Темы диссертаций по психологии » Общая психология, психология личности, история психологии

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Влияние творчества на развитие отношений личности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Галин, Александр Латыпович
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Новосибирск
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 19.00.01
Диссертация по психологии на тему «Влияние творчества на развитие отношений личности», специальность ВАК РФ 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Галин, Александр Латыпович, 1999 год

Введение.

Глава 1. Психологическая природа отношений личности.

§ 1. Изучение отношений личности в психологии.

§ 2. Психология установки и психология отношений.

Глава 2. Творчество и преобразование отношений личности.

§ 1. Психологическая сущность творчества.

§ 2. Методы исследования творчества и отношений личности.

§ 3. Взаимосвязь творчества и отношений личности.

Глава 3. Исследование влияния творчества на развитие отношений личности путем психологических опросов.

§ 1. Уровни творчества и уровни отношений личности.

§ 2. Научное творчество и образ жизни.

§ 3. Управление синтезом в развитии отношений.

Введение диссертации по психологии, на тему "Влияние творчества на развитие отношений личности"

В настоящее время продолжает развиваться психология творчества (Пономарев Я. А. 1976, 1987, Ушаков Д. В., 1997, Богоявленская Д. Б., 1997, Ниренберг Дж., 1996, Айян Д., 1997, Зденек М. 1997, Де Боно Э., 1997 и др.).

Развивается и психология личности. В ней, в частности, заложены основы психологии отношений (Лазурский А. Ф., 1997, Мясищев В. Н., 1960, 1995, Мерлин В. С., 1988 и др.). Сборник работ В. Н. Мясищева (1995) показывает, что уже до 1970 года наметились большие возможности развития психологии отношений. Однако эти возможности до сих пор в значительной степени не реализовались.

В художественной литературе, литературе, посвященной описанию творчества музыкантов, актеров, писателей, ученых часто встречаются указания на то, что человек, систематически занимающийся творчеством, иначе, чем окружающие, относится к себе, к результатам своего труда, к общению, к различным сторонам жизни.

Многочисленны замечания А. С. Пушкина (1959) на этот счет, например, об отношении поэта к Вдохновению, к свободе, к оценке произведений окружающими и т.п. М.М. Пришвин (1985) ясно выражает свое отношение к работе подсознания, отношение к общению, говорит об отражении состояний человека в воспринимаемой им природе и о других отношениях, связанных с творчеством. С. Моэм (1991) характеризует отношения художника и окружающих. Дж. Лондон (1986) пишет о борьбе писателя за признание его творчества. Е. Образцова подробно характеризует отношение певицы к художественному материалу (Шейко И. П., 1984), актерское видение реальности подробно характеризуется у К. С. Станиславского (1985), Ян Парандовский (1990) говорит о многих особенностях отношений писателя и к себе, и к жизни, к условиям работы.

Ученые также обращают на это внимание. Так, Б. М. Кедров (1970), характеризуя творчество Д. И. Менделеева, говорит об отношении к роли подсознания в научном творчестве, подробно эти вопросы обсуждаются Ж. Адамаром (1970). На значение подсознания в научной работе обращали внимание Г. Гельмгольц (1981), Д. Пойа (1957). Отношение ученого к критике, к общению с окружающими, к работе своего подсознания и многие другие рассматривает Г. Селье (1987). Борьбу творческой личности с внешним окружением в случаях, если оно мешает творчеству, показывают Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин (1994).

Творчество, если оно проявляется в поведении достаточно систематично, преобразует всю личность и, в частности, отношения личности с окружающими, отношения к различным сторонам жизни.

Многочисленны замечания психологов о своеобразии отношений к различным сторонам жизни лиц, систематически занимающихся творчеством.

А. Ф. Лазурский отмечал, что представители высшего психического уровня не только приспосабливаются к окружающей среде, но и стремятся "переделать окружающую действительность согласно собственным влечениям, потребностям и идеалам" (Лазурский А. Ф., 1997, с. 145).

За известными работами Е. П. Торранса можно угадывать отношение творческой личности к стандартным и не стандартным решениям (Torrans Е. Р., 1966), А. Ф. Осборн как бы выражает отношение к критике и возражениям, предлагая в "мозговом штурме" разделять стадию порождения идей от их оценивания, Дж. Гордон в синектике как бы показывает отношение творческой личности к воображению, однако, это отношение в явном виде не определяется и не исследуется. Необходимость исследований взаимосвязей личностных качеств и творчества следует из обзорной работы Delias М., Gaier Е. L. (1970).

А. Г. Маслоу (1995,1997), характеризуя самоактуализирующихся личностей, обязательной чертой которых является творчество, говорил о позитивном стремлении к уединению", о "демократической структуре характера", о способности соединять в поведении сознательное и бессознательное. Многие особенности самоактуализирующихся личностей в неявной форме характеризуют своеобразие их отношений к себе и окружающему миру.

