автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Подготовка учителя к преподаванию башкирской музыки "нового времени" в общеобразовательной школе
- Автор научной работы
- Дайнова, Гузель Закуановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Подготовка учителя к преподаванию башкирской музыки "нового времени" в общеобразовательной школе"
На правах рукописи
ДАЙНОВА ГУЗЕЛЬ ЗАКУАПОВНА
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ПРЕПОДАВАНИЮ БАШКИРСКОЙ МУЗЫКИ «НОВОГО ВРЕМЕНИ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Специальность 13.00.08 —теория и методика профессионального
образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва-2006
Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете на кафедре методологии и методики музыки музыкального факультета
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор
Абдуллин Эдуард Борисович
Научный консультант - доктор искусствоведения
Скурко Евгения Романовна
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Стулова Галина Павловна
Кандидат искусствоведения, доцент Немировская Иза Абрамовна
Ведущая организация — Мордовский государственный педагогический институт им.М.Е. Евсевьева.
Защита состоится «19»октября 2006 года в 15.00 на заседании Диссертационного Совета Д 212.154.13 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 115172, Москва, Новоспасский пер., д.З, корп.З, ауд. 314.
С диссертацией молено ознакомится в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, ул, М.Пироговская, д.1.
Автореферат разослан «_» сентября 2006г.
Ученый секретарь Диссертационного совета
Якубовская Т.Л.
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Содержание гуманитарного образования на национально-региональном уровне является одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной образовательной реформы. Это обусловлено, прежде всего, направленностью образования -помимо принятых общегуманистических, общенациональных и культурных достижений - на специфические этнокультурные ценности конкретного национального региона. Весь этот комплекс ценностей должен быть использован в общеобразовательной системе в органическом единстве, целостности и взаимодействии. Введение национально-репионального компонента в ГОС ВПО в Российской Федерации является важным компонентом образования, создающим возможность отразить в содержании предметов культурные и этнические особенности разных национальностей, проживающих в нашей стране.
Национальный компонент стимулирует интерес личности к собственной культуре, сохраняет и развивает национальную самобытность, обогащает новыми знаниями, и в то же время, сохраняя исторические традиции своего народа, в первую очередь, формирует культуру межнационального общения и уважения к культурным традициям других народов. При этом особое значение приобретает изучение национальной культуры, принципов, «механизмов» ее отражения в художественном творчестве.
Воспитание есть во многом пробуждение интереса к национальному духовному опыту. Эта задача требует погружения студентов, учащихся в конкретную национальную среду, в пространство культурного диалога, приобщение к национальному искусству. Отсюда необходимость изучения культурных национальных традиций и связи образования с многовековым опытом своего народа.
Степень разработанности проблемы
Синтез национального и интернационального является одним из направлений как отечественного музыкознания, так и педагогики, в которых национальная культура представлена как результат развития этноса на основе индивидуальных закономерностей и как часть мирового культурно-исторического процесса. Именно такой взгляд на башкирскую национальную культуру представлен в работах Ф.Абуковой, Н.Гавриловой, В.Дулат-Алеева, А.Маклыгина, Е.Скурко и др.; проблематике . развития национальных культур посвящены многие фундаментальные музыковедческие труды, созданные на протяжении 5090-х гг. XX века: Т.Вызго, И.Вызго-Ивановой, М.Нигметзянова, З.Сайдашевой и др. В педагогике также появляется немало исследований, посвященных проблеме национально-регионального образования.
Имеются в виду работы Л.Греханкиной, Н.Дьяковой, Н.Зайнетдиновой, А.Зиннуровой, Л.Кашаповой, З.Киекбаевой, ЙКобозевой, Ю.Носорева, Н.Туравец и др.
В данный период высшая педагогическая и общеобразовательная школы ищут пути решения образовательно-воспитательных задач, связанных с формированием национальных элементов в программах, предназначенных для региональных учебных заведений.
Обращает на себя внимание незначительный удельный вес в системе профессионального музыкально-педагогического образования обширной области национальной музыкальной культуры, связанной с современным композиторским творчеством. Такая диспропорция проявляется с особенной наглядностью и при сопоставлении обширного круга музыкальных исследований, посвящегагых разнообразным проблемам современного композиторского творчества (как западноевропейского, так и отечественного), и работ по педагогике. ■ Современная башкирская музыка, базируясь на традициях народной башкирской музыкальной культуры, апеллируя - на основе исторической преемственности - к художественному опыту нескольких поколений башкирских композиторов, в то же время отражает и современные направления в развитии мировой музыкальной культуры.
В связи с собиранием, изучением и систематизацией материалов академического музыкального искусства внимание исследователей привлекают проблемы развития музыкальной культуры на современном этапе, анализ. творчества композиторов «нового времени», вопросы национального воспитания на музыкальном материале современного композиторского творчества.
Проблемам современного композиторского творчества посвящены многочисленные музыковедческие труды, среди которых особенно подчеркнем исследования М.Арановского, М.Аркадьева, О.Бочкарева, Э.Денисова, Ё.Долинской, Л.Раабен, М.Тараканова, Л.Христиансен и др.
В свою очередь, в музыкально-педагогической литературе не так велико число трудов, в которых рассматривается процесс изучения современной музыки в общеобразовательной школе. Среди них - работы Э.Бальчитиса, И.Знаменской, Н.Корыхаловой, Е. Николаевой, Э.Плотицы.
На сегодняшний день одно из наиболее последовательно развиваемых направлений' в системе гуманитарного образования республики Башкортостан сьязано с фольклором, «рассредоточенным» по разным предметам: музыка, изобразительное искусство, труд, литература, культура, природоведение, история своего народа и т.д. Изучение башкирского фольклора является фундаментом формирования музыкальной культуры на уроках музыки в общеобразовательных школах на территории нашей республики, что ярко прослеживается в
существующих в настоящее время в национально-региональных программах по музыке.
В башкирском музыковедении исследованию композиторского творчества - на различных этапах его становления - посвящены работы Г.Ахмадеевой, Э.Давыдовой, Н.Еловской, Е.Скурко, Т.Угрюмовой и др. Работы этих авторов становятся методологическим фундаментом данной диссертации. Значимость отмеченных работ обусловлена выявлением особенностей национального музыкального языка и историко-стилевым анализом национальной академической музыки.
В результате анализа научно-теоретической литературы по педагогике и результатов педагогического опыта становится очевидной недостаточная разработанность проблемы изучения башкирской академической музыки периода «нового времени». Ощущается острый недостаток музыковедческих исследований, направленных на выявление закономерностей и специфики музыкальных произведений данного периода. Учителя не имеют достаточного количества фонозаписей, нотного и дидактического материала. Также велика потребность в научно-обоснованных, практических рекомендациях для внедрения данной тематики в ' процесс музыкального образования. Этим обусловлена актуальность данного исследования, тема которого: «Подготовка учителя к преподаванию башкирской музыки «нового времени» в общеобразовательной школе». Эта тема предполагает необходимость исследования прежде всего двух ракурсов: музыковедческого и музыкально-педагогического.
Цель исследования — разработка педагогических средств организации и содержания вузовской подготовки будущего учителя к изучению и преподаванию башкирской музыки «нового времени».
Объект исследования: процесс профессиональной вузовской подготовки учителя музыки.
Предмет исследования — педагогические условия профессиональной подготовки учителя к изучению. и преподаванию башкирской , музыки «нового времени» в средних классах общеобразовательной школы.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования были определены его основные задачи:
охарактеризовать башкирскую музыку «нового времени» (далее — БМ«НВ») в аспекте взаимосвязи национального фольклора и академических традиций;
создать теоретическую модель-представление о содержании и процессе изучения будущими учителями БМ«НВ» и ее преподавания в системе общего музыкального образовании;
опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предлагаемой модели-представления;
разработать методические рекомендации по изучению БМ«НВ» в условиях музыкально-педагогического и общего музыкального образования в республике.
Гипотеза исследования: эффективное усвоение БМ«НВ» в педагогическом вузе и ее преподавание в общеобразовательной школе возможно при следующих условиях:
а) взаимодействия фольклорных моделей с композиторскими техниками XX века;
б) актуализации дожанровых «интонационных моделей» народного творчества;
в) использования методов трансформации фольклорного материала;
г) организации специального курса по изучению будущими учителями БМ«НВ» с акцептом на главных закономерностях развития башкирского современного музыкального искусства и проблемного характера обучения;
Внедрение БМ«НВ» в содержание музыкальных занятий в общеобразовательной школе на основе принципов доступности, увлекательности, связи фольклора с академической башкирской музыкой.
