автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческих способностей будущего учителя технологии
- Автор научной работы
- Евдокимова, Ольга Ивановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Липецк
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Евдокимова, Ольга Ивановна, 2002 год
Введение
ГЛАВА X. Теоретические основы развития творческих способностей личности в учебной деятельности
1.1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей личности.
1.2. Возможности дисциплин «Технология швейного производства» и «Основы конструирования и моделирования одежды» для развития творческих способностей студентов.
Выводы по 1-й главе.
ГЛАВА 2. Развитие творческих способностей студентов при изучении дисциплин «Технология швейного производства» и «Основы конструирования и моделирования одежды»
2.1. Педагогические условия развития творческих способностей студентов.
2.2. Результаты педагогического эксперимента по развитию творческих способностей будущего учителя технологии.
Выводы по 2-й главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие творческих способностей будущего учителя технологии"
Проблема исследования и ее актуальность. В период активного социально-экономического и нравственного преобразования нашего общества возникает необходимость улучшения содержания, форм и методов профессиональной подготовки специалистов как для общеобразовательной, так и для высшей школы. В этом направлении эффективность подготовки учителей технологии в полной мере зависит от развития у них способностей творчески преобразовывать окружающую действительность, самостоятельности в решении практических задач, готовности к самосовершенствованию и самообразованию в соответствии с объективными условиями и субъективными возможностями. Следует учитывать, что развитие творческих способностей обучающихся происходит в том случае, если учитель сам наделен этими способностями, если он умеет вводить детей в мир творчества, активного поиска оригинальных решений поставленных задач.
Рассматривая проблему развития творческих способностей будущих учителей технологии как важнейшее условие профессиональной подготовки специалистов, мы считаем, что усиление личностной ориентации, индивидуализации и самостоятельности их учебной деятельности сделает ее более творческой. В этой связи актуальной становится проблема развития творческих способностей студентов, которая требует к себе особого внимания и нуждается в изучении, выявлении и научном обосновании педагогических условий повышения творческого потенциала будущих педагогов.
Научный анализ специальной литературы, посвященной проблемам организации учебных занятий, включающих различные виды творческой активности обучающихся, раскрыт достаточно полно (П.Н. Андрианов, Ю.К. Бабан-ский, Ю.К. Васильев, Б.И. Додонов, Г.Л. Ермаш, В.Г. Злотников, И.П. Короленко, М.П. Пальянов, В.Г. Разумовский и др.). Развитие творческих способностей субъектов обучения (В.Г. Асеев, С.М. Василевский, J1.C. Выготский, П.Я. Гальперин, М.Р. Дадашев, Е.В. Завгородняя, J1.B. Занков, Е.Н. Кабанова-Меллер, В.Н. Колбановский, B.C. Кузин, А.Н. Леонтьев, Р.А. Петровский, Б.М. Теплов, Э.А. Фарапонова, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.) свидетельствует о том, что творческие способности личности формируются на протяжении всей жизни человека, однако в генезисе их становления имеются оптимальные периоды для эффективного развития этих высших психических функций, включающие и годы обучения в вузе. Учебно-воспитательная среда высшей школы способствует развитию творческих способностей студентов, а целенаправленная работа в этом направлении увеличивает ее эффективность.
Высокая социальная и педагогическая значимость проблемы развития творческих способностей обусловила необходимость теоретической и практической разработки различных ее аспектов в обучении и процессе изучения различных учебных дисциплин (А.Д.Алехин, В.Г. Беда, Н.С. Боголюбов, В.А. Гер-вер, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев, Г.В. Черемных, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин и др.). Проблема организации учебной и декоративно-прикладной деятельности как творческой, раскрыта в трудах: Т.В. Гановой, В.Ф. Григорьева, М. Даутова, П.Г. Демчева, Н.В. Ефре-мичевой, В.В. Корешкова, С.Н. Новикова, В.В. Сидоренко, М.В. Соколова, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикалова и др. Вместе с тем, развитию творческих способностей студентов педвузов в процессе обучения технологии швейного производства, а также основ конструирования и моделирования одежды исследователями уделяется недостаточно внимания.
