автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческого потенциала будущих учителей средствами декоративно-прикладного искусства
- Автор научной работы
- Криво, Тамара Михайловна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Томск
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Развитие творческого потенциала будущих учителей средствами декоративно-прикладного искусства"
На правах рукописи
Криво Тамара Михайловна
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО
ИСКУССТВА
13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
2 8 НОЯ Ш
005539941
Томск 2013
005539941
Работа выполнена на кафедре педагогики послевузовской подготовки Института теории образования ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет»
Научный руководитель
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Соколова Ирина Юрьевна
доктор педагогических наук, профессор Горелова Тамара Ивановна ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
доктор философских паук, профессор Петрова Галина Ивановна
ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет». Кафедра онтологии, теории познания и социальной философии
Ведущая организация
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Защита состоится «18» декабря 2013 г. в 14-00 час. на заседании диссертационного совета Д. 212.266.01 при ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет» по адресу: 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет».
Автореферат диссертации и текст объявления о защите размещены на сайте университета \у\ууу.1яри/ес1и/щ.
Автореферат разослан «17» ноября 2013 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета -у л. А. Беляева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Происходящие в обществе глубокие социально-экономические преобразования, стремительный прогресс в науке, технике, технологии проектирования и производства, безусловно, оказывает непосредственное влияние на систему образования и требует новых подходов к ее совершенствованию, развитию и обновлению.
Процесс подготовки высококвалифицированных учителей начальных классов начинается с первого курса обучения в педагогическом университете, и его эффективность зависит от максимальной реализации творческих задач обучения, не только направленного на получение обширных и прочных знаний, но и на планомерное развитие и воспитание личности студента.
Поэтому изучение каждого предмета значимо в системе профессиональной подготовки студентов, тем более обучение декоративно-прикладному искусству, которое приобщает их к богатому наследию народных промыслов, воспитывает художественный вкус, развивает фантазию, творческий потенциал, способствует восстановлению связей между поколениями.
В психологических исследованиях Д.Б.Богоявленской, А.И.Крупнова, В.С.Кузина, Б.Ф.Ломова, А.М.Матюшкина, К.К.Платонова, и др. проблема развития личности, ее потенциальных творческих возможностей разрабатывалась в самых разнообразных аспектах. В своих исследованиях авторы раскрывали структуру и динамику творческого развития личности, различные аспекты развития интеллектуальной, художественно-эстетической деятельности, как в общепсихологическом, так и в возрастном аспектах.
Проблемам развития творческого потенциала у учащихся посвящены работы B.C. Кузина, А.Н.Леонтьева, С.П.Ломова, Н.Н.Ростовцева, и др.
Во многих научных исследованиях (А.Д.Алехин, М.Н. Байрамбеков, Н.С.Иванова, В.Ф. Канев, B.C. Кузин, В.М.Логинов, Н.М.Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др.) большое значение придается бережному отношению к истокам народного декоративно-прикладного искусства, к творческому развитию личности учащихся.
В современных социальных условиях, проблема сохранения традиций своего народа и подготовки учителей профессионалов для художественно-творческой, просветительской деятельности в школе, способных научить детей отличать прекрасное от безобразного становится особенно актуальной.
Проведенный анализ научной литературы свидетельствует о том, что накоплен определенный опыт в исследовании проблемы развития творческого потенциала личности и профессионального образования учителя. Несмотря на научную разработанность отдельных аспектов, новые ориентиры в профессиональной подготовке будущих учителей, в частности начальных классов выдвигают в ряд актуальных проблему развития их творческого потенциала средствами декоративно-прикладного искусства. При этом в современной ситуации развития российского образования прослеживаются объективно существующие противоречия между:
- потребностью системы общего образования в учителях начальных классов, обладающих творческим потенциалом, способных к художественно-творческой профессиональной деятельности и недостаточной разработанностью теоретических оснований и практики подготовки таких педагогов в вузе;
- потребностью студентов — будущих учителей начальных классов в развитии творческого потенциала и самореализации в разных видах учебно-творческой деятельности и недостаточной разработанностью педагогических условий ее осуществления в образовательном процессе вуза.
Выявленные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования, которая заключается в выявлении и апробации научно-обоснованных педагогических условий, способствующих эффективному развитию творческого потенциала и подготовке будущих учителей к профессиональной деятельности.
В связи с выше сказанным актуальность исследования на социально-педагогическом уровне связана с развитием творческого потенциала будущих учителей в процессе их подготовки к профессиональной деятельности.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне обусловлена выявлением теоретических оснований и педагогических условий развития творческого потенциала будущих учителей средствами декоративно-прикладного искусства и подготовки к профессиональной деятельности в образовательном процессе вуза.
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с потребностью практики в разработке и реализации педагогических условий, технологии, дидактического обеспечения развития творческого потенциала будущих учителей, в том числе начальных классов, модели их подготовки к профессиональной деятельности.
Актуальность и практическая значимость проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие творческого потенциала будущих учителей средствами декоративно-прикладного искусства».
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития творческого потенциала будущих учителей средствами декоративно-прикладного искусства, разработать и реализовать модель подготовки студентов к профессиональной деятельности.
Объект исследования - процесс подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.
Предмет исследования - развитие творческого потенциала будущих учителей средствами декоративно-прикладного искусства.
В соответствии с целью, объектом и предметом сформулирована гипотеза исследования: развитие творческого потенциала будущих учителей в процессе подготовки к профессиональной деятельности будет эффективным, если:
выделен компонентный состав творческого потенциала (ТП) необходимый для реализации творческой деятельности студентов, критерии и показатели его сформированное™;
- выявлены и обоснованы педагогические условия развития ТП будущих учителей;
- создана и реализована модель подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности, разработаны технология и дидактическое обеспечение развития их творческого потенциала средствами декоративно-прикладного искусства.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической, специальной литературы по исследуемой проблеме выявить: компонентный состав ТП необходимый для реализации творческой деятельности будущих учителей, установить особенности развития их творческого потенциала в процессе подготовки к профессиональной деятельности средствами декоративно-прикладного искусства (ДПИ).
2. Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие развитие творческого потенциала будущих учителей средствами ДПИ (на примере художественной керамики).
3. Создать и реализовать модель подготовки студентов к профессиональной деятельности, обеспечивающую развитие их творческого потенциала средствами ДПИ с углубленным изучением художественной керамики.
4. Разработать технологию и дидактические средства развития творческого потенциала будущих учителей в процессе их подготовки к профессиональной деятельности в начальной школе.
5. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития творческого потенциала будущих учителей средствами декоративно-прикладного искусства, модели их подготовки к профессиональной деятельности.
