автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Психологические характеристики эмоциональной отзывчивости на музыку
- Автор научной работы
- Адмакина, Татьяна Анатольевна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2012
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.01
Автореферат диссертации по теме "Психологические характеристики эмоциональной отзывчивости на музыку"
АДМАКИНА Татьяна Анатольевна
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ
Специальность 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
5 ДПР
Санкт-Петербург 2012
005020033
005020033
Работа выполнена на кафедре психологии человека государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Научный руководитель:
Кандидат психологических наук, доцент Беломестнова Нина Васильевна
Официальные оппоненты:
Доктор психологических наук, вед.н.с. ИП РАН
Носуленко Валерий Николаевич
Кандидат психологических наук, доцент каф. конфликтологии СПбГУП Дрынкина Татьяна Ивановна
Ведущая организация:
Санкт-Петербургский Институт психологии и акмеологии
Защита состоится «19» апреля 2012 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 002.016.02 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте психологии РАН по адресу: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института психологии РАН
Автореферат разослан « » марта 2012 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат психологических наук, доцент
Т.Н. Савченко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования
Современная нестабильность и сложность культурного состояния общества актуализирует значимость художественно-эстетического воспитания человека. Росту духовно-нравственного и творческого потенциала индивидуума способствует формирование у него более сложной структуры эмоционального переживания, расширение области доступных эмоциональных состояний, понимание содержательного наполнения произведений искусств. Большую роль в решении этой задачи играет музыка, являясь одним из наиболее эмоциональных видов искусств.
На наш взгляд, эмоциональная отзывчивость на музыку - явление, изучение которого поможет определить некоторые аспекты психологического содержания эмоциональной сферы (в том числе и немузыкальные), выявить признаки музыкального переживания, а также разработать диагностический инструментарий, позволяющий их оценивать. Таким образом, на основании сугубо специфичного материала появляется возможность раскрыть ряд общепсихологических вопросов.
Понятие эмоциональной отзывчивости на музыку (в дальнейшем - ЭОМ) в качестве основы музыкальности в научную литературу было введено Б.М.Тепловым и определялось следующим образом: «переживание музыки как выражения некоторого содержания» (Б.М. Теплов, 1985, с.53). Речь идет о способности чутко улавливать эмоционально-смысловое наполнение музыкальной единицы. Б.М. Теплов подчеркивает, что эмоциональное переживание будет музыкальным в том случае, если имеет место «переживание выразительного значения музыкальных образов, а не просто эмоциональная реакция во время восприятия музыки» (Б.М. Теплов, 1985, с.54). Другими словами, ЭОМ связана не с возникающими настроениями во время прослушивания мелодии, а со смысловым переживанием выразительной функции образа. Так, например, тема любви Татьяны (из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»), выступающая в качестве эмоционального содержания, во многих картинах произведения воплощается в конкретной мелодической линии — музыкальном образе.
В начале XX века эмоциональная реакция стала выделяться в качестве необходимой составляющей музыкальности (C.Seashore, 1919; G.Revesz, 1920; H.Konig, 1925; J.Kries, 1926; Л.А. Баренбойм, 1937; Е. Willems, 1956; Е Szeghy, 1957). В отечественной психологической литературе также активно разрабатывалось понятие музыкальности, правда, в качестве ее основного свойства у разных авторов выступали различные психологические характеристики (Ю.А. Цагарелли, Г.А. Ильина, С.Д. Руднева, А.Л. Готсдинер, Т.С.Князева, А.Н.Лебедев, A.B. Торопова, С.И. Науменко, Л.Л. Бочкарев, И.И. Ашмарин). Так, Г.А. Ильина, С.Д. Руднева определяли музыкальность как «способность к снятию такой информации об объекте, когда выявляются <.. .> важные внутренние целостные связи между элементами, связи, обеспечивающие эмоциональную интеграцию воспринимаемого звучания»
(ГА. Ильина, С.Д. Руднева, с.67). Д.К. Кирнарская в качестве основы музыкальности выделяла способность «к схватыванию и осмыслению всех взаимосвязанных закономерностей звукоорганизации в их эстетическом единстве» (Д.К. Кирнарская, 2005, с.136). Системообразующим фактором музыкальности по С.А. Стояновой является способность создавать музыкальный образ. Определение музыкальности как сформированное™ эстетического вкуса, способности творчески проникать в художественную сущность музыки, понимать и оценивать ее эстетические качества, исполнять на высоком художественном уровне, сочинять дал С.И. Науменко. К. Карма (1975) в качестве главного признака обсуждаемого свойства выделял способность к структурированию музыкального материала. По К.В. Тарасовой (1988) несомненным компонентом структуры музыкальности являются познавательные музыкальные способности.
При достаточной научной разработанности такого психологического образования как музыкальность, понятие ЭОМ встречается в научной литературе редко. Изучение ЭОМ представлено в трудах Ю.А. Цагарелли (Цагарелли, 1989), выделявшего внешнюю ЭОМ, как психомоторную реакцию на компоненты музыкальной выразительности, и внутреннюю ЭОМ, как постижение эмоционального содержания музыкального стимула, а также в онтогенетических исследованиях К.В. Тарасовой.
Таким образом, теоретический анализ показал имеющуюся в научной литературе проблему психологического содержания музыкальности (на данном этапе нет единых представлений), и, главным образом, эмоциональной отзывчивости на музыку, как основы музыкальности. Характеристики ЭОМ, предложенные Б.М. Тепловым, не дают полного представления о рассматриваемом феномене - определение ЭОМ недостаточно дифференцированно, неизвестны психологические корреляты данного образования, механизмы его возникновения, критерии диагностики и т.д., вследствие чего встает проблема его экспериментального изучения и объективной фиксации. Также до сих пор остаются неизученными вопросы о положении ЭОМ в структуре эмоциональности, характере детерминации обсуждаемого феномена (биологической и/или социальной), о внешних и внутренних факторах, способствующих развитию ЭОМ.
Объектом исследования являются особенности эмоционального реагирования людей в ответ на прозвучавшее музыкальное произведение, а также индивидуально-типологические свойства испытуемых как возможные корреляты эмоциональной отзывчивости на музыку.
Предметом исследования служат психологические характеристики эмоциональной отзывчивости на музыку. Здесь следует подчеркнуть, что ЭОМ может выражаться на разных уровнях: физиологическом, психофизиологическом, поведенческом, социальном и т.д. В данном случае нас интересуют именно психологические проявления ЭОМ.
Большинство экспериментально-теоретических исследований в области музыкальной психологии носят сравнительный характер, где сопоставляются индивидуально-типологические особенности в двух выборках - музыкантов и
немузыкантов. Полученные таким образом данные рассматриваются исследователями в качестве предпосылок музыкальной одаренности. Так, психофизиологические особенности музыкальных людей изучались П.К. Анохиным, В.М.Бехтеревым, В.Н. Мясищевым, A.JI. Готсдинером,
A.И. Борисовой, М.И. Никифоровым, М.В. Сергиевским, A.B. Сулимовым, Ю.В.Любимовой, P.A.Павлыгиной, В.Н.Давыдовым. Лабильность нервной системы как нейродинамическая детерминанта музыкальной одаренности отмечалась И.А. Левочкиной, Е.П. Гусевой, А.И. Медянниковым,
B. Никешичевым, Е.П. Гусевой, Ю.А. Цагарелли, Э.А. Голубевой, А.Н. Коневым, А.И. Медянниковым. Изучение эмоциональной сферы человека показало более высокий уровень переживания аффекта, чувственной окраски, богатство эмоционального содержания музыкально одаренных лиц в работах В .В. Медушевского, В.К. Белбородовой. Внимание исследователей также сосредоточено на диагностике эмоционального состояния музыкантов-исполнителей перед выступлением и его влиянии на успешность концертной деятельности. А.Х. Пашина, A.B. Торопова, исследуя модалыгостные характеристики эмоциональной сферы индивидуумов с высоким уровнем музыкальности показали, что им присущи спокойствие, безразличие, благополучие. По данным А.Х. Пашиной музыканты с большей точностью идентифицируют эмоции «нейтрально» (то есть отсутствие переживания как такового), «радость». В данной выборке также представлен расширенный набор точно опознаваемого эмоционального контекста, что автор связала с высоким уровнем эмпатийности. Немаловажными представляются исследования когнитивной сферы музыкальных людей. Круг изучаемых вопросов в этой области достаточно широк: сопоставление общей и музыкальной одаренности, влияние музыки на решение когнитивных задач, взаимосвязь полушарных стратегий головного мозга с музыкальностью (М.Ш. Бонфельд, Г.А. Голицын, О.Н. Данилова и др., R. Beisteiner, Е. Altenmuller, Т. Bever).
