автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Система обучения взрослого населения профессиональной деятельности в области дизайна
- Автор научной работы
- Земелев, Серафим Николаевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2009
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Система обучения взрослого населения профессиональной деятельности в области дизайна"
На правах рукописи /
ЗЕМЕЛЕВ СЕРАФИМ НИКОЛАЕВИЧ
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ
ДИЗАЙНА
Специальность 13.00.08. - теория и методика профессионального образования (педагогические науки)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
о 2 ДПР 2033
Санкт-Петербург 2009
003465998
Работа выполнена в лаборатории теории сравнительной эффективности и качества систем образования взрослых Учреждения Российской академии образования «Институт образования взрослых»
Научный руководитель: доктор педагогических наук
Ювацкевич Петр Иванович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук
Ким Светлана Викторовна ведущий научный сотрудник Учреждения российской академии образования «Институт образования взрослых»
кандидат педагогических наук Вострова Марина Анатольевна Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Государственного образовательного учреждения «Дом детского творчества» (г. Санкт-Петербург)
Ведущая организация: Педагогический институт ФГОУ ВПО
«Южный Федеральный Университет»
Защита состоится «24» апреля 2009г. в час. .3¡2 мин. на заседании диссертационного совета Д 008.007.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Учреждении Российской академии образования «Институт образования взрослых» по адресу: 191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского, д.2.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии образования «Институт образования взрослых».
Автореферат разослан « 23» марта 2009г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук
Павлова О.В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Становление отечественной системы обучения взрослого населения в области дизайна происходит в условиях инновационного сценария развития экономики Российской Федерации и носит дискуссионный характер. Зарубежные школы подготовки дизайнеров проводят активную политику на рынке образовательных услуг, в том числе и в Российской Федерации. Отечественные кадры, обучающиеся в области дизайна за рубежом, продолжают свою профессиональную деятельность за пределами России, работая на экономику других стран.
Потребность ускоренной подготовки специалистов-дизайнеров в условиях международного финансового кризиса выступает основой для разработки специфики обучения взрослого населения, высвобождающегося из бюджетной сферы и нуждающегося в переквалификации и дальнейшей занятости в области дизайна как рыночно востребованного вида профессиональной деятельности.
В этой связи становится актуальной разработка теории и методики обучения взрослого населения по востребованным рынком видам профессиональной деятельности в области дизайна.
Отдельные аспекты дизайнерской подготовки и повышения квалификации исследованы в трудах В.Р. Аронова, Н.В. Воронова, B.JT. Глазьиева, A.B. Ефимова, К. Кантора, А.Н. Лаврентьева, С.М. Михайлова, Ю.В. Назарова, Е.Э. Павловской, В.О. Пигулевского, В.Ф. Рунге, Ю.Б. Соловьева, A.B. Степанова, В.И. Хаймана, О. Чепуровой, В.Т. Шимко.
Вместе с тем отсутствует целостная, адаптированная к условиям инновационного сценария развития российской экономики теория и методика обучения взрослого населения в области дизайна. Данное обстоятельство и обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Система обучения взрослого населения профессиональной деятельности в области дизайна».
Цель исследования: выявить закономерности и принципы обучения взрослого населения профессиональной деятельности в области дизайна.
Объект исследования: образование взрослых в области дизайна.
Предмет исследования: система обучения взрослого населения профессиональной деятельности в области дизайна.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что обучение взрослого населения профессиональной деятельности в области дизайна имеет специфические формы, пути и будет более эффективным, если:
- осуществить психолого-педагогический и экономический анализ профессиональной деятельности в области дизайна;
- выявить специфику обучения взрослых дизайну как профессиональной деятельности в условиях рынка;
- создать условия для развития творческого мышления взрослых как фактора профессиональной дизайнерской компетентности;
- разработать и реализовать программу ускоренного обучения взрослых в области дизайна.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
- дать психолого-педагогический и экономический анализ профессиональной деятельности в области дизайна;
- определить специфику обучения взрослых дизайну как профессиональной деятельности в условиях рынка и в условиях мирового экономического кризиса;
- обосновать социально-педагогические условия развития творческого мышления взрослых как фактора профессиональной дизайнерской компетентности;
- разработать и экспериментально проверить эффективность программы дополнительного обучения взрослых в области дизайна.
