автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Проектирование творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете
- Автор научной работы
- Новикова, Татьяна Алексеевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Великий Новгород
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Проектирование творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете"
На правахрукописи
НОВИКОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ
13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Великий Новгород 2004
Работа выполнена на кафедре «Дизайн» государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Научный руководитель
кандидат педагогических наук, доцент КаудаТ.М.
Научный консультант
доктор социологических наук, профессор Гавриков А.Л.
Официальные оппоненты
доктор педагогических наук, профессор Верб ЭА
кандидат педагогических наук, доцент Донина ИА
Ведущая организация
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов
Защита состоится г. В КА часов на заседании
Диссертационного совета Д 212.168.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» по адресу: 173007, Великий Новгород, ул.Чудинцева, 6.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института непрерывного педагогического образования НовГУ им. Ярослава Мудрого
Автореферат разослан 2004 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор
В .А. Сидоренков
з
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Современное образование призвано не только удовлетворять образовательные запросы общества - решать проблему становления и воспитания профессионально компетентного специалиста, но и предоставлять человеку возможность свободного выбора индивидуальных образовательных траекторий, соответствующих его способностям и познавательным потребностям. Для системы высшего образования характерен переход в иное качественное состояние, сопровождаемый интегративными процессами в мировом культурно-образовательном пространстве. Выделяется главный акцент - личностная ценность образования, индивидуально мотивированное отношение человека к собственному образованию.
В последнее время трактовка образования через образ культуры, воплощаемый в образованном «человеке культуры», привлекает внимание к дизайнерскому образованию. Именно в этой сфере происходит обеспечение трансляции культурного, прежде всего художественного, опыта и воспроизводство творческого потенциала общества. В силу своей специфики дизайнерское образование гибко реагирует на изменения в обществе, ориентируясь на непрерывный прогресс во всех сферах: науке и технике, экономике и политике, культуре и уровне жизни.
Круг проблем и теоретических предпосылок настоящего исследования очерчен многоаспектностью дизайна как исторического и социокультурного феномена. В этом ракурсе дизайн рассматривается в трудах Ж.Бодрийяра, Г.Г.Гайворонского, В.Л.Глазычева, К.Кантора, М.А.Коськова, Г.Н.Лолы, Т.Мальдонадо, М.Хайдеггера и др.
Актуальность исследования обусловлена сложившимися в системе дизайнерского образования противоречиями между: организационными формами осуществления учебной деятельности в образовательном процессе и формами организации профессиональной деятельности; узостью вида профессионального образования и широким спектром реализации профессиональной практики; разобщенностью межпредметных связей в содержании учебно-образовательных программ и целостностью содержания профессиональной деятельности; потребностью в специалисте, способном к самоорганизации и самореализации в профессиональном
творчестве и малоактивной «зависимой» позицией студента в процессе обучения.
Вышеуказанные проблемы и противоречия позволили обозначить актуальные направления нашего исследования -организационно-педагогические условия эффективной подготовки дизайнеров в университете. Недостаточная теоретическая разработанность обозначенной проблемы, ее актуальность для теории и практики дизайнерского образования определили тему диссертационного исследования «Проектирование творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете».
Целью настоящего исследования является теоретическое обоснование и разработка экспериментальной модели творческого образовательного пространства профессиональной подготовки дизайнеров в структуре университета
Объект исследования: образовательный процесс подготовки студентов дизайнеров в структуре университета.
Предмет исследования: процесс проектирования творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что подготовка дизайнеров в структуре университета будет эффективной, если организовано творческое образовательное пространство, которое:
- рассматривается как целостная система взаимосвязанных структур (пространственно-семантической, содержательно-методической и коммуникационно-организационной), позитивно принимаемая всеми участниками учебно-образовательного процесса;
- создает возможность для реализации множества индивидуальных образовательных траекторий студентов дизайнеров в процессе подготовки посредством следующих характеристик образовательного процесса: вариативной гибкости, открытости для инноваций, наполненности образовательными и творческими ресурсами, свободы творческой коммуникации;
- имеет педагогико-организационные формы, обеспечивающие условия для самоорганизации и самореализации студентов в творчестве (формы учебной деятельности, формы научно-творческой деятельности педагогов и студентов;
организационные формы активизации и реализации творческого потенциала; формы творческой коммуникации между субъектами образовательного процесса).
Проблема, цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:
1. Изучить состояние проблемы исследования, дать определение и выявить сущностные характеристики дизайнерской деятельности, определить круг проблем и выработать условия успешности подготовки к профессиональному проектному творчеству.
2. Сформулировать совокупность концептуальных положений и выработать механизмы, определяющие условия проектирования творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров.
3. Разработать и апробировать модель творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете, предполагающую предоставление и развитие множества индивидуальных образовательных траекторий в процессе подготовки.
4. Определить качественные характеристики подготовки дизайнеров в структуре университета.
Методологическую основу исследования составляют философские, психолого-педагогические и специальные научные теории:
- категории пространства и времени в философских, социокультурологических и психологических концепциях И.Араухо, Аристотеля, А.Г.Габричевского, И.Канта, М.Мамардашвили, М.Мерло-Понти, П.А.Сорокина, Л.А.Степашко, М.Хайдеггера и др.;
- совокупность положений теории обучения в высшей школе С.И.Архангельского, В.П.Беспалько, М.В.Булановой-Топорковой, С.И.Гессена, Б.С.Гершунского, В.И.Загвязинского, И.А.Зимней, И.Я.Лернера, Ф.Т.Михайлова, П.И.Пидкасистого, А.В.Степанова, А.И.Субетто и др.;
- концепции педагогического проектирования творческой образовательной среды В.А.Бухвалова, Е.С.Заир-Бек, В.А.Конева, Ю.В.Назарова, В.Ю.Питюкова, Г.К.Селевко, В.Ф.Сидоренко, П.И.Третьякова, А.П.Тряпицыной, И.Д.Фрумина, Б.Д.Эльконина, ВАЯсвина и др.;
- философские и психолого-педагогические концепции творчества Р.Арнхейма, М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, Л.С.Выготского,
B.В.Кандинского, Н.В.Рождественской, А.С.Шведерского и др.;
- исследования по вопросам формирования и развития личности Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Т.А.Барышевой, Г.Г.Воробьева, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, А.В.Петровского, В.В.Розанова,
C.Л.Рубинштейна, В.В.Серикова, В.С.Степина, С.Т.Шацкого и др.;
- ряд положений теории рефлексии и рефлексивного взаимодействия Г.М.Андреевой, В.А.Бухвалова, Г.-Г.Гадамера, В.Ю.Питюкова, А.Н.Поддъякова, Ж.-П.Сартра, Г.К.Селевко, В.В.Серикова, П.И.Третьякова, К.Ясперса и др.
Методы исследования:
- теоретический анализ и синтез в проблемной области исследования на основе философской, психолого-педагогической и специальной литературы;
- анализ практической деятельности дизайнеров;
- метод моделирования в социальных системах;
- педагогическое наблюдение;
- обобщение опыта педагогической работы;
- анализ результатов учебной деятельности студентов (рефератов, курсовых проектов, конкурсных творческих работ и др.);
- педагогический эксперимент в соответствии с гипотезой и задачами исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: кафедра «Дизайн» факультета архитектуры, искусств и строительства (ФАИС) Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.
