Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие художественно-творческих возможностей будущего учителя в условиях высшего педагогического образования

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Шопина, Людмила Павловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Липецк
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Развитие художественно-творческих возможностей будущего учителя в условиях высшего педагогического образования», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шопина, Людмила Павловна, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Историография и современное состояние проблемы.

1.2. Методологические подходы к осмыслению художественно-творческих возможностей.

V) 1.3. Особенности воздействия искусств на развитие потенциальных возможностей учителя.

1.4. Художественно-творческие возможности учителя школы.

Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.1. Учебно-воспитательная работа вуза по развитию художественно-творческих возможностей.

2.2. Развитие качественных характеристик учителя школы.

2.3. Психолого-педагогические условия развития художественно-творческих возможностей учителя.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие художественно-творческих возможностей будущего учителя в условиях высшего педагогического образования"

Глубокие изменения последнего десятилетия в социальной, экономической и политической жизни страны оказали большое влияние на процессы в образовательной сфере школы и вуза. Резким изменениям подверглись ценностные ориентации студентов, их умонастроения, мотивы получения образования, отношение к окружающему миру, судьбе России и своему призванию.

Разработка новых технологических процессов педагогической науки, совершенствование системы управления социокультурной средой образования, в настоящее время требуют глубокого осмысления вопросов воспитания и обучения специалистов нового века, выявления и использования в многообразных направлениях механизмов формирования его профессиональных качеств, творческих возможностей и способностей. Между тем, развитие художественно-творческих возможностей выступает как фундаментальная проблема совокупности гуманитарных наук, «человековедения», концентрирующая интересы философии и экономической науки, кибернетики, истории и психологии, генетики и физиологии, эргономики, рассматриваемые как результат и условие прогрессивного движения современного общества. Между тем, анализ подготовки педагогических кадров в условиях высшего образования показывает, что культурно-образовательная среда не способствует целостному художественно-творческому развитию учителя. В силу сложности, многоаспектное™ и недостаточной разработанности проблемы, ограничимся ее музыкально-эстетической составляющей.

Проблема потенциальных возможностей человека затрагивается в порядке общей постановки вопроса [340; 337; 236].

Понятие же художественно-творческих возможностей связано с разными направлениями и сферами деятельности (производственным, научным, художественным, социального творчества и др.), в каждом из которых реализуется некоторая система характеристик человека, находящихся в сложном процессе взаимодействия. С точки зрения методологии рассмотрения «богатства человеческой природы» /К.Маркс/ наше внимание привлекают: возможности развития человечества, покоящиеся на природных предпосылках и имеющие общественный характер; богатство человеческой природы, которое исторично и развивается вместе с развитием общества. Способности и возможности человека, выступают как часть производительных сил, как самоцель и смысл его жизни. Следовательно, творческие потенциальные возможности проявляются в определенных общественно-экономических условиях, связанные с диалектическим пониманием творчества как деятельности человека, преобразующей мир в соответствии с целями и потребностями.

Художественно-творческие возможности есть способность и готовность человека к созидательному труду, при наличии определенных условии творческой деятельности. Под творческими возможностями нами понимается конкретный уровень вероятности осуществления интеллектуальных, эмоциональных, волевых, физических возможностей, практических умений и навыков, определяемых общественно-экономическими и культурно-историческими условиями сферы деятельности данной личности. В этой связи, кроме прочих задач, стоящих перед современной школой, основными для нашего исследования яв-■■$ ляются: значительное повышение качества подготовки учительских кадров, владеющих современными знаниями, набором умений и навыков практической работы высокого качества психолого-педагогического обучения, улучшения содержательного характера практики, расширенного преподавания эстетики, этики и других предметов. Курс «Художественно-эстетическая культура учителя» [320], использованный в разработке учебного материала, нацелен на необходимость развития художественно-творческих возможностей учителя, его чувственно-эмоциональной сферы, здоровых художественных вкусов, умений правильно понимать и ценить произведения искусств, красоту и богатство родной природы. Целенаправленное использование, в этих целях, возможностей учебных предметов (истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики и др.) имеет большую познавательную и воспитательную ценность. Требования максимальной интенсификации учебного процесса школы, применительно к эстетическому воспитанию учащихся, означают комплексное решение задач развития у детей музыкального слуха, обучение их музыкальной грамоте, выработку навыков слушания музыки и исполнения хоровых произведений, воспитание любви к музыкальному искусству, потребности в эстетических переживаниях от общения с ним.

Между тем, в печати и дискуссиях, по решению конкретных задач содержания и методики эстетического воспитания, все настойчивее выдвигаются требования повышения уровня музыкально-эстетического развития детей, что, безусловно, связано с проблемой решительного улучшения профессиональной подготовки учителей, способных воспитать у школьников музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры. Однако приходится констатировать неудовлетворительное обучение учащихся искусству музыки. Частично это объясняется непрофилирующей дисциплиной, какой является музыка. К тому же, подготовка учителя по данному предмету оставляет желать лучшего. Немало имеется городских и сельских школ, в которых уроки музыки не проводятся или вовсе подменяются другими предметами. Используемый в учебном процессе музыкальный материал, практически, остается нереализованным, поскольку ему не придается четкой профессионально-педагогической направленности. Следовательно, на протяжении многих лет проблема подготовки учителя к художественно-эстетическому воспитанию школьников остается нерешенной.