Таким образом, налицо существенное противоречие между педагогической необходимостью развития творческих способностей студентов в процессе преподавания дисциплин «Основы конструирования и моделирования одежды» и «Технология швейного производства», с одной стороны, и недостаточной разработанностью педагогических и методических рекомендаций осуществления преподавателем вуза этого процесса в педагогической теории и практике -с другой.
Обнаруженное противоречие определяет проблему специального педагогического исследования, суть которой мы видим в том, чтобы найти методические пути и условия развития творческих способностей будущего учителя технологии в процессе преподавания предметов «Основы конструирования и моделирования одежды» и «Технология швейного производства».
Актуальность проблемы и недостаточная ее разработанность определили тему диссертационного исследования: «Развитие творческих способностей будущего учителя технологии».
Целью данного исследования является разработка и экспериментальная проверка совокупности педагогических условий развития творческих способностей студентов в процессе изучения дисциплин «Технология швейного производства», «Основы конструирования и моделирования одежды».
Объект исследования: процесс развития творческих способностей в системе профессиональной подготовки будущего учителя технологии.
Предмет исследования: процесс выявления педагогических условий развития творческих способностей студентов факультета технологии и предпринимательства на занятиях по технологии швейного производства, основам конструирования и моделирования одежды.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей студентов педвуза при изучении дисциплин «Технология швейного производства» и «Основы конструирования и моделирования одежды» будет более эффективно, если в обучении используется личностно ориентированный подход, предусматривающий:
- вариативное содержание учебного материала;
- индивидуальную форму организации обучения;
- возможность выбора персональной технологии конструирования, моделирования и изготовления одежды; делирования и изготовления одежды;
- работу студента по личной программе учебной деятельности. * Задачи исследования:
1. Изучить состояние разработанности проблемы развития творческих способностей будущего учителя технологии в психологической и педагогической науке и практике.
2. Разработать методику диагностики творческих способностей студентов факультета технологии и предпринимательства в процессе конструирования, моделирования и изготовления одежды.
Иг 3. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия развития творческих способностей студентов технологии при изучении дисциплин «Технология швейного производства» и «Основы конструирования и моделирования одежды».
Методологической основой исследования являлись ведущие положения , философии, психологии и педагогики о сознательном и созидательном характере человеческой деятельности, об активности личности и объективных процессах ее развития, о закономерностях процесса познания, о многофакторном развитии личности в процессе обучения, о специфике творческой изобразись тельной деятельности, о развитии творческих способностей в процессе обучения.
Теоретической базой исследования послужили психологические теории деятельности (А.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, I Б.Д. Эльконин и др.), основные положения развития личности учителя
М.А.Вейт, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин,
A.И.Щербаков и др.), развития творческих способностей обучающихся в про-I цессе учебной деятельности (П.Н. Андрианов, Ю.К. Бабанский, Ю.К. Васильев,
Г"
B.Г. Разумовский и др.).
Методы исследования:
- теоретический обзор и анализ философской, психологической, ^ педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта работы преподавателей факультета технологии и предпринимательства по развитию творческих способностей студентов при преподавании предметов «Технология швейного производства» и «Основы конструирования и моделирования одежды»;
- наблюдение за творческой деятельностью студентов в процессе изучения ими дисциплин «Технология швейного производства» и «Основы конструирования и моделирования одежды»;
- анализ учебных и творческих (дипломных, курсовых) работ студентов;
- беседы со студентами, преподавателями и учителями-методистами, занимающимися интересующей нас проблемой;
I - анкетирование студентов;
- тестирование студентов и преподавателей по различным методикам;
- педагогический эксперимент.
