Темы диссертаций по психологии » Социальная психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Половозрастные различия восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров

Автореферат по психологии на тему «Половозрастные различия восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров», специальность ВАК РФ 19.00.05 - Социальная психология
Автореферат
Автор научной работы
 Белобрагин, Виталий Викторович
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2005
Специальность ВАК РФ
 19.00.05
Диссертация по психологии на тему «Половозрастные различия восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров», специальность ВАК РФ 19.00.05 - Социальная психология
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Половозрастные различия восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров"

Белобрагин Виталий Викторович

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКАМИ ИМИДЖА МУЗЫКАЛЬНЫХ КУМИРОВ

19.00.05 - Социальная психология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Белобрагин Виталий Викторович

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКАМИ ИМИДЖА МУЗЫКАЛЬНЫХ КУМИРОВ

19.00.05 - Социальная психология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Работа выполнена на кафедре социальной психологии Московского государственного социального университета (РГСУ)

Научный руководитель: Петрова Елена Алексеевна,

доктор психологических наук, профессор

Официальные оппоненты: Яковлева Евгения Леонидовна,

доктор психологических наук, профессор;

Володарская Елена Александровна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник

Ведущая организация: Московский государственный

областной университет, кафедра социальной психологии

Защита состоится 24 мая 2005 года в 14-00 на заседании Диссертационного совета Д 224.002.05 в Московском государственном

социальном университете (РГСУ) по адресу: 129256, Москва, ул. В. Пика, д. 4, к. 2, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного социального университета (РГСУ) по адресу: 129256, Москва, ул. В. Пика, д. 4, к. 3.

Автореферат разослан апреля 2005 года

Ученый секретарь Диссертационного совета

кандидат психологических наук

доцент

И.В .Шаповаленко

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. Именно они -основные потребители музыкальной продукции.

Как показывают психологические исследования, выхолощенные в моральном и эстетическом отношении многие направления масскультуры отрицательно влияют на социализацию подростков, что требует активного вмешательства науки для социально-психологического изучения всех последствий влияния этой культуры на формирование психики современного подростка (В.Т.Афиногенов, Е.П.Крупник, Д.К.Кипарская и др.).

Серьезные деформации, сложившиеся в последние два десятилетия в сфере формирования идеалов, нравственно-ценностная дезориентация значительной части населения, особенно молодежи, диктует необходимость поиска путей конструктивных изменений, как на уровне личности, так и различных молодежных групп (Б.С.Волков, А.В.Мудрик, В.СМухина, А.В.Семенов, В.Э.Чудновский, Т.И.Шульга, Н.М.Шкурко, Д.И.Фельдштейн и др.).

Неприкрытая агрессия пошлости и безнравственности со стороны многих СМИ, особенно телевидения, приводит к серьезным изменениям идеалов и представлений современных подростков. По мнению Е.А.Петровой, смещенными являются и тендерные имиджи, и представления о семейных и любовных отношениях, а также широкий круг многих исконно почитавшихся в менталитете российского народа качеств: честности, порядочности, вежливости и т.д.

Подростковый возраст, в силу своих психофизиологических особенностей, характеризуется потребностью в интенсивных физических и психических нагрузках, поэтому-то современная ритмичная музыка в большей мере способствует реализации этой потребности. Кроме того, подростковый возраст характеризуется необходимостью в интенсивном общении (В.С.Мухина, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин). Совместное пребывание на концертах музыкальных кумиров, бурные танцы, ажиотированные движения и восклицания помогают подросткам реализовать потребности в сильных переживаниях.

Следовательно, изучение особенностей сложившейся субкультуры подростков, молодежных музыкальных ценностных ориентаций, изучение влияния современной музыки, имиджа музыкальных кумиров на подрастающее поколение — является актуальной проблемой социальной психологии и смежных наук: педагогической психологии, имиджелогии, психологической эстетики и др.

Объектами исследования являются подростки от 10-11 до 15-16 лет.

Предмет исследования - социально-психологические особенности представлений подростков об имидже музыкальных кумиров.

Автор поставил цель исследовать наиболее распространенное явление — феномен музыкального кумира у молодежи подросткового возраста и выявить половозрастные особенности его восприятия.

Поставленная в диссертации цель — предопределила состав задач прикладной части исследования:

• в теоретическом плане: провести анализ литературы по проблеме исследования, выявить состояние научной разработки изучения проблемы, обосновать и разработать программу эмпирического исследования;

• в методическом плане: осуществить подбор и разработку методик с целью изучения музыкальных ценностных ориентации и выявлению музыкальных кумиров подростков, а также изучению представлений подростков об имидже их музыкальных кумиров;

• в эмпирическом плане: выявить половозрастные различия восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров.

Гипотеза исследования: половозрастные различия восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров проявляются в дифференцированном представлении о визуальном облике артистов, внутренних характеристиках личности, в их взаимосвязи с профессиональным мастерством и стилистикой исполняемой музыки; все это оказывает влияние на эмоциональную сферу, ценностные ориентации и социальное поведение подростков.

Методологической основой исследования являются теоретические положения, представленные в работах по:

— социальной психологии развития личности (Б.Г.Ананьев, Г.МАндреева, А.А.Бодалев, Е.П.Белинская, Д.А.Леонтьев, А. В. Петровский, Л.Р.Разина, О.А.Тихомандрицкая, Д.И.Фельдштейн, С.Г.Шуман и др.);

— социальной психологии представлений (Ж.Абрик, К.А.Абульханова-Славская, Л.С.Выготский, В.Дуаз, Д.Жоделе, А.Клеменс, Ж-П.Кодол, С.Московичи и др.);

— социально-перцептивном подходе о включенности внешнего облика в процесс межличностного познания (А.А.Бодалев, Г.В.Дьяконов, Н.В.Крогиус, В.А.Лабунская, В.Н.Панферов и др.);

— визуальной психосемиотике общения (Р.Э.Варданян, Е.В.Гоготова, Е.В.Емельянова, М.Н.Котлярова, Е.А.Петрова, И.И.Петрова, А.В.Романова, ААРодионова, И.П.Чертыкова и др.);

— психологии искусства (В.Т.Афиногенов, Е.П.Крупник, Д.К.Кипарская, Г.МЦыпин, Е.Л.Яковлева и др.);

— психологии имиджа (В.Г.Зазыкин, Г.И.Лаптев, ЕАПетрова, Е.Б.Перелыгина, А.Ю.Панасюк, Г.Г.Почепцов, СХСергиенко и др.).

Сложный характер объекта исследования предопределил необходимость использования следующих методов: теоретического анализа литературы, экспертных оценок, включенного наблюдения подростков в условиях неформального общения и на концертах современных музыкальных групп и исполнителей, системного анализа, контент-анализа публикаций, разработанных и апробированных автором опросников.

Для решения задач исследования нами разработан следующий инструментарий:

1) Первичный опросник для подростков по выявлению музыкальных ценностных ориентаций и музыкальных кумиров: «Музыкальные ценностные ориентации и музыкальные кумиры подростков» (В.В.Белобрагин, 1994—2004);

2) Опросник для изучения представлений подростков об имидже музыкальных кумиров — «Имидж моего музыкального кумира» (Е.А.Петрова, В.В.Белобрагин, 2004);

3) Рефлексивные отчеты по теме: «Музыка в моей жизни» и «Психологический портрет моего музыкального кумира» (В.В.Белобрагин, 2002—2004);

4) Метод фокус-группы по выявлению представлений подростков об имидже музыкальных кумиров.

Достоверность и надежность полученных результатов достигнута теоретической обоснованностью рассматриваемой в диссертационном исследовании проблемы, адекватностью методов исследования его цели и задачам, использованием собственных оригинальных взаимодополняющих методик; репрезентативностью выборки испытуемых и статистически значимых различий между изучаемыми параметрами.

Для обработки результатов эмпирического исследования использовались методы математической статистики: частотный и групповой анализы.

Достоверность различий средних значений в исследуемых группах проверялась при помощи ^критерия Стьюдента. При обработке данных применялся статистический пакет Statistica (5,0).

Общий объем выборки: 812 подростков-учащихся общеобразовательных школ г. Москвы (10—16 лет), 50 подростков-слушателей молодежных радиостанций из разных регионов СНГ (10—16 лет) и 30 членов клуба поклонников Аллы Пугачевой. Всего: 892 респондента. Временной промежуток

проведения исследования — с 2002 по 2004 гг.

Этапы исследования: 1 этап исследования (2003-2004) включал в себя разработку плана диссертации, обоснование актуальности исследования, определение объекта и предмета исследования, постановку цели и задач исследования.

