Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие художественно-эстетической компетенции студентов хореографических специальностей

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Клыкова, Людмила Алексеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Челябинск
Год защиты
 2009
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Развитие художественно-эстетической компетенции студентов хореографических специальностей», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Клыкова, Людмила Алексеевна, 2009 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

1.1 Развитие художественно-эстетической компетенции студентов хореографических специальностей как актуальная проблема теории и методики профессионального образования.

1.2 Теоретико-методическая основа развития художественно-эстетической компетенции студентов хореографических специальностей!.

1.3 Специфика педагогической модели и этапов развития'художественно-эстетической компетенции будущих хореографов.

1.4 Организационно-педагогические условия успешности развития художественно-эстетической компетенции студентов хореографических специальностей.

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

ГЛАВА II. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

2.1.Логика и задачи проведения опытно-поисковой работы.

2.2. Процессуально-технологические особенности развития художественно-эстетической компетенции студентов хореографических специальностей.

2.3. Интерпретация результатов проведения опытно-поисковой работы.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие художественно-эстетической компетенции студентов хореографических специальностей"

Актуальность исследования. Развитие художественно-эстетической компетенции специалистов любого профиля является одним из показателей подготовки их конкурентоспособности и мобильности в современном мире. В современной образовательной парадигме, ориентированной на удовлетворение потребностей личности, особое место занимают проблемы саморазвития, самообразования, самореализации человека. В связи с этим изменяются и требования, предъявляемые к современному специалисту, а это, в свою очередь, требует пересмотра организации, содержания, форм и методов профессиональной подготовки студентов в вузе в аспекте развития их художественно-эстетической компетенции. На фоне общих процессов гуманитаризации образования, смены ценностей парадигм, происходящих в нем, возрастающего приоритета моделей и технологий, идеи партисипативности, подчеркивающей субъект-субъектный аспект педагогического взаимодействия, эта задача становится еще более актуальной. Особую значимость ей придает выраженный социальный заказ на подготовку.;, личностей, обладающих потенциалом саморазвития и самоактуализации в творческом труде.

В этом плане нельзя не отметить важную роль сферы искусства, призванной компенсировать издержки все большей рационализации и технологизации жизни, сопутствующих информатизации общества на пороге нового тысячелетия. Хореография всегда была и останется той сферой искусства, которая призвана играть незаменимую роль в развитии художественно-эстетической компетенции. Пилотажные исследования, анализ статистических данных, кафедральных отчетов и опросов преподавателей и творческих руководителей, обобщение собственного педагогического опыта в данном направлении показывают, что изучение природы художественно-эстетической компетенции специалиста-хореографа, выявление специфики развития данного процесса и организационно-педагогических условий его эффективного функционирования в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов привлекают внимание исследователей (Г. Добровольская, Л.Д.Ивлева, П. Кари, Т.А. Казиринова, Т.Курышева, Л.И. Ломакина, А.В. Палилей, И.П. Смирнов и др.).

Необходимость обращения» • к разработке процесса развития художественно-эстетической компетенции студентов-будущих работников хореографических коллективов обусловлена рядом, обстоятельств и, в, первую очередь, указаниям в Государственном образовательном стандарте на поиск новых путей расширения проблемы повышения уровня подготовки будущих специалистов. Более того, введение новых специальностей, таких как художественный руководитель хореографических коллективов, выведение основных! и дополнительных специальностей и специализаций, установленных государственным стандартом, разработка и внедрение-в образовательную практику программ Министерства культуры РФ по классическому, народному, бальному танцам для. хореографических школ и хореографических отделений школ искусств; различных методических разработок для хореографических кружков предъявляют повышение требования к специалистам в области культуры.

Несмотря' на некоторые исследования в русле данной' проблемы, указанные нами выше,- по «проведенным теоретико-экспериментальным исследованиям в этой' области, развитию художественно-эстетической компетентности будущих хореографов уделяется еще.незначительное внимание, что настоятельно выдвигает на передний план в теории и методике профессионального образования выявление механизмов реализации данного процесса.

В то же время анализ научной литературы, изучение опыта работы в вузах России, собственная педагогическая деятельность в качестве преподавателя вуза по подготовке будущих хореографов показали, что на сегодняшний день уровень владения художественно-эстетической компетенции этих студентов еще не отвечает новым социально-экономическим требованиям. Художественно-эстетическая компетенция в основе своей не имеет достаточного научно-педагогического обоснования, отсутствуют четко поставленные цели, используются методики, рассчитанные на усвоение формальных аспектов её развития. Результатом- сложившейся практики является тот факт, что в процессе своей дальнейшей профессиональной деятельности работники этой сферы испытывают значительные затруднениям в понимании смысла художественно-эстетической компетенции в- силу незнания- норм и ценностей, несформированности поликультурного мировоззрения, личностных и поведенческих качеств, необходимых для этого.

Анализ научной литературы (A.M. Новиков, В.А. Поляков, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко) показал, что в отечественной педагогике имеется научный потенциал и опыт практическом деятельности, содержащие основы для разработки концепции качественного профессионального развития у будущих хореографов художественно-эстетической компетенции. Эти и другие исследования способствуют накоплению и систематизации знаний, а также обобщению педагогического опыта в данном направлении. Наряду с этим решить полностью названную проблему пока не удается: недостаточно исследованы возможности разных теоретико-методологических подходов к развитию у студентов вузов художественно-эстетической компетенции (ХЭК),не стало предметом специального изучения создание научно обоснованного процесса ее развития, которая в значительной степени учитывала бы достижения современных наук (культурологии, искусствоведения, психологии, педагогики и методик их преподавания),не в полной мере выявлены возможности организационно-педагогических условий реализации данного процесса в современной образовательной среде вуза.

В подготовке специалистов социокультурной сферы мы обнаружили противоречия, характерные как для всего профессионального образования, так и конкретно для образования в сфере культуры и искусства. Таким образом, проблема развития художественно-эстетической компетенции студентов вуза актуальна и определяется рядом объективно существующих противоречий, между: возросшей потребностью общества в высококвалифицированных специалистах, обладающих художественно-эстетической компетенцией, и полностью реализованными возможностями учебных заведений в подготовке таких кадров;

- существованием исследований, посвященных проблемам развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов, и неоднозначной теоретической разработанностью данного процесса в образовательном пространстве вуза;

- существующими требованиями к качеству художественно-эстетических знаний студентов в этой области, и недостаточным содержательно-методическим обеспечением процесса развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковом режиме успешность педагогической модели развития художественно-эстетической компетенции студентов хореографических специальностей.

Объект исследования: художественно-эстетическое образование студентов вуза.

Предметом исследования является педагогическое обеспечение развития художественно-эстетической компетенции студентов хореографических специальностей.

Гипотеза исследования: развитие художественно-эстетической компетенции студентов хореографических специальностей будет более успешной, если:

1. Художественно-эстетическая компетенция будущих хореографов является неотъемлемой составляющей их профессиональной компетентности и её развитие может быть успешно осуществлено, если в качестве теоретико-методологической основы проектирования данного процесса выступят междисциплинарный, партисипативный и полихудожественный подходы, базирующиеся на концептуальных положениях культурологии, эстетики, искусствоведения, философии, психологии и педагогики, что вносит в его разработку необходимую строгость постановки задач и их решения, служит методологической базой для обоснованного прогнозирования.

