автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве
- Автор научной работы
- Бурганова, Инесса Фернадовна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Казань
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Бурганова, Инесса Фернадовна, 1999 год
ВВЕДЕНИЕ.з
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ БАРЬЕРОВ В ПСИХОЛОГИИ.
1.1. познавательно-психологический барьер в творчестве.
1.1.1. Разработанность проблемы психологических барьеров в зарубежной и отечественной психологии.
1.1. 2. Психологический механизм творчества.
1.1.3. Понятие познавательно-психологического барьера (ППБ).
1.1.4. Барьеры в системно-динамической модели деятельности.
1.1.5. Другие подходы к проблеме интеллектуального творчества и психологических барьеров в отечественной психологии (обзор).
1.2. мотивационно-личностньш факторы в преодолении барьеров.
1.2.1. Личностные черты творцов и преодоление барьеров.
1.2.2. Мотивация творческой деятельности.
1.2.3. Направленность личности в процессе творчества.
1.2.4. Установка как барьер.
1.3. Барьер в концепции человека как субъекта творческого саморазвития.
1.4. Выводы по Главе 1.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ БАРЬЕРОВ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ.
2.1. Требования к методике экспериментального исследования.
2.1.1. Требования к экспериментальному материалу.
2.1.2. Примеры методов и задач, применяемых для экспериментального изучения процесса интеллектуального творчества.
2.1.3. Требования к экспериментальному материалу, экспериментальной процедуре и контингенту испытуемых при исследовании барьеров в интеллектуальной деятельности.
2.1.4. Общая схема организации эксперимента по исследованию барьеров трех степеней в интеллектуальной деятельности.
2.2. Способность к преодолению барьера при решении задач первой и второй степени сложности.
2.2.1. Определение познавательно-психологических барьеров первой и второй степени.
2.2.2. Экспериментальное исследование барьеров первой и второй степени в интеллектуальной деятельности.
2.2.3. Результаты первой серии экспериментов.
2.2.4. Результаты второй серии экспериментов.
2.3. Экспериментальное исследование барьера третьей степени.
2.3.1. Определение барьера третьей степени.
2.3.2. Условия проведения эксперимента.
2.3.3. Описание задачи и этапы ее решения.
2.3.4. Результаты третьей серии экспериментов.
2.4. Обсуждение результатов и их теоретическое обоснование.
2.5. Выводы по Главе 2.
Введение диссертации по психологии, на тему "Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве"
Актуальность темы. Проблема творческой активности человека является по-настоящему современной и актуальной. Человечество стоит на пороге третьего тысячелетия - новые информационные технологии открывают новые возможности использования мировых информационных ресурсов. Растет значение продуктивной, творческой деятельности. Таким образом, главной задачей общества становится формирование творческой личности, личности, способной не просто известным способом решать известные задачи, но ставить новые вопросы и находить новые оригинальные решения.
Психология творчества как самостоятельная ветвь психологии стала складываться в конце XIX - начале XX веков. На начальном этапе своего становления доминировал "созерцательно-объяснительный тип знания" (Я.А. Пономарев) и получение сведений о психологических особенностях творчества складывалось из описания созданий великих творений, обстоятельств жизни их авторов и их личных качеств, а исходным материалом служили, как правило, автобиографии и мемуары выдающихся ученых, изобретателей. Со временем исследователи творчества стали использовать и иные методы получения информации о протекании творческого процесса, ставились эксперименты, результаты которых тщательно фиксировались и анализировались. Шел процесс формирования "эмпирического" типа знания. В период научно-технической революции еще острее возникла необходимость изучать творческую деятельность человека - в связи с потребностью управлять творческим процессом, направлять его на решение тех или иных проблем. Вопрос о моделировании и исследовании процесса мышления и творчества не дает покоя ученым, занимающимся исследованиями природы, общества и человека, практикам, которые создают технические устройства, обучают детей и студентов, ищут нетривиальные решения в управленческой деятельности, в частном предпринимательстве. Загадка творчества относится многими из них к разряду "мировых загадок", решение которых не предполагает возможности четкого однозначного ответа.