На 2 этапе исследования (2003-2004) анализировались проблемы формирования имиджелогии как науки, ее источники, составляющие, понятийный аппарат, а также анализировалась разработанность проблемы в отечественной и зарубежной социальной психологии развития личности, социальной психологии представлений, социально-перцептивном подходе, визуальной психосемиотике общения, психологии искусства, психологии имиджа.

3 этап исследования (2003-2004) характеризовался разработкой эмпирического исследования, в том числе подбором и созданием методик, отвечающих цели и задачам исследования.

4 этап исследования (2004) представлял собой сбор эмпирических данных.

На 5 этапе исследования (2005) были произведены: математико-статистическая обработка, анализ, описание полученных данных, разработка практических рекомендаций, оформление проделанной работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Имидж музыкальных кумиров играет существенную роль в социализации подростков. Выступая образцом для подражания (заимствование ценностей и норм поведения), затрагивая аффективные, когнитивные и поведенческие сферы их личности, оказывая эмоционально-чувственное воздействие, помогая наладить коммуникацию, способствуя самопознанию и познанию окружающего социального мира, кумиры в значительной мере определяют формы социального поведения подростков.

2. Имидж музыкальных кумиров в восприятии подростков интегрирует характеристики их внешнего облика («красив», «крутой», «симпатичен», «стильный», «привлекательный» и др.); личности («добрый», «честный», «отзывчивый», «целеустремленный», «умный», «веселый» и «общительный», но и «самовлюбленный», «вспыльчивый»); профессионального мастерства (голосовые качества, репертуар, актерское мастерство, умение общаться со зрителями); принадлежности артистов к определенному музыкальному направлению. Имидж музыкальных кумиров имеет ярко выраженный аффективный характер, то есть отражает общую положительную

оценку личности кумира, отношение к нему как к субъективно значимому человеку.

3. Существуют различия в восприятии имиджа кумиров у подростков разного пола В целом, девочки по сравнению с мальчиками более дифференцированно и эмоционально воспринимают и оценивают внешний облик своих музыкальных кумиров. Наиболее значимые различия в представлении о качествах личности музыкальных кумиров наблюдаются в 12-13 лет. Девочки чаще, чем мальчики приписывают им такие положительные качества, как: «добрый», «ласковый», «доброжелательный», «порядочный», «искренний», «умный», «веселый», «общительный», а также отрицательное качество: «тяжелый характер», реже - «глупый». Значительных половозрастных различий в восприятии качеств профессионального мастерства и принадлежности к музыкальному направлению не обнаружено.

4. Возрастная динамика восприятия мальчиками и девочками имиджа музыкальных кумиров проявляется в содержании выделяемых характеристик, в отношении к ним, а также в мере подражания. У старших подростков (14-16 лет) в сравнении с младшими и средними (10-13 лет) менее значимыми мотивами выбора кумира становятся: «мода» и «подражание». У мальчиков к 14-16 годам возрастает важность собственных взглядов на кумира («нравятся песни, тексты»), снижается роль собственного настроения.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в социальной психологии:

• предложена классификация имиджей, основанная на объектах, становящихся предметом социального познания [человек (персона), группа людей, корпорация, сфера общественной практики (образование), материальные предметы (товар, природный объект), идеальные структуры (бренд, торговые марки)];

• в ходе эмпирического исследования установлено, что 80% опрошенных подростков имеют одного или нескольких музыкальных кумиров. Подражание кумиру присутствует у 30%—53% подростков. Оно заключается в том, что подростки стараются вести себя так же, как ведет себя их кумир на сцене. Они стараются развивать в себе личностные качества, свойственные кумиру, жить по его личностным принципам, копировать увлечения и привычки;

• выявлено, что имиджи кумиров различных музыкальных направлений носят у подростков стереотипный характер, включая восприятие внешности, оценку уровня профессионального мастерства и качеств

личности кумира.

• установлено, что существует половая специфика восприятия имиджа музыкальных кумиров. Так, музыкальными кумирами мальчиков чаще становятся артисты мужского пола, а девочек — женского, а также исполнители-мужчины или солисты мужских коллективов. Таким образом, девочки, выбирая кумира, формируют в себе стереотипы, эталоны идеального современного мужчины;

• выявлено, что существует половая специфика в мотивации выбора музыкальных кумиров. Для девочек более характерно при выборе музыкального кумира ориентироваться на привлекательную внешность исполнителя, на его модность, а у мальчиков более значимыми мотивами выбора кумира являются: «слушают моировесники», «музыка помогает в общении со сверстниками»;

• в ходе исследования нами установлено, что существует возрастная динамика представлений подростков о визуальном облике музыкальных кумиров. Для 10-11 летних подростков важно, чтобы у кумира был эстетически привлекательный, модный и здоровый внешний облик, стильная одежда и прическа. К 14-15 годам снижается значимость характеристик: «стильный», «модно одет», и более характерной для кумира становится характеристика: «в одежде преобладают темные цвета»;

• выявлено, что существует возрастная динамика отношений к музыкальным кумирам, особенностей мотивации выбора кумира, особенностей социального поведения подростков, побуждаемого имиджем музыкального кумира. С возрастом менее значимым мотивом выбора музыкальных кумиров становится мотив модности. У старших подростков наблюдается тенденция уменьшения потребности подражать кумирам в разных формах проявления этого социального поведения.

Теоретическая значимость исследования:

1) определяется вкладом в теорию социальной психологии развития, социальной психологии подростковой социализации, социально-перцептивного подхода, психосемиотики общения;

2) определяется вкладом в разработку психологии имиджа, заключающимся в изучении особенностей имиджа музыкальных кумиров и половозрастных различий их восприятия подростками;

3) заключена в углубленном понимании влияния имиджа музыкальных кумиров на социализацию подростков.

Практическая значимость исследования: содержащиеся в ней теоретические положения, экспериментальные факты и выводы могут

использоваться психологами, специалистами в области имиджелогии, социальными педагогами и работниками, музыковедами и журналистами для работы с подростками вообще, и внутри подростковых референтных групп, в частности; для изучения феномена имиджа музыкального кумира и музыкального фанатизма в подростковой среде; данные исследования создают базу для совершенствования технологий социально-психологической корректировки имиджа самих подростков.

Апробация работы. Проблемы исследования обсуждались на Четвертой научно-практической конференции молодых ученых Института развития личности РАО (1996 г.), на Форуме лауреатов конкурса на лучшую научную работу студентов МПГУ имени В.И.Ленина (1996 г.), на Первом и Втором международных симпозиумах: «Имиджелогия-2003» и «Имиджелогия-2004», на Президиуме Академии имиджелогии (март 2004 г.), на Четвертом Международном социальном конгрессе в РГСУ (25 и 26 ноября 2004 года), на Рождественских имиджелогических чтениях АИМ (8 и 9 января 2005 года), на заседаниях кафедры социальной психологии Московского государственного социального университета (РГСУ) и на заседаниях кафедры педагогической психологии Московского педагогического государственного университета имени В.И. Ленина; в специальных телепрограммах, посвященных проблемам имиджа, вообще, и имиджа музыкальных кумиров, в частности (телеканалы «ТВЦ», «ТДК»), а также в радиопрограммах для подростков на радиостанциях: «Народное радио», «Милицейская волна», «Юность». Результаты исследования отражены в одиннадцати научных публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит их введения, трех глав, заключения, библиографии (191 источник, из них 9 на иностранном языке), 5 приложений. Текст диссертации - 185 страниц, иллюстрирован 60 рисунками и 13 таблицами.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется его проблема, цель, объект и предмет, гипотеза, задачи, методология исследования, раскрывается научная новизна работы, теоретическая значимость и практическая ценность, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе: «Современное состояние научного анализа имиджа как социально-психологического феномена», исходя из предпосылки, что понятие «имидж» является центральной гносеологической проблемой исследования, проведен контент-анализ этой категории в трудах 54-х отечественных и зарубежных ученых, начиная с 90-х годов XX века и кончая самыми последними источниками. В числе объектов анализа включены работы таких

гуру имиджелогии и социальной психологии, как В.М.Шепеля, А.А.Бодалева, Г.Г.Почепцова, А.Ю.Панасюка, Е.А.Петровой, Е.Б.Перелыгиной, Е.А.Орловой, О.А.Феофанова, В.Н.Футина, Э.Сэмпсон, Р.Е.Бентон и др.

С учетом проведенного анализа категорию «имидж» можно определить как эмоционально окрашенный стереотипный образ, идеализированная модель элементов общества, предметного мира, идеальных структур, целенаправленно формируемый субъектами общественной практики в индивидуальном, групповом и общественном сознании (психике), для достижения политических, экономических, социальныхрезультатов, познания, личной карьеры и самовыражения.

В данной дефиниции имидж представлен как интегральное понятие, относящееся как к элементу социального управления, так и с позиции теории отражения и прагматизма.

