автореферат и диссертация по психологии 19.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Этнические стереотипы как социально-перцептивные феномены этнического самосознания эрзян и мокшан
- Автор научной работы
- Баляев, Сергей Иванович
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Самара
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Баляев, Сергей Иванович, 1999 год
Введение
Глава 1. Роль этнических стереотипов в социальноперцептивной регуляции этнического самосознания.
1.1. Этническое самосознание и этничность.
1.2. Этнические стереотипы: опыт исследования феноменов.
1.3. Особенности трансформации этнического самосознания.
Глава 2. Теоретические и эмпирические основы исследования этнических стереотипов эрзян и мокшан.
2.1. Проблема этнического самосознания эрзян и мокшан в контексте субэтнических отношений.
2.2. Проблема этнического самосознания эрзян и мокшан в контексте русско-мордовских межэтнических отношений.
Глава 3. Эмпирическое исследование этнических стереотипов в студенческих группах.
3.1. Объект, анализ и методы исследования.
3.2. Анализ эмоционально-оценочного компонента этнических стереотипов.
3.3. Анализ содержательного компонента этнических стереотипов.
Введение диссертации по психологии, на тему "Этнические стереотипы как социально-перцептивные феномены этнического самосознания эрзян и мокшан"
Актуальность. Сегодня межэтнические противоречия в России лежат на острие безопасности и целостности государства. Социально-политическое и экономическое благополучие народов, его населяющих, напрямую зависит от умения регулировать и управлять механизмами межэтнического взаимодействия. Без консолидации различных научных подходов, объясняющих сложную «паутину» межэтнического восприятия, невозможно представить объективной оценки происходящего. Важно понимание скрытой природы современных этнических процессов и явлений которое во многом дает этнопсихология. Объединяющая в себе междисциплинарное диагностирование таких сложных социальных организмов как этносы, этнопсихология все больше завоевывает приоритетную роль в разработке системной модели самосознания конкретных этнических общностей.
В этой связи актуальным является применение этнопсихологического подхода к проблеме самосознания эрзян и мокшан, которая активно дискутируется и по сей день не находит конструктивного решения.
Исследование по проблемам мордовского этноса характеризуются на сегодняшний день преобладанием работ историко-этнографической направленности. В 1970-е годы стали появляться работы, раскрывающие этносоциологический аспект межэтнических отношений в Мордовии, а в последние годы - этнополитический. На очереди - этнопсихологический подход к проблеме межэтнических и субэтнических отношений в регионе. Такая тенденция не случайна. В теории и практике исследования этнических явлений и процессов взамен разрозненных узкоспециальных подходов стал применяться системный метод. С системной точки зрения каждая компонента этноса выступает не как отдельная характеристика или обособленный признак, а как сеть связей, отношений, опосредований, образующих действительно живую ткань функционирования и развития реального социального целого. Одной из этнообразующих компонент является психологическая. Исследуемая нами проблема характеризуется практически полным отсутствием специальных работ, но за прошедшие десятилетия накоплен значительный эмпирический (этносоциологический) опыт в этой области, который с полным правом может быть использован и в общем этнопсихологическом анализе межэтнических и субэтнических взаимодействий в Мордовии, а также различных аспектов национального самосознания эрзян и мокшан.
Исследование этнических стереотипов представителей данных общностей как социально-перцептивных феноменов этнического самосознания позволяет в целом по-новому взглянуть на проблему субэтнической перцепции.
Объектом исследования является этническое самосознание как одна из организующих характеристик межэтнического и внутриэтнического восприятия, на уровне отдельной личности, группы, этнической общности, структурно состоящей из субэтносов.
Предметом исследования явились эмоционально-оценочный, когнитивный и поведенческий компоненты этнических авто- и гетеростереотипов эрзян и мокшан как представителей субэтнических общностей.
Цели исследования:
1 .выявить психологическую специфику этнического самосознания эрзян и мокшан;
2. выявить особенности субэтнической перцепции.
Гипотеза исследования.
Рабочей гипотезой нашего исследования является предположение о существовании в самосознании субэтнических общностей нескольких этноидентификационных уровней, причем главный из них - уровень субэтнической идентичности, имеющий глубокие социально-перцептивные основы, прослеживаемые в широком этнопсихологическом контексте и в характеристиках этнических стереотипов представителей данных общностей.
Исходя из целей и гипотезы исследования, были поставлены и решались следующие задачи:
1. Основываясь на накопленном теоретическом и эмпирическом опыте исследования этнического самосознания, этничности, проанализировать содержание структуры этнического стереотипа, его функций и механизмов, а также рассмотреть особенности трансформационных процессов в этническом самосознании народов России и бывшего СССР, их социально-психологическую специфику.
2. Определить основные особенности психологического фона субэтнических и межэтнических отношений в Республике Мордовия в контексте проблемы этнического самосознания эрзян и мокшан, основываясь на социально-политических, историко-зтнографических и собственно психологических данных.
3. Провести эмпирическое исследование этнических стереотипов у групп студентов-эрзян, мокшан, русских и татар на основе комплекса методов.