На базе фундаментальных работ по исследованию истории "психологии творчества" (Я.А. Пономарев [92, 93, 94, 96, 97, 99], М.Г. Ярошевский [147, 148], O.K. Тихомиров [126, 127] и др. [19, 20, 61, 64]) можно заключить, что попытки найти пути к разгадке этой "мировой тайны" делали в свое время многие именитые ученые - естествоиспытатели Г. Гельмгольц, И.М. Сеченов, А. Эйнштейн, М. Планк, В.И. Вернадский. Первые книги по проблемам научного творчества были созданы в начале нашего века химиком В. Оствальдом и математиком А. Пуанкаре. Крупнейшие психологи, такие как Ф. Галь-тон и М. Кеттел, К. Дункер [153] и М. Вертгеймер [34, 164], используя тестовый, статистический, биографический методы, изучают творчество и также обращаются к проблеме личности ученого. Французский психолог Рибо намечает первую концепцию творчества [117]. В России начала XX века А.А. Потебня и его ученики изучают особенности творческого (научного и художественного) мышления на основе лингвистического подхода. Русский инженер П.К. Энгельмейер анализирует специфику творчества на основе изучения технического изобретательства [144] и предлагает разработать специальную науку о творчестве - эвриологию (или эврологию). Значительный вклад в разработку проблемы внесли и такие ученые как А.Н. Веселовский, Д.Н. Овсянико-Куликовский, С.О. Грузенберг [48], В.М. Бехтерев и др. Изучением особенностей мышления, этапов его развития занимались Л.С. Выготский [36-38], А.Р. Лурия [78-79], Ж. Пиаже [89].
Во второй половине XX века растет практическая потребность в исследованиях подобного рода, применяется все больше разнообразных методов, разрабатываются специальные методики исследования и программы развития творческого ("дивергентного", "латерального", "бокового", "нестандартного" по терминологии разных авторов) мышления. В это время активные поиски ведутся как за рубежом (Дж. Гилфорд [45, 156]; К. Тейлор, Ф. Баррон, Д. Харрингтон [150, 161]; Г. Грубер, П. Вернон, Е. Торранс [см. 5, 15, 19, 20, 51, 58, 86, 128, 149, 152, 155, 163]; Э. Де Боно [26] и др.) так и в нашей стране (Д.Б. Богоявленская [21-23], Б.М. Кедров [61-64], A.M. Матюшкин [80], Я.А. Пономарев [92-99], В.Н. Пушкин [112-114], С.Л. Рубинштейн [118-120], Тихомиров O.K. [126, 127] и другие [6-9, 29-31, 41, 44, 50, 51, 53, 57, 60, 74, 87, 90, 106, 107, 109, 110, 111, 116, 122, 123, 133, 137, 145]).
Всюду, где творчество перешло в стадию "действенно-преобразующего" знания, возникла необходимость не только констатировать наличие творческих актов, озарений, но и изучать сам психологический механизм творчества, проникать в его сущность. Сердцевину творчества и наиболее значимую его часть с точки зрения психологии представляет процесс, происходящий внутри субъекта творчества, его внутреннеплановые действия. Именно здесь при переходе от одной фазы к другой, независимо от проработки этого вопроса в разных психологических школах, констатируется, что движение от фазы к фазе лишено плавности, оно требует постоянного ухода от стереотипа, который чаще всего и превращается в барьер на пути к созданию нового, к переходу на новый уровень осмысления проблемной ситуации. Способность преодолеть барьер и выйти за рамки стереотипа является неотъемлемым качеством творческой личности.