Область научно-психологического исследования имиджа стала формироваться в России в начале 90-х годов XX века. К ее истокам следует отнести работы 60-70-х гг. XX века, выполненные в рамках социально-перцептивного подхода (А.А.Бодалев и его последователи). Это и подготовило базу для содержательного обращения к проблематике психологии имиджа (Е.А.Петрова). Научные разработки, выполненные с прямым использованием категории «имидж», в отечественной научной литературе связаны с проблематикой лидерства и преимущественно ориентированы на изучение имиджа политиков (Е.В.Егорова-Гатман, А.Ю.Кошмаров, Е.И.Манякина, Д.В.Ольшанский, Р.Ф.Ромашкина и др.), общественных деятелей (Р.Ф.Фурс), кандидатов в депутаты (О.В.Иванникова). В настоящее время изучаются проблемы формирования профессиональных имиджей: государственных служащих (Е.А.Орлова, В.М.Маркин), руководителей (Ю.В.Андреева), телеведущих (Л.В.Матвеева, Т.Я.Аникеева, Ю.В.Молчанова), учителей (В.М.Шепель, А.Ю.Панасюк, Е.А.Летрова, Е.Н.Русская, Г.М.Коджаспиров, Л.М.Митина, Н.А.Тарасенко), педагогов высшей школы (И.П.Лертыкова) и др.; корпоративного имиджа организации (Н.В.Андерс, Е.В.Гришунина, Д.АГорбаткин, В.Г.Зазыкин, И.Ю.Никольская, Е.Ю.Огородова, С.К.Сергиенко, А.В.Хаванова, Э.П.Эглик, А.В.Филиппов и др.); корпоративного имиджа политических партий и объединений (А.В.Гармонова, С.Е.Захарова), учебных заведений (Т.Н.Пискунова, О.Я.Нестерчук), негосударственной радиостанции (А.А.Маринович) и др.

В системе знаний об имидже, естественно, важную роль играет психология имиджа. Эта категория, введенная в научный оборот Е.А.Петровой, получила развитие в работах Е.Б.Перелыгиной. Предметом психологического подхода к имиджу является его изучение с точки зрения социально-психологического феномена, раскрытие закономерностей формирования и трансформации поля разных видов имиджей в индивидуальном и массовом сознании, выявление специфики «наполняемости» этих полей у представителей различных этносов и

и

культур, отдельных групп. Главными проблемами психологии имиджа как самостоятельной области знания становятся вопросы социально-психологической природы, социального познания и управления имиджем. Методологической основой проводимых исследований могут стать идеи современной психосемиотики общения (Е.А.Петрова).

Во второй главе: «Теоретико-методологические основы исследования имиджа музыкальных кумиров подростков» проведен анализ подросткового возраста с позиций социальной возрастной психологии (Л.С.Выготский, М.В.Гамезо, Р.МХрановская, В.В.Давыдов, И.С.Кон, ЕАЛеванова, В.С.Мухина, Е.АПетрова, Т.Н.Счастная, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.).

Подростковому возрасту свойственна своя субкультура и как ее составляющая часть — музыкальная субкультура (МИ.Буянов, И.С.Кон, А.А.Мелик-Пашаев, А.В.Мудрик, В.С.Мухина, З.Н.Новлянская и др.).

Проведенный нами опрос слушателей молодежных радиостанций («Юность», «Милицейская волна») дал основание считать, что молодежная музыка для подростков становится знаком, дающим «пропуск» в компанию, престиж; условием для межличностного общения со сверстниками; может быть средством инфернально-демонического обольщения. Феномен музыкального кумира является важной доминантой формирования устойчивых мотивов социального поведения подростков.

Проведенный анализ научной литературы, а также исследования автора методами включенного наблюдения и использования рефлексивных отчетов на заданную тему показали, что проблема имиджа музыкальных кумиров подростков, его формирования во многом остается «вещью в себе» и требует дополнительных эмпирических исследований, разработки соответствующего инструментария.

Нами был предложен комплекс методических средств, позволяющих изучить: роль и значение музыки в жизни подростков; музыкальные предпочтения подростков, их представления и мнения о музыкальных кумирах; мотивацию выбора музыкальных кумиров; характеристику музыкальных кумиров с позиции их психологических особенностей, профессионального мастерства, модности и т.п.; ситуации прослушивания; технические средства, с помощью которых осуществляется прослушивание музыки.

Примененные методики (см. 6 стр. автореферата) взаимодополняли, иногда дублировали друг друга, строились по принципу постепенного усложнения.

В первой серии исследования был использован метод свободного семантического описания в виде сочинения на тему: «Музыка в моей жизни». Главной целью проведения этого исследования стало выявление: 1) семантических полей, сопровождающих музыкальное искусство, психологических явлений, эмоционально-волевых состояний, предметных, персональных и групповых имиджей; 2) роли и значимости музыкального искусства для подростков; 3) функционального значения музыки; 4) музыкальных предпочтений подростков; 5) формы и средства прослушивания

музыки подростковой аудиторией.

Метод свободного семантического описания дал материал для создания первичной анкеты «Музыкальные ценностные ориентации и музыкальные кумиры подростков». Целью проведения данной анкеты стало выявление: 1) роли музыки в жизни подростков; 2) мест прослушивания музыки; 3) разницы в предпочтениях прослушивания музыки в одиночестве и в кругу друзей; 4) нелюбимой музыки; 5) музыкальных кумиров отечественной музыки у подростков.

Первичная анкета послужила пилотажным проектом для дальнейшего углубленного анализа представлений подростков об имидже их музыкальных кумиров.

В первых двух этапах исследования участвовали 612 человек (312 девочек и 300 мальчиков), отобранные методом представительной выборки.

Исследование показало, что:

— современное молодежное музыкальное искусство играет большое значение в жизни 72 % подростков, в частности, оказывает эмоционально -чувственное воздействие, определяет формы социального поведения подростков, содержит ценностно-смысловую функцию;

— в подростковом возрасте наблюдается предпочтение следующих музыкальных направлений: поп-музыка, рок-музыка, «модная» музыка. Особенную роль в восприятии и оценке музыки, в формировании отношения к музыкальному искусству и формировании предпочтений играют музыкальные кумиры (группы и исполнители). Подросткам свойственен музыкальный конформизм, который проявляется в ситуации группового прослушивания музыки, в ориентации на музыкальные предпочтения своих друзей;

— существует возрастная динамика музыкальных ценностных ориентации подростков. С возрастом постепенно увеличивается коммуникативное значение музыки от 22% в 10—11 лет до 56% в 14—16 лет. Расширяется круг ситуаций прослушивания музыки, в частности, прослушивание музыки на дискотеке. С возрастом уменьшается интерес подростков к популярной музыке, при этом, увеличивается интерес к рок-музыке, панк-музыке. В 10—11 лет музыкальные предпочтения подростков не дифференцированы, только начинают формироваться. Музыкальные предпочтения начинают развиваться особенно интенсивно в возрасте 12—13 лет, именно в этом возрасте подростки наиболее подвержены моде;

— выявлена половая специфика музыкальных ценностных ориентаций подростков. Коммуникативное значение музыки для девочек раскрывается несколько раньше, чем для мальчиков, в 10—11 лет. К 12—13 годам найденные различия стираются;

— почитание кумиров у некоторых подростков превращается в музыкальный фанатизм, главной причиной которого является невозможность найти поддержку со стороны взрослых, отсутствие позитивных навыков общения со сверстниками и взрослыми.

В третьей главе излагаются результаты эмпирического исследования восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров.

С помощью метода фокус-группы проведено 9 исследований, в которых приняли участие 200 подростков-школьников, нами выявлялись недостающие сведения, касающиеся имиджа музыкальных кумиров подростковой аудитории — осознаваемые подростками составляющие имиджа их кумиров.

Наконец, результаты предшествующих методов позволили глубоко проанализировать феномен имиджа музыкальных кумиров подростков с помощью анкеты «Имидж моего музыкального кумира» на основе визуальных знаков трех психосемантических систем: габитуса, кинесики, костюма.

В исследовании участвовали 335 человек: 170 девочек, 165 мальчиков.

Выборка разбита на три возрастные подгруппы: 10—11 лет, 12—13 лет и 14—16 лет. В выборку были включены лишь те подростки, которые имели музыкальных кумиров. Изучены мотивы выбора музыкальных кумиров. Выявлены представления подростков об имидже их кумиров, определены проявления в стремлении подростков к подражанию музыкальным кумирам. Эмпирическое исследование по выявлению представлений об имидже музыкальных кумиров дает основание утверждать, что 80% подростков имеет одного или нескольких кумиров.

Социальное поведение подражания музыкальному кумиру присутствует у 30%-55% подростков. Оно заключается в том, что подростки стараются вести себя так же, как ведет их кумир на сцене, развивать в себе личностные качества, свойственные кумиру, жить по его личностным принципам, копировать увлечения и привычки артиста (от 16% до 34% подростков).