4. Дать сравнительный анализ выявленных характеристик этнических авто- и гетеростереотипов, как социально-перцептивных особенностей этнического самосознания данных групп.
Теоретическая база исследования.
Теоретико-методологической основой данного исследования являются концептуальные разработки J1.M. Дробижевой ([38], [39], [40],
41], [42]), Н.Н. Лебедевой ([66], [67], [68]), В.П. Левкович ([70], [71], [72]), С.В. Лурье [76], Г.У. Солдатовой [119], А.П. Оконешниковой [981 и других авторов ([57], [58], [102], [150], [158]) в области социальной этнической психологии, исследования B.C. Агеева ([2], [3]), П.Н. Шихирева [149], Б.Ф. Поршнева [109], В.Ф. Петренко [105], А.А. Бодалева [20], В.А. Ядова ([126], [154]), Г. Тежфела ([167], [168]), Д. Тернера ([130], [170], [171]) и других авторов ([46], [1211, [124]) в области психологии межличностных-межгрупповых отношений, а также работы Ю.В. Бромлея ([23], [24]) по теории этноса. В этом ряду особое внимание мы уделили отечественным теоретическим разработкам ([29], [42], [50], [68], [101], [115]), основанным на эмпирическом материале исследований межэтнических отношений в Российской Федерации и республиках бывшего СССР. Их результаты послужили базой для обоснования этнопсихологического подхода к объекту нашего непосредственного исследования.
В своем анализе отдельных аспектов этнического самосознания эрзян и мокшан в контексте рассмотрения психологического фона их взаимодействий мы основывались на теоретических положениях концепции Н.Ф. Мокшина ([87], [88]). Согласно ей эрзянская и мокшанская этнические общности являются субэтносами в структуре мордовского этноса. Такое понимание основано на определении понятия «этнос» как специфического социального организма, возникшего естественно-историческим путем, и характеризующегося рядом признаков: общность этнической территории, языка, экономической жизни, культуры, быта, эндогамией, этническим самосознанием. В свете данной концепции «субэтносы» понимаются как наиболее крупные подразделения в структуре этноса, обладающие особенностями в территориальном расселении, антропологическом облике, культуре и собственным этническим самосознанием.
Довольно узкая грань между понятиями «этнос» и «субэтнос» обусловила неодназначность восприятия в общественных и научных кругах теоретических положений Н.Ф. Мокшина о субэтническом статусе эрзянской и мокшанской этнических общностей. Однако в задачи данной диссертационной работы не входит поиск доказательств или опровержений вышеназванной концепции. Общие ее положения не противоречат выдвигаемой нами гипотезами.
Методы исследования.
Основными методами эмпирической части исследования явились модифицированные варианты психологических методов: Диагностический тест отношений Г.У. Солдатовой ([64], [65]), методика построения семантических пространств В.Ф. Петренко [105]. Специфика объекта нашего исследования обусловила необходимость адаптации данных методик, а именно разработку дополнительных языковых вариантов (эрзянского, мокшанского) стимульного материала. Таким образом, испытуемые, в первую очередь эрзяне и мокшане, могли выбирать между русским и родным языком. При этом основной задачей данной адаптации методик являлось сохранение единого смысла во всех языковых вариантах.
Специально применительно предмета и объекта данного исследования нами был разработан этнопсихологический опросник, включающий вопросы на выяснение роли различных этноинтегрирующих-этнодифференциирующих признаков в этническом самосознании опрашиваемых, а также представлений о национальноспецифических чертах своей и других этнических общностей.
В комплекс методов эмпирического исследования вошли также методы наблюдения и интервью.
Научная новизна.
Впервые в основе задач исследования этнического самосознания эрзян и мокшан лежит этнопсихологический аспект проблемы.
Рассмотрение психологического фона взаимоотношений данных этнических общностей никогда не ставилось исследователями в качестве самостоятельной научной проблемы. Попытки исследования психологической компоненты системы мордовского этноса предпринимались рядом этносоциологов и этнографов, но без привлечения собственно психологических данных их нельзя назвать удачными.
Используется категориальный аппарат социальной этнопсихологии для рассмотрения различных аспектов этнического самосознания эрзян и мокшан. В данной работе предпринята попытка выделения некоторых социально-перцептивных особенностей функционирования субэтнических взаимодействий на примере эрзянской и мокшанской общностей. Впервые в основе эмпирического исследования этнического самосознания эрзян и мокшан лежит изучение их этнических стереотипов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем jг расрываются принципы социально-этнопсихологического подхода к самосознанию субэтносов (на примере эрзянской и мокшанской общностей), причем в первую очередь выделяются такие иерархические компоненты как двухступенчатая этническая идентичность и этнические стереотипы. Анализируется содержание социально-психологических понятий этническая дистанция и этническая граница в контексте субэтнической перцепции.
Практическая значимость.
Многие аспекты диссертационнной работы будут иметь прикладное значение для целого ряда областей научного знания: опыт исследования может быть непосредственно использован при подготовке и проведении этнопсихологических исследований в дальнейшем, в сопоставлении различных этнопедагогических программ, в практике преподавания этнографии, социальной психологии, этнопсихологии. В перспективе содержащиеся в работе наблюдения и выводы могут учитываться в определении основ национальной политики в данном регионе России.