Методологической основой исследования явились идеи различных авторов:
- философские учения о развитии и теории деятельности (Г. Гегель, М.С. Каган, И. Кант, И. Фихте и др.);
- теории системного (В.Г. Афанасьев, B.C. Ильин, Ф.Ф. Королев, Н.В. Кузьмина, Г.П. Щедровицкий и др.), личностно-ориентированного (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.А. Сухомлинский и др.), деятельностного (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.JL Рубинштейн и др.) подходов к организации образования и целостного педагогического процесса с опорой на принципы целостности;
- теория образования взрослых (В.Н. Максимова, А.Е. Марон, В.М. Монахов, В.Г. Онушкин, В.И. Подобед, Н.К. Сергеев, В.Н. Скворцов и др.); положения, раскрывающие общие вопросы методологии педагогической науки и педагогического науковедения (Б.С. Гершунский, Г.И. Железовская, В.В. Краевский, В.И. Мареев, В.М. Полонский, JIM. Сухорукова, Е.В. Ткаченко и др.).
Теоретико-методологическую основу исследования определили труды в области:
- фундаментальных психолого-педагогических, философских, науковедческих исследований;
основ исследования культурно-исторической теории JI.C. Выготского о системном и смысловом содержании сознания в ее современном развитии (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко,
О.М. Краснорядцева, С.Д.Смирнова, O.K. Тихомиров и др.);
- системного подхода (И.В. Блауберг, Н.В. Кузьмина, М.И. Рожков и др.), современных подходов в определении критериев профессионализма педагога (Е.А. Климов, А.К. Маркова, A.A. Реан, В.А. Сластенин и др.);
- теории профессионального дизайнерского образования (Н.В. Воронов, В JI. Глазычев, A.B. Ефимов, К. Кантор, С.М. Михайлов, Ю.В. Назаров, Е.Э. Павловская, В.О. Пигулевский, В.Ф. Рунге, A.B. Степанов, Ю.Б. Соловьев, Ю.П.Фролов, О. Чепурова, В.Т. Шимко и др.);
- технологии образования взрослых (A.A. Марон, Е.П. Тонконогая, В.И. Подобед, П.И. Юнацкевич и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе был использован комплекс методов, адекватных предмету исследования: метод историко-иеадгогического анализа научных источников, их сопоставление; теоретический анализ педагогических, психологических, философских, науковедческих, методических трудов по теме исследования; изучение научной архитектурно-дизайнерской
периодической печати; анализ предмета исследования; методы эмпирические (изучение передового педагогического опыта путем включенного и дискретного наблюдения, беседы, анкетирование, анализ и систематизация данных, эксперимент); изучение опыта и методов дизайнерской подготовки ведущих отечественных и зарубежных дизайнерских школ и учебных заведений.
Этапы исследования.
Первый этап (2000-2004) - анализ философской, исторической, психолого-педагогической, искусствоведческой и дизайнерской научной литературы по проблемам дополнительного образования, изучение сущности дизайнерской подготовки взрослого человека в системе высшего профессионального образования, разработка теоретических основ и методического аппарата исследования; определение источниковедческой базы.
Второй этап (2004-2006) обобщение изученных материалов, проведение их сравнения и сопоставления.
Третий этап (2006-2008) выполнение экспериментального исследования, систематизирование и оформление выводов, обработка и внедрение основных результатов.
Базой исследования послужил Южно-Российский Гуманитарный институт г. Ростов-на-Дону, Шахтинский филиал ЮРГИ г. Шахты. Исследованием было охвачено более 350 взрослых слушателей в системе повышения квалификации по дизайнерской подготовке специалистов.
