Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие профессиональных качеств менеджера туризма средствами изобразительного искусства

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Гультяева, Наталья Анатольевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Развитие профессиональных качеств менеджера туризма средствами изобразительного искусства», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гультяева, Наталья Анатольевна, 1999 год

Введение

Глава I. « Подготовка менеджера туризма как педагогическая проблема».

1.1 Значение туризма в России в современных экономических условиях.

1.2 Роль художественного ^образования в подготовке туристских кадров.

1.3 Художественно-педагогическая направленность профессионального становления личности менеджера туризма.

Выводы по первой главе.

Глава II. « Содержание, методы и формы развития профессионально-важных качеств менеджера туризма средствами изобразительного искусства».

2.1 Характеристика концептуальной модели профессиональной направленности художественной подготовки менеджера туризма.

2.2 Методы, формы, средства профессиональной направленности художественной подготовки менеджера туризма.

2.3 Педагогическая организация преподавания художественных дисциплин - условие развития профессиональной направленности студентов.

2.4 Комплексность в решении проблемы профессиональной направленности у будущих менеджеров туризма.

Выводы по второй главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие профессиональных качеств менеджера туризма средствами изобразительного искусства"

Актуальность исследования обусловлена новыми социально-экономическими условиями, политическими и культурными преобразованиями происходящими в нашей, стране. Переход к рыночным отношениям требует кардинального преобразования постановки эстетического воспитания подрастающего поколения.

В этой связи малоисследованными остаются вопросы профессиональной направленности художественного образования, касающиеся подготовки будущих менеджеров туризма. Художественное образование студентов академии туризма несет в себе не только идею получения смежной специальности, но и содержит возможность новых подходов к художественному, эстетическому, нравственному воспитанию й образованию будущих менеджеров туризма.

Изучение состояния вопроса в существующей теории и практике показывают, что большинство учащихся старших классов и студентов слабо знают основы изобразительного искусства. Тем самым в дальнейшем упускают возможность привлечения клиентов и продвижения туристского продукта в сфере туристического бизнеса.

Рядом исследователей рассматривались вопросы профессиональной художественной подготовки молодежи в целях воспитания духовной культуры (П.В. Корешков), воссоздания в сознании учащихся художественной картины мира (Т.Я. Шпикалова), тесной связи искусства с жизнью (C.B. Громова), развитие художественного творчества молодежи (Ф.Б. Садыгов, B.C. Бодаев, A.B. Молчева и др.). Что же касается проблемы профессионализации художественного образования студентов, то нами обнаружена лишь одна диссертационная работа Н.К. Шабанова, близкая к теме нашего исследования: «Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в педвузе», защищенная им в 1995 году в Московском педагогическом университете на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Наличие подобного исследования говорит об актуальности проблемы профессионализации художественного образования и необходимости реализации этой идеи на всех уровнях обучения будущих менеджеров туризма основам изобразительного искусства, в том числе и учениками лицейских классов академии туризма.

В соответствии с требованиями жизни и образовательных потребностей личности, определяемых планируемой собственной карьерой, жизненным самоопределением возможно при условии дополнительного введения в систему образования молодежи изобразительных дисциплин направленных на определение собственного предназначения через собственный опыт.

Объект исследования: профессиональная подготовка менеджеров туризма.

Предмет исследования: художественное образование, как составная часть профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма в системе непрерывного образования.

Цель исследования: определить теоретические основы и разработать методическое обеспечение профессионально прикладной художественной подготовки студентов и лицеистов.

Гипотеза исследования: художественное образование как составная часть профессионального образования менеджеров туризма, окажет существенное влияние на духовно-нравственное воспитание, развитие профессиональных качеств, если процессу обучения студентов и лицеистов будет свойственна профессиональная направленность: в учебном процессе будет углублено изучение дисциплины художественного цикла учебного плана студентов на основе усиления творческих начал их деятельности; будут преобразованы все компоненты художественного воспитания и образования студентов и лицеистов в соответствии с квалификационными характеристиками; методике преподавания изобразительного искусства будет придан интегративный характер, обеспечивающий формирование художественной культуры и профессиональной компетентности студентов, будущих менеджеров туризма; будет осуществлена преемственная взаимосвязь художественного образования с дисциплинами профессионально-туристского цикла.

Задачи исследования:

1. Выявить научные предпосылки профессионально-направленной художественной подготовки студентов и учащихся туристских лицейских классов.

2. Разработать концептуальную модель профессионально- направленной художественной подготовки будущих менеджеров туризма.