Практический опыт показывает, что ЭОМ может ярко проявляться у людей, не имеющих к музыке никакого отношения. И, наоборот, среди музыкантов встречаются те, которые обладают низкой ЭОМ. Об этом писал и автор понятия ЭОМ Б.М. Теплов. Некоторые экспериментальные данные свидетельствуют в пользу обозначенного предположения. Так, в исследовании Т.С.Князевой, А.Н.Лебедева, A.B. Тороповой выдвигалась гипотеза, что «среди «немузыкантов» встречаются люди с выдающимися музыкальными способностями. И, наоборот, некоторые профессиональные музыканты могут обладать посредственной «природной» музыкальностью, компенсирующейся (а иногда и не очень) в процессе обучения и профессионального опыта» (Т.С. Князева, А.Н. Лебедев, A.B. Торопова, 2001, с.89). Посредством метода экспертных оценок были выявлены студенты музыкальных профессиональных учреждений, обладающие низкой музыкальностью. Оказалось, что профиль их ЭЭГ приближен к показателям, характерным для немузыкальных людей. Посредством ЭЭГ была также диагностирована повышенная музыкальность у испытуемых из группы немузыкантов. Другое исследование предполагало сравнение эмоциональных и формально-динамических характеристик среди
лиц с высокой и низкой музыкальностью без опоры на формальный признак профессиональной принадлежности. Для нашей работы представляется важным выявить характеристики ЭОМ у людей, обладающих ею независимо от их принадлежности к музыкальной деятельности. В связи с этим в настоящем диссертационном исследовании сравнительный анализ реализуется на основании критерия выраженности ЭОМ, а не наличия/ отсутствия музыкального образования.
Цель данного исследования состоит в выявлении и описании психологических характеристик эмоциональной отзывчивости на музыку.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить эмоциональные и когнитивные характеристики ЭОМ, проявляющиеся непосредственно после прослушивания музыкального произведения.
2. Исследовать эмоциональную сферу испытуемых в формально-динамических и модальностных проявлениях.
3. Выявить взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с уровнем эмпатии человека.
4. Определить взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку со степенью дифференцированности эмоций.
5. Соотнести направленность стратегии обработки информации с эмоциональной отзывчивостью на музыку.
6. Предложить комплекс эмпирических критериев ЭОМ.
Гипотезы научного исследования:
1. Можно выделить эмоциональные и когнитивные показатели эмоциональной отзывчивости на музыку, проявляющиеся непосредственно после прослушивания музыкального произведения.
2. Можно предположить, что люди с высоким уровнем ЭОМ обладают такими индивидуально-типологическими особенностями как подвижность, возбудимость, интенсивность эмоциональных процессов, склонность к положительным эмоциональным переживаниям, высокий уровень эмпатии, доминирование типов характеров с ярким проявлением эмоций, выраженность правополушарного когнитивного стиля.
Методологической базой исследования являются комплексный подход в изучении человека (Б.Г. Ананьев); интегративные концепции структуры индивидуальности (Б.Г. Ананьев, B.C. Мерлин, В.В. Белоус, Э.А. Голубева, Н.В. Беломестнова); выделение феномена ЭОМ (Б.М. Теплов), теория дифференцированных эмоций К.Изарда, системный подход к анализу личности (В.А. Барабанщиков, К.А. Абульханова-Славская, Н.В. Беломестнова); типологический подход (Б.М.Теплов, В.Д. Небылицин, Э.А. Голубева).
В диссертационном исследовании были использованы следующие методы:
1. Для изучения представления музыкантов-профессионалов об ЭОМ используется анкетирование представителей музыкальных специальностей.
2. Опросник, диагностирующий степень выраженности ЭОМ.
3. Эмпирическое исследование эмоциональных и когнитивных показателей ЭОМ осуществляется посредством семантического дифференциала, ассоциативного теста, рисуночного теста, заполняемых испытуемыми после прослушивания музыкального произведения.
4. Исследование индивидуально-типологических свойств испытуемых с высокой ЭОМ:
1) эмоциональная сфера
Для оценки формально-динамических свойств эмоциональности применяется опросник Е.П. Ильина «Характеристики эмоциональности».
С целью исследования модальностных проявлений свойств эмоциональности применяется шкала дифференцированных эмоций К. Изарда.
Выявление уровня эмпатии осуществляется с помощью опросника А. Меграбяна, Н. Эпштейна.
Оценка характерологических черт осуществлялась посредством методики аутоидентификации акцентуаций характера по словесным характерологическим портретам (13 СХП) Э.Г. Эйдемиллера.
2) когнитивная сфера
Для диагностики когнитивного стиля применяется тетрахорическая методика (методический прием Л.Я. Балонова, B.JI. Деглина, H.H. Николаенко в модификации Н.В. Беломестновой).
Уровень интеллекта определяется тестом структуры интеллекта Р. Амтхауэра и прогрессивными матрицами Дж. Равена.
Данный методический комплекс позволяет изучить ЭОМ с разных позиций: во-первых, имеется экспертная характеристика изучаемого феномена, во-вторых, актуализируются эмоциональные и когнитивные реакции в процессе прослушивания музыкальных произведений, в-третьих, диагностируются индивидуально-типологические характеристики людей с высокой ЭОМ.
Эмпирическая база исследования
Общая численность респондентов, охваченных исследованием, составляет 563 человека обоих полов, в возрасте от 17 до 55 лет, различной профессиональной направленности и разным уровнем музыкального образования.
Достоверность научных результатов, представленных в диссертации, обусловлена разносторонним теоретико-методологическим анализом феномена ЭОМ, комплексным применением психологических методов, адекватных поставленным целям и задачам, корректным приемам их обработки, статистической значимостью полученных данных, репрезентативностью выборки, эмпирической проверкой выдвинутых гипотез, содержательным анализом полученных данных, грамотно построенным научным исследованием.
Положения, выносимые на защиту:
1. Феномен эмоциональной отзывчивости на музыку представляет собой комплексное образование, включающее как эмоциональные, так и когнитивные характеристики. К эмоциональным характеристикам относятся интенсивность и дифференцированность эмоционального реагирования на музыку, склонность к переживанию положительных эмоциональных состояний,
амбивалентность эмоционального переживания. Когнитивные характеристики проявляются в вербальном показателе (большое количество словесных ассоциаций в ответ на музыку), нестандартности музыкальных образов, сюжетно-динамическом способе обработки слушателем музыкального материала;
2. В качестве индивидуально-типологических свойств человека, связанных с ЭОМ, выступают такие особенности как интенсивность эмоционального реагирования, переживание всего диапазона эмоциональных состояний - положительных, когнитивных, отрицательных стенических и астенических эмоций, болре высокий уровень эмпатии, представленность в структуре характера гипертимных, эмоционально-лабильных и истероидных черт.
3. Для оценки выраженности ЭОМ можно применять следующие категории: потребность в музыкальном воздействии (частота прослушивания музыки, посещения концертов); моторная и вегетативная реакция на музыкальные стимулы; эффект последействия музыкального стимула (потребность в напевании, легкость переключения на другой вид деятельности); модальность эмоциональной реакции на музыку; субъективная оценка степени выраженности ЭОМ.
Научная новизна исследования
Получены новые данные, позволяющие раскрыть характеристики изучаемого феномена. Выделен комплекс характеристик эмоциональной отзывчивости на музыку, что в дальнейшем может использоваться для решения проблем, связанных со спецификой эмоционального реагирования на внемузыкальные стимулы. Показано, что психологические характеристики ЭОМ включают в себя не только эмоциональные, но и когнитивные показатели.
Разработан и апробирован диагностический инструментарий (опросник и показатели различных методик), с помощью которого представляется возможным оценивать психологические характеристики ЭОМ и в дальнейшем применять используемые в диссертационном исследовании методы для оценки выраженности изучаемого феномена.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке перечня психологических характеристик эмоциональной отзывчивости на музыку. В ходе теоретического анализа не было обнаружено исчерпывающей информации о содержательных характеристиках изучаемого феномена. В результате эмпирического исследования был предложен комплекс эмпирических критериев ЭОМ.
Практическая значимость
Разработан диагностический инструментарий - опросник, диагностирующий степень выраженности ЭОМ, а также различные показатели методик, позволяющие выявлять характеристики ЭОМ при массовых обследованиях. Исследование ЭОМ может помочь выявить механизмы формирования данного образования, поэтому результаты исследования могут быть использованы психологами и педагогами при построении программ тренингов и практических занятий, направленных на развитие чуткости,
эмоциональной восприимчивости, а также послужить теоретической основой для разработки методов релаксации посредством музыкального воздействия в процессе в психотерапии. Материалы диссертации также могут служить источником для расширения таких учебных курсов как «Психология индивидуальных различий», «Музыкальная психология», «Психодиагностика», «Коррекционная психология», «Социальная психология».
Апробация и внедрение результатов работы
Основные теоретические положения, практические результаты диссертационного исследования обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена, на заседаниях секции «Фундаментальных проблем психологии и антропологии» Санкт-Петербургского Союза ученых.
По теме диссертационного исследования были реализованы доклады на III Международной конференции МАКИ (Межрегиональная ассоциация когнитивных исследований) в Москве (2008), Международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2009», Международной конференции, «Метафизика искусства - VI: Архитектоника музыкального образа» в рамках Дней Петербургской Философии - 2009, Международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2010».