Впервые в основе задач исследования этнического самосознания эрзян и мокшан лежит этнопсихологический аспект проблемы. Рассмотрение психологического фона взаимоотношений данных этнических общностей никогда не ставилось исследователями в качестве самостоятельной научной проблемы. Попытки исследования психологической компоненты системы мордовского этноса предпринимались рядом этносоциологов и этнографов, но без привлечения собственно психологических данных их нельзя назвать удачными.
Научная новизна нашего исследования заключается в использовании категориального аппарата социальной этнопсихологии для рассмотрения особенностей этнического самосознания эрзян и мокшан. В данной работе предпринята попытка выделения некоторых социально-перцептивных закономерностей функционирования субэтнических отношений в Мордовии как на современном этапе, так и в исторической ретроспективе. Впервые в основе эмпирического исследования этнического самосознания эрзян и мокшан лежит изучение их этнических стереотипов.
Положения, выносимые на защиту:
• в качестве одного из основных этнодифференциирующих признаков на уровне субэтнической общности, помимо языка, выступают психологические характеристики (черты характера, особенности поведения);
• социально-психологическое понимание этнической границы применимо к особенностям субэтнической перцепции эрзян и мокшан;
• основным уровнем этнической идентичности у представителей субэтносов остается субэтническая идентичность, находящая наибольшее отражение в образований Российской
Федерации.характеристиках этнических гетеростереотипов друг друга;
• особенности межэтнических взаимоотношений эрзян и мокшан с русскими, проживающими в Республике Мордовия, имеют те же социально-психологические закономерности, что и в большинстве национальных образований Российской Федерации. Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в опубликованных статьях ([9], [13], [14]), заслушаны и обсуждены на заседаниях кафедры психологии Мордовского государственного университета, доложены на научных конференциях: Сафаргалиевских научных чтениях (Саранск, 1998, 1999 год), Огаревских чтениях Мордовского университета 1997-1999 годов и других научных форумах.
Структура работы. В соответствии с поставленной целью и задачами исследования диссертационная работа состоит из «Введения», трех разделов, «Заключения», библиографического списка и приложений. В первом разделе обозначены методологические и теоретические принципы социально-психологического подхода к исследованию этнического самосознания, этнических стереотипов. Главное внимание уделяется раскрытию системы понятий, обуславливающее возможность применения данного подхода к проблеме этнического самосознания эрзян и мокшан.
Во втором разделе анализируются особенности развития психологического фона субэтнических и межэтнических (русско-'мордовских) отношений в Республике Мордовия.
В третьем разделе анализируются результаты конкретного эмпирического исследования этнических стереотипов.
Заключение диссертации научная статья по теме "Социальная психология"
Выводы 3 главы:
Основываясь на результатах нашего эмпирического исследования данных групп мы можем говорить о наличии у них ряда этноспецифиче-ских социально-перцептивных особенностей этнического самосознания: эрзянские и мокшанские респонденты четко выделяют по всем эмпирическим параметрам субэтнические образы друг друга, располагая их по степени психологической дистанцированности на достаточном взаимном отдалении. Об этом говорит и сравнительно высокий негативный эмоциональный заряд данных гетеростереотицснву который можно больше чем в оценке образов русского и татарина. П| яание эмоциональной дистанцированности дополняется значимыми несовпадениями взаимных семантических простраунсэт^ Субэтнические особенности отмечены в расстановке смысловых акцентов этнонаправленного восприятия. Эрзяне, как и мокшане, в большей степени идентифицируют себя с русскими, чем друг с другом. Однако психологическая дистанцированность компенсируется высокой степенью совпадения взаимных субэтнических ожиданий у данных групп респондентов, что означает наличие значительного социально-перцептивного потенциала межличностных контактов.
115
Заключение.
Этнические стереотипы являются определяющей характеристикой психологической природы этнического самосознания на различных уровнях его проявления. Они становятся важным фактором в объяснении сложных этнических процессов и явлений, таких как двуступенчатая эт-ничность и субэтнические отношения. Диагностика составляющих их социально-перцептивных механизмов позволяет определить основные особенности психологической атмосферы отношений между этническими, субэтническими общностями (группами).
На основе результатов проведенного экспериментального исследования и теоретического анализа определились основные выводы нашей работы, которые подтверждают гипотезу и положение, выносимые на защиту:
1. Первой важной особенностью субэтнической перцепции является существование социально-психологической этнической границы на различных уровнях взаимовосприятия и взаимодействия. Сравнительно высокий уровень социально-культурной дистанцированное™, четкость осознания взаимных различий на уровне гетеростереотипов, их эмоциональная насыщенность и существенная взаимная удаленность (полученные на материале эрзян и мокшан) позволяют говорить о значительной роли такой границы в субэтнических отношениях.