2. Содержательно-смысловым наполнением развития художественно-эстетической компетенции будущих хореографов выступает педагогическая модель, которая имеет структурное построение, задается содержанием междисциплинарного, партисипативного и поликультурного подходов, а её спецификой является использование в образовательном процессе высшей школы профессионального цикла дидактически подготовленного преподавателем интегрированного материала на основе его межкультурной, когнитивной и» межличностно-коммуникационной направленности, технологической и дидактической последовательности, диагностической и индивидуальной ориентированности.

3. Реализация педагогической модели может быть представлена многочисленными вариантами, связанными с различными стратегиями, уровнями реализации, способностями студентов обучаться самостоятельно, периодами, этапами, формами и методами. Возможные стратегии ее развития обусловлены психолого-педагогическими требованиями к построению учебных процедур и обеспечивают каждому студенту возможность повышения уровня художественно-эстетической компетенции.

4. Реализация модели будет осуществляться при наличии комплекса организационно-педагогических условий: включение в образовательный процесс межкультурного диалога, ориентация студентов вузов на толерантное общение, реализация стратегических и тактических образовательных технологий развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов, применение партисипативных методов развития < художественно-эстетической компетенции будущих хореографов.

Цель работы достигается за счет постановки и решения ряда основных задач:

1) провести научно-педагогический анализ состояния проблемы развития художественно-эстетической компетенции будущих хореографов в образовательном процессе высшей школы с целью создания теоретико-методологической основы для её практического применения;

2) репрезентировать понятийное поле проблемы развития художественно-эстетической компетенции будущих хореографов понятийным аппаратом, определяющим сущность, структуру и динамику данного процесса;

3) выявить и описать содержательно-смысловое наполнение педагогической модели развития художественно-эстетической компетенции будущих хореографов;

4) выявить, теоретически обосновать и верифицировать комплекс организационно-педагогических условий развития^ художественно-эстетической компетенции будущих хореографов в соответствии с основными положениями выявленных научно-педагогических положений в русле данной проблемы;

5) разработать • методико-технологические программы, рекомендации и указания в целях успешного развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов.

Теоретическая и методологическая база исследования. Логика исследования выстроена с учетом работ, отражающих методологию и методику научных исследований (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский и др.). В.работе использовались следующие методологические положения: философские положения о диалектическом единстве теории и практики; положение о творческой сущности личности; положение о влиянии характера и содержания будущей деятельности на профессиональное становление будущего специалиста; положения о взаимодействии культур в обществе; о развитии личности и влиянии социокультурной среды на ее творческое становление; теоретическими работами в области философии образования (Б.С. Гершунский Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова, В.Д. Шадриков и др;); теории культуры (М.М. Бахтин, В.Л. Бенин, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман и др.); концепциями развития.и становления личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Д.И. Фельдштейн и др.); теории профессионального образования личности (Г.Д. Бухарова, Р.А. Литвак, Е.Ю. Никитина И.В. Резанович, Т.Н. Третьякова и др.); теорией моделирования (А.У. Варданян, В.А. Штофф и др.); теорией языковой личности (Г.И. Богин, Н.Д. Гальскова, Ю.Н. Караулов, И.И. Халеева и др.); теоретическими основами концепции межкультурной коммуникации (И.Л. Бим, Н.И. Гез, Г.В. Елизарова, Д. Льюис, Е.Ю. Никитина, Е.И. Пассов и др.); идеями художественно-эстетического образования будущих специалистов (Г.В. Бурцева, Е.Ю. Волчегорская, В.Ф. Кочеков, П.В.Сеначин и др.).

Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса теоретических и эмпирических методов. Теоретические методы включают в себя анализ культурологической, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы, материалов и публикаций в педагогической и периодической печати по интересующим нас вопросам, изучение педагогического опыта, моделирование и аналогию. Эмпирические методы связаны с анкетированием, интервьюированием, целенаправленным включенным наблюдением, индивидуальными и групповыми 8 беседами со студентами и педагогами, пробными выборочными исследованиями. Частные эмпирические методы дополняются общими методами этого уровня: опытной работой, педагогическим экспериментом, включающим констатацию, диагностику, опытное обучение.

Нормативно-правовую основу исследования составили: Закон Российской

Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. от 25. 10. 2001 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации от 04. 10. 2000 г., Федеральная программа развития образования на 2006-2010 гг. от 23. 12. 2005 г.

Опытно-поисковая база исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе Челябинского государственного педагогического университета, Кемеровского государственного университета культуры и искусства и Челябинской государственной академии культуры и искусства. В проведении опытно-поисковой работы приняли участие 537 студентов и 42 преподавателя вузов.

Этапы исследования.

Развертывание деятельности по организации исследования осуществлялось в рамках традиционной логики.

Первый этап (2000 — 2002) был посвящен осмыслению теоретико-методических аспектов исследования. На этом этапе выявлялось состояние изученности искомой проблемы в научной литературе и педагогической практике, определялись ведущие позиции исследования (объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, база исследования и т.п.) и его понятийное поле, ставились цели и задачи.

Второй этап (2002 — 2007) был посвящен поиску рациональных теоретикометодологических подходов, определялись ключевые позиции исследования, его понятийное поле, анализировались и верифицировались в опытно-поисковом режиме некоторые аспекты, особенности, специфика и этапы процесса развития художественно-эстетической компетенции будущих хореографов. В этот период раскрыта композиция проектируемой педагогической модели, описано её 9 содержательно-смысловое наполнение, выявлены организационно-педагогические условия ее успешности, определены возможности мониторинга развития художественно-эстетической' компетенции будущих хореографов для экспериментальной оценки и последующей коррекции спроектированной модели.

Третий этап (2007-2009) посвящен анализу, обобщению, систематизации и описанию! полученных результатов исследования, уточнению теоретических и эмпирических выводов, координации деятельности преподавателей высшей школы по развитию у студентов вузов художественно-эстетической компетенции, реализации результатов исследования в практику работы- высшей школы.

Научная новизна исследования определяется тем, что научно, представлен процесс развития художественно-эстетической компетенции будущих хореографов как педагогический ориентир обеспечения направленности современной теории и практики профессионального образования на? уточнение его содержания и структуры:

1) в контексте- задач худождественно-эстетического образования художественно-эстетическую компетенцию будущих хореографов следует рассматривать с позиции определения целей, факторов и эффективных организационно-педагогических условий функционирования, способов контроля за реализацией факторов;

2) доказано, что теоретико-методологической основой развития художественно-эстетической компетенции будущих хореографов выступает синтез междисциплинарного, партисипативного и полихудожественного подходов, выбор которых определяется эвристическими возможностями для решения теоретических и практических проблем традиционным пониманием художественно-эстетического образования, результатами исследований данного феномена, особенностями развития художественно-эстетической компетенции будущих хореографов как педагогического явления;

3) обосновано, что реализация спроектированной нами педагогической модели развития художественно-эстетической компетенции будущих хореографов базируется на дидактических принципах (поликультурности, субъектности, эмпатии, коммуникативного партнерства и сотрудничества в учебной группе, рефлексивного управления: художественно-эстетическим образованием), предполагающих при изменяющихся внешних условиях устойчивость взаимодействий всех её'содержательных блоков (межкультурного, когнитивного и межличностно-коммуникативного) т изменение их функций при совершенствовании этой модели;

4)! доказана успешность применения комплекса, организационно-педагогических; условий успешного развития ХЭК будущего хореографа, включающего: применение: в образовательном процессе межкультурного диалога, ориентация студентов вузов на толерантное общение, применение стратегических и тактических образовательных технологий развития художественно-эстетической> компетенции: обучаемых, реализации партисипативных методов развития художественно-эстетическойкомпетенциибудущих специалистов.