Внедрение полученных результатов осуществлялось при проведении лекционных занятий по дисциплинам «Дифференциальная психология», «Психология личности», «Экспериментальная психология» (СПбГУП, 20082010) и практических занятий по курсу «Общая психология» (РГПУ им. А.И. Герцена, 2008).
Результаты диссертационного исследования изложены в 25 публикациях общим объемом 4,96 п.л. Из них 2 работы объемом 0,74 п.л. опубликованы в рецензируемых изданиях.
Структура и объем диссертации
Работа включает в себя введение, три главы, заключение, выводы, список литературы (200 наименований, из них - 5 на иностранном языке), 13 приложений. Основное содержание изложено на 188 страницах, иллюстрировано 44 таблицами и 9 рисунками.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность избранной темы, определены методологические и теоретические предпосылки исследования, обозначены цель и задачи, объект, предмет, методы исследования, сформулированы гипотезы и положения, выносимые на защиту. Раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формы апробации и внедрения результатов исследования.
Первая глава «Психологические характеристики и корреляты эмоциональной отзывчивости на музыку в теоретических и эмпирических исследованиях» посвящена обзору отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме.
В параграфе 1.1 «Анализ основных понятий, связанных с эмоциональной отзывчивостью на музыку» рассматриваются дефиниции таких понятий как музыкальность, сензитивность, сентиментальность, чувствительность, чуткость в различных словарях и психологических трудах.
Параграф 1.2 «Проблема психологического содержания эмоциональной отзывчивости на музыку в теоретических и эмпирических исследованиях» посвящен исследованию особенностей переживания человека, формирующегося под воздействием музыкального стимула.
В разделе 1.2.1 «Механизм эстетической реакции как теоретическая предпосылка формирования представления о психологическом содержании ЭОМ» внимание обращено на проблему эстетического переживания в процессе восприятия произведений искусств. В философских размышлениях Ф. Ницше А.Ф.Лосева, Ж. Делеза, А.И. Розова, психологических трудах JI.C. Выготского, Н.Е. Вераксы, В.М. Аллахвердова выдвигается идея диалектики, противостояния противоположностей как одного из механизмов, лежащего в основе катарсиса. Произведение искусства заключает в себе аффективное противоречие, вызывающее антагонистические чувства, которые приводят к эмоциональной разрядке.
В разделе 1.2.2 рассматриваются особенности эмоционального реагирования человека на музыкальное воздействие. Представлены результаты эмпирических исследований, изучающих влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека (В.Л. Новицкая), влияние прошлого, опыта на качественную специфичность эмоционального переживания при музыкальном воздействии (В.И. Петрушин). Имеются данные о взаимосвязи, между, эмоциями человека, проявляющихся в повседневной жизни, и особенностями их отражения в музыке (В.И. Петрушин), обсуждается понятие эмоционального слуха как возможного аналога ЭОМ (В.И. Морозов). Исследования воздействия музыки на эмоциональную сферу детей представлены в трудах К.В.Тарасовой, H.A. Ветлугиной, А.И.Галич, Е.Г. Инжевитовой, Н.В. Беломестновой, В.В. Подпругиной, И.В. Блинниковой.
В разделе 1.2.3 «Эмпирические исследования когнитивной составляющей музыкального переживания» обсуждается конкретное наполнение смыслового компонента ЭОМ в теоретических и эмпирических исследованиях.
Предполагается, что ЭОМ может проявляться в визуальных образах, конкретных зрительных представлениях, возникающих в процессе прослушивания мелодий, индивидуальных воспоминаниях об эмоционально-насыщенных ситуациях (образный компонент) и в без-образных музыкальных впечатлениях, чистом эстетическом переживании гармонии и красоты (абстрактное переживание).
В параграфе 1.3 «Индивидуально-типологические особенности музыкальных людей в трудах отечественных и зарубежных авторов» систематизированы данные сравнительного анализа различных свойств индивидуальности музыкантов и немузыкантов.
В разделе 1.3.1 обсуждаются модели структуры индивидуальности отечественных исследователей (Б.Г. Ананьева, B.C. Мерлина, В.В. Белоуса, Т.Ф. Базылевич, Э.А. Голубевой, Н.В. Беломестновой) как методологическая основа исследования.
Раздел 1.3.2 «Индивидные особенности музыкальных людей» посвящен рассмотрению поло-возрастных, формально-динамических характеристик музыкальных людей. В качестве психодинамических коррелят ЭОМ можно выделить лабильность нервной системы (И.А. Левочкина, Е.П. Гусева, А.И. Медянников, М.В. Никешичев, H.A. Аминов, Э.А. Голубева, Ю.А. Цагарелли, А.Н. Конев). В данном разделе представлены также результаты нейрофизиологических исследований музыкального переживания (В.Н. Мясищев, A.JI. Готсдинер, А.И. Борисов, М.И. Никифоров, М.В. Сергиевский, А.Н. Лебедев, Т.С. Князева, Т.Н. Маляренко, A.B. Сулимов, Ю.В. Любимова, P.A. Павлыгина, В.Н. Давыдов).
В разделе 1.3.3 внимание обращено на вопрос особенностей эмоциональной сферы музыкальных людей. Обозначается склонность к переживанию положительных эмоций музыкантов, для них характерны спокойствие, благополучие (А.Х. Пашина, A.B. Торопова), положительный стенический компонент эмоциональной сферы способствует успешной музыкальной деятельности (Р.Ф. Сулейманов, С.П. Коныгина). Ю.А. Цагарелли представил разветвленную иерархическую структуру музыкальности, в которой выделены внешняя и внутренняя ЭОМ.
В разделе 1.3.4 представлены данные о характерологических особенностях музыкантов (Б.М. Теплов, И.А. Логанова), в том числе и в зависимости от их специализации (В.Т. Ражников, Е.С. Борисова, Г.Л. Ержемский, Р.Ф. Сулейманов).
В разделе 1.3.5 «Взаимосвязь когнитивной сферы с эмоциональной отзывчивостью на музыку» отмечается факт положительной корреляции музыкальной и интеллектуальной одаренности (Я.А. Пономарев, Т.В. Галкина, М.А. Кононенко, Г.С. Тарасов, И.В. Тихомирова, Р.Ф.Сулейманов, Е.М. Курильченко, О.Н. Ефремова), обсуждается концепт «музыкальное мышление» (И.Ф. Гербарт, Б. Риман, Э. Ганслик), проводится анализ особенностей мыслительной деятельности выдающихся композиторов (М.Е. Тараканов, О.ВЛукьянович, Л.К.Каверина). Интерес представляет современная работа Д.К. Кирнарской, выделившей музыкально-языковую
способность - конструкт, позволяющий эстетически и осмысленно воспринимать музыкальные идеи. Особого внимания заслуживает проблема способов обработки музыкальной информации. В нейропсихологии долгое время речевые функции локализовали в левом полушарии, а неречевые (в частности, музыкальные) - в правом. Во второй половине XX века высказываются мнения о левополушарном способе обработки информации в процессе восприятия музыки профессиональными музыкантами (Веуег ТЬ., СЫагеПо Я. Ве1згетег). Напомним, что феноменология правополушарного модуса мышления имеет образно-чувственный, интуитивный, эмоциональный характер. Левополушарный стиль характеризуется рациональным, символическим, аналитическим способом обработки информации. В эмпирическом исследовании Е.Ю. Артемьевой показано, что для профессиональных музыкантов особенностью стратегии описания изображений являются абстрактность, отрыв от реалистичности, схематичность, символичность, что, вероятно, свидетельствует в пользу применения левополушарного способа обработки информации. Однако имеют место предположения о том, что для одних композиторов характерен левополушарный способ переработки, а для других - правополушарный (Г.А. Голицын, О.Н. Данилова и др.).
Во второй главе «Организация и методы эмпирического исследовании психологических характеристик эмоциональной отзывчивости на музыку» описаны выборка, процедура построения эмпирического исследования.
В параграфе 2.1 обсуждаются организация и результаты пилотного исследования, основными задачами которого явились:
— проведение процедуры анкетирования музыкантов-профессионалов, на основе данных которой можно выделить основные категории для создания опросника по выявлению ЭОМ;
— создание опросника, диагностирующего степень выраженности ЭОМ, его апробирование, оценка конструктной валидности и надежности;
— выявление с помощью экспериментальной диагностики эмоциональной реакции на музыкальное произведение категорий и критериев оценки ЭОМ для основного исследования;
— оценка качества используемого диагностического материала (методик и их показателей), а также его коррекция (отсев неэффективных методик и показателей).
На первом этапе пилотного исследования - анкетировании музыкантов-экспертов - автором работы было сформулировано 5 вопросов, представленных в виде анкеты, направленных на диагностику общего представления музыкантов-профессионалов о музыкальности, ЭОМ и ее конкретных проявлениях. Респондентами являются 10 профессиональных музыкантов в возрасте от 20 до 59 лет, имеющих опыт профессиональной деятельности от 1,5 до 40 лет.