Методологическим основанием исследования являются фундаментальные исследования о развитии личности, роли деятельности как характеристике активной жизненной позиции личности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.А Петровский, C.JI. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); идеи личностно-ориснти- рованного образования (Л.И. Божович, Э.Ф. Зеер, А.В Хуторской, И.С. Якиманская и др.), научные разработки и учения о роли декоративно-прикладного искусства в обществе и о художественно-творческом развитии личности (Б.М. Неменский, Н.М. Сокольникова, Б.М. Теплов и др.).
Теоретическим основанием исследования являются работы философов, социологов, педагогов, психологов, искусствоведов по проблемам: развитие и становление личности (Б.Г.Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.Н.Леонтьев,
A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); теоретические концепции проектной деятельности (Дж. и Э. Дьюи, Э. Коллингс), в отечественном образовании (В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев); взаимосвязи культуры и образования (М.М. Бахтин, В. Л. Бенин, Н.Л. Бердяев, В.П. Зинчеико и др.); гуманизации образования как стратегии обучения взрослых (М.Н. Берулава,
B.В. Давыдов, В.П. Зинчеико, В.А.Сластешш, И.Ю. Соколова и др.);
подготовки учителей начальных классов к творческой самореализации школьников на занятиях изобразительным искусством (B.C. Нургалиев, Е.Л. Рукавишникова и др.), раскрытия, развития, совершенствования творческого потенциала человека (A.A. Дергач, М.С Каган, И.А. Малахова и др.), концепции обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству (А.Д. Алехин, В,С.Кузин, Б.М.Неменский, Т.Я. Шпикалова и др.), предполагающих развитие творческого потенциала личности, создание условий для его реализации.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования: теоретические — анализ научной литературы по исследуемой проблеме; анализ и обобщение педагогического опыта; эмпирические - целенаправленное наблюдение за процессом художественно-творческой деятельности студентов на занятиях декоративным творчеством в процессе обучения художественной керамике, тестирование, констатирующий и формирующий эксперимент; систематический анализ художественных работ; рейтинг результатов учебно-творческой деятельности, уровней развития творческого потенциала личности.
База исследования.
Экспериментальная проверка гипотезы исследования осуществлялась нами в разных педагогических условиях - в процессе работы в качестве преподавателя основ декоративно-прикладного искусства и художественной керамики в детской художественной школе (ДХШ) г. Канск (1987 — 2003 гг.), в Красноярском государственном педагогическом университете (КГПУ) им. В.П. Астафьева на факультете начальных классов (2003 - 2010 гг.) - методика преподавания декоративно-прикладного искусства, в Лесосибирском педагогическом институте, филиале Сибирского федерального университета (СФУ, 2004-2010 гг.). В целом опытно-экспериментальной работой было охвачено более 500 учащихся.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2005-2007) анализировалось состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе, разрабатывался понятийно-терминологический аппарат, формулировалась цель, объект, предмет, задачи, база исследования, выдвигалась гипотеза исследования; обобщался отечественный педагогический опыт по решению проблемы исследования; выявлялись особенности организации процесса развития творческого потенциала студентов педагогического вуза.
Второй этап (2007-2012) был направлен на выявление и обоснование педагогических условий, специфики исследуемого процесса, разработку модели подготовки студентов к профессиональной деятельности, обеспечивающей развитие их творческого потенциала (ТП), проводилась апробация педагогических условий, развития творческого потенциала будущих учителей средствами декоративно-прикладного искусства.
На третьем этапе (2012-2013) проводился анализ и обобщение результатов исследования, уточнялись выводы, внедрялись результаты
исследования в практику подготовки учителей начальных классов, материалы исследования оформлялись в диссертацию.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- уточнено содержание понятия творческого потенциала, как сложного интегрального качества личности, способной к художественно-творческой и профессиональной деятельности в сфере ДПИ, выделены его компоненты (когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятелыюстный), отражающие художественное и личностное развитие будущих учителей, интегральные критерии (сформированность компонентов, уровни развития ТП с показателями — высокий, средний, низкий);
- выявлены особенности развития творческого потенциала студентов средствами декоративно-прикладного искусства, которые предполагают художественное развитие — накопление знаний о декоративном и прикладном искусстве, об опыте проектной художественно-творческой деятельности и личностное развитие — отношение к миру искусства, художественно-творческой активности, рефлексии художественных впечатлений и др.
- выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия развития творческого потенциала студентов — будущих учителей: методологические — личностно-ориентированный, деятельностный подходы; мотивационные — индивидуально-ориентированная творческая деятельность; содержательные -программы дисциплин «Художественная керамика», «Декоративно-прикладное искусство» (ДПИ), их дидактическое обеспечение; организационные — технология развития творческого потенциала будущих учителей средствами ДПИ, художественной керамики — творческий проект, выставочная деятельность;
- создана модель подготовки будущих учителей, в частности начальной школы к профессиональной деятельности, реализация которой обеспечивает развитие творческого потенциала средствами декоративно-прикладного искусства, раскрыто содержание основных компонентов модели -мотивационно-целевого, содержательного, деятелыюстного и результативного;
- разработаны дидактические средства обучения и технология, на разных этапах которой применение методов проблемного обучения, проектов, обеспечивает развитие творческого потенциала будущих учителей в процессе подготовки к профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость исследования:
- теоретически обоснована необходимость включения в содержание образовательных программ по методике изобразительного искусства материалов по художественной керамике как вида декоративно-прикладного искусства и средства развития творческого потенциала обучающихся;
- представлено теоретическое обоснование педагогических условий и технологии развития творческого потенциала будущих учителей, модели их подготовки к профессиональной деятельности;
- результаты исследования являются теоретическим основанием для подготовки и разработки различных учебно-методических и дидактических материалов, которые используются в качестве компонентов учебно-методи-
ческих комплексов в учебном процессе разных образовательных систем.
Практическая значимость результатов исследования:
- разработаны и реализованы программы спецкурсов по декоративно-прикладному искусству (ДПИ) «От истоков народного искусства к творчеству» (ФДПП) с углубленным изучением художественной керамики, учебно-методическое пособие «Художественная керамика», способствующие эффективному развитию творческого потенциала будущих учителей начальных классов на протяжении всего периода обучения декоративно-прикладному искусству в вузе;
- исследованы и обобщены материалы о декоративно-прикладном искусстве России и края, используемые в преподавании дисциплин «Основы ДПИ» и «Художественная керамика»;
- созданы и реализуются в образовательном процессе учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины «Методика преподавания декоративно-прикладного искусства», учебно-методическое пособие «Художественная керамика»;
- разработаны рекомендации учителям общеобразовательных школ, преподавателям сузов и вузов, другим специалистам в области преподавания ДПИ и развития творческого потенциала учащихся на занятиях изобразительным искусством (на примере художественной лепки и традиционной керамики);
- разработанные программа, методические рекомендации «Художественное оформление в школе» оказывают практическую помощь как студентам -будущим учителям, так и учителям общеобразовательных школ в их работе по эстетической организации школьной среды.
