Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения декоративному натюрморту

Автореферат по педагогике на тему «Развитие художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения декоративному натюрморту», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Гираева, Аида Нурутдиновна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Махачкала
Год защиты
 2009
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Развитие художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения декоративному натюрморту», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Развитие художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения декоративному натюрморту"

На правах рукописи

ГИРАЕВА Аида Нурутдиновна

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ НАТЮРМОРТУ

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

2 п ••

Махачкала - 2009

003471876

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дагестанский государственный педагогический университет»

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Сулейманова Зумруд Запировна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Арасалиев Шавади Мадов-Хажиевич; кандидат педагогических наук доцент Алипханова Фатима Надирбековна

Ведущая организация - ГУ «Дагестанский научно-исследовательский

институт педагогики им. А.А.Тахо-Годи»

Защита диссертации состоится «19» июня 2009 года в 14 — часов на заседании Диссертационного совета Д 212.051.04 по защите докторских и кандидатских диссертаций в ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» по адресу: 367003, г.Махачкала, ул. М.Ярагского, 57.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Автореферат выставлен на сайте ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» « 18 » мая 2009 г.

Адрес сайта: www.dgpu.ru Автореферат разослан «18 » мая 2009 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук профессор

Мирзоев Ш.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Одной из важных задач образования на современном этапе выступает повышение качества подготовки дипломированных специалистов, в связи с чем становится очевидной актуальность исследования, проблем развития художественно-творческих способностей студентов. При этом эффективным средством, способствующим развитию художественно-творческих способностей студентов, формированию эстетического отношения к действительности, выступает богатое наследия народного творчества.

Декоративный натюрморт с самого момента формирования как жанра, с первых шагов своего функционирования способствовал обогащению представления людей об окружающей действительности, воплощению их творческого опыта освоения и художественного осмысления, а также отстаиванию передовых художественных взглядов и идеалов, что подтверждают исследования И.С. Болотиной, И.Е. Даниловой, Ю.П. Желтоухова, A.C. Меликсетяна, A.C. Пучкова, И.М. Раджабова, В.А. Садкова, A.B. Триселева, Т. Я. Шпикаловой и др.

Важное значение для нашего исследования имеют работы ученых-педагогов Б.Ш.Алиевой, М.Н.Алиева, Ю.К.Бабанского, З.Т. Гасанова, Г.М.Гаджиева, Д.М.Маллаева, А.Н.Нюдюрмагомедова, В.А.Сластенина, А.Х.Чупанова, рассматривающие проблемы подготовки будущего учителя, студентов педагогического вуза к профессионально-педагогической деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы и практики включения в художественно-творческую деятельность показывает, что в использовании натюрморта принципиально важным является необходимость его изучения не как предметно-пространственного явления, а как целого мировоззрения, с позиций которого педагогический потенциал недостаточно исследован, не выявлено его влияние на развитие художественно-творческих способностей, творческую активность студентов и т.д.

Проблемы художественно-творческого развития личности исследованы в работах ученых-педагогов Б.М. Неменского, П.М. Якобсона, A.B. Бакушинского, Л.С. Выготского, H.H. Ростовцева, Н.У. Фохт-Бабушкина, В.А. Кан-Капика, B.C. Кузина, O.A. Авсияна и др.

Следует признать, что освоение студентами комплекса знаний, ориентированного на решение конкретных учебных задач, осмысление и обобщение изученного материала служат основой формирования художественно-творческой активности студентов, а обогащение эмоционально-эстетического опыта (в частности, декоративного) способствует развитию художественной культуры личности.

На современном этапе развитие художественно-творческих способностей студента художественно-графического факультета имеет социально-педагогическую ценность и приобрело теоретическую и практическую значимость, вследствие неизученности в полном объеме педагогического потенциала декоративного натюрморта в системе художественно-педагогического образования.

С этих позиций актуальность исследования определяется необходимостью разрешения возникших в теории и практике профессионального образования противоречий между:

• потребностью в специалистах, ориентированных на самовыражение индивидуальности через проявление художественно-творческих способностей отсутствием теоретического и практического обеспечения практики подготовки системы образования;

• значимостью использования методов художественно-творческой деятельности и отсутствием научно-обоснованного механизма самоактуализации и самореализации личности студента;

• необходимостью развития художественно-творческих способностей студента и отсутствием методических основ, характеризующих ее системную организацию в структуре подготовки.

Приведенные обстоятельства позволяют обосновать тему исследования «Развитие художественно-творческих способностей студента в процессе обучения декоративному натюрморту».

Цель исследования - обоснование педагогических условий развития художественно-творческих способностей студента в процессе обучения декоративному натюрморту.

Объект исследования - развитие художественно-творческих способностей студента.

Предмет исследования - декоративный натюрморт как условие развития художественно-творческих способностей студента.

Гипотеза исследования. Процесс развития художественно-творческих способностей студента будет эффективным, если:

• обеспечить активизацию художественно-творческих способностей и личностного потенциала студента;

• использовать декоративный натюрморт в качестве условия развития художественно-творческих способностей;

• создать целенаправленную систему педагогического воздействия;

• учитывать исторически сложившиеся национально-художественные традиции, своеобразие искусства и т.д.

Задачи исследования:

• выявление предпосылок развития художественного образования и эстетического воспитания студента;

• анализ современного состояния сформированости художественно-творческих способностей студента;

• выявление педагогические условия, способствующие развитию художественно-творческих способностей студента;

• обосновать возможности декоративного натюрморта в развитии художественно-творческих способностей студента;

• обосновать технологию развития художественно-творческих способностей студента с помощью декоративного натюрморта;

• экспериментально проверить эффективность технологии развития художественно-творческих способностей студента.

Методологической основой исследования выступают подходы ученых-философов Г.А. Давыдовой, Ю.Б. Бореева, В.И. Разумного, В.А. Скатерщикова, Г.А. Батищевой, М.С. Когана, К.А. Абдулхановой, B.C. Саготовского, а также ученых-педагогов Б.М. Йеменского, П.М. Якобсона, A.B. Бакушинского, JI.C. Выготского, В. А. Кан-Калика и др., представляющих базисную основу формирования творческой сущности личности, выступающей субъектом материальной и духовной культуры в художественно-образном отражении действительности и т.д.

Теоретической основой исследования выступают теории развития: личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, Л.С.Выготский, В.И.Додонов, В.А.Иванников, М.С.Каган, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов и др.); творческих способностей (В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Л.В.Бажелов, Г.С. Батшцев, М.М.Бахтин, Дж.Гильфорд, В.А.Крутецкий, Я.А.Пономарев, Е.Торренс и др.); худо-

жественно-творческих способностей (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Л.Н.Закс, А.Я.Зись, М.С.Каган, М.С.Старчеус, Б.И.Юсов и др.).

Методы исследования. В качестве методов исследования выступают теоретический анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, методической и другой литературы по проблеме исследования; анализ эскизов, рисунков по декоративному натюрморту, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, статистические методы оценки результатов исследования, и т.д.

Исследование проводилось в три этапа: • первый, подготовительный этап (2003 - 2005 гг.) предполагал анализ литературы по проблеме исследования (философской, психолого-педагогической, методической), конкретизацию проблемы исследования и ее актуальности, выявление понятийного аппарата (цель, задачи, предмет объекта научной новизны и т.д.) исследования;

• второй, опытно-экспериментальный этап (2005 - 2007 гг.) - был ориентирован на обоснование научно-методической и экспериментальной баз исследования, выявление наиболее важных педагогических условий, возможностей декоративного натюрморта в развитии художественно-творческих способностей студента и т.д.;

• третий, формирующий этап (2007- 2009 гг.) включал определения и научное обоснование педагогических условий и технологий, способствующих развитию художественно-творческих способностей студента, обобщение результатов экспериментального исследования, систематизацию полученных результатов, формулировку соответствующих выводов и разработку рекомендаций.