Однако сегодня становится все более очевидным поиск и нахождение путей решения данной проблемы, совершенствования музыкально-педагогического образования учителя любой специальности, что, безусловно, будет способствовать решению круга задач разностороннего развития каждого члена нашего общества. Внедрение системы мер, повышающих уровень развития художественно-творческих возможностей учителя, вызвано необходимостью применения художественных средств, способствующих формированию духовных потребностей, эмоциональной культуры, увлеченности разновидностями искусств посредством ассоциативно-образного и логического мышления, сведений из различных областей человеческой деятельности. Основная цель изучения проблемы развития потенциальных возможностей предусматривает формирование разумной, рефлексивной, художественно-образованной культурной личности учителя любой специальности (математики, физики, биологии, экономики и др.), способного к использованию знаний различных искусств в своей предметной деятельности: на уроке, во внеклассной и внешкольной воспитательной работе. Знания, выработанные при изучении предмета, дают толчок к возможности постоянного процесса самопознания, самоутверждения, самосовершенствования учителя. В конечном итоге, этот процесс направлен на повышение его статуса и координации действий художественно-эстетического содержания.

Решение задач музыкально-эстетической подготовки учителя в высшей педагогической школе должно быть ориентировано: на выработку ценностных ориентаций эстетического и духовного совершенствования будущего педагога, его интеллектуальных качеств, эмоциональной культуры; на формирование потребностей и мотивов к систематическому самостоятельному использованию видов искусств, а следовательно, установки гуманистических отношений, приобретение опыта культуры общения с учащимися, способов творческого применения специальных знаний, умений, формирования высокого уровня мыслительных операций, умственной активности и познавательной самостоятельности.

Актуальность проблемы музыкально-эстетического воспитания учителя предопределяется существующей до сих пор парадоксальной ситуацией в отношении к музыке как искусству: с одной стороны, музыка предполагает достаточно высокий уровень владения техникой сочинения, исполнения, слушания и восприятия данного искусства, с другой - в сфере педагогического образования музыкально-эстетическое воспитание оказывается где-то на нижних ступенях иерархии гуманитарных предметных знаний. Вызывает сожаление и тот факт, что философы, педагоги и психологи не отводят музыкальному искусству как предмету, обладающему особой силой восприятия, более высокого места. В образовательных минимумах содержательных программ государственными стандартами высшего профессионального образования учителей не предусмотрены предметные знания музыкальной культуры и музыкального искусства /специальности: 020700, 021700, 030800, 020900/. Музыка сосредоточена лишь в программах учителя музыки, где превалируют вопросы исторического направления: истории музыкального искусства; истории русской музыки; истории музыки народов СНГ; истории отечественной музыки XX века; истории и теории музыкальной педагогики и образования. В связи с этим, достаточно емко В.В Набоков в своих лекциях по литературе изложил позицию потребительского отношения к музыкальному искусству, примитивного, общедоступного отношения к музыке, якобы, оказывающей на слушателя воздействие более низ-^ кого порядка, чем картина или хорошая книга. Писатель имеет в виду «успокаивающее, убаюкивающее, отупляющее действие музыки на людей» [223]. Взгляды В.В. Набокова отражают его отношение к примитивной музыкальной форме, нередко адекватной современной массовой музыке, характеризующейся непрофессионализмом, имеющей развлекательный характер.

В современных социокультурных условиях приобретает особую значимость гуманизация образования учителя, как парадигма педагогического про-4 цесса, которая, по своим целевым функциям, является фактором гармонического развития личности педагога и направлена на обеспечение роста сущностных сил, способностей, обогащение и становление потенциальных возможностей.

Важным для нас является утверждение академика В.А. Сластенина о том, что существенным и неотъемлемым достоинством педагога является его художественная образованность и эстетическая культура, та область человеческой деятельности, которая развивает универсальные творческие способности, служит средством многостороннего воспитания, пробуждает продуктивное мышление, способность к подлинному общению, обогащая интуицию и развивая сферу чувств [299. С. 19].

В психолого-педагогическом образовании сложились объективные предпосылки, способствующие теоретическому рассмотрению проблемы, связанной с музыкально-эстетическим воспитания будущих учителей, а также практического применения методических разработок в условиях вузовского обучения. Весьма значимыми для нашего исследования явились работы: о сущности и структуре творческого процесса /Д Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др./; об основах психологического творчества /JI.C. Выготский, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др./; о развитии творческих потенциальных возможностей учителя /A.A. Вербицкий, В.Н. Дружинин, В.Я. Ляудис, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, Т.Д. Суслова и др./; в области музыкальной педагогики / Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, A.B. Гольденвейзер, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, Я.И. Мильштейн, Е.В. Назайкинский, С.Х. Раппопорт и др./; в области музыкальной психологии /В.И. Петрушин, А.Н. Сохор, Б.М. Теплов и др./. Усилился интерес в диссертационных разработках философов, педагогов и психологов, посвященных творческим процессам /Т.Н. Балабанова, 1999; Р.У. Богданова, 2000; И.В. Галактионов, 1997; И.О. Гилова, 2000; Т.К. Градусова, 2000; В.В. Зотов, 1997; М.В. Мусийчук, 2000; Е.Е. Пашехонова, 2000; Ю.Ф. Тимофеева, 2000; Ю.В. Шаронин, 1998; Б.Л. Яковлева, 1997 и др./. Однако работы по исследованию личностных художественно-творческих возможностей учителя, как предмета специального рассмотрения, почти отсутствуют, в то время как противоречия в образовательной сфере, препятствующие музыкально-эстетическому воспитанию будущих учителей, существуют. Основными среди них являются противоречия:

- между востребованностью в современном обществе разносторонне, творчески развитого учителя и отсутствием ориентации высшего педагогического образования на развитие потенциальных его возможностей осуществления художественно-эстетической деятельности с учащимися школы;

- между значительными возможностями музыкального искусства в развитии художественно-творческих способностей учителя и обращенности технологии обучения на узкопрофессиональную трактовку его в предметном образовании;

- между ориентацией высшей школы на подготовку социально и профессионально зрелого специалиста и отставанием в развитии структур сознания, характеризующих духовную культуру и художественно-творческие возможности будущего учителя;

- между необходимостью «художественного всеобуча» и повышением роли учителя в приобщении широких масс к сокровищам мировой культуры.

Актуальность проблемы и недостаточная разработанность художественно-творческих возможностей учителя обусловили выбор темы исследования -«Развития художественно-творческих возможностей будущего учителя в условиях высшего педагогического образования» /музыкально-эстетический аспект/, целью исследования которой явилась разработка методологических положений и прикладных основ музыкально-эстетического воспитания в развитии художественно-творческих возможностей учителя.

Объектом исследования выступает профессиональная подготовка специалистов в системе высшего педагогического образования; предметом - процесс развития художественно-творческих возможностей будущего учителя.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:

- проанализировать фундаментальные положения философской, психолого-педагогической теории развития творческих возможностей учителя в контексте его музыкально-эстетической деятельности;

- определить специфику и психофизиологические особенности развития художественно-творческих возможностей учителя;

- разработать методологический аппарат исследования, механизмы развития потенциальных возможностей специалиста в музыкально-эстетической деятельности с учащимися школы;

- выявить пути и условия эффективного развития художественно-творческих возможностей будущего учителя в образовательном процессе вуза.

В исследовании проблемы музыкально-эстетического образования учителей нами использована гипотеза, построенная на предположении о том, что эффективность развития художественно-творческих возможностей личности учителя в учебном процессе может быть достигнута, если:

- проектирование процесса обучения направлено на стимулирование развития субъектной позиции студента посредством системного, рефлексивно-деятельностного и индивидуально-творческого подходов в обучении, использование механизмов роста исследуемого качества и внесение необходимых коррективов в получении позитивных результатов обучения;

- активизация интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой структур целостной личности осуществляется посредством создания проблемных ситуаций в занятиях, содействующих развитию музыкальных способностей, специальных умений, творческости;

- акцентирование внимания на содержании спецкурса «Музыкально-эстетического воспитания будущих учителей» реализуется в аспектах, приобретающих особую значимость в практике работы учителя школы;

- использование на занятиях комплекса методов и способов обучения, диалогического общения, творческого отношения студентов к предметным знаниям и умениям, побуждается анализом, самооценкой собственных действий, направленных на развитие художественно-творческих возможностей;

- соответствие и соотнесенность требований к художественно-творческому развитию будущих учителей с их индивидуальными характеристиками, способностями, склонностями, интересами, уровнями эстетического и общекультурного развития, обеспечивается возможностями усвоения музыкально-эстетических понятий, положений, специфики знаний и т.д.

В качестве методологического каркаса исследования художественно-творческих возможностей, отражающего субъектный художественно-творческий аспект этого феномена, выступают потенциальные возможности, способности и готовность будущего учителя к музыкально-эстетической деятельности, образующие исследовательское поле в опоре на системный, антропологический, аксиологический, субъектно-деятельностный и культурологический подходы. Критериальный аппарат художественно-творческих возможностей структурирован на компоненты: художественной компетентности, музыкальности, культуроемкости профессионально значимых качеств, субъектно-сти, творческости и готовности к музыкально-эстетической деятельности.

Формирование исследуемого качества учителя в результате 3 лет обучения в образовательном процессе реализуется в течение трех этапов: начального (репродуктивного), репродуктивного с элементами творчества и творческого (креативного).

Системный подход, как общенаучный метод исследования, способствовал определению места и значения художественных искусств в учебном процессе вуза /музыки/ как системообразующего искусства, акцентированию воздействия музыки на формирование духовной сферы будущего учителя средствами музыки; разработки критериального аппарата, его структуры и содержания; учета функциональных связей между структурными компонентами исследуемого явления. Антропологический подход к исследованию художественно-творческих возможностей определяет основу природных данных в развитии музыкальных способностей, как специфических и системообразующих факторов формирования художественно-творческих возможностей средствами музыкального искусства. Антропологический подход определяет основу природных данных в развитии музыкальных способностей, которые являются специфическими и системообразующими факторами развития потенциальных возможностей. Аксиологический подход освещает значимость духовных ценностей личности учителя, как носителя культурных ценностей, в частности, музыкального искусства. Наиболее специфическую функцию выполняет культурологический подход, отражающий особенности формирования музыкально-эстетической культуры с его возможностями исследования воздействия искусства на организм человека, формирование духовной культуры, чувственно-образного и логического мышления.