Положения, выносимые на защиту:
- система обучения взрослого населения профессиональной деятельности в области дизайна основана на целенаправленном формировании у обучаемых в системе дополнительного образования качеств субъекта хозяйственной деятельности;
педагогические кадры, обучающие взрослое население профессиональной деятельности в области дизайна, формируются на основе целенаправленного вовлечения в педагогическую и научную деятельность востребованных рынком субъектов - дизайнеров;
- специфика обучения взрослого населения в области дизайна заключается в практико-ориентированном обучении, связанном с конкретными приемами профессиональной деятельности дизайнеров, приносящими доход в условиях рынка;
- проектирование учебных программ для взрослого населения в области дизайна осуществляется в основе взаимосвязи игровой, учебной, практической и коммерческой деятельности дизайнеров в системе дополнительного образования;
стимулирование игровой учебной и практической профессиональной деятельностью творческого потенциала человека способствует формированию субъекта хозяйственной деятельности в области дизайна;
- становление творческой позиции взрослых слушателей происходит в условиях их индивидуальной практико-ориентированной подготовки в процессе совместной практической коммерческой деятельности с преподавателем на основе сотворчества.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые рассматривается система обучения взрослого населения
профессиональной деятельности в области дизайна, построенная на основе сотворчества преподавателя и слушателя;
расширена теория экономического образования взрослых представлениями об организации и содержании обучения взрослого населения профессиональной деятельности в области дизайна;
- решена задача ускоренной подготовки отечественных кадров в области дизайна для экономики России;
- определены педагогические условия формирования субъекта хозяйственной деятельности в области дизайна;
- выявлена специфика обучения взрослого населения в области дизайна, связанная с конкретными приемами профессиональной деятельности дизайнеров, приносящими доход в условиях рынка.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- представлена целостная концепция профессиональной подготовки специалистов - дизайнеров в контексте дополнительного образования;
уточнены теоретические представления о системе профессиональной подготовки дизайнерских кадров, показаны возможные пути ее дальнейшего развития и совершенствования;
- представлена педагогическая модель повышения квалификации взрослых слушателей в области дизайна на основании обучения взрослого населения конкретным приемам профессиональной деятельности дизайнеров, приносящим доход в условиях рынка;
- разработаны критерии и показатели для определения уровней дизайнерской подготовки слушателей в системе дополнительного образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что фактический материал, сделанные выводы могут быть использованы для решения вопросов ускоренной подготовки кадров для рынка дизайна и дизайнерских услуг. Результаты диссертации особенно важны для создания адекватной запросам рынка труда системы повышения уровня подготовки взрослых в области дизайна, использования методов дизайнерской подготовки слушателей, ее формы и содержания; а также при разработке программ и методик обучения в области дизайна.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими основаниями, применением комплекса методов, соответствующих объекту, предмету, цели, задачам и логике исследования, включенностью результатов исследования в систему профессиональной подготовки дизайнеров. Научные результаты и выводы исследования опираются на эмпирические данные, их репрезентативность.
Апробация и внедрение результатов. Основные выводы и результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседаниях кафедр графического дизайна и средового дизайна ЮжноРоссийского гуманитарного института и ряда лабораторий Института образования взрослых Российской академии образования, на научно-практических конференциях и семинарах разного уровня: «Проблемы современной науки и практики преподавания», Ростов-на-Дону, 2000; «Научно-методические проблемы преподавания общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации», Ростов-на-Дону, 2001; «Профессия и проблемы образования (теория, методика, практика)», научно-практическая конференция, Ростов-на-Дону, 2002; «Человек: его сущность, развитие и проблемы», международный сборник научно-практических работ, Ростов, 2003; материалы студенческих и аспирантских работ, научных сообщений, фестиваль студенческой науки
и творчества. Ростов-на-Дону, 2004, 2005; «Наука, методика и техносреда вуза», научно-методическая конференция, Ростов-на-Дону, 2005; «Наука и образование - гуманитарный потенциал развития общества», научно-практическая конференция, Ростов-на-Дону, 2006; «Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность», научно-практическая конференция, Астрахань, 2007; «Социокультурные проблемы дизайна», Ростов-на-Дону, 2008; научный журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург, 2008.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, состоящей из 222 источников, из них 12 на иностранном языке, и приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность темы, определена цель, сформулированы гипотеза, задачи, объект и предмет исследования, представлены методологическая основа, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Проблемы дополнительного образования в контексте дизайиерской подготовки взрослых слушателей» дается теоретический анализ основных понятий диссертационного исследования: «дополнительное образование», «специализированный аспект профессионально-педагогического образования и культуры», характеризуются психофизиологические особенности взрослых слушателей, развитие их творческого мышления и культуры.
Потребность в новых подходах к образованию привела к тому, что в развитых странах Европы ведутся активные разработки новых путей в дополнительном образовании, которые позволяют полнее учитывать реалии быстроменяющегося мира, научно-технического прогресса.
Суть подходов находит отражение в понимании непрерывного образования, предложенного П. Ланграндом. Непрерывное образование по П. Лангранду - система, в центре всех образовательных начинаний этой системы - человек, которому следует создать оптимальные условия для полного развития способностей на протяжении всей его жизни.
Социальная система, которая признает за воспитанием и образованием соответствующее их значению место, заслуживает названия «обучающееся общество». В нем действуют механизмы взаимопроникновения просвещения, воспитания, социального, политического и экономического устоев жизни общества (П. Лангранд, Б. Суходольский, Э. Фор и др.). Достоинства данной трактовки
непрерывного образования сводятся, на наш взгляд, к тому, что на первый план здесь выдвигается личность, условия и факторы, способствующие ее развитию.
