссертации дан анализ результатов опытно-экспериментальной работы. В рамках констатирующего эксперимента было проведено анкетирование педагогов-музыкантов, проходивших курсовую подготовку и участвующих в семинарах-практикумах. Тактически исследование позволило проследить динамику изменения ценностных ориентаций подростков-старшеклассников в ходе изучения курса "История джаза, рок- и поп-музыки", как варианта знакомства с массовой музыкальной культурой и основными закономерностями ее развития.

Всего разными видами исследования было охвачено 50 педагогов-музыкантов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования г.Перми и Пермской области а также 125 старшеклассников средней общеобразовательной школы №6 г.Перми и студентов Пермского музыкального училища (см. приложение 1 "Социометрический анализ участников экспериментального исследования"). 95 человек составили экспериментальную группу и 30 контрольную группу. Из участвовавших в эксперименте 15 человек - студенты I и II курсов музыкального училища (возраст 15-17 лет), профессионально ориентированны, 80 человек -учащиеся старших классов (возраст 14-16 лет), которые в течение 1 года в качестве факультативных занятий изучали курс "История джаза, рок - и поп-музыки". Контрольную группу составили старшеклассники (15-16 лет), которые не занимались в факультативных группах и не изучали экспериментальный курс. Однако, определенный процент, и достаточно большой (8 человек из 30, или 26,4%) учеников контрольной группы имеют начальное музыкальное образование - окончили детские музыкальные школы, студии, или владеют навыками музицирования. В экспериментальной группе из 80 участвовавших в опросах и выполнявших творческие задания школьников 22 человека (27.5%) также имеют начальное музыкальное образование.Фронтальные замеры по результатам анкетирования в контрольной группе производились 2 раза - в начале учебного года и по его окончании. Кроме того, учащимся контрольной группы было пред ложено выполнить творческие задания (по выбору) в свободной форме также в начале и в конце учебного года.

Реальность и достоверность ожидаемых результатов применения предложенной педагогической технологии была подтверждена статистическими данными, явившимися в ходе обработки анкетирования учащихся и педагогов. В начале учебного года на предложение выполнить творческое задание откликнулись 6 человек из 30 (20%), а реально выполнили его (частично) только 3 человека (10% учащихся), то в конце учебного года в контрольной группе интерес к творческим заданиям заметно возрос - отозвались 17 учеников (56,1%), а реально выполнили задания 12 человек (39,6%), из них 3 человека - полностью, то есть все 4 задания (10 %), остальные частично - от 1 до 3-х заданий.

Таблица «Сформированность ценностных ориентаций»

Контрольная группа Эксперимента льная группа Профессионально ориентированные подростки

Размытые, 8/7 23/11 0/0

формирующуюся систему ценностей, а также сместить акценты в сторону вечных, общечеловеческих ценностей, повысить уровень художественно-эстетической потребности современных школьников, воспитывать умение критически оценивать окружающую музыкальную среду. Результаты анкетирования педагогов указали на актуальность подобной личностно-ориен-тированной педагогической технологии и ее эффективность.

Приоритет личностного самоопределения и уважение к эстетическому опыту другого человека и прошлых поколений, ценность собственной личности, как носителя и создателя культуры общества - вот базовые составляющие выхода из культурного кризиса современности и прогрессивного развития культуры будущего.

В процессе работы над диссертацией автором опубликованы следующие работы:

1. Некоторые проблемы музыкального образования (па примере курса "История джаза, рок- и поп-музыки").// Актуальные проблемы начального и среднего музыкального образования. Пермь.- 1996 - 2стр.

2. Комментарии к программе факультативного курса "История джаза, рок- и поп-музыки". //Содержание и технологии му ¡ыкального образования в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Пермь, ПГПУ, 1997г. - 2 стр.

3. О музыкальном просвещении старшеклассников.// Вариативность музыкального образования в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Пермь, ПГПУ, 1998 - 3 стр.

4. Проблема педагогических технологий в музыкальном образовании (в рамках инновационных процессов). //Учитель и ученик. Педагогика сотворчества. Пермь, ПМУ, 1998 - 4 стр.

5. Музыкальное воспитание, образование и массовая музыкальная культура (проблемы теории, методики и практики).//Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования). М., РАМ им.Гнесиных, 2000 г. - 8 стр.

6. Многомерное культурное пространство современности как отражение уровней культурного развития личности. // Педагогика искусства и интеграция. М., ИХО РАО - 2001г. - 3 стр.

7. Видеообраз и молодежная субкультура.// Музыка в школе № 5, 2001 г.-З стр.

8. История джаза, рок и поп-музыки. Программа факультативного курса // Искусство в школе №№ 2-4, 2001г. -11 стр.

9. Массовая музыкальная культура. /Учебная программа для специальности 051400 "Музыковедение" - Пермь - РИО ПГИИК -2001 г. -8 стр.

