автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Подготовка студентов к профессионально-художественной деятельности в школе
- Автор научной работы
- Багдасарова, Валентина Егоровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2003
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Багдасарова, Валентина Егоровна, 2003 год
Введение.
Глава 1. Теоретические основы подготовки студентов, будущих учителей технологии, к профессионально-художественной деятельности в школе.
1.1. Ретроспективный анализ подготовки в России студентов, будущих учителей труда (технологии), к работе в школе.
1.2. Дизайн как один из видов профессионально-художественной деятельности в школе.
1.3. Возможности подготовки студентов, будущих учителей технологии, к профессионально-художественной деятельности в школе . 52 Выводы по главе 1.
Глава 2. Опыт подготовки студентов, будущих учителей технологии, к профессионально-художественной деятельности в школе.
2.1. Варианты подготовки студентов, будущих учителей технологии, к профессионально-художественной деятельности в школе, выявление педагогических условий и критерий оценки профессионально-художественного становления студентов.
2.2. Общий замысел и ход опытно-экспериментальнеой работы.
2.3. Оценка результатов подготовки студентов к профессионально-художественной деятельности в школе.
Выводы по главе 2.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Подготовка студентов к профессионально-художественной деятельности в школе"
Актуальность исследования. Изменения, имеющие место в политической и социально-экономической сферах российского общества, неизбежно отражаются и на стратегии школы и, соответственно, системе профессиональной подготовки в вузе.
Переход средней общеобразовательной школы на обучение интегрированной образовательной области «Технология», объединяющей техническое, трудовое и художественное образование по дизайну, создал противоречия между содержанием традиционной подготовки учителя трудового обучения и новыми требованиями, предъявляемыми к учителю технологии, способного решать вопросы проектирования и художественного конструирования.
Как показал анализ литературы, наметились противоречия и между необходимостью дизайнерского обучения студентов факультета технологии, и возможностями педагогической практики в направлении их подготовки к профессионально-художественной деятельности в школе.
Отсюда актуальность исследования заключается в острой необходимости подготовки средствами дизайна будущих учителей технологии, не имеющих художественного начального образования, к профессионально-художественной деятельности учителя в школе, где будущие учителя выступали бы как организаторы художественно-трудового обучения нового типа и как организаторы пространственной среды школы, способные в ее условиях решать интегрированные задачи, соответствующие времени и научно-техническому прогрессу.
Поворот общеобразовательной школы к целостному развитию личности учащихся потребовал изменений в подходе к целям, содержанию и организации учебной работы студентов в высшей школе и перепрофилирования деятельности соответствующих кафедр педагогических вузов, модернизации учебных планов, пересмотра специализации выпускников, введения новых предметов, обеспечивающие профессиональную подготовку будущих учителей технологии. Поэтому, с учетом выявленного противоречия, проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие подготовку будущего учителя технологии к профессионально-художественной деятельности в школе?
Объект исследования: Профессиональная подготовка в педагогическом вузе будущих учителей технологии.
Предмет исследования: Подготовка в педагогическом вузе будущих учителей технологии к профессионально-художественной деятельности в школе.
Цель исследования: Выявление педагогических условий подготовки в педагогическом вузе будущего учителя технологии к профессионально-художественной деятельности в школе.
Гипотеза исследования: Подготовка студентов, будущих учителей технологии, в педагогическом вузе к профессионально-художественной деятельности в школе станет успешной, если она будет:
- ориентирована на развитие творческих способностей студентов, на понимание ими художественных ценностей, на развитие у их художественно- педагогических умений;
- учитывать особенности студентов, не имеющих художественного начального образования;
- направлена на развитие художественной позитивной мотивации к овладению профессионально-художественной деятельностью;
- включать в себя художественное проектирование и конструирование, компьютерный дизайн, педагогическое проектирование художественно-трудовой деятельности, методику обучения дизайна;
- осуществляться разнообразными формами и методами организации учебной деятельности; реализована преподавателем, который будет готов к ее осуществлению и сотрудничеству со всеми участвующими в этом процессе. В ходе исследования решались следующие задачи:
- провести ретроспективный анализ подготовки учителей труда (технологии) в педагогических вузах России;
- раскрыть сущность дизайна как профессионально-художественной деятельности;
- выявить возможность подготовки учителей технологии к художественно-профессиональной деятельности в школе; экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие успешность подготовки будущих учителей технологии к профессионально-художественной деятельности в школе;
- оценить результаты опытной работы по подготовке студентов к профессионально-художественной деятельности в школе.
Методологическую основу исследования составили: положения теории деятельности, ориентирующие на необходимость развития художественной мотивации; системный подход в подготовке студентов к дизайнерской деятельности и личностно-деятельностный подход к рассмотрению психических явлений, связанных с овладением профессионально-художественной деятельностью.
В качестве методов исследования использовались: теоретический анализ научной и учебно-методической литературы; включенное наблюдение; диагностика профессиональной мотивации учения; изучение продуктов деятельности студентов; сравнительный анализ динамики профессионально-художественного развития будущего учителя. Этапы исследования:
Первый этап - 1995-1996 г., изучение и анализ философской, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, формирование концепции исследования.
Второй этап - 1996-1998 г., ретроспективный анализ подготовки студентов педагогических вузов, будущих учителей труда (технологии) к профессиональной деятельности.
Третий этап - 1998-2001г., формирующий: разработка, апробация и корректировка обучающих программ профессионально-художественной деятельности, изучение мотивации студентов и качества учебных работ, выполненных ими в процессе учебной деятельности.
Четвертый этап - 2001-2002, обобщающий: проанализированы и сформированы итоги опытно-экспериментальной работы, сделаны выводы, оформлены исследовательские материалы.