3. Разработать методику профессионализации художественной подготовки студентов Российской международной академии туризма и туристских лицейских классов

4. Экспериментально определить влияние разработанного содержания и методики художественного образования на развитие профессионально значимых художественных, нравственных и психических качеств студентов и учащихся лицейских классов.

Методологической основой исследования являются принципы системности, профессиональной направленности, преемственности, единства обучения и воспитания (C.JI. Архангельский, Ф.Ф. Королёв, Н.В. Кузьмина, A.JI. Беляева, Н.М. Таланчук, М.И. Махмутов, Э.Ф. Зеер и др.), научные концепции развития эстетической и духовной культуры личности; современные исследования по эстетике, педагогике, психологии, художественному образованию и эстетическому воспитанию. Важные положения теории познания: об отражении в сознании человека свойств и объектов реального мира, о единстве теории и практики; о ведущей роли деятельности в формировании знаний и умений учащихся лицейских классов и студентов, о методологической сущности преемственности в философии вообще, в педагогике и образовании.

За психолого-дидактическую основу исследования взяты: идея современной дидактики развивающего обучения и личностно-деятельного подхода (JI.B. Занков, М.А. Данилов, В.В. Давыдов, Я. Б. Эльконин и др.), принципы преемственности и интеграции в обучении (В.И. Загвязинский, Ю.А. Кустов, B.C. Безрукова, Н.КЛапаев, Н.М. Таланчук и др.), концепция «Приобщения к мировой художественной культуре как части духовной культуры» (Б.М. Неменский и

ДР-)

Методы исследования:

-изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, эстетической и методической литературы по проблеме исследования; -анализ программы по искусствоведению; -изучение статистических данных;

-анкетирование, интервьюирование, беседы со студентами, со школьниками, родителями;

-педагогический эксперимент по формированию устойчивого интереса к художественной культуре и преподаванию изобразительного искусства у студентов и лицеистов на занятиях по предмету «Введение в искусство»; -методы математической обработки данных, полученных в исследованиях.

База исследования: исследование проводилось со студентами Российской международной академии туризма, а также с учащимися лицейских туристских классов школ: №1224, №932,№373,№9,№1127 города Москвы.

В общей сложности в опытно-экспериментальном исследовании приняло участие 523 учащихся и 128 студентов.

Тема входит в план научно-исследовательских работ Российской международной академии туризма.

Научная новизна: состоит в том, что научно обоснованы предметы художественно-эстетической направленности для студентов обучающихся по специальности менеджер туризма, разработана концептуальная модель профессионально-направленной художественной подготовки будущих менеджеров туризма, раскрывающая содержание и методику профессионального художественного обучения, а также особенности их общекультурного развития. Проведенное исследование доказало важную роль предметов художественно-эстетического цикла в профессиональной подготовке будущих менеджеров туризма, не только в формировании специальных знаний и умений профессиональной направленности, но и в воспитании духовно-нравственных качеств, как неотъемлемой части общей культуры специалиста.

Практическая значимость исследования определяется разработанными программами и методиками профессионализации художественной подготовки студентов и учащихся лицейских классов, а также методическими рекомендациями их реализации.

На защиту выносятся

-модель профессионально-направленной, художественной подготовки будущих менеджеров туризма; -совокупность учебных программ художественной подготовки менеджеров туризма;

-методика реализации учебных программ художественной подготовки учащихся туристских лицейских классов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступления автора с докладами и научными сообщениями на заседаниях кафедры «Экскурсоведения и краеведения» Российской международной академии туризма, на педагогических советах школ №1224,№932,№373,№9,№1127 города Москвы, в которых автор работает в качестве преподавателя в туристских лицейских классах.;

Внедрение результатов исследования: осуществлено в учебный план школ: №1224, №932, №373, №9, №1127, имеющих лицейские туристские классы, а также в учебный план 1 курса Российской международной академии туризма.

Краткое содержание диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Выводы к главе 2:

I. Формирование профессиональной направленности на занятиях по художественным дисциплинам требует строго продуманной системы форм, методов и приемов обучения. Этот процесс представляется длительным, требующим многократных и целенаправленных действий со стороны преподавателя и студентов. Результаты анкетирования, наблюдения, беседы со студентами и учащимися 9-11 классов и первого курса во время практических занятий, экскурсий и т.д., среднее владение у них следующих весьма важных художественно-профессиональных умений: умение творчески подходить к работе; умение анализировать свои практические задания и задания других; умение выполнять реферат; умение рационально планировать свою деятельность; умение прогнозировать ее; умение организовывать учебные экскурсии по теме художественных дисциплин с учетом возрастных особенностей группы; умение объективно оценивать работы сокурсников; умение децентрироваться; умение владеть правильной речью.