Субъектно-деятельностный подход представляется основополагающим с точки зрения исследования учителя как личности духовно богатой, культурно-образованной, с достаточно сформированной субъектной позицией, своим мировоззрением.

Художественная компетентность - структурный компонент потенциальных возможностей отражает объем знаний, необходимых в развитии культуро-емкости профессионально важных качеств музыкально-эстетической деятельности, выраженной умениями и навыками в музыкально-эстетических действиях и операциях. На основе художественной компетентности (знаний) в данной деятельности формируются, совершенствуются умения, представляющие основу кул ьтуроем кости.

Ядром» всех компонентов выступает музыкальность - специфический компонент, совокупность музыкальных способностей, развивающихся на основе природных задатков, без развития которых невозможно исследование других компонентов - творческости, субъектности, готовности. Музыкальные способности помогают формированию культуроемкости, других структурных компонентов потенциала, которые, в свою очередь, развиваются и совершенствуются в музыкально-эстетической деятельности. В конечном итоге, все структурные компоненты находятся в функциональном взаимосодействии и взаимозависимости, развитии и совершенствовании. В разработке стадий формирования потенциальных возможностей музыкально-эстетической деятельности детерми-нантой выбрана творческость, как определяющее качество личности учителя, следовательно и стадии характеризуются развитием этого качества. В контексте качества творческости исследуются на каждой стадии и другие структурные компоненты, адекватные данной стадии развития художественно-творческого потенциала.

Теоретической базой исследования выступают философские, педагогические, психологические и психофизиологические концепции /Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, С.И. Архангельский, Б.В. Асафьев, B.C. Библер, П.П. Блонский,

A.A. Бодалев, A.B. Брушлинский, В.Г. Вершловский, J1.C. Выготский, П.Я. Гальперин, Б.С. Гершунский, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, Е.П. Ильин, Д.Б. Кабалевский, Д.Н. Коган, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Н.М. Махмутов,

B.О. Медушевский, В.Н. Мясищев, Я.А. Пономарев, С.Х. Раппопорт,

С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, Г.И. Щукина, П.М. Якобсон и др./.

Теоретическая часть диссертации сконцентрирована в материалах первой главы, освещающей проблему с позиций музыкально-эстетического воспитания учителя, развития духовной культуры, художественного кругозора в акценте на художественно-творческие возможности специалиста.

В решении поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования взаимодополняющих и взаимоконтролирующих друг друга: логико-теоретический анализ; изучение и обобщение педагогического опыта; диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа); обсервационные методы (прямое и косвенное наблюдение, самонаблюдение, самооценка); прогностические методы (экспертные оценки, обобщение независимых характеристик); практические методы (анализ продуктов творческой деятельности); педагогический эксперимент; методы статистической обработки данных; теоретический анализ философской, психологической и музыкально-педагогической литературы.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились факультеты Липецкого государственного педагогического университета (педагогики и психологии, информатики и экономики). Исследованием охвачено 5 групп (122 студента 1-Ш курсов).

Научно-исследовательская работа проходила в период с 1995 по 2002 гг. и включала четыре этапа:

- предварительный (1995 - 1996гг.) этап предусматривал теоретический анализ научной литературы (философской, психологической и музыкально-педагогической) по вопросам личности учителя, его способностей, творче-скости, субъектности, изучения аппарата и механизмов исследования, составления плана исследования, осуществления констатирующего эксперимента, его анализ и разработку гипотезы исследования;

- начальный этап (1996 - 1998 гг.) включал разработку задач исследования, выявления наиболее актуальных его направлений, особенностей и специфики процесса обучения, проведение экспериментальной работы в группах по «выравниванию» художественно-эстетического развития студентов;

- основной этап (1998 - 2000 гг.) связывался с отработкой условий развития художественно-творческих возможностей в контексте музыкально-эстетической деятельности формирующего эксперимента, проверялась и уточнялась гипотеза и задачи исследования, анализировались полученные результаты, корректировались материалы программы, методика проведения занятий;

- завершающий ("2000 - 2002 гг.) этап носил теоретико-обобщающий характер анализа полученных результатов, соотнесения их с теоретическими положениями, формированием выводов и методических рекомендаций по руководству и проведению занятий, классификации и систематизации полученной информации, апробации и внедрению основных результатов исследования, литературного оформления диссертации.

Степень новизны исследования заключается в расширении объектного и предметного поля художественно-эстетической культуры, в частности, ее основной составляющей - художественно-творческих возможностей будущего учителя.

Выдвинута новая научная идея развития художественно-творческих возможностей будущего учителя в условиях высшего педагогического образования. Уточнена структура и содержание развития художественно-творческих возможностей будущего учителя. Художественно-творческие возможности учителя рассматриваются с позиций музыкально-эстетического воспитания в контексте художественно-эстетической культуры.

Раскрыты критериальные характеристики и структура художественно-творческих возможностей применительно к музыкально-эстетическому воспитанию, структурными компонентами которого выступают: художественная компетентность, музыкальность, культуроемкость, субъектность, творческость и готовность к музыкально-эстетической работе в школе.