На защиту выносятся следующие положения:
• современный учитель технологии — это специалист, владеющий многообразными средствами трудового обучения, художественного проектирования и конструирования, компьютерным дизайном, педагогическим проектированием художественно-трудовой деятельности и методикой обучения дизайну, способный создавать пространственную среду развития школьников;
• профессионально-художественная деятельность выступает, во-первых, как деятельность художников разных профилей, предполагающая профессиональное обучение, во-вторых, как педагогическая деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для художественного образования, развития и саморазвития личности воспитанника, выбора им возможностей для творческого самовыражения, и на организацию пространственной среды школы;
• дизайн, как сложный междисциплинарной вид познавательной, художественной, проектной и творческой деятельности студентов, влияет на развитие их творческих и художественных способностей и интересов, способствует формированию профессионально важных качеств будущего учителя технологии для работы в школе;
• педагогические возможности дизайна в подготовке будущего учителя технологии к профессионально-художественной деятельности в школе реализуются, если программа этой подготовки будет:
- ориентирована на развитие творческих способностей студентов, на понимание ими художественных ценностей, на развитие их художественно- педагогических умений;
- учитывать особенности студентов, не имеющих художественного начального образования;
- направлена на развитие художественной позитивной мотивации к овладению профессионально-художественной деятельностью;
- включать в себя художественное проектирование и конструирование, компьютерный дизайн, педагогическое проектирование художественно-трудовой деятельности, методику обучения дизайна;
- осуществляться разнообразными формами и методами организации учебной деятельности;
- реализована преподавателем, который будет готов к ее осуществлению и сотрудничеству со всеми участвующими в этом процессе.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что результаты исследования, с одной стороны, дополняют существующие научные знания о подготовке специалистов в области профессионально-художественной деятельности по изобразительному и неизобразительному искусству, а, с другой стороны, кардинально меняют взгляды на подготовку по пластическому (пространственному) искусству в вузе студентов нехудожественных факультетов, которые не имеют художественного начального образования.
Научная новизна результатов исследования состоит в том что:
- выделены характеристики образа современного учителя технологии;
- уточнено понятие «профессионально-художественная деятельность учителя»;
- выявлены возможности дизайна в профессиональном становлении учителя технологии;
- обоснованы условия реализации педагогических возможностей дизайна, включенного в систему подготовки учителя технологии;
- установлены особенности и типичные затруднения в подготовке будущих учителей технологии к профессионально-художественной деятельности.
Достоверность научных результатов обеспечивается четкостью выбранных методологических позиций; использованием соответствующих методов, адекватных научным целям и задачам исследования; продуманностью и последовательностью опытно-экспериментальной работы.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в разработке научно-методических рекомендаций, раскрывающих педагогические условия, пути и совокупность приемов осуществления профессионально-художественной подготовки в вузе для студентов, не имеющих художественного начального образования, к работе в школе; в разработке образовательных программ по рисунку, основам дизайна, дизайна объектов труда и интерьеров в профессионально-художественной подготовке учителей технологии, утвержденных и одобренных Министерством образования Российской Федерации.
Внедренные результаты данного исследования используются автором в работе со студентами РГПУ им. А.И.Герцена, Академии сервиса и экономики в г. Санкт-Петербурге, г. Калининграде, г. Советске.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на: кафедре дизайна ФТиП и совете факультета; на семинаре аспирантов кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена; в тезисах и докладах на конференциях в РГПУ им А.И.Герцена в С-Петербурге, 1995 г., С-Петербурге (1-3 февраля 1996 г.); в г. Мозыре (27-29 мая 1996 г.), г. Екатеринбурге (26-28 ноября 1996г.), г. Брянске 13-16 мая 1997 г.); г. Ульяновске (23-26 мая 1997 г.), г. Туле (8-10 апреля 1997 г.), г. Нижним Новгороде (1997 г.); г. Новгороде (28-31 января 1998 г.); на страницах газеты «Педагогические Вести» № 15-16 (С-Петербург, 1998 г.); Первой Всероссийской конференция «Дизайн в России: проблемы теории и практики в С-Петербурге (9-10 декабря 1998 г.); г. Пушкин, 24-25 апреля 2001 г)., г. Архангельске ( февраль, 2002 г.), г. Москва (октябрь 2002 г.).
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
На основании научных данных по проблеме исследования сделат вывод, что подготовка преподавателей дизайна в нашей стране ранее не осуществлялась и психолого-педагогические аспекты такой подготовки не разрабатывались. Изучение литературы по проблеме подготовки студентов педагогических вузов на художественно-графических факультетах и факультетах технологии к профессионально-художественной деятельности в школе показало ее фрагментарность, которая не давала целостного представления о содержании, принципах, формах построения учебного процесса и методиках его осуществления. Отечественные программы представляли собой кусочек программы профессиональной подготовки дизайнеров без учета образовательного уровня и интересов студентов, при призрачной связи со школой. В них не раскрылись межпредметные связи и не рассматривался промышленный, графический и компьютерный дизайн, способствующий этим связям, отвечающий современным требованиям (научно-техническому росту и рыночным отношениям). В программах не была отражена и педагогическая направленность на школу.
Западный опыт показал, что преподавание дизайна в Великобритании и США направлено на художественно-экономические цели, где отмечается разношерстность содержания предмета и проблема внедрения его в педагогическую концепцию школы. Опыт Японии позволил выявить, что основная цель подготовки сводится к формированию всесторонне-развитого человека через соединение трудового и художественного образования. Содержание обучения охватывает большой диапазон позитивных знаний, которые студенты не успевают усвоить, их интерес направлен в сторону изящных искусств, отсюда проявляется нежелание будущих учителей Японии преподавать дизайн в школе.
На основании проведенного анализа, ОЭР и полученных положительных результатов подготовки многопрофильных специалистов для работы в общеобразовательной школе нами были разработаны и апробированы необходимые педагогические условия и содержание нормативных курсов по художественной деятельности, которые наилучшем образом содействуют развитию у студентов творческой активности, формированию профессионально-важных качеств и педагогической направленности на работу в школе.
В качестве основных педагогических условий подготовки специалиста нашего профиля должны быть: учет особенностей студентов, не имеющих художественного начального образования; создание условий развития художественной позитивной мотивации к овладению профессионально-художественной деятельностью; разработка специальной программы, ориентированной на развитие творческих способностей студентов, на понимание художественных ценностей, на развитие их художественно- педагогических умений; включение в содержание программы художествен-ного проектирования и конструирования, компьютерного дизайна, педаго-гического проектирования художественно-трудовой деятельности и методики обучения дизайна; использования разнообразных форм и методов организации учебной деятельности; готовность преподавателя к ее осуществлению и сотрудничеству со всеми участвующими в этом эксперименте.