В нашем исследовании основной упор делается на понятие психологического барьера в интеллектуальной деятельности. Эффект барьера проявляется в самых разных видах деятельности - от решения арифметических задач до раскрытия преступлений. В имеющихся исследованиях по психологии творчества, личности, общения дается определение барьера как "препятствия" [142], "мотива, препятствующего выполнению определенной деятельности" [40], "детерминирующего фактора динамизации деятельности на разных ее этапах" [139]. При изучении барьеров в творчестве, в психологии личности, общения определяются следующие виды барьеров: а) по широте и специфике охвата деятельности человека: познавательно-психологический барьер (Б.М. Кедров [61-64]); ценностно-ориентационный барьер, барьер неопределенности, предметно-преобразовательный барьер и барьер дефицита информации (Р.Х. Шакуров [139]); барьер "неверия в собственные силы", "функционально-мыслительные" и семантические барьеры (А.В. Антонов [13]); б) по характеру проявления: внутренние и внешние барьеры (Т. Дембо [142]); перцептуаль-ные, интеллектуальные и эмоциональные преграды (А. Холл [135]); личные и организационные препятствия творчеству (П. Хилл [134]).
Указывается, что барьер как препятствие достижению цели приводит к внутренним конфликтам, фрустрации (Т. Дембо [142]), возникновение психологических барьеров связано с неверием в собственные силы, чрезмерной ориентацией на авторитеты (А.В. Антонов [13], В.В. Мухортов [84]), а преодоление барьера происходит с использованием подсказки, случайной ассоциации или "трамплина" (К. Дункер [109], Б.М. Кедров [61], Я.А. Пономарев [95, 96]), причем этот процесс преодоления идет с участием эмоционально-волевой, познавательной и операционно-поведенческой сторон личности (Р.Х. Шакуров [139]).
Проблема. Накопленные знания позволяют поставить еще один вопрос, который является малоизученным в научной литературе по психологии творчества. Это вопрос не столько о типах барьеров, сколько - о степени сложности барьеров или о своего рода "высоте препятствия", которое приходится преодолевать творцу, то есть вопрос о теоретическом и экспериментальном изучении психологических барьеров разного уровня. Кроме того, существует противоречие между различными представлениями о роли личностных особенностей субъекта в преодолении психологических барьеров в творчестве, определяющее проблему, каким образом личностные характеристики субъекта влияют на успешность преодоления познавательно-психологического барьера.
Гипотеза: если сложность творческой задачи объективно зависит от величины амплитуды смены доминирующих уровней мыслительной деятельности (Я.А. Пономарев), то следует предположить, что при решении задач различной степени сложности субъекту приходится преодолевать соответствующие познавательно-психологические барьеры, где по мере повышения сложности задачи растет "высота" барьера, а для успешного его преодоления большее значение приобретают мотивационно-личностные характеристики субъекта.
Цель исследования состоит в теоретико-экспериментальном исследовании явления психологических барьеров разной степени сложности в интеллектуальной творческой деятельности, представление о которых дополняет теорию психологического механизма творчества и его центрального звена, разработанную Я.А. Пономаревым, и расширяет понимание познавательно-психологического барьера, развитое Б.М. Кедровым.
Задачи:
1. Выявить феномен и особенности проявления психологических барьеров в интеллектуальной деятельности.
2. Изучить способность к преодолению познавательно-психологического барьера и при решении задач низкой и средней степени творческой сложности и установить их место в структуре психологического механизма творчества.
3. Исследовать способность к преодолению познавательно-психологического барьера и установить его место в структуре психологического механизма творчества при решении задач высокой сложности.
4. Соотнести способность к преодолению барьеров разных уровней сложности с мотивационно-личностными особенностями испытуемых.
Научная и методологическая основа настоящей работы: концепция психологического механизма творчества и его центрального звена, разработанная Я.А. Пономаревым, представление о познавательно-психологическом барьере Б.М. Кедрова, концепция человека как субъекта саморазвития Л.М. Попова, а также системно-динамическая модель деятельности, разрабатываемая Р.Х. Шакуровым. Помимо этого в работе используется понимание интеллектуальной активности и ее уровней по Д.Б. Богоявленской.
Объектом экспериментального исследования стала интеллектуальная деятельность испытуемых (студентов и лиц с высшим образованием) по решению творческих задач различной степени сложности.