Объективность, достоверность исследования обосновывается методологией исходных позиций, опирающихся на принципы, методы, адекватные природе исследуемого явления, цели и задачи повышения общей, музыкально-эстетической и художественно-эстетической культуры учителя; репрезентативностью и статистической достоверностью опытных данных, полученных в эксперименте, их сопоставимостью с массовой практикой; длительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем:

- с позиции системного анализа раскрыты сущностные характеристики развития художественно-творческих возможностей будущего учителя в условиях высшего педагогического образования, разработаны потенциальные возможности будущего учителя, критериальный аппарат оценки эффективности музыкально-эстетической работы преподавателя вуза;

- теоретически обоснована и практически доказана необходимость и возможность развития художественно-творческих качеств специалиста;

- сформулированы закономерности, выявлены и проверены в опытно-экспериментальной работе ведущие психолого-педагоги-ческие условия развития исследуемого явления;

- в соответствии с логикой и замыслом исследования разработаны вопросы содержания и методики развития художественно-творческих возможностей учителя школы;

- данная работа вносит вклад в теорию развития художественно-творческих возможностей учителя школы, поиска и нахождения путей и психолого-педагогических условий, обеспечивающих музыкально-эстетическую подготовку специалиста.

Практическая значимость исследования. Научные материалы могут быть использованы в системе подготовки и повышения музыкально-эстетической квалификации педагогов. Теоретические положения и выводы создают предпосылки для обогащения нормативных и специальных курсов, написания программ, расширения объектного и предметного пространства в психолого-педагогических исследованиях.

Теоретически и экспериментально проверена авторская программа «Музыкальное воспитание студентов педвуза» и методические рекомендации по ее реализации. Подготовлены и апробированы методические рекомендации развития личностных художественно-творческих возможностей учителя в условиях высшего педагогического образования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Развитие художественно-творческих возможностей личности учителя представляет совокупность характеристик: ценностные, личностные и деятель-ностные определения отличительных свойств и качеств в виде мотивационно-ценностного отношения к искусству, субъектно-профессиональной позиции, музыкально-эстетической компетентности, опыта творческой деятельности.

2. В качестве критериев художественно-творческого развития учителя выступают: художественная компетентность; музыкальность; культуроемкость профессионально значимых качеств личности в музыкально-эстетической деятельности; субъектность, творческость и готовность к выполнению музыкально-эстетической работы.

3. Процесс развития потенциальных возможностей, способностей и готовности отвечает принципам: культуросообразности, ориентации на творческость, личную и профессиональную индивидуальность каждого студента (в зависимости от его способностей), обеспечения дифференцированного и индивидуально-творческого подходов к музыкально-эстетическому обучению; активизации творческих сил и способностей, инициативы, ответственности и самостоятельности обучающихся; преемственности, дополнительности и интеграции социогуманитарной, культурологической, психолого-педагогической и специальной подготовки.

4. Эффективность развития потенциальных возможностей зависит от психолого-педагогических условий, основными из которых являются: проектирование процесса обучения, создания проблемных ситуаций на занятиях; активизация интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой структур целостной личности; создание на занятиях поисковой ситуации, использование комплекса методов диалогического общения, анализа, самооценки действий; инициирование обучающихся на самостоятельное добывание знаний; учет ин-„ дивидуальных способностей, склонностей, интересов в усвоении знаний и выработке умений.

Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в спецкурсе музыкально-эстетической подготовки студентов, выступлениях на научно-практических конференциях, семинарах-совещаниях в г. Липецке, Ле-бедяни, Усмани, Чаплыгине. Основные идеи и методические рекомендации, разработанные автором, прошли апробацию и внедрены в учебный процесс Ли-^ пецкого государственного педагогического университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав /7 параграфов/, заключения, методических рекомендаций и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблемы развития художественно-творческих возможностей учителя отражает поиск, нахождение путей и средств совершенствования учебно-воспитательного процесса, гуманистическая направленность которого выражает природу педагогической деятельности и в третьем тысячелетии становится приоритетной. Однако широкое распространение в молодежной среде «массовой» культуры и популярной музыки указывают на необходимость воспитания у подрастающего поколения гуманистических, нравственно-эстетических и культурных ценностей. Сегодня весьма важным представляется совершенствование содержания и технологии образования, усиления культурной составляющей посредством активного внедрения культуроведческих наук, художественных искусств в образовательный процесс подготовки. В изучении вопросов эстетического обучения и воспитания специалиста средствами искусств музыкально-эстетическая его культура определяется как интегративная модель личностно-качественных характеристик, художественная по содержанию, целям и задачам, форме, средствам и способам формирования культуроведческих знаний и умений, как неотъемлемая часть общей и профессионально-педагогической культуры.