Результаты рисуночного теста показали, что только 1/3 часть студентов ФТиП способны успешно решать художественные задачи. Результаты ОЭР и анкетных данных, отзывы студенток об обучении художественной деятельности показали, что у всех появились осознанные цели в освоении пластического (пространственного) искусства. В процессе ОЭР произошло позитивное развитие студентами мотивов на базе сформированной педагогической направленности, стремления к учению проявлялось в реальных способностях по художественной деятельности, что помогло получить высокие результаты обучения. Полученные показатели наглядно свидетельствуют о новообразованиях в личности студентов, о росте их творческой активности, художественных способностях и профессионально важных качеств, что подтверждается эффективностью выявленных нами педагогических условий.
Направленность на педагогическую профессию имеет существенное значение, так как является целью нашего длительного исследования, формирующего положительное отношение студентов к учительской деятельности. Так за счет подготовки студентов по художественной деятельности число студентов утвердившихся в желании работать в школе увеличилось в два с лишним раза.
Анализ ОЭР по исследуемой нами проблеме, результаты которого были изложены во второй главе, показал необходимость и возможность формирования в вузе у студентов не имеющих начального художественного образования системных знаний, умений и навыков по художественной деятельности средствами дизайна, как наиболее целостного и ценностного компонента познания пространственного (пластического) искусства. Наш подход к организации профессионального образования в целом отражает установки и тенденции современного обучения студентов посредством интегрированных курсов при подготовки многопрофильного специалиста -профессионала нового типа. Он способен в изменяющейся социальной ситуации реализовать свой личностный творческий потенциал на ниве образования.
Выявленные нами условия в подготовке студентов позволяют преодолевать стереотип профессионального мышления будущего педагога, раскрепостить его личность, дать возможность каждому выявить художественно-творческую сторону индивидуальности, разбудить личную заинтересованность в успехе дела; преодолеть боязнь нововведений, способствует развитию творческой активности студентов и склонностей к инновации.
Изучение теории и практики художественной деятельности в процессе ее познания помогает студентам глубже понять структуру учебно-воспитательного процесса по преподаванию дизайна в образовательном области «Технологии», выделяя внутренние элементы художественной деятельности: многообразный социальный опыт, включающей в себя знания, умения и навыки, и внешние элементы художественной деятельности, которые способствуют осмыслению ее социального опыта и постепенному овладению им.
Студенты, прошедшие обучение по такой модели подготовки, могут более уверенно внедрять в образовательную практику предмета «Технология» полученные знания, умения и навыки, руководить творческими проектами школьников, решать задачи по организации пространственной среды школы.
В нашей ОЭР по подготовке студентов к профессионально-художественной деятельности подтвердились некоторые выводы ученых по учебной деятельности.
Таким образом, ОЭР подтвердила, что подготовка по художественной деятельности студентов ФТиП является значимым фактором становления личности студентов в их профессиональной деятельности и ее совершенствования, психологический механизм, которой заложен во взаимодействии потребностей, целей и мотивов, выступает движущими силами этой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического анализа и данных многолетней практики подготовки учителей трудового обучения для школ в диссертации делается вывод о том, что система профессионального образования по подготовке учителя технологии имеет богатую историю становления и развития. На всех этапах эта система ориентировала учителей труда на подготовку школьников для промышленности и сельского хозяйства. Качество выполнения этого заказа определялось как особенностями социально-экономической и политической ситуации, так и степенью развитости самой системы профессионального технологического образования. Характерно, что проблемы, связанные с профессиональной подготовкой учителя труда (технологии), актуализировались всякий раз с изменением взглядов на качество подготовки, зависящего от роста научно-технического прогресса и вхождения в рыночные отношения.
Длительный, противоречивый и сложный путь профессиональной подготовки будущих учителей трудового обучения детей в школе объективно выявил две тенденции: диверсификацию и гуманизацию трудовых процессов, как в вузе, так и школе; содействие практической реализации культурологической парадигмы в современном образовательном процессе, направленной на целостное развитие личности школьников.
Обзор проблемы совершенствования профессиональной подготовки студентов вузов в новых социально-экономических условиях показал, что к основным направлениям относится: введение вариативности, фундаментальности, интегрированного знания как основного блока профессиональной подготовки, применение педагогических и информационных технологий, различных имитационных форм активного обучения, формирование рефлексивной «надстройки», способностей перестраиваться и приобретать новые специальности, развитие творчества, самостоятельности, предприимчивости, гибкости, динамичности, стрессоустойчивости, обоснованного риска, смещение акцента контроля знаний на развитие мыслительных процессов студентов.
Исследования, по рассмотрению дизайна как одного из видов художес-венной деятельности, показали, что ученые рассматривают художественную деятельность как часть культуры, способом которой является искусство, которое содействует эстетическому восприятию и освоению действительности развивает художественный кругозор, формирует ценностные ориентации в области искусства, обогащает эмоциональную сферу личности, выявляет и развивает ее творческие способности.
Анализ литературы показал, что развитие и становление западного и отечественного дизайна шло разными путями. Западный дизайн формировался как коммерческий, объекту придавался привлекательный вид с целью конкуренции товара на рынке сбыта и получения большей прибыли. Дизайн при этом, рассматривался как проектирование вообще. Иначе развивался дизайн в России. Особенность заключалась в развитие его как художественной деятельности в области пространственного (пластического) искусства, в основном как агитационного. Исследование показало, что дизайн следует рассматривать как проектный междисциплинарный вид художественно-технической деятельности, взаимосвязанный с искусством, культурой, наукой, техникой, осваиваемого посредством художественного предвидения и проектирования предметной среды, в зависимости от влияния спроса, образа жизни, идеалов и индивидуальных или общих предпочтений, сложившихся или складывающихся в обществе с учетом научно-технических достижений. Согласно определению, принятому на международном семинаре в Бельгии, дизайн является одним из сложнейших и универсальных видов творческой и познавательной деятельности человека, так как в нем используются все достижения духовной и материальной культуры общества. Особенность дизайнерской деятельности заключается в специфически эстетическом способе целостного осмысления процессов и явлений. В нем воедино слиты два направления творческих поисков - от функции к форме и от формы к функции. Методом дизайнерской деятельности является художественное конструирование. Наука, изучающая дизайн -техническая эстетика, ее философский аспект - организация пространственной среды. Обучение дизайну включает в себя содержание всех видов пластического (пространственного) искус-ства (изобразительного и неизобразительного) и поэтому имеет большие возможности для развития личности.