Предметом исследования являются психологические барьеры различной степени "высоты" в интеллектуальной деятельности - психологически обусловленные препятствия нахождению решения оригинальной (творческой) задачи.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что: исследован феномен возникновения и преодоления познавательно-психологических барьеров в интеллектуальном творчестве; выявлено три степени барьеров, отличающихся по сложности их преодоления, определенной как величина амплитуды смены доминирующих уровней мыслительной деятельности; осуществлен теоретический анализа процесса решения сложной творческой задачи и детерминации этого процесса мотивационно-личностными факторами; полученные результаты обогащают представление о структурах психологического механизма интеллектуального творчества и динамической составляющей пространственно-временного комплекса субъекта саморазвития.
Практическая ценность исследования заключается в том, что разработаны методики выявления действия познавательно-психологических барьеров различной степени сложности, которые могут быть (в комплексе с другими методами) применены для диагностики творческих способностей человека на разных уровнях интеллектуальной деятельности; полученные теоретические результаты и эмпирические сведения о процессе преодоления барьера могут быть использованы при чтении спецкурсов и организации тренингов по развитию творческого мышления и динамической составляющей пространственно-временного комплекса субъекта саморазвития для студентов как гуманитарных, так и естественнонаучных направлений.
Результатом диссертационного исследования стали следующие положения, выносимые на защиту:
1. Познавательно-психологические барьеры в структуре интеллектуальной деятельности могут быть рассмотрены не только по широте охвата деятельности человека, характеру проявления, выраженности во внутреннеплановых и внешнеплановых процессах, но и по различной степени представленности их "высоты", преодоление которой соотносится со способностью человека действовать на различных уровнях структурной организации интеллекта. Таким образом, системное представление о различного рода психологических барьерах, препятствующих выполнению той или иной деятельности, дополняется еще одним параметром - измерением "высоты", что открывает новые возможности в исследовании специфики процесса творчества.
2. При решении творческих задач, требующих интеллектуального озарения, на 1-2 уровнях психологического механизма творчества (низших уровнях мыслительной деятельности с большей степенью импульсивности и интуитивности в действиях) обнаруживается способность преодолевать познавательно-психологические барьеры 1 степени, что можно соотнести со "стимульно-репродуктивным" уровнем интеллектуальной активности субъекта и, абстрагируясь до логической схемы познавательного процесса, - с выделением единичных фактов из общей картины. На 3-4 уровнях (средних уровнях мыслительной деятельностью, где важную роль начинают играть логические операции, но действия все еще связаны с субъективной оценкой) обнаруживается способность преодолевать барьеры второй степени, что соответствует "эвристическому" уровню интеллектуальной активности и переходу (скачку) от выявления единичных фактов к обнаружению особенностей и некоторых закономерностей. На 5 уровне (высшем уровне мыслительной деятельности, соответствующем уровню научного творчества, с максимально объективным и логичным анализом всех условий) - обнаруживается способность преодолевать барьеры 3 степени, становится возможным проявление интеллектуальной активности высшего - "креативного" - уровня, а скачок (преодоление барьера) совершается при переходе от "общего" ко "всеобщему".
3. В преодолении познавательно-психологического барьера третьей степени в решении задач высшего уровня творческой сложности важную роль играют неинтеллектуальные характеристики личности, такие как потребность в достижениях, уверенность в себе, упорство в достижении цели.
Научная новизна работы определяется тем, что:
1. Систематизированы представления о познавательно-психологических барьерах, рассмотренные в работах специалистов по психологии мышления и творчества.
2. Впервые познавательно-психологический барьер рассмотрен как необходимый элемент психологического механизма творчества, он является промежуточным образованием между фазой "краха логических программ" и фазой интуитивного решения.
3. Впервые выделены три степени познавательно-психологических барьеров в интеллектуальной деятельности, каждый из которых возникает на определенном уровне этой деятельности и качественно отличается от других.
4. Впервые изучено возникновение и преодоление сложного барьера (барьера третьей степени) в интеллектуальном творчестве на примере задачи "12 монет", соответствующей максимальной амплитуде смены доминирующих уровней интеллектуальной деятельности, дан логико-психологический анализ решения творческой задачи, проведена ее экспериментальная проверка.