В. Д. Шадриков (1997) также подчеркивает роль объединения подсознания и сознания для творчества, интеллектуального порыва, духовности, тем самым характеризует отношение творческой личности к движениям подсознания.

Д. Б. Богоявленская (1997) пишет о спонтанности творческих решений, подчеркивая их непланируемость, непредсказуемость.

Ряд примеров можно было бы продолжить. Из них вытекает следующий общий вывод: развитием психологии подготовлен новый этап изучения влияния творчества на развитие отношений личности.

Правильны следующие позиции: "Современные развитые общества предъявляют к своим гражданам требования овладения навыками творческого мышления" (Стернберг Р., Григоренко Е., 1997, с. 211). "Нам необходимо воспринимать творчество серьезно, так как оно станет ключевым компонентом в бизнесе, политике и личной жизни в будущем" (Де Боно Э., 1997, с. 94).

Неадекватные отношения к сторонам творчества, к самому себе, к окружающим могут творческое поведение тормозить или останавливать. Адекватные или правильные отношения, наоборот, могут творческий потенциал личности освобождать. Это показывает большое социальное значение исследования внешних и внутренних условий раскрытия творческих способностей, в том числе и отношений личности, создающих благоприятные условия для развития творчества, подчеркивает актуальность психологического изучения отношений творческой личности, их изменений по мере развития творчества.

Новые личностно-психологические черты могут быть устойчивыми, если они намечены не умозрительно, но проявляются в деятельности человека, отражаются в его образе жизни и поддерживаются им. Это многократно подчеркивалось В. Н. Мясищевым (1960), В. Г. Леонтьевым (1992, 1993, 1995) и другими.

Изучая творчество, в особенности в аспекте устойчивого проявления творческой активности, необходимо прослеживать связь творчества и образа жизни человека.

Цель исследования: разработать новые, дополнительные к существующим, пути психологической помощи развитию творческой личности.

Гипотеза: творчество выделяет новый круг значимых отношений личности и совершенствует их, в свою очередь, улучшенные отношения личности, формируя новое поведение, способствуют творчеству.

Задачи исследования:

1. Изучить отношения личности, прямо связанные с творчеством, показать направление желательного изменения этих отношений для развития творческой деятельности.

2. Определить уровни развития отношений, связанных с творчеством, у испытуемых исследуемых групп.

3. Разработать методы психологической помощи в развитии отношений личности, связанных с творчеством, до более высокого уровня.

Объект исследования: отношения личности к различным сторонам жизни.

Предмет исследования: преобразование отношений личности под влиянием творчества.

Исследуемый контингент: исследование проводилось в Новосибирском государственном университете (НГУ): в СУНЦ НГУ - Специализированном учебно-научном центре ЙОГУ (в физико-математической школе им. М. А.

Лаврентьева (ФМШ), которая входит в структуру СУНЦ), на факультете естественных наук (ФЕН) НГУ, в Институте по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук (ИППК) НГУ, на факультете повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений (ФПКП) НГУ. Пробы коррекции отношений проводились также на спецфакультете практических психологов Новосибирского государственного педагогического университета (СПП НГПУ).

Методы диссертационного исследования. В процессе исследований использовались методы наблюдений, опросов, методика Г. Айзенка (экстраверсия, нейротизм, ложь), методика Б. Я. Первомайского (определение функционального уровня первой или второй сигнальной системы), авторская методика "стиль мышления", определяющая у испытуемых преобладание образного или понятийно-логического мышления. В некоторых случаях анализировались показатели успешности учебной деятельности испытуемых.

С целью развития отношений личности к различным сторонам творчества и жизни использовались дискуссии, которые также помогали оценивать изучаемые отношения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая психология, психология личности, история психологии"

Выводы отражают новые результаты, полученные в исследовании. Впервые с позиций баланса противоположностей показано направление желательного развития отношений личности, связанных с творчеством.

Обнаружено, что в исследуемых группах чаще, чем высокий, встречается низкий уровень развития личностных отношений, связанных с творчеством.

Проанализировано явление, получившее название "зацикливания" на умственной работе, проанализированы его психологические механизмы, определены рекомендации выхода из состояний такого рода через нормализацию образа жизни.

Метод дискуссий в группах адаптирован к задачам развития отношений личности, связанных с творчеством.

Проделанная работа имеет теоретическое значение. В ней показаны большие возможности дальнейшего изучения отношений личности через выделение противоположных отношений, синтез противоположностей. В этом -главный смысл работы.

Этот подход может быть применен не только к рассмотрению отношений, прямо связанных с творчеством, но и при изучении адаптации к обучению, в исследовании многих личностных отношений общечеловеческого характера, в исследовании личностных отношений преподавателя-психолога, личностных отношений к экономическим сторонам жизни, отношений, проявляющихся в сохранении здоровья и других.