Методологической основой исследования являются различные области музыковедения и педагогики, в которых получают развитие проблемы близкие тематике данного исследования:
- этногенез, история, теория и типология культуры Башкортостана (И.Акманов, Н.Бикбулатов, Р.Юсупов, С.Шитова, Ф.Фатыхова, А.Киреев, Ф.Кузбеков, Р.Кузеев, И.Лепехин, М.Мурзабулатов, С.Паллас,
A.Юнусова);
- исследования закономерностей развития монодийных культур (А.Алиев, В.Виноградов, В.Виноградова, И.Вызго-Иванова, С.Галицкая, Я.Гиршман, В.Гошовский, А.Джумаев, Р.Исхакова-Вамба, М.Нигметзянов, Г.Сайфуллина, Х.Тума);
- теоретические труды по современной мелодике, гармонии, ритму, композиторским техникам XX века (Т.Бершадская, Н.Гуляпицкая, Э.Денисов, Л.Дьячкова, В.Задерацкий, С.Курбатская, А.Маклыгин, Ю.Холопов, В.Холопова); •
- исследования по типологии стилей и стилевых направлений в современной музыке (Л.Березовчук, Г.Григорьева, Л.Казанцева,
B.Медушевский, Л.Никитина, С.Савенко, Л.Христиансен);
- работы, посвященные музыкальному фольклору и академической музыке Башкортостана (Л.Атанова, Г.Ахмадеева, Н.Ахметжанова, Р.Галимуллина, Н.Гарипова, Э.Давыдова, Н.Еловская, З.Имамутдинова, Р.Исламгулова, Х.Ихтисамов, Ф.Камаев, С.Каримова, Р.Рахимов, Е.Скурко, М.Фоменков);
- исследования общих закономерностей учебно-воспитательного процесса на уроках музыки в общеобразовательной школе (Ю.Алиев, О.Алраксина, Е.Николаева, Л.Школяр и др.);
- музыкально-педагогические исследования в области современной музыки (Э.Бальчитис, И.Знаменская, Э.Плотица);
- работы, посвященные национально-региональному компоненту
в образовательном процессе современной школы (В.Баймурзина, Л.Бактигулова, Р.Гарданов, Н.Зайнетдинова, А.Зиннурова, Л.Кашапова, З.Киекбаева, И.Куприянова, Ю.Носорев, Ю.Юзбагаян). В качестве методов исследования использованы: теоретический анализ исторической, музыковедческой, психолого-педагОгической, методической литературы по теме диссертации;
целостный, функциональный, сравнительный анализ музыкальных произведений современных башкирских композиторов;
анализ современного педагогического опыта в свете тематики данного исследования;
педагогическое наблюдение, опрос, интервьюирование, анкетирование, студентов и школьников, выявление их отношения к современной башкирской музыке;
апробация учебно-методических материалов, анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности.
База исследования — музыкальное отделение Башкирского государственного педагогического университета и общеобразовательная школа № 110г. Уфы.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа с 2002 по 2006 год.
На нервом этапе (2002-2003 гг.) проведена подготовительная работа, направленная на выбор и осмысление темы, объекта и предмета исследования, сформулированы его цель и задачи. Изучались труды по истории, педагогике, музыкознанию, раскрывающие теоретическую концепцию исследования. Осуществлялся анализ программ по теории, истории и методике музыкального образования, нормативные акты в сфере музыкального образования РФ и республики Башкортостан. На этой основе была разработана теоретическая модель-представление о педагогических условиях изучения будущими учителями башкирской музыки «нового временен» и методика ее преподавания в общеобразовательной школе. Первый этап включал разработку методики проведения констатирующего этапа эксперимента.
На втором этапе (2003-2005 гг.) осуществлены: а) опытно-экспериментальная работа, связанная с организацией и проведением занятий со студентами музыкального отделения Башкирского государственного педагогического университета, с проверкой и уточнением гипотезы, с обобщением наблюдений, анкетированием,
собеседованиями; б) опытная работа по проверке эффективности проведения занятий студентов в общеобразовательной школе по теме исследования.
Заключительный третий этап (2005-2006 гг.) посвящен анализу, обобщению, оформлению результатов эксперимента. Формулировались выводы и разрабатывались методические рекомендации, для внедрения последних в практику современной школы. "
Научная новизна исследования состоит в том, что:
Впервые проблематика неофольклоризма применительно к современному композиторскому творчеству Башкортостана становится предметом изучения будущими учителями музыки.
Выявлены оптимальные педагогические условия преподавания БМ«НВ» в условиях общеобразовательной школы.
Разработан принцип актуализации дожанровых «интонационных моделей» народного творчества применительно к музыкальной педагогике.
Разработан метод трансформации фольклорного материала в условиях музыкально-педагогического образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
Определены приоритетные для музыкально-педагогического образования формы, жанры и виды БМ«НВ».
Разработана теоретическая модель-представление о сущности, функциях и содержании подготовки учителя преподаванию БМ«НВ» учащимся общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что внедрение его результатов в систему подготовки будущего учителя музыки способствует:
Овладению учителями теоретическими знаниями в области современной башкирской музыки.
Формированию готовности будущего учителя к преподаванию БМ«НВ» в условиях общеобразовательной школы.
Повышению уровня профессиональной компетентности учителя музыки.
Материал первых двух глав диссертации может быть использован также в учебных курсах истории башкирской музыки для педагогических вузов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается наличием соответствующей цели, методологической базы, опытно-экспериментальной работой, количественным и качественным анализом ее результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
1 .Изучение БМ«НВ» является необходимым условием профессионального становления учителя музыки, формирующего
музыкальную • культуру подрастающего поколения в условиях Башкортостана.
2. Усвоение учителем башкирской музыки . «нового времени» осуществляется на основе:
а) познания фольклорных жанрово-интонационных моделей во взаимодействии с композиторскими техниками XX века;
б) актуализации раннефольклорных «интонационных моделей» типичных для современного композиторского творчества — в педагогическом процессе;
в) применения методов трансформации фольклорного материала.
Доступность преподавания БМ«НВ» в условиях
общеобразовательной школы обеспечивается увлекательностью музыкального материала для учащихся, его яркостью и художественной образностью, связью с башкирским фольклором, проблемным характером обучения, и организацией различных форм детского музицирования.
Апробация основных положений диссертационного исследования производилась:
в форме докладов на Всероссийской научной конференции «Урал-Алтай: через века в будущее» (Уфа, 2005г.), межвузовской научно-практической конференции в БГПУ (Уфа, 2005г.), межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы личностно-ориентированного образования: культурологический, психолого-педагогический, технологический аспекты» (Шадринск, 2005), в ходе обсуждения работы на кафедре методологии и методики преподавания музыки МПГУ (2006г.); на заседаниях кафедры музыкального образования Института педагогики БГПУ;
через публикации материалов по теме исследования в печати.
Внедрение результатов исследования осуществлялось:
- в процессе проведения онытно-экспериментальной работы на музыкально-педагогическом отделении БГПУ;
- в общеобразовательной школе № 110 г.Уфы;
Структура диссертации. Диссертация срстоит из ведения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и нотного приложения.
Основное содержание работы
Во введении обоснована актуальность темы, объект, предмет, цель исследования, сформулированы гипотеза и задачи исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимости, обозначены методы и этапы эксперимента, изложены основные положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Формирование башкирского этноса и его проекция на народное творчество» посвящена предыстории башкирской академической музыки. В ней рассмотрены происхождение башкирского этноса и жанровая система башкирского фольклора. Прослеживая процесс формирования башкирского этноса, подчеркивается роль природно-климатических условий, особенности геополитического положения Южного Урала, многосторонность этногенетических связей, своеобразие хозяйственно-культурной и военно-политической истории края. В результате ассимиляционных процессов, на основе взаимодействия языков, хозяйственно-бытовых, материальных и духовных традиций происходило формирование' башкирской народности, где с древнейших времен переплелись духовнйе традиции различных культур.
Переплетение древних языческих представлений с образами, пришедшими с Востока, и их трансформации в монотеистическую религию лежат в основе эволюции представлений древних башкир о мире. В результате взаимовлияния и синтеза культур, втянутых в орбиту ислама сформировалась единая мусульманская культура, определившая мировоззрение, традиции, нравственные нормы и модели поведения.