В целях получения объективных результатов уровней сформи-рованности профессиональной направленности студентов авторов исследования были разработаны их критерии.

Интуитивный уровень как самый низкий в сформированности профессиональной направленности характеризуется наличием некоторых художественных умений: умение правильно использовать материал, умение вести практическую работу. Студенты и лицеисты на этом уровне слабо владеют аналитически-конструктивными, художественно-творческими знаниями и умениями, практически отсутствуют знания по специальной художественной терминологии.

В процессе выполнения практического занятия, в основном, работают по интуиции, установившимся шаблонам часто затрудняются объяснить свои действия, предпочитая подсказку преподавателя или однокурсников. Не владеют, за единичным исключением, такими педагогическими умениями как конструктивные, организаторские^, коммуникативные, исследовательские, оценочные и другие.

На репродуктивном уровне студенты располагают достаточно сформированной системой знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять задания по художественным дисциплинам. Однако оригинальных способов решения художественно-творческих задач, как правило, не ищут. Не достаточно развиты педагогические умения. В I сложных ситуациях, связанных с будущей профессиональной деятельностью (работа с группами) ориентируется с трудом.

На творческом уровне ярко выражена профессиональная направленность студентов. У них хорошо развиты художественно-педагогические знания и умения. Способы решения как художественных, так и педагогических задач, обычно оригинальных. Идет постоянная работа над собой и совершенствованием своего мастерства.

II. В данной главе мы описываем художественно-педагогические задачи, решаемые на занятиях по предмету «Введение в искусство» в ходе апробирования нестандартных технологий задачи экспериментальной методики). К их числу отнесены:

Аналитический разбор студентами и лицеистами своих работ. Автор считает, что его необходимо проводить систематически и поэтапно на протяжении всей работы. Аналитический разбор следует проводить в периоды наибольшего спада активности студентов. Продолжительность каждого этапа не более 15-20 минут. На начальных курсах он осуществляется преподавателем, затем преподавателем и студентами и на 1 курсе - студентом самостоятельно. Введение в процесс преподавания художественных дисциплин этой технологи формирует у студентов такие важные педагогические умения, как: оценочные, коммуникативные, прогностические.

Организация проведения практических занятий. Ставились и I решались задачи смыслового содержания, их эстетическое и художественное значение. Автор считает, что при этом обязательно должны быть учтены возрастание особенности группы экскурсантов, их психология восприятия. На базе этого формировалось у студентов важное педагогическое умение, которое позволит будущему менеджеру быть профессионалом в области туризма.

Экспериментальная методика на протяжении всего периода обучении студентов и лицеистов художественным дисциплинам предусматривает подготовку рефератов по любым темам и программам. Причем процесс выполнения реферата сопровождается соответствующими комментариями и литературой.-Пользу в проведении такой работы студенты смогли оценить уже во время практических занятии.

Введение в учебный процесс по художественным дисциплинах образовательного изучения специальной терминологии. Эта методика была направлена на то, чтобы обеспечить максимальную простоту и доступность в трактовке того или иного художественного термина, объяснение его на уровне понятия, содержания и владения языком искусства. Эта технология будет способствовать формированию коммуникативного умения будущего экскурсовода и менеджера в сфере туризма.

Решение на занятиях проблемных педагогических задач. Весь процесс обучения студентов и лицеистов художественным дисциплинам должен быть охвачен решением проблемных педагогических задач в конкретных ситуациях, выход из которых студент формирует вначале как собственную гипотезу, а затеи в процессе обсуждения преподаватель включается сам и приобщает всю группу для определения верного решения.

Все выше перечисленные задачи в экспериментальных группах решались условно, так как в основу процесса обучения была заложена модель совместной продуктивной деятельности. Цель обучения студентов по художественным дисциплинам, формулируемая как подготовка менеджеров в сфере туризма, была осознана и принята студентами и лицеистами. Вторая сторона этой совместной модели - преподаватели художественных дисциплин должны быть нацелены на подготовку менеджера. Этому предшествовала больная работа, т.е. работа но осознанию целей.

III. Художественно-педагогические задачи эффективно решались лишь потому, что реализация их осуществлялась в наиболее результативные периоды временных зон, установленных нами. Были учтены мало изученные, но весьма значимые особенно в процессе работы над рефератом и лекционным материалом, биологические зоны определяемые автором как -зоны усталости (ЗУ).