2. Другой важной особенностью субэтнического восприятия, выявленной на материале исследуемых эрзянской и мокшанской общностей, является применимость к нему механизма действия так называемого «парадокса этнокультурной дистанции». В результате чего субэтнические общности (группы), близкие этнокультурно и соседствующие территориально, в своих национальных представлениях взаиморазличий находят всегда больше, чем в дистанцированных (этнокультурно, территориально) группах (общностях).
3. Субэтническая идентичность является определяющей основой субэтнической перцепции, что прослеживается как по данным этносоциоло-гических опросов, так и по результатам исследования соответствующих авто- и гетеростереотипов (на материале эрзян и мокшан). В то же время в широком межэтническом контексте общения значительную роль играет общеэтническая идентичность (мордовская для эрзян и мокшан).
4. Вследствие размывания своих традиционных культурных носителей субэтническая идентичность остается важной характеристикой самосознания представителей субэтносов, но существующей главным образом на психологическом уровне.
5. Разграничивающий в психологическом отношении статус этнической границы сравнительно меньше между эрзянами и мокшанами, с одной стороны, и русскими, с другой, что в принципе подтверждает существование в большинстве национальных образований Российской Федерации благоприятного психологического фона взаимотношений между русскими и титульными народами. Историческая близость совместного проживания обусловила не только накопление значительного потенциала толерантных отношений, но тенденцию интенсивного сокращения этнопсихологической дистанцированности и межкультурную интеграцию.
6. Благоприятная психологическая основа русско-мордовских межэтнических отношений стала причиной сравнительно низкого уровня межэтнической напряженности в Мордовии в сопоставлении с другими республиками в Российской Федерации.
Теоретические и эмпирические результаты исследования, раскрывающие глубинные психологические механизмы субэтнических, межэтнических отношений в Республике Мордовия, могут быть использованы как в основе конструирования социально-этнических отношений, так и в практической работе общественных деятелей, социальных работников психологов. Выводы следует учитывать при дальнейшей разработке этнопсихологической проблематике на материале как эрзян и мокшан, так и других субэтносов.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Баляев, Сергей Иванович, Самара
1. Агаджанян B.C. Армяно-азербайджанский конфликт И Этнические конфликты в СССР. Причины, особенности, проблемы изучения. - М.: Ин-т этнологии и антропологии АН СССР, 1991. - С. 4-14.
2. Агеев B.C. Стереотипизация как механизм социального восприятия // Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.-С. 177-189.
3. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1990. - 240 с.
4. Акопов Г.В. Российское сознание. Самара: Изд-во Сам. ГПУ, 1999. -74 с.
5. Аксаков С.Т. Семейная хроника. Уфа: Башкирск. кн. изд-во, 1983. - С. 124.
6. Алании Н.В. К вопросу об изучении этноса как целостности // Этнокультурные процессы в Мордовии. Труды НИИЯЛИЭ. Вып. 71. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1982. - С. 63-80.
7. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» // Этнографическое обозрение. 1996. - № 3. - С. 11-17.
8. Андронов В.П. Актуальные проблемы исследования этнической психологии эрзян и мокшан // Возрождение мордовского народа / НИИ ре-гионологии. Саранск, 1995. - С. 71-73.
9. Андронов В.П., Баляев С.И. Проблема истоков этнического характера мордвы // XXIV Огаревские чтения: тезисы докладов научной конференции. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - С. 47-49.
10. Ю.Антонова Н.М. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. - №1- С. 131-143.
11. Арзамаскин В. Суверенитет это равноправие // Эрзянь мастор. - 1996.- 14 апреля.
12. Артюх П.Ф., Космина Т.В. Историческое сознание и этническое стереотипы в современной материальной культуре украинцев // традиции в современном обществе. Исследования этнокультурных процессов. М.: Наука, 1990.-С. 208-215.
13. Баляев С.И. Психологическое исследование межэтнических стереотипов в студенческих группах // Российская провинция: история, культура, наука. Материалы II-III Сафаргалиевских чтений. Саранск, 1998. -С. 608-610.
14. Баляев С.И. Исследование этнических стереотипов в студенческих группах // Вестник Мордовского университета. 1999. - №1. - С. 74- 79.
15. Басин Е.Я., Краснов В.П. Социальный символизм // Вопросы философии.-1971.-№ 10.-С. 32-41.
16. Бахмустов С. Мы дети одной истории // Политический вестник. -1989.-№4.-С. 27-34.
17. Без самоназвания нет самосознания // Эрзянь мастор. 1995. - 25 января.
18. Белик А.А. психологическое направление в этнологии США. От исследования «культура-личность» в психологической антропологии // Этнология в США и Канаде. М., 1989. - С. 190-241.
19. Белков П.Л. О методе построения теории этноса // Этносы и этнические процессы. М.: Наука, издат. фирма «Восточная лит-ра», 1993 -С. 48-62.
20. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200 с.
21. Бороноев А.О. Основы этнической психологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991.-60 с.
22. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994.-246 с.
23. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 420 с.
24. Бромлей Ю.В. Этнические процессы в современном мире. М.: Наука, 1987.-286 с.
25. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии (Очерки теории и истории). М.: Наука, 1991. - 392 с.