Научная новизна исследования заключается в:

• выявлении места и роли декоративного натюрморта в развитии художественно-творческих способностей студентов;

• обосновании педагогических условий развития художественно-творческих способностей студентов;

• разработке технологий развития художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения декоративному натюрморту.

• обосновании системы занятий по использованию педагогического потенциала декоративного натюрморта в развитии художественно-творческих способностей;

Теоретическая значимость исследования состоит в:

• определении педагогических условий развития художественно-творческих способностей у студента художественно-графического факультета в процессе приобщения к декоративному натюрморту;

• теоретическом обосновании содержания и способов идентификации в процессе обучения натюрморту на занятиях живописи;

• разработке форм и методов изучения декоративного натюрморта на занятиях живописи для студентов художественно-графических факультетов.

Практическая значимость исследования заключается в реализации комплекса педагогических условий, способствующих развитию художественно-творческих способностей студентов в процессе изучения декоративного натюрморта, разработке соответствующей системы занятий, обеспечивающих эффективность механизма повышения готовности к художественно-творческой деятельности студентов. Материалы исследования используются преподавателями вузов, руководителями студий художественно-творческого направления для повышения уровня развития художественно-творческих способностей, самоорганизации творческой личности и т.д.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных положений, их соответствием уровню развития современной педагогической науки и практики; использованием в образовательно-развивающей деятельности студентов художественно-графических факультетов комплекса методов и методик, адекватных целям и задачам исследования; проведением опытно-экспериментальной работы; ростом уровня развития художественно-творческих способностей студентов экспериментальной группы

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования Даггоспедуниверситета и нашли отражение в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Художественно-педагогическое образование: состояние, проблемы, перспективы развития» (Махачкала, 2006), в «Искусство и образование» (Москва, 2007), в учебном пособии для студентов «Натюрморт». Основные положения исследования использовались в учебном процессе художественно-графического факультета ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет».

На защиту выносятся следующие положения:

• декоративный натюрморт как условия развития художественно-творческих способностей студента, представляющий собой декоративное преображение любой натуры, выявление нарядности, красочности, узорчатости с соблюдением определенной меры условности в изображении;

• педагогические условия эффективного развития художественно-творческих способностей студента, включающие диагностический подход к определению творческих способностей студента; реализацию индивидуальных склонностей и интересов в конкретных видах художественно-творческой деятельности; формирование опыта художественно-творческой деятельности через воплощение умений в произведениях художественного творчества;

• содержание развития художественно-творческих способностей студента, включающее реалистическое, декоративное и абстрактное изображение натюрморта;

• технология развития художественно-творческих способностей студента, включающая систему занятий по декоративному натюрморту, способствующая формированию творческой активности, самостоятельности, образного мышления личности и т.д.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

В введении обоснована актуальность исследования, сформулирована тема, определены объекты и предмет, выдвинута гипотеза, поставлены цели и задачи, обоснованы научная новизна, теоретическая и практическая значимость и достоверность результатов, сформулированы научные положения, вынесенные на защиту.

В первой главе «Теоретические основы развития художествен-но-творческнх способностей студентов при обучении изобразительному искусству» раскрываются теоретико-методологические и психолого-педагогические предпосылки развития художественно-творческих способностей, рассматривается и анализируется влияние декоративного натюрморта на развитие художественно-творческих способностей студента.

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что творческий процесс рассматривается как реорганизация имеющегося опыта и формирование на его основе новых комбинаций, приводящих к созданию нового продукта (предмета, действий, мыслей и т.д., не повторяющих ранее известные), а художественная деятельность, как особый вид активности, где продуктом, материализованной формой выступают произведения художественного творчества.

Обобщая приведенные точки зрения, художественно-творческая деятельность нами понимается как процесс, основанный на эмоционально-эстетической активности личности, развивающий комплексную способность к созданию нового продукта через мыслительные (образность, оригинальность, гибкость, беглость), персептивные (воображение, фантазия, интуиция, впечатлительность), характерологические (эмпатия, эмоциональная отзывчивость, артистизм, чувство собственного достоинства) и качественные (удобство, форма, размеры и т.д.) изменения.

Анализ научных исследований в области художественного образования свидетельствует о многогранности и полифункциональности воздействия средств изобразительного искусства в целом на формирование личности, его мировоззрения и развитие творческих способностей студентов. При этом, основной задачей выступает выявление благотворности влияния декоративно-прикладного искусства и натюрморта на развитие художественно-творческих способностей студентов.

В диссертации в качестве важной проблемы развития творческой активности студентов в процессе обучения к декоративному натюрморту рассматривается организация и создание эффективных условий для развития творческой личности. При этом изучение натюрморта определяется как процесс обеспечения эстетического воспитания личности, формируя вкусы, понятия, представления и возможности оценки высокохудожественных произведений, которые отражают действительность, создают удивительно живописный мир по законам красоты. В этой связи особое значение приобретает работа над творческим натюрмортом, в процессе которой происходит активное развитие художественных способностей студентов, формирование таких качеств, как наблюдательность, зрительная память, способность видеть в натуре и в окружающей жизни интересные с точки зрения изображения темы и сюжеты.

Другим важным назначением обучения декоративному натюрморту является то, что он служит своеобразной творческой лабораторией, где студенты ставят и решают различные профессиональные задачи, совершенствуют мастерство, вырабатывают свой стиль, почерк, так необходимый им в их дальнейшей самостоятельной творческой деятельности.

Поскольку цели и методы обучения декоративному натюрморту имеют ярко выраженный творческий характер, то становится очевидным ее широкие возможности для профессионального роста студентов, выявления их интересов и замыслов, для развития художественных способностей. При этом, одним из активизаций художественно-творческой деятельности студентов в процессе обучения декоративному натюрморту выступает формирование творческого мышления, составляющего основу готовности к творческой деятельности как высший уровень деятельности на основе психического отражения.

Во время учебных занятий студентов художественно-графического факультета необходимо практиковать решение творческих задач, для того, чтобы они постоянно находились в состоянии творческого поиска и регулярно упражнялись в таком рисовании, где требуется деятельная работа ума, памяти, воображения, где необходимо проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения.

Декоративный натюрморт представляет большие возможности, поскольку развивает у студентов наблюдательность, приучает находить нечто наиболее интересное и необычное в вещах, кажущихся обыкновенными, формирует творческое отношение к деятельности как основы развития художественно-творческих способностей.

Важнейшими факторами развития художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения декоративному натюрморту выступает активизация положительного эмоционального отношения рисующего через создание психолого-педагогических условий эмоционального настроя, обеспечение связи изучаемого материала с интересами студентов, их активностью и заинтересованностью. При этом, в активизации художественно-творческой деятельности важное место занимают эмоции и чувства, которые доминируют на данном этапе.

Следовательно, активизация художественно-творческой деятельности студентов, на занятиях через изучение декоративного натюрморта,

способствует проявлению студентами наиболее сильных чувств и эстетических переживаний, поскольку работа над изображением декоративного натюрморта является творческим процессом, где студенты активно ищут пути и способы решения изобразительных задач, стремясь к наилучшему воплощению восприятия натуры, трактовки содержания учебной постановки и т.д. Следует отметить, что композиционное решение декоративного натюрморта, воплощение его эстетической привлекательности и выразительности ориентированы на творческое решение, которое способствует развитию художественно-творческих способностей.

Изображение декоративного натюрморта представляет собой не просто техническую задачу, а осознанный процесс, связанный с решением идеи и выявлением замысла, где творческое и вместе с тем объективное видение натуры с самых первых шагов выступает залогом борьбы с вялостью, рыхлостью, завершенностью.

На основе исследования исторического и современного опыта правильно подобранная методика преподавания формирует основные законы и правила последовательности и содержания процесса обучения -главная цель которых - сделать его наиболее эффективным. При этом педагогу следует учитывать индивидуальные особенности, интересы, степень одаренности каждого студента, чтобы наиболее эффективно обеспечить дифференцированный подход в теоретическом объяснении и практическом обучении.