Обучение дизайну затрагивает такие стороны интеллектуальных и творческих способностей, которые никаким другим способом не могут быть развиты столь же эффективно. Установлено, что обучающиеся дизайну студенты лучше адаптированы к социальным изменениям, более общительны, имеют больший творческий потенциал, отличаются изобретательностью, инициативой, фантазиией, оригинальностью, волевыми качествами, здравым смыслом, последовательностью, логичностью, критическим отношением к себе. Дизайн способствует формированию интегрированных профессио-нально-важных качеств будущего учителя технологии в соответствии с предъявляяемыми современными требованиями и овладению им культурой проектной и навыками творческой деятельности. Отсюда, современный учитель технологии, выступает как специалист широкого профиля, способный помочь учащимся в их становлении не только посредством трудового обучения, но и художественной деятельности.
Уточнено понятие профессионально-художественная деятельность учителя это педагогическая деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для художественного образования, развития и саморазвития личности ученика, выбора им возможностей для творческого мовыражения, и направленная на организацию пространственной среды школы.
На основе проведенного обзора по рассмотрению вопроса о возможностях подготовки учителя технологии к профессионально-художественной деятельности в школе выявило, что такие возможности есть, к ним относятся:
- Исследования западных ученых в области психологии, по проблеме профессионального становления индивида и влияния этого процесса на формирование личности и творчества, выявили профессиональные типы людей и возможность овладение ими деятельностью, обладающей существенными общими признаками, приводящие к формированию у них сходных черт личности, обусловленных идентичностью профессиональных требований к психологическим и психофизиологическим особенностям человека Каждая профессия определенным образом сказывается на развитии специфических функций памяти, мышления, моторики, формирует особые личностные качества. Этот подход исследует формирование профессионализма индивида во взаимосвязи с развитием его целостной личности и знаменует собой важный сдвиг в методологии труда и личности. Традиционный подход к становлению профессионала предполагал рассмотрение человека труда как системы, обладающей заранее заданным набором отдельных психических качеств, психофизических функций, обеспечивающих нормальное приспособление работника к требованиям специальности. Профессиональная пригодность трактовалась в качестве изначально присущего индивиду качества, проявляющегося при вступлении человека в предназначенную ему сферу труда. Тем самым признавалась статичность, ригидность этого свойства, ограниченность возможностей его способностей.
Обнаружены возможности подготовки студентов, будущих учителей технологии к профессионально-художественной деятельности в школе, к ним относятся:
- Факторы сближения инженерной и художественной деятельности которые дают возможность путем интегрированного обучения развить у студентов, будущих учителей технологии, необходимые профессионально важные качества, Согласно существующей концепции, все психические механизмы человека, выступают как элементы систематической художественно-творческой способности. Актуальна точка зрения исследователей, раскрывающая взаимосвязь и взаимодополняе-мость различных видов деятельности, открывающая большие возможности для проявления склонностей, способностей, интересов и удовлетворения потребностей личности, включенной в деятельность.
- Позитивная мотивация, которая может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно развитых специальных способностей или недостаточного запаса у обучающихся требуемых знаний, умений и навыков, а развитие отдельных способностей, это не столько совершенствование их самих, сколько развитие связей между ними. Значимым является и механизм переноса, при котором овладение приемами умственной деятельности в одной области благотворно сказываются на умственной деятельности в другой области, в силу его синтетического характера.
- Использование психотехник, педагогических и информационных технологий и точное их воспроизведение.
- Готовность педагога-художника к сотрудничеству с коллегами и интегрированному обучению студентов с помощью адекватной технологии.
- Использование графического компьютерного дизайна, дает студентам, не имеющих специального художественного начального образования, большие возможности в разработке и реализации собственного художественного замысла при проектировании объектов труда, так как представляет некую синтезированную способность к познанию, созиданию, обогащению, ориентацию в ценностях, она органично влита во все другие виды деятельности и формирует художественную культуру человека.
- Подготовка по дизайну, как специфической сферы деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом (т.е. как проектирование вообще и как искусство, в частности).
- Позитивная направленность будущих учителей технологии на профессионально-художественную деятельность в школе, которая зависит от его сущности учебной профессионально-художественной деятельности, которая определяется уровнем его сознательности, осмысленности, целенаправлен-ности, ответственности, компетентности, нравственными социальными установками, активностью и общением, как специфическими способами человеческого существования.
Понимание определяющего значения мотивации для учебной деятельности особенно значимо для нас при обучении студентов ФТиП профессионально-художественной деятельности в вузе не развивавших ранее свои художественные способности и не имевших начального художественного образования.
Профессионально-художественная деятельность как сложно-структурное личностное образование связано с духовно-материальной и потребностной сферой личности имеет множество объективных и субъективных сторон, которые определяются требованиями к компетентности будущего учителя «Технологии», а также развитием его интереса и направленности на выбранную профессию. Изучение этих вопросов привели нас к разработке модели поэтапной подготовки студентов, в которую входили аудиторные и неаудиторные формы организации работы.Нами представлены различные пути и способы работы со студентами: метод художественного проектирования, ознакомительная практика в ОЭР, встречи с лучшими учителями — выпускниками факультета, экскурсии, работа в СНО, посещение и обсуждение выставок и т.д.
В диссертационном исследовании (Приложение I-IX) даны методические рекомендации по одному из учебных курсов: принципы отбора содержания и организации учебного процесса по дисциплине «Специальное рисование», описана модель поэтапного формирования и развития у студентов психолого-педагогических и специальных знаний и умений, художественного мышления и творчества на трех этапах обучения, описаны применяемые методы и наблюдения усвояемости содержания трех художественных дисциплин.
Определены критерии объективно отражающие изменения в профессионально-художественной подготовке студентов и выявлены возможности студентов а) в подготовки их средствами дизайна как оптимального способа развития творческой и познавательной активности личности, б) развитие художественных способностей по неизобразительному искусству у студентов не имеющих начального художественного образования, в) определены общепедагогические и художественно-педагогические способности студентов, г) выявлены профессионально важные качества.
Экспериментально проверен алгоритм формирования позитивной мотивации на освоение художественной деятельности, способствующей формированию педагогической направленности будущих учителей.
Разработана модель многопрофильного специалиста не имеющего начального художественного образования для работы с детьми в школе по выполнению творческих проектов.