Достоверность результатов исследования обеспечивается выбором методов исследования, адекватных его предмету, целям и задачам, результатами экспериментальной работы при достаточной репрезентативности выборки, установлении статистически значимых различий между результатами констатирующего и формирующего экспериментов, тщательным анализом тестовых заданий, анкет, творческих декоративно — прикладных (керамика) работ, выполненных студентами.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Развитие творческого потенциала будущих учителей как сложного интегрального качества личности, ее потенциальных возможностей, является важнейшим составляющим подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности, поскольку способствует становлению профессиональных компетенций будущих учителей.
2. Основные структурные компоненты ТП: когнитивный, эмоционально-мотивацнонный, деятельностный отражают особенности развития творческого потенциала будущих учителей средствами декоративно-прикладного искусства как процесс количественных и качественных изменений, проявляющихся в художественно-творческом (накопление знаний по ДПИ, освоение художественных материалов и техник, различных способов моделирования и декорирования керамики, опыт проектной, художественно-выставочной деятельности) и личностном развитии (отношение к миру искусства,
художественно-творческая активность, отраженные в мотивах, потребностях, эмоционально-оценочном отношении, рефлексии художественных впечатлений).
3.Эффективное развитие творческого потенциала будущих учителей средствами декоративно-прикладного искусства в процессе подготовки к творческой профессиональной деятельности обеспечивается реализацией педагогических условий, учитывающих специфику подготовки будущих учителей в их единстве и взаимосвязи, предусматривающих:
- мотивирование студентов на приобщение к художественному творчеству посредством введения специального курса по декоративно-прикладному искусству (с углубленным изучением художественной керамики) с целью активизации интереса и увлеченности декоративно-прикладной деятельностью;
- организацию познавательной деятельности студентов на основе личностно-ориентированного, деятелыюстного, индивидуального подходов в обучении ДПИ;
- применение специально разработанных дидактических средств (УМК, творческих заданий, упражнений, тестов и др.) и технологии обучения (метод проектов, проблемного обучения), обеспечивающих активизацию и эффективность познавательной и проектной деятельности в сфере ДПИ;
- включение студентов в художественно-выставочную деятельность в вузе, на педагогической практике в школе (в частности, начальной) способствующую их личностному и художественно-творческому развитию.
4. Модель подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности, включающая компоненты: мотивационно-целевой (мотивы и цели деятельности), содержательный (основные идеи и принципы реализации), деятельностный (этапы, направления учебно-творческой деятельности, педагогические условия развития ТП) и результативный (критерии оценки успешности образовательных результатов, проектной и выставочной деятельности) и ее реализация обеспечивает развитие творческого потенциала будущих учителей средствами ДПИ.
5. Декоративно-прикладная деятельность наиболее эффективно помогает будущим учителям, в частности начальной школы раскрыть свои художественно-творческие способности, определить роль декоративно-прикладного искусства (на примере художественной керамики) в их личном развитии, формировании профессиональных компетенций.
Апробация и внедрение результатов исследования
Результаты исследования обсуждались на методических советах кафедры музыкально-художественного образования КГПУ; создание УМКД и их реализации в образовательном процессе вуза; участие в V Всероссийской научно-практической конференции-выставке «Школа - учитель — Искусство» (г. Чебоксары, 2004); внедрение в практику методических рекомендаций по методике преподавания художественной лепки (керамики) в вузе и в школах г. Красноярска; участие в работе круглого стола «Роль искусства в развитии личности» I Всероссийской научно-практической конференции КГПУ им. В.П. Астафьева, Красноярск, (2008), в краевой педагогической мастерской
«Организация исследовательской деятельности учащихся» - мастер-класс для слушателей курсов повышения квалификации - КК ИПК и ПП РО (2009); выступление на семинарах кафедры педагогики послевузовской подготовки ТГПУ (г. Томск, 2011, 2012 г.); участие в Региональном симпозиуме по технике надглазурной росписи «Фарфор без границ» - мастер-класс для студентов и художников-преподавателей Красноярского государственного художественного института (КГХИ) и других учебных заведений (2011).
Результаты исследования прошли апробацию, внедрены в образовательный процесс на факультете начальных классов в Красноярском государственном педагогическом университете (КГПУ) им. В.П. Астафьева и в ДХШ№1 им. В.И. Сурикова (вечернее отделение, г. Красноярск).
Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 177 источников, в том числе 5 зарубежных, текст диссертации изложен на 195 страницах, включает 3 таблицы, 4 рисунка и 5 приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обоснована актуальность, определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, методы и этапы, представлены научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; положения, выносимые на защиту; апробация и внедрение результатов исследования.
В главе 1 «Теоретическое обоснование развития творческого потенциала будущих учителей средствами декоративно-прикладного искусства» проанализированы различные подходы к развитию творческого потенциала личности в истории педагогики, в современной психолого-педагогической теории и практике; выявлены и обоснованы педагогические условия развития ТП будущих учителей средствами ДПИ (на примере художественной керамики) в процессе их подготовки к профессиональной деятельности.
В параграфе 1 «Проблема развития творческого потенциала студентов в психолого-педагогической теории и практике» представлен теоретический анализ состояния проблемы развития творческого потенциала, рассмотрены характеристики понятий «творчество», «творческий потенциал», «декоративно-прикладное искусство», «художественная керамика», «проектная деятельность», уточнено содержание этих понятий применительно к развитию творческого потенциала будущих учителей, в частности начальных классов средствами декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе вуза.
Развитие личности студентов, их профессиональных, интеллектуальных, творческих способностей, творческого потенциала является актуальной психолого-педагогической проблемой системы подготовки педагогических кадров.
В образовательных стандартах высших профессиональных учреждений выдвигаются качественно новые требования к подготовке будущего специалиста в области образования, отмечается необходимость у них развития творческого потенциала, определяющего потребность и возможность творческой самореализации.
Трактовка понятия "творческий потенциал" в той или иной отрасли научного знания имеет различный смысл и рассматривается (исходя из предмета, целевых установок, методологической основы) с разных сторон. Этот термин зачастую используется как синоним творческой активности, либо его значение распространяется на творческую деятельность, либо он отождествляется с творческими способностями.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого потенциала выявил, что единого взгляда на характеристику творческого потенциала у ученых нет. Учитывая многоаспектность и недостаточную разработанность проблемы, остановились на некоторых подходах к определению сущности развития творческого потенциала личности.