Опираясь на собственные наблюдения и теоретические обобщения названных исследователей, мы пришли к диалектическому выводу, что творчество представляет собой важнейшее, основополагающее качество позитивной деятельности человека. При этом, основные закономерности режима цветовой гармонии, стилизации естественных форм у студентов формируются непосредственно в процессе работы над натюрмортом, составленном из предметов народного творчества.

Воплощение декоративного, изобразительного замысла в такого рода натюрмортах естественным образом воспитывает у студентов художественно-графического факультета понимание его эстетических свойств и декоративных качеств, что, в свою очередь, способствует развитию художественного вкуса и художественно-творческих способностей, что подтверждается практикой подготовки.

Ценность натюрморта, выполненного в духе национального колорита, состоит в том, что он представляет предметный мир, материальную культуру, а также является памятником духовной культуры, вследствие чего особенно возрастает значимость народного искусства. С этих позиций важно учитывать и максимально использовать регионально-национальный колорит искусства, способствующий формированию интереса и творческой активности; проявлению потребности в художественном самовыражении, активизируя тем самым психологическую готовность к деятельности, тесно связанной с традициями и культурой народа, максимальному и плодотворному стимулированию творческой деятельности студента, его художественной одаренности, используя исторический опыт конкретного региона или более локальной территориальной, национальной особенности.

Приобщение студентов художественно-графических факультетов к декоративному натюрморту с национальным колоритом способствует формированию исследовательских навыков, творческого подхода к эстетическим проблемам, идейной убежденности и патриотических чувств. Кроме того, включение студентов к анализу существующих и поиску новых декоративных решений натюрморта способствует развитию художественно-творческих способностей. При этом предметы народного искусства уже сами по себе развивают художественный вкус, чувство прекрасного; использование учебного натюрморта, составленного из народных образцов, способствует решению задачи формирования творческой личности не только изучением изобразительной грамоты, где натюрморт приобретает особый смысл и значимость каждого из предметов. Сказанное порождает необходимость развития художественно-педагогического образования на базе широкого освоения и глубокого восприятия культурно-исторического, художественно-педагогического наследия натюрморта. Таким образом, на основании всего вышесказанного мы пришли к выводу о необходимости обоснования педагогических условий обучения основам натюрморта и декоративному натюрморту, в частности, в процессе занятий изобразительным искусством на художественно-графических факультетах.

Анализ практики развития художественно-творческих способностей студента позволил выявить особенности и специфику художественно-творческой деятельности субъекта, среди которых:

• превалирование в учебно-познавательном процессе художественно-творческой деятельности студентов;

• взаимосвязанность художественно-творческой деятельности и уровня сформированное™ творческих способностей в части мотивации учения, формирования и развития эмоционально-образной сферы, раскрытия творческого потенциала личности студента, развития личностных новообразований и т.д.;

• протекание в аудиторном и внеаудиторном режиме, выступая как обязательный компонент, регламентируемый и направляемый преподавателем, который носит добровольный характер, планируется и осуществляется по выбору студента с учетом его личных интересов, склонностей и способностей;

• автономность (не связанность с учебным процессом и не зависимость от него), сопутствие (может опираться на учебный процесс, который определяет характер и содержание) или профессиональность по критерию направленности;

• обеспечение возможности для раскрытия творческого потенциала, самоактуализации и самореализации, личности студента.

Анализ практики включения в художественно-творческую деятельность показывает что, этот процесс осуществляется в различных учреждениях системы образования, обладающих специфическими возможностями для успешной реализации социального заказа. При этом качественное решение проблем подготовки к художественно-творческой деятельности зависит от целого ряда ключевых вопросов, среди которых:

• разработка научно-методических основ и адекватных педагогических технологий включения в творческий процесс;

• учет при отборе содержания возрастных особенностей, опыта художественно-творческой деятельности, народных традиций, связей с культурно-историческими истоками;

• разработка модели личности способной к художественно-творческой деятельности;

• включение в учебные планы факультативов, спецкурсов, дисциплин по выбору, ориентированных на включение в художественно- творческую деятельность студента;

• использование возможностей внеклассной и внешкольной работы (кружки, клубы по интересам, профильные детские объединения и т.д.);

• разработка комплекса программ, учебно-методических рекомендаций по развитию художественно-творческих способностей;

• повышение компетентности педагогов, специалистов, участвующих в формировании художественно-творческих способностей.

Для выявления реального состояния сформулированности художественно-творческих способностей студента был проведен констатирующий эксперимент (Табл.1), направленный на выявление исходного состояния сформированное™ комплекса знаний, умений, характеризующих готовность к художественно-творческой деятельности, наличие опыта ее осуществления и т.д.

Таблица 1

Готовность к художественно-творческой деятельности различных групп респондентов (констатирующий этап эксперимента)

Выборки Уровень развития ХТД ~ Результаты эксперимента

КГ эг, ЭГ2

кол. % кол. % кол. %

Продуктивный 2 11,6 3 11,0 2 11,0

Поисковый 5 20,5 4 12,3 3 16,5

Репродуктивный 21 75,6 18 76,7 22 72,5

Во второй главе «Педагогические условия развития художественно-творческих способностей студента художественно-графического факультета в процессе обучения к декоративному натюрморту» рассматриваются реализация педагогического потенциала декоративного натюрморта, условия, формы и методы ведения занятий, способствующих развитию художественно-творческих способностей студентов.

Поскольку художественно-творческая деятельность студента специфична и характеризуется особенностями, заключенными в: добровольности овладения способами и приемами данной деятельности, не регламентированности и не направляемое™ художественно-творческой деятельности извне; свободе выбора вида деятельности по внутреннему побуждению и т.д.

Исходя из художественно-эстетических потребностей, индивидуальных склонностей и способностей, в качестве условий развития художественно-творческих способностей личности студента нами определены:

• актуализация потребности в художественно-творческой деятельности студента;

• диагностический подход к определению художественно-творческих способностей студентов;

• включение в художественно-творческую деятельность, обеспечивающую проявление индивидуальных склонностей и способностей, развитие профессиональных и личностио значимых качеств студентов;

• формирование опыта художественно-творческой деятельности, включением декоративного натюрморта с национальным колоритом.

Реализация педагогического условия «актуализация потребности в художественно-творческой деятельности студентов» обеспечивает направленность на инновационный процесс, выступая побудительной силой формирования активности личности. При этом потребность в художественно-творческой деятельности мы определяем как необходимость в целостном мировосприятии (художественная потребность); гармонии и красоте (эстетическая потребность); самореализации в формах художественной деятельности; эмоционального самовыражения в процессе художественно-творческой деятельности; создании художественного образа в продуктах деятельности; восприятия художественного образа и представления его в декоративном натюрморте и в произведениях художественного творчества.

В диссертационном исследовании художественно-творческая деятельность понимается как вызывание, возбуждение и поддержание ситуативных побуждений, потребностных состояний студента, направленных на осознание художественно-творческой деятельности, создание ситуаций, предоставляющих возможность для удовлетворения личностных потребностей.

Следовательно, систематическая актуализация ситуативных побуждений и потребностных состояний способствует постепенному переходу в глубоко осознанное и устойчивое стремление к художественно-творческой деятельности студента, что является необходимым условием развития творческих способностей студента, а также ориентиром на лич-ностно-творческое самопознание.

Реализация педагогического условия «учет индивидуальных склонностей и способностей студента в процессе обучения декоративному натюрморту» направлено на развитие профессионально и лич-ностно значимых качеств студентов, для чего художественно-творческая деятельность рассматривается в контексте:

• наличия материала для творчества и возможности его осуществления в любой момент (физические);

• создания внутренней безопасности и поощрение творческих проявлений (психологи ческие);

• формирования умений по решению художественно-творческих задач, интуиции как сплава знаний, эмоций, ценностных суждений (интеллектуальные).