Этапы исследования:
1-й этап - 1998-2000 гг. - осмысление и исследование опыта работы с учащимися колледжа и студентами художественно-проектных специальностей университета, изучение опыта работы специализированных российских вузов, сравнительный анализ' методически-программного обеспечения специальности «Дизайн» различных Школ дизайна, поиск оптимальных путей педагогически целесообразной организации учебного процесса по специализации «Дизайн костюма»;
2-й этап - 2001-2003 гг. - формирование концепции и выделение основных направлений исследования, изучение философской, психолого-педагогической и специальной литературы
по проблеме исследования, организация опытно-экспериментальной работы;
3-й этап - 2004 г. - проверка и уточнение теоретических положений исследования, завершающий анализ, систематизация и описание результатов, оформление материалов исследования. На защиту выносятся следующие положения:
1. Условием эффективной подготовки и реализации множества индивидуальных образовательных траекторий студентов дизайнеров в университете является организация творческого образовательного пространства, которое представляет собой систему взаимосвязанных структурных элементов и обладает рядом заданных свойств. Свойства творческого образовательного пространства - целостность; способность к самоопределению, саморазвитию и самодетерминации; вариативная гибкость; открытость для инноваций; наполненность образовательными и творческими ресурсами; свободная творческая коммуникация. Выделяем следующие структурообразующие элементы творческого образовательного пространства: пространственно-семантические, содержательно-методические и коммуникационно-организационные.
2. Самоорганизация и самореализация студентов в творчестве как необходимое условие профессионального становления дизайнера обеспечивается совокупностью педагогико-организационных форм творческого образовательного пространства: форм учебной деятельности (лекции, практические занятия), форм научно-творческой деятельности педагогов и студентов (научные лаборатории, творческие группы, мастерские); форм активизации и реализации творческого потенциала (выставки, конкурсы, конференции); форм творческой коммуникации между субъектами образовательного процесса (клаузура, групповое и индивидуальное проектирование и др.).
3. Концепция индивидуальных образовательных траекторий подготовки дизайнеров в университете основывается на том, что многоаспектная университетская подготовка расширяет спектр профессиональных компетенций будущего специалиста и обладает потенциальными возможностями для самореализации будущего специалиста дизайнера в различных сферах профессиональной деятельности (типах профессий).
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- обоснована теоретическая концепция проектирования творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете, сформулированы требования к пространству в виде предполагаемых свойств и структуры элементов;
- разработана новая концептуальная модель творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в многопрофильном университете классического типа, отличающаяся коммуникативно-поведенческими и педагогико-организационными свойствами;
- впервые выявлены особенности и условия организации индивидуальных образовательных траекторий подготовки дизайнеров в многопрофильном университете классического типа.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- в категориальный аппарат педагогической науки включено понятие «творческое образовательное пространство подготовки дизайнеров»;
- раскрыты и обоснованы в университетском образовании сущностные характеристики и структурообразующие элементы творческого образовательного пространства;
- разработаны векторы индивидуальных образовательных траекторий подготовки дизайнеров в университете. Практическая значимость исследования состоит в том, что
автором разработаны: интегрированные программы специальных проектных дисциплин; методические указания к выполнению учебных заданий и к курсовому проектированию; диагностические методики, позволяющие определять динамику процесса подготовки дизайнеров в университете. В настоящий момент предложенные автором методологические материалы, разработанные и адаптированные в ходе исследования, активно используются в практике работы преподавателей специализации 0524.03 - «Дизайн костюма» в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого. Кроме того, теоретические выводы, результаты экспериментальной работы, методические рекомендации могут использоваться:
- для внедрения в дизайнобразование в целом;
- для внедрения в систему многоуровневого обучения художественно-проектным специальностям в университете;
- как основа разработки интегрированного содержания циклов специальных, общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализаций, а так же факультативных курсов;
- для разработки методически-программного обеспечения и адаптации его к ситуативным изменениям в учебном процессе.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена совокупностью методов исследования;
результативностью самостоятельного проектного творчества участников эксперимента; опорой на теоретико-методологические основы дизайн-образования.
Апробация результатов исследования. Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях УМО по архитектурно-дизайнерскому образованию (в рамках конференций МАПАШ в Санкт-Петербурге в 1998 г. и Ростове-на-Дону в 2001г.), на Международной научной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии» (С-Пб, 2001г.), научно-практических конференциях преподавателей и сотрудников НовГУ, заседаниях кафедры; материалы исследования находят свое применение в учебном процессе и представлены в виде публикаций в сборниках научных статей.
Основное содержание работы
Структура диссертации построена в соответствии с логикой исследования, его задачами и включает: введение, две главы, заключение, список литературы по теме и приложения.
Во введении раскрыта актуальность выбранной проблемы, указана степень ее изученности, сформулированы объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования, определена научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе диссертации «Теоретические предпосылки проектирования творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров» осуществлен теоретический анализ базовых понятий исследования: «дизайн», «проектное творчество», «образовательное пространство», «индивидуальная образовательная траектория» и других. Рассмотрены современные подходы и тенденции совершенствования организации учебно-образовательного
ю
процесса в дизайн-образовании, выявлены организационно -педагогические особенности подготовки дизайнеров в университете.
Круг проблем и теоретических предпосылок настоящего исследования очерчен многоаспектностью дизайна как социокультурного и исторического феномена. Осмысление дизайна, его сущности, роли и возможностей в социо-культурном созидательном развитии общества основано на широком диапазоне концептуальных положений (Ж.Бодрийяр, В.Л.Глазычев, К.Кантор, М.А.Коськов, Г.Н.Лола, М.К.Мамардашвили, С.М.Михайлов, Ю.В.Назаров, ЕАРозенблюм, В.Сааков, В.Ф.Сидоренко, М.Хайдеггер, С.О.Хан-Магомедов и др.).
В настоящем исследовании феномен дизайна рассматривается в совокупности теоретических положений в русле системного, синергетического и онтологического подходов в следующей логике. Философски дизайн осмысливается при обращении к теме бытия и его воплощении в сущем (Ж.Бодрийяр, Г.Н.Лола, М.Хайдеггер). В психологическом аспекте дизайн выступает как источник и критерий познания, самопознания и саморазвития личности. Проектное творчество детерминировано познанием и существенно базируется на нем.
Центральная категория мышления дизайнера - категория «формы». Познание формы для дизайнера основано на личностных качествах, ведущих к эстетическому переживанию - исторической восприимчивости, «способности проникаться вещами» (Х.Ортега-и-Гассет), чувственном и эстетическом восприятии. Показатель восприимчивости - эмоции - интегрируют личность, воздействуют на мышление, воображение, мотивируют поведение (Т.А.Барышева). Качества, детерминирующие личностные процессы познания и развития - восприимчивость, эмоциональность и образность.
С культуроведческой позиции дизайн рассматривается как новая, специфическая форма существования искусства в современных условиях. Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему раскрывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях.
В современных теоретических концепциях дизайн понимается не столько как профессия, а как «третья культура» - проектная, призванная воссоединить две распавшиеся ветви культуры -гуманитарно-художественную и научно-техническую. Проектная культура - часть общей культуры человека, отражающая его
способность создавать творческий продукт, удовлетворяющий материальные, эстетические и иные потребности индивидов и социальных групп (Т.М.Кауда). Дизайн - специфическая форма проектной культуры, «синтезирующая слагаемые образа жизни в функционально-художественную целостность» (В.Т.Шимко). Специалиста дизайнера характеризует сформированность уровня проектной культуры.