/

/

Бум.офсет. Печать офсетная Усл.печ.л. .,25 Формат 60х84\ 16

Тираж 100 экз. Заказ №15_

Отпечатано в типографии ИНИОН РАН

ЦЩ 20 7

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Баталина-Корнева, Екатерина Викторовна, 2003 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МАССОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ С МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ

61. Массовая музыкальная культура и ее роль в развитии личности (философско-эстетический, социологический аспекты)

62. Процесс становления самосознания современного школьника с психологических позиций

63. Методологические основы формирования ценностных ориентаций (концептуальные подходы)

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ.

61. Принципы построения и содержание курса "История эстрады, джаза и рок-музыки"

62. Педагогическая технология формирования художественно-эстетических ценностных ориентаций в массовой музыкальной культуре у подростков.

63. Особенности подготовки педагога-музыканта к формированию ценностных ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре.

64. Анализ и интерпретация полученных результатов

Введение диссертации по педагогике, на тему "Подготовка педагога-музыканта к формированию ценностных ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре"

Новаторство - в том, чтобы в новых условиях защищать вечное " Ролан Быков

Актуальность исследования. Известно, что каждый исторический поворот вызывает реформирование во всех сферах общественного сознания. Переход к "рыночной экономике" (а фактически - возвращение капиталистической формации) ознаменовался в первую очередь обращением к западной культуре как образцу общественных отношений и фундаменту выработки личностью "стиля жизни" (как принято сейчас говорить -"имиджа"). "Массовый человек", утративший индивидуальность, живущий по принципу "как все", становится объектом не только художественной литературы, но и научных исследований. Вероятно, можно подробно не говорить о "завоеваниях" массовой культуры в области культуры и искусства - эти "достижения" уже давно стали предметом анализа прогрессивных мыслителей Запада и Востока (от Бальзака и Драйзера до Хэмингуэя, Маркеса, Стивена Кинга, от Радищева, Толстого до Горького, Булгакова, Зощенко и др.). Особую ветвь в критике массового сознания представляет творчество Марка Твена, Ирвина Шоу, Марта Ларни и др., где показано, как разложение высокого культурного человеческого сознания, торжество обывательской психологии становится в полном смысле слова опасным для жизни, для цивилизации в целом. Эту же мысль развивают ученые, констатируя, что в общественном сознании разразилась катастрофа — художественная культура воспринимается в современном обществе преимущественно как отчужденный элемент, не затрагивает чувства человека, видится лишь как абстрактная эстетическая ценность. Катастрофа имеет глобальные последствия - нарушение связи времен и преемственности культурных традиций.

В настоящее время является бесспорным тот факт, что музыкальное искусство становится самым потребляемым "видом", компонентом культуры. Качество же потребляемого массового музыкального искусства сегодня таково, что о положительном влиянии его на культуру личности и общества в целом говорить не приходится. Низведение всего возвышенного до обывательского уровня, воспевание низменных страстей, цинизм по отношению к высоким нравственным идеалам, человеческим чувствам, уголовно-сленговые содержание и стиль текста, примитивно-шаблонные жанры и формы - все это, к сожалению, давно стало нормой для массовой музыкальной культуры наших дней.

Положение усугубляется еще и тем, что не видно перспектив противодействия со стороны государства сложившейся политике в сфере культуры, где негативные тенденции не только не пресекаются, но и поддерживаются владельцами СМК (взять хотя бы некоторые молодежные TV-программы и даже целые телевизионные и радио-каналы). Не будем забывать, что основной потребитель массовой музыкальной культуры (ММК) -молодежь, причем именно школьно-студенческого возраста. Того возраста, когда происходит формирование ценностных ориентации личности, ее вкусов и идеалов. Заметим, что массовая школа, общественные молодежные организации по большей части занимают позицию стороннего наблюдателя процессов, происходящих в массовой культуре, а то и просто пропагандируют "искусство" звезд шоу-бизнеса. В целом ситуация такова, что негативному влиянию массовой музыкальной культуры нет планового противодействия со стороны социальных институтов. По всему этому проблема формирования ценностных (а именно - художественно-эстетических) ориентаций в массовой музыкальной культуре у подростков является актуальной стратегической педагогической задачей на современном этапе развития массового музыкального образования.

А, следовательно, необходима система подготовки педагогов-музыкантов к формированию ценностных (художественно-эстетических) ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре. Большая часть учителей музыки, музыкантов-профессионалов и педагогов дополнительного образования, в силу академической направленности профессионального образования, имеет самое общее, поверхностное представление о современном состоянии массовой музыкальной культуры, о ее воздействии на сознание, мировоззрение и ценностные ориентиры взрослеющей личности. Поэтому необходимо оснастить педагога системой современных научных знаний по данной проблеме, вооружить технологией противодействия культуре обыденности и повседневности.