IV. Эффективность предложенной методики, была убедительно доказана в сравнительной характеристике уровней сформированно-сти профессиональной направленности студентов экспериментальных и контрольных групп по разработанным критериям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате научно - экспериментальной работы решены поставленные задачи диссертационного исследования:

1. Определены философские, психологические, педагогические и методические предпосылки и практические основания разработки системы профессионализации художественного образования студентов и лицеистов туристских классов академии: дано рассмотрение подготовки студентов к получению дополнительного художественного образования; раскрыт исторический аспект решения проблемы профессионализации художественного образования студентов; реализован методологический подход к формированию творческих начал у студентов и лицеистов; уточнены психолого-дидактические основы профессионально - направленного художественного образования будущих специалистов в области туризма; дана характеристика ряда основополагающих в исследовании педагогических понятий: профессионализация образования, системообразующий фактор и системообразующий элемент, этапы педагогического проектирования, моделирование, конструирование, проектирование, дискретность и целостность профессиональной подготовки и др.

2. Основываясь на определенных в исследовании научных предпосылках, в диссертации сформулирована концептуальная модель системы профессионально - направленной художественной подготовч " , ки будущих менеджеров туризма: системный подход к преобразованию художественной и методической подготовки студентов и лицеистов; принцип профессиональной направленности; выделение курса «Введение в искусство» в качестве организационного «ядра», обеспечивающего достижение целостности и интеграции художественного образования студентов и лицеистов с циклом психологических дисциплин учебного плана академии и лицейских классов; преобразование всех компонентов, художественного воспитания студентов (целей, содержания, методов обучения, деятельности преподавателей и студентов) в соответствии с требованием принципа профессиональной направленности; ориентация профессионально - направленной художественной подготовки на непрерывное целостное развитие студентов и лицеистов, как активных субъектов образования и на последующую профессиональную деятельность в сфере туризма.

Разработана концептуальная модель профессионализации художественного образования студентов и лицеистов.

3. Разработана методика реализации концептуальной модели профессионально - направленной художественной подготовки студентов: уточнены цели системы профессионализации художественного образования студентов и лицеистов; разработана, структура и новое содержание курса «Введение в искусство», предложен учебно-тематический план экспериментальной программы; определены методы, формы и дидактические приёмы профессионализации художественного образования студентов и лицеистов; обозначены наиболее эффективные средства осуществления профессионально-направленного художественного образования студентов и лицеистов.

4. Выполнена опытная и экспериментальная проверка эффективности разработанной системы профессионализации художественного образования студентов; рассмотрены формы и основные направления внедрения полученных результатов исследования в практику; намечены дальнейшие перспективы разработки проблемы профессионализации художественного образования студентов в направлении оптимизации форм, приёмов и методов, в достижении целостности и осуществления единства и преемственности педагогических действий в системе непрерывного художественного образования молодёжи.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Гультяева, Наталья Анатольевна, Москва

1. Алексеева В.В. Что такое искусство: Вып. 1-2 М., 1973-79.

2. Алехин А.Д. Когда начинается художник: Кн. Для учащихся. М. Просвещение, 1993-160 е., 8 л. ил.

3. Альберти Л.В. Десять книг о зодчестве: В 2-х т. Т. П.-М.: изд-во Всесоюз. Акад. Арх., 1937.-795 с.

4. Аминов Н. Искусство в школе или школа искусств // Искусство в школе, 1993,- №5.-С. 18-20.

5. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: издво АПН РСФСР, 1960,- 486 с.

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Сокращ. пер. с англ. В.Н. Самохина; Общ. ред. и вступит. Статья В.П. Местак.-М.: Прогресс, 1974.-392 е.: ил.

7. Архангельский С. И. Некоторые проблемы теории обучения в высшей школе. М.: Знание, 1973.-61 с.

8. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований М.: Педагогика, 1982.-192 с.

9. Балл Г.А. Нормы деятельности и творческая активность личности // Вопросы психологии, 1990.-№6. С. 25-34.

10. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция.: Пособие для худож.- граф. фак. пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1969.-293 е.: ил.

11. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты: В помощь начинающему художнику. Часть 11. Живопись, композиция. М.: Сов. Россия, 1958. - 83 е.: ил.

12. Берак O.JL, Туторская Н.В. Пути формирования эмоциональной регуляции личности студента // Вестн. высш. шк. 1987. №1 С. 33-38.

13. Бейер В.И. Графическая грамотность и педагогический рисунок Тероград: изд-во Петер. Журн. Внешкольное образование, 1919.-15 с.I

14. Богоявленская Д.В. Пути к творчеству М.: Знание, 1981-96с.

15. Богуславская И .Я. Русское народное искусство. JL, 1968.