Выявлено непосредственное влияние на жанровую систему башкирского фольклора исторических, социально-политических, экономических и других процессов, происходящих в обществе. Многообразие жанров и форм музыкального искусства определяется богатством и разнообразием содержания произведений народного творчества.
Обращаясь к жанровой системе башкирского фольклора, за основу мы принимаем традиционное для этномузыкознания разделение жанров на вокальные и инструментальные, взаимодополняющие друг друга. В свою очередь, вокальные жанры разграничиваются в зависимости от характера взаимодействия вербального и музыкального текстов. С этих позиций в вокальной музыке, возникают две жанровые области. В первую входят жанры с преобладанием вербального текста: «раннефолъклорные» жанры -древнейшие обряды, плачи, заклинания; эпические жанры — кубаир, иртэк, байт; жанры религиозного содержания — мунажат, молитва; бытовые жанры - кыска-кюй, такмак.
Уникальное место в жанровой системе фольклора принадлежит озон-юой, где эпос, лирика и драма сочетаются на всех функциональных уровнях, взаимообогащая и дополняя друг друга. Национальное своеобразие выражается в особенностях музыкальной поэтики и слогово-ритмическом строении, в характерных мелодических оборотах, особенностях ледообразования и интонационного развития, в импровизационном характере исполнения.
Вокальные жанры являются основой башкирского национального фольклора и концентрируют в себе отличительные черты башкирской
устной музыкальной традиции, впоследствии, повлиявшей на развитие других музыкальных жанров, не только в фольклоре,. но и в композиторском творчестве.
Значительное место в музыкальной культуре башкир занимает инструментальная музыка. Ее специфика обусловливается особенностями традиционного инструментария (курай, кубыз, думбыра, узляу - горловое пение). Особенности традиционных башкирских инструментов, их выразительные возможности определили жанровый спектр башкирской инструментальной музыки. Основываясь на предложенной Е.Р.Скурко классификации инструментальных жанров, в работе выделяются две большие группы: собственно инструментальные (звукоподражательные напевы, пьесы шуточного характера, моторные жанры — плясовые наигрыши, марши, вальсы) и инструментальные версии вокальных напевов (кыска-юой, такмак, озон-кюй).
Сложившиеся в башкирском национальном фольклоре вокальные и инструментальные жанры, характерные тииы тем, образов, принципы стилистики, лексики впоследствии становятся основой академической музыкальной культуры. Пути их взаимодействия с академическими традициями европейской музыки, преломленными через призму отечественной художественной культуры XIX — XX веков, отражают эволюцию художественно-музыкального ■ мышления башкирских композиторов на разных этапах истории национальной музыки.
В результате обзора -жанров башкирского фольклора обозначены основополагающие типологические свойства башкирской монодии: определенные принципы ладообразования, характерные черты интонационной и композиционной структур, ритмической организации, а также принципы интонационного развития. Выявлено одно из наиболее важных свойств башкирской монодии: преобладание вербального начала в большинстве песенных жанров. Данный принцип типичен для раннефолыслорных, эпических жанров, кыска-юой, такмаков и некоторых других наиболее непосредственно проявляется в незакрепленности напевов за поэтическими текстами, формульности, строгой силлабической зависимости слог-звук и т.п.
Напротив, в напевах озон-кюй обнаруживается преобладание музыкальных закономерностей над стихотворными, чем обусловливается уникальность данного жанра в системе башкирского фольклора. Это проявляется в индивидуализйрованности напевов, более сложной структурной организации, закрепленности напевов за поэтическим текстом каждой песни.
В качестве одной из ведущих рассмотрена проблема формирования многоголосия в условиях господствующего монодийного музыкального мышления башкир. Среди истоков многоголосия определены: скрытое многоголосие, идущее от традиции «контрастно-регистрового - пения»
(термин Э.Алексеева); гетерофония - высотно-ритмические расхождения голосов; бурдонное двухголосие.
Особое значение в развитии многоголосия имело проникновение во второй половине XIX века в национальный фольклор новых инструментов, в частности гармоники (тальянка). Гармонизация мелодий, ладовая функциональность исполняемых напевов, способствовали появлению гомофонно-гармонического мышления, наметившему один из важнейших путей развития многоголосия в академическом творчестве (особенно у первых башкирских композиторов).
Таким образом, обзор ведущих жанров башкирского музыкального фольклора, национальное своеобразие монодии позволяет вывести следующую закономерность: кочевой образ жизни, особое восприятие картины мира, образы природы и т.д. создают особый тип художественной ментальности, который проявился в башкирском музыкальном фольклоре и стал основой профессионального композиторского творчества в XX веке.
Процессы взаимодействия академической и фольклорной традиций на разных стадиях эволюции башкирской музыки в XX веке становятся предметом исследования во второй главе - «От фолъклоризма к неофольклоризму в башкирской академической музыке». Рассматривается вопрос взаимодействия академической и фольклорной традиций в современной башкирской музыке И этапы формирования башкирской академической музыкальной культуры. Основываясь на стадиальном подходе в соответствии с периодизацией истории башкирской музыки, разработанной Е.Р.Скурко1, мы определяем три стадии в развитии профессиональной башкирской музыкальной культуры: «предпрофессиональная» - 20-е - начало 50-х годов; «первая профессиональная» - начало 50-х — середина 70-х; музыка «нового времени», или вторая профессиональная - от середины 70-х (период «стилевого перелома») до наших дней. Одним из важнейших параметров, общим для всех стадий, становится соподчинение фольклорного и академического канонов, взаимодействие башкирской, русской и западноевропейской музыкальных культур как «текстов», репрезентантами которых являются фольклорный канон (ФК), национальный музыкально-стилевой канон (НМСК) и общеевропейский музыкально-стилевой канон (ОЕМСК).
Башкирская академическая музыкальная культура является зеркалом исторических, политических и культурных событий советского и постсоветского периодов отечественной истории. В свою очередь, народная башкирская музыка стала исторической и художественной основой поэтики, интонационного строя, жанровой системы
1 Скурко Е. «Башкирская академическая музыка: Традиции и современность». - Уфа, «Гилем». - 2005. — с.43.
композиторского творчества и сыграла основополагающую роль в формировании национального стиля как такового.
В работе отмечено влияние климата, природной среды, культурных традиций и психоэмоционального типа нации на процесс становления художественной культуры, как народной, так и академической традиции. С этих позиций- творчество современных башкирских композиторов онтологически связано с древнейшим кочевым модусом жизни и разнообразными, в том числе и архаическими формами фольклора. В то же время подчеркнуты две взаимосвязанные тенденции в развитии национальных композиторских школ: центростремительная - к сохранению национальных традиций и центробежная, аккумулирующая основные процессы развития мировой академической музыки.
Композиторы на всех этапах становления академической музыки обращаются к фольклору: образно-поэтической системе, жанрам, системе выразительных средств, синтезируя их с жанрами, формами, принципами развития, сложившимися в западноевропейской и русской музыке классико-романтического типа. На данной основе происходит формирование, национальной композиторской школы и индивидуальных композиторских стилей. В 'таком контексте фольклор и академическая музыка представляют два типа музыкального мышления, взаимодействие которых раскрывает путь эволюции музыкальной культуры на различных этапах её развития. Эволюция башкирской академической музыки направлена от простейших обработок народных мелодий в творчестве первых композиторов-носителей — к симфоническим партитурам, в которых принципы народного мышления получают многоаспектное преломление на разных уровнях художественных концепций.
Предпрофессионалъная стадия характеризуется, прежде всего, освоением жанров, композиционных форм, музыкального языка, оркестрового, письма европейской традиции на основе башкирского музыкального фольклора. На данной стадии закладываются основы формирования башкирской композиторской школы, и осуществляется переход от башкирской монодии к многоголосию посредством «малых» жанров и форм вокальной и инструментальной музыки, что характерно для многих национальных композиторских школ. В обработках композиторы пытаются соединить башкирскую монодию с гомофонно-гармонической европейской фактурой, выявить пути сопряжения башкирской пентатонной и ладофункциональнрй европейской гармонии, реализуя ладовые и гармонические возможности, заложенные в фольклорном материале.