26. Винер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения И Этнографическое обозрение. 1998. - № 4. - С. 3-19.
27. Возвращение Инешкепаза // Столица С. 1999. - 22 июля.
28. Выготский JI.C. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. - С. 135-183.
29. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологичексий журнал. 1993. - № 5. -С. 69-75.
30. Гордеева О.В. Представление JI.C. Выготского о самосознании // Психологический журнал. 1996. - № 5. - С. 31-42.
31. Григорьев С.С. Русские: проблемы этнокультурного развития в Мордовии // Гармонизация национального развития и межнационального сотрудничества народов России / НИИ регионологии при Мордовском университете. Саранск, 1996. - С. 10-11.
32. Гурьянов С.К. Самосознание мордовского народа. Саранск: Изд-во об-ва Знание, 1993. - 28 с.
33. Дейкер Х.П., Фрейда И.Х. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология. Реферативный сборник/ИНИОН АН СССР.-М., 1979.-С. 196-205.
34. Декларация о государственном суверенитете Мокшанской и Эрзянской Советской республики // Советская Мордовия. 1990. - 11 декабря.
35. Дементьев И.В. О психологии национальных конфликтов // Коммунист. 1990. -№1. С. 43-50.
36. Джарылгасинова Р.Ш. Теория этнического самосознания в современнойэтнографической науке (основные аспекты проблемы) // Советская этнография. 1987. - № 4. - С. 9-22.
37. Джемаль Г. Россия и исламский фундаментализм // Межнациональные отношения в России и СНГ. Выпуск 2: доклады. 1994-1995 гг. М.: Ан-ро-ХХ, 1995.-С. 76-86.
38. Дробижева JI.M. Социально-психологическая обусловленность культурных контактов // Советская этнография. 1983. - № 4. - С.32-40.
39. Дробижева JI.M. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография. 1985. №5.-С. 5-23.
40. Дробижева JI.M. Историческое самосознание как часть национального самосознания народов // Традиции в современном обществе. Исследование этнокультурных процессов. М.: Наука, 1990.- С. 226-233.
41. Дробижева JI.M. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. М.: Ин-т этнологии и антропологии, 1994. - С. 16-47.
42. Дробижева JI.M. Русские в республиках Российской Федерации // Межнациональные отношения в России и СНГ. Семинар Московского центра Карнеги. Вып. 2: доклады. 1994-1995 гг. М.: Анро-ХХ, 1995. -С. 120-132.
43. Духовная культура и этническое самосознание / Под ред. JI.M. Дроби-жевой. М.: Институт этнологии и антропологии, 1991. - С.178-200.
44. Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психологический журнал. 1981. - №5. - С. 23-30.45.3ахаркин В. О происхождении народов и небесной иерархии // Советская Мордовия. 1993. - 31 марта.
45. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. Самара: Изд-во Сам-ГПУ, 1998- 188 с.
46. Л- 47.Иванова Т.В. Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков // Вопросы психологии 1998.- №2- С.71-82.
47. История Мордовской АССР. В 2-х т. Т.2. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981.-430 с.
48. Катунин В.А. Некоторые причины возникновения межэтнической напряженности. // Этнические конфликты в СССР. Причины, особенности, проблемы изучения. М.: Ин-т этнологии и антропологии, 1991. — С. 26-31.
49. Кимеев В.Н., Кривоногое В.П. Трансформация этнического самосознания калмыков. // Этнографическое обозрение. 1996. - № 2. -С. 123-129.
50. Клинова Р. Вопросы есть. Кто ответит? // Эрзянь мастор. 1995. -17 августа.
51. Коваленко Г.М. Русские глазами шведов. Этнопсихологический стереотип. // Славяне и их соседи. Этнопсихологические стереотипы в средние века. М.: Ин-т славяноведения и балканистики АН СССР, 1990. -С. 65-76.
52. Каган М.Э. Поведенческие индикаторы этнокультурных ориентаций у горожан. // Этнические стереотипы поведения. Сборник статей. JL: Наука. Ленингр. отд-е, 1985. - С. 33-47.
53. Кожанов А.А. Внешность как фактор этнического сопоставления. // Советская этнография. 1977. - № 2. - С. 14-21.
54. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография. 1974. - № 2. - С. 79-93.
55. Кон И.С. Психология предрассудка // Новый мир. 1966. - № 9. -С. 187-205.
56. Колесин И.Д. Моделирование регуляции межэтнического восприятия // Психологический ж-л. 1997. -№ 4. - С. 118-123.
57. Колесин И.Д. Математическая модель развития внутригрупповой суггестии и контрсуггестий // Психологическ. ж-л. 1999. - № 1. 1. С. 120-127.
58. Колпаков Е.Н. Этнос и этничность // Этнографическое обозрение. -1995.-№5.-С. 3-23.
59. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов (на материале стран Азии) М.: Наука, 1970. - 100 с.
60. Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология. В 2-х ч. Ч. 1. Теория и методология. М.: Ин-т молодежи, 1992. - 142 с.