Изучение отношений личности, связанных с творчеством, позволяет раскрыть многие особенности творческой личности, понять и объяснить их.

Творческая личность часто попадает в условия рассогласования с окружающей средой, сталкивается с непониманием со стороны окружающих. Эти рассогласования частично могут быть объяснены с позиций различий уровней развития отношений личности.

С позиций проведенного исследования можно также детальнее понять и развивающее влияние творческих личностей на окружающих.

Проведенная работа имеет также практическое значение.

Поскольку несбалансированные отношения могут создавать препятствия творчеству, развитие отношений личности можно рекомендовать в качестве условий высвобождения творческого потенциала личности.

Управление развитием отношений личности, значимыми для творчества и связанными с ним, может быть включено в обучение разных уровней: от обучения учащихся специализированных школ, до обучения студентов различных специальностей в университете и лиц с высшим образованием, повышающим квалификацию по естественно - научным специальностям, а также по психологии. Такое управление может осуществляться через опросы, дискуссии в группе, обучение синтезу противоположностей в отношениях по аналогии.

Психологическое описание процесса творчества в целом, приведенное в данной работе, описание отношений творческой личности, рекомендации по образу жизни могут использоваться в практике обучения лиц, осваивающих творчество. Это подтверждается пробами такого обучения на уровне старших классов физико-математической школы, на уровне обучения в университете, а также на уровне повышения квалификации и переподготовки лиц с высшим образованием.

В плане коррекции инертной установки на понятийно-логическое мышление можно обратить внимание на "метод челнока" (чередование видов деятельности) и "метод якоря" (использование условных сигналов, помогающих вспомнить состояния, связанные с художественным восприятием мира, практической деятельностью). Подробно соответствующие рекомендации рассматриваются в отдельной работе (Галин А. Л., 1998).

Результаты проведенного исследования могут использоваться в индивидуальном психологическом консультировании лиц творческого труда.

Освоение творчества не определяется прагматическим значением, оно играет основную роль в развитии личности, полностью реализующей свои способности (Маслоу А., 1997, Меньшикова Л. В., 1997), неразрывными узами связано с духовным развитием человека (Шадриков В. Д., 1997), и потому повышает качество жизни человека не только через материальную сторону, но и прямо, влияя на духовное состояние.

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что задачи, поставленные в ее начале, в основном решены. Охарактеризован ряд отношений личности, прямо связанных с творчеством, определена реальная картина выделенных для изучения отношений, проверен на практике метод развития отношений личности с помощью управляемых дискуссий. Цель достигнута: разработаны новые, дополнительные к существующим, пути помощи развитию творческой личности.

В связи с проведенным исследованием возникают новые вопросы: почему некоторые испытуемые придерживаются одностороннего отношения, несмотря в на проведенную дискуссию, определение теоретически и практически обоснованного сбалансированного отношения? С чем связаны трудности синтеза противоположностей в этих случаях?

Предложенный подход к изучению отношений личности может развиваться в различных направлениях.

После проведенной работы на новом уровне могут анализироваться связи отношений личности с мотивами (В. С. Мерлин, 1988, В. Г. Леонтьев, 1992, Б. А. Вяткин, 1998).

Можно шире определять круг отношений личности к сторонам творчества: в плане определения меры стремления к сотрудничеству и лидерству, внимания к быту и преодоления бытовых забот, приспособления к окружающему миру и активного преобразования окружающего мира, подобным образом могут быть определены и другие отношения личности, осваивающей творчество.

Можно изучать отношения личности не только путем опросов, но и -наблюдений. Можно сопоставлять синтез противоположностей в отношениях личности или отсутствие такового с результатами научной или художественной работы. И т. д.

Интересны вопросы о длительности реальных изменений отношений, связанных с творчеством, о влиянии характерологических особенностей и темперамента человека на эти изменения, о затратах энергии на переформирование отношений и другие вопросы.

Признание того, что творчество преобразует многие отношения личности выводит психологические исследования на вопросы рассогласования (различий) тех, кто систематически занимается творчеством, с окружающими. Известно, что в общении и взаимодействии лиц, занимающихся творчеством, с окружающими обнаруживаются противоречия. Результаты проделанной работы создают основу изучения указанных явлений. з

Предложенный в работе подход к исследованию отношений личности может найти множество продолжений и практических приложений. Так, с позиций противоположностей и их синтеза могут исследоваться отношения военнослужащих к различным сторонам воинской службы, шире изучаться общечеловеческие отношения, отношения к сторонам здорового образа жизни, экономические отношения личности, возможен выход в исследования социально-психологических вопросов. Исследования в русле предложенного подхода к изучению отношений личности, можно надеяться, будут развиваться.