Раскрытие проблематики исследования потребовало рассмотрения ее содержания в нескольких аспектах.

Философско-культурологический аспект определил с методологической базой исследования в целом. О влиянии музыки на сознание человека говорили философы от Аристотеля, Плутарха до Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, А. Швейцера, А. Лосева, О. Шпенглера и др. Эта основа позволила обозначить место и роль массовой музыкальной культуры в мировой культуре в целом, особенности и динамику влияния ее на общественное сознание, понять и теоретически обосновать стратегию и тактику противодействия агрессивному характеру современной массовой музыкальной культуры.

Эстетический аспект исследования проблемы дал возможность представить само происхождение музыки как реализацию эстетической сущности человека и дает возможность в первую очередь сосредоточиться на эмоционально-оценочной деятельности, а конкретнее - на ее аксиологической составляющей. Благодаря этому содержание искусства в целом и любого его вида раскрывается на категориальном уровне - на уровне общечеловеческих ценностей (М.С.Каган, А.Н.Сохор, Э.В.Орлова, С.Х.Раппопорт, А.Г.Здравомыслов, В.Ю.Борев, П.С.Гуревич и др.).

Понятно, что без музыковедения и музыкознания невозможно определить музыку как вид искусства в единстве ее содержания, языка и форм существования (бытования). Исследование проблем массовой музыкальной культуры с этой стороны позволило выявить специфические черты и характеристики, вскрыть источники и закономерности развития и внутренние противоречия этого явления. (Б.В.Асафьев, Е.В.Назайкинский, В.В.Медушевский, Л.Мархасев, У.Сарджент, Ю.Понасье, А.Козлов, Е.Овчинников, А.Троицкий и т.д.)

Важное место занимает психологический ракурс рассмотрения проблем массовой музыкальной культуры. Он позволил проникнуть в механизмы воздействия массовой культуры на формирование личности через восприятие и усвоение конкретных эстетических ценностей путем эксплуатации психофизиологических особенностей подросткового возраста, а также выработать пути противодействия негативу в массовой музыкальной культуре на основе передовых идей общемировой психолого-педагогической науки (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Мухина, В.В.Давыдов, Р.Бернс, Э. Эриксон, А. Маслоу и др.).

Социологический аспект позволил высветить регулятивные функции массовой музыкальной культуры, вскрыть социальные предпосылки ее воздействия на общественное сознание, раскрыть механизмы управления и манипулирования интересами и потребностями молодежи, понять закономерность формирования субкультурных сообществ, вырабатывающих новые ценностные ориентации и создающих на их основе определенные временем поведенческие стереотипы (А.Н.Сохор, А. Иванов, А.Я.Флиер, М.С.Каган и др.).

Наконец, собственно педагогический аспект позволил на научной основе использовать конкретные пути, методы, технологии формирования ценностных ориентаций подростка в массовой музыкальной культуре в процессе воспитания-образования, а также объем необходимых для этого знаний и умений; создать систему методического оснащения в этой области и вооружить этой технологией педагогов-музыкантов (Д.Б.Кабалевский, Л.В.Горюнова, Л.В.Школяр, Р.А.Тельчарова, Э.Б.Абдуллин и др.).

В процессе такого всестороннего рассмотрения проблемы исследования было выяснено, что едва ли не единственной возможностью организовать сопротивление нашествию массовой музыкальной культуры становится раскрытие ее негативных сторон в сравнении с высокой человеческой культурой: необходимо как бы "взорвать" увлечение ею изнутри, и тем самым воздействовать на самосознание личности.

Концепция исследования построена на том, что педагог-музыкант для овладения технологией формирования ценностных ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре должен быть не только оснащен необходимым комплексом психолого-педагогических и специально-музыковедческих знаний, умений и навыков, но и сам должен "пройти", испытать на себе весь путь становления личности в мире современной музыкальной культуры.

Исходя из сказанного, идеей исследования стала попытка такой организации процесса постижения массовой музыкальной культуры: через различение - к сравнению, через сравнение - к ценностям, через осознание истинных ценностей - к противоречию, через рефлексию противоречия - к отторжению псевдоценностей, и далее - к активному противодействию. Нам видится, что только так: погружая взрослеющую личность в водоворот массовой музыкальной культуры, в исследование ее внутренних закономерностей и противоречий, можно надеяться выработать осознанное противостояние мнимым ценностям массовой музыкальной культуре в самой личности, что и должно стать стимулом ее саморазвития. Отсюда:

Объект исследования - профессиональная педагогическая деятельность в среде подростков, направленная на художественно-эстетическое (музыкальное) образование и воспитание личности.

Предмет исследования - процесс подготовки педагога-музыканта к формированию системы художественно-эстетических ценностных ориентаций подростков в ходе изучения массовой музыкальной культуры.