С учетом того, что способности личности реализуются в конкретных видах деятельности и проявляются в таких ее характеристиках, как быстрота, глубина, гибкость, образность, прочность освоения и т.д., то важным условием и предпосылкой развития художественно-творческих способностей выступает индивидуально-творческая среда, которая способствует формированию опыта художественно-творческой деятельности через воплощения знаний и умений в продуктах художественного творчества». Следуя логике исследования, формирование художественно-творческих способностей предполагает приобретение соответствующих знаний и умений (выделить из всей сущности свойства и стороны, определяющие объект изображения, а также закономерности функционирования декоративного натюрморта; замкнуть абстрактно-теоретические знания и категории на практические потребности, на реальной творческой деятельности; принимать нестандартные, оригинальные решения, адекватные особенностям творческой ситуации; изображать и вводить в объект рисования элементы, отражающие новые стороны процесса деятельности, национальную специфику, в том числе VI ху-

дожественно-творческой направленности, видеть объект рисования во всей совокупности его сторон), реализуя систему, где задействованы внешняя (предметная) и внутренняя (мыслительная) составляющие деятельности.

Приведены условия включения студентов в художественно-творческую деятельность, направленную на развитие художественно-творческих способностей, способствуют формированию готовности к инновационной деятельности, поскольку ситуация из стихийно-формируемой, неосознанной переводится в самопобуждаемую, осознанную, саморегулирующуюся, самостоятельную и т.д.

На основании результатов теоретического исследования проблемы и результатов эксперимента нами обоснована технология развития художественно-творческих способностей через обучение студента педагогического вуза декоративному натюрморту с национальным колоритом, в результате которого выстроена его определенная структура, состоящая из самостоятельных и взаимосвязанных дидактических единиц. Следует заметить что, основной акцент в технологии сделан на практическую часть, которая позволяет на основе разработанных нами систем практических заданий, полученных теоретических знаний, обеспечить необходимый уровень развитости художественно-творческих способностей студентов художественно-графического факультета.

Выполнение практических работ, расположенных в логической последовательности с учетом достижений, обеспечивает закрепление обучаемыми отдельных знаний, освоение умений и качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности для включения в процесс изображения декоративного натюрморта.

Каждая практическая работа, включенная в технологию развития художественно-творческих способностей состоит из системы заданий с четко сформулированной целью, содержанием и последовательностью выполнения практического задания. При этом, система заданий содержит теоретическую информацию по темам: беседа о декоративном натюрморте; изображение декоративного натюрморта с национальным колоритом; изображение декоративного натюрморта в холодной цветовой гамме и т.д.

При выполнении практических работ студенты разрабатывают эскизы к натюрморту, знакомятся с различными средствами обеспечения художественной выразительности, создания художественного и декоративного образа натюрморта.

Экспериментальная проверка эффективности педагогических условий развития художественно-творческих способностей студентов предполагала: диагностику потребности в художественно-творческой деятельности студентов; выявление способностей студентов к художественно-творческой деятельности; влияние педагогических условий в отдельности и комплексно на уровень развития художественно-творческих способностей и т.д.

Полученные данные (Табл. 2) свидетельствуют о том, что абсолютный прирост уровня по исследуемым показателям наблюдается во всех группах к концу экспериментальной работы. При этом заметно большей величины достигают респонденты экспериментальных групп, что подтверждает динамика роста уровня развития художественно-творческих способностей студентов.

Таблица 2

Готовность к художественно-творческой деятельности студентов (формирующий этап эксперимента)

Выборки развития способностей Результаты эксперимента

КГ эг, ЭГ2

кол. % кол. % С кол. % в

Продуктивный 4 15,7 +4,1 4 25,0 + 14,0 8 35,7 +24.7

Интерпретирующий 8 24,8 +4,3 8 35,3 +23,0 10 41,8 +25,2

Репродуктивный 16 59,5 -15.2 12 39,6 -31,9 9 22,5 -43,3

Вместе с тем анализ показывает, что уровень развития художественно-творческих способностей студентов во второй экспериментальной группе, где проверялся весь комплекс выделенных выше педагогических условий, значительно выше, чем в первой экспериментальной группе, где осуществлялась проверка эффективности отдельного педагогического условия, а также в контрольной группе, где включение в художественно-творческую деятельность осуществлялось стихийно. Сравнительный анализ данных готовности студента к художественно-творческой

деятельности и сформированности соответствующих способностей в начале и конце эксперимента позволяет утверждать, что разработанный комплекс педагогических условий является эффективным и целесообразным для оптимизации процесса подготовки к профессионально-педагогической деятельности.

В заключении даны основные результаты, полученные в процессе теоретического и экспериментального исследования, сформулированы следующие выводы:

1. Обеспечение эффективности системы образования, как средства формирования творческой личности, способной к художественно-творческой деятельности переопределяются объективными условия ми, среди которых: актуализация потребности, учет склонностей, способностей и интересов личности студента и т.д.

2. Сравнительный анализ философского, эстетического, психологического и педагогического аспектов понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности» и т.д. обеспечил выявление сущности происхождения, специфики и структуры художественно-творческой деятельности и соответствующих способностей личности студента.

3. Художественно-творческая деятельность как процесс развития соответствующих способностей состоит из взаимосвязанных компонентов, ведущим из которых, по нашему мнению, является художественно-творческая активность, рассматриваемая как способность личности максимально использовать свои знания и умения в ходе решения художественно-творческих или любых других задач, способствующих совершенствованию профессиональной деятельности.

4. Особенностями художественно-творческой деятельности студента, направленной на развитие соответствующих способностей, выступают: превалирование учебно-творческой деятельности студентов; изменение мотивации учения и развитие эмоционально-образной сферы, раскрытие творческого потенциала личности студента; формирование личностных новообразований; личных интересов, склонностей и способностей студента; обеспечение возможности для раскрытия творческого потенциала, самоактуализации и самореализации личности студента.

5. Анализ практики включения в художественно-творческую деятельность по развитию способностей личности студента показывает, что она осуществляется в различных структурах непрерывного образо-

вания, а также в специализированных учреждениях, обладающих специфическими возможностями для успешной реализации социального заказа на формирование творческой личности.

6. Педагогическими условиями развития художественно-творческих способностей студентов выступают: актуализация потребности в художественно-творческой деятельности студента; диагностика способностей студентов; ориентация на конкретные виды художественно-творческой деятельности (декоративный натюрморт), способствующих на развитие профессиональных и личностно значимых качеств; реализация индивидуальных склонностей и интересов студентов; формирование опыта художественно-творческой деятельности, воплощенного в конкретных продуктах творчества.

7. Теоретический анализ, изучение и осмысление рассматриваемой проблемы в системе художественно-педагогического образования показывает, что натюрморт (учебный, декоративный и декоративный натюрморт с национальным колоритом) является важным компонентом развития художественно-творческих способностей студента.

8. Декоративный натюрморт в силу своих специфических особенностей и возможностей способствует формированию у студентов творческого отношения к действительности, а использование национального колорита создает особые условия для приобщения к культурно-историческому наследию своего народа, развития художественно-творческих способностей.

9. В ходе исследования подтвердилась гипотеза, согласно которой процесс приобщения студентов художественно-графических факультетов к декоративному натюрморту является важным условием развития художественно-творческих способностей личности студента.

10. Разработанные технология и системы занятий по обучению декоративному натюрморту студентов художественно-графических факультетов, несомненно, развивают художественно-творческие способности, формируют творческое отношение к действительности и дают стимул для дальнейшей самостоятельной творческой деятельности.

11. Статистически значимые экспериментальные данные подтвердили наше предположение о том, что комплекс педагогических условий развития художественно-творческих способностей студента детерминирует эффективность подготовки.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. А.Н. Гнраева Декоративный натюрморт с национальным колоритом. II Искусство и образование. - [текст] А.Н. Гнраева - М.: 2007. - №5. - С.127-130 (входит в Перечень рецензируемых изданий ВАК РФ).

2. А.Н. Гнраева Декоративный натюрморт. // Изобразительное искусство в школе. |текст] А.Н. Гнраева - М.: 2007. - №6. - С.53-55 (входит в Перечень рецензируемых изданий ВАК РФ).