Выявлены представления о визуальном облике артиста и его внутренних характеристиках, описана половая специфика представления о музыкальном кумире, возрастная динамика этих представлений, построена стереотипная модель восприятия имиджа кумиров различных музыкальных направлений.

Стереотипный имидж поп-кумиров (группа «Дискотека Аварию), Глюкоза, группа «Виа Гра», Никита Малинин, группа «Любэ», Дмитрий Маликов, Андрей Губин, Валерия, группа «Корни», Катя Лель, группа «Та-ту», группа «Фабрика» и др.) включает характеристики внешности: «модный», «красивый», «симпатичный», «стильный», «глаза блестят», «улыбчивый», «стройный», «с уверенной походкой», «обаятельный», «прикольно» и модно одетый», «привлекательный»; характеристики личности кумира: «добрый», «отзывчивый», «честный», «ласковый», «с мягким характером», «доброжелательный», «порядочный», «умный», «веселый», «общительный». Типичная мотивация выбора поп-кумира подростками — «нравится внешность кумира».

Стереотипный имидж рок-кумиров (группы: «Звери», «Ария», «Кино», «Кипелов», «Би-2», «Агата Кристи» и др.) включает характеристики внешности: «стройный», «длинные волосы»; а также личности кумира: «отзывчивый».

Стереотипный имидж рэп, хип-хоп-кумиров (Дельфин, Михаил Гребенщиков, группа «Пятница», группа «Каста», группа «Многоточие» и др.) включает в первую очередь представления о составляющих профессионального мастерства артистов: «невысокие голосовые качества»', затем характеристики личности кумира: «бесцеремонный», «развязный».

Стереотипный имидж панк-кумиров (группы: «Ленинград», «Король и шут», «Отпетые мошенники», «Сектор газа», «Наив», «Гражданская оборона» и др.) включает такие характеристики внешности, как «чумовой», «с запоминающимися жестами»; их личность описывается следующими качествами: «развязный», «непорядочный», «бесцеремонный», «вспыльчивый», «веселый»; значимы представления об их профессиональном мастерстве: «невысокие голосовые качества», «невысокое актерское мастерство». Типичная мотивация выбора кумира — «помогает в общении со сверстниками».

Стереотипный имидж кумира — мэтра эстрады (А.Пугачева, Л.Долина, СРотару, Л.Лещенко, Л.Вайкуле, В.Леонтьев и др.) включает три составляющие. Главные характеристики внешности: «обаятельный», «красивый», «с длинными волосами», «использует яркий грим»; личности: «целеустремленный», «порядочный», «искренний», «с «тяжелым» характером», «вспыльчивый». Представления о профессиональном мастерстве включают качества. «высокие голосовые качества», «высокое актерское мастерство». Типичная мотивация выбора подростками кумира — мэтра эстрады: «любят моиродители».

Данные третьей главы позволяют убедиться в правильности сделанных предварительных выводов, содержащихся в предыдущих главах, а также выдвинутой гипотезы.

В заключении кратко сформулированы выводы, логически вытекающие из результатов проведенного исследования, даны практические рекомендации, обозначены пути дальнейшего изучения проблемы.

В приложениях приведены результаты частотного и группового анализа эмпирического исследования.

Дальнейшее изучение проблемы половозрастных различий восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров можно проводить по следующим направлениям: влияние имиджа музыкальных кумиров на эмоциональную сферу, ценностные ориентации и социальное поведение подростков; влияние имиджа музыкальных кумиров отдельных направлений в молодежной музыке; изучение коммуникации членов специальных референтных групп (клубов поклонников и фанатов).

Ш. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИИ

1. Современный мир характеризуется резкими изменениями в социальных

отношениях, возникновением новых средств коммуникаций, информационным взрывом, под влиянием которых меняются и эстетические ценности среди молодежной аудитории (подростков). В связи с глубоким проникновением новейших достижений средств аудио и видеотехники, компьютерных технологий, музыка становится приоритетной формой эстетического восприятия мира.

2. Современное молодежное музыкальное искусство играет большое значение в жизни подростков, поскольку оно помогает наладить коммуникацию, является формой самовыражения, способствует самопознанию и познанию окружающего социального мира.

3. В подростковом возрасте наблюдается предпочтение следующих музыкальных направлений: поп-музыка, рок-музыка, «модная» музыка. Особенную роль в восприятии и оценке музыки, в формировании отношения к музыкальному искусству и формировании предпочтений играют музыкальные кумиры. Основными каналами распространения музыкального искусства, важными являются СМИ (радио, телевидение и др.), продукция музыкальной индустрии (CD, MD, DVD и др.), и такие различные формы организации музыкальных групповых и массово-зрелищных мероприятий, как дискотека, концерты и т.д.

4. С возрастом постепенно увеличивается коммуникативное значение музыки. Расширяется спектр прослушиваемых музыкальных направлений — «тяжелая музыка», «спокойная музыка», однако именно в 12—13 лет подростки наиболее подвержены музыкальной моде. Особую роль начинает играть музыка в 14—16 лет, она «пронизывает» всю жизнь подростка, становится необходимой для отдыха, учебы, работы, общения. Спектр прослушиваемых музыкальных направлений в возрасте 14—16 лет наиболее широк.

5. Половая специфика музыкальных ценностных ориентации заключается, прежде всего, в музыкальных предпочтениях разного пола, в выборе музыкальных кумиров. Так, мальчики предпочитают «тяжелую музыку» (панк, рок-музыка и др.), а девочки — «танцевальную» поп-музыку.

6. Имидж музыкального кумира, существующий в сознании его «почитателей»-подростков, содержит дифференцированные представления о визуальном облике артиста и его внутренних качествах личности, его профессиональном мастерстве и принадлежности к определенному музыкальному направлению. Имидж музыкального кумира имеет ярко выраженный аффективный характер, то есть отражает общую положительную оценку личности кумира, отношение к нему, как к субъективно значимому человеку, что побуждает у подростков потребность идентификации с кумиром, желание подражать ему, заимствовать ценности и нормы поведения своего кумира.

7. Существует половая специфика в мотивации выбора музыкальных кумиров. Для девочек более характерно, чем для мальчиков при выборе

музыкального кумира ориентироваться на привлекательную внешность исполнителя, на его модность. Для мальчиков более значимыми мотивами выбора кумира являются мотивы: «слушают мои ровесники», «музыка помогает в общении со сверстниками».

8. Возрастная динамика представлений подростков о визуальном облике музыкальных кумиров проявляется в том, что для 10—11 летних подростков важно, чтобы у музыкального кумира был эстетически привлекательный, модный и здоровый внешний облик, «стильные» одежда и прическа. Выразительные движения музыкального кумира несут в себе для аудитории положительную смысловую нагрузку. Для 14—16 летних мальчиков становится не так важно, чтобы у музыкального кумира был эстетически привлекательный в традиционном понимании, модный внешний облик. Подростки начинают выбирать кумиров с «лохматой» прической, в «прикольной», а не модной одежде, желательно темного (черного) цвета.

9. Представления мальчиков и девочек-подростков о личностных качествах, как составляющих имиджа музыкальных кумиров, также подвержены возрастной динамике, которая проявляется в том, что у мальчиков-подростков от 10-11 к 12-13 годам менее значимыми в личности музыкальных кумиров становятся качества: «добрый», «честный», «доброжелательный», «порядочный», «умный», а также реже указывается такое негативное качество личности музыкального кумира, как «эгоистичный», но более часто указывается качество «нетерпимый».

От 12-13 лет к 14-16 годам менее значимыми в личности музыкальных кумиров становятся качества: «остроумный», «с мягким характером», реже указывается такое качество личности, как «нетерпимый». Возрастная динамика представлений девочек-подростков о личностных качествах кумиров заключается в том, что от 10-11 лет к 12-13 годам более значимым в их личности становится качество «остроумный» и менее значимыми становятся характеристики: «отзывчивый», «ласковый», «смягкимхарактером».

10. Имиджи музыкальных кумиров различных музыкальных направлений носят стереотипный характер. На основе изучения мнений подростков описаны стереотипные имиджи «поп-кумиров», «рок-кумиров», «рэп, хип-хоп-кумиров», «мэтров эстрады». Эти имиджи включают наиболее значимые качества нами представленной модели имиджа музыкальных кумиров.

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1) Психологам-практикам, работающим в школьных психологических службах и иных психологических центрах, консультирующих подростков, рекомендовать использование разработанных нами методик психодиагностики.

2) Преподавателям психологии рекомендовать включить результаты исследования в чтение курсов психологии искусства, психологии имиджа, социальной психологии, а также ввести новую учебную дисциплину - «Психология современного шоу-бизнеса».

3) Имиджмейкерам рекомендовать использовать полученные данные для имиджконсультирования и имиджкоррекции представителей музыкальной культуры.