Заключение

На основании проведенной работы можно сделать следующие основные выводы:

1. Освоение творчества предполагает формирование сбалансированных отношений личности: сознательное поведение и внимание к движениям подсознания, интерес к объекту познания и субъективно-психологическим состояниям в творчестве, взаимодополнение общения и уединений, ориентация на самооценку с учетом оценок значимых лиц, стремление к обновлению результатов с принятием достигнутого и других сбалансированных отношений.

2. Зрелые сбалансированные отношения личности во время опросов выражаются в кратких словесных определениях. Такие отношения выявляются в среднем в 33% ответов учащихся СУНЦ и в среднем в 40% ответов обучающихся в ИППК. 60-70% личностных отношений оказываются не сбалансированными. Таким образом, существуют большие психологические резервы совершенствования отношений личности, связанных с творчеством.

3. Длительность занятий творчеством влияет на баланс противоположностей в отношениях личности. У обучаемых в ИППК процент сбалансированных отношений выше, чем у учащихся СУНЦ, различия статистически достоверны. В то же время по ряду отношений, связанных с творчеством, различия между учащимися СУНЦ и слушателями ИППК не существенны.

4. Высокий уровень синтеза противоположностей в отношениях среди учащихся СУНЦ и студентов НГУ отмечается у лиц, характеризующихся достаточной экстраверсией (средней или высокой) и высоким уровнем активности понятийно-логического мышления . Таких лиц среди студентов и учащихся - около 7%.

5. Все исследуемые лица с высшим образованием, длительное время занимавшиеся творчеством, сталкивались с проблемами инерции в умственной работе ("зацикливания" на ней). Указанное состояние можно рассматривать как проявление стабильной установки на понятийно-логическое мышление. Инерция такой установки преодолевается за счет переключения на виды деятельности, требующие художественного, практического мышления.

6. Эффективным методом развития отношений личности являются управляемые дискуссии в группах, сравнивающие достоинства и недостатки противоположных отношений личности.

7. Теоретические психологические представления о сбалансированных отношениях, проверенные практикой, помогают делать дискуссии целенаправленными.

В этой связи важно теоретически и практически обоснованное определение сбалансированных отношений личности, связанных с творчеством.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Галин, Александр Латыпович, Новосибирск

1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Франция. 1959 г. Пер. с франц. Изд-во "Советское радио", Москва, 1970. - 152 с.

2. Адлер А. О Нервическом характере. Под ред. Э. В. Соколова/ Пер. с нем.j

3. И. В. Стефанович. СПб.: Университетская книга, 1997 - 388 с.

4. Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л., Консультирование и психотерапия. Сочетание методов, теории и практики. Перев., Новосибирск, 1990. 585 с.

5. Айян Д. Эврика! СПб: Питер Паблишинг, 1997. - 352 с. - (Серия "Тренировка ума").

6. Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. "Моск. рабочий", 1973. 296 с.

7. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994 479 с.

8. Аминев Г. А. Вероятностная организация центральных механизмов речи. Казань, изд-во Казанского университета, 1972, 160 с.

9. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: изд-во Ленинградского университета, 1968. 340 с.

10. Андреас К., Андреас С. Сердце разума. Использование вашей внутренней способности изменяться с помощью нейро-лингвистического программирования / Пер. с англ. Новосибирск: фирма ЭКОР, 1993. 228 с.

11. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: изд-во "Мысль", 1976- 158 с.

12. Ассаджоли Роберто. Психосинтез: теория и практика. М.: Refl book, 1994. -314.

13. Ахматова А.А. Избранное / Сост., авт. примеч. И. К. Сушилина. М.: Просвещение, 1993. - 320 с. - (Б-ка словесника).

14. Бальзак О. Неведомый шедевр. Собр. соч. в 24 томах. Том 19. М.: изд-во "Правда", 1960, с. 75 103.

15. Белый А., Горький М, Замятин Е. и др. Как мы пишем. М.: Книга, 1989.

16. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. В двух томах. Том I. М.: изд-во "Искусство", ИЧП "Лига", 1994. - 542 с. - (Серия "русские философы XX века).а

17. Блок А. Стихотворения. Поэмы. Театр. М. :изд-во "Художественная литература", 1968. 840 с. - ("Библиотека всемирной литературы", серия 3, том 138).

18. Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы. // Основные современные концепции творчества и одаренности. Ред. Д. Б. Богоявленская. М.: Молодая гвардия, 1997. 416 с.

19. Бодалев А. А. В. Н. Мясищев и психология отношений./ Мясищев В. Н. Психология отношений: Под редакцией А. А. Бодалева /Вступительная статья А. А. Бодалева. М.: изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "Модек", 1995 - 356 с.

20. Бор Н., Атомная физика и человеческое познание. М., изд. иностр. лит., 1961.- 152 с.