Апробация и внедрение результатов исследования. Представление о различной "высоты" барьерах в интеллектуальном творчестве используется при разработке обучающих курсов, направленных на развитие творческих способностей студентов. Результаты теоретического и экспериментального исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях (Йошкар-Ола, Казань, Москва) и семинарах кафедры психологии Казанского госуниверситета, на совместном заседании лаборатории психологии Института среднего и специального образования РАО и кафедры психологии Казанского госуниверситета.
Объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, изложенных на 155 страницах. В ней содержится 13 рисунков и 34 таблицы. Список литературы включает 164 источника, в том числе 15 на иностранных языках. В приложениях представлены результаты экспериментов (таблицы, диаграммы).
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"
Общие выводы
1. Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве могут быть определены как психологические препятствия обнаружению оригинального решения творческой задачи, то есть как совокупность привычных представлений, образов, способов интеллектуальных действий (ментальных стереотипов), которая мешает увидеть иной - более рациональный, не стереотипный - вариант рассмотрения задачи.
2. Можно выделить три вида познавательно-психологических барьеров, обнаруживающих свое действие на различных уровнях структурной организации интеллекта: барьер первой степени (на низших уровнях), барьер второй степени (на средних уровнях) и барьер третьей степени (на высших уровнях). Эти степени можно поставить в соответствие величине амплитуды доминирующих уровней мыслительной деятельности психологического механизма творчества, описанного Я.А. Пономаревым.
3. При решении задач низкой и средней степени творческой сложности влияние личностных характеристик минимально. Детерминация интеллектуального процесса в значительной степени обусловлена интеллектуальными способностями личности и в незначительной степени - личностными характеристиками. Основными факторами, способствующими преодолению барьеров первой и второй степени, являются логический тип и высокая степень пластичности мышления.
4. В процессе решения сложной творческой задачи большее значение приобретает детерминации интеллектуального процесса личностной составляющей (внутренняя мотивация, установочномировоззренческая составляющая, волевые качества). Наличие внутренней мотивации, собственно познавательного интереса к задаче является необходимым (но недостаточным) условием возможности преодоления сложного барьера. Высокий уровень потребности в достижениях и уверенности в себе могут способствовать преодолению сложного барьера, однако не гарантируют достижения высших этапов решения задачи, характеризуемых проявлением интеллектуальной активности высшего "креативного" уровня.
На основании результатов настоящего теоретического и экспериментального исследования можно определить направления возможных дальнейших поисков адекватного представления об объективной сложности творческого акта. На наш взгляд, перспективным является изучение связи способностей к преодолению барьеров различной "высоты" друг с другом. Важное практическое значение имеют исследования влияния тренингов, основанных на индивидуальном и групповом решении оригинальных задач, на развитие творческих способностей, гибкости, продуктивности творческой деятельности. В целом, проблема изучения и развития способности к преодолению познавательно-психологических барьеров нуждается в дальнейшей разработке.
Заключение
В настоящей работе осуществлена попытка экспериментально и теоретически выявить познавательно-психологические барьеры на разных уровнях интеллектуальной деятельности, в основе которых лежит привязанность к одному определенному (наиболее привычному или "очевидному") способу действий.
Возможность преодолеть такой барьер является одним из главных условий творчества. Нами выделено три степени познавательно-психологических барьеров в интеллектуальной деятельности: барьер первой степени охватывает низшие уровни (1-2) мыслительной деятельности, препятствуя выходу с уровня автоматических действий на уровень объективации; барьер второй степени более сложен для преодоления, поскольку охватывает средние и низшие уровни (1-4) мышления; наиболее сложным является барьер третьей степени, поскольку он охватывает все 5 уровней ВПД и для его преодоления необходимо сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов. Таким образом, расширяется понимание объективной сложности творческой задачи, имплицитно присутствующее в наиболее разработанных отечественных концепциях психологического механизма творчества.
Для экспериментального исследования барьеров различных степеней система требований к объектному материалу, процедуре и формированию выборки испытуемых, изложенная в работах Я.А. Пономарева, Д.Б. Богоявленской, JI.M. Попова и других, была модифицирована, что отражено в разделе 2.1.3. настоящей работы.