Результаты полученные после проведения занятий (аудиторных и неаудиторных) со студентами в течении трех лет были включены в математическую обработку и представлены в диссертации в виде сводных таблиц с комментариями. Устойчивость полученных положительных результатов в процессе экспериментального обучения свидетельство его репрезентивности.
Убедительными данными подтверждалась проверка гипотеза нашего исследования.
Полученные нами результаты по выявлению художественных способностей, профессионально-художественного роста студентов, художественно-творческой активности, мотивации и педагогической направленности, позволили подтвердить, что а) существует прямая взаимосвязь между уровнем развития художественных способностей и художественно-педагогическими способностями, б) между направленностью на профессиональную деятельность в школе и мотивацией овладения художественной деятельности в вузе.
Так высокая положительная мотивация к художественной деятельности способствовала компенсации недостаточного уровня специальных, художественных способностей студентов группы № 3 (с низкими показателями). Их проекты были более оригинальные, чем их сокурсников с высоким и средним уровнем специальных способностей, но с недостаточно развитой мотивацией на художественную деятельность.
Совокупность теоретических и эмпирических положительных результатов, выявление и создание необходимых условий для реализации профессионально-художественной деятельности на факультете, целенаправленная организация эксперимента, математическая проверка полученных данных позволили доказать обоснованность выдвинутой нами гипотезы.
Данное исследование предлагает к использованию методику проведения занятий по разработанной нами модели, которая обеспечивает гарантированно высокие результаты обучения студентов.
Раскрытие педагогических возможностей дизайна, как самого сложного вида познавательной и творческой деятельности, емкого по объему и содержанию, междисциплинарного, интегрированного вида художественной деятельности, оптимального средства развития личности будущего учителя «Технологии», использование средств активизации творчества студенток, научно-теоретические обоснования подготовки многопрофильного специалиста к профессионально-художественной деятельности в школе подчеркивают новизну исследования.
В процессе ОЭР нами разработаны, на основе действующего государственного образовательного стандарта, авторские образовательные программы по профессионально-художественной подготовке учителей технологии, которые были утверждены и одобрены Министерством образования Российской Федерации.
Даны научно-методические рекомендации, раскрывающие пути осуществления профессионально-художественной многопрофильного подгото-ки студентов не имеющих художественного начального образования для работы в школе. Специфика этой работы состоит органическом соединении деятельности преподавателей всех кафедр и студентов, превращая их профессионально-художественную подготовку в динамическую систему требующую четкой организации.
Весь ход исследований и ОЭР со студентами показал, что подготовка многопрофильного специалиста на ФТиП при условии его включения в профессионально-художественную деятельность на основе интеграции психолого-педагогических, инженерно-технических и общих художественных знаний, а также практических занятий, может существенно обогатить формирование педагогов нового типа, их профессиональную культуру, художественные способности и творческое мышление. Установлено что под влиянием художественной деятельности гуманизируется мировоззрение студентов, содействуя становлению профессионально-важных качеств будущих учителей.
Проведенное исследование подтвердило, что комплексный интегрированный подход при подготовке студентов к профессионально-художественной деятельности в школе способствует успешному достижению поставленных нами цели.
Подготовленный по нашей модели специалист на базе полноценного образования может успешнее осуществлять через культурологическую парадигму образовательного процесса, включающего Природу, Культуру и Социум, которая объективно полнее удовлетворяет разнообразные запросы развивающейся личности школьников, и лучше готовит их к вхождению в реально существующей мир.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Багдасарова, Валентина Егоровна, Санкт-Петербург
1. Абульханова-Славская К.А., Деятельность и психология личности,- М.: Наука, 1980, с.335.
2. Александров Н.В. Лучше готовить будущих учителей-воспитателей: / О работе педагогических вузов в свете Постановления ЦК КПСС и «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы»/, нар. Образование, 1979, № 8.
3. Александров Н.В. Совершенствовать подготовку и повышение квалификации учителя, Сов. Педагогика, 1978, № 8 .
4. Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия у детей, М., Просвещение, 1964.
5. Ананьев Б.Г., Человек как предмет познания, Л.: ЛГУ, 1968, с. 339.
6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания, М., 1977 .
7. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности, М., МГУ, 1971.
8. Анциферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития, В кн.: Принцип развития в психологии. - М., наука, 1978.
9. Асмолов А.Г., Деятельность и установка, М.: МГУ, 1979, с. 151.
10. Асмолов А.Г., Психология личности- М.: МГУ, 1990, с. 367
11. Арефьев Г.С. Социальная активность. (Проблемы субъекта и объекта в социальной практике и познании), М., Политиздат. 1974.12.
12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие, Прогресс, М., 1974.
13. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства, Прометей, М.,1994.
14. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей, М., наука, 1977, с. 184.
15. Артемьева Т.И. Психология способностей и всестороннего развития личности, В кн. : Принцип развития в психологии, - М., Наука, 1978. С. 142-155.
16. Архангельская Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитиеличности, М., Знание, 1978, с. 64.
17. Асеев В.Г. Программа мотивации и личность, В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. - М.: Наука, 1974, с. 122-144.
18. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М,: Мысль, 1976, с. 158.
19. Асенин С.В. и Немцов И.Б. Познавательная и воспитательная роль искусства, М.: Высшая школа. 1967, с. 144.
20. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание, М., 1925.
21. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества, С-П.: РХГИ, 1997.
22. Батищев Г.С., Деятельная сущность человека как философский принцип, -В сб.: Проблема человека в современной философии, М.: Наука, 1969, с.73-144.
23. Бархин Б.Г., Методика архитектурного проектирования, М:, Стройиздат, 1993.
24. Белов А.А., Художественное конструирование и трудовое обучение в школе и педагогическом институте, JI. 1977, стр. стр. 4; V Царскосельские чтения, том 8, С-Пб., 2001, с. 133.
25. Белов А.А., Гвоздев Е.М. Композиция в декоративно-прикладном искусстве, Образование, С-П., 1992.
26. Божович Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М.,1968, с.422.
27. Бондаренко Н.И. О системе подготовки учителей трудового обучения «Советская литература», 1974, №1.
28. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение, М., 1978.
29. Буева Л.П., Личность и среда, В сб.: Ребенок в системе коллективных отношений. -М.: 1972, изд-во пед. О-ва РСФСР, 1972, с. 3-16.
30. Буева Л.П., Общественные отношения и общение. В сб.: -Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975, с. 136-150.