Уточнение основных понятий, целей, факторов, путей и условий реализации непрерывного образования как ведущего принципа реформ в этой сфере выражает существо следующей стадии формирования концепции непрерывного образования в развитых зарубежных странах -методологической, реализуемой в работах Р. Даве, К. Дыока, А. Кроплей, М. Карелли, Б. Суходольского и др.
Разработка основных представлений о непрерывном образовании, его признакам дала возможность перейти к следующей стадии - стадии теоретической экспансии и конкретизации (В.Г. Осипов). В этом случае разработка осуществляется применительно ко всем основным звеньям системы непрерывного образования (X. Гуммель, Д. Карелли, Ф. Кумбс, В. Митгер, Г. Паркин и др.). Сходясь во мнении, что эффективность непрерывного образования определяется во многом степенью интеграции и координации всех образовательных центров в рамках единой системы (X. Гуммель), ученые направляют усилия на поиски оснований, путей и способов такой координации.
В целом анализ зарубежных подходов и концепций непрерывного образования показал значительную продвинутость представлений об этом феномене в современном научном знании. Выявлены факторы, обусловливающие его развитие как теоретической идеи и практического принципа организации сферы образования. Определены признаки, характерные для непрерывного образования, имеющие большое значение в формировании тенденций развития современной образовательной практики и планировании практических шагов ее преобразования в свете идеи непрерывного образования.
Существует ряд работ, поднимающих вопросы когнитивных поведений взрослого участника педагогического процесса (П. Жарвис, Д. Колб, А. Мамфорд, А. Б. Нокс, А. Роджерс, П. Хашш и др.). По мнению этих исследователей, «мышление и размышление играют важную роль в процессах обучения, и очевидно, что люди имеют склонность использовать свои мыслительные процессы по-разному».
Д. Колб и Р. Фрай предложили модель обучающего цикла, в большей степени отражающую усвоение конкретного опыта. Она представляет собою круг с включением четырех главных компонентов, последовательно расположенных один за другим: конкретный опыт — наблюдения и размышления — образование абстрактных понятий и обобщений — проверка импликаций понятий в новых ситуациях и снова возвращение к конкретному опыту. Согласно мнению авторов этой модели, процесс обучения может начаться на любой стадии и
представляет собою бесконечную спираль. Движение по вертикальной оси репрезентирует процесс концептуализации, а движение по горизонтали — изменения от пассивной к активной деятельности.
Важное место среди проблем, находящихся в центре внимания ученых, занимают вопросы, связанные с понятийным аппаратом образования взрослых, поэтому на первый план выходит проблема определения «взрослости» человека.
По данным ЮНЕСКО взрослым называется «всякий человек, признанный взрослым в том обществе, к которому он принадлежит». Поэтому взрослым называют человека, достигшего физиологической, психологической и социальной зрелости, обладающего определенным жизненным опытом, зрелым и постоянно растущим уровнем самосознания, принимающего на себя полную ответственность за свою жизнь (в том числе экономическую и моральную) и поведение.
В соответствии с Аналитической запиской к Плану мероприятий государств-участников СНГ по реализации Концепции образования взрослых в государствах-участниках СНГ под образованием взрослых понимается процесс обучения и воспитания граждан, направленный на формирование у обучаемых качеств субъекта деятельности, т.е. качеств взрослого человека. Данный подход был избран для теоретического обоснования системы обучения взрослого населения профессиональной деятельности в области дизайна как процессе целенаправленного формирования у обучаемых в системе дополнительного образования качеств субъекта хозяйственной деятельности.
Мы решаем задачу обоснования системы обучения взрослого населения профессиональной деятельности в области дизайна как результата слияния отобранных для рассмотрения методов и практического опыта и условий преподавания специализированных профессиональных курсов дизайна широким слоям взрослого населения.
Практические предпосылки, актуализирующие необходимость исследования специфики обучения взрослого населения профессиональной деятельности в области дизайна проявляются в тех изменениях, тенденциях и фактах, которые можно наблюдать в существующей практике подготовки дизайнерских кадров. Прежде всего —- это переход на многоступенчатые, многоуровневые модели подготовки специалистов-дизайнеров, в которых более четко обозначаются общее и профессиональное, федеральное и региональное в содержании образования, от ступени к ступени усиливается их взаимосвязь; происходит сближение, ориентация на творческие силы; обеспечивается многовариантность путей достижения желаемых образовательных результатов.
Для решения задачи обоснования системы обучения взрослого населения профессиональной деятельности в области графического и арт-дизайна нами разработана педагогическая модель повышения квалификации взрослых слушателей, на основе сотворчества преподавателя и слушателя, которая рассмотрена во второй главе диссертации.