Организация исследования: экспериментальная работа проводилась в * Липецком государственном педагогическом университете. В эксперименте принимали участие 75 студентов первого, второго и третьего курсов факультета технологии и предпринимательства. Исследование осуществлялось в три этапа:
На первом этапе (1995 - 1996гг.) изучался опыт работы преподавателей технологии в педвузах, велись теоретические разработки проблемы исследования, проводились беседы, наблюдения, выявлялась сущность способностей личности, изучались педагогические условия обучения, содействующие развитию творческих способностей студентов в этом процессе, проводилось анкетирование студентов и первое тестирование с целью определения уровней развития у них творческих способностей.
На втором этапе (1996 - 1999 гг.) разрабатывалось методическое пособие, проводился обучающий эксперимент, включающий различные педагогические условия развития творческих способностей студентов технологии в процессе прохождения практикума в учебной мастерской по конструированию, моделированию и пошиву швейных изделий, проводилось повторное тестирование студентов, принимавших участие в эксперименте.
На третьем этапе (1999-2002 гг.) анализировался и обобщался экспериментальный материал, который оформлялся в виде диссертационного иссле-'Jf дования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- обоснована необходимость и возможность развития творческих способностей студентов в процессе изучения дисциплин «Технология швейного про
1 изводства» и «Основы конструирования и моделирования одежды», включаю
I щих: способность восприятия художественного образа, пространственное и об
I разное мышление, зрительную память, творческое воображение, легкость и широту ассоциирования, эмоциональное отношение к деятельности, сенсомо-торные качества, работоспособность, самостоятельность и критичность;
- выявлены и научно обоснованы педагогические условия развития творческих способностей студентов в процессе обучения технологии швейного I производства и основам конструирования и моделирования одежды, предусматривающие: личностно ориентированный подход к обучению; вариативное содержание учебного материала; индивидуальную форму организации учебной деятельности; работу студента по личной программе обучения; возможность самостоятельного выбора технологической обработки деталей и модели для составления конструкции изделия;
- выявлены уровни проявления творчества и самостоятельности в учебной деятельности студентов в мастерской швейного производства по изготовлению выбранного ими изделия.
Практическая значимость исследования заключается в разработанной
У* и экспериментально проверенной методике обучения, включающей вариативное содержание учебной деятельности студентов в швейной мастерской, индивидуальную форму ее организации, содействующую развитию их творческих способностей. Разработанное соискателем методическое пособие используется преподавателями и учителями школ в процессе проведения учебных занятий, факультативов и кружков по моделированию и изготовлению одежды.
На защиту выносятся педагогические условия развития творческих Йг* способностей студентов в процессе изучения дисциплин «Технология швейного производства» и «Основы конструирования и моделирования одежды», базирующиеся на личностно ориентированном подходе к обучению, включающем: вариативное содержание учебного материала, индивидуальную форму организации учебной деятельности, возможность выбора технологии по изготов-I лению конечного изделия, работу студента по личной программе учебной деятельности.
Внедрение результатов исследования:
Методика развития творческих способностей студентов в процессе изу чения дисциплин «Технология швейного производства» и «Основы конструирования и моделирования одежды» внедрена в практику работы факультета «Технология и предпринимательство» ЛГПУ.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикаций основных положений работы. Материалы и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры теории и истории педагогики и кафедры профессиональной подготовки ЛГПУ, на научнопрактических конференциях. По результатам исследования опубликовано 7 pais^ бот.
Научные выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, обоснованы и достоверны, так как получены в результате анализа и обобщения психолого-педагогической, методической литературы и подтверждены в процессе проведения исследования исходными методологическими позициями, а также результатами педагогического эксперимента. Личное участие автора в полученных результатах исследования состоит в теоретической разработке поставленной проблемы исследования, в подготовке материалов для экспериментального обучения, анализе и обобщении полученных результатов эксперимента, разработке рекомендаций по развитию творческих способностей студентов в процессе обучения.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
1. В процессе обучения студентов по экспериментальной программе наблюдалось постепенное повышение интереса будущих учителей к данному виду деятельности. Во многом это достигалось в процессе открытой деятельности, т.е. студентам предлагалось множество вариантов решения поставленной задачи или проблемы. Перед ними появлялась возможность проявить свою самостоятельность, применить фантазию собственной идеи и реализовать ее на практике. Данная деятельность осуществлялась без диктата, без авторитаризма преподавателя в практическом исполнении модели. Роль педагога сводилась к роли наставника, направляющего деятельность. Выбор же технологии изготовления изделия, модели, цветового решения и т.д. оставался за студентом.