Анализ результатов трех серий эксперимента позволяет судить о различной успешности в преодолении барьеров юношей и девушек, студентов общественно-экономического, естественнонаучного, гуманитарного направлений, а также студентов государственной и негосударственной формы обучения. Эти данные представлены в разделе 2.2.3 настоящей работы.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Бурганова, Инесса Фернадовна, Казань
1. Абульханова К.А. Мысль в действии (психология мышления). М.: Политиздат, 1968.
2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.
3. Диалектика человеческой жизни. М.: Мысль, 1977.
4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
5. Аганисьян В.М. Изучение креативных процессов у взрослых // Новые исследования в психологии, N1, 1979, С.3-8.
6. Акимова М.К. Изучение индивидуальных различий по интеллекту (зарубежом). //Вопросы психологии, 1977, N2, С. 175185.
7. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Исследования творчества в науке и обучение творчеству в школе. В кн.: Научное творчество. М.: Наука, 1969, С.387-404.
8. Алексеев Н.Г., Семенов И.Н. Уровни познавательной деятельности при решении творческих задач. // Новые исследования в психологии, 1979, N2, С.3-7.
9. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука, М., 1979.
10. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1991.
11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL, 1968.
12. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
13. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 томах. М. Педагогика, 1980.
14. Антонов А.В. Психология изобретательского творчества. Киев: В ища шк., 1978.
15. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.,1981, с.3-18.
16. Анастази А. Психологическое тестирование. Книги 1и 2. М.,1982.
17. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.
18. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., Изд-во МГУ, 1979.
19. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., Изд-во МГУ, 1984.
20. Бернштейн С.М. О природе научного творчества // Вопросы философии, N6, 1966, С.131-142.
21. Бернштейн С.М. Психология научного творчества // Вопросы психологии, N3, 1965, С.156-164.
22. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.
23. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов, 1983.
24. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. Т.16. N 5. 1995.
25. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Педагогика, 1972, С.7-44.
26. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979.26. де Боно Эдвард. Латеральное мышление. С.-Пб.: Питер, 1997.
27. Братко А.А., Кочергин А.Н. Информация и психика. Новосибирск: Наука, 1977.
28. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977.
29. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.
30. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). М.: Мысль, 1979.
31. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: РАН, 1994.
32. Бурганова И.Ф. Влияние характера взаимодействия на проявление интеллектуальной активности // сб. Субъект Федерации на рубеже веков. Ч.П. М., 1998, С. 187-190.
33. Виды и преодоление барьеров в интеллектуальном творчестве // сб. Материалы 1-й Московской конференции студентов и аспирантов "Психология на пороге XXt века: актуальные проблемы". 4.1, М., Изд-во СГИ, 1999, С. 37-38.
34. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
35. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1987.
36. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1950.
37. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1965.
38. Выготский Л.С. О психологических системах // Собр. соч. Т.1. М.: Педагогика, 1982.
39. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч., Т.2. М.: Педагогика, 1982.
40. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. N1. 1969.
41. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информ.- * метод, материалы к курсу "Общая психология". М.: Просвещение, 1986.
42. Ганзен В.А., Толкачев В.К. Роскошь системного мышления. СПб., 1995.
43. Гарнец О.Н., Гильбух Ю.З. Исследование гибкости мыслительных действий у школьников // Новые исследования в психологии, N1- 1979, С.31-41.
44. Голицын Г.А. Информация и законы эстетического восприятия. В кн.: Число и мысль. М.: Знание, 1980, вып.З, С.27-41.
45. Голицын Г.А. Роль априорной информации в творческом процессе. В кн.: Психология творчества. М.: Наука, 1990, С.104-116.
46. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965.
47. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. М.: Мир, 1992.
48. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.
49. Грузенберг С.О. Психология творчества. Минск, 1923.
50. Гутке Ю., Волраб У. Диагностические программы как вариант тестов обучаемости // Психодиагностика: теория и практика. М.: Прогресс, 1986.
51. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.
52. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996.
53. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М.: Инфра-М, 1997.
54. Елисеев В.А. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты творческого мышления // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983, С. 247-266.
55. Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. М.: Наука, 1985.
56. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М.: АПН РСФСР, 1960.
57. Зарецкий В.К., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач. // Вопросы психологии, 1980, N5, С.112-117.
58. Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б. Смысловая регуляция решения творческих задач. В кн.: Исследование проблем психологи творчества. М.: Наука, 1983, С.62-101.
59. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.
60. Исследование проблем психологии творчества. Под ред. Я.А. Пономарева М.: Наука, 1983.
61. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.
62. Кедров Б.М. О теории научного открытия. В кн.: Научное творчество. М.: Наука, 1969.
63. Кедров Б.М. Микроанатомия великого открытия. М., 1966.
64. Кедров Б.М. О методологических вопросах психологии // Психологический журнал, N6, 1982.
65. Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. М., 1987.
66. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1983.
67. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
68. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977.
69. Крутецкий В.А. Психология математических способностей. М.: Прогресс, 1968.
70. Лазурский А.Ф. Очерки науки о характерах. СПб., 1908.
71. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.
72. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
73. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
74. Леонтьев А.Н. Философия психологии. Из научного наследия. М., 1994.
75. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974
76. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Пер. с англ. М.: Мир, 1974.
77. Ломов Б.Ф. Психологическая наука и общественная практика. М., 1974.
78. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
79. Лурия А.Р. Об истории развития познавательных процессов. Экспериментально -психологическое исследование. М.: Наука, 1974.
80. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1975.
81. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
82. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности., М., 1986.
83. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. М.: Прогресс, 1965.
84. Муштари Д.Х. Подготовка к математическим олимпиадам: задачи, темы, методы. Казань, Изд-во Каз. ун-та, 1990.
85. Мухортов В.В. Психологические барьеры в изобретательстве. М., Дисс. На соиск. степ. канд. психол. наук, 1989.
86. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М., 1960.
87. Найссер У. Познание и реальность. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1981.
88. Научное творчество. Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, М.: Наука, 1969.
89. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.
90. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
91. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.
92. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
93. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
94. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967.
95. Пономарев Я.А. Развитие проблем научного творчества в советской психологии. В кн.: Проблемы научного творчества в современной психологии. М.: Наука, 1971, с. 151-203.
96. Пономарев Я.А. Центральное звено психологического механизма познавательной деятельности. В кн.: теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. -М.: Изд-во МГУ, 1975, с.144-153.
97. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.
98. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М., 1983.
99. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса. В кн. Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983, С.3-26.
100. Пономарев Я.А. К теории психологического механизма творчества.- В кн.: Психология творчества. М.: Наука, 1990, С.13-37.
101. Попов JI.M. Факторы повышения мыслительной активности. -В кн.: Психологические аспекты человеческой деятельности (Социальная психология и психология личности). М., 1978, ч.Ш, С.86-92.
102. Попов JI.M. Интеллектуальная инициатива в условиях общения: дис. канд. психол. наук. М., 1980.
103. Попов JI.M. Поиск новых способов действий. В кн. Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983, С.195-209.
104. Попов JI.M. Инициатива и общение в творчестве. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1983.
105. Попов JI.M. Психология самодеятельного творчества студентов. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1990.
106. Практикум по общей и экспериментальной психологии. Под ред. А.А. Крылова. JL, Изд-во Ленинградского ун-та, 1987.
107. Проблемы научного творчества в современной психологии. Под ред. М.Г. Ярошевского, М.: Наука, 1971.
108. Психологические исследования интеллектуальной деятельности. Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
109. Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1977.
110. Психология мышления. Хрестоматия. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова, М., 1981.
111. Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Академия, 1996.
112. Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная. Отв. ред. Я.А. Пономарев, М.: Наука, 1990.
113. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. М.: Политиздат, 1967.
114. Пушкин В.Н. Некоторые проблемы современной психологии мышления. М., 1971; Пушкин В.Н., Шавырииа Г.В. О системности интеллекта. Вопросы психологии, N5, 1972.
115. Пушкин В.Н. О системном подходе к анализу мышления. в кн. Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. М.: Знание, 1973.; Психология целеполагания и проблемы интеллектуальной активности // Вопросы психологии, N5,1977.