Определение путей совершенствования профессиональной подготовки и выявление педагогических условий находит решение в применении методологии системного подхода, основанного: на концептуальных положениях философской, психолого-педагогической наук о сущности, структуре, динамике художественно-творческого развития личности, ее духовного бытия в социуме; установках общей, музыкальной педагогики и психологии о значимости, творческих способностей с учетом специфики музыкально-эстетической деятельности; на исследованиях в области гуманизации учебно-воспитательного процесса, педагогического взаимодействия диалогового общения и проблемного обучения специалиста. Нами установлено, что эффективность обучения студентов, по разработанной программе «Музыкально-эстетического воспитания», зависит не столько от каких-либо специальных воздействий, сколько от организации учебного процесса и подготовки учителя в целом. Сложные взаимосвязи и взаимозависимости характеристик исследуемого явления предопределили специфику средств, методов и приемов экспериментального обучения и послужили основанием теоретического освещения педагогических условий. При этом обнаружено, что взаимодействие и взаимозависимость видов деятельности, средств, методов и приемов в их единстве является основополагающим в разработке теории и практики развития художественно-творческих возможностей учителя.

Педагогическое руководство музыкально-эстетическим воспитанием рассматривается как управление единством сфер деятельности обучающихся, обеспечивающее благоприятную среду реализации педагогических условий, каждое из которых проявляется в тесной связи с другими, усиливая значение любого из них, и понимаемой нами как причинно-детерминированная согласованность. Художественно-творческое развитие специалиста предопределено формой, содержанием и методикой обучения, результаты которого показали возможность реализации ряда психолого-педагогических условий, основными из которых являются:

1.Проектирование процесса обучения направлено на стимулирование развития личностной (субъектной) позиции студента посредством системного, рефлексивно-деятельностного и индивидуально-творческого подходов в обучении, использования механизмов роста данного явления и внесения необходимых коррективов в получение позитивных его результатов.

2.Активизация интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-воле-вой структур целостной личности ориентирована на создание творческих ситуаций в занятиях, способствующих развитию музыкальных способностей, специальных умений, творческости.

3.Содержание программы «Музыкально-эстетического воспитания» нацеливает обучающихся на аспекты, приобретающие особую значимость в практике работы школы.

4.Использование на занятиях комплекса методов и способов обучения диалогового общения, творческого отношения к предметным знаниям и умениям, побуждает студентов к постоянному анализу, рефлексии, самооценке своих действий в музыкально-эстетической подготовке - развитии художественно-творческих возможностей.

5.Соответствие и соотнесенность требований к художественно-эстетическому развитию обучающихся с их индивидуальными характеристиками, способностями, склонностями, интересами, уровнями художественно-эстетического и общекультурного развития, возможностями способствует усвоению музыкально-эстетических понятий, положений, специфики теоретических установок и т.д. Побуждение к анализу и самооценке собственных действий направлено на развитие художественно-творческих возможностей учителя

6.Иннициирование студентов на самостоятельное добывание знаний активизирует воздействие искусств и практическое использование ассоциативных впечатлений.

7.Соответствие развития художественно-творческих возможностей индивидуальным способностям учителя понимается как возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми.

В структуре учебного процесса групповые лабораторно-практические занятия по изучению музыкально-эстетической тематики вопросов, являются комплексными по форме и содержанию. Музыкальные предметы имеют внутреннее органическое единство, основанное на положениях программы экспериментального обучения, принципах и методах школьной программы «Музыка». Каждый вид деятельности на занятиях требует тематической, смысловой и эмоциональной связи, преемственности между ними.

Обеспечивая возможность реализации педагогических условий развития художественно-творческих возможностей, комплексная форма предусматривает органическую связь знаний и умений, полученных в учебной, самостоятельной и внеаудиторной работе. Специфика музыкально-эстетической подготовки и групповые занятия тесно связаны с формой и методами его проведения, знаниями и умениями, используемыми, в свою очередь, при дальнейшем изучении нового материала. Так, каждое занятие последующего характера понимается как обобщение знаний и умений на более высоком уровне.

В результате экспериментальной работы определен конечный результат развития художественно-творческих возможностей специалиста, обнаруживший музыкально-образовательные и музыкально-педагогические характеристики выражения способности к проведению музыкально-эстетической работы с учащимися школы. В эксперименте прослежена динамика развития и формирования качеств личности учителя, подтверждена полнота разработанных нами профессиональных характеристик компетентности и культуроемкости. При этом под художественно-творческими возможностями нами понимается инте-гративная совокупность музыкальных способностей, готовности учителя к музыкально-эстетической работе. Художественно-творческое развитие определяется интеллектуальной, эмоциональной, мотивационно-волевой, психофизиологической и художественно-образовательной сферами деятельности учителя.

Исследовательские данные показывают, что качественные критерии развиваются до уровня, необходимого в решении задач музыкально-эстетического воспитания с учетом программных требований. Качественные характеристики -структурные компоненты художественно-творческого развития рассматривается нами в трех уровнях: репродуктивном (начальном), репродуктивном с элементами творчества и творческом (креативном). Основополагающим выступает характер уровней развития исследуемых качеств, адекватный творчеству. Критерии результативности осмысливаются нами как степень творческой самостоятельности специалиста, уровни сформированности музыкально-педагогических и специальных знаний, умений, навыков, рассматриваемых по признаку их овладения.

Структура художественно-творческого развития характеризуется художественной компетентностью (знаниями), музыкальностью (способностями), культуроемкостью профессионально значимых качеств, необходимых в художественно-эстетической деятельности (умений), субъектностью, творческостью и готовностью специалиста к выполнению музыкально-эстетической работы с учащимися.