61. Крысько В.Г., Деркач А.А., Саракуев Э.А. Этнопсихология. В 2-х ч. 4.2. Принципы и методы построения этнопсихологического исследования.
62. М.: Ин-т молодежи, 1992. 200 с.
63. Крюков М.В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза // Расы и народы. М.: Наука, 1976. - С. 42-64.
64. Кцоева (Солдатова) Г.У. Методы исследования этнических стереотипов // Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985. -С. 225-231.
65. Кцоева (Солдатова) Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов // Психологич. ж-л 1986 - №2. - С. 41-51.
66. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М.: Институт этнологии и антропологии, 1993. - 195 с.
67. Лебедева Н.М. Новая русская диаспора: от миграции к сопротивлениювынужденной миграции // Межнациональные отношения в России и СНГ. Выпуск 2: доклады. 1994-1995 гг. М.: Анро-ХХ, 1995. -С. 120-132.
68. Лебедева Н.М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности. // Психологический журнал. 1996. -№ 4. -С. 32-42.
69. Лебедева Н.М., Сте&аненко Т.К. Международная научно-практическая конференция «Этническая психология и общество» // Психологическ.ж.-л. 1998. -№ 2. - С. 32-41.
70. Левкович В.П. Социально-психологические аспекты этнического сознания // Советская этнография. 1983. - № 4. - С. 75-79.
71. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985. - С. 138-153.
72. Левкович В.П., Андрущак И.Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен (на материале исследования этнических групп Узбекистана) // Психологич. журнал 1995 - №2 - С.49-66.
73. Левкович В.П., Мин П.В. Особенности сохранения этнического самосознания корейских переселенцев Казахстана // Психологич. ж.-л. -1996,-№6.-С. 71-87.
74. Ломшина Е.Н. Нравственная культура мордовского этноса: Автореф. дис. канд. фил. наук. Саранск, 1994. - 17 с.
75. Лузгин А.С. В тесном соседстве. Хозяйство и материальная культура русского населения Мордовии: Историко-этнографическик очерки. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1987. 186 с.
76. Лурье С.В. Метаморфозы традиционного сознания (опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применение к анализу исторического и этнографического материала). СПб.:Тип-я им. Котлярова, 1994.-286 с.
77. Майнов В.П. Предварительный очерк имеющихся в литературе сведений о мордве. СПб.: Тип-я В. Безбородова, 1877. - 27 с.
78. Макарова Н.Ф. Структура автостереотипа болгар в условиях османского владычества (XV XVI вв.) // Славяне и их соседи. Этнопсихологические стереотипы в средние века. - М.: Ин-т славяноведения и балканистики, 1990.-С. 116-120.
79. Маклаков А.Г., Чернянин С.В., Шустов Е.Б. Проблема прогнозирования последствий локальных военных конфликтов // Психол. ж-л. 1998.2.-С. 15-27.
80. Маризь К. Мы эрзяне. Что в имени тебе моем? // Эрзянь мастор. -1995. - 25 января.
81. Межнациональные отношения в Мордовской ССР. Итоги этносоциоло-гического исследования / НИИ регионологии при Мордовском университете. Саранск, 1992. - 164 с.
82. Межнациональные отношения в Мордовской ССР. Итоги этносоциоло-гического исследования. Вып. 2 / НИИ регионологии при Мордовском университете. Саранск, 1993. - 100 с.
83. Мельникова Е.А., Петрухин В .Я. Норманны и варяги. Образ викинга на Западе и Востоке // Славяне и их соседи. Этнопсихологические стереотипы в средние века. М.: Ин.-т славяноведения и балканистики, 1990. -С. 54-65.
84. Мельников-Печерский П.И. Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь // Отечественные записки. 1839. - Т. 6. - С.68-75.
85. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 253 с.
86. Миськова Е.В. Складывание стереотипов инокультурной реальности в англо-американской антропологии // Этнографическое обозрение. -1998.-№ 1.-С. 134-142.
87. Мокшин Н.Ф. Этническая история мордвы. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1977.-224 с.
88. Мокшин Н.Ф. Мордовский этнос. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1989. -160 с.
89. Мокшин Н.Ф. Мордва глазами зарубежных и российских путешественников. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. - 240 с.
90. Мокшина Е.Н. Этническая ситуация в Республике Мордовия на современном этапе: Автореф. дис. канд. ист. наук. Саранск, 1997. - 16 с.91 .Мордвы в Мордовии 2,95 % // Эрзянь мастор. -1995.- 14 июня.
91. Мотькин В.Н. Динамика этнополитической ситуации в Мордовии // Гармонизация национального развития и межнационального сотрудничества народов России / НИИ регионологии при Мордовском гос. ун-те. Саранск, 1996. - С. 25-26.
92. Мухина B.C. Современное самосознание народностей Севера // Психо-логич. ж-л. 1987. - № 4. - С. 75-87.
93. Национальный состав населения РСФСР: по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года. М.: Финансы, 1991. - С. 116.
94. Национальная психология: Анализ проблем и противоречий. Методика изучения спецкурса. Киев: УМК В.О., 1990. - 36 с.960 национально-этнических установках молодых россиян // Независимая газета. 1998. - 11 февраля.
