Темы диссертаций по психологии » Педагогическая психология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Психологические условия формирования навыка музыкально-художественного прочтения песенного материала с листа у студентов музыкально-педагогических факультетов

Автореферат по психологии на тему «Психологические условия формирования навыка музыкально-художественного прочтения песенного материала с листа у студентов музыкально-педагогических факультетов», специальность ВАК РФ 19.00.07 - Педагогическая психология
Автореферат
Автор научной работы
 Захарченко, Татьяна Ивановна
Ученая степень
 кандидата психологических наук
Место защиты
 Киев
Год защиты
 1990
Специальность ВАК РФ
 19.00.07
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Психологические условия формирования навыка музыкально-художественного прочтения песенного материала с листа у студентов музыкально-педагогических факультетов"

КИКЬСКИЙ ГОСУДЛРСТЛЕННиЙ ПКДАГОГИЧКСКИЙ ИНСТИТУТ имеиц А.М.Горького

На правах рукописи

aAJ.AF4t.HK0 ТАТЫША ИВАНОВНА

УМ 378»-37.0Г5.П+152.21Я-78:070

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОЫЫ оогаигойАнил ЛАН.'КЛ деСШАШЮ-ВДЮ^СТШШОП) ПГОЧТМШ Ш'.ШШОГО МАТЕРИАЛА С ЛИСТА У СТУДЕНТОВ Ю"ЩШ.1Ю-ПШГОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

19.С-0.07 - педагогическая и возрастная психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискоиио ученой отвисши кандидата нсихологичоских наук

Киев - СО

Работа выполнена в Киевском государственном педагогическом институте имени Л.М.Горького

Научный руководитель - кандидат педагогических паук,

и.о. проюссора ЛЛ11ЧИ1К0 Б.П.

(ЭДициалышв оппоненты - доктор психологических наук,

па заседании спец , а К.113.01.Ог

в Киевском государственном педагогическом институте имени А.М.Горького /'¿Ъ2 030, г.Киев-30, ул.Пирогова, 9/

С диссертацией мохно ознакомиться в библиотеке Киевского государственного педагогического института им.Л.М.Горького

профессор МОЛЯКО В.А.; кандидат психологических наук, доцент НАУШ1К0 С.И.

Ведущее учрекдение - Винницкий государственный

педагогический институт

Защита состоится

года в 15 часов

Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного Совета доцент

Л.Г.ПОДОЛЛК

!

. _ ' " '} О Л ли ХАРАКТЕРИСТИКА Ш'ОТН, -■Г«Ц1;Г) I

—Я^туальность проблемы. Процесс коренной пороо'^юйки оопптс-кого общества позволил по-новому осмыслить многие аспекты об!<,ос— TBOiiiiO.il ;кпзни л искрить немало острых проблем. Ускорение соппаль-но-зколомпческого л духовного прогресса советского общества требует обеспечения нового качества обучения н воспитания ыолодо>:п, подготовки и пошп.ения кваллгикании к<%чроп! Сломпшшся ситуация нгды'-гает' целыЛ ряд конкретных практических задач, связанных с плшмроьшшьм учебного процесса, сохранением передовых Форм накопленного пси/олого-пед.агогического опыта, поиском новых рлпио-н;ь':ьных фор:I обучения. связи с этим исследопанио вопросов формирования проресспспальннх навыков становится особо актуальным, так как пелеыалрлвлешюо управление прошесом обучения мочог сио-собствоиать болшЬД о'Ьюктишюсти подготовки кипли ¿«шцюлашшх кадров и виешх н-сродних. учебных зппедегаях.

Творческое прочтении музыкального г.;..то риала с листа представляет собой вид деятельности, откшп.а^юП самые благоприятные возможности для всестороннего и н.ирокого ознакомления с музыкально:! литературой, цроазьс-Д01ш:.мл различных авторов, худояоетпон-них стклпЛ, исторических зчох. Кроме накопления музыкального репертуара, лрочтение с листа обогащает и развивает музыкальные способности учащегося.

Чтепл:-) нот с листа поевлиепы исследования Л.Л.Алексоова, ¿.Л.иранской, Р.Л.верхолаз, И.Л.Крюковой, Н.Л.ГСрп' :ова, Г.Милич, Ь.И.Подольской, Г.М.Цшюиа и других. Однако, проблема и них рассматривается и основном п педагогическом и методическом ллапо. Работы А.О.Пцгтк, Л.К.Горелаавпли, А.Готсдииора, В.И.Пустоиит, Г.".:'пплна затраглналгг лимь некоторые психологические аспекты, такие как роль оперативной памяти, Оормированле распределенного . внимания при выполнении нескольких музи;;алыю-;<.ополж[тол;.ских г(Оист;л:й, з;.чдо^:с-].г;:е отдельных компонентов, сосгаммюнх общую Л'ру/.туру нэдыка, с последующим анализом их проявлении л влияния ¡а /сюлнптельску;') деятельность. Таким образом, внимание ксоледо-иг-тслел был;■> сосредоточено на отдельных аспектах подготовки му-

1. >л-о риалы Ялонума ; ептральпого Комитета ГЛОС, 17-!и февраля Iг. -'.!.: Годлтиздат, I'. ¡.С.- С .Т. Г.

зыкантов-споциалистов, что привело к созданию разрозненных сис обучения, направленных нп развитие либо инструментальных, либо кнльных навыков чтения музыкального материала с листа, не каса музшспльно-хулохествешшх задач при чтении произведение песеин ;канра.

Недостаточна разработанность психологических основ ыузик но-худокественного прочтения нот с листа остро ощущается в кон ретнол сфере формирования навыка чтения музыкальной литературы учитывающего специфику практическое деятельности учителя музы" обцеобразователыюл школы, и, в частности, в сфере пыра'.лшя т ческого синтеза пения и игры на музыкальном инструменте при чт нии с листа несенных произведении. Анализ научных психолого-пе гогических и методических источников показал, что данная пробл ма практически не получила своего отражения в литературе.

Практическая значимость и актуальность избранно»: проблемь состояние разработки ее в психолого-педагогическои науке опрех лили тему нашего исследования:"Психологические условия формирс вания навыка музыкгшьно-художественного прочтения песенного м* риала с листа у студентов музыкально-педагогических Факультете

Объект исследования - процесс Нормирования навыка музыка; но-художественного прочтения песенного материала с листа у ст; дентов музыкально-педагогических факультетов.

Предметок, исследования явились психологические условия ф< мирования навыка музыкально-художественного прочтения песен с листа как показателя профессионального мастерства учителя муз общеобразовательной школы.