На основе данных анкетирования музыкантов-профессионалов и теоретических предпосылок были сформированы категории для оценки ЭОМ, а именно:
- вегетативный компонент (слезы, мурашки по коже, учащенное сердцебиение и т.д.);
- моторный компонент (отбивание в такт ритма, напевание мелодии);
- субъективная оценка выраженности ЭОМ (по интенсивности и модальности переживаний).
На основе обозначенных категорий была создана анкета, выявляющая выраженность ЭОМ. Оценка валидности и надежности анкеты осуществлялась на втором этапе пилотного исследования.
Процедура проведения второго этапа пилотного исследования заключалась в следующем: испытуемым предлагалось заполнить анкету, после чего оценить каждое из пяти музыкальных произведений посредством ШДЭ К.Изарда, семантического дифференциала и проективного рисунка. Заполнение методик осуществлялось по очереди после каждой из 5 прослушанных мелодий (C.B. Рахманинов «Прелюдия №2»; М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»; А.Н. Скрябин «Мрачное пламя»; Г.В. Свиридов «Весна и Осень»; Д.Д. Шостакович Трио для фортепиано, скрипки и виолончели №2).
Выборку пилотного исследования составляют 175 человек различного возраста и профессиональной направленности.
Эмпирическое исследование ЭОМ в рамках пилотажа позволило получить следующие результаты:
- на основе данных анкетирования музыкантов-профессионалов были выделены основные категории для разработки опросника, диагностирующего степень выраженности ЭОМ;
- разработан опросник, диагностирующий степень выраженности ЭОМ, оценена валидность и надежность диагностического средства;
- в методике «Семантический дифференциал» посредством факторного анализа выделены категории с целью дальнейшей оценки музыкальных произведений основного исследования;
- выделены основные категории для анализа рисуночного теста: способ обработки информации, оценка модальности и интенсивности эмоциональных переживаний, когнитивное наполнение эмоционального переживания;
- обнаружен феномен амбивалентности в рисунках, который проявлялся в том, что на одно музыкальное произведение испытуемый предъявлял два образа различных по содержанию и эмоциональной направленности. Такое проявление эмоционального отклика предполагается ввести в обработку данных рисуночного теста основного исследования.
В параграфе 2.2 описываются процедура основного исследования, характеристики выборки, методы сбора эмпирического материала и его математико-статистической обработки.
Выборку основного исследования изначально составили 380 человек. В дальнейшем, вычислив среднее арифметическое значение (24,03), медиану (24,0) и стандартное отклонение (5,96) по параметру ЭОМ, диагностируемому посредством анкеты, из выборки были исключены испытуемые, имеющие среднюю выраженность ЭОМ (суммированный показатель средней выраженности ЭОМ располагается от 18,08 до 29,98 баллов). Таким образом, окончательную выборку основного исследования составили 279 человек — с низким и высоким уровнем ЭОМ:
- в группу людей, имеющих высокий показатель ЭОМ (показатель ЭОМ выше 29,98 баллов), вошли 152 человека (в дальнейшем - ВЭОМ);
-группу испытуемых, имеющих низкие показатели ЭОМ (показатель ЭОМ ниже 18,08 баллов), составили 127 человек (в дальнейшем - НЭОМ).
Среди испытуемых имеются лица с высшим музыкальным образованием, полным и неполным школьным музыкальным образованием, а также лица с отсутствием музыкального образования и выраженных музыкальных интересов. Соотношение людей, имеющих музыкальное образование (разного уровня) и испытуемых, никак не связанных с музыкальной деятельностью, в группе с ВЭОМ и НЭОМ следующее: среди испытуемых с высоким уровнем ЭОМ встречаются 61,78% людей с музыкальным образованием и 38,22% — без образования, а среди людей с низким уровнем ЭОМ — 38,52% людей с музыкальным образованием и 61,41% - без образования. Несмотря на то, что среди испытуемых с высоким уровнем ЭОМ представлен достаточно большой процент людей с музыкальным образованием, очевидно, что высокий уровень ЭОМ может наблюдаться у немузыкантов, а низким уровнем ЭОМ могут обладать представители музыкальных профессий.
Исследование особенностей эмоционального реагирования испытуемыми обеих групп в ответ на музыкальное произведение осуществлялось посредством семантического дифференциала, ассоциативного теста, рисуночного теста.
Отбор музыкальных произведений (Р. Шуман «Шопен», С.Прокофьев «Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам», П.И. Чайковский «Баба-Яга») производился тремя профессиональными экспертами - психологом с музыкальным образованием и двумя профессиональными музыкантами. Критериями выбора музыкальных произведений являлись: эмоциональное содержание музыкальных произведений, стиль музыкального произведения (все композиции выдержаны в классическом стиле), время звучания.
Индивидуально-типологические особенности людей с высоким уровнем ЭОМ оценивались с помощью следующих методик: шкала дифференцированных эмоций К. Изарда, опросник «Характеристики эмоциональности» Е.П. Ильина, опросник А. Меграбяна, Н. Эпштейна, методика аутоидентификации акцентуаций характера по словесным характерологическим портретам Э.Г. Эйдемиллера, тетрахорическая методика, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (3 субтеста), прогрессивные матрицы Дж.Равена (2 субтеста).
Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием статистического пакета программ SPSS v 14.0.
Третья глава «Эмпирическое исследование психологических характеристик эмоциональной отзывчивости на музыку» отражает основные полученные результаты.
В параграфе 3.1 «Описание психологических проявлений эмоциональной отзывчивости па музыку» рассматриваются особенности реагирования на музыкальный стимул людей с высоким уровнем ЭОМ.
Раздел 3.1.1 посвящен обсуждению половозрастных особенностей эмоционально отзывчивых на музыку людей.
В разделе 3.1.2 «Интенсивность и модальность эмоционального реагирования на музыку» эмпирически подтверждается тот факт, что испытуемым с высоким уровнем ЭОМ свойственно оценивать музыкальные произведения в таких формулировках (по методике «Семантический дифференциал») как волнующий, вдохновенный, «парящий», «таинственный», что, возможно, является характеристикой их повышенной чувствительности, трепетности, воодушевления по отношению к музыкальным стимулам. Испытуемые с высоким уровнем ЭОМ достоверно чаще используют слова, обозначающие эмоциональное состояние в ассоциативном тесте (суммированный показатель по всем трем музыкальным произведениям: М! (ВЭОМ)=1.47, М2(НЭОМ)=1.14; и=78265, р<0.02).
Также обнаружено, что лица с низкими показателями ЭОМ чаще выбирают нулевые значения при оценке музыкального произведения по всем эмоциональным шкалам методики «Семантические дифференциал», что может говорить об отсутствии или невыраженности эмоционального переживания. В то же время испытуемые с высокими показателями ЭОМ в своих оценках больше ориентируются на крайние значения шкал, что свидетельствует о яркости переживания музыкального воздействия.
Также обнаружено, что испытуемыми с высокой ЭОМ чаще используются слова, обозначающие положительные эмоциональные переживания:
№1 (Шуман): М,=30.6%; М2=25.5%; Ф*=2.143, р<0.05;
№2 (Прокофьев): Мг=11.8%; М2=9.4%; <р*=1.45;
№3 (Чайковский): М,= 11.9%; М2=6.9%; <р*=2.69, р<0.01
Таким образом, на основании описанного материала можно предположить, что используемые в работе методики адекватны для выявления повышенного, интенсивного эмоционального реагирования испытуемых с высокой ЭОМ.
В разделе 3.1.3 обсуждается вопрос степени дифференцированности эмоционального реагирования людей с высоким уровнем ЭОМ. Под дифференцированностыо эмоциональной реакции мы понимаем способность индивидуума к нюансному, тонкому аффективному переживанию. Для ее выявления мы подсчитывали разнообразие названий эмоциональных переживаний в ассоциативном тесте. Обнаружено, что диапазон вербальных единиц для обозначения эмоций у людей с ВЭОМ шире:
№1 (Шуман): М,=17.6%; М2=12.4%; ср*=2.26, р<0.05;
№2 (Прокофьев): М,=22%; М2=17%; <р*=1.95, р<0.05;
№3 (Чайковский): М,=17%; М2=12.4%; ср*=2.017, р<0.05 Именно в этой группе встречались редко встречающиеся вербальные обозначения эмоциональных состояний (например, тонкая приятная тоска, эйфория, элегическое настроение и т.д.).
В разделе 3.1.4 рассматривается такой возможный компонент ЭОМ как амбивалентность эмоционального переживания. Данное свойство регистрировалось нами в методиках «Ассоциативный тест» и «Рисуночный тест». Амбивалентность эмоционального переживания диагностировалась при наличии одновременно двух противоположных по значению ассоциаций в ответ на прозвучавшее музыкальное произведение (например, грусть и радость, черное и белое), а также в случаях изображения двух контрастных по содержанию образов (например, сочетание солнца и дождя в одном рисунке), вызываемых одним музыкальным стимулом.