В теоретических исследованиях, посвященных проблемам дизайнерского образования, деятельность дизайнера соотносится с деятельностью художника и рассматривается сегодня как творческий процесс, транслирующий предшествующий культурный, прежде всего, художественный, опыт и использующий достижения современной науки в области новых технологий и материалов. Мы рассматриваем дизайнерское проектирование как самостоятельную форму творчества.
Далее в диссертации раскрыты сущностные характеристики и определены деятельностные и психологические аспекты художественно-проектного творчества. Выявлено, что дизайнеру присущ особый тип мышления, определяемый современными теоретиками-дизайнерами как проектное мышление.
Исходя из того, что объектом нашего исследования является процесс профессиональной подготовки дизайнеров, мы определяем понятие «дизайн» в контексте системного и деятельного подходов.
Дизайн является инновационной деятельностью с определенной целью, которая формулируется в виде проектной задачи. Как специфической области деятельности дизайну имманентны:
- проектность, нацеленная на созидание образцов материальной культуры: предметной среды и предметных условий существования человека;
- творческий акт как основа проектирования;
- эмоциональность и образность, обусловленные принадлежностью дизайна к искусству и художественному творчеству;
- функциональность, определяющая и определяемая процессами потребления;
- эстетическая ценностность.
Мы рассматриваем дизайн как многоаспектный междисциплинарный феномен, направленный на: познание мира, осознание целей и задач преобразования среды обитания человека;
художественное осмысление процессов стиле- и формообразования; восприятие художественных образов и оперирование ими в аспектах деятельности; приобретение навыков формулирования проблемы, постановки общих и локальных задач; овладение навыками получения и творческого использования информации в различных областях знания; свободное владение практическими навыками различных видов искусства; понимание взаимосвязей новаций и культурных традиций в дизайне; овладение методами организации творческого процесса; развитие критического рефлексивного мышления в оценке продукта и процесса творчества; личностное развитие и самореализацию в творчестве.
В исследовании представлена совокупность концептуальных положений, являющихся основанием для проектирования творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров. Осмысление сути категории «творческое образовательное пространство» основано на широком диапазоне научных исследований в философии, педагогике, психологии, социологии и культурологии и в пограничных областях взаимодействия этих наук. Комплексный подход к изучению сущности понятия «пространство» выявляет социо-культурную значимость пространства в образовательной среде.
В отечественной педагогике накоплен и обобщен определенный педагогический опыт организации образовательного пространства. Теоретические вопросы по этой проблеме освещены в трудах А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого и других. Системный подход к исследованию этого феномена позволяет нам рассматривать образовательное пространство как: целостную и органичную систему (И.Д.Фрумин, Б.Д.Эльконин); социокультурную характеристику общества (С.И.Гессен, Б.С.Гершунский, Л.А.Степашко); сферу взаимодействия участников учебного процесса (Н.В.Щиголева, В.А.Ясвин); информационную среду для реализации учебно-образовательных функций (А.А.Веряев, И.К.Шалаев).
Специфика образовательного пространства определяется доминирующими в нем процессами. Современное образовательное пространство характеризуют новые способы фиксации и передачи социо-культурного опыта (усиление коммуникационных потоков). Наполненное, востребованное пространство приобретает личностную ценность.
Целью проектирования творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров является обеспечение благоприятных условий для:
- формирования комплекса профессиональных знаний и овладения профессиональным творческим методом;
- формирования активной творческой личности, восприимчивой к специфике проектной культуры и способной к самоактуализации в профессиональной сфере;
- создания возможности реализации множества индивидуальных образовательных траекторий для студентов-дизайнеров в процессе подготовки.
Выделены следующие принципы педагогического проектирования творческого образовательного пространства:
1. Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека - участника подсистем, процессов или ситуаций.
2. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций, означающий создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.
3. Принцип самореализации в творчестве как условие профессионального становления, отражающее уровень сформированности проектной культуры.
На основании вышеизложенных положений мы определяем творческое образовательное пространство как целостную систему, способную к самоопределению, саморазвитию и самодетерминации, структурные элементы которой используются субъектами образовательного пространства для освоения профессионального знания и методологии ведения профессиональной дизайнерской деятельности, а также возможности для самоактуализации в творчестве.
Целеполагание в педагогическом проектировании творческого образовательного пространства конкретизируется посредством осуществления взаимосвязи его структурообразующих элементов, обеспечивающих:
1. Намеренное и продуктивное развитие творческих способностей и проектного мышления.
2. Самостоятельное действие в обучении, становлении и развитии посредством самообразования, саморазвития,
профессионального самоопределения, самоорганизации и самореализации.
3. Формирование доминанты рефлексивной творческой деятельности.
Выполнение поставленных целей и задач обеспечивается реализацией взаимосвязанных функций творческого образовательного пространства: познавательной, развивающей, формирующей и коммуникативной.
Исходя из того, что характер образовательного пространства подготовки дизайнеров определяется самой сутью дизайнерской деятельности, направленной на творческое эстетически осмысленное преобразование мира, мы определяем свойства творческого образовательного пространства: целостность; способность к самоопределению, саморазвитию и самодетерминации; вариативная гибкость; открытость для инноваций; наполненность образовательными и творческими ресурсами; свобода творческой коммуникации.
В исследовании определены следующие педагогико-организационные формы творческого образовательного пространства, обеспечивающие условия и методы самоорганизации и самореализации студентов в творчестве:
- формы учебной деятельности (лекции, практические занятия);
- формы научно-творческой деятельности педагогов и студентов (научные лаборатории, творческие группы, мастерские);
- формы творческого коммуникативного взаимодействия между участниками учебно-образовательного процесса (клаузура, групповое и индивидуальное проектирование, формы передачи и освоения профессионального знания);
- формы активизации и реализации творческого потенциала (выставки, конкурсы, конференции и т.д.).
Понимание дизайнерской деятельности как сложной многофункциональной системы выявляет дуалистический характер структуры проектной деятельности, ее внутренний и внешний аспекты: собственно проектирование и проектную профессиональную коммуникацию.
В условиях обучения художественно-проектному творчеству субъект-субъектное взаимодействие (коммуникация как межличностные отношения) осуществляется через познавательно-
проектную деятельность - объект проектирования (коммуникация как профессиональное знание).
Дидактический аспект проектно-творческой коммуникации представлен функциями, которые она способна выполнить в процессе обучения:
- метод и средство обучения;
- организационная форма обучения;
- способ присвоения содержания образования;
- способ самореализации в творчестве.
Стратегия организации дидактического процесса - стратегия проблематизации и творческой рефлексии.
На основании обобщения представленных в исследовании подходов к содержанию понятия творческое образовательное пространство определено направление собственно педагогической деятельности:
- обеспечение внутренних условий (мотивации, потребностей) для самореализации в профессиональном творчестве через механизмы самопознания и творческую рефлексию;
- создание адекватных организационных форм освоения творческого образовательного пространства;
- организация позитивной микросоциумной среды. Образовательная функция пространства - функция личностного
развития в контексте предоставляемых возможностей. В диссертации подробно рассмотрены теоретические положения по проблемам формирования творческой личности, накопления опыта творческой рефлексии как условия самореализации личности в творчестве.
На основании изучения и анализа образовательной практики различных школ дизайна выявлены положительные аспекты подготовки дизайнеров к профессиональной деятельности в структуре университета.
Многоаспектность университетского пространства, в котором представлены разнообразные направления научной и социокультурной деятельности и расширен спектр
коммуникативных связей, обеспечивает условия для овладения многоаспектным знанием и накопления опыта социальной практики. Университет, обладающий определенной структурой и спецификой образовательных составляющих, через реализацию содержания образования предоставляет возможность расширить спектр компетенций будущих специалистов различных специальностей.