95. Общественные движения в Мордовии: Документы, материалы / Ин-т этнологи и антропологии. М, 1993. - 282 с.98.0конешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1988. - 32 с.
96. Осипов А.Т. К вопросу о генезисе межэтнических конфликтов // Этнические конфликты в СССР.- М.: Институт этнологии и антропологии, 1991.-С.11-23.
97. Павленко В.Н. Запад и Восток: Украина в зеркале этнических стереотипов // Современное общество. 1994. - № 4. - С. 84-91.
98. Павленко В.Н., Корж Н.Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе // Психологич. ж-л. 1998. - № 1. -С. 53-62.
99. Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции (на примере Западного Кавказа). СПб.: Европейск. Дом, 1996. - 304 с.
100. Пеллуай Б. Расследование одного исчезновения: понятие национальной идентичности как отрицание нации // Реферативный ж-л. Социальные и гуманитарные науки. Серия 3. 1997. - № 3. - С. 117-118.
101. Песков A.M. У истоков русского философствования // Вопросы философии. 1994. № 5. - С. 79-80.
102. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учебное пособие. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. - 400 с.
103. Петрова А.С. Феномен общения с точки зрения этнопсихологии // Советск. этнография. 1987.- № 3. - С. 12-23.
104. Пименов В.В., Васильева Э.К., Мартьянов В.Н. Программа этносо-циологического исследования этнических процессов в Советской Мордовии // Материальная и духовная культура мордвы в XVIII XX вв. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1979-С.З-21.
105. Попов Г.Я. Особенности межнациональных отношений в Мордовии // Гармонизация национального развития и межнационального сотрудничества народов России / НИИ регионологии при Морд. гос. ун-те. -Саранск, 1996.-С. 10-11.
106. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1966. -216с.
107. Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. - С.96
108. Почему родной становится чужим? // Эрзянь мастор. 1995. - 14 июля.
109. Разживин В.Ф. Межнациональные браки как фактор этнодемографи-ческого процесса // Материальная и духовная культура мордвы в XVIII XX вв. - Саранск.: Морд. кн. изд-во, 1978. - С. 140-146.
110. Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии // Известия Мордовии. 1994. - 28 июля.
111. Резолюция Ассамблеи народов Поволжья и Урала // Эрзянь мастор. -1995.-25 января.
112. Рыжова С.В. Установки этнического самосознания русских (по материалам эмпирического исследования в Московской и Тверской областях) // Конфликтная этничность и этнические конфликты М.: Ин-т этнологии и антропологии, 1994- С. 110-128.
113. Сазонов J1. Размышления по поводу. // Эрзянь мастор. 1995. - 16 марта.
114. Сколько русских в руководстве Мордовии? // Московский комсомолец в Саранске. 1999. - 12-18 августа.
115. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества (по материалам Киевской и Закарпатской областей) // Советская этнография. 1982. - № 1. - С. 80-88.
116. Солдатова Г.У. О методических проблемах этнопсихологическогоikисследования // Психологич. ж-л. 1992. - № 4. - С. 39-43.
117. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.-389 с.
118. Соснин В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации. // Психологич. ж-л. 1997. - № 1. - С. 150-160.
119. Старовойтова Г.В. Этнические особенности поведения и внешности в восприятии горожан // Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука. Ленинградск. отд-е, 1985. - С. 22-34.
120. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности.-М.: Наука, 1987.-С.242-251.
121. Стоунквист Э.В. Маргинальный человек. Исследование личности и культурного конфликта // Современная зарубежная этнопсихология.
122. Реферат, сборник / ИНИОН АН СССР. М., 1979. - С. 225-231.
123. Социальная идентификация личности / Под ред. В.А. Ядова. М.: Ин-т социологии РАН, 1993. - 226 с.
124. Сухарев А.И. Социальный облик Советской Мордовии. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1980. - С. 17-18.
125. Таболина Т.В. Этничность и общество: поиск концептуальных решений // Этнология в США и Канаде. М.: Наука, 1989. - С.170-183.
126. Таболина Т.В. Опыт классификации зарубежных концепций этнических процессов. Изучение преемственности этнокультурных процессов // Этнология в США и Канаде. М.: Наука, 1989. - С. 105-121.
127. Тернер Дж. С., Оукс П. Дж., Хэслен С.А., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа // Иностранная психология.- 1994.-№2. -С. 8-17.
128. Тишков В.А. Новые подходы в теории и практике межнациональных отношений // Советская этнография. 1989. - № 5. - С.25-33.
129. Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение.- 1997. № 3. - С.47-56.
130. Тишков В.А. Забыть о нации (Постнационалистическое понимание национализма) // Этнографическое обозрение. 1998. - № 5. - С. 3-12.
131. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии) // Вопросы философии. 1964. - № И. -С. 53.
132. Трусов В.П., Филлипов А.С. Этнические стереотипы // Этническая психология. Этнические процессы и образ жизни людей. М., 1984. -С. 3-20.