4) Средствам массовой информации (телевидение, радио и др.), а также творческим объединениям, структурам отечественного шоу-бизнеса рекомендовать опираться на наши исследования для формирования музыкальной политики, создания музыкально-развлекательных программ для подростков и молодежи и др.

5) Педагогам-организаторам - для работы в подростковых клубах по интересам.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Белобрагин В.В. Влияние феномена «молодежной» музыки на эмоциональную сферу, ценностные ориентации и социальное поведение подростков // Тезисы четвертой научно-практической конференции молодых ученых. — М: Институт развития личности РАО, 1996. - С. 81-83. - 0,3 п.л.

2. Белобрагин В.В. Особенности влияния феномена «молодежной» музыки на эмоциональную сферу, ценностные ориентации и социальное поведение подростков // Научные труды MПГУ имени В.И. Ленина. — М.: Прометей, 1996.-С. 25-27.-0,3 п.л.

3. Белобрагин В.В. Имидж музыкального кумира // Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития. Материалы Первого Международного симпозиума «Имиджелогия - 2003» / Под ред. Е.А.Петровой. -М: РИД АИМ, 2003. - С. 135-136. - 0,2 п.л.

4. Белобрагин В.В. Имидж музыкальных кумиров и музыкальный фанатизм в подростковой субкультуре // «Имиджелогия - 2004: состояние, направления, проблемы». — М.: РИД АИМ, 2004. - С. 218-220. - 0, 3 п.л.

5. Белобрагин В.В. Эмпирические исследования представлений подростков об имидже музыкальных кумиров. — Социальные процессы и социальные отношения в современной России: Тезисы выступлений 25—26 ноября 2004 года (IV Международный социальный конгресс) в 2-х т. / Под ред. Г.И. Осадчей. — М.: Изд-во РГСУ, 2004. т. 2. - С. 271-273. - 0,3 п.л.

6. Белобрагин В.В. Проблемы имиджа в сфере художественного (музыкального) творчества // Арт маркетинг, 2005. - № 1. - С. 5-16. - 1 п.л.

7. Белобрагин В.В., Белобрагин В.Я. Некоторые вопросы формирования

имиджелогии как науки. // «Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы. — М.: РИЦ АИМ, 2004. - С.32-36. - (авторские 0,2 п.л.)

8. Белобрагин В.В., Белобрагин В.Я. Некоторые вопросы формирования имиджелогии как науки // PR в образовании, 2004. - № 2. - С. 63-83. -(авторский 1 п.л.).

9. Белобрагин В.В., Белобрагин В.Я. Понятийный аппарат имиджелогии как науки. // Известия Академии имиджелогии, 2005. - № 1. - С. 15-45. - (авторские 1,5 п.л.).

10. Белобрагин В.В. Половозрастные различия восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров // Известия Академии имиджелогии, 2005. — №1.-С.60-84.-2,4 п.л.

11. Белобрагин В.В. Половозрастные различия и динамика восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров // Арт маркетинг, 2005. - № 3. — С. 6-18.-1,1п.л.

Общий объем: 8, 60 п.л.

f y i

{1;тв

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Белобрагин, Виталий Викторович, 2005 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАУЧНОГО АНАЛИЗА ИМИДЖА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА.

1.1. Категория «имидж»: опыт системного подхода.

1.2. Основные подходы и направления исследования имиджа в современной науке.

1.3. Психология имиджа в системе имиджелогического знания.

ГЛАВА П. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИМИДЖА МУЗЫКАЛЬНЫХ КУМИРОВ ПОДРОСТКОВ.

2.1. Музыкальные кумиры в подростковой субкультуре

2.2. Разработка технологии исследования имиджа музыкальных кумиров современных подростков

2.3. Половозрастные различия и динамика музыкальных ценностных ориентаций подростков.

ГЛАВА Ш. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖЕЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУМИРОВ В ВОСПРИЯТИИ ПОДРОСТКОВ

3.1. Половозрастные различия и динамика представлений подростков о музыкальных кумирах.

3.2. Особенности представлений подростков о кумирах различных музыкальных направлений

Введение диссертации по психологии, на тему "Половозрастные различия восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров"

Актуальность темы исследования. Музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. Именно они - основные потребители музыкальной продукции.

Как показывают психологические исследования, выхолощенные в моральном и эстетическом отношении многие направления масскультуры отрицательно влияют на социализацию подростков, что требует активного вмешательства науки для социально-психологического изучения всех последствий влияния этой культуры на формирование психики современного подростка (В.Т.Афиногенов, Е.П.Крупник, Д.К.Кипарская и др.).

Серьезные деформации, сложившиеся в последние два десятилетия в сфере формирования идеалов, нравственно-ценностная дезориентация значительной части населения, особенно молодежи, диктует необходимость поиска путей конструктивных изменений, как на уровне личности, так и различных молодежных групп (Б.С.Волков, А.В.Мудрик, В.С.Мухина, А.В.Семенов, В.Э.Чудновский, Т.И.Шульга, Н.М.Шкурко, Д.И.Фельдштейн и др.).

Неприкрытая агрессия пошлости и безнравственности со стороны многих СМИ, особенно телевидения, приводит к серьезным изменениям идеалов и представлений современных подростков. По мнению Е.А.Петровой, смещенными являются и тендерные имиджи, и представления о семейных и любовных отношениях, а также широкий круг многих исконно почитавшихся в менталитете российского народа качеств: честности, порядочности, вежливости и т.д.

Подростковый возраст, в силу своих психофизиологических особенностей, характеризуется потребностью в интенсивных физических и психических нагрузках, поэтому-то современная ритмичная музыка в большей мере способствует реализации этой потребности. Кроме того, подростковый возраст характеризуется необходимостью в интенсивном общении (В.С.Мухина,

Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин). Совместное пребывание на концертах музыкальных кумиров, бурные танцы, ажиотированные движения и восклицания помогают подросткам реализовать потребности в сильных переживаниях.

Следовательно, изучение особенностей сложившейся субкультуры подростков, молодежных музыкальных ценностных ориентации, изучение влияния современной музыки, имиджа музыкальных кумиров на подрастающее поколение — является актуальной проблемой социальной психологии и смежных наук: педагогической психологии, имиджелогии, психологической эстетики и др.

Объектами исследования являются подростки от 10-11 до 15-16 лет.

Предмет исследования - социально-психологические особенности представлений подростков об имидже музыкальных кумиров.

Автор поставил цель исследовать наиболее распространенное явление — феномен музыкального кумира у молодежи подросткового возраста и выявить половозрастные особенности его восприятия.

Поставленная в диссертации цель — предопределила состав задач прикладной части исследования:

• в теоретическом плане: провести анализ литературы по проблеме исследования, выявить состояние научной разработки изучения проблемы, обосновать и разработать программу эмпирического исследования;

• в методическом плане: осуществить подбор и разработку методик с целью изучения музыкальных ценностных ориентаций и выявлению музыкальных кумиров подростков, а также изучению представлений подростков об имидже их музыкальных кумиров;

• в эмпирическом плане: выявить половозрастные различия восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров.

Гипотеза исследования: половозрастные различия восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров проявляются в дифференцированном представлении о визуальном облике артистов, внутренних характеристиках личности, в их взаимосвязи с профессиональным мастерством и стилистикой исполняемой музыки; все это оказывают влияние на эмоциональную сферу, ценностные ориентации и социальное поведение подростков.

Методологической основой исследования являются теоретические положения, представленные в работах по: социальной психологии развития личности (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, Е.П.Белинская, Д.А.Леонтьев, А.В.Петровский, Л.Р.Разина, О.А.Тихомандрицкая, Д.И.Фельдштейн, С.Г.Шуман и др.); социальной психологии представлений (Ж.Абрик, К.А.Абульханова-Славская, Л.С.Выготский, В.Дуаз, Д.Жоделе, А.Клеменс, Ж-П.Кодол, С.Московичи и др.); социально-перцептивном подходе о включенности внешнего облика в процесс межличностного познания (А.А.Бодалев, Г.В.Дьяконов, Н.В.Крогиус, В.А.Лабунская, В.Н.Панферов и др.); визуальной психосемиотике общения (Р.Э.Варданян, Е.В.Гоготова, Е.В.Емельянова, М.Н.Котлярова, Е.А.Петрова, И.И.Петрова, А.В.Романова, А.А.Родионова, И.П.Чертыкова и др.); психологии искусства (В.Т.Афиногенов, Е.П.Крупник, Д.К.Кипарская, Г.М.Цыпин, Е.Л.Яковлева и др.); психологии имиджа (В.Г.Зазыкин, Г.И.Лаптев, Е.А.Петрова, Е.Б.Перелыгина, А.Ю.Панасюк, Г.Г.Почепцов, С.К.Сергиенко и др.).