3. А.Н. Гираева Проблемы декоративного натюрморта. // Всероссийская научно-практическая конференция «Художественно-педагогическое образование: состояние, проблемы и перспективы развития», [текст] А.Н. Гираева - Махачкала: ДГПУ, 2006. - С. 1J2-115.

4.А.Н. Гираева Педагогические условия развития художественно-творческих способностей студентов в процессе приобщения к натюрморту на занятиях рисунка и живописи. // Всероссийская научно-практическая конференция «Художественно-педагогическое образование: состояние, проблемы и перспективы развития», [текст] А.Н. Гираева - Махачкала: ДГПУ, 2006. - С. 115-119.

5.А.Н. Гираева Натюрморт./ В соавт. с P.A. Абдулганиевым // Учебно-методическое пособие, [текст] А.Н. Гираева, P.A. Абдулганиев - Махачкала, КСИ, 2007. - 48 с.

6.А.Н. Гираева Развитие художественно-творческих способностей студентов в процессе изучения декоративного натюрморта.// Учебно-методическое пособие для вузов, [текст] А.Н. Гираева - Махачкала: ДГПУ, 2008. - 40с.

Подписано в печать 15.05.09. Формат 60x84 1/16. Печать офсетная. Усл. п. л. 1,2. Тираж 100 экз.

Типография ИПЭ РД, г. Махачкала, Дахадаева, 21. тел. 8-988-223-22-64, 8-903-477-55-64

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гираева, Аида Нурутдиновна, 2009 год

Введение.

Глава I. Теоретические основы развития художественно-творческих способностей студента.

1.1. Психолого-педагогические предпосылки развития художественно-творческих способностей студентов.

1.2. Декоративный натюрморт как средство развития художественно творческих способностей студента.

1.3. Развитие художественного творчества у студентов в процессе приобщения к натюрморту (учебный натюрморт, декоративный натюрморт, декоративный натюрморт с национальным колоритом).

Глава II. Педагогические условия развития художественно-творческих способностей студента в процессе приобщения к декоративному натюрморту.

2.1. Содержание развития художественно-творческих способностей студента с помощью декоративного натюрморта.

2.2. Технология развития художественно-творческих способностей студента художественно-графического факультета.

2.3. Реализация технологии использования декоративного натюрморта, как условие развития художественно-творческих способностей студента.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения декоративному натюрморту"

Актуальность исследования. Одной из важных задач образования на современном этапе выступает повышение качества подготовки дипломированных специалистов, в связи с чем становится очевидной актуальность исследования, проблем развития художественно-творческих способностей студентов. При этом эффективным средством, способствующим развитию художественно-творческих способностей студентов, формированию эстетического отношения к действительности, выступает богатое наследия народного творчества.

Декоративный натюрморт с самого момента формирования как жанра, с первых шагов своего функционирования способствовал обогащению представления людей об окружающей действительности, воплощению их творческого опыта освоения и художественного осмысления, а также отстаиванию передовых художественных взглядов и идеалов, что подтверждают исследования И.С. Болотиной, И.Е. Даниловой, Ю.П. Желтоухова, А.С. Меликсетя-на, А.С. Пучкова, И.М. Раджабова, В.А. Садкова, А.В. Триселева, Т. Я. Шпи-каловой и др.

Важное значение для нашего исследования имеют работы ученых-педагогов Б.Ш.Алиевой, М.Н.Алиева, Ю.К.Бабанского, З.Т. Гасанова, Г.М.Гаджиева, Д.М.Маллаева, А.Н.Нюдюрмагомедова, В.А.Сластенина, А.Х.Чупанова, рассматривающие проблемы подготовки будущего учителя, студентов педагогического вуза к профессионально-педагогической деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы и практики включения в художественно-творческую деятельность показывает, что в использовании натюрморта принципиально важным является необходимость его изучения не как предметно-пространственного явления, а как целого мировоззрения, с позиций которого педагогический потенциал недостаточно исследован, не выявлено его влияние на развитие художественно-творческих способностей, творческую активность студентов и т.д.

Проблемы художественно-творческого развития личности исследованы в работах ученых-педагогов Б.М. Неменского, П.М. Якобсона, А.В. Баку-шинского, JI.C. Выготского, Н.Н. Ростовцева, Н.У. Фохт-Бабушкина, В.А. Кан-Калика, B.C. Кузина, О.А. Авсияна и др.

Следует признать, что освоение студентами комплекса знаний, ориентированного на решение конкретных учебных задач, осмысление и обобщение изученного материала служат основой формирования художественно-творческой активности студентов, а обогащение эмоционально-эстетического опыта (в частности, декоративного) способствует развитию художественной культуры личности.

На современном этапе развитие художественно-творческих способностей студента художественно-графического факультета имеет социально-педагогическую ценность и приобрело теоретическую и практическую значимость, вследствие неизученности в полном объеме педагогического потенциала декоративного натюрморта в системе художественно-педагогического образования.

С этих позиций актуальность исследования определяется необходимостью разрешения возникших в теории и практике профессионального образования противоречий между:

• потребностью в специалистах, ориентированных на самовыражение индивидуальности через проявление художественно-творческих способностей отсутствием теоретического и практического обеспечения практики подготовки системы образования;

• значимостью использования методов художественно-творческой деятельности и отсутствием научно-обоснованного механизма самоактуализации и самореализации личности студента;

• необходимостью развития художественно-творческих способностей студента и отсутствием методических основ, характеризующих ее системную организацию в структуре подготовки.

Приведенные обстоятельства позволяют обосновать тему исследования «Развитие художественно-творческих способностей студента в процессе обучения декоративному натюрморту».

Цель исследования - обоснование педагогических условий развития художественно-творческих способностей студента в процессе обучения декоративному натюрморту.

Объект исследования — развитие художественно-творческих способностей студента.

Предмет исследования — декоративный натюрморт как условие развития художественно-творческих способностей студента.

Гипотеза исследования. Процесс развития художественио-творческих способностей студента будет эффективным, если:

• обеспечить активизацию художественно-творческих способностей и личностного потенциала студента;

• использовать декоративный натюрморт в качестве условия развития художественно-творческих способностей;

• создать целенаправленную систему педагогического воздействия;

• учитывать исторически сложившиеся национально-художественные традиции, своеобразие искусства и т.д.

Задачи исследования:

• выявление предпосылок развития художественного образования и эстетического воспитания студента;

• анализ современного состояния сформированости художественно-творческих способностей студента;

• выявление педагогических условий, способствующих развитию художественно-творческих способностей студента;

• обосновать возможности декоративного натюрморта в развитии художественио-творческих способностей студента;

• обосновать технологию развития художественно-творческих способностей студента с помощью декоративного натюрморта;

• экспериментально проверить эффективность технологии развития художественно-творческих способностей студента.

Методологической основой исследования выступают подходы ученых-философов Г.А. Давыдовой, Ю.Б. Бореева, В.И. Разумного, В.А. Ска-терщикова, Г.А. Батищевой, М.С. Когана, К.А. Абдулхановой, B.C. Саготов-ского, а также ученых-педагогов Б.М. Неменского, П.М. Якобсона, А.В. Ба-кушинского, Л.С. Выготского, В. А. Кан-Калика и др., представляющих базисную основу формирования творческой сущности личности, выступающей субъектом материальной и духовной культуры в художественно-образном отражении действительности и т.д.

Теоретической основой исследования выступают теории развития; / личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, Л.С.Выготский, В.И.Додонов, В.А.Иванников, М.С.Каган, В.В.Давыдов,

A.Н.Леонтьев, К.К.Платонов и др.); творческих способностей (В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Л.В.Бажелов, Г.С. Батищев, М.М.Бахтин, Дж.Гильфорд,

B.А.Крутецкий, Я.А.Пономарев, Е.Торренс и др.); художественно-творческих способностей (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Л.Н.Закс, А.Я.Зись, М.С.Каган, М.С.Старчеус, Б.И.Юсов и др.).