Анализ данных ассоциативного теста показал, что по параметру амбивалентности обнаружены следующие различия: №1 (Шуман): М,=1.7%; М2=1.4%; ср*= 0.471 №2 (Прокофьев): М,=0.8%; М2=0%; ср*=1.679, р<0,01 №3 (Чайковский): М,=1.1%; М2=0%; <р*=1.829, р<0,01
Схожие результаты обнаруживаются при оценке «рисуночной амбивалентности». Достоверная разница обнаруживается также во 2 и 3 произведениях (рис. 1):
№1 (Шуман): М^О.ОбЗ; М2=0.051; 11=9368 №2 (Прокофьев): М,=0.072; М2=0.018; и=8729, р<0.02 №3 (Чайковский): М,=0.056; М2=0.012; и=8601, р<0.04
1 2 3
Рисунок 1. Соотношения средних значений параметра «рисуночная амбивалентность» в двух группах
Достоверная разница амбивалентного аффективного переживания именно в произведениях №2 и 3, возможно, связана с особенностями средств выразительности музыкальных стимулов.
При описании характеристик музыкальных произведений отмечается, что музыка главной темы марша С. Прокофьева имеет двойную направленность -
переход ля-мажора в ля-минор, что уже порождает некоторое противостояние, противоречие. Особенно остро данный эффект прослеживается в конце, когда музыкальное произведение заканчивается в до-мажорном трезвучии, отчего создается ощущение, что все предыдущее звучание является субдоминантой к основному тону. Таким образом, сам музыкальный материал провоцирует на некоторую амбивалентность восприятия. Произведение П. Чайковского тоже формирует двойственное впечатление за счет музыкальных средств выразительности. В частности, быстрое, тревожное по содержанию произведение исполняется в тихой динамике с акцентом на сильной доле, создает впечатление ветра, вихря, некоторой борьбы.
Следует отметить тот факт, что амбивалентность в произведении Р. Шумана в большей степени была связана с описанием эмоций, чаще встречались такие ассоциации как приятная тоска, печальная любовь и т.д. В произведениях С. Прокофьева и П. Чайковского амбивалентность связана с конкретными образами или абстрактными категориями - например, конец и бесконечность, лето и зима, черные и белые клавиши.
Несмотря на особенности используемых средств выразительности во втором и третьем музыкальных произведениях, именно люди с высоким уровнем ЭОМ чувствуют и переживают противостояние музыкального материала и демонстрируют амбивалентную реакцию.
В разделе 3.1.5 «Вербальные характеристики эмоциональной отзывчивости на музыку» показана значимость когнитивных категорий при восприятии музыкальных произведений представителями группы с высоким уровнем ЭОМ, что проявляется в выраженности значений таких полюсов методики «Семантический дифференциал» как «глубокий», «содержательный», «интересный».
Люди с высоким уровнем ЭОМ продуцируют большее количество ассоциативных слов в ответ на музыкальное произведение, в отличие от испытуемых с низкой ЭОМ:
№1 (Шуман): М,=10.8; М2=8.2; и=7078, р<0.0001 №2 (Прокофьев): М,=9.16; М2=7.15; и=7247, р<0.0003 №3 (Чайковский): М,=7.01; М2=5.57; и=7980, р<0.02
Понимание смыслового наполнения музыкального произведения нередко сочетается с эмоциональной реакцией. В связи с этим представляется возможным констатировать, что заинтересованность, аффективная включенность в музыкальный процесс порождает большое количество ассоциаций у людей с высоким уровнем ЭОМ.
В разделе 3.1.6 внимание обращено на следующий эмпирический факт. В процессе .контент-анализа словесных ассоциаций, предъявляемых в ответ на музыку, оказалось, что процентные показатели вербальных единиц, входящих в категорию «нестандартные образы», выше у представителей группы высоким уровнем ЭОМ, что проявляется во всех трех произведениях: №1 (Шуман): М,=1.2%; М2=0%; ф*=2.48, р<0,01 №2 (Прокофьев): М,=4.7%; М2=3.9%; ф*=0.72 №3 (Чайковский): М,=4.6%; М2=1.3%; ср*=3.17, р<0,01
Раздел 3.1.7 посвящен рассмотрению феномена «сюжетно-динамический музыкальный образ». Данный параметр диагностируется в случае, если на рисунке изображены действие, динамика, взаимодействие элементов рисунка, изображаются объекты, находящиеся в определенных отношениях, связях. Например, ветер гнет ветку дерева, корабль тонет в морской пучине. Было обнаружено, что у людей с высоким уровнем ЭОМ наблюдается более высокий уровень сюжетно-динамического способа обработки музыкального материала (рис. 2):
№1 (Шуман): М,=0.34; М2=0.26; и=8262, р<0.04 №2 (Прокофьев): М^О.73; М2=0.67; и=8968 №3 (Чайковский): М^О.63; М2=0.42; и=8023, р<0.02
Рисунок 2. Соотношения средних значений параметра «сюжетно-динамический музыкальный образ» в двух группах
Несмотря на выявленную разницу по данному параметру, отсутствие значимых различий в произведении С. Прокофьева, возможно, связано с особенностями музыкального стимула. Испытуемые достаточно часто актуализировали в рисунке образы сражений, борьбы, скачек и т.д. Можно предположить, что маршеобразный характер произведения актуализирует динамичный образ у испытуемых вне зависимости от их уровня эмоциональной отзывчивости на музыку.
Корреляционный анализ показал, что параметр «сюжетно-динамический музыкальный образ» положительно взаимосвязан с такими свойствами как энергичность, насыщенность, яркость, полихромность изображения, живость, более частое использование в ассоциациях глаголов, что свидетельствует в пользу динамичности, активности, стеничности эмоциональных переживаний.
В параграфе 3.2 «Индивидуально-типологические особенности людей с высоким уровнем эмоциональной отзывчивости на музыку» обсуждаются эмоциональные, когнитивные, характерологические особенности людей с высоким уровнем эмоциональной отзывчивости на музыку.
Раздел 3.2.1 посвящен анализу эмоциональных особенностей людей с выраженной ЭОМ. По всем шкалам методики, оценивающей
психодинамические свойства эмоций, не обнаружено достоверных различий в двух сравниваемых группах. По параметру «общая эмоциональность» ни в методике Е.П. Ильина, ни в шкале дифференцированных эмоций К. Изарда не было обнаружено достоверных различий (М1=57, Мг=54.9; и=7979,5, р=0.093). Исключение составляет свойство интенсивности (М1=5.56, Мг=4.93; и=5187, р=0.005). Таким образом, можно говорить о более ярком, насыщенном переживании эмоций любой модальности людьми с высоким уровнем ЭОМ, однако повышенную эмоциональность в отношении ситуаций обыденной жизни по полученным эмпирическим данным констатировать сложно.
С целью диагностики модальностных свойств эмоциональной сферы людей с высокой ЭОМ была использована ШДЭ К.Изарда. Математико-статистический анализ показал достоверные различия по эмоциям радость (М1=5.81, М2=5.29; и=7699, р<0.03), удивление (М1=6.02, М2=5.31; 11=7452, р<0.01), гнев (М1=б.18, М2=5.53; 11=7410, р<0.009), параметру «средний показатель положительных эмоций» (М1=5.95, Мг=5.49; и=7387, р<0.009), «средний показатель когнитивных эмоций» (М1=6.02, М2=5.59; 11=7532, р<0.01) в сторону их преобладания у лиц с высокой ЭОМ. По данным корреляционного анализа была обнаружена положительная взаимосвязь параметра «эмоциональная отзывчивость на музыку» с эмоциями «удивление» (т=0,110, р<0.05), «гнев» (т=0,128, р<0.01), «вина» (т=0,094, р<0.05).
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о выраженности всего спектра модальностных свойств эмоций у людей исследуемой группы — когнитивного (удивление), отрицательного стенического (гнев), астенического (вина), положительных эмоций (радость)
В разделе 3.2.2 «Характерологические черты людей с высокой эмоциональной отзывчивостью на музыку» обсуждается тот факт, что у людей с высоким уровнем ЭОМ более часто встречаются такие черты характера как гипертимный (М1=44.3%, Мг=27.6%; ф*=1.97, р<0.05) истероидный (М1=34.3%, N12-17.2%; ср* 2.23, р<0.01),. эмоционально-лабильный (М1=34.3%, Мг=22.4%; <р*=1.49). Эмпирические данные свидетельствуют о большей представленности в выборке людей исследуемой группы черт характера, относящихся к повышенно эмоциональным, гипертимный и истероидный тип объединяют такие качества как активность,, стеничность, яркость, жажда новизны, лидерские склонности.
С целью диагностики эмпатии была использована методика А. Меграбяна, Н. Эпштейна. Полученные результаты констатируют большую выраженность эмпатии у лиц с высокой эмоциональной отзывчивостью на музыку (М1=73,2;.М2=69,4; и = 4138,5, р<0.007), что соотносится с данными, представленными в теоретической главе и с обыденными представлениями о музыкальных людях. ...