Вторая глава «Экспериментальное обоснование формирования творческого мышления слушателей курсов дизайна в системе обучения взрослого населения профессиональной деятельности»
раскрывает содержание эксперимента по апробации педагогической модели повышения квалификации взрослых в области дизайна на основе сотворчества преподавателя и слушателя, предлагает методическое решение проблемы формирования навыков и умений в области композиции, стилизации и графического изображения у слушателей курсов дополнительного образования на базе ЮРГИ.
Принципы обучения взрослых отличны от традиционных педагогических, но, несмотря на достаточно высокий уровень теоретической и научно-методической проработки, недостаточно внедряются в практик}'. Ощущается серьезный недостаток учебно-методических материалов, теоретических разработок, предназначенных специально для обучения дизайнерским специальностям, что существенно снижает эффективность обучения взрослых. Научные исследования в области дизайнерского образования, разработка технологии обучения, учитывающей социально-психологические особенности слушателей, недостаточно масштабны. Не хватает конкретных научных разработок по отдельным видам дизайна.
Обучение взрослых слушателей дизайнерским дисциплинам основано на специфических принципах и приемах. Особенностью нашей методической системы является то, что она построена на интегративной взаимосвязи теоретических и практических занятий, навыков и умений основ композиционного проектирования и построения, изобразительной грамоты и технологии прикладной графики, востребованных рынком. Основными предпосылками развития творческой активности слушателей являются сотворчество преподавателя и слушателя, рост их творческих достижений, композиционных и графических навыков, которые выражаются в их самостоятельном творчестве, как в процессе занятий, так и после окончания курса обучения. Разработанная нами педагогическая модель, представленная в виде схемы (рис.1) способствует построению образовательного процесса системы повышения квалификации взрослых слушателей в области графического дизайна.
Рис. 1. Педагогическая модель повышения квалификации взрослых слушателей в области графического дизайна на основе сотворчества преподавателя и
слушателя.
Данная модель включает в себя следующие этапы дизайнерского проектирования: построение простых (геометрических) форм, стилизация формы (предмета и среды), интерпретация формы (предмета и среды).
Реализация этапов педагогической модели осуществляется путем нескольких видов занятий:
- лекции (где доминирует роль преподавателя), в основном проходит в форме монолога;
- семинары (появляются элементы сотворчества преподавателя и слушателя), в форме диалога, дискуссии, обсуждения;
- практические занятия с использованием интерактивных методов обучения (в полной мере проявляется сотворчество преподавателя и слушателя), которое проходит не только в диалоговой, но и в визуальной и практической формах;
- различные формы самостоятельной работы, предполагающей закрепление умений и навыков, полученных на аудиторных занятиях (творческое доминирование слушателя), проходит индивидуально.
Основными предполагаемыми результатами реализации настоящей модели в реальном образовательном процессе стал выход на следующие достижения слушателей: слушатель должен знать основные методы дизайнерского проектирования, закономерности пространства, куда входят законы перспективы, симметрии, ритма; уметь анализировать объект, форму и пространство, а также свободно владеть графическими средствами, обладать навыками работы с графическими материалами, способствующими развитию таких творческих способностей как; стилизация формы, обобщение формы и ее композиционное построение.
В ходе экспериментальной апробации педагогической модели использовались этапы и методы графической и композиционной подготовки обучающихся взрослых. Важной чертой на всех этапах работы являлось индивидуальное и групповое общение, основанное на сотворчестве преподавателя и слушателей курсов повышения квалификации. Процесс общения строился на заинтересованности педагога и слушателя в совместной творческой деятельности. Такой стиль общения объединял в себе взаимодействие нравственных установок преподавателя и навыков профессионально-педагогического общения. В результате непосредственной творческой деятельности преподавателя и слушателей сформировалось совместное творческое решение по развитию композиционных навыков (табл. 1).
На первом (начальном) этапе у слушателей недостаточно знаний об изобразительных средствах, наблюдается дефицит умений и навыков в графическом изображении, посредственное представление о компоновке изображения в плоскости листа. Второй этап характеризуется непосредственным взаимодействием преподавателя и слушателя, где
проявляется активность во владении изобразительными средствами, сознательное использование основных графических приемов, происходит знакомство с формальной структурой компоновки изображения в плоскости, а также закрепляются общие понятия о различных вариантах композиционного строя, приемах и средствах. Третий этап - освоение слушателем техники изображения, свободное применение графических приемов, сознательное использование различных вариантов компоновочных структур.
Таблица 1.