Методы исследования. В качестве методов исследования выступают теоретический анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, методической и другой литературы по проблеме исследования; анализ эскизов, рисунков по декоративному натюрморту, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, статистические методы оценки результатов исследования, и т.д.

Исследование проводилось в три этапа: • первый, подготовительный этап (2003 - 2005 гг.) предполагал анализ литературы по проблеме исследования (философской, психологопедагогической, методической), конкретизацию проблемы исследования и ее актуальности, выявление понятийного аппарата (цель, задачи, предмет объекта научной новизны и т.д.) исследования;

• второй, опытно-экспериментальный этап (2005 - 2007 гг.) — был ориентирован на обоснование научно-методической и экспериментальной баз исследования, выявление наиболее важных педагогических условий, возможностей декоративного натюрморта в развитии художественно-творческих способностей студента и т.д.;

• третий, формирующий этап (2007 - 2009 гг.) включал определения и научное обоснование педагогических условий и технологий, способствующих развитию художественно-творческих способностей студента, обобщение результатов экспериментального исследования, систематизацию полученных результатов, формулировку соответствующих выводов и разработку рекомендаций.

Научная новизна исследования заключается в:

• выявлении места и роли декоративного натюрморта в развитии художественно-творческих способностей студентов;

• обосновании педагогических условий развития художественно-творческих способностей студентов;

• разработке технологий развития художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения декоративному натюрморту;

• обосновании системы занятий по использованию педагогического потенциала декоративного натюрморта в развитии художественно-творческих способностей.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

• определении педагогических условий развития художественно-творческих способностей у студента художественно-графического факультета в процессе приобщения к декоративному натюрморту;

• теоретическом обосновании содержания и способов идентификации в процессе обучения натюрморту на занятиях живописи;

• разработке форм и методов изучения декоративного натюрморта на занятиях живописи для студентов художественно-графических факультетов.

Практическая значимость исследования заключается в реализации комплекса педагогических условий, способствующих развитию художественно-творческих способностей студентов в процессе изучения декоративного натюрморта, разработке соответствующей системы занятий, обеспечивающих эффективность механизма повышения готовности к художественно-творческой деятельности студентов. Материалы исследования используются преподавателями вузов, руководителями студий художественно-творческого направления для повышения уровня развития художественно-творческих способностей, самоорганизации творческой личности и т.д.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных положений, их соответствием уровню развития современной педагогической науки и практики; использованием в образовательно-развивающей деятельности студентов художественно-графических факультетов комплекса методов и методик, адекватных целям и задачам исследования; проведением опытно-экспериментальной работы; ростом уровня развития художественно-творческих способностей студентов экспериментальной группы

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования Даггоспедуниверситета и нашли отражение в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Художественно-педагогическое образование: состояние, проблемы, перспективы развития» (Махачкала, 2006), в «Искусство и образование» (Москва, 2007), в учебном пособии для студентов «Натюрморт». Основные положения исследования использовались в учебном процессе художественно-графического факультета ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет».

На защиту выносятся следующие положения:

• декоративный натюрморт как условия развития художественно-творческих способностей студента, представляющий собой декоративное преображение любой натуры, выявление нарядности, красочности, узорчатости с соблюдением определенной меры условности в изображении;

• педагогические условия эффективного развития художественно-творческих способностей студента, включающие диагностический подход к определению творческих способностей студента; реализацию индивидуальных склонностей и интересов в конкретных видах художественно-творческой деятельности; формирование опыта художественно-творческой деятельности через воплощение умений в произведениях художественного творчества;

• содержание развития художественно-творческих способностей студента, включающее реалистическое, декоративное и абстрактное изображение натюрморта;

• технология развития художественно-творческих способностей студента, включающая систему занятий по декоративному натюрморту, способствующая формированию творческой активности, самостоятельности, образного мышления личности и т.д.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Выводы по второй главе

Эмпирическое исследование влияния декоративного натюрморта на развитие художественно-творческих способностей студентов в процессе обучения подтвердило выдвинутую в начале работы гипотезу.

1. Процесс приобщения студентов художественно-графических факультетов к декоративному натюрморту как к средству развития художественно-творческих способностей будет наиболее эффективным, если:

• рассматривать декоративный натюрморт как важный фактор формирования таких способностей;

• воспринимать декоративный натюрморт как самостоятельный вид искусства, несущий в себе эстетические функции;

• включить в содержание учебного процесса специально разработанные дидактические условия ведения занятий.

2. Декоративный натюрморт в силу своих специфических особенностей способствует развитию художественно-творческих способностей, так как воздействует на подсознание студентов, стимулирует эмоционально-волевую сферу деятельности, способствует воспитанию у студентов творческого отношение к действительности и является неоспоримо важным компонентом в общей системе художественно-творческого образования.

3. Важным критерием необходимости обучения декоративному натюрморту является: заинтересованность самих студентов процессом такой работы; формирование у студентов художественно-графических факультетов профессионально-важных качеств; формирование профессиональной компетентности личности будущего учителя.

4. Педагогическими условиями развития художественно-творческих способностей студентов выступают:

• формы организации занятий, заключающиеся в создании необходимых условий;

• субъектно-объектная деятельность;

• альтернативная педагогическая поддержка;

• систематическая самостоятельная работа студентов, направленная на саморазвитие творческого потенциала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении даны основные результаты, полученные в процессе теоретического и экспериментального исследования, сформулированы следующие выводы:

1. Обеспечение эффективности системы образования, как средства формирования творческой личности, способной к художественно-творческой деятельности переопределяются объективными условия ми, среди которых: актуализация потребности, учет склонностей, способностей и интересов личности студента и т.д.

2. Сравнительный анализ философского, эстетического, психологического и педагогического аспектов понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности» и т.д. обеспечил выявление сущности происхождения, специфики и структуры художественно-творческой деятельности и соответствующих способностей личности студента.

3. Художественно-творческая деятельность как процесс развития соответствующих способностей состоит из взаимосвязанных компонентов, ведущим из которых, по нашему мнению, является художественно-творческая активность, рассматриваемая как способность личности максимально использовать свои знания и умения в ходе решения художественно-творческих или любых других задач, способствующих совершенствованию профессиональной деятельности.

4. Особенностями художественно-творческой деятельности студента, направленной на развитие соответствующих способностей, выступают: превалирование учебно-творческой деятельности студентов; изменение мотивации учения и развитие эмоционально-образной сферы, раскрытие творческого потенциала личности студента; формирование личностных новообразований; личных интересов, склонностей и способностей студента; обеспечение возможности для раскрытия творческого потенциала, самоактуализации и самореализации личности студента.

5. Анализ практики включения в художественно-творческую деятельность по развитию способностей личности студента показывает, что она осуществляется в различных структурах непрерывного образования, а также в специализированных учреждениях, обладающих специфическими возможностями для успешной реализации социального заказа на формирование творческой личности.

6. Педагогическими условиями развития художественно-творческих способностей студентов выступают: актуализация потребности в художественно-творческой деятельности студента; диагностика способностей студентов; ориентация на конкретные виды художественно-творческой деятельности (декоративный натюрморт), способствующих на развитие профессиональных и личпостно значимых качеств; реализация индивидуальных склонностей и интересов студентов; формирование опыта художественно-творческой деятельности, воплощенного в конкретных продуктах творчества.

7. Теоретический анализ, изучение и осмысление рассматриваемой проблемы в системе художественно-педагогического образования показывает, что натюрморт (учебный, декоративный и декоративный натюрморт с национальным колоритом) является важным компонентом развития художественно-творческих способностей студента.

8. Декоративный натюрморт в силу своих специфических особенностей и возможностей способствует формированию у студентов творческого отношения к действительности, а использование национального колорита создает особые условия для приобщения к культурно-историческому наследию своего народа, развития художественно-творческих способностей.

9. В ходе исследования подтвердилась гипотеза, согласно которой процесс приобщения студентов художественно-графических факультетов к декоративному натюрморту является важным условием развития художественно-творческих способностей личности студента.