Цель работы - изучение закономерностей и особенностей ра вития навыка музыкально-художественного прочтения песенного м риала с листа у студентов музыкально-педагогических факультет в процессе обучения лх в классах основного инструмента, поста ки голоса, концертмейстерском классе.

Гипотеза исследования состояла в том, что эффективность мирования навыка музыкально-художественного прочтения произве ний песенного жанра с листа у студентов музыкально-ледагогпче ких факультетов зависит от совокупности условии обученш., наг вленных на поэтапную организацию функционирования пскхологиче компонентов музыкально-художественного восприятия, прогнознрз щего самоконтроля, адекватности вокальных и 'нструментальных

музикально-слуховнх прбдставдэпчл.

Проблема, цель, объект и црэд?:ст асследокитя котресовали рог;е!П{л сдедувдих задач:

- виявлть ко1.кгоиоити психологической структуры ит'инп ?.=узн-каиыю-худо:.:оствсииого нроччошш несенного материала с л.гста в их взаимосвязи и взаимодсиствии;

- определить ясихолого-подагогкческио условия ([юрмаровшгая навика ^'31л:алх>ио-худоз:остиоиного прочтогшя посол с листа; .

- научно обосновать и проверить на практике эффективность рекс!.'.с:!даш;л по сокоулшетвованию процесса фо;г!нрования иавика музпкяльно-худо.чествснпого прочтения с листа произведении песенного г.зшра в условиях вузовского обучения.

|У-тодолог.'^оотгоа основой носледовачлн является карксистско-лонппех.ая тоор;:я познания, в частности, принцип единства сознания и деятельности, яаучнно положения советской неяхологяи о взаиг'.одепствни внегчих и внутренних условий в прон-ссе развития психик!! и о водуг;аЛ рол:: о&/чт?л ъ ;/сгх;тском развитии человека.

'Чтил! исслг-да'-аниг. ;:ля ¡•опоила исставленнпх подач приао-нллась методы: исзхолого-педагогкческий зксперпвент коистаткру-»пс-го я фораиручного характера, пабдлдонно, ;.-отод анализа продуктов музнкельнои делтелыюсги, анкетирование, беседа,. Обработка педученлих даннпх осуществлялась с применением корреляппонио-• регрессионного анализа, а таи,'.а на основа качественной иптерира--таи.н:! результатов /дираоренвиал'.ия по подгруппам, с^отноглчио показа телол/.

Исследование проводилось на нротяг.егка 7 лет /ГНаМ'РРРг.г./. 3 об;^'е:г слсе;ю< гл в эксперимента ирякгли учястис ГЯО кснмтуо'л/х /студенты :.;узцг.'1лвв:о-пед,>гогпчесг.лх .Г ачул-тегав, учащиеся вода-гоги'шокхх учили::;, } чгс.к-ся £71, учителя музвки обпообрааова-телвлнх вгкод/.

Определена психологическая структура чавн-г.п !г,зк::ала;'с-;:уда: естккп;ого прочтения, песо.» о лют: синтетическое вое л! нптио л'^ератувчо-лузнкадввои партитура; / ивтовз-днл, ритм, а:Д/, прогнозируй ;я сслисоитголь, савск./чвч'оств об-разно-худа1 еетвснллвс, всхелынч: и наетаумэчтвлвных музнкалт.по-Слухов;в: я: авз'; вал' аил. /аааза.х, что дзнанаенпрованиа навгча сб.,с. "ч. ав'.-гся а :;:татлааок/:.'л зик: лыю-лозтнчеекпмк лродотезлр-

ниями, возникающими у студента ь процессе зрительного восприятия и слухового представления несенной партитуры. Выявлены психолого-педагогпческио условия формирования навыка музшсалыю-худокествен-ного прочтения песен с листа, заключающиеся в поэтапном развитии структурных компонентов с учетом психологических особенностей индивидуальных уровнен довузовской музпкалыю-инструменталыюл подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов. Раскрыта возможность усовершенствования про./.есспональпоп подготовки будущих учителеп музыки посредством использования установи на ху-докоствоппыи образ читаемого произведения.

Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшем углублении и конкретизации научных знании о строении навыка чтения песенного материала с листа как проявления творческого синтеза нения н игры на музыкальном инструменте. В результате эк- -слернментального исследования дан обобщавши анализ психологических условии гормировашш навыка музыкально-худо-.сественкого прочтения несен с листа, что вноси! определенный вклад в теоретические представления об основных психологических закономерностях и особенностях развития данного навыка, как необходимого ком-1 поиента профессиональной деятельности учителя музыки общеобразовательной школы.

Практическая значимость. Разработаны методика.формирования навыка музыкаллю-худокествениого прочтения песенного материала с листа и методика определения уровня с^ормпрованности навыка чтения нот с листа у студентов музыкально-педагогических факультетов, которые могут бить использованы при проведении индивидуальных практических занятии по основному инструменту, концертмейстерскому классу, ансамблю, постановке голоса.

На основе полученных данных разработаны практические рекомендации для преподав ателей и студентов музыкально-педагогических факультетов к разделу спецкурса по методике обучения игре на музыкальных инструментах.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс на музыкально-педагогических факультетах в Сумском, Киевском, Криворожском государственных педагогических институтах, Дебединскл! педагогическом училище.

Обоснованность и достоверность обеспечена сопоставлением и обобщением полученных данных на основе принципов марксистско-ленинской методологии, применением комп~окса методов; их адек-

ватность объекту исследования определялась путем коррелядаопно-рогроссионного, факторного анализа экспериментальных данных.

Основные положения, виносимыо на защиту:

1. Навык музыкалыю-худодестьешюго прочтепия песенного материала с листа представляет собой организованную структуру, состоящую из трех компонентов /синтетическое музикально-худо.тест-венпое восприятие, прогнозирующий самоконтроль, музыкально-поэтические представления, равнозначно реализуемые в вокальном и инструментальном исполнительских аппаратах/, которые характеризуется различно.'! их ролью в формировании и развитии навыка.

2. Музпкально-лоотпчоские представления, возникающие при зрительном восприятии словесно-музыкальной партитуры несенного произведения, аорг.ируются на основе взаимодеЛствия образно-поэтических и вокально-инструментальных музыкально-слуховых представлении.

3. Объективность формирования навыка музыкально-художественного прочтения с листа произведений пес ¡иного :::анра обеспечива-етсл совокупностью и взаимодействием психологических условии, когда психолого-педагогическое воздействие делает возмогшим функционирование трех компонентов психологической структуры навыка:

- поэтапное йормированк определенных компонентов навыка;

- выполнение установки на музыкалыю-худохественное содер-■ хание несенного произведения;

- критическое отношение к звуковому исполнительскому результату, проявляющееся в самовыявлении гсихологической природы ошибок исполнения и задании по их исправлении.