Творческий потенциал определяется как интеллектуально-творческая предпосылка к творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская), как дар, имеющийся у каждого человека, как интегральное динамичное личностное образование, как родовое свойство человека, способность к продуцированию нового (А.И. Санников). С точки зрения A.M. Матюшкина, творческий потенциал представляет собой интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении человека к творчеству. В.И. Андреев, Я.А. Пономарев,
A.B. Хуторской признают, что развитию творческого потенциала способствует активность личности. По мнению психологов (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов,
B.А.Петровский, C.JI. Рубинштейн), стремление к творчеству, максимальное проявление уникальных личностных качеств заложено самой природой, их реализация и развитие связаны, прежде всего, с условиями среды, в которой находится личность. Каждый этап развития личности связан с решением определенных задач.
В процессе анализа научной литературы было установлено, что творчество рассматривается как особый вид человеческой деятельности, для которой характерны наличие проблемной ситуации или креативной задачи; наличие благоприятных условий для творчества, личностных предпосылок и качеств, новизна и оригинальность процесса. П.Я Гальперин отмечает, что одно из важнейших качеств личности - способность к творчеству, к продуктивной деятельности, т.е. к созданию новых, несуществующих до этого сочетаний и отношений вещей и образов. Создание чего-либо нового предопределяется уровнем развития творческого потенциала личности.
В связи с этим в нашем исследовании применительно к творчеству понятие «творческий потенциал» предполагает существование личностных качеств, обеспечивающих как развитие личности, так и ее внешнее проявление в создании новых социально значимых предметов материальной и духовной культуры (в сфере декоративно-прикладного искусства).
Во втором параграфе «Декоративно-прикладное искусство в профессиональной подготовке учителей начальных классов» раскрывается специфика подготовки будущих учителей к творческой профессиональной деятельности, подчеркивается, что художественная декоративно-прикладная деятельность
теснейшим образом связана с развитием личности, так как в процессе изображения участвует не отдельная функция - восприятие, а память, внимание, мышление, личность в целом.
Декоративно-прикладная деятельность, как одно из средств формирования личности в современной системе образования имеет широкие возможности для развития индивидуальности, творческой активности и потенциальных возможностей личности, поскольку основывается на многовековом опыте, концентрируя в себе знания и умения многих поколений.
Процесс развития творческого потенциала будущих учителей представляет собой количественные и качественные изменения: художественного (накопление знаний по ИЗО и ДПИ, освоение художественных материалов и техник, различных способов моделирования керамических изделий т.д.) и личностного развития (отношение к миру искусства, художественно-творческой активности, которые отражены в мотивах, потребностях, эмоционально-оценочном отношении, рефлексии художественных впечатлений).
Процесс подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности в сфере ДПИ опирается на личностно-ориентированный, деятельностный и индивидуальный подходы в обучении, где большое внимание уделяется индивидуально-психологическим особенностям студентов, сотворчеству преподавателя и студентов.
Дидактические принципы (научности, последовательности и системности, наглядности, связи обучения с жизнью, сознательности и творческой активности, индивидуальных особенностей личности, доступности обучения, самореализации), подчиненные общей цели развития творческого потенциала студентов, взаимосвязаны между собой, являются базовыми при построении учебного процесса и определяют содержание, методы, формы, средства обучения основам декоративно-прикладного искусства.
В системе подготовки будущих учителей начальных классов к освоению различных видов декоративно-прикладного искусства особое место занимает художественная керамика (художественная лепка), специфика которой определяется особенностями и свойствами материалов, разнообразием техник и приемов их обработки. Освоение технологий, методик, технических приемов этого вида декоративно-прикладного искусства идет в тесной взаимосвязи с развитием образного, пространственного, ассоциативного мышления, творческого воображения студентов. Глина становится материалом для творческого выражения и развития творческого потенциала будущих учителей.
Кроме того, занятия художественной керамикой комплексно воздействуя на развитие будущих учителей, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики; развивают ручную умелость; формируют умение планировать работу, предвидеть результат и достигать его тем самым способствуя формированию необходимых профессиональных компетенций.
В параграфе 3 «Педагогические условия развития творческого потенциала студентов - будущих учителей средствами декоративно-прикладного искусства» на основе теоретического анализа проблемы, собственного
педагогического опыта, выявлены и обоснованы педагогические условия развития творческого потенциала будущих учителей средствами декоративно-прикладного искусства (с углубленным изучением художественной керамики):
1) мотивирование студентов на приобщение к художественному творчеству посредством введения специального курса по декоративно-прикладному искусству (с углубленным изучением художественной керамики) с целью активизации интереса и увлеченности декоративно-прикладной деятельностью;
2) организацию познавательной деятельности студентов на основе личностно-ориентированного, деятельностного, индивидуального подходов в обучении ДПИ;3) применение специально разработанных дидактических средств (УМК, творческих заданий, упражнений, тестов и др.) и технологии обучения (метод проектов, проблемного обучения), обеспечивающих активизацию и эффективность познавательной и проектной деятельности в сфере ДПИ; 4) включение студентов в художественно-выставочную деятельность в вузе, на педагогической практике в школе (в частности, начальной) способствующую их личностному и художественно-творческому развитию.
На основе анализа научных исследований делается вывод о том, что применение метода проектов в сфере декоративно-прикладного искусства как активной формы обучения создает благоприятные условия для развития творческого потенциала будущих учителей, где каждый студент может максимально реализовать свои возможности.
Преимущество данного метода в том, что он позволяет систематизировать и интегрировать знания, полученные при изучении других учебных дисциплин и использовать эти знания, для создания реального продукта творческой деятельности. В рамках курса ДПИ с углубленным изучением керамики учебное проектирование рассматривается как современная технология обучения, обеспечивающая художественно-личностное развитие студентов, способствующая активизации самостоятельной деятельности, высвобождению индивидуальных, аналитических и исследовательских художественно-творческих способностей будущих учителей.
Анализ сущности и специфики развития творческого потенциала будущих учителей, в частности начальных классов средствами ДПИ потребовал выявления компонентов (когнитивного, эмог/ионально-мотиваг/ионного, деятельностного) и критериев его оценки (уровни развития ТП с показателями - высокий, средний, низкий).
Первый компонент связан с познавательным аспектом организации учебного процесса в целом и, в частности, организации обучения методике ДПИ с углубленным изучением художественной керамики, с уровнем развития творческого мышления (оригинальности, гибкости, точности, беглости), что позволяет проследить распределение студентов по результатам усвоения учебного материала, по результатам творчества, самостоятельного поиска информации «продуктивен-репродуктивен» (по методике Е.Л. Рукавишниковой).