Сущностной характеристикой творческой индивидуальности является опыт созидательной жизни человека. Определен индивидуальный стиль деятельности как форма выражения личности.
Предварительными условиями успешности профессионального становления дизайнера в вузе являются:
1. Личностная потребность в творчестве.
2. Интерес и склонность студента к своей будущей профессии.
3. Наличие специальных художественных способностей и особого креативного типа мышления.
Выделены следующие педагогические объекты, по определению требующие индивидуализации процесса обучения: мотивация (эстетические, художественные интересы, потребности); общие (универсальные) художественные способности; специальные художественные способности; креативные свойства личности.
В онтогенезе творческая личность самореализуется различными путями с преобладанием той или иной стадии в определенное время жизни: подготовительной, стадии непосредственного акта творчества и стадии дальнейшей разработки уже созданного. Стадии реализации в творчестве соответствуют определенным этапам индивидуального развития личности.
Мы определяем понятие образовательной траектории как направление движения человека в пространственно-временном континууме его жизнедеятельности. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий включает в себя:
- определение содержания образовательной траектории;
- проектирование образовательной технологии;
- проектирование условий реализации образовательных технологий;
- определение ожидаемого результата;
- процесс педагогической диагностики (диагностики обеспечения комплекса возможностей и диагностики личностных условий прохождения траектории).
Проектирование учебно-образовательного процесса в творческом образовательном пространстве, предусматривающее реализацию индивидуальных образовательных траекторий, основывается на постановке следующих организационно-педагогических задач:
1. Определение спектра образовательных траекторий.
2. Определение цели движения по образовательной траектории.
3. Предоставление свободного выбора траекторий, соответствующих потребностям и способностям личности.
4. Предоставление поддержки (сотрудничества) в процессе прохождения субъектом образовательной траектории. Проектирование возможных индивидуальных образовательных
траекторий осуществляется на основе типологизации студентов по направлениям - сферам реализации в учебном и самостоятельном творчестве. Логика проектирования индивидуальных образовательных траекторий следующая: выявление - становление -развитие. Логика коммуникативного межличностного взаимодействия в процессе обучения строится в последовательности: контроль - помощь - сотрудничество - самообразование.
В результате специально организованного обучения в творческом образовательном пространстве происходит поэтапное формирование профессиональных качеств (характеристик), накопление студентом профессионального, социокультурного и коммуникативного опыта, а так же опыта организации личной творческой деятельности.
Во второй главе диссертации «Экспериментальное моделирование творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете» определены организационно-педагогические условия подготовки дизайнеров на специализированном факультете в структуре университета, представлена модель творческого образовательного пространства, определены качественные характеристики подготовки дизайнеров в университете. Опыт проектирования творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете представлен на примере одной из специализаций 0524.03 - Дизайн костюма.
В диссертации рассмотрен опыт работы отечественных вузов художественного профиля по подготовке дизайнеров по вышеуказанной специализации. В результате выявлено, что организационно-педагогические условия подготовки дизайнеров определяются:
- спецификой конкретного предметного вида дизайнерской деятельности;
- особенностями образовательной структуры - типом учебного заведения, в котором осуществляется процесс (место процесса подготовки в структуре, наличие опыта подготовки и традиций школы и т.д.).
В контексте учебной составляющей профессионального творчества в сфере дизайна в исследовании выявлены основные характеристики, отличающие учебное проектирование в рамках специализации «Дизайн костюма», определены учебно-содержательные и организационно-педагогические ориентиры учебно-образовательного процесса.
Общее направление процесса подготовки, цели и условия обучения определили конкретные организационно-педагогические и методологические задачи. На основе обобщения опыта работы российских вузов сформулирован вывод о том, что в подготовке дизайнеров широко используется деятельностная система обучения. Выявлено, что подготовка дизайнеров на специализированном факультете в структуре многопрофильного университета классического типа создает условия для многоаспектного знания, формирует многоаспектный тип проектной культуры, создает возможность для существования различных типов молодежных творческих организаций.
Подготовка дизайнеров на факультете архитектуры, искусств и строительства в структуре университета позволяет рассматривать содержательный аспект профессионального становления следующим образом (таблица 1).
Таблица 1
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОЛЬ В УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ЗНАНИЯ
1. Теоретическое и основа развития интеллекта и формирования
специальное (проектное) профессионального типа мышления
теоретическое знание
2. Учебное основа профессионального метода
проектирование
3. Изобразительные проектное средство
дисциплины
4. Проектно-творческое основа рефлексивного саморазвития и
коммуникативное самореализации личности в творчестве
взаимодействие
Широкий спектр направлений научной и образовательной деятельности, сеть учебно-научных лабораторий при кафедрах факультетов университета предоставляют уникальную возможность
использования методов научного познания, реализовать запросы и индивидуальные возможности студентов в образовательной сфере.
В диссертации представлена модель творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров, дается описание структуры и структурообразующих элементов. В основу содержательно-методической, тесным образом связанной с коммуникационно-организационной структурой модели, заложены определяющие принципы университетского обучения.
Взаимосвязь всех структурообразующих элементов модели реализуется посредством педагогико-организационных форм творческого образовательного пространства (таблица 2).
Таблица 2
Педагогико- Содержание Реализация Цели
организационные функций
формы
творческого образовательного
пространства
1. Формы учебной Лекции, Познавательная Присвоение содержания
деятельности практические занятия образования
2. Формы научно- Научные Познавательная, Освоение профессионального
творческой лаборатории, формирующая творческого метода
деятельности творческие
преподавателей и группы,
студентов мастерские
3. Формы Конференции, Познавательная, Формирование активной
активизации и выставки, формирующая, творческой позиции,
реализации конкурсы, коммуникативная апробация творческого метода
творческого творческие
потенциала акции
4 Формы Дизайн- Познавательная, Формирование
творческого проектирование формирующая, профессионального метода,
коммуникативного (индивидуальное коммуникативная целевых установок, освоение
взаимодействия и в проектных группах) методов коммуникации в профессии
Рефлексивному саморазвитию и самореализации личности в творчестве способствуют формы творческого образовательного пространства, предполагающие освоение профессиональных методов посредством субъект-субъектного взаимодействия на уровнях:
- специального теоретического обучения;
- учебного проектирования в рамках учебного процесса;
- самостоятельной творческой деятельности студентов;
- программы учебных и проектных практик;
- участия в выставочной и конкурсной деятельности.
Присвоение студентом содержания образования происходит
поэтапно на различных уровнях (формах) взаимодействия в структуре проектно-творческой коммуникации. Деятельность педагога (метод преподавания, способы передачи профессионального знания) и деятельность студента (методы изучения, способы поисковой проектной и познавательной деятельности) соотносятся непосредственно в методике проектирования.
Осуществление взаимодействия в модели творческого образовательного пространства предполагает стадийность перехода от контроля со стороны преподавателя к помощи и сотрудничеству. Проектное творчество студента, на начальной стадии обучения являясь контролируемым, к концу обучения становится наиболее самостоятельным. Этот процесс представлен в таблице 3.