21. Брэгг П. В кн.: Гласс Дж. Жить до 180 лет, Поль С. Брэгг. Чудо голодания, Салернский кодекс здоровья, написанный в четырнадцатом столетии философом и врачом Арнольдом из Виллановы. Минск: Бел. ЭН, 1994 336 с.

22. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование: (Логико-психологический анализ). М.: Мысль, 1979 230 е.

23. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. Нейро-лингвистическое программирование / Под ред. Конниры Андреас и Стива Андреаса. Пер. с англ. Новосибирск: изд-во Новосиб ун-та, 1992. 167 с.

24. Бэндлер Р., Гриндер Д. Из лягушек в принцы. Нейро-лингвистическое программирование / Под ред. С. Андреаса - Пер. с англ. - Новосибирск: изд-во Новосибирского университета, 1992. - 248 с.

25. Боровиков В. П., Боровиков И. П. STATISTICA Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. Издание 2-е, стереотипное - М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1998. - 608 с.3

26. Бхагван Шри Раджнеш, Медитация. Искусство внутреннего экстаза./Перев. с англ. Новосибирск, 1992. - 156 с.

27. Влади М. Владимир, или Прерванный полет: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1989. - 176 с.

28. Волошин М. Лики творчества. Л.: "Наука", Ленингр. отд-е, 1989. 848 с. ("Литературные памятники")

29. Воробьев А. Н. Тренинг интеллекта. М.: Лесн. пром-сть, 1989. - 173 с.

30. Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

31. Вяткин Б. А. Творческий путь В. С. Мерлина как процесс создания учения об интегральной индивидуальности // Психологический журнал, 1998, №1, с. 54-61.

32. Галин А. Л. Особенности мышления лиц, склонных реагировать на фрустрацию суицидально // Научно-практические вопросы психиатрии в трудах молодых специалистов РСФСР. М.: Труды мое. науч-исслед. ин-та психиатрии, том 72,1975. С. 174 - 179.

33. Галин А. Л. О возможности учета особенностей когнитивного стиля в психопрофилактической работе // Психологическая служба в высшей школе: Сб. науч. тр. / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 1981. С. 28 - 37.

34. Галин А. Л. О формировании исследовательских направлений, имеющих широкое практическое значение // Психологические аспекты повышения эффективности трудовой и учебно-воспитательной деятельности: Тез. науч.-практ. конф. Новосибирск, 1981.-С. 12-13.

35. Галин А. Л., Киселева 3. С. О возможности распознавания стилей мышления в учебной деятельности // Психологические аспекты повышенияф эффективности трудовой и учебно-воспитательной деятельности: Тез. науч.-практ. конф. Новосибирск, 1981. С. 13 - 15.

36. Галин А. Л. Об учете когнитивных стилей при разработке автоматизированных обучающих программ // Автоматизированные системы управления, научных исследований и обучения: Сб. науч. тр. / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 1982. С. 33 - 41.

37. Галин А. Л. О работе медицинского психолога в вузе // Психогигиена и1 психопрофилактика: Сб. науч. тр. Л.: Изд-во Ленингр. психоневрол. ин-таим. В.М.Бехтерева, 1983.-С. 46-48.

38. Галин А. Л. Акцентуации характера и адаптация к обучению. / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 1985.-33с.

39. Галин А. Л. Психология творчества. / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 1986.-40 с.

40. Галин А. Л. Какой у Вас характер? // Экономика и организация ф промышленного производства. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1986, №12.-С. 169- 188.

41. Галин A. JI. Некоторые результаты исследования установки на абстрактно -логическое мышление. // Когнитивные стили: Тез. науч. практ. семинара. Таллин: Таллин, пед. ин-т им. Э. Вильде, 1986. - С. 127 - 129.

42. Галин A. JI. Психология индивидуального развития мышления. / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 1987. 24 с.

43. Галин A. JT. Руководить творческими личностями не просто // Экономика иаорганизация промышленного производства. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988, № 4. С. 201 - 204.

44. Галин A. JT. Личность и творчество. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1989.- 128 с.

45. Галин А. Л. Уравновешивание и синтез в развитии отношений личности. / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 1997. 51 с.

46. Галин А. Л. Основное правило сохранения хорошего психологического самочувствия для студентов. / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 1998. 48 с.

47. Гамзатов Р. Мой Дагестан. //Роман-газета. М.: изд-во "Художественная литература", 1968, № (612) 93 с.

48. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. В двух томах. Т. 2. Сост., общая редакция А. В. Гулыги. М., "Мысль", 1971.

49. Гельмгольц Г. Как приходят новые идеи. В кн.: Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., изд-во Моск. ун-та, 1981, с. 366-367.