2. Развитие творческих способностей студентов обуславливалось включением в учебный процесс вуза различных форм учебной работы со студентами, использованием проблемного метода и методических приемов, стимулирующих их активную познавательную деятельность, при этом в обучение включались приемы сравнения и сопоставления понятий, изучаемых на дисциплинах «Технология швейного производства» и « Основы конструирования и моделирования одежды», с понятиями из других учебных дисциплин. Осуществлялась интеграция знаний и умений, развивались определенные исследовательские способности до проявления творчества в процессе написания опорных конспектов, докладов, дипломных и курсовых работ. Этому способствовали и разрабатываемые студентами наглядные средства обучения: пособия, специальные задания, развивающие творческие способности.
3. Важное значение в процессе эксперимента уделялось формированию у студентов элементов графической деятельности, необходимой для изготовления эскизов моделей одежды. Развитие способностей к графической деятельности осуществлялось за счет специальных упражнений по изготовлению эскизов одежды и их анализа.
4. Комплекс педагогических условий, позволивший повысить уровень развития творческих способностей обучающихся, предусматривал единство и непрерывность педагогического воздействия на них с целью повышения готовности к учебному творчеству. В экспериментальном обучении использовались постепенно усложняющиеся задания, подготавливающие к проявлению творчества.
5. Большой эффект в обучающей деятельности педагога достигался за счет введения в обучение различных форм контроля знаний и умений (самопроверка и взаимопроверка работ, коллективная оценка, система рейтинг-контроля и др.).
6. Положительная мотивация выполнения любой учебной работы обусловливалась наличием интереса обучающихся к предмету, при этом личностный компонент в учении обеспечивал необходимые условия для развития у студентов творческих способностей.
7. Сравнение успешности обучения контрольных и экспериментальных групп позволило установить, что разработанный комплекс педагогических условий, предусматривающий продуктивно-деятельностный подход к обучению на основе принципа гуманизации, является действенным средством активизации познавательной деятельности обучающихся, совершенствуя и развивая при этом составляющие компоненты их творческих способностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема приобщения студентов к творчеству в процессе обучения, максимальное выявление и развитие их творческих способностей чрезвычайно важны для их психического состояния. Творческое отношение к деятельности дает возможность лучше усваивать любой учебный материал, любые приемы выполняемой работы. Здесь главным является создание атмосферы взаимопонимания преподавателя и студента, их совместная работа только в положительной тональности. Все это является неотъемлемым компонентом целенаправленной профессиональной подготовки студентов к работе в школе, лицее или другом учебном заведении.
Анализ теоретических основ развития творческих способностей позволил выявить методологическую базу развития творческих способностей студентов I в процессе учебной деятельности по конструированию, моделированию и изготовлению одежды. Для данного вида деятельности - это набор достаточно стойких, но изменяющихся под влиянием обучения способностей, которые могут проявляться не только в запасе специальных знаний и умений, но и при на, личии образного мышления и воображения, пространственного мышления, зрительной памяти и других качеств личности, необходимых для творчества в процессе конструирования и моделирования одежды.
Анализ и обобщение психолого-педагогических исследований позволил раскрыть основные характеристики творческой деятельности, компоненты творческих способностей в развитии обучающихся. Теоретический анализ психологической сущности творческих способностей показал, что их следует рассматривать не только как уже состоявшуюся действительность, но и как потен-^ циальные возможности человека, в структуру которых входят задатки. Способности развиваются в деятельности на основе внутренних условий и внешних воздействий, обусловливая формирование ее индивидуального стиля. Обобщенная структура творческих способностей, влияющих на успешность конструирования, моделирования и изготовления одежды, должна включать: восприятие художественных образов; пространственное и образное мышление; творческое воображение; свойства зрительной памяти; ассоциативное мышление; эмоциональное отношение к деятельности; сенсомоторные качества личности; активность и саморегуляцию; работоспособность; самостоятельность и другие способности и качества личности, без которых нельзя продуктивно осуществить эту учебную деятельность.