Цель исследования - теоретически обосновать и разработать педагогические технологии выработки у подрастающего поколения системы ценностных ориентаций, призванной стать источником их саморазвития, самоактуализации личности, вооружить этой технологией педагогов-музыкантов.

Цель, объект и предмет исследования определили его задачи: 1 .Изучение научной литературы по проблеме исследования.

2.Разработка концепции исследования и его программы.

3.Создание педагогической технологии формирования у подростков ценностных ориентаций в процессе изучения массовой музыкальной культуры.

4.Практическая апробация разработанной технологии и выявление ее эффективности по специальной программе.

5.Разработка системы методического обеспечения подготовки педагогов-музыкантов к формированию ценностных ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре.

Гипотеза исследования. Подготовка педагогов-музыкантов к формированию художественно-эстетических ценностных ориентаций у подростков будет протекать эффективно, если:

- в процессе профессиональной деятельности учитель будет опираться на понимание и осознание учениками культуры как способа существования Человека в мире, человеческого в Человеке;

- будет сформировано у педагога и у учащихся понимание многомерности культурного пространства современности как отражения уровней развития внутренней культуры личности;

- будет воспитано диалектическое понимание содержания и форм массовой музыкальной культуры во всем объеме ее внутренних противоречий, которые заложены и сформировались в ходе ее развития;

- понимание расхождения подлинных ценностей и псевдоценностей в массовой музыкальной культуре станет одним из источников становления личности школьника, выступит стимулом ее нравственно-эстетического, духовного совершенствования;

- система педагогических воздействий, применяемых учителем, будет органически вытекать из природы искусства и психологической природы подросткового возраста, опережая развитие ученика и таким образом влияя на формирование ценностных ориентаций.

Методологической основой исследования послужили философско-эстетические и научно-педагогические труды ученых прошлого и настоящего; диалектический материализм, культурологические концепции М.С.Кагана, А.Ф.Лосева, А.Я.Флиера, О.Шпенглера; интонационная теория Б.В.Асафьева; теория двойственности музыкальной формы В.В.Медушевского; концепция музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского; теория развивающего обучения В.В.Давыдова; труды в области музыкального восприятия Б.М.Теплова, Е.В.Назайкинского и др.

Методы исследования: анализ и обобщение теоретической и научно-методической литературы; формирующий эксперимент как метод художественно-эстетического освоения действительности; направленное педагогическое наблюдение; анкетирование, интервьюирование; метод статистического анализа при обработке результатов эксперимента.

Научная новизна заключаются в теоретическом обосновании и разработке технологии формирования ценностных ориентаций современных школьников в массовой музыкальной культуре Особенностью технологии явилось использование помимо сравнения высоких образцов искусства и низких по качеству артефактов массовой культуры, прежде всего, формирования у подростков внутреннего механизма осознания себя, как носителя, потребителя и создателя этой неоднозначной культуры и соотношения этой самооценки с критическим восприятием ценностей современной культурной действительности. Новым является и подход к изучению явлений массовой музыкальной культуры с точки зрения природы искусства.

Практическая значимость исследования видится в реальной результативности предложенной нами технологии формирования ценностных ориентаций в массовой музыкальной культуре в их художественно-эстетическом ракурсе, а также в возможности широкого внедрения курса "История эстрады, джаза и рок-музыки", как специального курса, так и в качестве факультативного занятия или логического продолжения предмета "Музыка" в общеобразовательной школе.

Этапы исследования. Первым этапом (1991-93 гг.) явился анализ философской, социологической, музыковедческой и педагогической литературы по проблемам массовой музыкальной культуры, методологическое обоснование эксперимента.

Второй этап (1993-2001гг) - разработка учебного курса "История джаза, рок- и поп-музыки" , его апробация на базе школы №6 г. Перми и на базе Пермского музыкального училища, создание учебно-методического комплекса (программа, аудио, видео-, нотная хрестоматии, методические рекомендации), ознакомление учителей музыки и педагогов-музыкантов Пермской области с содержанием авторского курса и педагогической технологией.

Третьим этапом (2001-2002гг.) стала корректировка курса в связи с гипотезой и задачами исследования и, как итог - подведение результатов и оформление текста диссертации.

Исследование в целом носило лонгэтюдный характер. Аргументированность и достоверность выводов и рекомендаций обеспечены методологической обоснованностью и логической непротиворечивостью понятийно-категориального аппарата, полидисциплинарным подходом к анализу теоретического и экспериментального материала, достаточным объемом экспериментальных данных и репрезентативностью выборки; многовариантностью критериев оценки; внедрением результатов исследования в практику.