Таким образом, можно сделать вывод о выраженности у субъектов с высокой ЭОМ таких качеств как энергичность, повышенный эмоциональный тонус, коммуникативность, демонстративность, эмпатийибсть.
В разделе 3.1.4 «Описание когнитивных свойств у группы людей с повышенной эмоциональной отзывчивостью на музыку» обнаружено
отсутствие значимых различий по уровню вербального интеллекта в методике Амтхауэра, невербального интеллекта в методике Равена, а также в выборе предпочитаемого способа обработки информации (модуса мышления) у представителей двух групп.
В параграфе 3.3 «Перечень характеристик эмоциональной отзывчивости на музыку» обсуждаются результаты дискриминантного анализа. Были выявлены переменные, благодаря которым испытуемый, получая высокие значения по этим свойствам, с большой вероятностью может быть отнесен к группе с высокой ЭОМ, а именно: сюжетно-динамический музыкальный образ, вербальный компонент эмоционального переживания, способность испытывать положительные эмоции в ответ на музыкальный стимул, описание эмоциональных состояний. В качестве коррелят ЭОМ выступают такие индивидуально-типологические особенности как положительные и когнитивные эмоции, диагностированные посредством ШДЭ К. Изарда, гипертимные и эмоционально-лабильные черты характера.
В заключении подводятся основные итоги проведенной теоретической и эмпирической работы, констатируется факт подтверждения выдвинутых гипотез, намечены перспективы дальнейших исследований
Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:
1. В процессе эмпирического исследования нами были выделены эмоциональные характеристики ЭОМ:
1.1 Интенсивность (яркость) эмоциональных переживаний, которая выражается в том, что испытуемые с высоким уровнем эмоциональной отзывчивости на музыку чаще используют крайние (ненулевые) значения шкал методики «Семантический дифференциал» в ситуации оценки музыкального произведения, а представители другой группы в большей степени ориентируются на средние (то есть нулевые) значения семантического дифференциала.
1.2 Склонность к переживанию положительных эмоций (различного качества - спокойствие, интерес, веселье, эйфория и т.д.) в ответ на музыкальный стимул любого эмоционального содержания.
1.3 Дифференцированность эмоционального переживания, диагностируемая посредством вычисления диапазона слов, используемых для описания эмоций в ассоциативной методике.
1.4 Амбивалентность эмоционального переживания. Данный феномен выражается в одновременном переживании двух качественно (модально) противоположных эмоций в ответ на один музыкальный стимул.
2. Выделены когнитивные характеристики ЭОМ:
1.1 Вербальный признак ЭОМ, который проявляется в том, что люди исследуемой группы продуцируют большее количество ассоциативных слов, в ответ, на музыкальное произведение, в отличие от испытуемых контрольной, выборки. Такое явление не объясняется различием по уровню вербального интеллекта, так как по субтестам методики Амтхауэра, диагностирующим вербальный интеллект, не было выявлено
достоверных различий между людьми с низким и высоким уровнем ЭОМ. В связи с этим можно утверждать, что большое количество слов в ответ на музыкальный стимул связан с особенностью эмоционального реагирования.
1.2 Нестандартность музыкальных образов, проявляющаяся в использовании слов, которые не могли быть отнесены ни к одной из выделенной категории анализа ассоциативной методики.
1.3 Сюжетно-динамический музыкальный образ. Данный феномен выражается в изображении действия, динамики, взаимодействия элементов рисунка, объектов, находящихся в определенных отношениях, связях.
2. Констатировано, что люди с высоким уровнем ЭОМ отличаются
следующими индивидуально-типологическими особенностями-.
2.1 Интенсивность эмоционального реагирования.
2.2 Переживание всего диапазона эмоциональных состояний — положительных, когнитивных, отрицательных стенических и астенических эмоций.
2.3 Более высокий уровень эмпатии по сравнению с людьми с низким уровнем ЭОМ.
2.4 Представленность гипертимных, эмоционально-лабильных и истероидных характерологических черт.
2.5 Диагностировано отсутствие явных и четких различий между представителями двух сравниваемых групп по таким психологическим образованиям как уровень вербального и невербального интеллекта, способ обработки информации (правополушарная и левополушарная стратегия).
4. На основании полученного материала, представленного в данной
работе, сформирован комплекс характеристик эмоциональной
отзывчивости на музыку (табл. 1):
Таблица 1. Комплекс характеристик эмоциональной отзывчивости на музыку
Эмоциональные характеристики Когнитивные характеристики
Интенсивность (яркость) эмоциональных переживаний Вербальный компонент ЭОМ
Склонность к переживанию положительных эмоций Нестандартность музыкальных образов
Дифференцированность эмоционального переживания Сюжетно-динамический музыкальный образ
5. Разработан диагностический инструментарий — методики и их показатели, позволяющие выявлять психологические показатели ЭОМ при массовых обследованиях. На основании теоретических посылок и результатов
анкетирования музыкантов-профессионалов были сформированы следующие диагностические критерии ЭОМ: потребность в музыкальном воздействии (частота прослушивания музыки, посещения концертов); моторная и вегетативная реакция на музыкальные стимулы; эффект последействия музыкального стимула (потребность в напевании, легкость переключения на другой вид деятельности); модальность эмоциональной реакции на музыку; субъективная оценка степени выраженности ЭОМ.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
Статьи в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ:
1. Адмакина Т.А. Амбивалентность переживания как компонент эмоциональной отзывчивости на музыку // Научный журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена». 2009. №102. С.337-341
2. Адмакина Т.А. Сюжетность переживания как компонент эмоциональной отзывчивости на музыку // Научно-практический журнал «Вестник психотерапии». 2010. №33 (38). С. 112-118
Статьи в научных журналах и сборниках, тезисы докладов:
3. Адмакина Т.А. Особенности эмоциональной сферы лиц с музыкальным образованием // Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 20-22 апреля 2006): материалы /СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2006. С.З
4. Адмакина Т.А. К вопросу о методическом подходе к исследованию музыкальности // Международная научно-практическая конференция молодых ученых России и Украины «Психология без границы» (Харьков, 14-16 мая 2007): материалы / Харьков: Изд-во ХНУ им. В.Н. Каразина, 2007. С.100-101
5. Адмакина Т.А. Феномен эстетического катарсиса Л.С.Выготского в исследовании эмоциональной отзывчивости на музыку //VII Всероссийская научно-практическая конференция (Сочи, 24-26 апреля 2008): материалы / Сочи: Изд-во СПФ СГУТиКД, 2008. Т 1. С.187-189
6. Адмакина Т.А. Музыкальность как латерализованное свойство //Третья международная конференция по когнитивной науке (Москва, 20-25 июня 2008): материалы / Москва: Художественно-издательский центр, 2008. Т 1. С.178-179
7. Адмакина Т.А. Симультанность и сукцессивность музыкального образа // Научный симпозиум, посвященный 90-летию со дня рождения Л.М. Веккера (Санкт-Петербург, 21-22 октября 2008): материалы / СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2008. С. 158-159
8. Беломестнова Н.В., Адмакина Т.А. К вопросу об аудиальном перцептивном образе //Научный симпозиум, посвященный 90-летию со дня рождения Л.М. Веккера (Санкт-Петербург, 21-22 октября 2008): материалы / СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2008. С. 163-165
9. Адмакина Т.А. Возможные компоненты эмоциональной отзывчивости на музыку // Международная научно-практическая конференция «Ананьевские чтения - 2008» (Санкт-Петербург, 21-23 октября 2008): материалы / СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2008. С. 165-167
10. Адмакина Т.А. Экспериментальное исследование дифференциальных эмоций // Всероссийская межвузовская конференция молодых ученых «Психология - наука будущего» (Москва, 30-31 октября 2008): материалы / М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008 С. 13-15
11.Адмакина Т.А. Этапы возникновения музыкальных технологий древнего человека // II (XVIII) Всероссийский археологический съезд, посвященный 100-летию академиков Б.А.Рыбакова, А.П.Окладникова, Б.Б.Пиотровского (Суздаль, 20-25 октября 2008): материалы /М.: Институт археологии РАН, 2008. Том III. С.5 -7
12.Адмакина Т.А. Эмоциональная отзывчивость на музыку как социально-психологический феномен // Межвузовская научно-практическая конференция «Социальная психология сегодня: Наука и практика» (Санкт-Петербург, 18 марта 2009): материалы / СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009 С. 43-44
13.Адмакина Т.А. Взаимосвязь когнитивного стиля с музыкальностью //Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 23-25 апреля 2009): материалы / СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2009. С.184-185
14. Адмакина Т.А. Источники музыкальной деятельности в ноогенезе // 3-я Международная научно-практическая конференция «Психология когнитивных процессов» (Смоленск, 14-15 мая 2009): материалы / Смоленск: Универсум, 2009. С. 131-135
15. Адмакина Т.А. Об энергетической характеристике положительных и отрицательных эмоций //Международная научно-практическая конференция «Ананьевские чтения - 2009» (Санкт-Петербург, 20-22 октября 2008): материалы / СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2009. С.3-4
16. Адмакина Т.А. Психологические референты эмоциональной отзывчивости на музыку // Научно-практический журнал «Вестник психотерапии». 2009. №31 (36). С.84-90
17.Басыгысова Т. А., Адмакина Т.А. Стандартизация шкалы дифференцированных эмоций К. Изарда // Научно-практический журнал «Вестник психотерапии». 2009. №31 (36). С.68-72
18. Адмакина Т.А. Символизация музыкального переживания как фактор развития духовно-психического потенциала личности // Межвузовская научно-практическая конференция «Социальная психология сегодня: Наука и практика» (Санкт-Петербург, 17 июня 2010): материалы /СПб.: Изд-во СПбГУП, 2010. С.38-39
19.Адмакина Т.А. Когнитивные детерминанты эстетической реакции // Научная конференция, посвященная памяти Я.А. Пономарева, В.Н. Дружинина «Психологические исследования интеллекта и творчества» (Москва, 7-8 октября 2010) / М.: Изд-во «Института психологии РАН», 2010. С. 111-113
20.Адмакина Т.А, Особенности когнитивной сферы музыкальных людей // Научная конференция «Ананьевские чтения - 2010» (Санкт-Петербург, 19-21 октября 2010): материалы /СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2010. С.5-6
21.Беломестнова Н.В., Адмакина Т.А. Об эмоциогенности музыкального воздействия //Научная конференция «Ананьевские чтения - 2010» (Санкт-Петербург, 19-21 октября 2010): материалы / СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2010. С.525-526
22. Адмакина Т.А. К вопросу о генезисе музыкальной деятельности // Философско-культурологический альманах, 2010. Вып. 15. С. 160-166
23. Адмакина Т.А. Индивидуально-типологические особенности музыкальных людей //III Всероссийская научная конференция «Психология индивидуальности» (Москва, 1-3 декабря 2010): материалы /М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. ч.2. С.37-38 (0,1 п.л.)