■ Апробация л внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты.исследования докладывались и получили одобрение на меквузовских и всесоюзной научно-теоретических когт,ерои-ци.-'Х в 1084, 1Э8С, 1089 г.г. /г.Сумы/, научно-практической конференции в 1988 г. /г.Сумы/, научно-практическом семинаре в I?'2 г. /г.Луцк/,, обсуядались на заседаниях капедрц теории, истории музыки и игры на музыкальных инструментах /1984, 1987, Г'с9 г.г./, кафедры психологии СГПИ им.Л.О.Макаренко /1989 г./, гл-(одр' психологии КГПИ им.Л.М.Горького /1089 г./.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и нрилогопиЛ.

- с -

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность, значение и общее направление проблемы,излагаются цель, задачи работы, определяется предмет, объокт исследования, формулируется гипотеза, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Нсихолого-педагогические предпосылки исследуемой проблемы" рассмотрены вопросы, касающиеся сущности и структуры процесса ц'орллрования навыка чтешш музыкального материала с листа, разработана методика диагностирования уровней сфоршрованности навыка у студентов музыкально-педагогических факультетов.

Чтение музыкальных произведений с листа,как и чтение любого текста,занимает особое место в развитии, воспитании и обучении музыканта и выступает как вид информационно-поисковой и познавательной деятельности. Чтение пот с листа - это деятельность, основанная на сложных психических зрительно-слухо-моторных процессах получения, переработки и реализации в звучании знаковой музыкальной информации /А.Готсдинер, И.Кракова, Г.Цылин/. Психологический характер данного действия мозкет быть описан в категориях теории деятельности, которая отвечает условиям относительного постоянства и связана с повторностью /динамическим стереотипом/ двигаильного ответа на возникающие в процессе зрительного восприятия нотного текста музыкально-слуховые представления, в результате чего вырабатывается "автоматизированное^ действия" или навык /А.Рубан/.

Чтение музыкального материала с листа, согласно А.БЬрмак, Б.М.Теплову, включает в качестве основных психофизиологические . структурные компоненты зрительного восприятия нотного текста, его внутреннего слышания и воплощения на инструменте. Исследование данного процесса проводилось в рамках гипотезы об одновременности этих действий, кавдое из которых является'составным элементом структуры единой деятельности чтешш. Причем, подлинная одновременность проявляется только в условиях включения этих действий в целостную структуру /А.Н.Леонтьев/. В осущесявлении сложносоставной деятельности функционирует система механизмов, характерных именно для одновременности, таких как: механизм структурной организации деятельности, уровневого регулирования

ее осуществления /П.Л.Гернштопн/, функционирующего па базе механизма распределения внимания /А.Р.Лурия, 1!.'."-„Добрынин, И.В. Страхов/ посредством операционного механизма вероятностного прогнозирования /Н.А.Горпмте.'ш/. Следует подчеркнуть, что эти механизмы не расположены последовательно друг за другом, тесно взаимосвязаны, и одновременность выполнения де^ствпЛ предполагает Функционирование всех звеньев.

Б свете нижеизложенного, слогшал деятельность, в частности, чтение музыкального материала с листа представляется слодужзпл образом: ото деятельность, вкллчаччал одновременность выполнения трех основных деЛстЕиЛ - "лил:у-сли,:;.у-;;саолня;о", 067,единенных об-

лро;у.:етным со,; ор-:анлем. При чтении с листа не сон с аккомпанементом последнее действие исполнения распишется на дпа компонента "яо.-о-играи"; том самым значительно усломнлл процесс выполнения ото,; слс.у.пссоста.чпоЛ деятельности. При атом одно из осу-пестг гче'.по: доЛствпЛ выполняется на педупем урон;)«, другое - на урозке ¿•©нового авгоматизма. ЁодуедЛ урзвепь получает бояычуп дозу внимания, действии ;:с на (¿.снопом уровне осуществляется 1грн минимальном впимашл: па основа 2>оролтностпого прогнозирования и уп]'о:'ла."'.:его синтеза воспринимаемого и поро.-лаемого звучания при опоре на сформированные навыки автоматизмы.

Диагностика уровне-"; сус^мнрованпости навыка чтения музыкального материала с листа у студентов музыкально-педагогических 'факультетов проводилась в процессе индивидуальных зл'.-тиЛ, носепе-ниЛ занятии по дпс1';тл;шам инструментального цикла квалифпшро-вапных педагогов, отчетных виступлеы.Л студентов, ноое^епиЛ уроков музыки, нрогодог.мс испытуемыми в пор.:;од прохо;:дени;: ими педпрактики в ;::ксл;лх и осупостплллась с помо;:,~л методов наблюдения, собеседования, анкетирования, контрольно.*! ирол еъки.

С цель.-; получен::.! объективных поглзатолоЛ, учитывал ю, что па пачальныЛ уровень щ/нкцконированил икодка определившее значение огл-зик-ет базовая пн; ормапил, накопленная учащимся в нроцес-со прогного обучения, мы провели исследование исходных данных /"м;'з;:.-:Г'Лыюго опыта"/ каждого студента. Ориентируясь п характс-

"¡/.угц.т.ачыюго опыта" на общепринятую структуру /ритмн-ч<;<■/:.",<■■ чувство, музи'.алышЛ слух, эмоциональная отзывчипость, м:,Л';.:'альнои воображение, память, степень разнит:;;: вокального и ;ни;7г>;\читального исполнительских аппаратов - ¿.Л.ГаронбоЛп, г.г.г'.-.'гауз, л.Г^Ги-лсолаев, Е.м.'Гоплов, А.Н.Пешоз/, кн со*!.'::!

необходимым включить "чувство целого", подразумевающее целостность восприятия и перекивания образа, логики развертывания музыкального образа, формц как динамического явления /С.И.Науменко/. В результате обработки индивидуальных анкет, определив уровень ■ довузовской музыкальной подготовки студентов й оценив его в баллах /высокий - 3 балла, средний - 2, низкий - 1балл/, ми получили возможность разделить группу испытуемых на три соответствующие подгруппы, отражающие общие закономерности их музыкального развития - от способности конкретного понимания музыкального текста студентами т1>етьеи подгруппы к постижению скрытых в тексте образно-структурных связеЛ студентами первой подгруппы.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что 11$ исполнений на I курсе и 14;". - на четвертом соответствуют высокому уровни. Остальные чтения не отвечали профессиональным требованиям. Действия студентов носили нецеленаправленный характер и сопровождались многочисленными ошибками. Лишь 21$ всех исполений отличались тем, что в них делалась попытка передать фразировку, то есть воплотить в звучании образно-художественное содержание. Воспроизведение остальными сводилось к более пли менее точному формально-техническому прочтешш.