На первой профессиональной стадии происходит расширение жанровых границ композиторского творчества, о чем свидетельствует появление крупных жанров: кантаты, симфонии, концерта, а также оперы, балета, оперетты. В музыкально-театральных произведениях композиторы
опираются на классические модели русской оперы и балета, соединения их с основными лексическими' принципами, идущими от ФК. Господство жанрового симфонизма, прйзднично-декоративная образность, эпическая повествовательность, рапсодийность, калейдоскопичность фольклорного тематизма, жанровые финалы на цитатном или воссозданном фольклорном тематическом материале, составляют основу симфонизма, типичного для творчества первых профессиональных башкирских композиторов. Итогом в развитии башкирской музыки рассматриваемого периода стало образование национального музыкально-стилевого канона на основе взаимодействия текстов башкирской национальной и русской музыкальной культуры XIX,
На предпрофессиональной и первой профессиональной стадиях в башкирской музыке основой системы взаимоотношений «композитор-фольклор» является метод заимствования (цитирование, аранжировка). В то же время, на первой профессиональной стадии появляются методы воссоздания - воспроизведения жанров, ведущих стилевых особенностей фольклора и присвоения - подчинения народно-жанровых моделей иному содержанию, более сложным художественным задачам (терминология Г.Головинского). В результате развития последней тенденции появляются первые признаки метода трансформации. Взаимодействие фольклорного и композиторского начал переходит на более высокий художественно-эстетический уровень.
Таким образом, если на предпрофессиональной стадии в башкирской музыке происходит первое соприкосновение пентатонной монодийной традиции с европейским многоголосием, то направленность эволюции на первой профессиональной стадии приводит к образованию НМСК в его классико-романтическом «наклонению). В итоге на протяжении первых стадий развития башкирской музыки складывается особое направление, и — шире - тип мышления, характерный для аналогичных этапов и других национальных культур, который определяется как фольклоризм.
Стадия башкирской музыки «нового времени» (БМ«НВ») характеризуется переходом от фольклоризма, господствовавшего в музыке первых профессиональных композиторов к неофольклоризму. который становится одновременно и доминирующим стилевым направлением, и главным принципом художественного мышления.
Новое отношение к фольклору у башкирских композиторов определяется смещением вектора стилевых ориентиров с кучкистской традиции на принципы работы с народными моделями, сформировавшимися в творчестве И.Стравинского, Б.Бартока, композиторов «новой фольклорной волны» (Щедрин, Тищенко, Слонимский и др.). Прежде всего, происходит, актуализация дожанровых, архаических интонационных- форм народного творчества. На первый план выходит стилистика древних обрядовых (заклинания, плачи) и эпических
фольклорных жанров (кубаир), а также попевок, идущих от речитативного или распевного коранического чтения.
Композиторы на стадии «нового времени» переключаются с методов цитирования, воссоздания на методы присвоения и трансформации фольклорного материала. Репрезентантами фольклорного канона в музыке «нового времени» становятся отдельные попевки, ритмические структуры, тембровые, ладовые элементы — знаки, формулы, позволяющие идентифицировать те или иные жанры национального фольклора. Происходит переинтонирование фольклорных моделей в условиях нового синтетического типа мышления, характерного для неофольклорного направления.. В процессе присвоения ФК это часто сопряжено с выявлением драматических смыслов в эпических жанрах, что влечет за собой хроматизацию интонационного строя, трансформацию первичных принципов жанровой стилистики, выдвижение на первый план ритмической формульности, остинато и др. Сохранение связей с фольклорными первоисточниками проявляется в условиях жанрового синтеза - объединения в одной теме признаков разных жанров: духовной музыки, кубаира, заклинаний, озон-кюй.
Архаические жанры и формы башкирского фольклора становятся источником новых типов тематизма, своеобразным каналом, через который осуществляется проникновение в современную башкирскую музыку техник и стилей XX века. Речь идет о хроматизации и полифонизации ткани, соединении фольклорного канона с додекафонной техникой и пуантилизмом, алеаторикой и сонористикой, элементами репетитивной техники, различными формами остинато - в сочетании с пентатоникой, диатоникой и модальностью. В синтезе с принципами фольклорной стилистики они образуют смешанную технику письма.
В системе музыкально-выразительных средств современной башкирской музыки подчеркнута особая роль сонористики, как основного стилеобразующего фактора и ведущего вида техники в музыке XX века. Основой сонорного письма в музыке современных башкирских композиторов, как и в музыке второй половины XX века в целом, стали темброзвуки, тембролинии, тембропласты," эффект «визуального» пространства, «стереофонии».
Современные башкирские композиторы идут по пути воссоздания глубинных принципов народного художественного мышления, интонационных формул дожанрового происхождения, звуко-изобразительных элементов (кличи, возгласы, имитация криков животных и птиц), тембровой имитации. Отмечено значительное расширение диапазона применяемых инструментов, принципов оркестрового письма, приемов звукоизвлечения, характерных для музыки второй половины XX века. Все это позволяет более точно передать разнообразие тембровой
палитры ФК сквозь призму закономерностей современного инструментального мышления.
Таким образом, неофольклоризм в творчестве башкирских композиторов стал важнейшим стилевым направлением современной музыки, основанием, на которое наслаиваются разнообразные неостилевые тенденции, в своем роде вершиной в процессе эволюции художественной ментальности башкирских композиторов от башкирской монодии к современным композиторским техникам XX века на основе ФК. Современные ' приемы письма в сочетании с ритмоформулами, художественными образами башкирского фольклора, как было показано, приближают музыку композиторов «нового времени» к национально-самобытным истокам ФК.
Глава третья «Теоретико-методические основы подготовки учителя к преподаванию башкирской музыки «нового времени» в общеобразовательной школе» связана с анализом и обобщением современных проблем профессионального педагогического и музыкально-педагогического образования, в том числе Государственного образовательного стандарта высшего педагогического образования.
В условиях модернизации образования в Башкортостане развивается система образования, отражающая потребности и интересы данного конкретного региона, следовательно, • необходимы профессиональные педагогические кадры, способные сформировать духовный потенциал и культурные традиции народа. Возросла потребность в качественном кадровом составе музыкально-образовательных учреждений. Изучение БМ «НВ» способствует активизации творческого процесса, развитию мышления, усвоению основных теоретических положений в конкретной области знаний. Однако недостаточная разработанность содержания процесса обучения, несогласованность регионального компонента с системой общего музыкального образования, недостаточная подготовленность научно-методической базы оказываются существенным препятствием на данном пути.
Содержание данной главы включает в себя анализ музыкально-педагогической литературы и учебных -программ по проблеме исследования, раскрывает целостную структуру музыкально-образовательного процесса, где выделяются мотивационный, содержательный и операциональный компоненты.
Специальному анализу подвергается и музыкальное образование в школе, которое рассматривается как организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей учащихся с целью становления их творческой личности. Музыкальное образование определяется как процесс формирования музыкально-творческих способностей на основе природных данных, усвоения закономерностей музыкального искусства и
соответствующих музыкальных умений и навыков. В рамках задач данного исследования учитываются психолого-возрастные, регионально-этнические особенности, оказывающие влияние на процесс формирования музыкальных вкусов, интересов и потребностей учащихся — как студентов - будущих учителей музыки, так и школьников.
Мы исходили из того, что влияние на музыкально-эстетическое сознание учащихся посредством изучения БМ«НВ» определяется национальными традициями, отношением к национальной музыке своего и других народов, общей культурой, особенностями языковой среды и т.п. При подходе к вопросу изучения БМ«НВ» мы опирались на идею целенаправленного ознакомления учащихся с историко-краеведческими, культурологическими материалами, с историей развития музыкального наследия башкирского народа, с трансформацией жанровой системы традиционного башкирского фольклора в условиях профессиональной академической музыки XX — XXI веков, с современными путями развития башкирской музыки, ее стилистическими, образными и исполнительскими характеристиками.
Как показал специальный анализ, интересующая нас проблема современного творчества башкирских композиторов, частично представлена в программах «Музыка» для 1-8 классов (автор Л.Кашапова) и «Музыка» для 1-8 классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла (авторы Н.Ямалетдинова и Р.Хусаинова). Однако данные программы не характеризуют главных отличительных особенностей БМ«НВ». Представленные для изучения произведения не дают полного представления о БМ«НВ», ее стилевом и жанровом разнообразии, интонационных, ритмических и ладо-гармонических особенностях.