10. Разработанные технология и системы занятий по обучению декоративному натюрморту студентов художественно-графических факультетов, несомненно, развивают художественно-творческие способности, формируют творческое отношение к действительности и дают стимул для дальнейшей самостоятельной творческой деятельности.

11. Статистически значимые экспериментальные данные подтвердили наше предположение о том, что комплекс педагогических условий развития художественно-творческих способностей студента детерминирует эффективность подготовки.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Гираева, Аида Нурутдиновна, Махачкала

1. Абакарова Ф.З. Дагестанский фольклор о трудовом воспитании детей. Текст. Ф.З. Абакарова Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. - 108 с.

2. Абдуллаев М.А. Из истории научно-педагогической мысли. Текст. М.А. Абдуллаев Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. - 60 с.

3. Абдулкадыров С.Г. Социально-педагогические аспекты системы управления современным образованием. Текст. С.Г. Абдулкадыров Махачкала, 2003.- 100 с.

4. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. Текст. О.А. Авсиян М. : «Изобразительное искусство», 1985. - 110 с.

5. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. Текст. Ю.П. Азаров М.: Просвещение, 1985.-448 с.

6. Ален. Суждения Текст. Ален. / Сост. В.А. Никитин М.: «Республика», 2000. - 339 с.

7. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Текст. А.Д. Алехин М.: Просвещение, 1984. - 145 с.

8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1/Б. Текст. Б.Г. Ананьев М.: Педагогика, 1980. - 230 с.

9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Текст. Б.Г. Ананьев -М.: Наука, 200.-351 с.

10. Ю.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Сокращ. пер. с англ. В.Н. Самохина. Текст. Р. Арнхейм М.: Просвещение, 1980. - 50 с.

11. П.Архангельский С.И. Некоторые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. Текст. С.И Архангельский М.: Знание, 1976. - 368 с.

12. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. Текст. Ю.К. Бабанский М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

13. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности.

14. Текст. Ю.К. Бабанский М.: Знание, 1981.- 96 с.

15. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса, методики освоения. Текст. Ю.К. Бабанский М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

16. Бакушинский А.П. Художественное творчество и воспитание. Текст. А.П. Бакушинский М.: Просвещение, 1960. - 220 с.

17. Бакушинский А.В. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды. Текст. А.В. Бакушинский М.: Советский художник, 1981.-280 с.

18. Банфи А. Философия искусства. Текст. А. Банфи М.: Искусство, 1989. - 150 с.

19. Барадулин В.А., Климова Н.Т. Основы художественного ремесла. Текст. В.А.Барадулин, Н.Т. Климова М.: Просвещение, 1986.-230 с.

20. Башкиров А.С. Искусство Дагестана. Текст. А.С. Башкиров Махачкала: Дагучпедгиз, 1931. - 140 с.

21. Батраков С.О. О природе идейности искусства. Текст. С.О. Батраков М.: Просвещение, 1960. - 180 с.

22. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у студентов. Текст. Т.Ф. Беляев М.: Просвещение, 1983. - 237 с.

23. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. Текст. Н.Б.Берхин М.: Просвещение 1987. - 125 с.

24. Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта, исследования и статьи. Текст. И.С. Болотина М.: 1978. - 170 с.

25. Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. Текст. Б.Р. Виппер Санкт-Петербург: «Азбука - классика», 2005. - 384 с.

26. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. Текст. Н.Н.Волков -М.: АПН РСФСР, 1950. 220 с.

27. Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. 2-е изд. Текст. Ю.Г. Волков - М.: Гардарики, 2003. - 185 с.

28. Волков И.П. Восприятие картины. Текст. И.П. Волков 2-е изд. [Текст] М.: Просвещение, 1976. - 186 с.

29. Вопросы теории и методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Текст.: сборник научных статей. Махачкала, 1999. 320 с.

30. Вопросы художественно-педагогического образования. Текст. Смоленск, 1973. 126 с.

31. Вопросы художественно-педагогического образования. Текст. -Смоленск, 1976. 130 с.

32. Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин Текст. Смоленск, 1975. - 178 с.

33. Воспитание прекрасного. Текст.: материалы республиканских педагогических чтений. Махачкала, Дагучпедгиз, 1979. 53 с.

34. Выготский JI.C. Психология искусства.- 2-е изд. Текст. JI.C. Выготский М.: Педагогика, 1968. - 420 с.

35. Выготский JI.C. Психология искусства. Текст. JI.C. Выготский -М.: Педагогика, 1987. 344 с.

36. Выготский JI.C. Психология искусства. Текст. JI.C. Выготский -М.: «Искусство», 1986. 573 с.

37. Выготский JI.C. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. Текст. JI.C. Выготский М.: «Лабиринт», 1998. - 480 с.

38. Газимагомедов Г.Г. Современное декоративно-прикладное искусство Дагестана: Художественно-эстетические проблемы. Текст. Г.Г. Газима-гомедов Махачкала: Дагкниздат, 1992.-224 с.

39. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Текст. П.Я. Гальперин -М.: Издательство МГУ, 1976. 147 с.

40. Ганжало Т.А. Натюрморт: Советы начинающим. Текст. Т.А. Ган-жало М.: Юный художник, 2003. - 33 е.: ил.

41. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. Текст. И.Ф. Гончаров М.: Просвещение, 1978 - 160 с.

42. Громов Е.С. Природа художественного творчества. Текст. Е.С. Громов М.: Просвещение, 1985. - 53 с.

43. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. Текст. В.В.Давыдов М.: Академия, 2004. - 288 с.

44. Данилова И.Е., Садков В.А. Натюрморт в европейской живописи. Текст. Данилова И.Е., Садков В.А. М.: Советский художник, 1984. - 280 с.

45. Данилова И.Е. Слово и зримый образ в европейской живописи от Средних веков до XX века. Текст. И.Е. Данилова М.: Российск. гос. гума-нит. ун-т, 2002. - 64 с.

46. Дьюи Джон. Школа и общество. Текст. Джон Дьюи М., 1924.160 с.

47. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76: Известия АПИ РСФСР. Текст. Е.И. Игнатьев М.: Издательство АПИ РСФСР, 1956. - 42 с.

48. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. Текст. А.Э. Измайлов М.: Педагогика, 1991.-256 с.

49. Исследование проблемы психологии творчества. Текст. Отв. ред. Я.А. Пономарев. М.: Наука, 1983.- 180 с.

50. Каган М.С. Культура как предмет философского исследования. // Роль духовной культуры в развитии личности. Текст. М.С. Каган JI.: Знание, 1979. - 170 с.

51. Каган М.С. Художественная культура как система // Вопросы социологии искусства. Текст. М.С. Каган JL, 1980. - 134 с.

52. Каган В.И. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. Единая методическая система института: теория и практика. Текст. В.И. Каган М.: Высшая школа, 1987. - 143 с.

53. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность, как творческий процесс: Автореф. дисс. Текст. В.А. Кан-Калик -JL, 1985.- 144 с.

54. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. Текст. В.А. Кан-Калик М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

55. Каменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т. 1. Текст. Я.А. Каменский М.: Педагогика, 1982. - 246 с.

56. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. Текст. В.И. Кириенко М.: 1956. - 168 с.

57. Кобалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. Эстетическое воспитание: Статьи, доклады, выступления. Текст. Д.Б. Кобалевский М.: Педагогика, 1973. - 334 с.

58. Ковалев А. Г. Воспитание чувств. Текст. А. Г. Ковалев М.: Педагогика, 1971. - 93 с.

59. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика. Текст. В.В. Краевский М.: Педагогика, 2007. - 352 с.

60. Крутецкий Н.К. Психология. Текст. Крутецкий Н.К. М.: Просвещение, 1986. - 335 с.

61. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. Текст. Крутецкий В.А. М.: Просвещение, 1972.-255 с.

62. Кузин B.C. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. Текст. B.C. Кузин М.: ОНИКС, 2005. - 304 с.