Таблица 3
ВЫЯВЛЕНИЕ профессиональное РАЗВИТИЕ
комплекса СТАНОВЛЕНИЕ профессиональных
способностей качеств
Довузовская Учебно-образовательный процесс Самостоятельное
подготовка в вузе профессиональное творчество
1-й 2-й 3-й 4-й
этап этап этап этап
контроль помощь сотрудничество самообразование
Процесс профессионального становления в вузе базируется на совокупности определенных характеристик и свойств личности. В основе становления - создание личностной установки на овладение предметом деятельности. Главным условием профессионального становления специалиста дизайнера в вузе является осознание субъектом (студентом) потребности в творчестве, позиционирование им необходимости творческого созидания.
Формы организации творческого образовательного пространства и осуществляемые в нем методологические принципы, учебно-образовательные программы и методы позволили реализовать концепцию индивидуальных образовательных траекторий подготовки дизайнеров.
Последовательно осуществляются три этапа диагностики посредством методов тестирования, анкетирования,
целенаправленного педагогического наблюдения:
1. Выявление исходного уровней развития ассоциативных представлений и владения проектной графикой. Тестирование позволяет выявить психологические особенности студентов для организации индивидуальной работы.
2. Выявление приоритетов в сфере деятельности, показателей знаний, умений, представлений в области дизайна, навыков ведения профессиональной деятельности.
3. Выявление уровня готовности к самостоятельной деятельности. На основе диагностики осуществляется конструирование
типологии студентов в соответствии с векторами индивидуальных образовательных траекторий. Данные типологического исследования дают возможность осуществлять индивидуальный подход к студентам в процессе подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности.
Эффективность творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете определяется:
- динамикой уровня сформированности профессиональной компетенции (уровня готовности к самостоятельному творчеству);
- мобильностью изменения творческого образовательного пространства, адекватного запросам общества;
- возможностью получения дополнительных компетенций;
- многоаспектностью полученного профессионального знания;
- доминантностью культурного наследия (трансляция, трансформация и консервация образцов культурного опыта);
- социальной активностью (готовностью к прогнозу развития деятельности, стиля, формы, технологий);
- влиянием на воспитание общественного вкуса.
Потенциал творческого образовательного пространства проявляется в качественном уровне проектов, самоорганизации в творчестве, спектре овладения профессиональными навыками в различных областях профессиональной дизайнерской деятельности, инициативности творческих команд, групп и т.д.
Комплексный анализ качественных характеристик подготовки дизайнеров подтверждает гипотезу о том, что организация
творческого образовательного пространства повышает эффективность подготовки дизайнеров в структуре университета.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Формирование рефлексии к творчеству в дизайнобразовании // Тезисы международной научной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии». - Санкт-Петербург, 2001. -с. 43-44.
2. К вопросу о формах самореализации студентов в творчестве // Тезисы докладов аспирантов, соискателей, студентов: IX науч. конф. преп., асп. и студ. НовГУ. - Великий Новгород, 2002. - с. 101-102 (в соавт.).
3. К вопросу индивидуализации обучения студентов проектно-художественных специальностей // Тезисы докладов аспирантов, соискателей, студентов: X науч. конф. преп., асп. и студ. НовГУ. -Великий Новгород, 2003 г. - с. 172-173 (в соавт.).
4. Костюм как объект дизайна // Великий Новгород - город университетский: Материалы юбилейной науч.-практ. конф. 19-20 июня 2003 г. / Отв. Ред. А.Л.Гавриков, В.Е.Гантмахер; НовГУ им.Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2003. - с. 188-190.
5. Образовательное пространство подготовки дизайнеров // Тезисы докладов аспирантов, соискателей, студентов: XI науч. конф. преп., асп. и студ. НовГУ. - Великий Новгород, 2004 г. - с.218-219 (в соавт.).
Мб OS У
Изд. лиц. ЛР № 020815 от 21.09.98. Подписано в печать 21.11.2004. Бумага офсетная. Формат 60x84 1/16. Гарнитура Times New Roman. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,5 Тираж 100 экз. Заказ № 200. Издательско-полиграфический центр Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 173003, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, 41. Отпечатано в ИПЦ НовГУ. 173003, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, 41.
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Новикова, Татьяна Алексеевна, 2004 год
Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки проектирования творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров
1.1. Дизайн как междисциплинарный феномен
1.2. Концептуальные основы проектирования творческого образовательного пространства
1.3. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов в профессиональной подготовке дизайнеров
Выводы по главе
Глава 2. Экспериментальное моделирование творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете
2.1. Организационно-педагогические условия подготовки дизайнеров на специализированном факультете в структуре университета
2.2. Модель творческого образовательного пространства профессиональной подготовки дизайнеров в университете
2.3. Качественные характеристики подготовки дизайнеров в университете на примере специализации 052403 - Дизайн костюма)
Выводы по главе
Введение диссертации по педагогике, на тему "Проектирование творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете"
Актуальность исследования. Современному этапу общественного развития присущи позитивные изменения в социально-экономической сфере, влекущие за собой повышение требований к образованию, его уровню и качеству. В связи с этим возникает острая необходимость в такой системе подготовки специалистов, которая могла бы быстро и адекватно реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка.
Для системы высшего образования характерен переход в иное качественное состояние, сопровождаемый интегративными процессами в мировом культурно-образовательном пространстве. Выделяется главный акцент - личностная ценность образования, индивидуально мотивированное отношение человека к собственному образованию. Современное образование призвано не только удовлетворять образовательные запросы общества - решать проблему становления и воспитания профессионально компетентного специалиста, но и предоставлять человеку возможность свободного выбора индивидуальных образовательных траекторий, соответствующих его способностям и познавательным потребностям.
В последнее время трактовка образования через образ культуры, воплощаемый в образованном «человеке культуры», привлекает внимание к дизайнерскому образованию. Именно в этой сфере происходит обеспечение трансляции культурного, прежде всего художественного, опыта и воспроизводство творческого потенциала общества. В силу своей специфики дизайнерское образование гибко реагирует на изменения в обществе, ориентируясь на непрерывный прогресс во всех сферах: науке и технике, экономике и политике, культуре и уровне жизни.
Круг проблем и теоретических предпосылок настоящего исследования очерчен многоаспектностью дизайна как исторического и социокультурного феномена. В этом ракурсе дизайн рассматривается в трудах Ж.Бодрийяра, Г.Г.Гайворонского, В.Л.Глазычева, К.Кантора, М.А.Коськова, Г.Н.Лолы, Т.Мальдонадо, М.Хайдеггера и др.
Цели, логика, содержание и методы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе детерминированы спецификой деятельности дизайнера в профессиональной сфере. В нашем исследовании мы рассматриваем дизайн как особый вид проектной деятельности, основной частью которой является художественно-проектное творчество. Мы опираемся на совокупность теоретических положений по проблемам обучения творчеству и формированию творческой личности (Г.С.Альтшуллер, Т.А.Барышева, М.А.Верб, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.И.Красило, Б.М.Неменский, Г.К.Селевко, Б.Д.Эльконин, А.С.Шведерский, И.С.Якиманская и др.); концепции обучения художественному проектированию и формирования индивидуального стиля деятельности (Б.Г.Бархин, Р.Бофилл, П.Е.Решетников, Е.А.Розенблюм, А.В.Степанов, И.Г.Фихте и др.).
Уровень эстетических потребностей современного человека предъявляет высокие требования к продукту дизайнерской деятельности и влечет за собой поиск новых проектных решений, учитывающих предшествующий социокультурный опыт, но опирающихся на достижения науки в области новых технологий. Быстрая смена эстетических потребностей, достижения науки и техники ориентируют профессионала на стратегию «опережения» хронологического времени. Такой подход к решению профессиональных дизайнерских задач вызывает необходимость пересмотра методов и условий профессиональной подготовки дизайнеров, выработки гибких и легко адаптируемых к изменяющимся условиям педагогических технологий. Особое внимание в учебно-образовательном процессе уделяется формированию социально-активной творческой личности, способной к самостоятельной, творчески продуктивной художественно-проектной деятельности.