Самый низкий процент успешного выполнения заданий, как показала практическая проверка, мы получили при чтении с листа песенных произведгчий /высокий'уровень - на I курсе 6,7$, на 1У -7,9$; средний - 6,7$, 21,4$; низкий — 86,7^, 70,7$/. Основными и главными недостатками почти всех исполнений /кроме трех/ явились невыразительная передача образно-художественного содержания песни, неумение осмыслить движение мелодическои линии, переживание интонации, выявить характер сопровождения и его соотношения с мелодией и смысловой структурой /ритм, лад/ песни. Ошибки, проявляющиеся в попытках воспроизвести полную музыкальную картину, в механическом воспроизведении, наличие остановок и повторов характерны для 88$ всех исполнений на I курсе и 71$ - на 1У. Они свидетельствуют о несовершенстве взаимосвязи между зрительным восприятием и двигательной реализацией возникающих музыкально-слуховых представлений. Синтез пения и игры - проявлен}'о взаимосвязи вокальных и инструментальных навыков - почти полностью, как показали констатирующие опыты, отсутствует у студентов. Процесс чтения протекает медленно и напряженно - внимание читающего перегружено. Особо следует отметить недостаток, который при-

- У -

сущ всей, креме одного, исполнениям на I курсе и выракаяоцыся в неумелом использовании собственных голосовых данных из-за непарного отношения к певческому дыханиг). Студенты при чтошш с листа песоп с иккомлгшекентои не учитывают, что в иоло.т.ошш сидя за инструментом изменяется механизм давления воздуха, то есть меха-ни:пучастия в исполнительском процесса диаорагмы. Поэтому, пахоя-дспие оптимально удобно.! посадки необходимо невпу-инструмснталпс-ту для шлюлпонпя художественно-творческих задач при исполнении песснких произведений с листа.

Таким образом, подведя итоги практической проверки уровня с'ррмпровашюстл павпа музыкально-художественного прочтения с листа у студентов музпкплыю-иодагогичоекпх факультетов, ми констатировали, что 1::.*ошто отсутствие тесного взаимодействия орптель-но-слухс-двигательных связей и способности к музыкально-ноэтичос-к;;м представлениям не позволяет студентам услсмно справляться с музыхлльно-худсг.ественными задачами. Особенно ото прослеживается при лох:ли с листа песси с аг.кс.'лаапог.тогггом, когда в обяснрпштуп схе:.у процесса чтения включаются компоненты зрительного восприятия, синтетических музыкально-слуховых представлении и вокальио-иг:стру;..ояталы!ого воспроизведения посевной партитуры, то ость требования совмещения нения и игры на музыкальном инструменте п единую тьорчоску» деятельность.

С целью Солее углубленного изучения практического состояния ' проблемы с^ор.згролашюсги навыка музш:а.'шго-худо?:о гвенного про-чте:п:я песен с листа мы провел: анкетирование и устный опрос студентов ¡1 преподавателей, основной целы) которых явилось впяснопио уровне": знаний ? структурном строении навыка и его психологических механизмах, мнений о значении навыка ь практлчоской деятельности учителя г.узьта, причинах низкого качества успеваемости по чтен;;ю несенных произведений. Исследование показало, что данный вид деятельности студентов почти полностью отсутствует в практике вузовского обучения, в результате чего они но получают соответст-в;. оглх пслхолого-/(едагог;(ческих зиапиЛ по вопросам структуры н знач/.мостн кавыка. 'к>рмироваш1е ого по традиционном инструментально:: методике по позволяет достичь четкого функционирования основных психологических механизмов, участвуте^х в сложном процессе проявления творческого синтеза пения и пгрц на музш«льном а негру, гонте, характеризующемся двухэлементиш характером восприятия и воспроизведешь:'словесно-музвч'.альной партитуры песни.

Это вызвало необходимость внести существенные коррективы в моделирование учебной деятельности как па пснхолого-недагогическом теоретическом, так и организационно-практическом уровнях.

Но р.тороц главе "Психологические особенности процесса обучения музикально-худохоственпому прочтению песенного материала с листа студентов музыкально-педагогических факультетов" раскрываются основные психологические предпосылки сонерпенствовашш му-знкально-худогшетвенного прочтения несен, излагаются принципы и организация целенаправленного обучения, анализируются результаты экспериментального исследования.

В пашем исследовании чтение с листа рассматривалось не как процесс ознакомления с несенным произведением, а как слокная деятельность, характеризующаяся творческим подходом к воспринимаемому и воспроизводимому словесно-музыкальному тексту, целью которого является передача сбразно-худоясствошюго содержания. Схема психической деятельности человека в процессе чтения песен с аккомпанементом начинается с восприятия словесно-музыкальной партитуры произведения. Гольышство психологов /Л.В.СчШоро::,ец, Л.К.снн-ченко, Л.Н.Леонтьев, К.В.ПаэапкинскиЛ/ рассматривают действие восп]1Нятия но просто как вид психической активности, а как перцептивное действие, направленное на решение определениях задач и являюцоеся условием построения образа, соответствующего реальности /Е.В.НазаЛкинский/. При восприятии поэтического текста в сознании фиксируется не только понятийна;! сторона стиха, но п его особенный интонационный строи, ритмическая организация, создающиеся всеми средства!,и поэтического письма п позволяющие проникнуть в поэтический подтекст и идею произведешь. Для восприятия и понимания поэзии характерны образно-поэтические представления как форма психической деятельности человека.