63. Кузин B.C. Рисунок. Наброски и зарисовки. Текст. B.C. Кузин -М.: Академия, 2004. 232 е.: ил.

64. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. Текст. B.C. Кузин М.: Просвещение, 1971.-144 с.

65. Кузин B.C. Натюрморт. Текст. В.С.Кузин М.: Советский художник. 1987.-210 с.

66. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Учебное пособие для вузов. Текст. А.Н. Леонтьев М.: Академия, 2005. - 352 с.

67. Лехт К.Э., Лепискар Т.И. Творческое начало и художественное воспитание. Текст. К.Э.Лехт, Т.И. Лепискар Таллин, 1984. - 225 с.

68. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. Текст. Б.Т. Лихачев М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

69. Любинский И.Л., Скатерщикова В.К. Текст. И.Л.Любинский, В.К.

70. Скатерщикова М.: Просвещение, 1977. - 264 с.

71. Любинский И.Л., Скатерщикова В.К. Текст. И.Л. Любинский, В.К. Скатерщикова М.: Политиздат, 1979. - 334 с.

72. Магомедова З.М. Культура и народные традиции Дагестана. Текст. З.М. Магомедова Махачкала: ДГПУ, 1997.-95 с.

73. Магомедова Э.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Текст. Э.М. Магомедова Махачкала. Дагучпедгиз, 1980. - 130 с.

74. Магомедов А.Д. Художественные промыслы Дагестана в XX веке: Реалии практики и позиция власти. Текст. А.Д. Магомедов Махачкала, 2003.-205 с.

75. Магомедов A.M. Художественные традиции народов Дагестана и их использование в эстетическом воспитании школьников. Текст. A.M. Магомедов Махачкала, 1988. - 87 с.

76. Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. Текст. P.M. Магомедов Махачкала: Дагучпедгиз, 2992. - 144 с.

77. Мамаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Текст. М.М. Мамаев Махачкала, Даг. кн. издательство, 1989. - 346 с.

78. Мамаев М.М. О взаимосвязи фольклора и декоративно-прикладного искусства Дагестана /Проблемы межжанровых взаимосвязей в фольклоре народов Дагестана. Текст. М.М. Мамаев Махачкала: Изд. ФАН, 1990. - 132 с.

79. Марков М.С. О некоторых закономерностях эстетической деятельности. М.: Искусство, 1958. 191 с.

80. Мастера натюрморта Текст.: энциклопедия. М.: Вече, 2002. -272 с. ил.

81. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е издание. Текст. М.И. Мах-мутов М.: Педагогика, 1985. - 184 с.

82. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Текст.: учебное пособие / Под ред. Т.С. Комаровой. 3-е изд. дораб. М.: Просвещение, 1991. - 256 с.

83. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Текст. Ш.А. Мир-зоев Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.-183 с.

84. Натюрморт в европейской живописи XVI нач. XX века. Текст.: энциклопедия - М.: Советский художник, 1984. - 344 с.

85. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Текст. М.А. Некрасова М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.

86. Некрасова М.А. Современное народное искусство. Текст. М.А. Некрасова Л.: Художник РСФСР, 1980. - 266 с.

87. Неменский Б.М. Мудрость красоты. Текст. Б.М. Неменский М.: Просвещение, 1986. - 255 с.

88. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. Текст. О.И. Никифорова М.: Искусство, 1972. - 154 с.

89. Пейзажи и натюрморты. Текст.: энциклопедия М.: Русское энцик-лопед. товарищество, 2002. - 34 е.: ил.

90. Понамарев Я.А. Психология творчества и педагогика. Текст. Я.А.Пономарев М.: Наука, 1976. - 200 с.

91. Претте И.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. Текст. И.К. Прете, А. Капальдо М.: Сов. художник, 1985.-180 с.

92. Пучков А.С., Триселев А. В. Методика работы над натюрмортом. Текст. А.С.Пучков, А.В. Триселев М.: «Просвещение», 1982. - 77 с.

93. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан.// Автореферат дисс. докт. пед. наук. Текст. И.М. Раджабов М.; 1998. - 36 с.

94. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. Текст. Н.Н.Ростовцев Н.Н., А.Е. Терентьев А.Е. -М.: «Просвещение», 1987. 236 с.

95. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е. Текст. C.JI. Рубинштейн М.: Педагогика, 1976. 340 с.

96. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. Текст. C.JI.Py-бинштейп М.: Педагогика, 1976. - 240 с.

97. Садков В.А. Натюрморт в европейской живописи. Текст. В.А.Садков М.: Советский художник, 1984. - 310 с.

98. Саидов Т.Г., Исаева А.Т. Мудрые адаты народа. Текст. Т.Г. Саи-дов, А.Т. Исаева Махачкала: Изд-во НИИ педагогика, 1999. - 95 с.

99. Саидов Т.Г. Традиции народов творят человека. Текст. Т.Г. Саидов Махачкала: Дагучпедгиз, 1994. - 133 с.

100. ЮО.Самохин В.Н. Искусство и психология. Текст. В.Н. Самохин М.: Знание, 1977.

101. Скаткин М.Н. Система творческих задач важнейшее средство развития познавательной самостоятельности. Текст. М.Н. Скаткин М.: «Просвещение», 1971. - 152 с.

102. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. Текст. С.Д. Смирнов С.Д. М.: Академия, 2003.304 с.

103. ЮЗ.Скаткин М.Н. Требования к современному уроку. Текст. М.Н. Скаткии-М.: Народное образование, 1969. 206 с.

104. Смолянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. Текст. И.Ф. Смолянинов М.: Просвещение, 1984 - 207 с.

105. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе. // Учебное пособие для студентов пед. вузов. Текст. Н.М. Сокольникова- М.: Академия, 2002. 368 с.

106. Юб.Степанов Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств. Текст. Г.П. Степанов Л.: Художник РСФСР, 1984. - 320 с.

107. Степанов Е.Г., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и композициях воспитания. Текст. Е.Г. Степанов, Л.М. Лузина М.: ТЦ "Сфера", 2003. - 160 с.

108. Степанов Г.П. Взаимодействие искусств. Текст. Г.П. Степанов -Л.: Художник РСФСР, 1973.- 182 с.

109. Сухомлинский В.А. О воспитании /Сост. и автор вступит, очерков С. Соловейчик // Изд. 2-е. Текст. В.А. Сухомлинский М.: Политиздат, 1975. - 272 с.

110. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Текст. Б.М. Теплов М.: Известия АПН РСФСР, 1947. № Ц, 7-13 с.

111. ПЗ.Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Текст. Б.М. Теплов М., 1947. - 220 с.

112. Труды академии художеств СССР Текст. — М.: Изобразительное искусство, 1983. 324 с.

113. Ученые записки. Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. / Под ред. Н.Н. Ростовцева Текст. -М.: 1964. 140 с.

114. Пб.Ушинский К.Д. О наглядности обучения. Изб. пед. соч. Т. 2. Текст. К.Д. Ушинский М.: Просвещение, 1954. - 645 с.

115. Художественно-графический факультет и школа. Текст.: сборник научных трудов Ленинград: 1978.

116. Человек в мире художественной культуры / Под ред. Н. У. Фохт — Бабушкин. Текст. М.: Просвещение, 1987.- 156 с.

117. Школа изобразительного искусства. Текст.: сборник статей М.:

118. Изобразительное искусство, 1988. 160 е.: ил.

119. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Пособие для учителя. Текст. Т.Я. Шпикалова М.: Просвещение, 1979. - 180 с.

120. Шорохов Е.В. Композиция Текст. Е.В. Шорохов М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

121. Энциклопедия натюрморта Текст.: энциклопедия М.: Олма-пресс. Образование 2002 - 352 с.

122. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. Текст. П.М. Якобсон М.: Знание, 1972. - 134 с.

123. Якобсон П.М. Психология чувств. Текст. П.М. Якобсон М.: АПН РСФСР, 1958. - 185 с.

124. Cattell R.B., Kline P. The Scientific Analisis of Personaliti and Motivation. 1977.