Изучение и обобщение опыта работы российских вузов дает нам основание утверждать, что сегодня процесс подготовки специалистов дизайнеров широко осуществляется в различных типах высших учебных заведений - специализированных художественных, гуманитарных, технических вузах. Этому способствует ряд причин: рассмотрение и признание проектных возможностей дизайна в контексте развития культуры; активное развитие практики дизайна, вхождение дизайна во все сферы жизнедеятельности человека; позитивный зарубежный опыт включения дизайна в образовательные программы разного уровня. Осуществление учебно-образовательной деятельности по подготовке дизайнеров вне структуры специализированных художественных вузов требует разработки научно обоснованной стратегии и тактики для факультетов и кафедр, занимающихся профессиональной подготовкой в этой области.
Опираясь на современные исследования, посвященные теории и практике дизайна и дизайнерского образования (С.М.Михайлов, Ю.В.Назаров, А.Сайко, В.Ф.Сидоренко, В.Т.Шимко), мы отмечаем, что на сегодняшний день профессиональная подготовка дизайнеров в вузе осложняется рядом противоречий между:
- организационными формами осуществления учебной деятельности в образовательном процессе и современными формами организации профессиональной деятельности;
- специализированной ограниченностью типа профессионального образования и широким спектром реализации профессиональной практики; потребностью в специалисте, способном к самоорганизации и самореализации в профессиональном творчестве и малоактивной «зависимой» позицией студента в процессе обучения;
- разобщенностью межпредметных связей в содержании учебно-образовательных программ и целостностью содержания профессиональной деятельности.
Вышеуказанные проблемы и противоречия позволили обозначить актуальные направления нашего исследования - организационно-педагогические условия эффективной подготовки дизайнеров в университете. Недостаточная теоретическая разработанность обозначенной проблемы, ее актуальность для теории и практики дизайнерского образования определили тему диссертационного исследования «Проектирование творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете».
Таким образом, целью настоящего исследования является теоретическое обоснование и разработка экспериментальной модели творческого образовательного пространства профессиональной подготовки дизайнеров в структуре университета.
Объект исследования: образовательный процесс подготовки студентов дизайнеров в структуре университета.
Предмет исследования: процесс проектирования творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что подготовка дизайнеров в структуре университета будет эффективной, если организовано творческое образовательное пространство, которое:
- рассматривается как целостная система взаимосвязанных структур (пространственно-семантической, содержательно-методической и коммуникационно-организационной), позитивно принимаемая всеми участниками учебно-образовательного процесса; .
- создает возможность для реализации множества индивидуальных образовательных траекторий студентов дизайнеров в процессе подготовки посредством следующих характеристик образовательного процесса: вариативной гибкости, открытости для инноваций, наполненности образовательными и творческими ресурсами, свободы творческой коммуникации;
- имеет педагогико-организационные формы, обеспечивающие условия для самоорганизации и самореализации студентов в творчестве (формы учебной деятельности; формы научно-творческой деятельности педагогов и студентов; организационные формы активизации и реализации творческого потенциала; формы творческой коммуникации между субъектами образовательного процесса).
Проблема, цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:
1. Изучить состояние проблемы исследования, дать определение и выявить сущностные характеристики дизайнерской деятельности, определить круг проблем и выработать условия успешности подготовки к профессиональному проектному творчеству.
2. Сформулировать совокупность концептуальных положений и выработать механизмы, определяющие условия проектирования творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров.
3. Разработать и апробировать модель творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете, предполагающую предоставление и развитие множества индивидуальных образовательных траекторий в процессе подготовки.
4. Определить качественные характеристики подготовки дизайнеров в структуре университета.
Методологическую основу исследования составляют философские, психолого-педагогические и специальные научные теории:
- категории пространства и времени в философских, социо-культурологических и психологических концепциях И.Араухо, Аристотеля, А.Г.Габричевского, И.Канта, М.Мамардашвили, М.Мерло-Понти, П.А.Сорокина, Л.А.Степашко, М.Хайдеггера и др.; совокупность положений теории обучения в высшей школе С.И.Архангельского, В.П.Беспалько, М.В.Булановой-Топорковой, С.И.Гессена, Б.С.Гершунского, В.И.Загвязинского, И.А.Зимней, И.Я.Лернера, Ф.Т.Михайлова, П.И.Пидкасистого, А.В.Степанова,
A.И.Субетто и др.; концепции педагогического проектирования творческой образовательной среды В.А.Бухвалова, Е.С.Заир-Бек, В.А.Конева, Ю.В.Назарова, В.Ю.Питюкова, Г.К.Селевко, В.Ф.Сидоренко, ГЪИ.Третьякова, А.П.Тряпицыной, И.Д.Фрумина, Б.Д.Эльконина,
B.А.Ясвина и др.;
- философские и психолого-педагогические концепции творчества Р.Арнхейма, М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, Л.С.Выготского,
B.В.Кандинского, Н.В.Рождественской, А.С.Шведерского и др.; исследования по вопросам формирования и развития личности
Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Т.А.Барышевой, Г.Г.Воробьева, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, А.В.Петровского, В.В.Розанова,
C.Л.Рубинштейна, В.В.Серикова, В.С.Степина, С.Т.Шацкого и др.;
- ряд положений теории рефлексии и рефлексивного взаимодействия Г.М.Андреевой, В.А.Бухвалова, Г.-Г.Гадамера, В.Ю.Питюкова, А.Н.Поддъякова, Ж.-П.Сартра, Г.К.Селевко, В.В.Серикова, П.И.Третьякова, К.Ясперса и др.
Методы исследования:
- теоретический анализ и синтез в проблемной области исследования на основе философской, психолого-педагогической и специальной литературы;
- анализ практической деятельности дизайнеров;
- метод моделирования в образовательных системах;
- педагогическое наблюдение;
- обобщение опыта педагогической работы;
- анализ результатов учебной деятельности студентов (рефератов, курсовых проектов, конкурсных творческих работ и др.);
- педагогический эксперимент в соответствии с гипотезой и задачами исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: кафедра «Дизайн» факультета архитектуры, искусств и строительства (ФАИС) Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.
Этапы исследования:
1-й этап: 1998-2000 гг. - осмысление и исследование опыта работы с учащимися колледжа и студентами художественно-проектных специальностей университета, изучение опыта работы специализированных российских вузов, сравнительный анализ методически-программного обеспечения специальности «Дизайн» ряда отечественных и зарубежных Школ дизайна, поиск оптимальных путей педагогически целесообразной организации учебного процесса по специализации «Дизайн костюма»;
2-й этап: 2001-2003 гг. - формирование концепции и выделение основных направлений исследования, изучение философской, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, организация опытно-экспериментальной работы;
3-й этап: 2004 г. — проверка и уточнение теоретических положений исследования, завершающий анализ, систематизация и описание результатов, оформление материалов исследования.
На защиту выносятся следующие положения: 1. Условием эффективной подготовки и реализации множества индивидуальных образовательных траекторий студентов дизайнеров в университете является организация творческого образовательного пространства, которое представляет собой систему взаимосвязанных структурных элементов и обладает рядом заданных свойств. Свойства творческого образовательного пространства - целостность; способность к самоопределению, саморазвитию и самодетерминации; вариативная гибкость; открытость для инноваций; наполненность образовательными и творческими ресурсами; свободная творческая коммуникация.