Вопросам музыкального воспитания средствами национальной культуры Башкортостана посвящены диссертационные исследования Н.Зайнетдиновой, А.Зиннуровой, Л.Кашаповой, Ю.Носорева, но ни одна из названных работ не затрагивает проблему БМ«НВ», все они преимущественно посвящены народному музыкальному искусству. Таким образом, целый пласт современного музыкального искусства не нашел отражения в музыкально-педагогических исследованиях, что делает эту проблему достаточно актуальной на данном этапе развития музыкально-педагогического образования в республике.
Глава IV Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности модели подготовки учителя к преподаванию башкирской музыки «нового времени» в общеобразовательной школе содержит впервые разработанный и предложенный нами для изучения на музыкальном отделении Б ГПУ спецкурс «Башкирская академическая музыка "нового времени" и методика ее преподавания в общеобразовательной школе». Данный этап работы заключался в
определении путей изучения и усвоения БМ«НВ» студентами музыкально-педагогического факультета и применения их в профессиональной деятельности учителя музыки. Опытно-экспериментальная работа проводилась в соответствии с выдвинутой в исследовании гипотезой. Эффективность содержания и результатов опытно-экспериментальной работы зависела от решения следующих задач:
выявление в музыкально-педагогической практике состояния готовности будущих учителей к преподаванию БМ«НВ» в общеобразовательной школе;
разработка путей и методов подготовки студентов музыкально-педагогического отделения к изучению БМ«НВ»;
осуществление - на основе разработанных теоретико-методических положений - опытно-экспериментальной работы со студентами в специальном курсе «Башкирская академическая музыка "нового времени" и методика ее преподавания в общеобразовательной школе»;
применение данного курса в качестве основы для методической подготовки студентов к проведению уроков музыки в общеобразовательной школе;
анализ полученных результатов.
Главной задачей первого этапа эксперимента стало определение исходного уровня подготовки будущих учителей к преподаванию БМ«НВ» в общеобразойательной школе по выделенным нами компонентам -мотивационному, содержательному и операционному. На базе музыкального факультета БГПУ перед проведением лекционных, семинарских и практических занятий, направленных на овладение студентами знаний в области БМ«НВ» как необходимого компонента подготовки студентов в региональном вузе, мы провели обследование студентов очного отделения в количестве 40 человек. В соответствии с поставленной задачей нами были выделены следующие показатели, позволяющие выявить, а также количественно и качественно измерить исходный уровень готовности студентов к преподаванию БМ«НВ» по каждому компоненту.
Мотивационный компонент включает в себя:
осознание значимости национально-регионального компонента в музыкально-образовательном процессе общеобразовательной школы;
личностное отношение студентов как к БМ«НВ», так и к башкирской академической традиции, в частности;
- потребность будущих учителей музыки в изучении БМ«НВ». Содержательный компонент включает в себя:
уровень представлений о жанровой системе башкирского фольклора, основополагающих свойствах башкирской монодии;
•представление об этапах развития башкирской академической музыкальной культуры;
уровень знаний в области новых типов тематизма, современных техник и стилей композиторского письма на рубеже XX и XXI веков;
уровень представлений о взаимопроникновении фольклорного и общеевропейского канонов на современном этапе развития композиторского творчества,
Операциональный компонент включает в себя: уровень умения определять стилевые особенности, элементы музыкального языка БМ«НВ»;
степень овладения комплексом методов, помогающих определить пути изучения БМ«НВ»,
Анализ результатов исходного уровня мотивационного компонента показал, что из общего числа студентов экспериментальной группы 70% студентов имели низкий уровень интереса к БМ«НВ», 30% — средний уровень. В контрольной группе 85% студентов показали соответствующий низкий уровень, 15% — средний уровень. Высокий уровень интереса к БМ«НВ» вообще отсутствовал как в ЭГ, так и в КГ. Результаты обследования свидетельствуют в целом о низком уровне интереса к БМ«НВ», отсутствии мотивации, положительного отношения к ее изучению. Сложность' восприятия для студентов этой музыки определяется необычностью современного музыкального языка, трудностями анализа предлагаемого материала, незнанием произведений, а, следовательно, и непопулярностью и неизвестностью данного стилевого направления современной музыки БМ«НВ».
Анализ исходного уровня содержательного компонента показал, что студенты достаточно полно ориентируются в башкирской академической музыке предыдущих стадий развития. В то же время их представления о стилевых направлениях современного композиторского творчества, о жанровых, интонационных, ладово-гармонических особенностях БМ«НВ» крайне ограничены. При этом студенты на слух, интуитивно верно отличают произведения БМ«НВ», в основном слышат современные интонационные обороты, звучание современного оркестра. Трудности возникают при определении жанровой принадлежности исполняемых произведений и современных средств музыкальной выразительности.
Анализ исходного уровня операционального компонента показал, что большинство студентов не умеют оперировать даже имеющимися знаниями о БМ«НВ», не владеют основными методами работы с музыкальным материалом, не говоря уже об использование БМ«НВ» в музыкально-образовательном процессе в школе, на уроках музыки.
Формирующий этап опытно-экспериментальной работы осуществлялся со студентами IV курса музыкального отделения БГПУ в условиях учебно-педагогического процесса. На данном этапе исследования перед нами стояла задача внедрения в учебно-воспитательный процесс разработанного спецкурса «Башкирская академическая музыка '"нового
времени" и методика ее преподавания» и проверка его эффективности на практике в общеобразовательной школе.
Цель курса - вооружить будущих учителей музыки научно обоснованными знаниями о БМ«НВ» и методикой ее преподавания на уроках музыки в общеобразовательной школе. Задачи спецкурса:
актуализировать в сознании студентов проблему изучения БМ«НВ» на современном этапе развития музыкально-педагогического образования;
дать студентам исходные теоретические знания о БМ«НВ» с философских, психологических, исторических, музыковедческих позиций, а также в области педагогики музыкального образования;
выработать у студентов необходимые умения и навыки восприятия и осмысления БМ«НВ»;
вооружить студентов методикой преподавания БМ«НВ» в общеобразовательной школе;
создать условия для творческого применения знаний, умений и навыков изучения БМ«НВ» на уроках музыки.
Центральное место в мотивационной структуре занятий на данном спецкурсе мы уделяли возникновению интереса к изучению БМ«НВ». В ходе работы над спецкурсом усилия были направлены на создание условий, повышающих интерес со стороны студентов к этой музыке, осознанное отношение к ней, а впоследствиипотребность в изучении. Особое внимание уделялось поиску факторов, позволяющих воздействовать на положительную динамику мотивации будущих учителей музыки к изучению БМ«НВ».
Лекционные и семинарские занятия явились основными формами реализации содержательного компонента в процессе изучения БМ«НВ», в результате чего будущие учителя получили знания, необходимые в дальнейшей практической деятельности. В частности, специальному анализу подвергались сочинения, позволяющие создать наглядную картину движения от фольклоризма к неофольклоризму. Основной формой реализации операционального компонента явились практические занятия. Здесь студенты накапливали свой личный опыт изучения БМ«НВ», включающий непосредственное общение с творчеством композиторов «нового времени», определяли собственное отношение к этой музыке, формировали необходимые умения и навыки по ее изучению и применегопо в школьной практике.
Практические занятия были посвящены анализу отдельных музыкальных произведений БМ«НВ»: студенты получили возможность применить знания, полученные в результате лекционных и семинарских занятий и изучения соответствующей музыковедческой и педагогической литературы. Был затронут круг необходимых вопросов, включающих содержательные, ценностно-ориентациотше, образно-художественные
стороны предлагаемого -для анализа музыкального материала, осуществлялся поиск музыкально-выразительных средств, характеризующих БМ«НВ», ее стилевые, композиционные, жанровые, тематические, ладово-гармонические особенности. Практические занятия проводились с целью построения аналитических моделей восприятия предлагаемых произведений
Следующим этапом формирующего эксперимента стала педагогическая практика студентов в общеобразовательной школе, направленная на реализацию знаний и умений, приобретенных ими в ходе обучения на спецкурсе. При этом активизировались межпредметные связи, привлекались исторические, литературные источники. Знакомство учащихся с непривычным сочетанием национальных особенностей башкирской музыки и общеевропейской традиции происходило на основе изучения лучших образцов БМ«НВ».