Развитие этих способностей представляет собой процесс перехода от задатков к более сложным умственным и практическим действиям. Развитие задатков происходит в процессе деятельности - от достигнутого состояния деятельности к более совершенному качественному ее состоянию.
В результате изучения теории и практики традиционного обучения студентов педвузов было выявлено, что развитие творческих способностей студентов происходит стихийно. Для эффективного их развития необходимо создавать определенные педагогические условия, которые становятся основой для проявления и развития способностей в определенной деятельности. Одними из основных компонентов таких условий является познавательный интерес и познавательная активность личности. Они всегда связаны с положительными эмоциями к учению, наличием мотива, инициативой поиска и самостоятельности по выдвижению идей. В связи с этим особенно важно становится переход от традиционного информативного метода к проблемному обучению, который основывается на постоянном поиске. В этом аспекте эффективными являются задания с элементами творчества, которые объединяют знания различных учебных дисциплин с целью создания нового более общего результата. Самостоятельное осуществление творческих поисков в процессе осуществления учебных заданий практического характера позволяет сформировать приемы самообразования, умения работать с различными дополнительными материалами при подборе моделей с целью усовершенствования форм, выполнения эскиза, композиции и т.д.
Выявление наиболее эффективных педагогических условий, содействующих целенаправленному развитию творческих способностей студентов в процессе конструирования, моделирования и изготовления одежды, показало, что их приобщение к работе творческого характера и формирование умений самостоятельно выполнять различные задания, базирующиеся на свободном выборе моделей и технологии изготовления различных узлов изделий в учебных мастерских по пошиву одежды повышает качество всего учебного процесса. Экспериментальное обучение было направлено на развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти, логического мышления, пространственного воображения, конструкторских навыков, чувства композиции, цвета, пропорций.
Определено, что развитие творческих способностей осуществляется также за счет использования различных форм контроля знаний и умений: самопроверки, оценки экспертной группой выполненных работ, коллективной оценки, выдвижения лучших моделей на факультетскую выставку и т.д.
К педагогическим условиям, которые влияют на развитие творческих способностей студентов факультета технологии и предпринимательства в процессе обучения можно отнести: личностно-ориентированный подход к обучению; вариативное содержание учебного материала; индивидуальная форма организации учебной деятельности студентов в учебных мастерских; работа студента по личной программе обучения; возможность выбора технологии изготовления самостоятельно выбранной модели. Кроме того, в обучении должна учитываться развитость их интеллекта, творческих способностей и уровень сформированных знаний и практических умений. Не менее важна предоставляемая возможность студенту довести замысел-идею до воплощения в готовое изделие.
Основой личностно ориентированного обучения является не простое накопление системы знаний, умений и навыков, а формирование опыта учебной творческой деятельности, механизма "самоорганизации и самореализации" личности. Важно также раскрытие индивидуальности студентов в процессе изготовления изделия, способствующей активизации учения, и способностей самостоятельно решать поставленные перед ними проблемы. Самостоятельная работа студентов при хорошо продуманной ее организации, как правило, обеспечивает значительно более прочные знания и умения, глубокое понимание сущности этого вида деятельности, способствует формированию интереса к различным технологиям. Кроме того, вырабатывает умения и потребность самостоятельно осваивать их и, самое важное, развиваются способности к творчеству в любом виде деятельности.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы развития творческих способностей студентов в процессе обучения. Научный и практический интерес представляет изучение вопросов взаимосвязи возможностей развития творческих способностей студентов в процессе изучения других специальных дисциплин. Особое внимание заслуживает исследование путей и средств развития интеллектуального потенциала студента в процессе осуществления учебной деятельности в педагогическом вузе.