Апробация результатов исследования была проведена в ходе завершающей стадии последнего этапа эксперимента, в распространении опыта работы по программе факультативного курса "История джаза, рок- и поп-музыки" в ряде общеобразовательных школ г. Перми и Пермской области. Методическое обеспечение педагогов-музыкантов и овладение ими педагогической технологией формирования ценностных ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре осуществлялось через систему курсовой подготовки в Пермском областном институте повышения квалификации работников образования. Некоторые теоретические положения были обсуждены в выступлениях на научно-практических конференциях: "Актуальные проблемы начального и среднего музыкального образования" (Пермь - 1996г.); "Содержание и технологии музыкального образования в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла" (Пермь - 1997г); "Вариативность музыкального образования в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла" (Пермь - 1998г.); "Учитель и ученик. Педагогика сотворчества" (Пермь - 1998); "Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования" (Москва - 1998г).

Методологические и методические вопросы, связанные с ходом эксперимента и проблемами его апробации освещены в ряде публикаций:

1. Некоторые проблемы музыкального образования (на примере курса "История джаза, рок- и поп-музыки").// Актуальные проблемы начального и среднего музыкального образования. Пермь.- 1996 - 2стр.

2. Комментарии к программе факультативного курса "История джаза, рок- и поп-музыки". //Содержание и технологии музыкального образования в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Пермь, 111 НУ, 1997г. - 2 стр.

3. О музыкальном просвещении старшеклассников.// Вариативность музыкального образования в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Пермь, 111 1IV, 1998 - 3 стр.

4. Проблема педагогических технологий в музыкальном образовании (в рамках инновационных процессов). //Учитель и ученик. Педагогика сотворчества. Пермь, ПМУ, 1998 - 4 стр.

5. Музыкальное воспитание, образование и массовая музыкальная культура (проблемы теории, методики и практики).//Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. - М., РАМ им. Гнесиных, 2000 г. - 8 стр.

6. Многомерное культурное пространство современности как отражение уровней культурного развития личности. // Педагогика искусства и интеграция. М., ИХО РАО - 2001г. - 3 стр.

7. Видеообраз и молодежная субкультура.// Музыка в школе № 5, 2001 г.-З стр.

8. История джаза, рок и поп-музыки. Программа факультативного курса // Искусство в школе №№ 2-4, 2001г. -11 стр.

9. Массовая музыкальная культура. /Учебная программа для специальности 051400 "Музыковедение" - Пермь - РИО ПГИИК -2001 г. - 8 стр.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыка традиционно, на протяжении многих столетий, а если заглянуть в историю цивилизации, то и тысячелетий, является способом эстетического и, следовательно, гуманистического развития и совершенствования личности. Сегодня же взрослеющая личность, стоящая на пороге самоопределения себя в жизни и в культуре, сталкивается с целым рядом противоречий. Это - обозначенная еще Т.Адорно в середине прошлого века ситуация "эстетической автономности музыки" при тотальном погружении человечества в музыкальную ноосферу. Это - конфликт между наличием "многих музык" в социокультурном пространстве современности и "сужением мозаики музыкальной культуры и культуры отдельной личности" (А.Моль). Это, о чем говорит Р.Тельчарова, - сужение коэффициента разнообразия личностной музыкальной культуры вокруг эпицентра массовой культуры, ассиметричность пластов музыкальной культуры личности и общества (124; 8).

Действительно, общество вступило в особый период, когда принципиально значимой становится роль музыкального искусства в формировании духовного и нравственного облика слушательских масс. Духовность самой личности и есть развитие самого общества; создаваемая личностями культура в виде материальных и духовных ценностей определяет достигнутую культурно-историческую ступень (уровень) в развитии общества в целом. Однако, если само общество не справляется с тем "монстром", которого породило (имеется ввиду массовая культура), то ему необходима экстренная помощь. В этой ситуации реанимационные функции "службы спасения" может и должно взять на себя образование, в том числе музыкальное. Изложенное в данной работе исследование этой проблематики позволяет сделать следующие выводы.

1. Культура личности - основа культуры общества. А значит и форма, и способ существования Человека в мире, человеческого в Человеке.

Многомерность культурного пространства современности дает полную свободу выбора художественно-эстетических и ценностных предпочтений. Эти множественные параллельные, соприкасающиеся и пересекающиеся, притягивающиеся и отталкивающиеся галактики с собственной системой жизненных ценностей представляют собой своеобразное отражение уровней развития внутренней культуры личности.

2. Педагогическая практика предлагает сложившиеся механизмы ориентирования на ценности, преподносимые в "готовом виде", что препятствует развертыванию процесса восхождения самой личности к ценностям. При этом обесценивается, лишается реальной воспитательной силы педагогический смысл понятия "ориентация", в котором отражается процесс ориентации как проективные действия от замысла до реализации.