Анализ теоретических и практических вопросов, связанных с музыкально-эстетическим воспитанием, позволил выделить знания и умения как характеристики музыкально-образовательного компонента, широко и определенно охватывающие круг требований каждого из них. Качественные критерии, предлагаемые в диссертации, конкретизированы с учетом специфики музыкального искусства и будущей деятельности учебно-воспитательного характера.

Таким образом, выполненное исследование позволило получить ряд объективных данных, характеризующих состояние, тенденции и перспективы развития художественно-творческих возможностей учителя, внести дополнительные сведения в решение настоящей проблемы и, при этом, сформулировать следующие выводы.

1.Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о возможности развития художественно-творческого развития учителя школы, музыкально-эстетической подготовки в условиях педвуза, подтвердилась. Для определения путей и педагогических условий обучения мы стремились возможно полнее проанализировать и использовать все новое в области педагогической науки, что получило признание и вошло в практику музыкально-педагогического образования специалистов. В поисках путей и средств развития художественно-творческих возможностей следует отметить, что эффективность подготовки во многом определяется сложившимися к ней отношениями и мотивами в ее овладении. На наш взгляд, решение проблемы становится возможным, если реализуется ряд педагогических условий использования методологических подходов: антропологического, субъектно-деятель-ностного, культурологического и художественно-образовательного.

2.Анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической и специальной литературы, а также деятельности учителей, осуществляющих музыкально-эстетическое воспитание учащихся, способствовал разработке структуры художественно-творческого развития, построенной в результате научного поиска. Это дало возможность вскрыть, обосновать: пути и условия, обеспечивающие процесс музыкально-эстетического обучения специалистов; достигнуть положительного результата в развитии исследуемого явления, эффективность которого характеризуется утвердительными показателями. Так, по результатам эксперимента высшего творческого развития достигли: 13 % студентов от их общего числа; средней степени развития (репродуктивного уровня с элементами творчества) - 55 %; ступени репродуктивного уровня имели 42 % обучающихся.

3.Анализ объективных данных общего развития абитуриентов, поступающих на учительские специальности, свидетельствует о низком уровне их подготовленности в аспекте музыкально-эстетического воспитания, что снижает возможность более эффективного обучения будущих учителей. Предварительный отбор, выявление у поступающих общего и художественно-эстетического развития представил бы гораздо большие возможности в становлении исследуемого явления. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что поступившие в вуз первокурсники ежегодно демонстрируют весьма низкую осведомленность в знаниях художественно-эстетических школьных программ и общего индивидуального развития.

4.Методические рекомендации, разработанные нами в диссертации и используемые в ходе обучающего эксперимента, содействовали качественному изменению уровней сформированности характеристик и могли бы быть использованы при разработке отдельных вопросов по настоящей проблематике.

5.Данное исследование раскрывает лишь часть вопросов, связанных с многофакторным процессом развития художественно-творческих возможностей и не претендует на изучение всей многогранности проблемы, а предложенная методика - на полноту и исключительность. Между тем, многоаспект-ность и сложность данного феномена делает возможным дальнейшее проведение исследований с использованием средств изобразительного искусства, поэзии, художественной литературы, театра и др.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по курсу «Музыкально-эстетического воспитания» учителя, разработанные и использованные в ходе обучающего эксперимента, содействующие качественному изменению уровней сформированности профессиональных характеристик.

1.В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития и сущности высшего педагогического образования, целью музыкально-эстетического воспитания учителя должно быть развитие художественно-творческих возможностей, изучения степени скрытых способностей, приобретения глубоких знаний, представлений о закономерностях искусств, структуре и восприятии произведений, механизмах их функционирования;

- в профессионально-педагогическом направлении художественно-эстетического осмысления произведений искусств, формирующих внутренний мир человека во всем многообразии его проявлений, следует исходить из возможности разностороннего развития воспитателя школы;

- развитие художественно-творческое развитие делает осуществимым овладение основами музыкально-эстетической культуры, слагаемыми которой являются эстетическое восприятие как сложный процесс преломления эстетического содержания произведения, воздействие искусства на чувственно-эмоциональную сферу личности /Б.В. Асафьев, А .Я. Зись, Д.Б. Кабалевский, Б.Л. Яворский и др./;

- понимание искусства как синтетической деятельности, необходимо для объединения многообразия ее видов - связи с личностной стороной общественной практики, восприятия художественного образа как отражения реальности объективного и субъективного характера, оценочного отношения художника, возникновения логических абстракций и мыслительных образов на определенном этапе чувственного познания;

- музыкально-эстетическое развитие выражает специфику искусств музыки, живописи, поэзии, художественной литературы/ и оказывает содействие выработке коммуникативных, чувственно-эмоциональных и художественно-образовательных умений, проявление которых должно способствовать установлению субъект-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе с отдельными школьниками, коллективом, преподавательским составом, родительским контингентом.