Считаем, что синтез пения и игры как творческий процесс предполагает возникновение при зрительном восприятии музыкальной партитуры песни сложных вокалыю-инструменталышх музыкально-слуховых представлений, охватывающих партию солиста и партию аккомпанемента. Возможность произвольного оперирования синтетическими музыкально-слуховши представлениями имеет ведущее значение в вокально-инструментальной деятельности. Кх наглядность и произвольность, возникающие при последовательно.".; формировании, способствуют тому, что данные представления могут подниматься до высокой степени яркости и конкретности. Существуют различные

;:ди музшально-слухозих лрсдетазлсллл! по яспхолсг;грс::::.г,- сзос-йразял: звукозпсотпне явлл.отсл пгелпосы.-.ко»1 рокально-пкструмел-а-чьнол техники, осиопс.. чистого и^скхротнля. Ритмичен о глод-тавленля игра.от роль врс...екно.! организации синте'а 1:0:::;.: ;: игра. :.:з:ь:о ворсине лредстглить олрлслу и характер щ.учания голоса

инструмента в их сочетании, состьгтстзуллие суг.исг-./. д-гнного узикального произведения l единстве с осмнслслкостгз :ра^ироз-п, ломит в основе тембрових крзнлально-слуховлх лрсдстгллоння. ри форкаросанкя навыка созм£;цеяи; ;:?:глд ir лгрп в едллу;:) т-юрчсс-уп деятельность мы обращали осос'се зллмание ::а гегзкглогенхе и аззлгие у исполнителя таг. наэкнг.емкх ансамблевл-х мрзгл:пл1!!0-с.':у-0310С лродстаапени!! и airea-.:блезого слухового самоконтроля. Под ергкгта мы аошклала способность к слуховому пре;оосхи:.;а:оле"у представлению звулозпеотнлх, ритмических к тембрезлх ссо'енностол зучанля голоса и заструг.-знта з их органическом е~.:;>ст:-о, лоторсе ри исполнении песнл с листа проявляет себя з угтлул сстлсгрить илу звучания голоса к инструмента, уценка передачи единице 06-'азно-худоместззкного еедзрлания ярензгоделпл.

звеном мелду внутренним сдллянием и язрлонлл ьонлэ-,екнем читаемое песни оказался самоконтроль исполнителя. Развитие духового самоконтроля находилось з неразрывной сг-лзн с алтизпза-яеЯ ансамблевых музыкально-слуховых продстазден:: Л. Хроме этого, ;лл успешного вллоллонпл музнкад^но-нспслнп'гельсг.сЛ дс-ятол-ности р;:о лроявилась необходимость наличия г.рэгнозпруллего са^окоэттсля.

Тали:.; образом, проанализировав результаты исследования, мол-.о утверлдать, что му2!л:альло-позтилос;л:л синтез - это слолнлл лособ воплощения художественного содержания в песенном плолзоо-;еш:и. Отлгглзкои топком чтения является :.г.'злн£л:л:о-худ:лоот?ен-;ое восприятие. Психологическая суллостъ зрительного юслрилллл :е-сенного произведения при чтении с листа предполагает зознилло-•епае и взаимодействие образно-поэтических представлении и во-.алыю-инструментадьних мугыкально-сдухознх представления, лото-и:е при развитом навыке чтения органически сливаются в единые патетические музыкально-лоэтическио представления. На их основе ■ормируется образло-худолественное представление о песенном про-зведенлл, являюзеосл целью познавательного лролесса при его рлтельном восприятии л воспроизведен:!:; с листа. Даниле представ-;он:!л обладают програмшруюцеи и регуллруилел функцией по отноне-нга к движениям ^окально-инструментального аппарата п непосредст-

ешю связаны с сС?чп.п::си'.. Синтетичесгле ¡.¡уаихально-погггачесгдо аредста:'лснкд неизменно долг-кн бить вкдг.'.чокы в деятельность чтения. Косбхсднго, что "и система разуп'.тпя ¡."'зыкально-позт/.чсских лг^дстгглснпп спот о. ала осл:ег;ке яокадьно-ннструмснтальннх пази- • ков ;..-..•• ',:::'К'-ес!'огз проявления вл;:.:::;м: на хх :о;:!/.роиа!;ие. Кро-:< тсгс, данные придет:'слепил янлдмтся уувдааенток для развитая ;.т .г::оз;!;у: -..его сгт.-охонтр-олл у читанного.

епомк: м-:у психологической стр\кту]ы и особенности 1гугш:алн:ск:.7дс.-ч-с?'екчого прочтен:::: песоннку. произведения с льгота, мы гах-а'-талг. нр^к^нческу;: программу обучен;:.., ставмую основа/. и'ыыг.икп 'оггс^уадго эксперимента.

С:кс:ю-;/.ментальное обучение проводилось ь три этапа л предлога г где позтанпое пселедсвателсное развитие компонентов пелхологи-ческсп структуры навыка. эсл;.-:г5:я проходили следугск« образом:

начинались с выполнения подготовительных улрампени;:, : яте:: па кон-к;отном песенном материале делался обр азно-структурны;: анализ с «ое.-с-дугта/ мрактнчоски.: ислолнйнпем песенного нреиззедония. Анализировалось количество и качество допудекних в птгессе чтения осстбок и в:л:слн.:дись соствстстг/ндгпе уграмнеп;:.;, способствуьм.не устранен/:: пых сдибок. Иногда зталность таботп вартировадась. :.-то зависел; ст индивидуального урсслся музыкальноп г:одготош:и студента, а тисе от степей: качественного развития навыка музикаль-но-худо:-сстгепнсго прочтен:':; песен с л/ста з }:асто;:;^:;: момент.

Седссмапие вступительных бесед 'со студента:." раскрывало вам-пость пгкоб; т1:г-.в:х.а ! узпкадвко-худомоствонного пгочтеннл в про'с.сек;: учителя .музшж, сг.оцК''яку педагогического т:уда; особсо гначсь/е удедл.тось раслрыт::^ психологического механизма 1: особенностей проявления синтеза пенил к ;:грс: на музыкальном :!!;струменте, акцентируя при ото;.; внималде па конечно;: "зли деятельности - на . творческом подходе г. пспол:-;екн:о песен- с листа.

ГЧнр- '/армирование ;: развитие синтетичности музпкальло-худсместЕен.чого ьсслрплт::..' подлел партитуры иеснл, становление самоконтроля исполнителя. /ад- чп: овладение отдельными элементам;: синтеза "пог.-играю" при чтении с листа песенных произведен::.!, выработка умений с помсдь:о сознательного слухового ".онт-роля улоьпть сам.^я сясте.-.г/ синтеза пеки;; к игры как твор'тсксго процесса.

Лля реье.гдл поставленных задач ми применяли следу-тле :.'0';од,ы а/ метод предварительного устного образно-структурного прочтения-

алцза песенного произведения /по специально разработанной схеме/, метод самозшшления и самоисправления исполнительских опийок ения / используя схему предварительного прочтения-анализа/, я практического развития навыка ыузыкально-худопгственкого прс-ешш песен с листа студентам бил рекомендован ряд упразкскгЛ: дготовительные унрагления для выбора наиболее индивидуально ,обнои посадки за инструи чтом; упрахнение с карточками; упрах-!ния на прочтение песенного текста с пропускав его отдельных гементов.

Все методы, приемы и упражнения били подчинены реализации ¡тановки на восприятие образного содержания песни.