3. Необходимо коренным образом изменить сам подход к содержанию образования подрастающего поколения в сфере массовой музыки. Не "прикладная" классификация и систематизация, но сама музыка должна выступать источником развития самосознания, задействуя противоречия внутри личности, создавая проблемные ситуации при столкновении ценностей разного порядка. Принципиально не противопоставляя академическое музыкальное искусство и массовую музыкальную культуру, считая их двумя пластами единого многомерного культурного пространства, тем не менее следует принципиально противопоставить имманентно музыкальные средства художественной выразительности. Серьезная педагогическая задача состоит в том, чтобы максимально использовать юношеский максимализм в общении с ценностями культуры.

4. Необходим "воспитательный механизм", основанный только на диалектическом понимании содержания и форм массовой музыкальной культуры во всем объеме ее внутренних противоречий, которые заложены и сформировались в ходе ее развития. Он может стать источником критического отношения школьников к окружающей их музыкальной ауре современности. Это критическое (оценочное), осознанное восприятие является основой ценностных ориентаций личности в массовой музыкальной культуре. Адекватный всем этим противоречиям механизм - понимание расхождения подлинных ценностей и псевдоценностей в массовой музыкальной культуре и является одним из источников становления личности школьника, выступает стимулом ее нравственно-эстетического, духовного совершенствования.

5. В ходе экспериментального исследования были подтверждены основные положения нашей гипотезы о том, что процесс подготовки педагога-музыканта к формированию художественно-эстетических ценностных ориентаций у подростков может быть эффективным. Необходимыми для этого условиями являются комплекс общекультурных, предметно-музыкальных и психолого-педагогических знаний, умений и навыков, которые позволят педагогу задействовать механизмы внутреннего развития взрослеющей личности, самоопределения старшеклассника в мире и в культуре. Результаты педагогического исследования, проведенного среди старших подростков показали, что воздействие на эмоционально-мотивационную сферу взрослеющей личности позволяет внести коррективы в ее только формирующуюся систему ценностей, а также сместить акценты в сторону вечных, общечеловеческих ценностей, повысить уровень художественно-эстетической потребности современных школьников, воспитывать умение критически оценивать окружающую музыкальную среду.

Приоритет личностного самоопределения и уважение к эстетическому опыту другого человека и прошлых поколений, ценность собственной личности, как носителя и создателя культуры общества - вот базовые составляющие выхода из культурного кризиса современности и прогрессивного развития культуры будущего.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Баталина-Корнева, Екатерина Викторовна, Москва

1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе М., 1983 г, -111 стр.

2. Адорно Т.В. Введение в социологию музыки. М., 1973, в.1 144 стр, в.2 - 155 стр.

3. Айзикович Г.А. История джаза и поп-музыки программа для ДМШ (эстрадная специализация) - М., 1986 г.

4. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассника в культуре. Канд. дисс. Саратов 1997 г.

5. Андреев Ю. Наша авторская. История, теория и современное состояние авторской песни. М., 1991- 270 стр.

6. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993 г. 349 стр.

7. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971 -376 стр.

8. Ашин Г. К. Буржуазная массовая культура. М., Знание, 1988 г. 40стр.

9. Березовчук Л. Массовая музыкальная культура: рок-музыка. СПб, 1996

10. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. 1986 -420 стр.11 .Бернстайн Л. Концерты для молодежи. М., 1991 г. - 227 стр.

11. Бодина Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников. М., 1989-81 стр.

12. Большой энциклопедический словарь.

13. Борев В., Коваленко А. Культура и массовые коммуникации. М., 1995 г.- 79 стр

14. Бычков Ю.Н. Введение в музыкознание. Курс лекций, тема 2: Музыкальная культурология.вып.1, М., 2000 128 стр

15. Возрастная и педагогическая психология/ ред А.Петровского., М., 1979 г.- 288 стр.

16. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 тт. М.,1983

17. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1997 г.- 413 стр.

18. Гольдин JT. Космическое и земное (размышление о месте и судьбе классической музыки в современном обществе). -М., 1989. 63 стр.

19. Голубева Т. Песня в общении молодежи. М., 1988.- 62 стр.

20. Губченко Т.В. Формирование идейно-эстетических ориентаций подростков во внеучебной деятельности. К., 1989 г., канд.дис.

21. Гуревич П.С. Музыка и борьба идей в современном мире. М., 1984 г. — 128 стр.

22. Гуревич П.С. Культурология. — М., 1999 278 стр.

23. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения М. 1996. 542 стр.

24. Демьянчук А. Н. Формирование музыкально-эстетических интересов у старшеклассников канд.дисс. к., 1989 г.

25. Джемс У. Психология М., 1987 -362 стр.

26. Диалектика деятельности и культуры / ред . В.Г.Табачковский К., 1983 296 стр.

27. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М. 1994 г. 240 стр.

28. Еременко К. Музыка от ледникового периода до века электроники. -М., 1991 -21 стр.