2.Учитывая слабо развитый интерес к музыкально-эстетической работе в школе, следует систематически осуществлять формирование специальных знаний, умений и навыков определения специфики и особенностей музыкального искусства, установления педагогического контакта с классом, возможностей влияния искусства на личность, индивидуально-психологические особенности учащихся, психологию коллектива, грамотного выражения мысли, помня при этом, что школьник - личность и надо беречь его достоинство, неповторимость, уметь вести диалог, приобщать детей к сотворчеству в учебном процессе, организовывать психологически комфортные для них занятия:

- слушать ребенка, интересоваться его мнением, потребностями и интересами, держать дистанцию в процессе музыкально-педагогического обучения и стараться не выходить за рамки роли учителя, адаптировать музыкальный материал к возрастным и индивидуальным особенностям детей, обеспечивать активную роль учащихся в процессе восприятия музыкальных образов, относиться ровно ко всем участвующим в обучении, делать акцент на развитии музыкальных способностей;

- вырабатывать у себя способность к пониманию внутреннего мира школьника, сопереживать ему, пропагандировать музыку как искусство, содействовать выработке у детей взаимопонимания, чуткости, доверительного отношения, доброты и постижения красоты общения;

- устанавливать педагогически целесообразные контакты через воздействие художественных искусств: учитель - класс, учитель - ученик; убеждать искусством, использовать включение эпизодического материала музыкально-эстетического характера в предметный урок как смены вида деятельности и эмоционального настроя учащихся; формировать действия и операции у детей, направленные на развитие у них эмоциональной культуры, чувственного восприятия, отзывчивости на музыку, интереса и увлеченности ею;

Знания учителя должны быть выражены в содержании основных категорий и понятий, положений и принципов эстетики, музыкально-эстетического воспитания, его роли в обучении и места в общем развитии личности:

- использовать возможности художественно-эстетических знаний, умений и навыков в практической деятельности с учащимися, трансляции музыки и других искусств;

- эмоционально настраивать на восприятие музыкального и другого вида художественных произведений, создавать и поддерживать приподнятость, взволнованность, заинтересованность и увлеченность искусством /понимания настроения, выражения чувств, характера звучащей музыки/;

- стремиться к значительному расширению и углублению эстетических переживаний в постижении музыкального и других видов искусства, подведения учащихся к пониманию моральной чистоты и красоты личности, отраженной в произведениях искусств;

- направлять процесс слушания художественного произведения на воспитание чувственно-эмоциональной сферы /нравственных, волевых и эстетических качеств/; воспитывать понимание эмоционально-образного отношения к содержанию произведения, переживания радости открытия окружающего мира.

В результате аналитического осмысления опытной работы следует заметить, что развитие художественно-творческих возможностей учителя должно осуществляться с учетом постепенного усвоения студентами музыкально-педагогических и специальных знаний, умений, навыков во всех видах деятельности и формах занятий, в результате которых музыкально-образовательные умения могут иметь характеристики:

- по общим вопросам музыкального, эстетического и другого художественного развития, накопления суммы профессиональных основ знаний, умений музыкально-эстетической культуры, отношения к музыкальному искусству; выработки эстетических и художественных позиций; разучивания или подготовки эскизно музыкального произведения для его реализации в условиях занятия; умений различать на слух жанры музыки, тембры звучащих музыкальных инструментов и средства музыкальной выразительности; воспроизведения ритмического рисунка в мелодической линии; графического изображения мелодии, ее пульсирования;

- владения элементарными навыками исполнения музыки, анализа собственного опыта, самооценки; выявления роста музыкальных способностей учащихся, психологических особенностей становления их личности; концентрации внимания на освоении музыкального материала, пополнения сознания новой информацией, активизирующей мыслительную деятельность;

- использования музыкально-выразительных средств соответственно стилю и характеру произведения; практики творческо-деятельностного подхода к процессу восприятия, осознанного, убедительного и художественного; определения уровня самооценки в познании искусства как критерия восприятия сущности своей личности; выработки слухового внимания и самоконтроля в развитии музыкальной мысли произведения и его логического завершения;

3.В успешном развитии художественно-творческих возможностей ведущую роль должно играть единство учебной, самостоятельной и внеаудиторной деятельности, позволяющее широко и максимально развивать музыкальные способности, вырабатывать знания и умения.

4.Следует особое внимание уделять развитию чувственно-эмоционального восприятия музыкального искусства обучающимися, как основы постижения интонационного характера музыки.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шопина, Людмила Павловна, Липецк

1. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1983. 122с.

2. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1989. - 139с.

3. Абульханова-Славская К.Д. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-257с.

4. Абульханова-Славская К.Д. Стратегия жизни. М., 1991. - 303с.

5. Амонашвили Ш.А. Педагогика сотрудничества: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1968. 335с.t

6. Амус В. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.

7. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и контрастность восприятия. М.: Просвещение, 1968. - 335с.

8. Ананьев Б.Г. К психологии студенческого возраста. //Современные психопедагогические проблемы высшей школы. /Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В.Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1974. - С. 3 - 15.

9. Ананьев Б.Г. Человек и общество. //Проблемы интеллектуального и куль-Г^ турного развития студенчества. /Под ред. Б.Г. Ананьева. М., 1973. - 184с.

10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Ленинградский ун-т, 1968.-339с.1.. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1997. -С. 368, 369.

11. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во КУ, 1968. - Книга 1. - 568с.; Книга 2. - 320с.

12. Андреева И.Н. Философия и история образования. М., 1999. - 192с.

13. Андриевский И.С. Научные основы педагогики. Киев, 1983. - 205с.

14. Андриади И.П. Авторитет учителя и процесс его становления. М.: МПГУ, 1997.-264с.

15. Анохин П.К. Системный механизм высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1979.-454с.гт