Теоретическая значимость, работы определяется; научной новизной и результатами ^ предпринятого исследования, идентифицирующего педагогические; психологические,, эстетические проблемы, связанные с дальнейшим развитием ■ художественно-эстетической компетенции! студентов; хореографических специальностей, и предложившего пути их решения:

- выявлены теоретико-педагогические аспекты развития художественно-эстетической компетенции будущих хореографов, позволившие определить степень разработанности искомои проблемы в теории и практике педагогики, что послужило в дальнейшем стимулом для осмысления путей поиска новых педагогических задач и их решения в данной области;

- систематизировано понятийное поле исследования, включающее такие базисные попятия, как «художественно-эстетическое образование», «художественно-эстетическая-компетенция», «художественно-эстетическая задача»;

- установлено, что технологической ^ составляющей процесса развития художественно-эстетической компетенции, будущих хореографов является художественно-эстетическая; задача, которая понимается нами как заданная в определенных условиях цель- художественно-эстетического образования на усвоение студентом вуза какого-либо фрагмента учебного материала, ориентированного на развитие художественно-эстетической компетенции;

- представлена технология модели развития художественно-эстетической компетенции, студентов вузов ее многочисленными вариантами, связанными с различными стратегиями, уровнями реализации, способностями студентов обучаться самостоятельно, периодами, этапами, формами и методами. Возможные стратегии ее развития обусловлены психолого-педагогическими требованиями к построению учебных процедур и обеспечивают каждому студенту возможность решения художественно-эстетических задач на соответствующем уровне компетенции.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его выводы и рекомендации обеспечивают достижение высокого уровня художественно-эстетической компетенции будущих хореографов посредством:

- произведенной систематизации художественно-эстетических задач, которые приводят обучаемых к осмысленному переносу художественно-эстетических знаний в типовые ситуации, создают условия для повышения качества знаний, а также создают основу для дальнейшей профессиональной деятельности будущих специалистов;

- определения содержания образования, отраженного в программе и курсу по выбору «Художественно-эстетическое образование будущего хореографа», повышающего научность и обеспечивающего точность реализации созданной автором исследования успешности процесса развития ХЭК будущих хореографов и изменения уровня их художественно-эстетической компетенции;

- разработки оценочного инструментария мониторинга качества развития художественно-эстетической компетенции будущих хореографов;

- структурирования и описания теоретического и практического материала таким образом, что он может быть включен в курс лекций и практических занятий в целях осуществления художественно-эстетического образования будущего хореографа;

- создания методико-технологических пособий, способствующих успешному развитию художественно-эстетической компетенции будущих хореографов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены исходными научными позициями развития художественно-эстетической компетенции будущих хореографов как социально-педагогического феномена; научно-педагогических аспектов изучаемого процесса на основе использования разного понятийно-терминологического аппарата, но приводящих к однородным выводам; использованием взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватного предмету и задачам исследования; результатами внедрения в образовательный процесс высшей школы базисного1 учебного плана по гуманитарному профилю обучения, интегративного курса «Художественно-эстетическое образование будущего хореографа», разработанного на основе выдвинутых теоретико-педагогических аспектов и научно-педагогического обеспечения* данного исследования; масштабами организации опытно-поисковой работы; итоговой проверкой выдвинутой гипотезы исследования; обработкой результатов исследования методами математической статистики с использованием статистических компьютерных программ.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством:

- участия в работе научно-практических конференций разных уровней: международных (Калуга, 2005, 2006; Кемерово, 2003; Екатеринбург, 2007; Москва, 2007; Санкт-Петербург, 2009 и др.), всероссийских(Челябинск, 2001-2009; Екатеринбург, 2007; Новосибирск, 2008 и др.), межвузовских (Челябинск, 20002009; Орел, 2006; Тула, 2005 и др.);

- участия в деятельности научно-исследовательского центра «Актуальные проблемы педагогики высшей школы», созданной на базе ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» (2002 - настоящее время);

- участия в работе научно-исследовательской лаборатории Челябинского государственного педагогического университета «Художественно-эстетическая подготовка» (2005 - настоящее время);

- публикаций в печати (научные статьи, в том числе 2 в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ, учебные и научно-методические пособия, учебные программы, учебно-методические комплексы, научно-методические рекомендации);

- педагогической деятельности в качестве преподавателя высшей школы (1998-настоящее время); выступлений и отчетов на заседаниях кафедры художественно-эстетического воспитания ГОУ ВПО ЧГПУ (2003 - настоящее время).

Положения, выносимые на защиту:

1. Развитие художественно-эстетической компетенции будущих хореографов следует рассматривать с позиции определения её целей, факторов и эффективных условий функционирования. Пересмотрена организация функционирования данного процесса, которая рассматривается как совместная партисипативная деятельность субъектов образования в процессе овладения обучаемыми межкультурными, когнитивными и межличностно-коммуникационными знаниями и умениями, а также обеспечения продуктивной коммуникации и способности к диалогу культур.

2. Теоретико-методологической основой развития художественно-эстетической компетенции студентов является синтез междисциплинарного, партисипативного и поликультурного подходов, рассматривающих обучаемого как субъекта образовательного процесса, обладающего художественно-эстетической компетенцией и наделенного соответствующими личностными качествами.

3. Педагогическая модель развития художественно-эстетической компетенции будущих хореографов, спецификой которой является межкультурная, когнитивная и межличностно-коммуникационная направленность, технологическая и дидактическая последовательность. При этом имеет место системная интеграция названных компонентов, переориентация их связей и отношений в интересах достижения запланированных уровней качества и изменение функций компонентов при совершенствовании этой модели на этапах подачи учебной информации, организации самостоятельной работы обучаемых, установления оперативной обратной связи в учебном процессе и анализа результатов текущего контроля.

4. Комплекс организационно-педагогических условий развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов, включающий: применение в образовательном процессе межкультурного диалога, ориентацию студентов вузов на толерантное общение, применение стратегических и тактических образовательных технологий развития художественно-эстетической компетенции обучаемых, реализацию партисипативных методов развития художественно-эстетической компетенции будущих специалистов.

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

1) Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы показали недостаточный уровень развития ХЭК студентов хореографических специальностей. Необходимо целенаправленное её развитие в рамках специально разработанной педагогической модели. Основным показателем успешности её реализации и достаточности выделенных организационно-педагогических условий являлся переход участников опытно-поисковой на более высокий уровень развития ХЭК.