,!,!узыкальнуы часть методики составила песни кз програ^ах для - 5-го классов общеобразовательной сколы с гомолонно-гар.:01ш-зским аккомпанементом и вокально.! партией кантилекпого харак-гра /30 песен/.

Результаты контрольного среза, проведенного в коже первого рапа, позволили виявить основные особенности форглнровакнл на— 1ка на подготовительном этапе у различных групп студен .с;:. ;1с-¿туемые, имепоте достаточно развитые слухо-двигательные способ-эсти /45;'. всех студентов/, упе х середине первого ->тапа овладе-я навыком одновременного выполнения действий "поэ-играз". ¿1 хо-я музыкально-поэтический синтез возникал у них в результате со-нательного объединения частей, чтения этих студентов к концу этапа отличались образ'ностьо и целостностью реализации авторс-ого замысла, что свидетельствовало о развитии взаимосвязи меху образно-худог.ественнши и му знкально-слуховы:.;п представлеки-ми как основы музыкально-художественного исполнительского завела. Отличительной чертой чтений с листа песен студентов вто— ой подгруппы /37£ испытуемых/ являлась частичная потеря прееист-е.чности мел:ду предвар: тельным прочтеккем-акализом и по следуз-,ей практической реализацией намеченного исполнительского плана, оэтому в ходе дальнейшего обучения мы уделили внимание не толь-о воспитанию умений предварительного анализа пески, но и при-[енению этих умения в практической деятельности. Для чтении пе-;ен студентов третьей подгруппы /16;.'/, которые к моменту поступ-:онш: в вуз имели достаточно развитые вокальные исполнительские [авыкн, но !шзкий уровень развития слухо-д~пга~эльных пнетрукен— •алышх представлений, характерны бшхи частые случаи усекания »дного из выполняемых одновременно действий /чачо нения/ из-

пол контроля и внимания, подтверждением чему послужил количественна;.: показатель одибок чтения испытуемыми - в среднем на студента давно.. uo;irpynnii на первом этапе обучения приходилось 132 о;\игкн /Г?," одибок восприятия, - ветшания, - воспроизвел д<--ни.-;, <;;: - ведиМеревкирег-алних ошибок/, тогда как средним покупатель составил <.>7,5 оцл;бю:/ в исследовании била проведена пек алогическая класс:: ;икадия си.ибок чтений по методике ТЛ'.Егоровс Сто-да следует, что для услеглюго 'рормирования навыка музпкадьпе хав-ол-ственкого прочтения песенного материала с листа необходимо паличиг- у студента слухо-двигательних инструменгальних предегав-

г - "а.". атагт. Его рель - становление целостных приемов про-г г ;! иТ~Тва; -еакаго синтеза нения и игры на музыкальном инструменте ч; и чтении произведении песенного мавра. Гадали: далыгеАгх ;-'»?:-кг;:€ взаимосвязи мо-ду зригедыю-слуховьми и слухо-двкгател! и,ми надалвно'-кнетрумепталвнвми кс.млсноктаг.'.к, развитие навыка сг м- г.т-еда у чита; aero. Использовалась усложненная методика пер-г !- - :;а: :>] вдв.аритольное устное прочтение necira но схеме сту-"• r:i в; (вводили мнелопно, усложнилось содержание упрамноикЛ. .ар< м- г.г-.го, м:. гнедло^иди студентам ознакомиться с техническими '< гу.чм.: :1?.-л.-с..ч;у музккадьного материала /по 0.Г.Когану/ для и: зев;<■ 'ленил использовали метод выявления гармонпчеспоЛ ;ормообр;

да *. ос::сьи .чесс-вчю/. яартитурн. Jico приемы и упражнения ввпол-вались на музыкальном материале, 'состояла:.: из скольннх песен дл ?. - С r-iacc /40/ второй категории трудности /инструментальное соп'сгг.м.д-д и.е с усло.тнышькн способам): фактурного в..ломения, 11гд-.;ча.-;::.;и:и гармонические, ритмические и мелодические аигурапии вокрлькь." в'арт;а-1 деклавлаппонвого характера/.

Чтения песен с аккомпанементом на втором этапе ¡вмели свои' особенности: повысилось качество вс:-;адвно-инструментальних ксло. нктельск'их двихенп.': /у 3?;', испытуемых/, более отчетливо проявились четрц осмысленного подхода г. исполнен::» /И','/. Особо следу отметить значительный качс-сгвеннкЛ скачок в а армировании ¡;,аввч"а • -[удентов нервов подгруппы. Именно на этом этапе образно-худоме венное содерв:анпе при прочтеш:;: песш: начинает предопредолидь е структурное строение. Л при переходе к целостном приема:-- чтения значительно сокращается время, необходимое для зрительного одоз ни.я аккордов, кх последоьшмя, музиг.ально-псполчительскнх ¡ов.му Рояхологическил анализ исполнений этих студентов показал, что к

эсирютие словесно-музыкальной картины сильное влияние оказыйает одергание раное прочитанного -отрезка музыкального произведена. . зменения произошли и в количественных, и качественных показате-ггх ошбок чтении - Ъг ошибки па студента /ЭТ^ ощдбок восприятия, - пошшанпя, XX;J - воспроизведешь, 2'] - кедп!'.:-ереьциропанннх шибок/. Недостаточно выработанное умение распре дел:: vb вн:с.:акио а зрительное восприятие и вокально-инструментальные нсполкитёль-кио движения /у испытуемых/ или неполная автоматнзапия взаи- . одеЛствия слухо-дзагателькцх вок^льио-нпструмэнтальных связей icf/ явились одшели кз главных причин, делавдгх процесс чтения есен у этих студентов нестандартны}.: и требухпим большой сосредо-оченности.

Ттетпп этап. Мель - развитие творческого характера чтения с иста песенного материала, конечны?.: результатом которого является юспроизведение музыкалъно-худо~ествещ:ого образа произведения.. !адачи: овладение произвольным регулированием проявления синтеза [ения п игры па музыкальном инструменте пр;: чтеы::: песен с листа; (акренлешш зрителыю-слухо-двигательных связей; формирование кашка прогнозирующего самоконтроля.

На завершающем этапе для выполнения методичес их приемов и • 'праш:еш:Л, предложенных на I и II-ом этапах, был:: использованы 53 окольные■пест: третьей категории трудности /музыкальная фактура смешанного т;ша с элементами полифонизащш гармошш; вокаль-:ая партия героического характера/. Помимо этого, для удобства гсполнптельскоЛ реализации творческого замысла нами были такг.е юпользованы приемы упрощений и сокращений нотного текста, пред-зарптельно включив этот прием в схему мысленного анализа пески. )прзделеш:е окибок исполнений проводилось уха без опоры на схему анализа, с обязательным условием указания их психологической природы и путей преодоления, что также способствовало устранению эшибочного действия /в среднем на студента на завершающем этапе эбучекия приходилось 18 от:бок/.