116. Рейнвальд Н.И. Психология личности. М.: Изд-во УДН, 1987.
117. Рейтман У. Познание и мышление. М.: Мир, 1969.
118. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. СПб, 1901.
119. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.,1958.
120. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.,1959.
121. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989.
122. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. М.: Инфра-М; Новосиб.: НГАЭиУ, 1998.
123. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: Знание, 1990.
124. Степанов С.Ю. Проблема концептуально-методического отображения динамики продуктивного мышления. В кн.: Психология творчества. М.: Наука, 1990, с.201-209.
125. Теп лов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
126. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2 т. М.: Педагогика, 1985.
127. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.
128. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.
129. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов (по материалам зарубежных экспериментальных работ). Л., 1980.
130. Тульвисте П. Культурно-историческое развитие вербального мышления. Таллинн: Валгус, 1988.
131. Уинстон П. Искусственный интеллект. Пер. с англ. М.: Мир, 1980.
132. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН ГрузССР, 1961.
133. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.
134. Фролов Б.А. Коллектив и мотивация творчества. В кн.: Научное творчество. - М.: Наука ,1969, с.271-280.
135. Хилл П. Наука и искусство проектирования. М.: Мир, 1973.
136. Холл А.Д. Опыт методологии для системотехники: пер. с англ. М.: Советское радио, 1975.
137. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск, 1997.
138. Чугунова Э.С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров. JL, Изд-во Ленингр. ун-та, 1986.
139. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
140. Шакуров Р.Х. Психология: контуры новой научной теории // Novitas, вып.4 Психология. Казань, 1998, С.4-12.
141. Шенк Р. Обработка концептуальной информации. Пер. с англ. М., 1980.
142. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия. -в кн.: Исследование речемыслительной деятельности. Алма-Ата, КПИ, 1974, С.12-28.
143. Экспериментальная психология. Ред.-сост. П. Фрессе, Ж. Пиаже, М.: Прогресс, 1975.
144. Элиава Н.Л. К проблеме переключения установки в процессах мышления. Труды Института психологии АН ГрузССР. Психология, т. X, 1956.
145. Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб., 1910.
146. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972.
147. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978.
148. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974.
149. Ярошевский М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества.- В кн.: Проблемы научного творчества в современной психологии. М.: Наука, 1971, с.204-223.
150. Anderson Н. (ed.) Creativity and its cultivation. N.Y., 1963.
151. Barron F., Harrington D. Creativity, intelligence and personality // Ann. Rev. Of Psychol. V.32 1981. P.439-476.
152. Bruner J. The course of cognitive growth. Amer. Psychologist. 1964, V. 19 (1). P.1-15.
153. Creativity: Progress and Potenzial. Ed. By C.W. Taylor. N.Y., Mc.Graw-Hill, 1964, p. 3.153. bunker K. Zur Psychologie des produktiven Denkes. Berlin, 1935.154. iiysenk H.J. (Ed.) A Model for Intelligence. Berlin: Springer. 1982.
154. J.Getzels and Ph. Jackson. Creativity and Intelligence. N.Y., 1959.
155. Guilford J.P. The nature of human intelligence. 1967. N.Y.: MC. Graw Hill.
156. Luchins A.S. Mechanization in Problem Solving // Psuchological Monographs. 1942, vol.54, N6.
157. Luclins A.S., Luchins E.H. Rigidity of Behavior. Oregon, 1959.1591. Radford and A.Barton. Thinking: Its Nature and Development. L. N.Y. - Sydney - Toronto, J. Wiley and Sons, 1974,440p.
158. Sternberg R.J. A three-facet model of creativity // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press. 1988.1. P. 125-147.
159. Taylor C. and Barron F. (ed.) Scientific creativity: Its recognition and development. N.Y., 1963.
160. Toennies Sv. Mentales Training fuer die geistig-seelische Fitness: ein praktischer Ratgeber fuer Erwachsene. -Heidelberg: Asanger, 1998.
161. Torrance E.P. Guiding creative talent Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964.
162. YVertheimer ML Productive Thinking. N.Y., 1945.