Второй компонент отражает эмоциональное состояние студентов в образовательном пространстве учебно-творческого процесса. В этой связи в
качестве распределения выступают отношения «интерес-безразличие».
Третий компонент связан с деятельностью, с участием студента в различных мероприятиях вуза (конференции, художественные выставки, педагогическая практика и т.д.), поэтому основной шкалой при этом выступает «активность-пассивность».
Исследование показало, что использование такого педагогического условия как подготовка, активное участие студентов в вузовской художественно-выставочной деятельности разного уровня, способствует успешному решению задачи развития творческого потенциала будущих учителей и творческой самореализации; формированию профессиональной грамоты в экспонировании своих произведений, воспитание вкуса в оформлении и подаче творческих работ; осознание своей причастности к художественной среде.
Учитель начальных классов, на плечи которого в прямом смысле ложится работа и по эстетической организации школьной среды, должен обладать знаниями и умениями в области рисунка, живописи и пластики применительно к основам декоративно-оформительского искусства (цветоведение, конструирование, моделирование), чему способствует реализация выше перечисленных педагогических условий.
Во второй главе «Организация процесса развития творческого потенциала будущих учителей средствами декоративно-прикладного искусства и экспериментальная проверка его эффективности» представлены модель, технология, дидактическое обеспечение развития творческого потенциала будущих учителей средствами ДПИ и анализ результатов экспериментальных исследований, проведенных на базе факультета начальных классов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева в 2005 - 2010 гг.
В параграфе 1 «Модель подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности, обеспечивающая развитие творческого потенциала средствами декоративно-прикладного искусства» представлена структура модели (рис.1), взаимосвязь ее компонентов, дидактическое и технологическое обеспечение процесса профессиональной подготовки студентов. Экспериментально подтверждено, что реализация модели в образовательном процессе вуза обеспечивает эффективное развитие творческого потенциала будущих учителей.
Осуществление педагогического процесса определяется сложными, множественными и разнонаправленными факторами. Функцию ориентиров в многообразии педагогических решений могут выполнять модели образовательного процесса, которые выражают сущностные особенности путей достижения целей образования.
Моделирование как метод научного познания представляет собой процесс, в ходе которого выявляются и фиксируются существенные, генетические связи между элементами системы или группами явлений. Педагогическая наука широко использует модели для представления разнообразных педагогических систем. Отправной точкой для построения педагогического процесса применительно к высшему образованию служит
модель специалиста, которая становится инструментом решения психолого-педагогических задач.
В нашем исследовании целью педагогического моделирования являлось развитие творческого потенциала будущих учителей средствами декоративно-прикладного искусства (на примере художественной керамики). В структуре модели выделено четыре взаимосвязанных компонента.
Мотивационно-целевой компонент формирует личностное отношение студента к художественно-творческой деятельности, выраженное в целеполагании, интересах, мотивах, потребности в творчестве. Содержательный колтонент отражает педагогические условия, связан с содержанием образования, включает личностно-ориентированный, деятелыюстный, индивидуальный подходы; основополагающие принципы развития творческого потенциала студентов факультета начальных классов, в соответствии с которыми организован учебно-творческий процесс; создан УМКД по декоративно-прикладному искусству, «Основы традиционной росписи», учебно-методическое пособие по спецкурсу «Художественная керамика», программу «От истоков народного искусства к творчеству» с углубленным изучением народной и современной художественной керамики, программу по педагогической практике (кружковая работа). Содержание этих программ предполагает поэтапную учебно-творческую деятельность (репродуктивную, продуктивную, творческую).
Деятелъностный компонент включает организацию учебно-творческой деятельности; стимулирование творческой активности студентов посредством проектной деятельности в сфере декоративно-прикладного искусства; формирование положительной мотивации будущего учителя на творческую самореализацию в художественно-выставочной деятельности в вузе и на педагогической практике в школе. Преподаватель на этапах планирования, организации, руководства, контролирует процесс развития художественно-творческого потенциала будущих учителей.
Результативный компонент связан с определением различного уровня критериев оценки исследуемого процесса, позволяющих оценить развитие творческого потенциала и подготовку студентов к профессиональной деятельности. Он включает осмысление, самоанализ и самооценку собственной творческой деятельности студентов, качество знаний, выполненных проектов, результатов художественно-творческой деятельности, диагностику развития творческого потенциала студентов в целом.
Целевой компонент
Цель: Развитие творческого потенциала будущих учителей средствами декоративно прикладного искусства в процессе подготовки к профессиональной деятельности Компоненты ТП: когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный
Педагогические условия развития ТП
Мотивационный компонент
Формирование личностного отношения к творческой деятельности, выраженное в
целеполагании, интересах, мотивах, потребности в творчестве, сотворчество преподавателя и студентов
Содержательный компонент
Принципы послед-ти и системности, наглядности, сознательности, творческой активности, индивидуальн
особенностей личности, доступности и посильности обучения и др.; УМК по ДПИ с углубленным изучением народной и современной худ. керамики; программы спецкурсов, факультативов, педагогической практики
Деятельностный компонент
Направления и этапы развития творческого потенциала Формирование знаний, умений и навыков в учебно-творческой деятельности
Обучение на основе личностно-ориентированного, деятель-го, индивидуального подходов; методов проблемного обучения; проведение консультаций, бесед по методике пед. и уч. практики
Организация учебно-творческой деятельности. Основной учебно-воспитательный процесс (методика ИЗО); введение спецкурсов по обучению основам ДПИ и художественной керамики
Создание креативной среды
посредством проектной и художественно-выставочной (разраб. сценария и проведение)
деятельности как средства личностного развития студентов
Результативный компонент
Формирование у студентов устойчивой познавательной мо тивации; направленность на развитие личностных качеств и творческой активности; рефлексия, удовлетворенность студентов организацией художественно-выставочной деятельности
Самооценка учебно-творческой деятельности; Качество выполнения и защиты творческих проектов; позитивная динамика развития
творческого потенциала студентов, самореализация, участие в конференциях
'.......I ' 'I
Рисунок 1. Модель подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности
В параграфе 2 «Технология и дидактическое обеспечение развития творче ского потенциала будущих учителей средствами декоративно-прикладного искус
ства» раскрыты особенности основных этапов технологии и дидактическое обеспечение развития творческого потенциала будущих учителей средствами декоративно-прикладного искусства в процессе подготовки к профессиональной деятельности.
Образовательная технология — системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса.