50. Голубева Э. А., Большунова Н. Я., Печенков В. В. Об одном возможном подходе к психофизиологическому изучению вербальной и образной памяти. /В сб.: Память и ее развитие. Ульяновск: У ГНИ, 1976.

51. Горин С. А Вы пробовали гипноз? (Практическое руководство по применению гипнотических психотехник в медицине и бизнесе, рекламе и пропаганде, торговле и повседневной жизни). Канск, 1994. 204 с.

52. Горин С. Гипноз: техники россыпью. Ч. I. От сложного к простому. Канск, 1995.-230 с.

53. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997.

54. Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишинг, 1997 а. - 320 с. - (Серия "Мастера психологии").

55. Де Боно Э. Серьезное творчество. // Основные современные концепции (ф творчества и одаренности. Ред. Д. Б. Богоявленская. М.: Молодая гвардия,1997, с. 90-95.

56. Дерябо С. Д., Левин В. А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М. 1995 147 с.

57. Журавлев А. Л. Стиль руководства для управления социально-психологическим климатом производственного коллектива //Социальнопсихологический климат коллектива: теория и методы изучения. М.: изд-во

58. Наука", 1979. С. 134 - 145.

59. Залевский Г. В. Фиксированные формы поведения. Иркутск, ВосточноСибирское книжное издательство, 1976, 192 с.

60. Замятин Е. В кн.: Как мы пишем / Андрей Белый, М. Горький, Евг. Замятин и др. М.: Книга, 1989. - С. 25 - 41.

61. Зденек М. Развитие правого полушария / Пер с англ; худ обл. М. В. Драко. ^ Минск: ООО "Попурри", 1997. - 320 с.

62. Карнеги Д., Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. / Перев. с англ. Общ. ред. и предисл. В. П. Зинченко, Ю. М. Жукова. -Минск: ООО "СЖ", 1995. - 704 с.

63. Кедров Б. М. Микроанатомия великого открытия. М.: изд-во "Наука", 1970. 248 с.

64. Козлов Н. И. Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Новая школа, 1996.-384 с.

65. J^ 65. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.

66. Короленко Ц. П., Галин А. Л. Психическое здоровье: критерии нормы и патологии // Бюллетень сибирского отделения медицинских наук СССР. Новосибирск, 1983, № 5. С. 83 - 89.

67. Короленко Ц. П., Галин А. Л. Влияние характера усваиваемой информации на когнитивное развитие личности // Тезисы научных сообщений советских психологов к XXII международному психологическому конгрессу. Часть II. М.: изд-во "Наука", 1981. С. 144 - 145.

68. Короленко Ц. П., Галин А. Л., Сувид И. А. Роль нарушений межличностных коммуникаций в генезе алкоголизма // Патогенез, клиника и лечение алкоголизма: Тез. науч. конф. М., 1976. С. 44 - 46.

69. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1990. - 224 с.

70. Краснорядцева О. М. Регуляция мыслительной деятельности на стадии инициации. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук, М., 1986 -25 с.

71. Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. М., "Наука", 1997.

72. Ф 74. Левидов А. М. Автор образ - читатель. Л., изд-во Ленинградского университета, 1983. - 352 с.f

73. Ленин В. И. Философские тетради. М.: Политиздат, 1969. XXII, 752 с. (Ин-т марксизма - ленинизма при ЦК КПСС).

74. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. (ГДР, народ и здоровье, 1976). Киев: Вища школа. Головное изд-во. 1981. 392 с.

75. Леонтьев В. Г. Личность и деятельность. // Личность и деятельность: Тезисы докладов. Сибирская научная конференция. Новосибирск: изд-воз1. НГПУ, 1995,-с. 3-5.

76. Леонтьев В. Г. Личность, мотивационные механизмы и деятельность. //Личность в системе деятельности: Тез. докл. к региональной науч,-практической конференции. Новосибирск: изд-во НГПУ, 1993, с. 3.

77. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск: изд-во НГПИ, 1992-216 с.

78. Лермонтов М. Ю. Стихотворения. Герой нашего времени. М.: изд-во "детская литература", 1969. 176 с.

79. Лондон Джек. Мартин Иден: Пер. с англ. / Послесл. С. С. Иванько. М.: Просвещение,. 1986. - 303 с.

80. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. А. М. Татлыдаевой; Науч. ред., вступ. статья и коммент Н. Н. Акулиной. СПб: Издат. группа "Евразия", 1997. - 430 с.

81. Маслоу А. Самоактуализирующиеся люди: исследование психического здоровья. /Курс практической психологии. Для высшего управленческого персонала. Учебное пособие. Ижевск. Изд-во Удмуртского университета, 1995.-С. 135-168.

82. Матюшкин А. М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М.: Школа-Пресс, 1993. - 128 с. (Б-ка журнала "Вопросы психологии").

83. Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы художественного творчества. // Основные современные концепции творчества и одаренности. Ред. Д. Б. Богоявленская. М.: Молодая гвардия, 1997. 416 с.