133. Федянович Т.П. Свадебные обряды русских и мордвы Мордовской АССР // Этнокультурные процессы в Мордовии. Труды НИИЯЛИЭ при Совете Министров МАССР. Вып. 71. Саранск:: Морд. кн. изд-во, 1982.-С. 37-51.
134. Финно-угры и славяне: проблемы историко-культурных контактов. -Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1986. 140 с.
135. Хершак Э., Кумпес Й. Два типа этничности (хорватский и сербский примеры) // Этнограф, обозрение 1993.- №4- С.29-36.
136. Хотинец В.Ю. Исследование различных форм выражения этнического самосознания у студентов-удмуртов // Психологич. ж-л. 1997. -№4. - С.64-72.
137. Хотинец В.Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в вузе // Вопросы психологии. 1998. - №3.
138. Хотинец В.Ю. Зависимость развития интегральной индивидуальности от особенностей этнического самосознания // Психол. ж-л. 1999. -№1. - С. 114-119.
139. Цивилизованное развитие нации и межнациональных отношений /НИИ регионологии при Мордовском ун-те Саранск, 1992 - 48 с.
140. Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в работах советских этнографов // Советская этнография. 1986. - №3. -С. 58-69.
141. Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры // Советская этнография. 1972. - №3. -С.74
142. Шаляев Н.С. Языковая компонента мордовского этноса // Этнокультурные процессы в Мордовии. Труды НИИЯЛИЭ при Совете Министров МАССР. Вып.71 Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. - С. 80-110.
143. Шихирев П.Н. Исследование стереотипа в американской социальной науке // Вопросы философии. 1971. - №5. - С. 168-173.
144. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М.: Наука, 1979. - 332 с.
145. Шихирев П.Н. Социальная установка как пред149. мет социально-психологического исследования // Психологическиепроблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. - С.59-72.
146. Шихирев П.Н. Проблемы исследования межгрупповых отношений // Психол. ж-л. 1992. - № 1. - С.29-37.
147. Этничность. Национальные отношения. Социальная практика: Сборник статей. СПб.: Петрополис, 1995. - 336 с.
148. Юнг К.Г. Современность и будущее // Одайник В. Психология политики: политические и социальные идеи К.Г. Юнга. СПб.: Ювента, 1996.-С. 205-265.
149. Юрченков В.А. Взгляд со стороны: очерки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995.-288 с.
150. Юрченков В.А. Альтернативы истории // Политический вестник. -1989. №4. -С. 27-34.
151. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. -1995.-№3-4.-С. 158-181.
152. Якунин В.Ф. Этнические аспекты общения латиноамериканских студентов // Этническая психология (Этнические процессы и образ жизни людей). М.: Изд-во ун-та Дружбы народов, 1984. - С. 59-72.
153. Нуянь Видяс. Ули мастор, конась монь седейсэ // Сятко. 1993. -№1. - С. 52.
154. Allport G. The Nature of prejudice. Cambidge, MA: Addison - Wesley, 1954.
155. Barth F. Introduction // Ethnic Groups and Boundaries: the Social Organizations of Culture Difference. Oslo: Universitets for laget, 1969.
156. Beattie Q.W., Agani C., Spencer C. Social stereotypes held by different occupation groups in post-revolutionary Iran // European Journal of Social Psychology. 1982. - vol. 12.- P. 75-87.
157. Brigham J.O. Ethnic stereotypes // Psychological Bulletin. 1971. - №76 -P. 15-38.
158. Cauther N.R., Robinson A.E., Krauss H.H. Stereotypes: a revier of the lit-eratura 1926-1968 // Journal of Social Psychology. 1971. - №84. -P. 103-125.
159. Hogg M., Abrams D. Social identifications: a social psychology of inter-group relations and group process. London: Academic Press. 1988. -P. 3, 24-25.
160. Kats D., Braly K. Racial prejudice and stereotypes // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1935. - vol 30. - P. 175-193.
161. Klineberg O. Contact between ethnic groups: a historical perspective of some aspects of theory and research // Bocher S. Cultures in Contact. New York: Pergamon Press, 1982. - P. 48-55.
162. Moscovici S. Notes towards a description of Social Representation // European Journal of Social Psychology -1988 vol.18.- P.211-250.
163. Reigrotski E., Anderson N. National stereotypes and foreign contacts. // The public opinion quarterly 1959. - vol. 22. - P. 122 - 127.
164. Tajfel H. Social Categorization in the Social Psychology of Intergroup Relations. London: AcademicPress, 1988.
165. Taifel H.,Turner J. The social identify theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relations.- Chicago: University of Chic. Press, 1986.-P. 7-24.
166. Taylor B.M., Aboud F.E. Ethnic Stereotypes : is the consept necessary // Canadian Psychologist. 1973.- №14. - P. 330 - 335.
167. Turner J. A self categorization theory // Radiscovering the Social Group : A Self-categorization Theory. - Oxford: Blackwell, 1987. - P. 42-67.
168. Turner J., Shaver I., Hogg. M. Social categorization , interpersonal attraction and group formation // British Journal of Social Psychology. 1983. -№22.-P. 227-239.