31. Буцаев П.И. Художественный интерес как фактор формирования эстетических способностей старшеклассников. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.канд. пед.наук, JL, 1976.
32. Васильева З.И. Проблема единства обучения и воспитания с позиции комплексного подхода, В сб. науч.трудов: Нравственное формирование личности в коллективе. - JL: J11 ПИ, 1978.
33. Варламов Р.Г.,Струков О.Д. Элементы художественного конструирования и технической эстетики, Советское радио, М., 1980 .
34. Верб М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников: Учеб. пособие для студентов пед. институтов Л., ЛГПИ, 1980.
35. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь, АО Икар, 1993.
36. Волков Е.В. Проблема содержания и форм в искусстве. М.: Знание, 1973.
37. Вопросы теории эстетического воспитания. Под ред. Апресяна Г.З. М., 1970 с. 110.
38. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества, М., 1999, с.7.
39. Выготский JI.C. Психология искусства, Искусство, М, 1968 .
40. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте, Просвещение, М., 1991.
41. Васильева З.И., Куценко В.Г. Критерии выявления мотивов учения и способных формирования у старшеклассников, В сб. Пед. Проблемы формирования познавательных интересов учащихся, ЛГПИ, 1976.
42. Гальперин П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа. Вопросы психологии, 167. № 6.
43. Ганелин Ш.И. Дидактический принцип сознательности. -М., АКН РСФСР, 1961.
44. Гвоздев Е.М., Принцип «химера» для обучения творчеству художествен, конструирования и оценки предметов предпринимательства. Сб. Дизайн1. России. С-Пб., с.47
45. Грановская P.M., Березная И.Я.,Григорьева А.Н., Восприятие и признаки формы, М:, 1981;
46. Грановская P.M., Березная И.Я.,Интуиция и искусственный интеллект, Л., 1991.
47. Грановская P.M., Крижанская Ю.С., Творчество и преодоление стереотипов, СПб: OMS, 1994.
48. Горшкова В.В. Влияние интереса к художественной деятельности на совершенствование учения, В сб.: Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, ЛГПИ, 1981.
49. Горшкова В.В. Взаимосвязь познавательной и художественной деятельности в учебном процессе как фактор формирование активности школьников, -В сб. ЛГПИ, 1983.
50. Джидарьян И.А. Оместе потребностей, эмоции и чувств в мотивации личности, В кн. Теоретические проблемы психологии личности. - М.: Наука. 1974.
51. Дижур А.Л. и Мунипов В.М. Художественное конструирование: состояние и перспективы. М.: Знание, 1976. С. 64. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика», № 10).
52. Ежеленко В.Б. Теория метода в педагогике. Л., 1989.
53. Ежеленко В.Б. Методообразующая сущность структуры педагогического процесса. Л., 1991.
54. Журкин А.А. Отношение подростков к изобразительной и художественно-оформительской деятельности, В сб. ЛГПИ, 1979.
55. Журкин А.А. Художественно-оформительская деятельность и ее знание для развития личности школьников, В сб. ЛГПИ, 1983.
56. Заир-Бек Е.С. Влияние предметно-практической деятельности на активизацию учения школьников, В сб. ЛГПИ, 1981.
57. Заир- Бек Е.С. Влияние общения в учебном процессе на формированиепознавательных интересов школьников, В сб. ЛГПИ, 1983.58. .Занков JI.B. Наглядность и активность учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, 1960.
58. За эстетическое воспитание школьников в труде. Школа и пр-во, № 2
59. Зеленое JI.A. Некоторые вопросы формирования эстетических способностей и потребностей В кн.: Проблемы эстетического воспитания., М., 1970.
60. Зеленов JI.A. Типология субъектов эстетической деятельности. Горький, 1972.
61. Зеленов Л.А. Эстетическое развитие личности., -В кн. Проблемы этикии эстетики., вып. 1. Ленинград. 1973.
62. Зеленухина Л.В. Эстетика, этнография, быт. М., Ленпромбытиздат, 1994.
63. Зимняя И.А. Педагогическая психология, Ростов-на-Дону, 1997.
64. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика и проблемы комплексного подхода к изучению трудовой деятельности. В кн.: Эргономика. Труды ВНИИТЭ. - М.: ВНИИТЭ, 1976, № Ю, с. 28-59
65. Зись А.Я. Искусства и эстетика. Введение в искусствоведение, 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1974.
66. Зюзин Д.И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема, -М.: Наука, 1978.
67. Иванов В.П. Человеческая деятельность познание - искусство. - Киев, 1977.
68. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972.
69. Искусство в системе культуры. Л., 1987.
70. Искусство и эстетическое воспитание. Тезисы докладов в Всероссийской конфепенции «Методологические проблемы эстетического воспитания учащихся», апрель 1973., М.: РСФСР, Пед.общ.центр.совет. Институт эстетического воспитания. 1973.
71. Искусство и художественное развитие учащихся. Сб. Науч. трудов. JL: ЛГПИ, 1977.
72. Исследование художественных интересов школьников. Под общ. Ред Ю.У. Фохта- Бабушкина. Е.Б.Квятковского, М.: Педагогика, 1974.
73. Кабалевский Д.Б. Эстетическая культура и школа. Сов. Педагогика, 1970, № 1.
74. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: АКН РСФСР. 1968.
75. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике, изд. Ленинградского университета, 1963.
76. Каган М.С. Начала эстетики. М.: Искусство, 1964.
77. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974.
78. Каган М.С. Философия культуры. С-П.: ТОО ТК Петрополис, 1996.
79. Каган М.С. Эстетики как философская наука С-Пб.: Петрополис, 1997
80. Каган М.С., Системный подход и гуманитарное знание., л., 1991
81. Казакина М.Г., Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л., 1989, с. 83 .
82. Кардовский Д.Н. Об искусстве.
83. Кардовский Д.Н. О принципах и методах обучения рисованию. Пособие по рисованию, М., 1938.
84. Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура. Типы (социологический аспект). Саратов, 1974.
85. Кикнадзе Д.А. Потребность, поведение. Воспитание. М.: Мысль, 1968.
86. Казаринова В.И. Красота, вкус, экономика, Экономика, М., 1985.
87. Крутецкий В.А. «Психология математических способностей школьников. -М.: Просвещение, 1968. с. 385-386.
88. Коган Л.Н. Художественный вкус. М.: Мысль, 1966.