Развитие исполнительских умений музыкально-художественного прочтения с листа песен на третьем этапе формирования навыка проходило по пути дальнейшего проникновения в образно-худояеет-венкы.1 смысл произведения и более яркого проявления и воспроиз-ведешш собственной интерпретации песни. Для 8всех исполнений с листа была у яр характерна автоматизация отдельных исполнительских действий, что свидетельствовало о завершении формирования

- 16 -

навыка музыкально-художественного прочтешы несен с листа...

Результаты экспериментального обучения представлены в таблице, отрд.".шэцеЛ уровни сформированкости навыка музыкально-худокес-твенного прочтения песен с листа у студентов экспериментальной и ко!^рольной групп на различных этапах' обучения /в $/:

кровна Исходные данные Эксперимента.-грмлиа ьнач Контрольная ггглта

I этап Пэтал Шэтап 1этан |Пэтап Шэтап

Высокие О 9,0 16,4 5'],6 9,0 9,0

Средник 45,5 5 4, С Г :* , 4 сС ,4 а:., 4 45,5

Низкил 72,& 4о, о С, С 9,С 5-1 ,С 54,6 45,5

В ходе :.орм.пругл4его эксперимента была получена объективная картина дпна-,7.:ки .орплрогания навыка музыкально-художественного . прочтеши; песен с листа ь услов!-чх проведения разработанной и апробироканпол пил: психолого-педагогической модели процесса обучения. Сравнение полученных данных в экспериментально;! группе с показателями контрольной группы студентов- позволило сделать вывод о ее з"';>е::тпы10С?и.

. Выяснилось, что к концу первого этапа обучения козИ-ициент улучшая успеваемости /17У/ по чтеннэ в экспериментально:! групле составил I ,ыС, в контрольной - на II этапе - соответственно

'¿,0 л 1,27; на III этасе - 5,7а к'1,46. Ео время прохождения студентам 1У :./пса педагогическог: практики в пколах мы провели проверку с'рорм.-.рованкостп навыка музьтально-худогестЕе.-лого прочтения у испытуемых обоих групп, результаты которой, такяе показала значительный рост числа студентов, имеющих качественно висски.! уровень съормкрованности иавыка /в экспериментальной группе - 55/ в контрольно»! - 0/. 'Л

В результате применения вышеуказанных методов и вылолнен-ч упра^шекий изменилась структура пскхологпческоЛ и практической деятельности студентов в процессе ¡¿узыкалы-ю-худог.ествекного про-ч.'ешн песенного материала с л^ста: в зависимости от стадии разви^ ткя Еозникла автоматизация /частичная или полная/ основных приемов выполнения, контроля и регуляции деЛствиЛ чтения. Появилась способность управления процессом музикально-худомеотвопного чте-

и с целью творческого проявления органического синтеза пения и •ры.

Проведенный на персональном компьютере "Искра IOCO" корре-шпснпо-регрессионкнй анализ подтвердил, что наиболее э ьтектнв-¡M способом оргпнпзащги обучения ¿з-зыкольно-худочестленному прошению песен с листа явилось последовательное трехэтанное аормл-'Ваппе основных ко:.:попентоБ психологической структуры чавнка. :сперм.'.еитальное обучение существенно повысило способности сту-■нтов в плане понимания оораз.чо-худсжественноА мысли и омоцио-¡лыюго творческого исполнения с листа песенных произведении с .ксмланементом, Отлагательной чертой чтений испытуемыми явилось юрчосхое отношение к песенному тексту: по созерцательное воспри-■ие словесно-музыкально« песенной партитуры и механическое вос-юизводение, а ее активное творческое преобразование с целью тановления конкретных образно-структурных срязсй.

Таким образом-, (рормпрующзЛ эксперимент подтвердил рас'очу» потезу. Следовательно, нсихолого-педагогическая модель поцес-. фогшрованил навыка музыкально-худохествекного прочтения. песен листа, разработанная в исследовании, оказалась достаточно э&-ктивной.

В заключения изложены основные результаты исследования, ормулирозанн выводы, намечены Еопросы, требупгцие дальнейшей зработки. ;

Проблема формирования навыка музыкально-художественного цро-ения песен с листа у студентов музыкально-педагогических фа-льтетов является одной из наиболее актуальных в психолого-пе-гогнческоЛ науке ц практике. В ее решении заключены значителъ-о резервы повысегшл профессиональной подготовки музыкально-пе-гогическнх кадров.

Психологическая структура навыка музикаяьно-худояеетвенного очтешы с листа песен представляет собой более сло.тшую систему, м чте!ше инструментальной музыки. Психологическую основу дан-го навкка составляет взаимодействие возникающих при зритель-м восприятии словесно-музыкальной партитуры образно-поэтических вокально-инструментальных музыкально-слуховых представления, торке при развитом навыке оргазшчески слиты в единые музыкаль--поэтические представления. Эти представления обладают ирогран-руюцей и регулирующей функцией по отношению к движениям вокаль-

ио-инотрумэнтального лсг.'олнптелъсгого аппарата и явлл.лс:' '¡:-'Н.дг.— ментом для ;лэы:твл прогиоэируи^сго схюксчтро.т у питзсавго.

Разработанная методика диагностика уровня стсрмнропанноети навыка ¿уэыкально-худо.-.ественного прочтения пот с лист/-, у студен топ ч73ч:-::1Лыю-иод-1Гог,'.ческпх х-акультетов позволила получить результаты, демонетр;:ру;о"ле динамику становления изучаемого пропое "¡а в период обучения в вузе.

• "'п чье проведенного пснхолого-ледагогического эксперимента раокрикк-т роль вне: .чих условий ш:.о;а:е-ш;л соглгдешшх действий паш и игры, г.оторые является нвобходяуим элсг«штом пелосгпол творческой ,деятельности - музыкьлько-худэг.ргтьсниого прочтения с листа песен: нахождение оптимально удобной посадки за инструментом, а также приведение в состояние исполнительской готовности vn.ni с асаоаьл сиетшолышх подготовительных упражнении.