С целью повышения качества подготовки будущих специалистов, развития творческого потенциала и активизации познавательной деятельности будущих учителей, организации учебно-творческого процесса с высоким уровнем самостоятельности в исследовании применялись следующие образовательные технологии: личностно-ориентированное и проблемное обучение, тестовые формы контроля знаний, модульное обучение, кредитно-модульная система оценки, метод проектов.
Дидактическое обеспечение развития ТП и подготовки к профессиональной деятельности будущих учителей включает авторскую программу по дисциплине «От истоков народного искусства к творчеству» (ФДПП) с углубленным изучением керамики как вида ДПИ, учебно-методическое пособие по спецкурсу «Художественная керамика».
Программы этих курсов составлены на основе требований стандартов вуза к подготовке студентов к профессиональной деятельности и включают три этапа, где последовательно реализуются при применении специально разработанных дидактических средств и модульной технологии обучения, выявленные педагогические условия развития творческого потенциала будущих учителей средствами декоративно-прикладного искусства.
Первый этап (вводный) предназначен для студентов первого курса педвуза, предполагает: мотивирование студентов на творческую декоративно-прикладную деятельность, организацию познавательной деятельности на основе личностно-ориентированного, деятельностного, подходов в процессе изучения народного и декоративно-прикладного искусства и наделен функцией — помочь студенту самореализоваться в ходе освоения учебной дисциплины.
Второй этап (основной) предназначен для студентов второго курса и предусматривает реализацию такого педагогического условия, как применение проектной деятельности при освоении курса «Художественная керамика» как фактора развития творческой активности студентов. При этом они учатся построению декоративной (сюжетной) объемно-пространственной композиции (изразцы, декоративное панно); созданию скульптуры малых форм, методике преподавания ДПИ и художественной лепки на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе и в процессе кружковой работы; знакомятся с основами проектной, художественно-оформительской деятельности (оформление творческих работ в паспарту, выставочных витрин).
Третий этап (завершающий) предполагает реализацию педагогического условия - включение студентов в художественно-выставочную деятельность (в вузе и школе), способствующую их личностному развитию и творческой
самореализации, тем самым подтверждается их готовность к профессиональной деятельности.
Созданный нами учебно-методический комплекс (УМК) в рамках данных дисциплин представляет собой комплексную и системную организацию образовательного процесса с включением студентов в активные формы учебно-творческой деятельности в вузе, предполагает рейтинговую оценку образовательных результатов (оценка деятельности студентов в течение семестра и оценка, полученная на зачете).
Оценка работы в течение семестра накапливается путем суммирования баллов, полученных за различные виды учебно-творческой деятельности (выполнение тестовых заданий, самостоятельной работы: реферирование, обзор интернет-сайтов, выполнение проектных заданий, эскизов и др.). Задания оцениваются отдельно по степени сложности.
Каждый этап обучения сопровождается промежуточным и итоговым контролем, по результатам которого можно проследить поэтапное возрастание уровня личностного развития студентов, а применение выявленных педагогических условий помогает определить динамику процесса развития творческого потенциала будущих учителей, оценить эффективность реализации модели подготовки их к художественно-творческой профессиональной деятельности с учетом выделенных критериев.
Индивидуальный подход в обучении декоративно-прикладному искусству заключается в самостоятельной творческой работе, выполнении индивидуальных творческих заданий, творческих мини-проектов, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир студентов. Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебно-творческого процесса, способствует эффективному формированию знаний, умений, и навыков и развитию интереса к творческой работе, обеспечивает усвоение приемов познавательной деятельности.
Система контроля в вузе предполагает проведение тестирования по теоретической части курса ДПИ, презентации и с учетом критериев оценки качества практических заданий, зачет.
Разработанная нами модульная технология предполагает применение учебно-методического комплекса (УМК), включает проектную деятельность, которая используется при освоении наиболее значимых тем вузовского программного курса и рассчитана на достаточно длительный промежуток учебного времени (1-2 месяца).
На первом этапе студенты выбирают тему (она может быть предложена педагогом или придумана студентом). Последующие этапы работы: изучение литературы и музейного материала; поиск вариантов форм предмета и декора, выполнение зарисовок, эскизов, композиционное и цветовое решение; выбор материала, техники исполнения, выполнение проекта на планшете в художественно - графическом варианте; воплощение найденных решений, выполнение творческой работы в материале (лепка изделий из глины с последующим обжигом и декорированием).
Безусловно, некоторые творческие проекты студентов носят подражательный характер, и «первые шаги» в качестве «художника-керамиста» при создании декоративно-прикладных работ несколько робки, неуверенны, но художественная керамика универсальна и дает возможность каждому студенту выбрать наиболее приемлемый для него вид творческой деятельности, материал, технику исполнения.
Создание творческого проекта (от эскизного варианта до реализации в материале), его защита, участие будущих учителей в отчетной выставке декоративно-прикладного искусства в вузе - это комплексная учебно-творческая задача, требующая от студентов мобилизации всех теоретических и практических знаний, умений и навыков, но, главное, позволяющая включить механизм развития творческого потенциала будущих учителей.
В параграфе 3 «Экспериментальная проверка эффективности процесса развития творческого потенциала будущих учителей средствами декоративно-прикладного искусства и анализ ее результатов» представлены цель и этапы экспериментального исследования, выводы об эффективности развития творческого потенциала и подготовки студентов к профессиональной деятельности при реализации специальных педагогических условий и модели в образовательном процессе вуза; проведен сравнительный анализ и установлены, статистически значимые различия результатов констатирующего и формирующего экспериментов.
На начало учебного года было проведено тестирование первокурсников (тест: общих знаний основ декоративно-прикладного искусства, профессиональной ориентации в обработке В.Г. Рындак, ценностных ориентаций М.Рокича, «Творческий потенциал» (самооценка), анкетирование, опрос мотива выбора спецкурсов).
Итоги тестирования показали, что большинство молодых людей поступив в педагогический вуз профессионально ориентированы верно.
Среди ценностных ориентаций студентов преобладают здоровье, интересная работа, любовь, активная деятельная жизнь. Мотив получения образования и выбора спецкурсов распределился следующим образом: обогатить себя знаниями на первом месте, использовать в полной мере способности на втором месте, пригодится в избранной профессии на третьем месте.
Как показали результаты констатирующего этапа эксперимента по всем критериям когнитивному, эмоционально-мотивационному и деятельностному большая часть студентов находилась Fia среднем (28- 47 %) и низком (45-63 %) уровнях развития творческого потенциала (см. таблицу 1), при этом у них наблюдалась способность к декоративно-прикладной деятельности.