24.Адмакина Т.А., Басыгысова Т.А., Плотникова В.А. Цвет в рисунке как референт эмоционального состояния // IV Международная научно-практическая конференция «Социокультурные проблемы современного человека» (Новосибирск, 19-24 апреля 2010): материалы /Новосибирск: Изд. НГПУ, январь 2011. ч.П. С. 242-246
25. Адмакина Т.А. Особенности свойств индивидуальности эмоционально отзывчивых на музыку людей // Теоретические и эмпирические проблемы индивидуальности: музыкальность, эмоции, религиозность, патология: сборник научных статей. / Санкт-Петербургский Союз Ученых; под. ред. Т.А. Адмакиной. СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2011. Том 1. С. 12-25
Подписано в печать «16» марта 2012 г. Формат 60x84/16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 32
Типография «Восстания -1» 191036, Санкт-Петербург, Восстания, 1.
Текст диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Адмакина, Татьяна Анатольевна, Санкт-Петербург
61 12-19/260
Министерство образования Российской Федерации Российский государственный педагогический университет
им. А.И.Герцена Психолого-педагогический факультет Кафедра психологии человека
На правах рукописи
Адмакина Татьяна Анатольевна
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ
Специальность 19.00.01 - общая психология, психология личности,
история психологии Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Научный руководитель -кандидат психологических наук, доцент Н.В. Беломестнова
Санкт-Петербург 2012
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ.............................................................................................2
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................5
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОРРЕЛЯТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ....................16
1.1 Анализ основных понятий, связанных с эмоциональной отзывчивостью на музыку................................................................................................................
1.2 Проблема психологического содержания эмоциональной отзывчивости на музыку в теоретических и эмпирических исследованиях.................................19
1.2.1 Механизм эстетической реакции как теоретическая предпосылка формирования представления о психологическом содержании ЭОМ.. 19
1.2.2 Эмпирические исследования эмоциональной составляющей музыкального переживания.......................................................................25
1.2.3 Эмпирические исследования когнитивной составляющей музыкального переживания.......................................................................33
1.3 Индивидуально-типологические особенности музыкальных людей в трудах отечественных и зарубежных авторов....................................................39
1.3.1 Модель структуры индивидуальности как методологическая основа исследования...................................................................................41
1.3.2 Индивидные особенности музыкальных людей............................44
1.3.3 Исследования эмоциональной сферы музыкальных людей..........52
1.3.4 Характерологические особенности музыкальных людей..............54
1.3.5 Взаимосвязь когнитивной сферы с эмоциональной отзывчивостью на музыку.....................................................................................................57
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ.................................71
2.1 Пилотное исследование..................................................................................71
2.1.1 Описание результатов анкетирования музыкантов-профессионалов ...........................................................................................72
2.1.2 Описание процедуры и выборки пилотного исследования..... .......75
2.1.3 Разработка опросника, диагностирующего степень выраженности ЭОМ..............................................................................................................76
2.1.4 Апробация методик и их показателей, диагностирующих эмоциональную реакцию испытуемых в ответ на музыкальное произведение...............................................................................................88
Выводы по пилотному исследованию.................................................................98
2.2 Основное исследование..................................................................................99
2.2.1 Процедура основного исследования и характеристика выборки .99
2.2.2 Методы исследования эмоциональной реакции на музыкальное произведение.............................................................................................Ю2
2.2.3 Методы исследования индивидуально-типологических особенностей эмоционально отзывчивых на музыку людей...............109
2.3 Описание методов статистической обработки...........................................116
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ.....................................................................118
3.1 Описание психологических проявлений эмоциональной отзывчивости на музыку..................................................................................................................118
3.1.1 Половозрастные особенности эмоционально отзывчивых на музыку людей............................................................................................118
3.1.2 Интенсивность и модальность эмоционального реагирования на музыку........................................................................................................124
3.1.3 Дифференцированность эмоциональной реакции на музыку.... 130
3.1.4 Амбивалентность эмоционального переживания.........................132
3.1.5 Вербальные характеристики эмоциональной отзывчивости на музыку........................................................................................................138
3.1.6 Нестандартные образы как показатель эмоциональной отзывчивости на музыку..........................................................................142
3.1.7 Сюжетно-динамический музыкальный образ...............................145
3.2 Индивидуально-типологические особенности людей с высоким уровнем эмоциональной отзывчивости на музыку.........................................................150
3.2.1 Эмоциональные особенности лиц с выраженной эмоциональной отзывчивостью на музыку........................................................................150
3.2.2 Характерологические черты людей с высокой эмоциональной отзывчивостью на музыку........................................................................155
3.2.3 Описание когнитивных свойств группы людей с высоким уровнем эмоциональной отзывчивостью на музыку............................................157
3.3 Перечень характеристик эмоциональной отзывчивости на музыку........160
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................164
ВЫВОДЫ.............................................................................................................166
БИБЛИОГРАФИЯ...............................................................................................169
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................................189
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Современная нестабильность и сложность культурного состояния общества актуализирует значимость художественно-эстетического воспитания человека. Росту духовно-нравственного и творческого потенциала индивидуума способствует формирование у него более сложной структуры эмоционального переживания, расширение области доступных эмоциональных состояний, понимание содержательного наполнения произведений искусств. Большую роль в решении этой задачи играет музыка, являясь одним из наиболее эмоциональных видов искусств.
На наш взгляд, эмоциональная отзывчивость на музыку - явление, изучение которого поможет определить некоторые аспекты психологического содержания эмоциональной сферы (в том числе и немузыкальные), выявить характеристики музыкального переживания, а также разработать диагностический инструментарий, позволяющий их оценивать. Таким образом, на основании сугубо специфичного материала появляется возможность раскрыть ряд общепсихологических вопросов.
Понятие эмоциональной отзывчивости на музыку (в дальнейшем -ЭОМ) в качестве основы музыкальности в научную литературу было введено Б.М.Тепловым и определялось следующим образом: «переживание музыки как выражения некоторого содержания» [178, с.53]. Речь идет о способности чутко улавливать эмоционально-смысловое наполнение музыкальной единицы. Б.М. Теплов подчеркивает, что эмоциональное переживание будет музыкальным в том случае, если имеет место «переживание выразительного значения музыкальных образов, а не просто эмоциональная реакция во время восприятия музыки» [178, с.54]. Другими словами, ЭОМ связана не с возникающими настроениями во время прослушивания мелодии, а со смысловым переживанием выразительной функции образа. Так, например, тема любви Татьяны (из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»),
выступающая в качестве эмоционального содержания, во многих картинах произведения воплощается в конкретной мелодической линии -музыкальном образе [181, 1998].