СдлиЙ пз нагнеллп: кред;юс1-чок э в! активного на

вика чтения песен язлцется выполнение установки на худо".естг>е. но струг.ту; ннй образ песенного прекзеедешу., которая сформировалась перед началом выполнения действий чтения с учетом снепи;.::чсс::нх особенностей деятельности, "энной установке было подчинено содор :?:алио nj.s;;v рительпого мысленного прочтения-анализа песни. Установка в.а образ читаемого является также стимуле:.: для р&заиткя са мсконтголл у исполнителя. Leo это развивает эстетический вкус хуложествекно-пслолнительское вдохновение, об; акнсс мышонке сту-¿•-.¡та, Громе этого, грамотно проведенный анализ облегчает л уг.ро-

jt ислсл'чтедьскзе задачи, с;::::,'ает кекоторыо исполнительские трудности. Лсполнение с листа, прогекавжоо иод влиянием с;ор:.:;:~ рохавнол установки i:a оСраз читаемого л^оизгедения, характерно значительными лолоужтельыв.:;: изменения:::!, которве свидетельству::-' и переходе к творческим формам про:;вле;л:я синтеза nsi.v.i и игр: в: музыкальном инструменте г. высокой о улоктквностп процесса ор.: рсваппл навыка.

I. Психологическую характеристику навыка :,:уз;!квл:во-7уд<.--socTceKiioro прочтения песенного материала с листа составляв,? с.:;г-„уг;:;;::е взаимосвязанные компоненты: сзытстичоовое вссприятив словесно-музыкального текста, прогнозлрулн^Я саажевтроль, сов'.кул-¡¡ость обрввпо-поэтичоекпл, вокальных и п:ся-ру;:jHT.v.:гузллалв-но-ожуловпж лгедставлслик.

Сип:ожвчоежло муеллалвве-; о.-: -ж в . в-;/.,::: ■•

сло.глнЛ сплав образно-поэтических к вокально-инструмонталышх музыкально-слуховых представлении /интонация, ритм, лад/, ка основе взаимоделствия которых (формируется целостный музш:г.льно-пср-. тический образ песни.

С. Психологически:.:;! условиями обучет:я музнкадыю-гуу.от-'ст-векному прочтению песен с листа являэтся: нузккалыгнЛ опыт /уровень слухо-двигательннх инструментальных представле;п:л,/; целенаправленная поэтапная организация развития ксмпонентоз стр-туры кавыка; осознанность процесса формирования - пошгмп.чие от; -дентом реального значения навыка для практической доятг-льнс-стг учителя музыки; полнота знании и представленяй о структуре наг.ч-ка; организация учебного материала - материал должен бить кпс:--цен яркими змоциональкшл образами, выстроен по стелет: увеличения и усложнения исполнительских задач; осознанно и внутреннее принятие чптаащйи установки на образное содерг:ание песенного произведения, которая обеспечгвает: состояла психологпческс : готовности к практической деятельности по ее реализации; про. п--нке мысленного образно-структурного предварительного прсчтенгл п крн тическое отношение к ззухово:му результату при исполнении песен.

4. С'кспер^/.ентальное обучение, направленное на формирован:«» навыка му з икалы го-ху до.ге с тве ни о го прочтения песен с листа, показало более высокое их развитое в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, что дает возможность утверждать, что при соответствующей перестройке системы обучения студентов музцка.тьнг-ледагогических факультетов /обязательное введение курса чтения с листа в занятия по основному инструменту, концергмейстерсксгл-классу, ансамбли, постановке голоса/ возмо.'хно ■¿ормяроват* этот навык у всех, студентов - будулдих учителе« музыки.

Перспективу дальнейших исследовании мы видим в развертюа'.-рп следующих линии: уточнение и детализация структуры навыка совмещения пенил и игры на музыкальном инструменте в единую тг-орчесгу^ деятельность и более детальное рассмотрение особенностей формирования и развития навыка в зависимости от индивидуальных тгузнгпль-ных способностей человека.

Основное содержание диссертации отра-ено ч следующих пу б тиканиях:

I. Обучение студентов музыкально-педагогических .акулътегов чтрчич

ног с листа как педагогическая нроблс-ма/Дорми^кшание обга.'^твен-¡.ол и трудово.; активности учащейся молодежи /Тезисы докладов и сообщении мсхаузовскои иаучно-практг.пескоа кон¡ере ¡или.- Сумы, 1<Л 4,- С.77-7Б. .

2. Сььар..е;:ст1!ова|;по подготовки учителей музыки в классе основ-¡ило к.чс гру-мента //1'ско] оние социально-экономического развития

vpaïii! нута совершенствования прсчссспокальпо-педагогическоп 1:ог,гЬ' .ьш 6y;iyi;y.x учнтелс-.i /Тезисы докладов и сооСщпип мс:.'лзу-3oECi:o..--iiay_4iiL—теорот.лчоскоЛ конVpенциа,-Сумы,1966.- С. 147-148.

3. изалмссы-зь идейных, познавательных и эстетических задач вос-¡j:î 1-а?;.:я на : ;<жах музцкнДетодаческиэ роком"чданки в помощь учи-

зьт-п i: преподавателям .,.гузыка..-но-иедагоп:чос1;пх с.акуль-тг: 1ч; Ь.— С:мы, lit7. — С.7-9. -

1. .V.T w:poî.a:n:e навыков' чтения с листа в специальных музыкальных учебных введениях на маюригле ук; а--:неких народных пс-сен /Д'лу-xir.Ci.Ka ?.г.зпчна ст:ола i ïï'роль у ;озгптку в!Тчязшшо1 музичн ï хультури /Тизз доповздой i поыдог.-.онь обласпо'1 кауково-нрактпч-i-.cx Суш, 1с.£1'.- С.й1-2Э,/па укр.языке/,

t. ¡.ьгсдлчо-ские рекомендации по изучению с ю^.гиро^анности навыков чхоккя нот ' листа у студентов му зыкально-недагогических ц.акуль-■н-тов,- С)I/H, 1£о9,- ¿0 с.

Психологические механизмы информационного восприятия /п соавторстве //Тезисы докладов всесоюзной научно-практической кон[е-i Су.'М, 19Ь9.- C.IC-IC. ■ ' 1

7. Рель с,:.;г'--за словоспого ¡! музыкального • текстов в пропессе под-1 отаьки учителя музыки /на материалах музыкально-л' дагогичееккх ! акультсюв /в соавторство //Проблеми июрмува.чпя ссобн.стостх вчи-;ол;; та пляхи иого шдготоьки до всебгчного резьитку учи in /Тези донс-вгдей та поводе •.лень nuyy.cn о-практнчного семлтру.- Дуиьк,'

С.Ï12—114./¡¡а гтр.лзкке/. b. Методические рскокацдгшн к разделу спецкурса по методике обучения игре па музыкгишшх инструментах "".-opî.r.rpoEainie навыка чте.чих с листа песенного материала" /ъ соавторстве.- Сумы, 1950,- с.

у У