2) Степень развития ХЭК студентов хореографических специальностей оценивались по трем показателям: характеристика фонда художественно-эстетических знаний, решение художественно-эстетических задач, специфика применения'ХЭК в профессиональной-деятельности.

3) Каждый показатель оценивался исходя из трех уровней - низкого, среднего и высокого, в соответствии с которыми определялся общий уровень развития ХЭК. 4) Результаты формирующего этапа опытно-поисковой работы показали повышение уровня развития ХЭК студентов хореографических специальностей во всех группах. Расхождения- в уровне её развития студентов контрольной и экспериментальных групп доказывают, что вводимые внедренные организационно-педагогические условия, как в отдельности, так и в комплексе, способствуют развитию высокого уровня ХЭК. Наиболее существенные изменения произошли в экспериментальной группе, где применялся комплекс организационно-педагогических условий. 5) Комплекс организационно-педагогических условий является необходимым и достаточным для успешной реализации разработанной нами модели развития ХЭК студентов хореографических специальностей.

Заключение

1. Актуальность настоящего исследования определяется: 1) эволюционными тенденциями в образовании, связанными с необходимостью осуществления художественно-эстетического образования студентов хореографических специальностей на инновационной основе; 2) неразработанностью научно-педагогического обеспечения развития художественно-эстетической компетенции обучаемых — будущих специалистов; 3) Повышением требований к качеству художественно-эстетического образования студентов хореографических специальностей; 4) недостаточной разработанностью методико-технологического аппарата по развитию художественно-эстетической компетенции будущих специалистов.

2. Историю развития идеи осуществления художественно-эстетического образования мы условно разделили на четыре этапа: 1890-1915гг.; 1915-1960гг.; 1960-2000гг.; 2000-наст. время. Данная периодизация позволила установить истоки возникновения и развития нашей проблемы, определить степень её разработанности в теории и практике педагогики, что послужило в дальнейшем стимулом для осмысления путей постановки новых педагогических задач в области развития художественно-эстетической компетенции студентов хореографических специальностей и их решения.

3. Художественно-эстетическое образование — организованный процесс формирования творчески активной личности, по освоению совокупности межкультурных знаний, в основе которых лежат мировоззренческие установки отношения к искусству и художественному творчеству, развитие способностей и дарований в различных областях знаний, обеспечивающих понимание; как отдельных эстетических явлений, так и подлинного искусства, а также красоты окружающего мира в целом.

4. Под художественно-эстетической компетенцией мы понимаем систему внутренних средств регуляции художественно-эстетических действий, в которую входят художественно-эстетические знания, социальные установки, умения и опыт, эстетическая ориентированность, основанная на знаниях и чувственном опыте обучаемого, а' также свободном владении художественно-эстетическими средствами и достижении адекватного восприятия художественно-эстетической ситуации.

5. Для определения методологических требований к исследованию проблемы развития художественно-эстетической компетенции студентов хореографических специальностей нами представлена интеграция междисциплинарного, партисипативного и полихудожественного подходов.

6. Основу и новизну процесса развития художественно-эстетической компетенции студентов хореографических специальностей составляют педагогические принципы, выявленные нами на основе теоретико-методологического анализа, позволяющие экстраполировать идеи современной педагогики, психологии, этики, эстетики на подготовку будущих специалистов: поликультурности, субъектности, эмпатии, коммуникативного партнерства и сотрудничества в учебной группе, рефлексивного управления художественно-эстетическим образованием студентов хореографических специальностей.

7. Спроектированная нами педагогическаяая модель развития художественно-эстетической компетенции студентов хореографических специальностей имеет структурную организацию, задается содержанием междисциплинарного, партисипативного и полихудожественного подходов, и морфологически представлена пятью компонентами: целевым, организационно-исполнительным, содержательным, технологическим и аналитико-результативным. Проектируя содержательный состав педагогической модели развития художественно-эстетической компетенции студентов хореографических специальностей, мы имеем в виду необходимость определения суммы знаний • и последовательной художественно-эстетической деятельности обучаемых, способную обеспечить непрерывное развитие их художественно-эстетической компетенции. В итоге нами были выявлены межкультурный, когнитивный и меясличностно-коммуникационный блоки.

8. Теоретическим и опытно-поисковым путями нами выявлены организационно-педагогические условия успешной реализации процесса развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов: включение в образовательный процесс межкультурного диалога, ориентация студентов вузов на толерантное общение, применение стратегических и тактических образовательных технологий развития художественно-эстетической компетенции обучаемых, реализация партисипативиых методов развития художественно-эстетической компетенции будущих специалистов.

Проведенная опытно-поисковая работа показала общедидактическую значимость полученных результатов. В то же время обозначились новые вопросы и проблемы, нуждающиеся' в решении. Более подробное исследование может осуществляться по следующим направлениям: разработка альтернативных методик определения уровня развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов, развитие художественно-эстетической компетенции будущих учителей на основе других теоретико-методологических подходов, дальнейшее изучение организационно-педагогических условий развития художественно-эстетической компетенции студентов вузов, более детальная разработка методико-технологического обеспечения процесса развития у будущих специалистов художественно-эстетической компетенции, педагогическое и дидактическое обеспечение подготовки преподавателей вузов к осуществлению художественно-эстетического образования студентов и др.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Клыкова, Людмила Алексеевна, Челябинск

1. Аверьянов, А.Н. Система: философская категория и реальность / А.Н. Аверьянов. -М.: Мысль, 1976 188 с.

2. Атаджанова, Л.В. Формирование эстетического компонента профессиональной подготовки учителя иностранного языка в университете с помощью экранно-звуковых средств: Дис. . канд. пед. наук. Ташкент, 1990. — 182с.

3. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Ч. 1 /В.И. Андреев. — Казань : Изд-во Казан, ун-та, 1996. 567 с.

4. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Ч. 2 /В.И. Андреев. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1998. 318 с.

5. Анохин, П.К. Избранные труды: философские аспекты теории функциональных систем / П.К. Анохин. М. : Наука, 1978. - 400 с.

6. Апресян, Г.З. Эстетика и художественная культура социализма. — М.: Знание, 1984.-327с.

7. Асмолов, А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. М:: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 367 с.

8. Афанасьева, О.Ю. Управление коммуникативным образованием студентов вузов: педагогическое сопровождение: моногр. / О.Ю. Афанасьева. М. : Изд-во МГОУ, 2007. - 324 с.

9. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание, управление /В.Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. - 432 с.

10. Балл, Г.А. Теория учебных задач /Г.А. Балл. М.: Педагогика, 1990 - 184 с.

11. Басин, Е.Я. Творчество и эмпатия / Е.Я. Басин // Вопр. философии. 1987. - № 7. - С. 65-75.

12. Бахтин, М.М. Собрание сочинений. В 7 т. Т.1. Работы 1940-х начала 1960-х годов / М.М. Бахтин. - М. : Рус. слово, 1997. - 731 с.

13. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект : моногр. / В.А. Беликов. М. : Владос, 2004. - 357 с.

14. Бенин, В.Л. Педагогическая культурология: учеб. пособие /В.Л. Бенин. — ' Уфа: Изд-во Башк. пед. ун-та, 2004. 515 с.

15. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения /В.П. Беспалько. М.: Изд-во ин-та проф. образования, 1995. - 336 с.

16. Библер, B.C. Культура: диалог культур (опыт определения) /B.C. Библер // Вопр. философии. 1989. - № 6. - С. 29 - 35.

17. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век/B.C. Библер. -М. : Политиздат, 1991. — 412 с.

18. Бир, С.Т. Кибернетика и управление производством : пер. с англ. / С.Т. Бир.-М.: Наука, 1953. -412 с.

19. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода /И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. М. : Наука, 1973. - 270 с.

20. Блейк, Р. Научные методы управления / Р. Блейк, Дж. Моутон. Киев : Наукова думка, 1990. - 247 с.

21. Бодалев, А.А. Личность и общение : избр.тр. / А.А. Бодалев. — М. : Педагогика, 1983.-271 с.

22. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — М. : Ин-т практ. психологии; Воронеж : МОДЭК, 2001. 350 с.

23. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнений европейских экспертов) /под науч. ред. В.И. Байденко. М: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2002 - 408 с.

24. Большаков, В.П. Философское основание воспитания эстетической культуры.: Дис. . д-ра филос.наук. СПб, 1993. - 285с.

25. Большой психологический словарь / ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. -СПб. : Прайм-Еврознак; М. : Олма-ПРЕСС, 2003. 666 с.

26. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М.Прохорова. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Большая Рос. энцикл., 1997. - 1456 с.

27. Бондарева, Н.И. Развитие у школьников системных представлений о культуре поведения на основе полихудожествениого подхода: автореф. дис. . канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2003. - 23с.

28. Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему) /С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2003. — 240 с.

29. Борев, Ю.Б. Программа курса «Эстетика». М.: Просвещение, 1992. - 64с.

30. Боярчук, В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения : учеб. пособие по спецкурсу / В.Ф. Боярчук. Вологда : Изд-во ВГПИ, 1988. - 73 с.

31. Браим, И.А. Культура делового общения : учебник / И.А. Браим. — Минск : Экоперспектива, 2000. 174 с.

32. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский. М. : Знание, 1983. - 96 с.

33. Бурлина, Е.Я. О взаимодействии образования и воспитания в вузовском курсе эстетики. /В кн. Эстетическое воспитание студентов: теория, опыт, прогнозы. -Свердловск, 1983.-С. 123-129.

34. Буров, А.И. Предмет и содержание эстетического воспитания, его соотношение с другими видами воспитания. // Советская педагогика. — 1971. №6. - С. 39-46.

35. Буров, А.И. Эстетика: проблемы и споры. М., 1975. - С.37-42.

36. Бухарова, Г.Д. Дидактический эксперимент: цели, задачи и методика проведения : учеб. пособие / Г.Д. Бухарова. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995. - 38 с.

37. Бухарова, Г.Д. Системы образования : учеб. пособие / Г.Д. Бухарова, О.Н. Арефьев, Л.Д. Старикова. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф-пед.ун-та, 2007. — 312 с.

38. Вадзинская, О.А. О преподавании изящных искусств в женских среднеучебных заведениях. // Вестник воспитания.-1895. №4. - С.97 -111.

39. Ванслов, В.В. Эстетика. Искусство. Искусствоведение. Вопросы теории и истории. Изд. 2-е. М.: Наука. 2000. - 440с.

40. Ваньков, А.Б. Психолого-педагогические условия развития субъектности будущего педагога : авгореф. дис. . канд. психол. наук / Ваньков А.Б. М., 2006. -23 с.

41. Василеску, Г .Я. Сущность эстетической культуры личности, диалектика её формирования и развития / философский и социологический анализ.: Дис. . д-ра филос.наук. М.: Просвещение, 1993. - 333с.

42. Викторова, Л.Г. Диалоговая концепция культуры М.М. Бахтина — B.C. Библера / Л.Г. Викторова // Вопр. культурологии. 2005. —№ 7. - С. 38 — 40.

43. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Ключевые понятия, термины. Актуальная лексика: словарь. /С.М. Вишнякова. М: Новь, 1999. — 538 с.

44. Возчиков, В.А. Некоторые теоретические истоки гуманистической парадигмы образования: / В свете филос. Трудов B.C. Соловьева «Оправдание добра» и Н.О. Лосского «Условия абсолютного добра» и др. // Гуманизация образования. 1995. - №4 - С. 16-23.

45. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред.

46. B.В. Давыдова. М: : Педагогика, 1991. - 480 с.

47. Выгодский, Л.С. Психология искусства. М., 1987. - 487с.

48. Высшее образование в XXI в.: подходы и практические меры (Париж, 5-9 октября 1998 г.) // Alma Mater. 1998. - № 12. - С. 23 - 26.

49. Высшее образование в XXI в.: подходы и практические меры (Париж, 5-9 октября 1998 г.) // Alma Mater. 1999. - № 3. - С. 29 - 35.

50. Гаврилова, Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста / Т.П. Гаврилова // Вопр. психологии. 1974. — № 5. —1. C. 105-114.

51. Гайсина, Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования : дис. .д-ра пед. наук / Гайсина Г.И. М., 2002. — 366 с.

52. Генов, Ф.А. Психология управления / Ф. А. Генов. М. : МГУ, 1981. -196 с.

53. Герасышна, С.Т. Формирование информационно-художественной культуры школькина в мультимедийных школах дополнительного образования: автореф. дис. . канд.пед.наук. Ульяновск, 2005. - 24с.

54. Герчикова, Н.Н. Менеджмент : учебник / Н.Н. Герчикова. 2-е изд. — М. : Банки и Биржи, 1995. -480 с.

55. Гершунский, Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика : учеб. пособие / Б.С. Гершунский. М. : Флинта : Наука, 2003. - 768 с.

56. Гете, И.В. Статьи и мыслы об искусстве. М.: Прогресс. 1963. - 476с.

57. Гид, Д. ван. Прикладная общая теория систем. В 2 кн. Кн. 2 / Дж. ван Гид. — М. : Мир, 1981.-716 с.

58. Гласс, Д. Статистические методы в педагогике и психологии : пер. с англ. / Дж. Глас, Дж. Стэнли; ред. Ю.П.Адлер. М. : Прогресс, 1976. - 495 с.

59. Голев, Н.Д. Толерантность как вектор антонимического бытия языка / Н.Д. Голев // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности : коллектив, моногр. / отв. ред. Н.А. Купина, М.Б. Хомяков. Екатеринбург, 2003. -С. 174- 190.

60. Горюхина, Н.А. Обобщение как элемент художественного мышления. // Музыкальное мышление: сущность, ктегории, аспекты исследования. Сборник статей / Отв. ред. И.Ляшенко. Киев, 1989. - С.47-54.

61. Грабарь, М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы /М.И. Грабарь, К.А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. - 135 с.

62. Громова, Т.В. Стратегии коммуникативного партнерства в обучении аудированию студентов как фактор повышения их профессиональной компетенции : автореф. дис. . канд. пед. наук / Громова Т.В. Самара, 2003. - 22 с.