Раскрывая специфику народного искусства как типа художественного творчества, опираясь на исследования Т.Я. Шпикаловой, М.Сокольниковой, Н.С. Боголюбова и др., нами была создана система творческих заданий по освоению различных видов художественной обработки пластичного материала — глины, отражающие уровень знаний в сфере декоративно-прикладного искусства которые разрабатывались с учетом принципов и условий, необходимых для
развития творческого потенциала будущих учителей; задания-тесты на основе модифицированного теста Гилфорда в обработке Е.Туник, модифицированный вариант методики С.Н.Орловой, направленные на развитие творческого мышления студентов (оригинальность, гибкость, беглость, точность).
Таблица 1
Уровни развития творческого потенциала студентов 1 курса факультета начальных классов на начало опытно-экспериментальной работы
Критерии КЭ Уровни развития
Высокий % Средний % Низкий %
Когнитивный 11 28 61
Эмоционально-мотивационный 8 47 45
Деятельностный 7 30 63
Студентам предлагались контрольные тесты по изученным темам, отражающие уровеЕ1ь знаний в области ДПИ, которые оценивались определенным числом баллов, они были ознакомлены с нормами и критериями оценки их знаний и умений.
Результаты проектной деятельности оценивались по тесту итогового контроля, по качеству художественно-творческих работ во время проведения контрольных просмотров творческих проектов экспертной комиссией.
В итоге повысился уровень знаний в сфере декоративно-прикладного искусства, творческой активности студентов, творческого мышления, возрос интерес к традиционному искусству, значительно улучшилось качество выполненных творческих работ.
В ходе исследования нами были организованы отчетные художественные выставки декоративно-прикладного творчества студентов «Ярмарка творчества» (2006 — 2009 гг) с последующим обсуждением и анализом достигнутых результатов. На экспозициях были представлены лучшие учебно-методические и самостоятельные творческие работы студентов - творческие проекты, декоративные панно, скульптуры малых форм, изразцы и другие, выполненные из различных художественных материалов, с использованием разных техник декоративного искусства (сграффито, батик, коллаж, роспись художественной керамики), а также лучшие планы-конспекты по ДПИ, рефераты и курсовые работы.
Мероприятия проходили по сценариям, разработанным самими студентами под руководством преподавателя, а так же были разработаны эскизы пригласительных билетов, афиша и буклеты. Как показало исследование, такие тематические выставки приобщают студентов к мировой культуре, способствуют более глубокому изучению истории развития декоративно-прикладного искусства, а главное, помогают взглянуть на него со своей точки зрения.
Таким образом, можно констатировать безусловную взаимосвязь между общим процессом обучения студентов факультета начальных классов на основе личностно-ориентированного, деятельностного подходов к освоению курса декоративно-прикладного искусства, других дисциплин и выставочной
деятельностью студентов как единой системы взаимодополняющих элементов воспитания художественной, профессиональной и общечеловеческой культуры будущих учителей, в частности учителей начальных классов.
Реализация перечисленных выше педагогических условий в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности способствует эффективному развитию их творческого потенциала средствами ДПИ.
По итогам реализации первого, второго и третьего педагогических условий были проведены контрольные срезы, их результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровни ¡развития творческого потенциала студентов факультета начальных классов на конец первого, второго и третьего этапов эксперимента_
Критерии Уровни развития
Высок ий % Средний % Низкий %
11 этап Когнитивный 17 33 50
Эмоционально-мотивационный 12 51 37
Деятельностный 10 44 46
211 этап Когнитивный 18 48 34
Эмоционально-мотивационный 17 58 25
Деятельностный 11 48 41
3 Шэтап Когнитивный 27 43 30
Эмоционалы ю-моти вационны й 21 59 20
Деятельностный 27 48 25
Динамика развития творческого потенциала студентов па начало и окончание экспериментального исследования представлена на рис.3.
70 :
60 I
50 | 40 I 30 | ¿и I 10 1 О I1
£
III
"" Ц----- |г | ~ ~{;5"" §..........Ц.....
||||. !1п11
Е =1
55 =1
а Уровни развития высокий %
Урооии развития Средний %
я Уровни развития Низкий Уо
Рисунок 3. Динамика развития творческого потенциала будущих учителей на этапах констатирующего и формирующего эксперимента.
Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что по высокому уровню положительная динамика с положительной результативностью характерна на всех этапах эксперимента; по среднему уровню количественный состав изменяется незначительно, но происходит перегруппировка студентов; по низкому уровню наблюдается стабильная отрицательная динамика с положительной результативностью.
Отмечены повышение значимости познавательных мотивов и мотивов саморазвития. В процессе исследовательской деятельности произошло перераспределение приоритетных ценностей: на первое место по значимости вышли профессиональные, интеллектуальные ценности.
Результаты эксперимента, представленные в рис.3, демонстрируют динамику развития творческого потенциала будущих учителей средствами декоративно-прикладного искусства с углубленным изучением художественной керамики, их подготовки к профессиональной деятельности, что свидетельствует об эффективности выявленных и реализованных педагогических условий.
Установлены (с использованием ^критерия Стьюдента) статистически значимые различия результатов уровней развития творческого потенциала будущих учителей на этапах констатирующего и формирующего эксперимента.
Полученное значение /-критерия по всем критериальным признакам (когнитивному - 4,73; эмоционально-мотивационному - 4,40; деятельностному -6,15), больше соответствующего граничного значения 3,34 при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0,001, что подтверждает статистически значимость результатов констатирующего и формирующего экспериментов.
Анкетирование студентов, проведенное после завершения курсов ДПИ и художественной керамики, показало высокую степень удовлетворенности организацией процесса проектной и выставочной деятельности, характером взаимодействия с преподавателем.
В процессе формирующего эксперимента установлена зависимость успеваемости, готовности студентов к профессиональной деятельности от развития у них творческого потенциала.
Таким образом, результаты эксперимента подтвердили выдвинутую в начале исследования гипотезу.
В заключении подведены общие итоги исследования и формулируются выводы:
1. На основании анализа научной литературы уточнено понятие «развитие творческого потенциала» будущих учителей, которое можно определить как создание специального творческого образовательного пространства при реализации соответствующих педагогических условий с целью поддержания и раскрытия творческих способностей студентов в сфере ДПИ.
2. Выявлен компонентный состав ТП необходимый для реализации творческой деятельности будущих учителей (когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный); теоретически обоснованы и установлены особенности развития творческого потенциала студентов педвуза средствами
декоративно-прикладного искусства (ДПИ), отражающие их личностное и художественное развитие, двусторонний процесс накопления художественно-творческих и личностных изменений. Художественные изменения (количественный аспект исследуемого качества — знания и умения, опыт творческой деятельности) становятся основой личностных (качественных — изменяются мотивы и потребности в декоративно-прикладной деятельности, их творческая активность, позитивно меняется отношение студентов к ДПИ) в процессе подготовки к профессиональной деятельности.