Ведущими методами развития у учащихся интереса к БМ«НВ» стали проблемно-поисковые ситуации, творческие задания, сравнительный анализ произведений, На этой основе была определена эффективность как групповых технологических приемов, так и параллельно методов, помогающих индивидуальному развитию учащихся.
По завершении данного этапа экспериментального исследования был проведен контрольный «срез», задача которого заключалась в определении уровня готовности студентов к преподаванию БМ«НВ» в общеобразовательной школе. Сопоставление результатов, полученных при обследовании экспериментальной и контрольной групп, показало, что:
в мотивационном компоненте в экспериментальной группе высокий уровень обнаружился у 50% студентов, средний уровень - у 45%, низкий уровень — у 5%, тогда как результаты в контрольной группе были значительно ниже: высокий уровень мотивационного компонента обнаружился лишь у 10% студентов, средний уровень — у 35%, низкий уровень - у 55%;
в содержательном компоненте в экспериментальной группе высокий уровень показали 40% студентов, средний уровень - 55%, низкий уровень - 5%, а в контрольной группе высокий уровень показали 5% студентов, средний - 35% , низкий - 60%;
в операциональном компоненте в экспериментальной группе в ходе практических занятий на уроках музыки в школе высокий уровень продемонстрировали 45% студентов, средний уровень - 50%, низкий уровень - 5%, а в контрольной группе высокий уровень показали лишь -5% студентов, средний - 35%, низкий - 60%.
В ходе опытно-экспериментальной работы были сделаны выводы о том, что разработанная методика подготовки будущих учителей к освоению БМ«НВ» является эффективной, и в результате ее изучения у учащихся изменилась мотивация обучения, увеличилась полнота
теоретических знаний о БМ«НВ», повысился уровень владения знаниями о ней, возросла творческая активность.
Сравнение уровня знаний о БМ «НВ» в начале и конце эксперимента свидетельствует, что предложенная и апробированная методика способствовала эффективному ее изучению. Происшедшие в процессе формирующего этапа эксперимента положительные изменения позволяют признать, что осуществленная опытно-экспериментальная работа явилась достаточно успешной. Разработанные пути изучения БМ«НВ» и методы подготовки будущих учителей музыки к ее преподаванию в общеобразовательной школе оказались достаточно эффективными и помогут дальнейшей реализации регионального компонента музыкального образования в самостоятельной педагогической деятельности будущих учителей музыки.
В результате исследования сделаны следующие основные выводы:
1.Изучение в педагогическом вузе современного композиторского творчества в процессе профессиональной подготовки учителей музыки для общеобразовательных школ должно стать одной из ведущих задач музыкально-педагогического образования в Башкортостане.
2. Эффективное усвоение БМ«НВ» в педагогическом вузе и ее преподавание в общеобразовательной школе осуществляется на основе:
а) изучения закономерностей БМ«НВ», к которым относятся:
взаимодействие фольклорных моделей с композиторскими техниками XX века;
актуализация дожанровых, «интонационных моделей» народного творчества;
использование методов трансформации фольклорного материала.
в) организации специального курса по изучению будущими учителями БМ«НВ», с акцентом на главных закономерностях развития башкирского современного музыкального искусства и проблемного характера обучения;
г) внедрения БМ«НВ» в содержание- музыкальных занятий в общеобразовательной школе на основе принципов доступности, увлекательности, связи фольклора с академической башкирской музыкой.
3.Структуру изучения БМ«НВ» составляют мотивационный, содержательный и операциональный компоненты, которые в своем единстве способствуют наиболее полноценной организации музыкально-педагогического процесса.
4.Исследование показало, что разработанный спецкурс по изучению БМ«НВ» является необходимым условием профессиональной подготовки будущих учителей музыки. Внедрение БМ«НВ» способствует расширению музыкального кругозора, повышению уровня знаний и в целом — повышению уровня компетентности будущих учителей.
5.Целенаправленная вузовская подготовка будущих учителей музыки и последующая педагогическая практика способны создать необходимые условия для организации эффективного процесса усвоения БМ «НВ» учащимися общеобразовательной школы: формирования у них интереса к этой музыке, усвоения ключевых музыкальных знаний и развития соответствующих музыкальных умений, навыков, становлению потребности в самостоятельном общении с БМ«НВ».
Основные положения диссертации опубликованы в шести работах общим объемом 1,3 п.л.:
1)Дайнова Г.З. Башкирская музыкальная культура и ее роль в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза // Материалы Всероссийского совещания-семинара. Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях. - Москва-Самара, 1996, С.64-66, 0,15 п.л..
2) Дайнова Г.З. Восприятие произведений в курсе башкирской музыкальной культуры // Межвузовская научно-практическая конференция. Проблемы творчества: опыт и перспективы-У фа, 1997,С .100-103,0,2п.л..
3) Дайнова Г.З. Новое отношение к фольклору в творчестве башкирских композиторов на современном этапе развития башкирской академической музыки // Межвузовский сборник научных трудов Проблемы современного музыкального образования - Чебоксары, 2005,С.135-138,0,2п.л..
4) Дайнова Г.З. Современная национальная академическая музыка в системе музыкально-педагогического образования (на примере республики Башкортостан) // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Проблемы личностно-ориентированного образования: культурологический, психолого-педагогический, технологический аспекты.Шадринск,2005,С. 163-165,0,15п.л..
5) Дайнова Г.З. Сравнительный анализ обработок башкирской народной песни. - Салават // Материалы Всероссийской научной конференции -Урал-Алтай: через века в будущее. - Уфа, 2005, С.349-350,0,2 п.л..
6) Дайнова Г.З. Башкирская музыка «нового времени» и учитель музыки // Научно-практическая конференция по проблемам музыкального образования, посвященная 100-летию со дня рождения О.А, Апраксиной. — М, 2006, С. 118-123, 0,4 п.л.
Подл, к печ. 11.09.2006 Объем 1.25 п.л. Заказ №.121 ТирЮОэкз,
Типография Mill У
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Дайнова, Гузель Закуановна, 2006 год
Введение.
Глава 1. Формирование башкирского этноса и его проекция на народное творчество
1.1 Происхождение башкирского этноса.
1.2. Жанровая система башкирского фольклора.
Глава 2. От фольклоризма к неофольклоризму в башкирской академической музыке
2Л. К вопросу взаимодействия академической и фольклорной традиции в современной башкирской музыке.
2.2. Этапы формирования башкирской академической музыкальной культуры.
2.3. Период музыки «нового времени».
Глава 3. Теоретико-методические основы подготовки учителя к преподаванию башкирской музыки «нового времени» в общеобразовательной школе»
3.1. Анализ музыкально-педагогической литературы и учебных программ по проблеме исследования.
3.2. Содержание и структура музыкально-образовательного процесса, направленного на преподавание башкирской музыки «нового времени».
Глава 4. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности модели подготовки учителя к преподаванию башкирской музыки «нового времени» в общеобразовательной школе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Подготовка учителя к преподаванию башкирской музыки "нового времени" в общеобразовательной школе"
Актуальность исследования. Содержание гуманитарного образования на национально-региональном уровне является одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной образовательной реформы. Это обусловлено, прежде всего, направленностью образования - помимо принятых общегуманистических, общенациональных и культурных достижений - на специфические этнокультурные ценности конкретного национального региона. Весь этот комплекс ценностей должен быть использован в общеобразовательной системе в органическом единстве, целостности и взаимодействии. Введение национально-регионального компонента в ГОС ВПО в Российской Федерации является важным компонентом образования, создающим возможность отразить в содержании предметов культурные и этнические особенности разных национальностей, проживающих в нашей стране.
Национальный компонент стимулирует интерес учащихся к собственной культуре, сохраняет и развивает национальную самобытность, обогащает новыми знаниями, и в то же время, сохраняя исторические традиции своего народа, в первую очередь, формирует культуру межнационального общения и уважения к культурным традициям других народов. При этом особое значение приобретает изучение национальной культуры, принципов, «механизмов» ее отражения в художественном творчестве.
Воспитание есть во многом пробуждение интереса к национальному духовному опыту. Эта задача требует погружения студентов, учащихся в конкретную национальную среду, в пространство культурного диалога, приобщение к национальному искусству. Отсюда необходимость изучения культурных национальных традиций и связи образования с многовековым опытом своего народа.