Этапы развития композиционных навыков у слушателей в результате совместной творческой деятельности с преподавателем
Способы дизайнерской деятельности 1 Этап 2 Этап 3 Этап
1 г 3 4
Изобразительные средства У слушателя на этом этапе представление об изобразительных средствах развито недостаточно Проявляется активность в овладении изобразительными средствами при непосредственном взаимодействии преподавателя и слушателя Освоены техника изображения и его эмоциональное содержание непосредственно слушателем
Приёмы Недостаток умений и навыков в графическом изображении предметов Формируется сознательное использование основных графических приёмов Самостоятельное, свободное применение графических приёмов в работе над композицией
Компоновочная структура Посредственное представление о компоновке изображения в плоскости(в формате) листа Знакомство с формальной структурой компоновки изображения в плоскости (формате) Сознательное применение различных вариантов компоновочных структур
Композиция Интуитивное представление о композиции, гармонии и средствах её создания Общие понятия о вариантах композиционного строя, приёмах средствах и материалах при непосредственном взаимодействии преподавателя и слушателя Креативный подход в решении композиционных задач в дизайнерской деятельности непосредственно слушателем
Работа над заданием (композицией) завершалась групповым просмотром, который проходил в форме диалога с использованием визуального ряда. Усвоение материала при обучении формированию основ графического, стилизационного, композиционного мышления
значительно повышалось при индивидуальном подходе, в процессе совместного обсуждения выполненных задач, т.е. в сотворчестве слушателя и преподавателя. Знания и умения каждого слушателя различны, каждый является носителем собственного опыта в какой-либо другой профессиональной деятельности. У каждого из них свой творческий потенциал и это накладывало отпечаток на характер усвоения предлагаемого материала в обучении. Одни легко овладевали какими-либо техническими приемами, другие, наоборот, долго не могли овладеть ими, что занимало более длительный период времени.
В ходе эксперимента по апробации педагогической модели была разработана методика обучения слушателей, основанная на сотворчестве с преподавателем по основам графики, стилизации и композиции, которая способствовала сознательному созданию произведений в области графического дизайна.
Для проведения эксперимента были использованы организованные на базе ЮРГИ (Южно-Российского гуманитарного института), города Ростова-на-Дону курсы обучения дизайнерским дисциплинам в системе дополнительного образования. Предложенная нами методическая система состояла из 4 составляющих модулей, включающих в себя теоретические, практические занятия, семинары и упражнения. Каждый курс предусматривал более полное изучение соответствующей дисциплины (теория и практика) и находился в тесной взаимосвязи с каждым из других курсов.
Исходя из социального состава взрослых слушателей, для проведения эксперимента были сформированы три группы. Группа 1К включала слушателей без опыта творческой работы и являлась контрольной для сравнения с результатами двух других групп, так как они качественно отличались от первой. В состав группы 1Э и группы 2Э входили взрослые слушатели, имеющие высшее образование, высшее педагогическое, незаконченное высшее и средне-специальное образование. Группа 1Э преимущественно состояла из преподавателей дисциплин изобразительного искусства, слушателей с неоконченным высшим и средне-специальным художественным образованием. Группа 2Э в основном была представлена взрослыми слушателями технических и гуманитарных специальностей, имеющих общие начальные навыки и знания в специфике дизайнерской деятельности.
Цель эксперимента - проследить динамику показателей роста творческих достижений взрослых слушателей на всех этапах обучения в трех группах, выявить наиболее слабо подготовленных слушателей, для того, чтобы уделить им больше времени и внимания, дать возможность понять, проанализировать предложенные материалы, а также графически его изобразить.
В ходе эксперимента по изменению показателей творческих достижений взрослых слушателей по дизайнерским дисциплинам («Основы графики», «Основы стилизации» и «Основы композиции», диаграммы №1, №2, №3) были достигнуты следующие результаты:
- средние показатели взрослых слушателей в контрольной группе 1К в констатирующем эксперименте составляли посредственный уровень -98%;
- в экспериментальной группе ] Э — на начальном этапе обучения -70%, на завершающем этапе обучения - 7%;
- в группе 2Э на начало эксперимента посредственный уровень составлял 84%, а в завершении 21% , тогда как в контрольной группе показатель посредственного уровня - 25%.
Также, нам удалось поднять высокий уровень творческих достижений в группе 2Э с 1 % на начальном этапе обучения, до 33 % на завершающем этапе обучения. А в контрольной группе 1К высокий уровень творческих достижений составил 12%.
Диаграмма 1.
Изменение показателей творческих достижений в группе 1К
начальный промежуточный завершающий этапы обучения
Изменение показателей творческих достижений в группе 1Э
Диаграмма 2.