3. Выявлены и обоснованы педагогические условия развития творческого потенциала будущих учителей средствами декоративно-прикладного искусства (ДПИ), реализация которых обеспечивает эффективное освоение традиционного искусства за меньший временной период, учитывающие специфику подготовки будущих учителей, в их единстве и взаимосвязи, предусматривающих:
1) мотивирование студентов на приобщение к художественному творчеству посредством введения специального курса по декоративно-прикладному искусству (с углубленным изучением художественной керамики) с целью активизации интереса и увлеченности декоративно-прикладной деятельностью;
2) организацию познавательной деятельности студентов на основе личностно-ориентированного, деятелыюстного, индивидуального подходов в обучении ДПИ; 3) применение специально разработанных дидактических средств (УМК, творческих заданий, упражнений, тестов и др.) и технологии обучения (метод проектов, проблемного обучения), обеспечивающих активизацию и эффективность познавательной и проектной деятельности в сфере ДПИ; 4) включение студентов в художественно-выставочную деятельность в вузе, на педагогической практике в школе (в частности, начальной) способствующую их личностному и художественно-творческому развитию.
4. Проведенное исследование показало, что: а) искусство керамики как вид ДПИ и компонент художественного образования имеет большие возможности в развитии ТП будущих учителей как интегрального качества личности; б) проектная деятельность как педагогическая технология обеспечивает эффективность развития ТП будущих учителей средствами ДПИ и обладает следующими дидактическими характеристиками: деятелыюстная (мыслительная, коммуникативная, практическая, презентационная); обучающая взаимодействию в группе и групповой деятельности; личностно-ориентированная; построенная на принципах проблемного обучения; формирующая навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; развивающая умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии; в) выставочная деятельность необходима будущему учителю в равной степени с учебной, она активизирует и углубляет познавательную деятельность, способствует проявлению инициативы, ответственности и самостоятельности, воспитанию вкуса в оформлении и подаче творческих работ, осознанию своей причастности к художественной среде и самореализации.
5. Разработана и реализована модель подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности, обеспечивающая развитие их творческого
потенциала средствами ДПИ, которая отражает взаимосвязь мотивационно-целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов организации образовательного процесса, проведена экспериментальная проверка ее эффективности.
Позитивная динамика результатов диагностики подтверждает влияние созданных педагогических условий па развитие ТП студентов. Преимуществами предлагаемой модели являются применимость в условиях образовательного процесса в вузе; доступность для педагогов, творчески относящихся к своей деятельности; открытость модели для ее совершенствования.
Проведенное исследование не исчерпывает весь круг проблем личностного развития студентов педагогического вуза - это лишь один из подходов в рассмотрении проблемы развития творческого потенциала будущих учителей средствами декоративно-прикладного искусства с углубленным изучением художественной керамики. Таким образом, положения, выдвинутые в диссертационном исследовании, открывают перспективу для дальнейших поисков и разработок в этом направлении.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАКРФ для публикации основных результатов диссертационных исследований
1. Криво Т.М. Особенности развития творческой активности будущего учителя начальных классов средствами художественной керамики / Т.М. Криво // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - Томск, 2009. - № (4) 2009. - С. 29 - 33.
2. Криво Т.М. Технология развития творческого потенциала студентов педвуза посредством проектной деятельности в сфере декоративно-прикладного искусства / Т.М. Криво // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - Томск, 2012. -№(2)2012.-С. 121 - 126.
3. Криво Т.М. Декоративно-прикладное искусство в системе подготовки студентов - будущих учителей начальных классов к художественно-творческой профессиональной деятельности / Т.М. Криво // Инновации в образовании. -Москва, 2013. - №4 (в печати).
Учебно-методические пособия
4. Криво Т.М. Художественная керамика: учебно-методическое пособие по спецкурсу / Т.М. Криво // Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2006. -С. 136: ил.
5. Криво Т.М. Художественное оформление в школе: программа и методические рекомендации для студентов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Т.М. Криво // Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2008. - С. 68: ил.
Статьи в журналах, сборниках научных трудов и материалы выступлений на научно-практических конференциях
6. Криво Т.М. Особенности развития творческого потенциала студентов — будущих учителей начальных классов в ходе художественно-выставочной деятельности (в сфере декоративно-прикладного искусства) / Т.М. Криво // Materialy VII mezinarodni vedecko - prakticka conference «Aktualni vymozenosti vedy -2011». Dil 10. Psychologie a sociologie. Pedagogika: Praga. Publishing House «Education and Science» s.r.o -112 stran, 2011. - C.84 - 90.
7. О самостоятельной работе студентов факультета начальных классов в процессе обучения основам художественной традиционной росписи / Т.М. Криво // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. Часть 2 / Под общ. ред.С.С. Чернова. -Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2010. - С. 238 -243.
8. Криво Т.М. Педагогическая и учебная практики в системе профессиональной подготовки студентов факультета начальных классов обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Т.М. Криво // Современное школьное образование. Выпуск 2. Педагогическая практика как системообразующий фактор профессиональной подготовки будущего учителя. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Арзамас: АГПИ, 2010.-С. 150-155.
9. Криво Т.М. Раскрытие творческих способностей студентов факультета начальных классов через художественно-выставочную деятельность. / Т.М. Криво // Молодежный научный поиск: Личность в изменяющихся социальных условиях. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Красноярск: РИО КГПУ, 2008.-С. 206-211.
10. Криво Т.М. Особенности обучения студентов педагогического вуза основам керамического искусства / Т.М. Криво // Современные тенденции и проблемы развития художественного образования России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — КГХИ, Красноярск: ИПЦ «КАСС» ,2008. - С. 59 - 61.
11. Криво Т.М. Метод проектов как фактор творческой активности учащихся детских художественных школ / Т.М. Криво // (Из опыта работы в детской художественной школе 1987 - 2002.). Эстетическое образование и воспитание в современной школе. Материалы Краевой научно-методической конференции УМЦ, Красноярск: ГИИЦ, 2005. - С. 68-69. (авт. 100%)
12. Криво Т.М. О методике преподавания декоративно-прикладного искусства в начальной школе / Т.М. Криво // Материалы Всероссийской научно-методической конференции БГПУ. - Барнаул, 2004. - С. 32 -34.
Отпечатано в «Томском ЦНТИ». 634021, г. Томск, пр. Фрунзе, 115/3. Заказ № 978. Тираж 100 экз. Тел.: 44-40-50