2. Условием организации творческого образовательного пространства является выделение следующих структурообразующих элементов: пространственно-семантических, содержательно-методических и коммуникационно-организационных.
3. Самоорганизация и самореализация студентов в творчестве как необходимое условие профессионального становления дизайнера обеспечивается совокупностью педагогико-организационных форм творческого образовательного пространства: форм учебной деятельности (лекции, практические занятия); форм научно-творческой деятельности педагогов и студентов (научные лаборатории, творческие группы, мастерские); форм активизации и реализации творческого потенциала (выставки, конкурсы, конференции); форм творческой коммуникации между субъектами образовательного процесса (клаузура, групповое и индивидуальное проектирование и др.).
4. Концепция индивидуальных образовательных траекторий подготовки дизайнеров в университете основывается на том, что многоаспектная университетская подготовка расширяет спектр профессиональных компетенций будущего специалиста и обладает потенциальными возможностями для самореализации будущего специалиста дизайнера в различных сферах профессиональной деятельности (типах профессий).
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- обоснована теоретическая концепция проектирования творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете, сформулированы требования к пространству в виде предполагаемых свойств и структуры элементов;
- разработана новая концептуальная модель творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в многопрофильном университете классического типа, отличающаяся коммуникативно-поведенческими и педагогико-организационными свойствами;
- впервые выявлены особенности и условия организации индивидуальных образовательных траекторий подготовки дизайнеров в многопрофильном университете классического типа.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- в категориальный аппарат педагогической науки включено понятие «творческое образовательное пространство подготовки дизайнеров»;
- раскрыты и обоснованы в университетском образовании сущностные характеристики и структурообразующие элементы творческого образовательного пространства;
- разработаны векторы индивидуальных образовательных траекторий подготовки дизайнеров в университете.
Практическая значимость исследования состоит в том, что автором разработаны: интегрированные программы специальных проектных дисциплин; методические указания к выполнению учебных заданий и к курсовому проектированию; диагностические методики, позволяющие определять динамику процесса подготовки дизайнеров в университете. В настоящий момент предложенные автором методологические материалы, разработанные и адаптированные в ходе исследования, активно используются в практике работы преподавателей специализации 052403 - «Дизайн костюма» в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого, в Политехническом колледже НовГУ и ряде специализированных и художественных школ городов Великий Новгород и Старая Русса. Кроме того, теоретические выводы, результаты экспериментальной работы и методические рекомендации, при создании определенных условий, могут использоваться:
- для внедрения в дизайнобразование в целом;
- для внедрения в систему многоуровневого обучения художественно-проектным специальностям в университете;
- как основа разработки интегрированного содержания циклов специальных, общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализаций, а так же факультативных курсов;
- для разработки методически-программного обеспечения и адаптации его к ситуативным изменениям в учебном процессе. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена совокупностью методов исследования; результативностью самостоятельного проектного творчества участников эксперимента; опорой на теоретико-методологические основы дизайн-образования.
Апробация результатов исследования. Ход и результаты исследования обсуждались в рамках конференций МАПАШ в Санкт-Петербурге в 1998 г. и Ростове-на-Дону в 2001 г., на Международной научной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии» (С-Пб, 2001 г.), в совете УМО по архитектурно-дизайнерскому образованию, а также научно-практических конференциях преподавателей и сотрудников НовГУ, заседаниях кафедры; материалы исследования находят свое применение в учебном процессе и представлены в виде публикаций в сборниках научных статей.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Выводы по главе 2
1. Проведенное в период 1998 - 2004 гг. экспериментальное исследование подтверждает эффективность предложенной модели творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете.
2. Выявлены условия подготовки дизайнеров по специализации 052403 - Дизайн костюма на специализированном факультете в структуре многопрофильного университета классического типа.
3. Определено, что многоаспектное университетское пространство обеспечивает фундаментальную культурологическую основу подготовки дизайнеров и расширяет спектр дополнительных компетенций.
4. Выявлены свойства экспериментального творческого образовательного пространства, предоставляющие возможность реализовать образовательные запросы и индивидуальные возможности студентов.
5. Определена структура экспериментального творческого образовательного пространства, выявлена роль и описаны взаимосвязи структурообразующих элементов творческого образовательного пространства в процессе подготовки дизайнеров.
6. Выявлены условия самоорганизации и самореализации студентов в творчестве, реализуемые в педагогико-организационных формах творческого образовательного пространства.
7. Описана технология работы по индивидуальным образовательным траекториям, основанная на типологическом исследовании и конструировании типологии студентов в соответствии с векторами индивидуальных образовательных траекторий.
8. Определены качественные характеристики подготовки дизайнеров, выражающиеся в соответствующем педагогическом сопровождении, стимулировании участия в конкурсной деятельности, работе в авторских коллективах.
9. Анализ полученных результатов подтвердил эффективность модели творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в структуре многопрофильного университета и успешность в реальной профессиональной деятельности.
Заключение
Настоящее исследование «Проектирование творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете» проводилось в соответствии с выдвинутой гипотезой, в логике поставленных цели и задач. Исследование отвечает современным образовательным запросам общества и условиям осуществления профессиональной деятельности.
В диссертации изучено состояние образовательного процесса подготовки дизайнеров, дано определение и выявлены сущностные характеристики дизайнерской деятельности, определен круг проблем и выработаны условия успешности подготовки к профессиональному проектному творчеству. На основе теоретического анализа и синтеза в русле различных подходов к проблемной области исследования выявлены базовые понятия исследования, такие как «дизайн», «проектная культура», «художественно-проектная деятельность», «творческое образовательное пространство», «индивидуальная образовательная траектория». Рассмотрены современные подходы и тенденции совершенствования организации учебно-образовательного процесса, выявлены организационно-педагогические особенности и методы педагогического сопровождения подготовки дизайнеров в многопрофильном университете классического типа.
В диссертационном исследовании дано теоретико-методологическое обоснование дизайна как междисциплинарного феномена, который *можно рассматривать:
- как специфическую область деятельности, в которой синтезируется знания из науки и искусства;
- как средство личностного развития человека в образовательной сфере, способствующее его самореализации в профессии. Сформулирована совокупность концептуальных положений и выработаны механизмы, определяющие условия проектирования творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров.
В результате исследования разработана и апробирована модель творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете, в которой реализуются основополагающие принципы подготовки и конкретные организационно-педагогические задачи:
- разработка и внедрение методологии учебно-образовательного процесса на основе принципов моделирования будущей деятельности в процессе обучения; применение определенных хметодик преподавания проектно-художественных дисциплин с учетом специфики дизайн-образования в рамках специализации;
- актуализация специальной теоретической подготовки; готовность к работе по воспитанию общественного вкуса;
- создание позитивных условий для самореализации в творчестве.
В разработанной модели творческого образовательного пространства подготовки специалистов дизайнеров организация учебного процесса в структуре университета обеспечивается взаимосвязью подразделений: собственно модуль-кафедрой, наиболее приемлемой для осуществления творческой деятельности; смежными кафедрами-лабораториями, максимально отражающими принципы профессиональной деятельности; академическими кафедрами теоретического направления; неформальными студенческими творческими объединениями; молодежными секциями Союза дизайнеров, Союза архитекторов, Союза художников.