89. Коган JI.H. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание. 1979.
90. Ковалев А.Г., Психология личности, М.
91. Кон И.С., Социология личности, М.:Политиздат, 1967, с. 383.
92. Конникова Т.Е. Формирование коллектива и его влияние на личность школьника. В кн. Теория и методика коммунистического воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пед. Ин-тов. Под. ред. чл.-кор. АКН СССР Г.И.Щукиной. - М.: Просвещение, 1974.
93. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображение., Наука, Новосибирск, 1975 .
94. Костюк Ц.С. Принцип развития в психологии. В кн.: Методологичские проблемы психологии. - М.: Наука. 1969.
95. Коськов М.А. Предметное творчество. С-П., 1996.
96. Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М., 1979.
97. Корш унова Н.Н., Корш. унова Т.Ю., Профессиональный портрет выпускника факультета технологии и предпринимательства, С-Пб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2001.
98. Кузин B.C. Психология, Под ред. Б.Ф.Ломова. М.: Высшая школа, 1982.
99. Кузьмина Н.Б. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967.
100. Куценко В.Г. Проблемы измерения и оценки качества психолого-педагогической подготовки учителя, Тула, 1992., педагогические проблемы подготовки трехпрофильного специалиста, Сборник, Подготовка учителя-художника, Л., 1975.
101. Кулиткин Ю.Н., Су1хобская Г.С., Личность. Внутренний мир и самореализация.С-Пб, 1996, с 77.
102. Левитов Н.Л. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1968.
103. Ленинградская школа дизайна, М., ВНИИТЭ, 1990, с. 3, 7,
104. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность., М., Политиздат, 1975. с 304.-стр. 12,23
105. Леонтьев А.Н. Проблемы деятельности в психологии., -Вопросы философии, 1972, № 9
106. Леонтьев А.Н., Проблемы развития личности М.:МГУ, 1972, с. 575.
107. Леонтьев .А.Н., Категория деятельности в современной психологии. -Вопросы психологии, 1979, №3, с. 11-15.
108. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.
109. Лихачев Б.Т. Теоретические и практические основы системы эстетического воспитания школьников в условиях развитого социалистического общества. Сов. Педагогика, 1978.
110. Личность, Внутренний мир и самореализация, Идея, концепции, взгляды. С-П.: Тускарора, 1996.
111. Ломов Б.Ф., Общение и социальная регуляция поведения индивида. В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М.: Наука, 1976.
112. Ломов Б.Ф., Общение как проблема общей психологии. М.: Наука, 1975, с. 124-135.
113. Ломов Б.Ф., О путях развития психологии.: Вопросы психологии, 1978, № 5, с. 31-43.
114. Луначарский А.В. О народном образовании. (Статьи и речи за период 1917-1929 гг.). М.: АКН РСФСР, 1958.
115. Максимова В.Н. Межпредметные связи и формирование познавательного интереса. В сб. Пед. проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Вып.2. - Л.: ЛГПИ, 1975.
116. Мастера советской архитектуры об архитектуре, под. ред. Бархина М.Г., Мб, 1975, т. 1,с. 31.
117. Маркарян Э.С. Системное исследование человеческой деятельности. 1972,10, Вопросы философии
118. Марнынов Ф.Т. Эстетическая деятельность и художественное отражение. Сверловск, 1973.
119. Матюшин A.M. Актуальные проблемы психологии высшей школы. М.: Знание. 1977.
120. Махмутов М.И. Проблемы обучения. М.: Педагогика, 1975.
121. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.
122. Менчинская Н.А. Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников. М.: Просвещение, 1963.
123. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педогогика, 1973.
124. Мясищев В.Н. Личность и отношение человека. В кн.: Проблемы личности. - М.,1969.
125. Научно-технический прогресс, Словарь, под ред. Янговской Р.Г., М:, Политиздат, 1987.
126. Николов Л. Структура человеческой деятельности. М., 1984.
127. Нестеренко О.И., Краткой энциклопедии дизайна. М.: Молодая гвардия, 1994, С.24
128. Образование XXI века: проблемы, прогнозы, модели, проекты, СПб, ЛОИРО, 1998,
129. Ожегов С.И., Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1987, С. 711
130. Новейший философский словарь. С-пб., 2000.
131. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. Под ред. Шацкой В.Н. М.: АПН РСФСР, 1955.
132. Оганов А.А. Произведение искусства и художественный образ. М.: Знание, 1978.
133. Основы современной философии, С-Петербург, 1997, гл.Х .
134. Павлова М.Б., Питт Д. Образовательная область Технология, Теоретические подходы и методические рекомендации, Иорк, 1997.
135. Панчешникова Л.М. Проблемы методической подготовки будущего учителя (в педвузе). Сов.педагогика, 1979.
136. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Сб.науч.трудов ЛГПИ им.А.И.Герцена. Отв.ред. Г.И.Щукина. -Л. ЛГПИ, 1976.
137. Пермяков А.А. Коллективный труд школьников и его воспитательные возможности. М.: АПН РСФСР, 1961.
138. Петровский А.В. О психологии личности. М.: Знание, 1971.
139. Петровский В.А. Личность в психологии. М.:Ростов-на-Дону, 1996.
140. Печерский М.С. Эстетическое воспитание на уроках труда (в 3-4 классах)-М.: Просвещение, 1970.
141. Печчееи А. Человеческие качества. М., 1985.
142. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность школьников в обучении., Москва, 1980.
143. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). М.: Педагогика, 1972.
144. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г., Психологодидактический справочник преподавателя высшей школы. М., 1999.
145. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1970.
146. Подготовка учителя-художника. Л. ЛГПУ им. А.И.Герцена, 1975.
147. Полозова Т.Д., Карл Маркс и проблемы эстетического воспитания. М.: Знания, 1969.
148. Пономарев Я.А., Психология творчества. М.: Наука, 1976.
149. Пономарев Я.А., Психика и интуиция. М.: Изд. полит. Литер., 1967.
150. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.
151. Пономарьков С.И. Декоративное и оформительское искусства в школе : Учеб.пособие для студентов худ.графич.фак.пед.ин-тов. М.,1976.
152. Попков В.А. Эстетика социалистического труда. М.: Знание, 1978.
153. Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпохусоциальных реформ, межвузовская научно-методическая конференция, СПб, СПбГУП, 1999.