63. Гудков, Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д.Б. Гудков. М. : Гнозис, 2003. - 288 с.

64. Гузеев, В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / В.В. Гузеев. -М. : Нар. образование, 2001. 128 с.

65. Гусевская- НЛО. Межкультурный диалог как фактор профессионального становления будущего учителя: автореф. дис. . канд. пед. наук / Гусевская IT.KX -Чита, 2005.-22с.

66. Давыдов, В.В. Учебная деятельность и моделирование /В.В. Давыдов,

67. A.У. Варданян. Ереван : Луйс, 1981. - 220 с.

68. Данилов-Данильян, В.И. Моделирование: системно-методический аспект / В.И. Данилов-Данильян, А.А. Рывкин // Системные исследования. — М., 1982. — С. 182-209.

69. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и . неопределенность / А.Н. Дахин // Педагогика. 2003. - № 4. — С. 21 - 26.

70. Дейк, Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. ван Дейк. — М. : Прогресс, 1978. 176 с.

71. Диссертационный совет: вопросы оформления документов и аттестации : метод, рекомендации / сост. Г.Д. Бухарова, М.Г. Конотобойцева; отв. ред. Е.В. Ткаченко. Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2002. - 118 с.

72. Джохадзе, И.И. Проблемы эстетического воспитания и высшая школа . / В кн. Эстетическое воспитание: вопросы теории и практики. М., 1990. - С. 109123.

73. Дзикевич, С.А. Введение в эстетику: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Знание, 1998. - 35с.

74. Дункан, Дж.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики : пер. с англ. / Дж.У. Дункан. М. : Дело, 1996. - 272 с.

75. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 104 с.

76. Загвязинский, В.И. Практическая методология педагогического поиска /

77. B.И. Загвязинский. Тюмень : Легион-Групп, 2005. - 74 с.

78. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /В.И. Загвязинский. М. : Академия, 2001. - 192 с.

79. Закон Российской Федерации «Об образовании». М. : Астрель, 2003. -79 с.

80. Зимняя, И.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта / Зимняя И.А. и др. М. : Исслед. центр проблем подгот. специалистов, 1999. - 67 с.

81. Зись, А.И. Эстетика: идеология и методология. М.: Просвещение, 1984 -237с.

82. Иванов, С.А. Художественное воспитание в гуманитарном образовании России. М.: «Школа ВУЗ - Академия», 2003 - 320с.

83. История европейской эстетики. Учебная программа для студентов и аспирантов. М., 1997. - 35с.

84. Каган, М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений / М.С. Каган. М. : Политиздат, 1988. - 315 с.

85. Каган, М.С. Философия культуры : моногр. / М.С. Каган. СПб. : Петрополис, 1996.-415 с.

86. Каменский, Я.А., Люкк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. - 261с.

87. Капто, А. Толерантность в контексте концепции «Культура мира» / А. Капто // Безопасность Евразии. 2001. - № 1. - С. 26.

88. Кипурова, С.Н. Развитие эмпатии будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин : автореф. дис. канд. пед. наук / Кипурова С.Н. Тула, 2006. - 22 с.

89. Кларин, М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. М. : Наука, 1997. - 223 с.

90. Коган, JI.H. Художественная культура и художественное воспитание. — М., 1979.-620с.

91. Колесникова, И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии : курс лекций по филос. педагогики / И.А. Колесникова. — 2-е изд. -СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2001. - 288 с.

92. Колтунова, М.В. Деловое общение. Нормы, риторика, этикет : учеб. пособие / М.В. Колтунова. 2-е изд., доп. - М. : Логос, 2005. - 312 с.

93. Комлев, Н.Г. Словарь иностранных слов / Н.Г. Комлев. М. : Эксмо-пресс, 1999.-671 с.

94. Концепция интеграции академической науки и высшего гуманитарного образования / Алексеева Е.В., Антропов В.А., Денисевич М.Н. и др. — Екатеринбург : Изд-во УрГИ, 1999. 35 с.

95. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестн. образования. 2002. - № 6. - С. 10 - 40.

96. Концепция прогноза развития образования до 2015 года //Нар. образование.- 1999. №1.-С. 17-22.

97. Краевский, В.В. Методология научного исследования /В.В. Краевский. -СПб., 2001. 145 с. - (Избранные лекции Университета / С.-Петерб. гуманитар, унт профсоюзов; Вып. 17).

98. Краевский, В.В. Общие основы педагогики : учеб. для высш. пед. учеб. заведений / В.В. Краевский. М. : Академия, 2003. - 256 с.

99. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. М. : Нар. образование, 2000. - 272 с.

100. Кузин, B.C. Особенности эстетического воспитания школьников в условиях возрождения традиций российской культуры и нравственности. //Школа. 1997. - №1. — С.2-6.

101. Кузнецова, Н.А. Опора на вита генный опыт в процессе воспитания эстетической культуры младших школьников: автореф. дис. . канд.пед.наук. -Екатеринбург, 2005. 23с.

102. Кузьмин, М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России / М.Н. Кузьмин // Педагогика. 1999. - № 6. - С. 3 - 11.

103. Кулага, A.M. Диалог культур как принцип и способ обучения студентов профессиональному речевому поведению : дис. . канд. пед. наук / Кулага A.M. -Самара, 1996.- 191 с.

104. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие для вузов / А.Н. Леонтьев. М. : Академия : Смысл, 2004. - 304 с.

105. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М. : Сов. энцикл., 1990. - 685 с.

106. Литяйкина, О.Г. Проблемы эстетического воспитания в педагогических концепциях России конца XIX первой трети XX века.: Дис. . канд.пед.наук. -Саранск, 1997.- 150с.

107. Лихачев, Б.Т. Педагогика : курс лекций / Б.Т. Лихачев. 4-е изд., перераб. ' и доп. - М. : Юрайт, 2003. - 607 с.

108. Ломов, Б.Ф. Проблемы общения в психологии / Б.Ф. Ломов. М. : Наука, 1981.- 196 с.

109. Ляудис, В.Я. Структура продуктивного взаимодействия /В.Я. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. — М., 1980.-С. 37-52.

110. Максимова, В.Н. Формирование художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов в педагогических вузах: автореф. дис. . канд.пед.наук. Челябинск, 2000. — 21с.

111. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ) / Э.С. Маркарян. М. : Мысль, 1983. - 284 с.

112. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. — М. : РАО, 1996.-308 с.

113. Масловкая, С.В. Педагогические условия развития эстетической культуры учащихся.: Дис. . канд.пед.наук. Оренбург, 1999. — 150с.

114. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. СПб. : Евразия, 1999.-479 с.

115. Матюшкин, A.M. Развитие творческой активности школьников / A.M. Матюшкин. М. : Педагогика, 1991. — 156 с.

116. Машбиц, Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью / Е.И. Машбиц. Киев : Вища шк., 1987. - 224 с.

117. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М. : Дело, 1995. - 700 с.

118. Методические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии по анализу содержания и качества подготовки по специальности высшего учебного заведения. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2001 — 55 с.

119. Методы системного педагогического исследования : учеб. пособие / под ред. Н.В. Кузьминой. Л. : ЛГУ, 1980. - 170 с.