Сложный характер объекта исследования предопределил необходимость использования следующих методов: теоретического анализа литературы, экспертных оценок, включенного наблюдения подростков в условиях неформального общения и на концертах современных музыкальных групп и исполнителей, системного анализа, контент-анализа публикаций, разработанных и апробированных автором опросников.

Для решения задач исследования нами разработан следующий инструментарий:

1) Первичный опросник для подростков по выявлению музыкальных ценностных ориентаций и музыкальных кумиров: «Музыкальные ценностные ориентации и музыкальные кумиры подростков» (В.В.Белобрагин, 1994— 2004);

2) Опросник для изучения представлений подростков об имидже музыкальных кумиров — «Имидж моего музыкального кумира» (Е.А.Петрова, В.В.Белобрагин, 2004);

3) Рефлексивные отчеты по теме: «Музыка в моей жизни» и «Психологический портрет моего музыкального кумира» (В.В.Белобрагин, 2002—2004);

4) Метод фокус-группы по выявлению представлений подростков об имидже музыкальных кумиров.

Достоверность и надежность полученных результатов достигнута теоретической обоснованностью рассматриваемой в диссертационном исследовании проблемы, адекватностью методов исследования его целям и задачам, использованием собственных оригинальных взаимодополняющих методик; репрезентативностью выборки испытуемых и статистически значимых различий между изучаемыми параметрами.

Для обработки результатов эмпирического исследования использовались методы математической статистики: частотный и групповой анализы.

Достоверность различий средних значений в исследуемых группах проверялась при помощи t-критерия Стьюдента. При обработке данных применялся статистический пакет Statistica (5,0).

Общий объем выборки: 812 подростков-учащихся общеобразовательных школ г. Москвы (10—16 лет), 50 подростков-слушателей молодежных радиостанций из разных регионов СНГ (10—16 лет) и 30 членов клуба поклонников Аллы Пугачевой. Всего: 892 респондента. Временной промежуток проведения исследования — с 2002 по 2004 гг.

Этапы исследования: 1 этап исследования (2003-2004) включал в себя разработку плана диссертации, обоснование актуальности исследования, определение объекта и предмета исследования, постановку цели и задач исследования.

На 2 этапе исследования (2003-2004) анализировались проблемы формирования имиджелогии как науки, ее источники, составляющие, понятийный аппарат, а также анализировалась разработанность проблемы в отечественной и зарубежной социальной психологии развития личности, социальной психологии представлений, социально-перцептивном подходе, визуальной психосемиотике общения, психологии искусства, психологии имиджа.

3 этап исследования (2003-2004) характеризовался разработкой эмпирического исследования, в том числе подбором и созданием методик, отвечающих цели и задачам исследования.

4 этап исследования (2004) представлял собой сбор эмпирических данных.

На 5 этапе исследования (2005) были произведены: математико-статистическая обработка, анализ, описание полученных данных, разработка практических рекомендаций, оформление проделанной работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Имидж музыкальных кумиров играет существенную роль в социализации подростков. Выступая образцом для подражания (заимствование ценностей и норм поведения), затрагивая аффективные, когнитивные и поведенческие сферы их личности, оказывая эмоционально-чувственное воздействие, помогая наладить коммуникацию, способствуя самопознанию и познанию окружающего социального мира, кумиры в значительной мере определяют формы социального поведения подростков.

2. Имидж музыкальных кумиров в восприятии подростков интегрирует характеристики их внешнего облика («красив», «крутой», «симпатичен», «стильный», «привлекательный» и др.); личности («добрый», «честный», «отзывчивый», «целеустремленный», «умный», «веселый» и «общительный», но и «самовлюбленный», «вспыльчивый»); профессионального мастерства (голосовые качества, репертуар, актерское мастерство, умение общаться со зрителями); принадлежности артистов к определенному музыкальному направлению. Имидж музыкальных кумиров имеет ярко выраженный аффективный характер, то есть отражает общую положительную оценку личности кумира, отношение к нему как к субъективно значимому человеку.

3. Существуют различия в восприятии имиджа кумиров у подростков разного пола. В целом, девочки по сравнению с мальчиками более дифференцированно и эмоционально воспринимают и оценивают внешний облик своих музыкальных кумиров. Наиболее значимые различия в представлении о качествах личности музыкальных кумиров наблюдаются в 12-13 лет. Девочки чаще, чем мальчики приписывают им такие положительные качества, как: «добрый», «ласковый», «доброжелательный», «порядочный», «искренний», «умный», «веселый», «общительный», а также отрицательное качество: «тяжелый характер», реже - «глупый». Значительных половозрастных различий в восприятии качеств профессионального мастерства и принадлежности к музыкальному направлению не обнаружено.

4. Возрастная динамика восприятия мальчиками и девочками имиджа музыкальных кумиров проявляется в содержании выделяемых характеристик, в отношении к ним, а также в мере подражания. У старших подростков (14-16 лет) в сравнении с младшими и средними (10-13 лет) менее значимыми мотивами выбора кумира становятся: «мода» и «подражание». У мальчиков к 14-16 годам возрастает важность собственных взглядов на кумира («нравятся песни, тексты»), снижается роль собственного настроения.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в социальной психологии:

• предложена классификация имиджей, основанная на объектах, становящихся предметом социального познания [человек (персона), группа людей, корпорация, сфера общественной практики (образование), материальные предметы (товар, природный объект), идеальные структуры (бренд, торговые марки)];

• в ходе эмпирического исследования установлено, что 80% опрошенных подростков имеют одного или нескольких музыкальных кумиров. В то же время подражание музыкальному кумиру присутствует у 30%—53% подростков. Оно заключается в том, что подростки стараются вести себя так же, как ведет себя их кумир на сцене. Они стараются развивать в себе личностные качества, свойственные кумиру, жить по его личностным принципам, копировать его увлечения и привычки;

• выявлено, что имиджи кумиров различных музыкальных направлений носят у подростков стереотипный характер, включая восприятие внешности, оценку уровня профессионального мастерства и качеств личности кумира.

• установлено, что существует половая специфика восприятия имиджа музыкальных кумиров. Так, музыкальными кумирами мальчиков чаще становятся артисты мужского пола, а кумирами девочек — женщинского, а также исполнители-мужчины или солисты мужских коллективов. Таким образом, девочки, выбирая кумира, формируют в себе стереотипы, эталоны идеального современного мужчины;

• выявлено, что существует половая специфика в мотивации выбора музыкальных кумиров. Для девочек более характерно при выборе музыкального кумира ориентироваться на привлекательную внешность исполнителя, на его модность, а для мальчиков более значимыми мотивами выбора кумира являются мотивы: «слушают мои ровесники», «музыка помогает в общении со сверстниками»;

• в ходе исследования нами установлено, что существует возрастная динамика представлений подростков о визуальном имидже музыкальных кумиров. Для 10-11 летних подростков важно, чтобы у кумира был эстетически привлекательный, модный и здоровый внешний облик, стильная одежда и прическа. К 14-15 годам снижается значимость характеристик: «стильный», «модно одет», и более характерной для кумира становится характеристика: «в одежде преобладают темные цвета»',

• выявлено, что существует возрастная динамика отношений к музыкальным кумирам, особенностей мотивации выбора кумира, особенностей социального поведения подростков, побуждаемого имиджем музыкального кумира. С возрастом менее значимым мотивом выбора музыкальных кумиров становится мотив модности. У старших подростков наблюдается тенденция уменьшения потребности подражать кумирам в разных формах проявления этого социального поведения.

Теоретическая значимость исследования:

1) определяется вкладом в теорию социальной психологии развития, социальной психологии подростковой социализации, социально-перцептивного подхода, психосемиотики общения;

2) определяется вкладом в разработку психологии имиджа, заключающимся в изучении особенностей имиджа музыкальных кумиров и половозрастных различий их восприятия подростками;

3) заключена в углубленном понимании влияния имиджа музыкальных кумиров на социализацию подростков.

Заключение диссертации научная статья по теме "Социальная психология"

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

1. Эмпирическое исследование по выявлению представлений об имидже музыкальных кумиров дало право утверждать, что 80% подростков имеют одного или нескольких музыкальных кумиров. Типичная мотивация выбора музыкальных кумиров в подростковом возрасте: «нравятся песни» (от 58%) до 80%), «нравится голос исполнителя» (от 56% до 63%)), «нравятся тексты в песнях» (от 43%) до 68%), «повышается настроение» (от 43% до 65%), «музыка помогает расслабиться» (от 29%> до 43%), «нравится манера поведения исполнителя на сцене» (от 29% до 41%>). Социальное поведение подражания музыкальному кумиру присутствует у 30%-55% подростков. Оно заключается в том, что подростки стараются вести себя так же, как ведет их кумир на сцене, развивать в себе личностные качества, свойственные кумиру, жить по его личностным принципам, копировать увлечения и привычки артиста (от 16% до 34%> подростков).