16. Богуславская И .Я., Графов Б.В. Искусство Жостова. JL,1979.

17. Бодалев A.A. Психология о личности. М.: изд-во МГУ, 1988.-188 с.

18. Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. - 96 с.

19. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI XYH века. М.: Мысль, 1992,- 637. е.: ил.

20. Вансов B.B. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории. М.: Изобраз. искусство, 1983.-437 с.

21. Васильев И.А., Поплужныи B.JL, Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980.-192 с.

22. Взаимодействие и синтез искусств. Л.,1978.

23. Венгер Л. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. -365 с.

24. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстовый подход: Метод. Пособие. М.: Высшая школа, 1991.-207 е.: ил.

25. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: Мысль, 1989.-173 с. .

26. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства 2- . е изд., испр. и доп. М. Изобраз. искусство, 1985. - 288 с.

27. Вишневская В.М. Хохлома. Л., 1969.

28. Вожов H.H. Восприятие предмета и рисунка! М.: изд-во АПН РСФСР, 1950. - 508 е.: ил.

29. Вожов Г.А, Главное профессиональная направленность // Вестник высшей школы. - 1972. - №4. - С. 54-55.

30. Волошина М.И. Профессионально педагогические умения в системе подготовки воспитателя // Сов. Педагогика. - 1985. - №5. -С. 86-89.

31. Вопросы педагогики художественных дисциплин: Межвуз. темат. сб. тр. // Под ред. Г.В. Беды. Краснодар:. Кубанский гос. ун-т, 1982.-148 с.

32. Вопросы психологии личности / Под ред. Е.И. Игнатьева. -М.: Просвещение, 1960. 213 с.

33. Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Межвуз. сб. науч. труд. / Отв. ред. М.Н. Мокарова. М.: МГПИ, 1972.

34. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965.-379 с.

35. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: изд-во МГУ, 1985.

36. Ганкина Э.З. Художник в современной детской книге М.: Советский художник, 1977.-215 с.

37. Гегель Г.В. Эстетика: В 4-х т. М.: Искусство, 1968. - Т.1.312 с.

38. Глезерман Г.Е. Формирование, воспитание и самовоспитание личности // Вопр. философии. -1976. №4. - С. 309-318.

39. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965.-259 с.

40. Гращенко В.Н. Рисунок мастеров итальянского Возрождения: Очерки истории, теории и практики. М.: Искусство, 1963. - 425 с.

41. Данилевская Л.А., Малинин Г.А. К вопросу об изучении педагогической направленности студентов педвуза // Проблемы высшего педагогического образования: Материалы конференции ЛКПИ им. А.И. Герцена. Л., 1971. - С. 31-32.

42. Дмитриев Ю., Хайченко Г. История русского и советского драматургического театра. М.:, 1986.

43. Дружинин С.Н. О русской и советской живописи. Сборник, (сост. Э.А. Полищук.). Л.: Художник ПСФСР, 1987. - 232 е.; ил.

44. Добрых рук мастерство. Л.: Искусство, 1981.-С. 41-63.

45. Ермаш Г.JI. Искусство как творчество. М.: Искусство, 1972.-183 с.

46. Запорожец A.B. Развитие восприятия и деятельности // Вопр. психологии, 1967. №1. - С. 11-16.

47. Запорожец A.B., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. - 323 с.

48. Зинченко В.П., Вергилис Ю.Ю. Формирование зрительного образа: Исследование деятельности зрительной системы. М.: изд-во МГУ, 1969. - 106 с.

49. Зиновьев Н.М. Искусство Палеха. Л., 1968.

50. Зись Л.Я. Виды искусства. М, 1980. -С.45-88.

51. Зорин И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме. М. 1997. 240 с.

52. Зорин И.В., Квартальное В.А. Толковый словарь туристских терминов. Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. Москва -Афины. INFOGROUP. 1994.

53. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Просвещение, 1961. - 222 с.

54. Игнатьев Е.И. Психология рисунка и живописи // Вопросы психологии формирования образа. М.: Просвещение, 1954, - 224 с.

55. Изобразительное искусство. -1919. №1.

56. Ильин И.А. Одинокий художник. М.: Искусство, 1993.348 с.

57. Ильясов И.И. Структура процесса обучения. М.: Просвещение, 1986.-С. 10-28.

58. История зарубежного театра / Под ред. А.Г. Образцовой, К.А. Гладышевой, Л.Н. Солнцевой. М.: Просвещение, 1987. Ч. 1-4.

59. Искусство и жизнь: Художественно-педагогический журнал. СПб., 1915. - Т.14. - №2 - С. 34-42.