Степень научной разработанности проблемы. Синтез национального и интернационального является одним из направлений как отечественного музыкознания, так и педагогики, в которых национальная культура представлена как результат развития этноса на основе индивидуальных закономерностей и как часть мирового культурно-исторического процесса. Именно такой взгляд на национальную культуру представлен в работах Ф.Абуковой, Н.Гавриловой, В.Дулат-Алеева, А.Маклыгина, Е.Скурко и др.; проблематике развития национальных культур посвящены многие фундаментальные музыковедческие труды, созданные на протяжении 50-90-х гг. XX века: Т.Вызго, И.Вызго-Ивановой, М.Нигметзянова З.Сайдашевой и др. В педагогике также появляется немало исследований, посвященных проблеме национально-регионального образования. Имеются в виду работы Л.Греханкиной, Н.Дьяковой, Н.Зайнетдиновой, А.Зиннуровой, Л.Кашаповой, З.Киекбаевой, И.Кобозевой, Ю.Носорева, Н.Туравец и др.
В данный период высшая педагогическая и общеобразовательная школы ищут пути решения образовательно-воспитательных задач, связанных с формированием национальных элементов в программах, предназначенных для региональных учебных заведений.
Обращает на себя внимание незначительный удельный вес в системе профессионального музыкально-педагогического образования обширной области национальной музыкальной культуры, связанной с современным композиторским творчеством. Такая диспропорция проявляется с особенной наглядностью и при сопоставлении обширного круга музыкальных исследований, посвященных разнообразным проблемам современного композиторского творчества (как западноевропейского, так и отечественного) и работ по педагогике. Современная башкирская музыка, базируясь на традициях народной башкирской музыкальной культуры, апеллируя - на основе исторической преемственности - к художественному опыту нескольких поколений башкирских композиторов, в то же время отражает и современные направления в развитии мировой музыкальной культуры.
В связи с собиранием, изучением и систематизацией материалов академического музыкального искусства внимание исследователей привлекают проблемы развития музыкальной культуры на современном этапе, анализ творчества композиторов «нового времени», вопросы национального воспитания на музыкальном материале современного композиторского творчества.
Проблемам современного композиторского творчества посвящены многочисленные музыковедческие труды, среди которых особенно подчеркнем исследования М.Арановского, М.Аркадьева, О.Бочкарева, Э.Денисова, Е.Долинской, Л.Раабен, М.Тараканова, Л.Христиансеи и др.
В свою очередь, в музыкально-педагогической литературе не так велико число трудов, в которых рассматривается процесс изучения современной музыки в общеобразовательной школе. Среди них - работы Э.Бальчитиса, И.Знаменской, Н.Корыхаловой, Е. Николаевой, Э.Плотицы.
На сегодняшний день одно из наиболее последовательно развиваемых направлений в системе гуманитарного образования республики
Башкортостан связано с фольклором, «рассредоточенным» по разным предметам: музыка, изобразительное искусство, труд, литература, культура, природоведение, история своего народа и т.д. Изучение башкирского фольклора является фундаментом формирования музыкальной культуры на уроках музыки в общеобразовательных школах на территсюии нашей республики, что ярко прослеживается в существующих в настоящее время национально-региональных программах по музыке.
В башкирском музыковедении исследованию композиторского творчества - на различных этапах его становления - посвящены работы Г.Ахмадеевой, Э.Давыдовой, Н.Еловской, Е.Скурко, Т.Угрюмовой и др. Работы этих авторов становятся методологическим фундаментом данной диссертации. Значимость отмеченных работ обусловлена выявлением особенностей национального музыкального языка и историко-стилевым анализом национальной академической музыки.
В результате анализа научно-теоретической литературы по педагогике и результатов педагогического опыта становится очевидной недостаточная разработанность проблемы изучения башкирской академической музыки периода «нового времени». Ощущается острый недостаток музыковедческих исследований, направленных на выявление закономерностей и специфики музыкальных произведений данного периода. Учителя не имеют достаточного количества фонозаписей, нотного и дидактического материала. Также велика потребность в научно-обоснованных, практических рекомендациях для внедрения данной тематики в процесс музыкального образования. Этим обусловлена актуальность данного исследования, тема которого: «Подготовка учителя к преподаванию башкирской музыки «нового времени» в общеобразовательной школе». Эта тема предполагает необходимость исследования двух ракурсов: музыковедческого и педагогического.
Цель исследования — разработка педагогических средств организации и содержания вузовской подготовки будущего учителя к изучению башкирской музыки «нового времени».
Объект исследования: процесс профессиональной вузовской подготовки учителя музыки.
Предмет исследования — педагогические условия профессиональной подготовки учителя к изучению и преподаванию башкирской музыки «нового времени» в средних классах общеобразовательной школы.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования были определены его основные задачи: охарактеризовать башкирскую музыку «нового времени» (далее -БМ«НВ») в аспекте взаимосвязи национального фольклора и академических традиций; создать теоретическую модель-представление о содержании и процессе изучения будущими учителями БМ«НВ» и ее преподавании в системе общего музыкального образовании; опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предлагаемой модели-представления; разработать методические рекомендации по изучению БМ«НВ» в условиях музыкально-педагогического и общего музыкального образования в республике.
Гипотеза исследования: эффективное усвоение БМ«НВ» в педагогическом вузе и ее преподавание в общеобразовательной школе возможно при следующих условиях: а) взаимодействия фольклорных моделей с композиторскими техниками XX века; б) актуализации дожанровых, «интонационных моделей» народного творчества; в) использования методов трансформации фольклорного материала; г) организации специального курса по изучению будущими учителями БМ«НВ» с акцентом на главных закономерностях развития современного башкирского музыкального искусства и проблемного характера обучения.
Внедрение башкирской музыки «нового времени» в содержание музыкальных занятий в общеобразовательной школе на основе принципов доступности, увлекательности, связи фольклора с академической башкирской музыкой.
Методологической основой исследования являются различные области музыковедения и педагогики, в которых получают развитие проблемы близкие тематике данного исследования:
- этногенез, история, теория и типология культуры Башкортостана (И.Акманов, Н.Бикбулатов, Р.Юсупов, С.Шитова, Ф.Фатыхова, А.Киреев, Ф.Кузбеков, Р.Кузеев, И.Лепехин, М.Мурзабулатов, С.Паллас, А.Юнусова); - исследования закономерностей развития монодийных культур (А.Алиев,
В.Виноградов, В.Виноградова, И.Вызго-Иванова, С.Галицкая, Я.Гиршман, В.Гошовский, А.Джумаев, Р.Исхакова-Вамба, М.Нигметзянов, Г.Сайфуллина, Х.Тума);
- теоретические труды по современной мелодике, гармонии, ритму, композиторским техникам XX века (Т.Бершадская, Н.Гуляницкая, Э.Денисов, Л.Дьячкова, В.Задерацкий, С.Курбатская, А.Маклыгин, Ю.Холопов, В.Холопова);
- исследования по типологии стилей и стилевых направлений в современной музыке (Л.Березовчук, Г.Григорьева, Л.Казанцева, В.Медушевский, Л.Никитина, С.Савенко, Л.Христиансен);
- работы, посвященные музыкальному фольклору и академической музыке Башкортостана (Л.Атанова, Г.Ахмадеева, Н.Ахметжанова, Р.Галимуллина, Н.Гарипова, Э.Давыдова, Н.Еловская, З.Имамутдинова, Р.Исламгулова, Х.Ихтисамов, Ф.Камаев, С.Каримова, Р.Рахимов, Е.Скурко, М.Фоменков); исследования общих закономерностей учебно-воспитательного процесса на уроках музыки в общеобразовательной школе (Ю.Алиев, О.Апраксина, Е.Николаева, Л.Школяр); музыкально-педагогические исследования в области современной музыки (Э.Бальчитис, И.Знаменская, Э.Плотица); работы, посвященные национально-региональному компоненту в образовательном процессе современной школы (В.Баймурзина, Л.Бактигулова, Р.Гарданов, Н.Зайнетдинова, А.Зиннурова, Л.Кашапова, З.Киекбаева, И.Куприянова, Ю.Носорев, Ю.Юзбашян).
В качестве методов исследования были использованы:
- теоретический анализ исторической, музыковедческой, психолого-педагогической, методической литературы по теме диссертации;
- целостный, функциональный, сравнительный анализ музыкальных произведений современных башкирских композиторов;
- анализ современного педагогического опыта в свете тематики данного исследования;
- педагогическое наблюдение, опрос, интервьюирование, анкетирование студентов и школьников, выявление их отношения к современной башкирской музыке; апробация учебно-методических материалов, анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности.