% 100 П
90
70 60 50 -40 -30 20 10 -0
□ Высокий ¡3 Средний и Посредственный
начальный промежуточный завершающим этапы обучения
Изменение показателей творческих достижений в группе 2Э
Диаграмма 3.
□ Высокий И Средний ЕЭ Посредственный
начальный лромежугочный завершающий этапы обучения
Из этого следует, что, применение методики обучения основам графики, стилизации и композиции, основанной на сотворчестве преподавателя и слушателей, приводит к значительному росту творческих достижений как у групп с предшествующей дизайнерской подготовкой,
так и у слушателей, не имеющих до этого специальной подготовки, что доказывает эффективность разработанных авторских программ и методик.
В заключении обобщепы результаты исследования, сформулированы следующие выводы:
1. Система обучения взрослого населения профессиональной деятельности в области дизайна строится на основе формирования качеств субъекта хозяйственной деятельности в области дизайна путем организации сотворчества преподавателей и слушателей ускоренных курсов повышения квалификации специалистов-дизайнеров.
Педагогические кадры, обучающие взрослое население профессиональной деятельности в области дизайна, формируются на основе целенаправленного вовлечения в педагогическую и научную деятельность востребованных рынком субъектов - дизайнеров.
2. Педагогическая модель повышения квалификации взрослых слушателей на основе сотворчества преподавателя и слушателей в системе дополнительного образования включает в себя:
- систему соотношений технологий и принципов педагогики и социальных особенностей слушателей в моделях обучения конкретным задачам для создания эффективных программ обучения дизайну;
- этапы дизайнерского проектирования, рассматривающие проблемы построения простых геометрических форм, стилизацию формы, предмета и среды, а также их интерпретацию;
- реализацию этапов дизайнерского проектирования через различные виды занятий (лекции, семинары, практические занятия и различные формы самостоятельной работы);
- методику обучения слушателей на основе сотворчества, направленную на создание значимого для них результата;
- разработанную автором объективную систему критериев оценки результатов творческих достижений слушателей в дизайнерской подготовке.
3. Разработаны и внедрены программы подготовки слушателей курсов дизайна в системе дополнительного образования, стимулирующие высокое развитие творческой и деловой активности, а также нравственной ответственности. Основные составляющие программ:
- рабочие программы курсов «Основы графики, основы стилизации и основы композиции»; методические пособия по курсам «Основы графики, основы стилизации и основы композиции»;
- комплекты наглядных пособий по заявленным курсам «Основы графики, основы стилизации и основы композиции»;
- рекомендуемая литература на основе справочных, учебных, методических, монографических, персональных, периодических и электронных источников по дизайнерскому образованию и практике.
4. Специфика обучения взрослого населения в области дизайна заключается в практико-ориентированном обучении, связанном с конкретными приемами профессиональной деятельности дизайнеров, приносящими доход в условиях рынка. Проектирование учебных программ для взрослого населения в области дизайна осуществляется в основе взаимосвязи игровой, учебной, практической и коммерческой деятельности дизайнеров в системе дополнительного образования.
5. Стимулирование игровой учебной и практической профессиональной деятельностью творческого потенциала человека способствует формированию субъекта хозяйственной деятельности в области дизайна. Становление творческой, нравственной и хозяйственной позиции взрослых слушателей происходит в условиях их индивидуальной пракшксюриенгированной подготовки в процессе совместной практической коммерческой деятельности с преподавателем на основе сотворчества.
Эффективность подготовки слушателей в системе повышения квалификации отражена в сравнительной характеристике уровней творческих достижений в процессе дизайнерской подготовки. Исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы об использовании научно-обоснованной целостной профессиональной системы дизайнерской подготовки, соответствующей в целом потребностям, возможностям и особенностям слушателей.
Данная работа является основой для дальнейшего исследования в области развития творческого мышления и проектной деятельности дизайнерской подготовки не только слушателей в системе повышения квалификации дополнительного образования, но и студентов художественно-промышленных и художественно-педагогических специальностей.
Основные положения диссертации отражены в публикациях:
Статьи, опубликованные в рецензируемых журналах, состоящих в перечне ВАК РФ
1. Земелев С.Н. Образование взрослых как предмет педагогических исследований в системе непрерывного образования // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика». №7. /С.Н. Земелев // - Ростов н/Д, 2006. (0,5 пл.)
2. Земелев С.Н. Развитие дизайнерских способностей в учебной деятельности слушателей системы повышения квалификации // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Научный журнал. №32(70). /С.Н. Земелев //- Санкт-Петербург, 2008. (0,5 пл.)