2. Имидж музыкального кумира, существующий в сознании его «почитателей»-подростков, содержит дифференцированные представления о визуальном облике артиста и его внутренних характеристиках, во взаимосвязи с представлениями о его профессиональном мастерстве, выбором стилистики исполняемой музыки. Имидж музыкального кумира включает выраженный аффективный компонент, то есть общую положительную оценку личности кумира, отношение к кумиру, как к субъективно значимому человеку, что побуждает у подростков потребность идентификации с кумиром, желание подражать ему, заимствовать нормы поведения и ценности своего кумира. Подростки высоко оценивают профессиональные качества своих музыкальных кумиров (голосовые качества, репертуар, актерское мастерство, умение общаться со зрителями). По мнению подростков, круг слушателей музыкальных кумиров - молодежь (от 43%о до 61%) и «смешанная» аудитория (от 20%) до 43%). У подростков сформированы стереотипные представления о положительных личностных качествах, присущих музыкальным кумирам: «добрый», «отзывчивый», «честный», «целеустремленный», «умный», «веселый» и «общительный», а также об их отрицательных чертах: «самовлюбленный» и «вспыльчивый».

3. Существует половая специфика представлений об имидже музыкальных кумиров. В целом, музыкальными кумирами мальчиков чаще становятся мужчины-артисты (от 71% до 94%), а кумирами девочек -женщины-артисты (54,7%), а также исполнители мужского пола или солисты мужских коллективов. Таким образом, девочки выбирают кумира, способного олицетворять идеального мужчину. Девочки формируют в себе стереотипы, эталоны идеального современного мужчины. Стереотипный визуальный образ музыкального кумира в представлении девочек и мальчиков в зависимости от возраста схож на 70% - 86%. В целом девочки, по сравнению с мальчиками, более дифференцированно воспринимают и оценивают внешний облик своих музыкальных кумиров. Внешность артиста вызывает у девочек более выраженное по сравнению с мальчиками позитивное эмоциональное отношение к имиджу музыкального кумира, что выражается в числе данных имиджу кумира общих эмоциональных оценок: «красивый», «симпатичный», «стильный», «обаятельный», привлекательный». Наиболее яркие половые различия в представлении о внешнем облике кумиров наблюдаются в 12-13 лет. Девочки 12 лет чаще, чем мальчики выделяют в визуальном облике своего музыка кумира следующие качества: «глаза блестят», «улыбчивый», «запоминающиеся жесты», «стройный», «в костюме преобладают яркие краски», «модно одет». Мальчики 12-13 лет чаще, чем девочки выделяют в визуальном облике своего музыкального кумира качество: «в одежде преобладают темные цвета» и дают общую эмоциональную оценку имиджу кумира: «крутой». Стереотипный образ личности музыкального кумира в представлении девочек и мальчиков схож на 83-95%. Наиболее яркие половые различия в представлении о личности музыкальных кумиров наблюдаются в 12-13 лет. Девочки 12-13 лет чаще, чем мальчики стереотипному образу музыкального кумира приписывают такие положительные качества, как «добрый», «ласковый», «доброжелательный», «порядочный», «искренний», «умный», «веселый», «общительный», более часто выделяют отрицательное качество: «тяжелый характер». Мальчики 12-13 лет чаще, чем девочки приписывают кумирам негативное качество «глупый».

4. Существует половая специфика в мотивации выбора музыкальных кумиров. Для девочек более характерно, чем для мальчиков при выборе музыкального кумира ориентироваться на привлекательную внешность исполнителя, на его модность. Для мальчиков более значимыми мотивами выбора кумира являются мотивы: «слушают мои ровесники», «музыка помогает в общении со сверстниками». Половые различия в стремлении подражать кумиру и реализации этого стремления найдены нами у подростков в возрасте 12-13 лет. Так, мальчики 12-13 лет чаще, по сравнению с девочками стремятся подражать манере одеваться, свойственной любимому артисту. Девочки 12-13 лет чаще, по сравнению с мальчиками, стремятся вести себя так же, как ведет артист на сцене.

5. Существует возрастная динамика представлений подростков о визуальном облике музыкальных кумиров. Для 10-11 летних подростков важно, чтобы у музыкального кумира был эстетически привлекательный, модный и здоровый внешний облик, «стильные» одежда и прическа. Выразительные движения музыкального кумира несут в себе положительную смысловую нагрузку. К 14-15 годам снижается значимость характеристик: «стильный», «модно одетый», и более характерной для кумира становится характеристика «в одежде преобладают темные цвета». Наиболее ярко возрастные различия в представлениях о визуальном имидже музыкальных кумиров проявляются у мальчиков. Для 14-16 летних мальчиков становится неважно, чтобы у музыкального кумира был эстетически привлекательный в традиционном понимании, «модный» внешний облик. Подростки начинают выбирать кумиров с «лохматой» прической», в «прикольной», а не модной одежде, желательно темного черного) цвета. При этом выразительные движения музыкального кумира несут в себе положительную смысловую нагрузку.

6. Возрастная динамика представлений мальчиков-подростков о личностных качествах, как составляющих имиджа музыкальных кумиров, заключается в том, что от 10-11 лет к 12-13 годам менее значимыми в личности музыкальных кумиров становятся качества: «добрый», «честный», «доброжелательный», «порядочный», «умный», а также реже указывается такое негативное качество личности музыкального кумира, как «эгоистичный», но более часто указывается качество «нетерпимый». От 1213 лет к 14-16 годам менее значимыми в личности музыкальных кумиров становятся качества: «остроумный», «с мягким характером», реже указывается такое качество личности музыкального кумира, как «нетерпимый». Возрастная динамика представлений девочек-подростков о личностных качеств составляющих имиджа музыкальных кумиров заключается в том, что от 10-11 лет к 12-13 годам более значимым в личности музыкальных кумиров становится качество «остроумный» и менее значимыми становятся характеристики: «отзывчивый», «ласковый», «с мягким характером». В целом девочки с возрастом чаще начинают указывать негативные качества личности музыкальных кумиров, при этом реже указывают характеристики: «грубый» и «неискренний». От 12-13 лет к 14-16 годам менее значимыми в личности музыкальных кумиров становятся качества: «порядочный», «веселый», «общительный». В целом от 10-11 лет к 14-16 годам наблюдается тенденция снижения значимости личностных характеристик музыкального кумира: «добрый», «честный», при этом реже указываются характеристики: «злой», «эгоистичный», «нетерпимый».

7. Существует возрастная динамика отношения к музыкальным кумирам, особенностей мотивации выбора кумира, особенностей социального поведения подростков (модное поведение, подражание, побуждаемые имиджем музыкального кумира). Динамика мотивации выбора подростками кумиров заключается в том, что с возрастом менее значимым мотивом выбора музыкальных кумиров становится мотив: «исполнитель или группа модны сегодня». Наблюдается тенденция уменьшения потребности подражать музыкальным кумирам в разных формах проявления этого социального поведения. У мальчиков от 10-11 лет к 14-16 годам наблюдается тенденция повышения важности таких мотивов выбора музыкальных кумиров, как «нравятся песни», «нравятся тексты в песнях», при этом снижается значимость мотива «повышается настроение от прослушивания музыки».

8. Имиджи музыкальных кумиров различных музыкальных направлений носят стереотипный характер. Стереотипный имидж поп-кумиров (группа «Дискотека Авария», Глюкоза, группа «Виа Гра», Никита Малинин, группа «Любэ», Дмитрий Маликов, Андрей Губин, Валерия, группа «Корни», Катя Лель, группа «Тату», группа «Фабрика» и др.) включает представления о внешности: «модный», «красивый», «симпатичный», «стильный», «глаза блестят», «улыбчивый», «стройный», «с уверенной походкой», «обаятельный», «прикольно» и «модно одетый», «привлекательный»; представления о личности кумира: «добрый, отзывчивый», «честный», «ласковый», «с мягким характером», «доброжелательный», «порядочный», «умный», «веселый», «общительный». Типичная мотивация выбора поп-кумира подростками — «нравится внешность кумира».

Стереотипный имидж рок-кумиров (группа «Звери», группа «Ария», группа «Кино», группа «Кипелов», группа «Би-2», группа «Агата Кристи» и др.) включает представления о внешности: «стройный», «длинные волосы»; представления о личности кумира: «отзывчивый».

Стереотипный имидж рэп, хип-хоп-кумиров (Дельфин, Михаил Гребенщиков, группа «Пятница», группа «Каста», группа «Многоточие» и др.) включает представления о составляющих профессионального мастерства артистов: «невысокие голосовые качества»; представления о личности кумира: «бесцеремонный», «развязный».