60. Искусство: Живопись: Скульптура: Архитектура: Графика: Кн. для учителя. В 3-х ч. (Сост. М.В. Алпатов, H.H. Ростовцев) 4-е изд. испр. и дошл. - М.: просвещение. 1987-1989.

61. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика / Сост. М.А. Алпатов и Н.Н.Ростовцев. М., 1987-1988. Ч. 1-2.

62. Кардовский Д.Н. Об искусстве: Воспоминания, статьи, письма // Сост. и автор примеч. Е.А. Кардовская. М.: изд-во АХ СССР, 1960. - 367 с.

63. Кауфман P.C. Очерки истории русской художественной критики. От Константина Батюшкова до Александра Бенуа. М.: Искусство, 1990. - 367 с.

64. Квартальнов В.А. Современные концепции социального туризма: новые цели и культурные сдвиги. Часть 1. Социально-экономическая структура туризма. М., 1991.

65. Квартальнов В.А. туризм: теория и практика. Избранные труды в 5 томах. М., Финансы и статистика, 1998.

66. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: изд-во АПН РСФСР, 1959. - 303 с.

67. Китов А.И. Психология Управления. М.: Высш. школа. -1979. - 153 с.

68. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи живописца и скульптора Флорентийского/ Под ред. А.Г. Габричевского. М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1934. - 291 с.

69. Кобзев М.С. Профессионально-педогошческая направленность в системе подготовки молодого специалиста // Сов. педагогика.- 1983. №3- С. 90-93.

70. Ковалев А.Г. Личность и пути ее формирования. М.: Знание, 1971.-31 с.

71. Колденкова А.Т. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности студентов. Дисс. .канд. пед. наук. - Л.: 1977.

72. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990. - 144 е.: с ил.

73. Коменский Я. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1 - М.: Педагогика, 1982. - С. 242-476.

74. Коротяев М.Б. Учение процесс творческий: Из опыта работы. - М.: просвещение, 1980. - 120 с.

75. Коромыслов Б.И. Лаковая миниатюра. Метеры. Л., 1972.

76. Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. М., 1977.

77. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. -М!: Сов. художник, 1965. 191 с.

78. Крымов Н.П. Художник и педагог: Статьи, воспоминания. -М.: изд-во АХ СССР, 1960 212 с.

79. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву.- М., 1974. 123с.

80. Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии. 1990. - С. 113-120.

81. Кузин В.С. Психология/ Под ред. Б.Ф.Ломова: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 1982. - 256 е.: ил.

82. Кузьмина Н.В. Методика исследования педагогической деятельности. Л.: изд-во ЛГУ, 1990. -114 с.

83. Кузьмина Н.В. Понятие "педагогическая система" и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. -Л.: изд-во ЛГУ, 1980. с.

84. Кузьмина Н.В. Формирование педагогической направленности у студентов в процессе изучения педагогики и психологии: Учен. зап. ЛГУ. Л., 1957. - №224. - С. 137-149.

85. Лангер В. Краткое руководство к познанию изящных искусств, основанных на рисунке. СПб., 1841. - 294 с.

86. Лазарев В.Н. Леонардо да Винчи. М.: изд-во АПН СССР, 1952.- 110 с.

87. Лернер И,Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

88. Летов В .Я Формирование интереса к профессии // Вестник высшей школы: опыгМИСИ. -1971. №10. - С. 56-67.

89. Ломов Б.Ф. Методологические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981.

90. Луначарский А.В. О воспитании и образовании/ Под ред.

91. A.M. Арсеньева, Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, М.А. Прокофьева,

92. B.А. Разумного. М.: Педагогика, 1976. - 640 с.

93. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. - 319с.

94. Лурия А.Р. Об истории развития познавательных процессов. Экспериментальное психологическое исследование. М.: Наука, 1.974. -172 с.

95. Лублинский A.A. Природа активности и ее значение в развитии школьника // Уч. зап. ЛГПИ, Т.300. Л: 1967. - С. 6-35.

96. Макаренко A.C. Педагогические сочинения: В 8-ми т. М.: Педагогика, 1984. - Т.4. - 309 с.

97. Маслов Н.Я. Пленэр: Практика по изобразит, искусству. -Учеб. пособие для студентов худож. граф. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1984. - 112 е.: ил.,1 л. ил.

98. Мастера искусства об искусстве: В 4-х т. М. - Л.: Изогиз, 1937. - Т.4. - 628 е., ил.

99. ЮО.Мастера искусства об искусстве: В 7-ми т. М.: Искусство, 1969. - Т.2. - 469 е., ил.; Т.6. - 543 е.: ил.