29. Ефимов Ю.И. Громов И.А. Человеческий фактор и культура. Л. 1989 -190 стр.

30. Забродин Г., Александров В. Рок: искусство или болезнь? М., 1990 — 94 стр.

31. Зак В. О мелодике массовой песни М., 1979 357 стр.

32. Западные молодежные субкультуры 80-хгг. Научно-аналитический обзор / ред. Н.Л. Полякова. М., 1990 32 с.34.3дравомыслов А.Г. Потребности.Интересы.Ценности. М., 1986 г 221 стр.

33. Иванов А. Феномен массовой молодежной субкультуры в СССР: взгляды, оценки, прогнозы // Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. Новосибирск, 1989 г.

34. Иконникова С.Н. Молодежь и культура М., Знание 1989г. 64 стр.

35. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении М.,1996 464 стр.

36. Ильенков Э.В. Философия и культуры. М., 1991

37. Ильенков Э.В. Психика под "лупой времени. / / Природа, 1970, №1

38. Искусство и массы в современном буржуазном обществе / ред. Д. Житомирский., М., 1979 309 стр.

39. Искусство и эстетическое воспитание молодежи. Сб.ст.М., 1981-335 стр.

40. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. JL, ЛГПИ 1989 г.- 83 стр.

41. Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996

42. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб, 1997г.- 205 стр.

43. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа -М., 1974,328 стр.

44. Каган М.С. Об изучении музыки в контексте художественной культуры // Вопросы методологии и социологии искусства. JL, 1988 с. 110-121

45. Каган М.С. Социальные функции искусства. JL, 1987, 32 с.

46. Кампус Э. О мюзикле.- Л., 1983 128 стр.

47. Кирьякова А.В. теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург., 1996 г. 188 стр.

48. Кле. М. Психология подростка. М., 1991 г. 171 стр.

49. Козлов А. Рок-музыка: история и развитие. М., 1989 г. 54 стр.

50. Козловски П. Культура Постмодерна. М., 1997 г. 240 стр.

51. Коллиер Дж. Становление джаза.- М., 1987 г. — 390 стр.

52. Кон И.С. Психология старшеклассника. -М., 1980 г. 207 стр

53. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.,1984 г.- 335 с.

54. Кон И. Открытие "Я". М, 1978.

55. Конен В.Дж. Блюзы и XX век.- М., 1980 г.- 81 стр.

56. Конен В.Дж. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. -М., 1994 г.-157 стр.

57. Костриков К.Н. Формирование мировоззрения личности и массовая культура, -канд.дис.

58. Кривцун О.А. Ценности культуры и судьбы искусства. М. Знание, 1989 г.,№ 12

59. Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб., 1995

60. Крылова Н.Б. Формирование эстетической культуры личности. М., 1986 г., 64 стр.

61. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М., 1990 г. 146 стр.

62. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М., 1985 380 стр.

63. Куликова И. Музыкальная молодежная эстрада США и стран Запада.-М., 1978-48 стр.

64. Культура : теории и проблемы (под ред. Т.Ф.Кузнецовой).- М., 1995

65. Культурный прогресс : философские проблемы / ред. А.И. Арнольдов М., Наука, 1984 326 стр.

66. Кумиры западной поп- и рок-музыки. / Творческий центр "Резонанс" -М., 1994

67. Леонтьев А.Н. Деятельность Сознание. Личность.- М., 1987 304 стр.

68. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991г. 542 стр.

69. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М., 1997

70. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992

71. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973 -146 стр.

72. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997 г.- 300 стр.

73. Мархасев Л. В легком жанре.- Л., 1986 240 стр.

74. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л. 1988 г. 95 стр

75. Медушевский В.В. Динамика стиля//Культурные ценности : прошлое и современность. М., 1988. С.34-43

76. Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Конркультура и "новый консерватизм" М., искусство. 1981 г. 264 стр.

77. Мельникас JI. Экология современной музыкальной культуры. Вильнюс: ИПКРК, 1986- 118 стр.

78. Моль А. Социодинамика культуры. М, Прогресс, 1973г. 406 стр.

79. Молодежная культура: проблемы и перспектив развития. Горький. 1990 г. 56 стр.

80. Мудрик И.В. -Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. М.1990 г.-189 стр.

81. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997г. 432 стр.

82. Набок И. Рок-музыка: эстетика и идеология. JL, 1989

83. Назайкинский Звуковой мир музыки. М., 1988г.- 254 стр.86.0бухова Л.Ф. Возрастная психология. М. 1996 г. 374 стр.

84. Овчинников Е. История джаза. Вып.1,- М., 1994 г. 238 стр.

85. Овчинников Е. Джаз как явление музыкального искусства. М., 198489.0вчинников Е. Рок-музыка. История. Стили. М., 198590.0зеров В. Некоторые вопросы методики и практики джазового обучения за рубежом. / НИО Информкультура (Искусство), вып.1, 1980 г.