84. Меньшикова JI. В. Психология делового общения: Монография. Новосибирск: изд-во НГТУ, 1998. 70 с.

85. Меткалф С., Фелибл Р. Юмор путь к успеху. - СПб.: Питер Пресс, 1996. -256 с. - (Серия "Сам себе психолог").

86. Моэм С. Луна и грош. 1991. М.: МП "Скорина". - 208 с.

87. Мясищев В. Н., Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1960 - 426 с.

88. Мясищев В. Н. Психология отношений: Под редакцией А. А. Бодалева / Вступительная статья А. А. Бодалева. М.: изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "Модек", 1995 - 356 с.

89. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии 2е изд. - М.: просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 576 с.

90. Николаева Е. И. Искусство непонимания или когда нам выгоден конфликт. Новосибирск: изд-во "Модус" института археологии и этнографии СО РАН, 1997. - 168 с.

91. Ниренберг Дж. И. Искусство творческого мышления: Пер. с англ.; Худ.лобл. М. В. Драко. Мн.: ООО "Попурри", 1996. - 240 с.

92. Обухова JI. Ф. Детская (возрастная) психология: теории, факты, проблемы. М.: Роспедагентство, 1996 372 с.

93. О Коннер Джозеф, Сеймор Джон. Введение в нейро-лингвистическое программирование / Пер. с англ. Челябинск: "Версия", 1997. - 256 с.

94. Парандовский Ян Алхимия слова. Петрарка. Король Жизни. /Сост. и вступ. ст. С. Бэлзы; ил. П. Сацкого. М.: изд-во "Правда", 1990. - 656 с.

95. Пауэлл Т.,. Пауэлл Дж. Психотренинг по методу Хосе Сильвы. СПб: Питер Пресс, 1996. - 192 с. - (Серия "Сам себе психолог").

96. Первомайский Б. Я. Методические рекомендации к исследованию типа высшей нервной деятельности для целей психиатрической диагностики и профориентации. Ворошиловград, 1974. 40 с.

97. Перлз Фредерик С. Внутри и вне помойного ведра; Перлз Фредерик С., Гудмен Пауль, Хефферлин Ральф. Практикум по психотерапии / Пер. с англ. СПб., Изд. "Петербург XXI век", 1995. - 448 с.

98. Пильняк Б. В кн.: Как мы пишем / Андрей Белый, М. Горький, Евг. Замятин и др. М.: Книга, 1989. - С. 106 -110.

99. Пойа Д. Математика и Правдоподобные рассуждения. Том 1. Индукция и аналогия в математике. Том 2. Схемы правдоподобных умозаключений. Пер. с англ. М.: изд-во иностр. литер., 1957 536 с.

100. Пойа Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание. Пер. с англ. Изд. второе. М.: изд-во "Наука", 1976.-448 с.

101. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: изд-во "Наука", 1976. 304 с.

102. Пономарев Я. А. Фазы творческого процесса (вместо введения) // Исследование проблем психологии творчества. М.: Педагогика, 1987.

103. Пришвин М. М., Зеркало человека./Составл. и послесл. Т. Н. Бедняковой; коммент. Т. Н. Бедняковой и В. В. Круглеевской; ил. и оформл. Б. А. Школьника. М.: Правда, 1985. - 672 с.

104. Пришвина В. Д., Наш дом. О М. М. Пришвине. М.: "Молодая гвардия", 1980-334 с.

105. Ш.Пуанкаре Анри. О науке: Пер. с франц. М.: Наука. Главн. ред. физ. -матем. лит-ры, 1983. - 560 с.

106. Пушкин А. С. Собрание сочинений в десяти томах. Том второй. М.: Гос. изд. худ. лит. 1959. 800 с.

107. Решлен М. Измерение в психологии. / Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Ред. и предисл. А. Н. Леонтьева. М.: "Прогресс", 1966, с. 195 238.

108. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. - М.: Изд. группа "Прогресс", "Универс", 1994. - 480 с.

109. Рогов Е. И. Настольная книга психолога в образовании: учебное пособие. -М.: ВЛАДОС, 1995.-526 с.

110. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т., т. 1. М.: Педагогика, 1989. - 448 с. - (Труды д. чл. и чл. - корр. АПН СССР).

111. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. /Пер. с англ. Общ. ред. и вступ. ст. Л. А. Петровской. -М.: Прогресс, 1990.-368 с.

112. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым. / Пер. с англ. Общ. ред. М. Н. Кондрашовой и И. С. Хорола. Послесловие М. Г. Ярошевского и И. С. Хорола. М.: Прогресс, 1987. - 368 с.

113. Семке В. Я. Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. 237 с.