100. Ю1.Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. - №6. - С. 29.

101. Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. -184 с.

102. ЮЗ.Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. - 96 с.

103. Михайлова О.В. Учебный рисунок Академии художеств XYIII века. М.: Искусство, 1951. - 80 с.

104. Молева К, Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств XYIII в. М.: Искусство, 1956. - 519 с.

105. Юб.Молева Н., Белютин Э. Школа Антона Ашбе. М.: Искусство 1958. -116 с.

106. Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины XIX в. М.: Искусство, 1963. - 408 е.: ил.

107. Ю8.Молева Н., Белютин Э. П.П. Чистяков теоретик и педагог. - м.: изд-во АХ СССР, 1953. - 228 е.: ил.

108. Мороз А.Г. К вопросу о дидактической адаптации первокурсников вуза // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студента: Материалы симпозиума/ Отв. ред. К.О. Сантросян. Ереван, 1973. - С. 104-106.

109. ИО.Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. для старшеклассников. М.: Просвещение, 1986. - 160 с.

110. Ш.Найда Ю.И. Исследование методов обучения технике рисунка на младших курсах художественно-графических факультетов. -дисс. .канд. пед. наук. М., 1978. - 182 с.

111. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

112. Некрасова М.А. Искусство Палеха. Л., 1978.

113. М.Новоселов Ю.В. Рисунок, живопись, композиция: Методические рекомендации для слушателей подготовительных отделений педагогических институтов. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. - 46 с.

114. Нукало В.А. общие теоретические и методические вопросы учебного рисунка. Дисс. .канд. пед. наук. - Краснодар, 1968. - 201 л.

115. Обухов Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М.: Педагогика, изд-во Моск. ун-та, 1981. -191 с.

116. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. JI.B. Занкова. М.: Педагогика, 1975. - 440 с.118.0конь в. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. - 208 с.

117. Орловский Г.И. О художественном образовании учителя рисования: из опыта работы. Л.: Учпедгиз, 1961. - 166 с.1200 реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. - 112 с.

118. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране // Правда. 1987. - 21 марта. - С. 1-3.

119. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: Вторая половина XIX в./ Отв. ред. А.И. Пискунов. М.: Педагогика, 1976. - 599 с.

120. Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует: Советы художника. -М.: Сов. художник, 1965. 70 с.

121. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. М.: Педагогика, 1979. -214 с.

122. Пискунов А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя // Сов. педагогика. 1985. -№12. - С. 42-47.

123. Платон. Диалоги. М.: 1924.

124. Подобедова О.И. Дмитрий Николаевич Кардовский. 18661943. М.: Сов. художник, 1957. - 183 е.: ил.

125. Подвойский В.П. Психологические условия развития творческой мотивации студентов педвуза в учебно-познавательной деятельности. Дисс. .канд. психол. наук. - М., 1987. - 180 с.

126. Попова О.С. Русское народное искусство. М., 1972.

127. Проблема восприятия пространства и времени / Под ред. Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова. Л., 1961. - 211 с.

128. Проблема художественной подготовки учителя изобразительного искусства. Смоленск, 1979. - 63 с.

129. Психология восприятия / Под ред. Б.Ф. Ломова, Ю.М. Забродина, A.A. Мигькина и др. М.: Наука, 1989. - 197 с.

130. Психология исследования творческой деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Наука, 1975. - 251 с.

131. Психология процессов художественного творчества/ Под ред. Д.Д. Благого, Б.Ф. Егорова, A.A. Карягина М.: изд-во Наука, 1980.-285 с.

132. Пучков A.C., Триселев А.И. Методика работы над натюрмортом: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1982. - 160 с.

133. Психология процессов художественного творчества Л.: Наука, 1980. - 285 с.

134. Работнова И.П. Вологодское кружево, М., 1962.

135. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством: Межвуз. сб. тр./ Под ред. H.H. Ростовцева. М.: МГПИим. В.И. Ленина, 1983. - 173 с.

136. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1970.

137. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы М.: изд-во Мысль, 1969. - 190 с.

138. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М.: Сов. художник, 1978. - 235 с.

139. Рисунок/ Под ред. П.П. Белоусова, В.А. Горб, М.С. Копей-кина: Учеб. пособие. 2-е изд. - М.: АХ СССР, 1963. - 21 е.: ил.

140. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. -1990. №1. - С. 164-170.

141. Розова JIB., Стариков В.В. Искусство холуйской миниатюрной живописи. -Л., 1970.