154. Проблемы совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя. Межвузовский об.научн.трудов. Под ред.проф. А.И. Щербаков. -Л.: ЛГПИ, 1980.
155. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания, Петербургская концепция. С-П.: Гос. унив-т пед. Мастерства, 1994.
156. Программы, Трудовое обучени: е Технологии с 1- 11 кл.- М., 1996.
157. Программы восьмилетний школы на 1973-80 учебный год. Изобразительное искусство IV-VI классы. М.: Просвещение, 1979.
158. Программы восьмилетний школы на 1975-1976 уч.год. Трудовое обучение IV-VIII классы. М.: Просвещение, 1975.
159. Программы педагогических институтов. Основы декоротивно-оформительского искусства. (Школьного декоративное дело). Для специальности № 2109 «Рисование, черчение и труд»). М.: Просвещение, 1975.
160. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990.
161. Психология формирования и развития личности., (Под ред. Анциферовой Л.П.,М., 1981.
162. Психология труда и личности учителя: Сб.научн.тр.ЛГПИ им.А.И.Герцена: Под ред.А.И.Щербакова. Л.: ЛГПИ, 1976.
163. Радионова Н.Ф., Педагогические основы взоимодействия педагогов и старших школьников в учебно-воспитательном процессе. Дисс. .док. пед. наук , - Л., 1991, с.470 .
164. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. -М.: Мысль, 1969.
165. Расчетина С. А., Взаимосвязь целей и мотивов воспитания в воспитательном процессе, Дисс. .док. пед. наук, - Л., 1989, с.375.
166. Раппопорт С.Х. Природа искусства и специфика музыки. В кн.: Эстетические очерки. Вып. 4, М., 1975.
167. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции., М., 1972,
168. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М.: Высшая школа, 1990.
169. Реан А.А., Психология изучения личности. С-Пб, 1999.
170. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
171. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. М., Просвещение, 1982.
172. Ростовцев Н.Н., Соловьев С.А. Техническое рисование: Пособие для студентов худ-граф.фак. М.: Просвещение, 1979.
173. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии, М,.: Учпедгиз, 1946.
174. Рубинштейн С.Л., проблема деятельности и сознания в системе советской психологии, В сб.: Психология, Движение и деятельность. Ученые записки момск. Ун-та, 1945, вып. 90, с. 6-21.
175. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии М., 1959.
176. Сава Шабоук Искусство- система отражения, М., 1976 .
177. Свиридова И.А. Зависимость познавательного интереса от методов обучения., ЛГПИ, 1981.
178. Скаткин М.Н. Приобщение учащихся к производительному труду и его связь с обучением. М.: Знание, 1958.
179. Сластенин В.А. Проблемы подготовки учителя в советских психолого-педагогических исследованиях. Сов.педагогика, 1978.
180. Сластенин В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя. Л.: ЛГПИ, 1976.
181. Советская педагогика, с. 76-82.
182. Современная прогрессивная эстетическая мысль. (Серия «Эстетика зарубежом»). М.: Наука, 1974.
183. Соломонов С. А., Витман В.-. Художественное конструирование промышленных изделий. Л.: Лениздат, 1966.
184. Сомов Г.Ю. Гармонизация формообразующих линий. Техническая эстетика, 1974, №7
185. Сомов Ю .С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 1987.
186. Сноу Ч. Две культуры. Сб. М.: Прогресс, 1973.
187. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности., М., 1972 г.
188. Столович Л.Н. Спор о судьбах искусства.- М.: Знания, 1978.
189. Столович Л.Н. Жизнь. Творчество. Человек., М., 1985.
190. Столович Л.Н. Искусство и игра., М., Знание, 1987 .
191. Столович Л.Н. Красота, добро, истина., Республика, М., 1994
192. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний,- М.: МГУ, 1975
193. Тамулайтене А.С., Формирование профессионально-нравственных ориентации старшикластников. -Дисс.канд. пед. Наук. Л.,1980.
194. Теоретические проблемы психологии личности. Отв.ред. Е.В. Шорохова. -М.: Наука, 1974.
195. Технологическое образование 98. Международая научно-методическая конференция. Новгород., 1998, с. 43, 44, 47-48.
196. Технология, Под ред.В.Д.Симоненко. М.: Изд.ценрт Вентана-Граф, 1997.
197. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
198. Федорова Н.А. Воображение в процессе становления художественным конструированием. А. С-Пб, 2000.
199. Хан-Муагамедов С.О. Пионеры советского дизайна» М., Галарт, 1995.
200. Художник, вещь, мода, Советский художник, Под ред. К.И.Рождественского. М., 1988.
201. Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн. М:, Просвещение, 1985.
202. Шадриков В.Д. Системогенез профессиональной деятельности. (Психологические проблемы рационализации деятельности) Под ред. Н.П.Ерастова. Ярославль, 1978.
203. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
204. Шадриков В.Д., Дружинин В.Н. Формирование подсистемы профессиональных качеств в процессе профессионализации. (Проблемы индустриальной психологии). Ярославль, 1979.
205. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос. 1996.
206. Шестакович Л.Н. Психические условия развития профессиональных качеств в процеесе обучения: Автореф. Дис. .канд.пед.наук. М. 1981.
207. Школьное образование С-Пб. Аналитический отчет.,С-Пб., 2001.
208. Шрейдер Р.В. Формирование системы профессионально важных качеств в процессе овладения профессией. (Проблемы индустриальной психологии). Ярославль: Издат-во ун-та 1979.
209. Шрейдер Р.В. Уровень профессионализации как фактор, определяющий структуру профессионально важных качеств. (Проблемы системогенеза деятельности. Ярославль. 1980.
210. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе., М., 1986.
211. Щукина Г.И., О формирование изучения познавательных интересов школьников. Сов. Педагогика. 1966, №9, с. 11-20.
212. Эстетика. Словарь. Под. общ. ред. А.А.Беляева, Л.И.Новиковой, В.И.Толстых. М., Издательство политическая литература. 1989.
213. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности, М:, 1978
214. Ярошевский Т., Труд, личность, творчество. 1973, с 33 .
215. Gelzels J.W., Jacksotivity ond intelligence. London, N.Y., 1961.
216. Gough H.G., Woodworih D.G. Stylistic variations among professional research scientists. The Jjurnal of Psycology, 1960.