Статьи, тезисы, материалы конференции
3. Земелев С.Н. Проблемы обучения студентов факультета дизайна основам композиции // Проблемы современной науки и практики в преподавании. Тезисы научно-методической конференции. ЮжноРоссийский гуманитарный институт. /С.Н.Земелев// - Ростов н/Д, 2000. (0,1 п. л.)
4. Земелев С.Н. Научно-методические проблемы, возникающие в процессе обучения арт-дизайну // Научно-методические проблемы преподавания общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации: Тезисы научно-методической конференции. /С.Н.Земелев// - Ростов н/Д: Южно-Российский гуманитарный институт, 2001. (0,1 п.л.)
5. Земелев С.Н. Проблемы дизайн-образования Профессия и проблемы образования (теория, методика, практика). Материалы (статьи, доклады, тезисы) научно-методической конференции. /С.Н.Земелев// -Ростов н/Д, Южно-Российский гуманитарный институт, 2002. (0,1 п.л.)
6. Земелев С.Н. Филогенез методов художественной обработки кожи в произведениях арт-дизайна // Гуманитарность. Коммуникации. Толерантность: Межвузовский сборник научных статей. Том1. /С.Н.Земелев// - Ростов н/Д, 2003. (0,4 п.л.)
7. Земелев С.Н. Алгоритм работы по экспериментальной программе «Арт-Дизайн» // Человек: его сущность, развитие и проблемы: Межвузовский сборник научно-практических работ. Вып. 15. /С.Н.Земелев// - Ростов н/Д, 2003. (0,1 п.л.)
8. Земелев С.Н. Генезис видов дизайна. Материалы студенческих и аспирантских работ, научных сообщений // Фестиваль студенческой науки и творчества "БТАЯТМАХ". /С.Н.Земелев// - Ростов н/Д: ЮРГИ, 2003. (0,2 п.л.)
9. Земелев С.Н. Некоторые аспекты дизайнерской подготовки для слушателей дополнительного образования по Арт-Дизайну. / Фестиваль студенческой науки и творчества "БТАКТМАХ". Сборник статей. /С.Н.Земелев// - Ростов н/Д: Фолиант, 2005. (0,2 п.л.)
10. Земелев С.Н. Дополнительное образование как неотъемлемая часть в подготовке творческих специалистов // Наука, методика и техносреда вуза: Научно-методическая конференция. /С.Н.Земелев/7 -Ростов н/Д, 2005. (0,1 п.л.)
11. Земелев С.Н. Основные аспекты дизайнерской подготовки для взрослых слушателей отделения дополнительного образования (на примере курса по Арт-дизайну) // Вопросы международного сотрудничества в дополнительном профессиональном образовании Южного региона. /С.Н.Земелев// - Ростов н/Д: РГПУ, 2006. (0,3 п.л.)
12. Замелев С.Н. Процесс художественного творчества в системе дополнительного образования И Наука и образование - гуманитарный потенциал развития общества: Тезисы научных сообщений. /С.Н.Земелев// - Ростов н/Д, 2006. (0,2 п.л.)
13. Земелев С.Н. Теоретические основы дизайнерской подготовки взрослых слушателей в системе дополнительного образования // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность: Сборник научных статей. Вып. 9. /С.Н.Земелев// - Астрахань, 2007. (0,2 п.л.)
14. Земелев С.Н. Особенности преподавания дизайнерских дисциплин в системе повышения квалификации специалистов-дизайнеров // Образование в эпоху перемен: Сборник научных трудов. Вып. 5. /С.Н.Земелев// - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2007. (0,4 п.л.)
15. Земелев С.Н. Специфика повышения квалификации дизайнеров // Социокультурные проблемы дизайна: Сборник статей. /С.Н. Земелев// -Ростов н/Д, 2008. (0,3 пл.)
16. Земелев С.Н. Индивидуально-творческий подход как основа развития дизайнерских способностей слушателей в системе повышения квалификации. // Культура, общество, личность: проблемы науки и образования. Тезисы научных сообщений профессорско-преподавательского состава. Южно-Российский гуманитарный институт. /С.Н. Земелев// - Ростов-на-Дону: Изд-во «Антей», 2009. (0,2 п.л.)
Подписано в печать 10.03.2009 г.
Печать офс. Бумага офсетная. Формат 60x84 1/16. Объем 1,5 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № 170
Отпечатано в типографии ИОВ РАО 191180, Санкт-Петербург, ул. Черняховского, 2