142. Ростовцев H.H. Академический рисунок: Учеб. для студент, худож. граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1984. - 240 е.: ил.

143. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб. пособие для студентов худож. граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 е.: ил.

144. Ростовцев H.H. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учеб. пособие. М.: Изобраз. искусство, 1983. - 288 е.: 193 ил.

145. Рубинпггейн СЛ. Основы общей психологии: Учеб. пособие для высш. пед. учеб. завед. и ун-тов. 2-е изд. - Учпедгиз, 1946. - 704 е.: ил.

146. Руднев В.В. Александр Михайлович Соловьев педагог, художник, человек. - М.: Изобраз. искусство, 1970. - 143 с.

147. Русское декоративное искусство. Т.1-3, М., 1962-1965.

148. Русские художественные промыслы второй половины XIX-XX в. -М., 1965.t

149. Сапожников А.П. Курс рисования. СПб., 1875. - 107 с.

150. Ш.Салтыков А.Б. Русская народная керамика. М., 1960.

151. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советскойшколы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. - 159 е.: со схем.

152. Смирнов Г.Б., Соловьев A.M. Начинающему художнику. -Л.: Художник РСФСР, 1962. -100 е.: ил., табл.

153. Смирнов С.Д. Психология образа: Проблема активности психологического отражения. М.: изд-во МГУ, 1985. - 229 с.

154. Соколов П. История педагогических систем. 2-е изд. -Петроград, 1916. - 708 с.

155. Соловьев A.M. Рисунок в высшей художественной школе. -М.: Искусство, 1957. 45 с.

156. Социальные функции искусства и его виды. М., 1980.

157. Смирнов Г.Б., Соловьев A.M., Александров Е.С. Учебный рисунок. М.: Искусство, 1953. - 238 с.

158. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: изд-во МГУ, 1975. 343 с.

159. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 207 с.

160. Тешгов Б.М. Избранные труды: В 2-х М.: Педагогика, 1979.-207 с. - - '

161. Терентьев А.Е. Воспитывать и обучать // Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин/ Отв. ред. М.Н. Макарова. М.: МГПИ им. В .И. Ленина, 1972.

162. Трофименко А.Е. Существенные аспекты преподавания композиции.: О композиции. М.: изд-во АХ СССР.

163. Угаров Б. Ответственная миссия художника // Коммунист. -1985.- №3.- С. 81-90.

164. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.-450 с.

165. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: изд-во АН Груз. ССР, 1961. - 210 с.

166. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11-ти т. М. - Л., 1948. - Т. -С. 23-28

167. Ушинский К.Д. Человек какать предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Избранные педагогические сочинения/ Под ред. А.И. Пискунова: В 2-х т. Т. 1. - С. 229-547.

168. Формирование направленности личности: Межвуз. темат. сб. тр. / Под ред. Г.Д. Аверьянова. Владимир, 1977. -128 с.

169. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Л. Ляудус. М.: изд-во Моск. кн-та, 1989. - 240 с.

170. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1982. -107 с.

171. Фпесс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1973. - 342 с.

172. Хворостов A.C. Нейропсихология М.: изд-во Мгу, 1987288 с.

173. Хрусталев В.А. К истории высшего педагогического образования в РСФСР. М.: изд-во АПН РСФСР, 1963. - 166 с.

174. Цвет в нашей жизни / Хрестоматия по психологии. Составитель Криулина A.A. Курск. 1993. - 128 с.

175. ЧеннинИ.Ч. Трактат о живописи. М.: Искусство, 1933.

176. Шабоук С. Искусство. Система. Отражение М.: Прогресс, 1976.-223 с.

177. П1адриков В.Д. О структуре познавательных способностей //Психологическийжурнал. 1985. - Т.6. - №3. - С. 38-40.

178. Шорохов Е В. Композиция: Учеб. для студентов худож. -граф. фак. пед. ин-тов. 1986. - 207 с.

179. Шуман В.П. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педагогического вуза. -Владимир, 1972. 210 с.

180. Щербаков А.И. Изобразительное искусство: Обучение и творчество / Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. М.: Просвещение, 1967. - 266 с.

181. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. - 351 с.

182. Эсаулов А.Ф. Активизация познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982. - 221 с.

183. ЮонК.Ф. Об искусстве: В 2-х т. М.: Сов. художник, 1959. - Т.1.-284 е.; Т.2.-285 с.

184. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. -М.: Знание, 1971.-48 с.191 .Яловенко Г.В. Федоскино. М., 1959. 192. Яшухин А.П. Живопись: Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ. - М.: Просвещение, 1985. - 288 е., ил., 8 л., ил.