Модель творческого образовательного пространства является мобильной динамической системой, которая в своем развитии предполагает адекватное реагирование на конкретные изменения в высшей школе и учет требований современного общества.
Предложенная модель творческого образовательного пространства подготовки дизайнеров в университете предполагает предоставление и развитие множества индивидуальных образовательных траекторий в процессе подготовки. В работе предлагается модель реализации векторов индивидуальных образовательных траекторий подготовки дизайнеров в многопрофильном университете классического типа, основанная на том, что многоаспектное университетская подготовка обладает широкой палитрой потенциальных возможностей для самореализации будущего специалиста дизайнера в различных сферах профессиональной деятельности.
Эффективность творческого образовательного пространства и качественные характеристики подготовки дизайнеров в структуре университета определены: динамикой уровня сформированности профессиональной компетенции (уровня готовности к самостоятельному творчеству); мобильностью изменения творческого образовательного пространства, адекватного запросам общества; возможностью получения дополнительных компетенций; многоаспектностью полученного профессионального знания; доминантностью культурного наследия (трансляция, трансформация и консервация образцов культурного опыта); социальной активностью (готовностью к прогнозу развития деятельности, стиля, формы, технологий); влиянием на воспитание общественного вкуса.
Определение качественных характеристик профессиональной подготовки дизайнеров основывается на положениях, включающих в себя: результаты итогового контроля; результаты самореализации в творческой деятельности. На основе последовательного осуществляемой диагностики методами графического тестирования, анкетирования, целенаправленного педагогического наблюдения, определены качественные характеристики подготовки дизайнеров, выражающиеся в соответствующем педагогическом сопровождении, стимулировании участия в конкурсной деятельности, работе в авторских коллективах.
Предложенная модель творческого образовательного пространства подготовки специалистов может быть использована, при создании определенных условий, в системе как многоуровневой, так и традиционной подготовки в высшем и среднем профессиональном образовании.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена совокупностью методов исследования, результативностью самостоятельного проектного творчества участников эксперимента, опорой на теоретико-методологические основы дизайн-образования.
Предложенная в настоящем диссертационном исследовании модель творческого образовательного пространства подготовки специалистов дизайнеров теоретически обоснована и экспериментально подтверждена.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Новикова, Татьяна Алексеевна, Великий Новгород
1. Агеев B.C. Социальная идентичность личности // Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2000. - с.349-356
2. Акин О. Психология архитектурного проектирования / Пер. с англ. Ю.А.Плотникова. М.: Стройиздат, 1996. - 208 е.: ил.
3. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Сов. радио, 1997.- 184 с.
4. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства // Психология худож. творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. Мн.: Харвест, 1999.-752 с.
5. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. СПб.: Питер, 2001. - с.48-54
6. Ананьев Б.Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии // Ананьев Б.Г. Избранные педагогические труды: В 2-х т. М., 1980.
7. Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2000. - с. 146-152
8. Араухо И. Архитектурная композиция. М.: Высшая школа, 1982.
9. Арнхейм Рудольф. Искусство как терапия // Психология худож. творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. Мн.: Харвест, 1999.-752 с.
10. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1974. 384 с.
11. Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. СПб.: Питер, 2001. - с. 222-230
12. Асмолов А.Г. Петровский A.B. Личность // Российская педагогич. Энциклопедия: В 2-х т. М., 1993. - т.1. - с. 523
13. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / АПН СССР. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
14. Багрецов С.А., Львов В.М., Наумов В.В., Оганян K.M. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. СПб.: Изд. «Лань», Изд. С-ПбУ МВД России, 1999. -640 с.
15. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования: Уч.-метод. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Стройиздат, 1993. -438 е.: ил.
16. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности: Уч.-метод. пособие. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. - 140 с.
17. Бахтин М.М. Искусство и ответственность // Библиотека института философии РАН / www.philosophy.ru / library 1 с.
18. Бахтин М.М. К философии поступка // Библиотека института философии РАН / www.philosophy.ru / library 39 с.
19. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: Автореф. .канд. пед. наук. Москва, 2000.
20. Бердяев H.A. Творчество и объективация / Сост. А.Г.Шиманского, Ю.О. Шиманской. Мн.: Экономпресс, 2000. - 304 с.
21. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 191 с.
22. Блау Питер М., Скотт В.Ричард. Процессы коммуникации в формальных организациях // Межличностное общение: Хрестоматия
23. Сост. и общая редакция Н.В.Казариновой, В.М.Поголыпи. СПб.: Питер, 2001. - с.228-246
24. Богданова Р.У. Психогимнастика развития творческой индивидуальности. СПб.: СПбУ, 2000. - 69 с.
25. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Изд-во «Рудомино», 2001. 217 с.
26. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995. №4. — с.29-36
27. Бофилл Р. Пространства для жизни / Пер. с фр. М.В.Предтеченского; Под ред. А.Н.Шукуровой. М.: Стройиздат, 1993. - 136 е.: ил.
28. Бухвалов В. А. Технологии работы учителя-мастера. Рига: Педагогич. центр «Эксперимент», 1995. - 169 с.
29. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности. М.: Институт психологии РАН, 2002. - 256 е., ил.
30. Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Аксиомы теории коммуникации // Межличностное общение: Хрестоматия / Сост. и общая редакция Н.В.Казариновой, В.М.Поголыпи. СПб.: Питер, 2001.-е. 11-25
31. Верб М.А. Эстетическая культура школьников: Курс лекций. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1997. - 142 с.
32. ВНИИТЭ. Библиотека дизайнера. Дизайн в образовательной системе. М.: ВНИИТЭ, 1994. 130 с.
33. ВНИИТЭ. Библиотека дизайнера. Теоретические концепции зарубежного дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1992. 122 с.
34. ВНИИТЭ. Библиотека дизайнера. Московская школа дизайна. Костюм и текстиль. М.: ВНИИТЭ, 1994. 104 с.
35. ВНИИТЭ. Библиотека дизайнера. Уральская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в Свердловском архитектурном институте. М.: ВНИИТЭ, 1992. 116 с.
36. ВНИИТЭ. Библиотека дизайнера. Харьковская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в Харьковском художественно-промышленном институте. М.: ВНИИТЭ, 1992. — 116 с.
37. Волкова В.В. Дизайн рекламы: Учебное пособие. М.: «Книжный дом «Университет», 1999. - 144 с.
38. Волков Н. Процесс изобразительного творчества и проблема «обратных связей» // Психология худож. творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. Мн.: Харвест, 1999. - с. 191-213
39. Воробьев Г.Г. Личность не «табу» // Психология худож. творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. Мн.: Харвест, 1999. -с. 181-190
40. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000. - 416с.
41. Габричевский А.Г. Пространство и время // Вопросы философии. -1994.-№3.- с. 134-147
42. Гавриков А. Л. Региональный университетский комплекс: от концепции до ее воплощения. СПб.: СЗАГС, 2001. - 181 с.
43. Гавриков А.Л., Гудилов C.B. Новгородский университет как научно-образовательная система / Под ред. А.Л.Гаврикова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2001. - 170 с.
44. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Пер. с нем. М.: Искусство, 1991. - 367 с.
45. Гайворонский Г. Ложь и правда о дизайне // Информационный проект Союза дизайнеров России / www.rudesign.datafort.ru 7 с.
46. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Уч. пособ. для вузов. М.: Ростов-н/Д.: Кн. Дом «Университет»: Феникс, 1999. - 327 с.
47. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта. 1998. — 432 с.
48. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. П.В.Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. -448 с.48.49,50.