Стереотипный имидж панк-кумиров (группа «Ленинград», группа «Король и шут», группа «Отпетые мошенники», группа «Сектор газа», группа «Наив», группа «Гражданская оборона» и др.) включает представления о внешности: «чумовой», «с запоминающимися жестами»; представления о качествах личности кумира: «развязный», «непорядочный», «бесцеремонный», «вспыльчивый», «веселый»; представления о профессиональном мастерстве: «невысокие голосовые качества», «невысокое актерское мастерство». Типичная мотивация выбора кумира — «помогает в общении со сверстниками».

Стереотипный имидж кумира — мэтра эстрады (А.Пугачева, Л.Долина, С.Ротару, Л.Лещенко, Л.Вайкуле, В.Леонтьев и др.) включает представления о внешности: «обаятельный», «красивый», «с длинными волосами», «использует яркий грим»; представления о личности кумира: «целеустремленный», «порядочный», «искренний», «с «тяжелым» характером», «вспыльчивый»; представления о профессиональном мастерстве: «высокие голосовые качества», «высокое актерское мастерство». Типичная мотивация выбора подростками кумира - мэтра эстрады: «любят мои родители».

Практические рекомендации

1) Психологам-практикам, работающим в школьных психологических службах и иных психологических центрах, консультирующих подростков, рекомендовать использование разработанных нами методик психодиагностики.

2) Преподавателям психологии рекомендовать включить результаты исследования в чтение курсов психологии искусства, психологии имиджа, социальной психологии, а также ввести новую учебную дисциплину - «Психология имиджа современного шоу-бизнеса».

3) Имиджмейкерам рекомендовать использовать полученные данные для имиджконсультирования и имиджкоррекции представителей музыкальной культуры.

4) Средствам массовой информации (телевидение, радио и др.), а также творческим объединениям, структурам отечественного шоу-бизнеса рекомендовать опираться на наши исследования для формирования музыкальной политики, создания музыкально-развлекательных программ для подростков и молодежи и др.

5) Педагогам-организаторам - для работы в подростковых клубах по интересам.

184

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Белобрагин, Виталий Викторович, Москва

1. Абрамова И.Т. Целостность и управление. — М.: Наука, 1974.

2. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования. В сб. социальная психология в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000.

3. Агеев B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии, 1985, № 3.

4. Агеев B.C. Механизмы социального восприятия // Психологический журнал т. 10, 1989, №2.

5. Адамьянц Т.З. Семиосоциопсихологический подход к изучению имиджа. В сб. 69.

6. Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. —М.: Флинта, 1998.

7. Ананьев Б.Г. Опыт экспериментального изучения влияния музыки на поведение ребенка и взрослого. — Владикавказ, 1928

8. Андреева Г.М. Психология социального познания. — М.: Аспект-пресс, 2000.

9. Антонова Н.В. Лингностные истоки имиджа. В сб. 69.

10. Апраксина М.В. Теоретические аспекты самопрезентации. В сб. 68.

11. Аристотель. Об искусстве поэзии. — М.: Гослитиздат, 1957.

12. Белобрагин В.Я., Белобрагин В.В. Некоторые вопросы формирования имиджелогии как науки. В сб. 71.

13. Белобрагин В.Я., Белобрагин В.В. Некоторые вопросы формирования имиджелогии как науки // PR в образовании. 2004, № 2.

14. Белобрагин В.Я., Белобрагин В.В. Некоторые вопросы формирования имиджелогии как науки. Доклад на открытом заседании президиума АИМ март 2004 г.

15. Белобрагин В.Я., Белобрагин В.В. Понятийный аппарат имиджелогии как науки // Известия Академии имиджелогии, 2005, № 1.

16. Белобрагин В.Я. Современные проблемы территориального управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка. — М.: Издательство стандартов, 1994.

17. Белобрагин В.Я. Региональная экономика: проблемы качества. — М.: АСМС, 2001.

18. Белобрагин В.В. Влияние феномена «молодежной» музыки на эмоциональную сферу, ценностные ориентации и социальное поведение подростков. Тезисы четвертой научно-практической конференции молодых ученых. — М.: Институт развития личности РАО, 1996.

19. Белобрагин В.В. Особенности влияния феномена «молодежной» музыки на эмоциональную сферу, ценностные ориентации и социальное поведение подростков. — М.: Прометей, 1996.

20. Белобрагин В.В. Имидж музыкальных кумиров и музыкальный фанатизм в подростковой субкультуре. «Имиджелогия — 2004»: состояние, направления, проблемы. —М.: РИЦ АИМ, 2004.

21. Белобрагин В.В. Проблемы имиджа в сфере художественного (музыкального) творчества // Арт маркетинг, 2005, № 1.

22. Белобрагин В.В. Половозрастные различия восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров // Известия Академии имиджелогии, 2005, № 1.

23. Белов Г.А. Политология. — М., 1996.

24. Берне Р. Развитие «Я — концепции» и воспитание. — М.: Прогресс 1986.

25. Битянова М.Р. Социальная психология. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.

26. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. — М.: МГУ, 1991.

27. Бодалев А.А. Личность и общение. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.

28. Бодалев А.А., Рудкевич JI.A. Как становятся великими или выдающимися? — М.: Ин-т психотерапии, 2003.

29. Болотская И.М. Социально-психологические функции имиджа. В сб. 70.

30. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. — М.: Русское слово, Астрель, ACT, 2002.

31. Большая советская энциклопедия, 3-е изд., — М.: Советская энциклопедия, 1976.

32. Большой толковый словарь русского языка. — СПб, 1998

33. Большой экономический словарь. — М.: Институт новой экономики, 1997.

34. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. — М.: Просвещение, 1988.

35. Варданян Р.Э. Исследования визуальной самоотдачи образа «Я» у подростков и старшеклассников. В сб. 69.

36. Величко Н.В. Формирование имиджа как фактора влияния. В сб. 71.

37. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. — М.: Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада. Лтд», 1996.

38. Винер Н. Кибернетика, — М. Советское радио, 1968.

39. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник. — М., 1998.

40. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1986.

41. Галкин А. Скованные одной цепью // Огонек, 1996, № 8.

42. Гамезо М.В., Петрова Е.А. Орлова J1.M. Возрастная и педагогическая психологии. Учеб. пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2003.

43. Гегель В.Ф. Собр. соч. т. 1. — М.: Политиздат, 1963.

44. Голубева Т.Л. Что мы подразумеваем под «молодежной» культурой? // Диалог с молодежью, Вып. 2. — Минск, 1988.

45. Голубева Т.Л., Полуэхтова И.А. Кто каким роком увлекается? // Диалог о рок-музыке. — М.: Институт молодежи ЦК ВЛКСМ, 1990.

46. Горбаткин Д.А. Имидж организации: структура, механизмы функционирования, подходы к формированию Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М.: ГУУ, 2002.

47. Горбушкина О.П. Имидж и имиджелогия: политический аспект. В сб. 69.

48. Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. — М.: 1995

49. Гришунина Е.В. Психологические технологии как средство формирования имиджа организации. — Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М.: 1995.

50. Гуревич П.С. Приключения имиджа. — М.: 1999.

51. Давыдов Д.Г. Имидж в контексте психологической теории. В сб. 70.

52. Дизренс Ч. Влияние музыки на поведение / машинописная выписка из «Американского психологического журнала»/, 1918.

53. Домашняя дискотека // Хит-парад, 2002, июнь.

54. Досуг и развлечение, № 3, 2004.

55. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. — М., 1995.

56. Емельянова Е.В. Основные закономерности возникновения функционирования персонального имиджа. В сб. 69.

57. Емельянова Е.В. Психосемиотика предметной среды как фактор формулирования персонального имиджа. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М.: МГСУ, 2004

58. Ершов П.П. Технология актерского искусства. — М.: 1992.

59. Жмыриков А.Н. Как победить на выборах. — М. 1995.

60. Журавлев Д.В. Имидж как специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием. В сб. 71.

61. Журавлев Д.В. Имидж как интегральная характеристика стилевых особенностей. В сб. 69.

62. Захарова С.Е. Психологические особенности имиджа ведущих политических партий Российской Федерации. — Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М.: 2002.

63. Зверинцев А.В. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга PR. — СПб, 1997.

64. Иванникова О.В. Восприятие имиджа кандидата в избирательной кампании. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М.: МГУ, 2002.

65. Иллюстрированный энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.

66. Имидж дилера: психологическое пособие для политиков / Под ред. Егорова-Гатман Е.В. — М.: Мысль, 1994.

67. Имиджелогия. Как нравиться людям. — М.: Народное образование, 2002.

68. Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития. Материалы Первого Международного симпозиума «Имиджелогия — 2003». — М.: Ред. изд. Центр «Альфа».

69. Имиджелогия. Тенденции и перспективы развития. — М.: Кириллица 2003.71.74,75,76