120. Михайлова, О.А. Толерантность и терпимость: взгляд лингвиста / О.А. Михайлова // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности :коллектив, моногр. / отв. ред. Н.А. Купина, М.Б. Хомяков. Екатеринбург, 2003. -С. 99 — 111.

121. Михайлова, М.И. В мире эстетики: Из истории эстетических категорий: Учебное пособие. Н.Новгород: НГУ - 1993. — 58с.

122. Модернизация российского образования : (документы и материалы). — М: ВШЭ, 2002. 330 с. - (Б-ка развития образования):

123. Молчанова, З.М. Личностное портфолио старшеклассника : учеб.-метод. пособие / З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, Т.В. Черникова; под ред. Т.В. Черниковой. М. : Глобус, 2006. - 128 с.

124. Мудрик, А.В. Общение.в процессе воспитания : учеб. пособие / А.В. Мудрик. М. : Пед. о-во России; 2001. - 319 с.

125. Недосека, Л.А. Развитие субъектности студентов в процессе обучения иностранному языку : автореф. дис. . канд. пед. наук /Недосека Л.А. — Ростов н/Д, 2005.-20 с.

126. Немов, Р.С. Психология : учеб. для вузов. : в 3 кн. / Р.С. Немов. 3-е изд. - М:: ВЛАДОС, 1998. - Кн. 2 : Психология образования. -608 с.

127. Никитина, Е.Ю. Диалоговая культура как фактор .развития у студентов вузов умений делового общения / Е.Ю. Никитина, М.В. Смирнова // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. 2006. - № 1. -С. 51 - 61.

128. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы /Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. М.: МАНПО, 2006. - 154 с.

129. Никитина, Е.Ю. Профессионально-педагогические задачи и задания в системе подготовки будущего- учителя к осуществлению дифференцированного обучения в школе / Е.Ю. Никитина. Челябинск : Изд-во ЧГПИ, 1995. - 32 с.

130. Никитина, Е.Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования : моногр. / Е.Ю. Никитина. .Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2000. - 101 с.

131. Новейший философский словарь. — 3-е изд., испр. Минск : Кн. дом, 2003.- 1280 с.

132. Новиков, A.M. Докторская диссертация? : пособие для докторантов и соиск. ученой степ, д-ра наук / A.M. Новиков. М. : Эгвес, 1999. - 120 с.

133. Новиков, A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития / A.M. Новиков. М. : Эгвес, 2000. - 272 с.

134. Новикова, Т.Г. Инновационные подходы к оцениванию с помощью портфолио / Т.Г. Новикова // Школьные технологии. 2006. -№ 1. - С. 139 -146.

135. Новикова, Т.Г. Портфолио выпускника школы: цели и структура / Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков // Школьные технологии. 2006. — № 2. -С. 181 - 182.

136. Новикова, Т.Г. Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений гимназистов / Т.Г. Новикова // Школьные технологии. — 2004. — № 2. — С. 144- 146.

137. Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра : моногр. / под общ. ред. В.И. Байденко, Н.А. Селезневой. М., 2001. - 205 с.

138. О высшем и послевузовском профессиональном образовании : Федеральный закон Рос. Федерации от 22 авг. 1996 г., № 125-ФЗ // Бюл. гос. комитета Рос. Федерации по высш. образованию. 1996. - № 10. - С. 1 - 59.

139. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года : приказ М-ва образования Рос. Федерации от 11 февр. 2002 г., № 393 // Вестн. образования. 2002. - № 6. - С. 10 - 40.

140. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка : 80 ООО слов и фразеологических выражений / С.И: Ожегов, Н.Ю. Шведова; Рос. акад; наук, Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. — М. : ИТИ Технологии, 2001— 994 с.

141. Орлов, А.Б. Феномены эмпатии и конгруэнтности / А.Б. Орлов // Вопр. психологии: 1993. - № 6. - С. 68-73.

142. Орлова, Т.В. Партисипативные методы в системе мотивационно-целевой деятельности-руководителя школы : дис. . канд. пед наук/Орлова Т.В. — М., 1999. -211с.

143. Осухова, Н.Г. Технология развития эмпатии у будущих учителей / Н.Г. Осухова // Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза : сб. науч. ст. Волгоград, 1993. - С. 19 — 26.

144. Пассов, Е.И. Диалог культур: социальный и образовательный аспекты / Е.И. Пассов // Мир русского слова. 2001. - № 2. -С. 14-18.

145. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — 3-е изд. — М. :■ Школа-Пресс, 2000.-512 с.

146. Педагогика : учеб. пособие для студентов педвузов и педколледжей /ред. П.И. Пидкасистый. М. : Рос. пед. агентство, 1996. - 602 с.

147. Педагогика и логика / Г. Щедровицкий, В. Розин, Н. Алексеев, Н. Непомнящая. М.: Касталь, 1993.-415 с.

148. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М. : Большая Рос. энцикл., 2003. - 528 с.

149. Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов: учеб. пособие / П.И. Пидкасистый. М: Пед. о-во России, 2004. - 112 с.

150. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. М. : Академия, 1999. - 270 с.

151. Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве / Е.С. Полат // Иностр. яз. в шк. — 2000. — № Г-С.4- 11.I

152. Полонский, В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований / В.М. Полонский. -М. : Педагогика, 1987. 144 с.

153. Проблемы высшего образования в программах ЮНЕСКО / ред. Ю.С. Кулик. М.: НИИВШ, 1986. - 44 с.

154. Программа развития педагогического образования России на 2001 — 2010 гг. // Пед. образование и наука. 2000. — № 1. - С. 14 - 25.

155. Психология: словарь /под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Политиздат, 1990. — 494 с.

156. Психология и этика делового общения : учеб. для вузов / ред. В.Н. Лавриненко. 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с.

157. Пчелинцева, И.Г. Построение толерантной среды в образовательном пространстве высшего учебного заведения : автореф. дис. д-ра пед. наук / Пчелинцева И.Г. СПб., 2006. - 46 с.

158. Радюхина, Е.И. Формирование эстетической культуры учителей в процессе повышения квалификации: автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1997. — 105с.

159. Распопова, С.А. Развитие диалоговой культуры учителей в процессе повышения квалификации : автореф. дис. . канд. пед. наук / Распопова С.А. — М., 2004.-24 с.

160. Реморенко, И.М. Формирование ценности эстетического отношения школьников в открытом образовательном пространстве: автореф. дис. канд.пед.наук. Красноярск, 200ё. - 18с.

161. Ридняк, М.И. Развитие художественно-эстетического потенциала студентов в системе профессионального образования: Дис. . д-ра пед.наук: 13.00.01.-М.:РГБ, 2005,- 183с.

162. Рикер, П. Герменевтика. Этика. Политика / П. Рикер. М. : KAMI : Academia, 1995.- 159 с.

163. Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 2001. -335 с.

164. Роджерс, К. Эмпатия / К. Роджерс // Психология эмоций : тесты. М., 1984.-С. 235-237.

165. Романова, Т.В. Педагогические условия формирования эмпатической культуры студентов педагогического вуза : автореф. дис. . канд. пед. наук / Романова Т.В. Магнитогорск, 1999. - 23 с.

166. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. /гл. ред. В.В. Давыдов. —а

167. М. : Большая Рос. энцикл., 1993-1999. 2 т.

168. Российский и зарубежный опыт построения систем образовательных стандартов. М.: М-во образования Рос. Федерации, 2000. — 184 с.

169. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 2 /С.Л. Рубинштейн.-М.: Педагогика, 1989. 322 с.

170. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты / В.П. Руднев. М.: Аграф, 1999. - 381 с.

171. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования : учеб. пособие для вузов / Г.И. Рузавин. М. : ЮНИТИ, 1999. - 317 с.

172. Садовничий, В. Образование как фактор национальной безопасности России / В. Садовничий // Вестн. высш. шк. 1998. - № 8. - С. 3 - 7.

173. Садовский, В.Н. Основания общей теории систем / В.Н. Садовский. — М. : Наука, 1974.-279 с.

174. Седов, В.А. Педагогические возможности диалога в образовательном процессе : дис. . канд. пед. наук / Седов В.А. — СПб., 2002. 298 с.

175. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии /Т.К. Селевко. — М. : Нар. образование, 1998. 256с .

176. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В.Сериков. М.: Логос, 1999 - 272 с.

177. Синк, Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение : пер. с англ. /Д.С. Синк; общ. ред. В.И. Данилова-Данильяна. М.: Прогресс, 1989. - 522 с.

178. Скворцов, Б.П. Основы эстетики: Учебное пособие. Белгород, 1996. -171с.

179. Словарь философских терминов /науч. ред. В.Г. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2004. - 726 с.

180. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. A.M. Прохоров. — М. : Сов. энцикл., 1985. 1600 с.

181. Современный словарь иностранных слов: ок. 20000 слов. — 2-е изд., стер. М. : Рус. яз., 1999. - 742 с.185. • Современный философский словарь / под. общ.-ред. В.Е. Кемерова. М. : Акад. проект, 2004. - 863 с.

182. Содержание гуманистического образования / О.С. Газман, P.M. Вейсс, П.Б. Крылова. М.: Просвещение, 1995. - 103с.

183. Соловьев, С.М. Избранные труды. Записки. М.: Политиздат., 1983. -437с.

184. Спиркин, А.Г. Основы философии : учеб. пособие для вузов / А.Г. Спиркин. М. : Политиздат, 1988. - 592 с.

185. Стернин, И.А. Коммуникативные аспекты толерантности /И.А. Стернин, К.М. Шилихина. Воронеж : Истоки, 2001. - 136 с.

186. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. М. : Флинта : Наука, 2003. - 696 с.

187. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология : учеб. для вузов / Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 544 с.

188. Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование в современной России: поиски стратегии / Л.Л. Супрунова // Magister. 2000. - № 3. - С. 77 - 81.

189. Сысоев, П.В. Концепция языкового поликультурного образования : (на материале культуроведения США) : автореф. дис. . д-ра пед. наук / Сысоев П. В. -М., 2004.-47 с.

190. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология : учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. 2-е изд., стер. - М.: Академия, 1998. -288 с.

191. Толлингерова, Д. К теории учебных задач / Д. Толлингерова. Прага, 1992.-236 с.

192. Усова, А.В. Методические рекомендации по осуществлению межпредметных связей при формировании естественнонаучных понятий у учащихся 6-7 классов / А.В. Усова, Н.Н. Кузьмин. Челябинск : Изд-во ЧГПИ, 1985.- 17 с.

193. Федеральная программа развития образования: федеральный закон Рос. Федерации от 10 апр. 2000г. № 51-ФЗ //Вестн. образования. 2000 - № 12 - С.З -70.

194. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». М.: Ось-89, 1997. - 64 с.

195. Федорец, Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения : учеб. пособие / Г.Ф. Федорец. Л. : Изд-во ЛГПИ, 1983. - 88 с.

196. Философия культуры: становление и развитие : учеб. пособие для студентов / М.С. Каган и др. СПб. : Лань, 1998. - 443 с.

197. Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности : коллектив, моногр. / И.Н. Борисова и др.. Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2003.-550 с.202. • Философский словарь / под ред. И.Г. Фролова. 5-е изд. - Политиздат, 1987.-590 с.

198. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблевой, В.А. Лутченко. М. : ИНФРА-М, 2000. - 576 с.

199. Фокин, Ю.Г. Психодидактика высшей школы: психолого-дидактические основы преподавания / Ю.Г. Фокин. М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000. — 424 с.

200. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы: докл. Всемир. банка: пер. с англ. М. : Весь Мир, 2003. - 232 с.

201. Хабибулина, О.П. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства (в процессе изучения дисциплилы гуманитарно-эстетического цикла): автореф. дис. канд.пед.наук. -Челябинск, 2004.-31с.

202. Чечет, Т.И. Подготовка будущих учителей к созданию эмоционально-эстетических ситуаций в процессе личностно ориентированного обучения: автореф. дис. . канд.пед.наук. Волгоград, 1997.-21с.

203. Шадриков, В.Д. Философия образования и образовательной политики / В.Д. Шадриков. -М. : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов. — М. : Логос, 1993,- 181 с.

204. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами /Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин. М. : ВЛАДОС, 2002. - 319 с.

205. Шанцев, И.П. Управление образовательным процессом в высшем учебном заведении в современных условиях: моногр. /И.П. Шанцев. Красноярск : КГПУ, 2000. - 288 с.

206. Шапинская, Е.Н. Философия образования и эстетическое воспитание в США // Современный мир и эстетическое развитие человека, М. — 1993. - С.38-40.

207. Шиянов, Е.Б. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: дис. . д-ра пед.наук. — М., 1991.-400с.

208. Штофф, В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. М.; JI. : Наука, 1966.-301 с.

209. Энциклопедический социологический словарь / под ред.Г.В. Осипова. -М., 1995.-939 с.

210. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности /Э.Р. Юдин. М. : Наука, 1978. - 39 Ь с.

211. Южакова, Ю.В. Толерантность как языковая категория /Ю.В.Южакова // Вестн. Челяб. гос. пед> ун-та. 2006. - № 6.4. - С. 186 - 194.

212. Якунин, В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты / В.А. Якунин. J1. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — 159 с.

213. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Смысл, 2001. - 365с.

214. Ball, М. The visual availability of culture / M. Ball // Communication and Cognition. 1998. - Vol. 31, № 2/3. - P. 179 - 196.

215. Banks, J. A multicultural education: development, dimensions and challenges / J.A. Banks. Philadelphia : Phi Delta Kappa, 1993.- 134 p.

216. Basic concepts of intercultural communication : selected readings / ed. M.J. Bennett. Intercultural Press., Inc., 1998. - 272 p.

217. Bush, T. Theories of educational management / T. Bush. L. : Harper, 1986. — 278 p.

218. Byram, M. Teaching and assessing intercultural communicative competence / M. Byram. Clevedon : Multilingual Matters Ltd., 1997. - 121 p.

219. Canale, M. From communicative competence to communicative language pedagogy / M. Canale // Language and Communication /J.C. Richards, R.W. Schmidt (eds.).-L., 1983.-P. 2-27.