114. Сент-Экзюпери А. де, Ночной полет. Планета людей. Военный летчик. Письмо заложнику. Маленький принц. М.: Правда, 1979. 336 с.

115. Сидоров В. Рукопожатие на расстоянии. М.: "Сов. Россия", 1987 136 с. -(Писатели о творчестве).

116. Сидоров В. Семь дней в Гималаях. //Москва. М.: 1982, №8, с.З 115. -(Журнал СП и московской писательской организации).

117. Симонов П. В. Информационная теория эмоций. В кн.: Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: изд-во Моск. ун-та, 1984. - С. 178 - 185.

118. Станиславский К. С. Работа актера над собой, ч. 1:Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. М.: Искусство, 1985.-479 с.

119. Стернберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески! (Двенадцать теоретически обоснованных стратегий обучения творческому мышлению) // Основные современные концепции творчества и одаренности. Ред. Д. Б. Богоявленская. М.: Молодая гвардия, 1997. 416 с.

120. Тихомиров О. К., Клочко В. Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности Вопросы психологии, 1980, №5, с. 23-31.

121. Тихомиров О. К., Райков В.Л., Березанская Н. А. Об одном подходе к исследованию мышления как деятельности личности. // Психологические исследования творческой деятельности. М.: изд-во "Наука", 1975, с. 143 -204.

122. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: "Наука", 1966 - 451 с.

123. Ухтомский А. А Принцип доминанты. Собр. соч. Т. 1. Л., 1950, с. 197 -201.

124. Ушаков Д. В. Одаренность, творчество, интуиция. // Основные современные концепции творчества и одаренности. Ред. Д. Б. Богоявленская. М.: Молодая гвардия, 1997, с.78-89.

125. Фейнман Р. Характер физических законов. М.: изд-во "Мир", 1968 232 с.

126. Феруччи П. Кем мы можем быть // Ассаджоли Р., Психосинтез, теория и практика. М.: Рифл бук, 1994. С. 52 - 152.

127. Фрейд 3. О клиническом психоанализе. М.: Медицина, 1991. - 228 с.

128. Фрейман Л. С. Творцы высшей математики. М.: изд-во "Наука", 1968. 216 с.

129. Хилл Н. Думай и богатей 4. Шестнадцать законов успеха./Пер. с англ. В. Ф. Рубцова - М.: Агентство "Фаир", 1997. - 544 с. - (Серия "Настольная книга бизнесмена").

130. Ходаков Ю. В. Как рождаются научные открытия. Генезис экспериментальных открытий. М.: изд-во "Наука", 1964.

131. Чехов А. П., Дом с мезонином. В кн.: Избранное, М.: Худ. лит., 1975.

132. Шадриков В. Д. Духовность и творчество. // Основные современные концепции творчества и одаренности. Ред. Д. Б. Богоявленская. М.: Молодая гвардия, 1997, с. 361-370.

133. Шадриков В. Д. Способности человека. М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 288с.

134. Шейко И. П. Елена Образцова. Записки в пути. Диалоги. М.: "Искусство", 1984. 360 с.

135. Шмаонова Л. М. Психопатия // Справочник по психиатрии. М.: Мед., 1974. С. 240 - 249.

136. Шостром Э., Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Перев. с англ. -Минск, ТПЦ "Полифакт", 1992. 128 с.

137. Щербаков Е. П. Функциональная структура воли. Омск, Омский гос. инт-т физич. культуры, Научно производств, фирма "Спринт", 1990. 257 с.

138. Юнг К. Г. Психологические типы. /Пер. с нем. Под ред. В. Зеленского. -М.: "Университетская книга" ACT, 1997. 717 с. - (Классики зарубежной психологии).

139. Юнг К. Г. Синхроничность. Сборник. Пер. с англ. М.: "Рефл бук", К.:а1. Ваклер", 1997. 320 с.

140. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Ответ Иову / Пер. с нем. М.: Канон, 1995. - 352 с. - (История психологии в памятниках).

141. Delias М., Gaier Е. L. Identification of creativity: the individual // Psychological Bulletin, 1970, Vol. 73, No. 1, 55-73.

142. McKiimon J. W., Renner J. W. When do students begin to think logically? // American Jorn. of Physics, Voi. 39/2, 1971, 1048-1052.

143. Schank R. S. The Creative Attitude. N.Y., 1988.

144. Sternberg R. J. & Lubart Т. I. An investment theory of creativity and its development//Human Development. 1991, №34. P. 1-32.

145. Sternberg R. J. & Lubart Т. I. Defying the crowd: Cultivating creativity in a culture of conformity. N. Y., 1995.

146. Throndike R. L., Hagen F. P. Measurement end evaluation in psychology and education. Second Edition, N. Y., London, Sydney, 1967. 602 p.

147. Torrance E. P. Torrance Test of Creative Thinking. Princeton. N. Y., 1966.