В начале XX века эмоциональная реакция стала выделяться в качестве необходимой составляющей музыкальности (C.Seashore, 1919; G.Revesz, 1920; H.Konig, 1925; J.Kries, 1926; Л.А. Баренбойм, 1937; Е. Willems, 1956; Е Szeghy, 1957) [51; 178]. В отечественной психологической литературе также активно разрабатывалось понятие музыкальности, правда, в качестве ее основного свойства у разных авторов выступали различные психологические характеристики (Ю.А. Цагарелли [191, 192], Г.А. Ильина, С.Д. Руднева [89], А.Л. Готсдинер [62], Т.С.Князева, А.Н.Лебедев, A.B. Торопова [100], С.И. Науменко [129], Л.Л. Бочкарев [41], И.И. Ашмарин [21]). Так, Г.А. Ильина, С.Д. Руднева [89] определяли музыкальность как «способность к снятию такой информации об объекте, когда выявляются <...> важные внутренние целостные связи между элементами, связи, обеспечивающие эмоциональную интеграцию воспринимаемого звучания» [89, с.67]. Д.К. Кирнарская в качестве основы музыкальности выделяла способность «к схватыванию и осмыслению всех взаимосвязанных закономерностей звукоорганизации в их эстетическом единстве» [98, с. 136]. Системообразующим фактором музыкальности по С.А. Стояновой является способность создавать музыкальный образ [166]. Определение музыкальности как сформированности эстетического вкуса, способности творчески проникать в художественную сущность музыки, понимать и оценивать ее эстетические качества, исполнять на высоком художественном уровне, сочинять дал С.И. Науменко [129]. К. Карма (1975) в качестве главного характеристики обсуждаемого свойства выделял способность к структурированию музыкального материала [166; 51]. По К.В.Тарасовой несомненным компонентом структуры музыкальности являются познавательные музыкальные способности [176].
При достаточной научной разработанности такого психологического образования как музыкальность, понятие ЭОМ встречается в научной литературе редко. Изучение ЭОМ представлено в трудах Ю.А. Цагарелли [Цагарелли, 1989], выделявшего внешнюю ЭОМ, как психомоторную реакцию на компоненты музыкальной выразительности, и внутреннюю ЭОМ, как постижение эмоционального содержания музыкального стимула, а также в онтогенетических исследованиях К.В. Тарасовой [176].
Таким образом, теоретический анализ показал имеющуюся в научной литературе проблему психологического содержания музыкальности (на данном этапе нет единых представлений), и, главным образом, эмоциональной отзывчивости на музыку, как основы музыкальности. Характеристики ЭОМ, предложенные Б.М. Тепловым, не дают полного представления о рассматриваемом феномене - определение ЭОМ недостаточно дифференцированно, неизвестны психологические корреляты данного образования, механизмы его возникновения, критерии диагностики и т.д., вследствие чего встает проблема его экспериментального изучения и объективной фиксации. Также до сих пор остаются неизученными вопросы о положении ЭОМ в структуре эмоциональности, характере детерминации обсуждаемого феномена (биологической и/или социальной), о внешних и внутренних факторах, способствующих развитию ЭОМ.
Объектом исследования являются особенности эмоционального реагирования людей в ответ на прозвучавшее музыкальное произведение, а также индивидуально-типологические свойства испытуемых как возможные корреляты эмоциональной отзывчивости на музыку.
Предметом исследования служат психологические характеристики эмоциональной отзывчивости на музыку. Здесь следует подчеркнуть, что ЭОМ может выражаться на разных уровнях: физиологическом, психофизиологическом, поведенческом, социальном и т.д. В данном случае нас интересуют именно психологические проявления ЭОМ.
Большинство экспериментально-теоретических исследований в области
музыкальной психологии носят сравнительный характер, где сопоставляются
индивидуально-типологические особенности в двух выборках - музыкантов
и немузыкантов. Полученные таким образом данные рассматриваются
исследователями в качестве предпосылок музыкальной одаренности. Так,
психофизиологические особенности музыкальных людей изучались
П.К. Анохиным, В.М.Бехтеревым [51], В.Н. Мясищевым, A.JI. Готсдинером
[125], А.И. Борисовой, М.И.Никифоровым, М.В.Сергиевским [60],
A.B. Сулимовым, Ю.В. Любимовой, P.A. Павлыгиной, В.Н. Давыдовым [171].
Лабильность нервной системы как нейродинамическая детерминанта
музыкальной одаренности отмечалась И.А. Левочкиной [105], Е.П. Гусевой,
А.И. Медянниковым [68], М.В. Никешичевым [134], Е.П.Гусевой [67],
Ю.А. Цагарелли [191, 192], Э.А. Голубевой [60], А.Н.Коневым,
А.И. Медянниковым [по 157]. Изучение эмоциональной сферы человека
показало более высокий уровень переживания аффекта, чувственной
окраски, богатство эмоционального содержания музыкально одаренных лиц
в работах В.В. Медушевского, В.К. Белбородовой [по 156]. Внимание
исследователей также сосредоточено на диагностике эмоционального
состояния музыкантов-исполнителей перед выступлением и его влиянии на
успешность концертной деятельности [22; 43; 168; 192]. А.Х. Пашина,
A.B. Торопова [146], исследуя модальностные характеристики
эмоциональной сферы индивидуумов с высоким уровнем музыкальности
показали, что им присущи спокойствие, безразличие, благополучие. По
данным А.Х. Пашиной [145] музыканты с большей точностью
идентифицируют эмоции «нейтрально» (то есть отсутствие переживания как
такого), «радость». В данной выборке также представлен расширенный набор
точно опознаваемого эмоционального контекста, что автор связала с высоким
уровнем эмпатийности. Немаловажным представляются исследования
когнитивной сферы музыкальных людей. Круг изучаемых вопросов в этой
области достаточно широк: сопоставление общей и музыкальной
8
одаренности [94; 151; 175], влияние музыки на решение когнитивных задач [76; 186; 137], взаимосвязь полушарных стратегий головного мозга с музыкальностью [38; 57, 58; 192; 186; 197; 198;200].
Практический опыт показывает, что ЭОМ может ярко проявляться у людей, не имеющих к музыке никакого отношения. И, наоборот, среди музыкантов встречаются те, которые обладают низкой ЭОМ. Об этом писал и автор понятия ЭОМ Б.М. Теплов. Некоторые экспериментальные данные свидетельствуют в пользу обозначенного предположения. Так, в исследовании Т.С. Князевой, А.Н. Лебедева, A.B. Тороповой выдвигалась гипотеза, что «среди «немузыкантов» встречаются люди с выдающимися музыкальными способностями. И, наоборот, некоторые профессиональные музыканты могут обладать посредственной «природной» музыкальностью, компенсирующейся (а иногда и не очень) в процессе обучения и профессионального опыта» [100, с.89]. Посредством метода экспертных оценок были выявлены студенты музыкальных профессиональных учреждений, обладающие низкой музыкальностью. Оказалось, что профиль их ЭЭГ приближен к показателям, характерным для немузыкальных людей. Посредством ЭЭГ была также диагностирована повышенная музыкальность у испытуемых из группы немузыкантов. Другое исследование предполагало сравнение эмоциональных и формально-динамических характеристик среди лиц с высокой и низкой музыкальностью без опоры на формальный признак профессиональной принадлежности [146]. Для нашей работы представляется важным выявить характеристики ЭОМ у людей, обладающих ею независимо от их принадлежности к музыкальной деятельности. В связи с этим в настоящем диссертационном исследовании сравнительный анализ реализуется на основании критерия выраженности ЭОМ, а не наличия/ отсутствия музыкального образования.
Цель данного исследования состоит в выявлении и описании психологических характеристик эмоциональной отзывчивости на музыку.
В соответствии с целью предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить эмоциональные и когнитивные характеристики ЭОМ, проявляющиеся непосредственно после прослушивания музыкального произведения.
2. Исследовать эмоциональную сферу испытуемых в формально-динамических и модальностных проявлениях.
3. Выявить взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с уровнем эмпатии человека.
4. Определить взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку со степенью дифференцированности эмоций.
5. Соотнести направленность стратегии обработки информации с эмоциональной отзывчивостью на музыку.
6. Предложить комплекс эмпирических критериев ЭОМ.
Гипотезы научного исследования:
1. Можно выделить эмоциональные и когнитивные характеристики эмоциональной отзывчивости на музыку, проявляющиеся непосредственно после прослушивания музыкального произведения.
2. Можно предположить, что люди с высоким уровнем ЭОМ обладают такими индивидуально-типологическими особенностями как подвижность, возбудимость, интенсивность эмоциональных процессов, склонность к положительным эмоциональным переживаниям, высокий уровень эмпатии, доминирование типов характеров с ярким проявлением эмоций, выраженность правополушарного когнитивного стиля.
Методологической базой исследования являются комплексный подход в изучении человека (Б.Г.Ананьев [18, 19]); интегративные концепции структуры индивидуальности (Б.Г.Ананьев [19], В.С.Мерлин [119], В.В. Белоус [33; 34], Э.А. Голубева [60], Н.В. Беломестнова [26], Н.В. Васильева [47]); выделение феномена ЭОМ (Б.М. Теплов [178]), теория дифференцированных эмоций К.Изарда [84], системный подход к анализу личности (В.А. Барабанщиков [24], К.А. Абульханова-Славская [1],
H.B. Беломестнова [29]); типологический подход (Б.М.Теплов [182, 183], В.Д. Небылицин [130, 131], Э.А. Голубева [60]).
В диссертационном ис