База исследования - музыкальное отделение Башкирского государственного педагогического университета и общеобразовательная школа № 110 г. Уфы.
Опытно- экспериментальное исследование проводилось в три этапа с 2002 по 2006 год.
На первом этапе (2002-2003 гг.) проведена подготовительная работа, направленная на выбор и осмысление темы, объекта и предмета исследования, сформулированы его цель и задачи. Изучались труды по истории, педагогике, музыкознанию, раскрывающие теоретическую концепцию исследования. Осуществлялся анализ программ по теории, истории и методике музыкального образования, нормативные акты в сфере музыкального образования РФ и республики Башкортостан. На этой основе была разработана теоретическая модель-представление о педагогических условиях изучения будущими учителями башкирской музыки «нового времени» и методика ее преподавания в общеобразовательной школе. Первый этап включал разработку методики проведения констатирующего этапа эксперимента.
На втором этане (2003-2005 гг.) осуществлены: а) опытно-экспериментальная работа, связанная с организацией и проведением занятий со студентами музыкального отделения Башкирского государственного педагогического университета, с проверкой и уточнением гипотезы, с обобщением наблюдений, анкетированием, собеседованиями; б) опытная работа по проверке эффективности проведения занятий студентов в общеобразовательной школе по теме исследования.
Заключительный третий этап (2005-2006 гг.) посвящен анализу, обобщению, оформлению результатов эксперимента. Формулировались выводы и разрабатывались методические рекомендации, для внедрения последних в практику современной школы.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
Впервые проблематика неофольклоризма применительно к современному композиторскому творчеству Башкортостана становится предметом изучения будущими учителями музыки.
Выявлены оптимальные педагогические условия преподавания башкирской музыки «нового времени» в условиях общеобразовательной школы.
Разработан принцип актуализации дожанровых интонационных моделей народного творчества применительно к музыкальной педагогике.
Разработан метод трансформации фольклорного материала в условиях музыкально-педагогического образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
Определены приоритетные для музыкалыю-педагогического образования формы, жанры и виды башкирской музыки «нового времени».
Разработана теоретическая модель-представление о сущности, функциях и содержании подготовки учителя преподаванию башкирской музыки «нового времени» учащимся общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что внедрение его результатов в систему подготовки будущего учителя музыки способствует:
Овладению теоретическими знаниями в области современной башкирской музыки.
Формированию готовности будущего учителя к преподаванию башкирской музыки «нового времени» в условиях общеобразовательной школы.
Повышению уровня профессиональной компетентности учителя музыки.
Материал первых двух глав диссертации может быть использован также в учебных курсах истории башкирской музыки для педагогических вузов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается наличием соответствующей цели, методологической базы, опытно-экспериментальной работой, количественным и качественным анализом ее результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Изучение башкирской музыки «нового времени» является необходимым условием профессионального становления учителя музыки, формирующего музыкальную культуру подрастающего поколения в условиях Башкортостана.
2. Усвоение учителем башкирской музыки «нового времени» осуществляется на основе: а) познания фольклорных жанрово-интонационных моделей во взаимодействии с композиторскими техниками XX века; б) актуализации раннефольклорных, архаических интонационных моделей типичных для современного композиторского творчества - в педагогическом процессе; в) применения методов трансформации фольклорного материала.
Доступность преподавания башкирской музыки «нового времени» в условиях общеобразовательной школы обеспечивается увлекательностью музыкального материала для учащихся, его яркостью и художественной образностью, связью с башкирским фольклором, проблемным характером обучения, и организации различных форм детского музицирования.
Апробация основных положений диссертационного исследования производилась:
- в форме докладов на Всероссийской научной конференции «Урал-Алтай: через века в будущее» (Уфа, 2005г.), межвузовской научно-практической конференции в БГГТУ (Уфа, 2005г.), межрегиональной научнопрактической конференции «Проблемы личностно-ориентированного образования: культурологический, психолого-педагогический, технологический аспекты (Шадринск, 2005г.), в ходе обсуждения работы на кафедре методологии и методики преподавания музыки МПГУ (2006г.); на заседаниях кафедры музыкального образования Института педагогики БГПУ.
- через публикации материалов по теме исследования в печати.
Внедрение результатов исследования осуществлялось:
- в процессе проведения опытно-экспериментальной работы на музыкально-педагогическом отделении БГПУ;
- в общеобразовательной школе № 110 г.Уфы;
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и нотного приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
1.Изучение в педагогическом вузе современного комнозиторского
творчества в процессе профессиональной подготовки учителей музыки для
общеобразовательных школ должпо стать одной из ведущих задач
музыкально-педагогического образования в Башкортостане. 2. Эффективное усвоение башкирской музыки «нового времени» в
педагогическом вузе и ее преподавапие в общеобразовательной школе
возможно на основе следующих условий:
а) изучения закономерностей башкирской музыки «нового времени» к
которым относятся:
- взаимодействие фольклорных моделей с композиторскими техпиками
XX века;
- актуализация дожанровых, архаических интонационных моделей
народного творчества;
- использование методов трансформации фольклорного материала. б) организации специального курса по изучению будущими учителями
башкирской музыки «нового времени», с акцентом на главных
закономерностях развития башкирского современного музыкального
искусства и проблемного характера обучения;
в) внедрения башкирской музыки «нового времени» в содержание
музыкальных занятий в общеобразовательной школе на основе приьщипов
доступности, увлекательности, связи фольклора с академической
башкирской музыкой. 3. Структуру изучения БМ«НВ» составляют мотивационный,
содержательный и операциональный компоненты, которые в своем единстве
способствуют наиболее полноценной организации музыкально педагогического процесса. 4. Исследование показало, что разработанный спецкурс по изучению
БМ«НВ» является необходимым условием профессиональной подготовки
будущих учителей музыки. Внедрение БМ«НВ» способствует расширению
музыкального кругозора, повышению уровня знаний и в целом - повышения
уровня компетентности будущих учителей. 5. Целенаправленная вузовская подготовка будущих учителей музыки и
последующая педагогическая практика способпы создать необходимые
условия для организации эффективного процесса усвоепия БМ«НВ»
учащимися общеобразовательной школы: формирования у них интереса к
этой музыке, усвоепия ключевых музыкальных знаний и развития
соответствующих музыкальных умений, навыков, становлению потребности
в самостоятельном общении с БМ«НВ».
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Дайнова, Гузель Закуановна, Москва
1. Абдуллин Э.Б. Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М., 2004. - 336с.
2. Абукова Ф.А. Современное творчество композиторов Туркменистана в контексте культуры наций. М., 1994. - 270с.
3. Акманов И.Г. Башкирия в составе Российского государства в XVII -первой половине XVIII веков. Свердловск, 1991.- 151с.
4. Алексеев Э.Е. Некоторые методологические проблемы изучения музыкального фольклора // Традиции и перспективы музыкального фольклора народов СССР. М., 1989. - С.48-55.
5. Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование. М., 1986. - 239с.
6. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. М., 1988.-237с.
7. Алиев А. К вопросу изучения азербайджанских мугамов // Макомы, мугамы и композиторское творчество. Ташкент, 1978. - С.33-40.
8. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания (от детского сада к начальной школе). Воронеж, 1998. - 352с.
9. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2000.-336с.
10. Алмазова Т.А. Народно-песенные истоки татарского инструментального концерта // Музыкальный фольклор и творчество композиторов Поволжья / Труды ГПМИ имени Гнесиных. М., 1884. С.119-140.
11. Апраксина O.A. Задачи музыкального воспитания в сфере реформы школы // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 17: Сб. ст. /Сост. О.Апраксина. - М., 1986. - С.5-15.
12. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие. М., 1983. - 222с.
13. Арановский М.Г. Музыкальный текст: Структура и свойства. М., 1998.-343с.
14. Арановский М.Г. Симфония и Время // Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории культуры XX века. М., 1998. - С.303-370.
15. Арановский М.Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник. М., 1987. - Вып. 6. - С.5-44.
16. Аркадьев М.А. Хроноартикуляционные структуры новоевропейской музыки и фундаментальные проблемы ритма. Автореф. дис. д-ра иск.-М., 2003.-51с.
17. Арнольдов А.И. Национальные культуры: современное видение. Лекция.-М., 1992.-29с.
18. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М., 1984. - 111с.19