86. Орлова Э.В. Современная городская культура и человек. М., 1987 г. -117 стр.

87. Панасье Ю. История подлинного джаза. Л., 1978 г.- 128 стр.

88. Переверзев Л. От джаза к рок-музыке // Конен В.Д. Пути развития американской музыки. М., 1977г.

89. Перри Р.Б. Общая теория ценностей. М., 1991

90. Петровский А.В. Введение в психологию. М.1995 г. 496 стр.

91. Петровский А.В. Личность.Деятельность.Коллектив. М., 1982 г. -255 стр.

92. Педагогика./ ред. В.П.Сластенина и др.,М.,1997 512 стр.

93. Петрушин В.И. Музыкально-эстетическое воспитание старших школьников в условиях свободного времени. Канд. дисс.

94. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.1994 674 с.

95. Поп- музыка. Взгляды и мнения (сост. Фрадкин Э.) J1.-M., 1977

96. Протасова Н.В. Эстетические проблемы массовых жанров искусства . канд.дисс. Одесса, 1993

97. Разлогов К.Э. Феномен массовой культуры // Культурные традиции и образование. М., 1990, в. 1, 201 стр.

98. Райков. Массовая культура. М.: 1992

99. Раппопорт С. X. Природа искусства и специфика музыки .//Эстетические очерки. Избранное. М., Музыка, 1980.

100. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994 г.-482 стр.

101. Розин В. Культурология., М. 1999 - 344 стр.

102. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-М., 1989 г. в 2-х тт. — 485 стр.-322 стр.

103. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М., 1957 г.- 328 стр.

104. Сакритов Н., Божко Ю. Рок-музыка: сущность, история, проблемы. — М., 1989

105. Сарджент У. Джаз. Генезис.Музыкальный язык.Эстетика.- М., 1987 г. 294 стр.

106. Симоненко В. Лексикон джаза. М., 1981

107. Симоненко В. Мелодии джаза. Антология.- Киев, 1984

108. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.- М.,1995 384 стр.

109. Смолянская Е. Массовая культура развлечение или политика? - М., 1986-142 стр.

110. Соколов Э.В. Культура и личность. JI., 1974 Г.-228 стр.

111. Соколов Э.В. Культурология. М. 1994 272 стр.

112. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992 — 560 стр.

113. Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. JL, 1980.Г. 304 стр.

114. Сохор А. Социология и музыкальная культура. М., 1975 г. 202 стр.

115. Сохор А. О массовой музыке // Музыка XX века. Л., 1980

116. Социология контркультуры. -М. Наука, 1980

117. Столович. В.Н. Жизнь- творчество человек: функции художественной деятельности. М., 1988, 415 стр.

118. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры. Книга для учителя. М., 1991 г.- 158 стр.

119. Тельчарова р.А. музыкальная культура личности как предмет философского анализа. М., 92 докт.дисс.

120. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1985 г. -328 стр.

121. Торшилова Е.М. Ценностные ориентации современных школьников// Вестник РАО, 2001 г.

122. Троицкий А. Рок в Союзе. М., 1991 г. - 203 стр.

123. Тоффлер. А. Третья волна. М., 1999г.- 235 стр.

124. Тоффлер А. Культурошок. М. 1997 г. 461стр.

125. Феофанов О. Рок музыка вчера и сегодня. М., 1978 158 стр.

126. Философско-эстетический словарь. М., 1989 г.

127. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. Академический проект, 2000 г.- 496 стр.

128. Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1994

129. Фрейд 3. Неудовлетворение культурой // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М., 1991

130. Хейзенга Й. Homo ludus. -М., 1992-458 стр

131. Хижняк Н. Парадоксы рок-музыки: мифы и реальность. — К., 1989 -142 стр.

132. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь . Ростов, 1997-238 стр.

133. Художественная культура и развитие личности. М., 1987 г.- 222 стр.

134. Чернова Е.А. Формирование ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте. — канд. дисс.

135. Чередниченко Т.В. Кризис общества — кризис искусства: музыкальный авангард и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. М., 1987 г. -187 стр.

136. Шестаков В.П. Мифология XX века. Критика теории и практики буржуазной "массовой культуры" М., 1988 г 220 стр.

137. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973 г. 343 стр.

138. Шнеерсон Г. Американская песня. М.: 1977 г. - 182 стр.

139. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993 г.- 591 стр.

140. Цукер. И рок, и симфония. М., 1993 г. - 301 стр.

141. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М-Рига,1995.

142. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М. 1995 г. 414 стр.

143. Эриксон Э. Идентичность: юность Кризис. М.,1996

144. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996 592 стр.

145. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., Наука, 1979 г. 264 стр.