автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы
- Автор научной работы
- Щербакова, Наталья Александровна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Курск
- Год защиты
- 2003
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.07
Автореферат диссертации по теме "Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы"
На правах рукописи
ЩЕРБАКОВА Наталья Александровна
РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
19.00.07 - педагогическая психология
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Курск-2003
Работа выполнена в Воронежском государственном педагогическом университете
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор
Корсунский Евгений Андреевич Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор
Маралов Владимир Георгиевич кандидат филологических наук, доцент Степыкина Ольга Викторовна
Ведущая организация: Воронежский государственный университет
Защита состоится 29 мая 2003 года в 14 часов на заседании диссертационного совета К. 212.104.02 в Курском государственном педагогическом университете по адресу: 305000, Курск, ул. Радищева, д. 33.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Курского государственного педагогического университета по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, 33.
Автореферат разослан <«£? » апреля 2003 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
Сухих Н.А.
Общая характеристика работы
Имеющийся в настоящее время в стране дефицит высококвалифицированных кадров психологов и повышенная потребность в решении острых психологических проблем, возникших в последнее десятилетие в обществе, инициировали появление многочисленных факультетов психологии в государственных вузах и в коммерческих образовательных структурах. В связи с тем, что профессия психолога сегодня стала массовой, проблема профессиональной подготовки психологических кадров в вузе является актуальной.
Не случайно различные аспекты этой проблемы рассматриваются в трудах АГ. Асмолова, М.Р. Битяновой, Т.А. Верняевой, Н.И. Вьюновой, И.В. Дубровиной. Ю.М. Забродина, Т.В. Заморской, Е.И. Исаева, Н.В. Кузьминой, А.Г. Лидерса, А.К. Марковой, Р.В. Овчаровой, A.M. Прихожан, Е.И. Рогова, В.В. Рубцова и других ученых. Однако несмотря на значительное количество исследований к настоящему времени еще не сложилась целостная концепция формирования профессиональных способностей у студентов-психологов в учебном процессе.
Известно, что гуманные отношения между людьми во многом определяются способностями сочувствовать, сопереживать и понимать внутренний мир другого человека. Эти способности особенно необходимы в профессиональной деятельности психолога, в которой эмпатическое общение является главной составляющей. В современной психологической науке они чаще именуются эмпатией и реже -эмпатическими способностями.
Различные аспекты эмпатии и эмпатических способностей отражены в исследованиях отечественных и зарубежных авторов: P.O. Агавеляна, В.В. Бойко, С.Б. Борисенко, Т.П. Гавриловой, Е.П. Ильина, Е.А. Ичаловской. Ю.А. Менджерицкой, Т.П. Пашуковой, А.П. Сопикова, H.A. Седых, Л.П. Стрелковой. H.A. Сухих, Э. Titchener, Шибутани, D. Beres, S.M. Berger, Epstein, M.I.. Hoffman, S.C. Mahoney, A. Mehrabian, B. SperofF, J. Sidman, E. Stotland.
Анализ работ этих авторов показал, что в настоящее время практически не решенным оказался вопрос о развитии эмпатических способностей средствами художественной литературы. Как предмет она в учебно-воспитательном процессе на факультетах психологии не значится. В итоге богатейшие возможности художественной литературы в развитии эмпатических способностей у студентов-психологов не реализуются.
Это противоречие между возможностями художественной литературы в развитии эмпатических способностей у студентов-психологов и неиспользованием этих возможностей определили проблему нашего диссертационного исследования, которая заключается в выявлении средств художественной литературы, эффективно влияющих на развитие профессионально значимых эмпатических способностей студентов-психологов в учебном процессе.
Объект исследования - эмпатические способности студентов-психологов.
Предмет исследования - развитие эмпатических способностей студентов-психологов в учебном процессе средствами художественной литературы.
Цель исследования - разработка и апробация программы развития эмпатических способностей у студентов-психологов средствами художественной литературы.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были
сформулированы следующие задачи: ________
РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
, SFZtM/
—— I —ММИШ '
1. Уточнить сущность, структуру и механизмы развития эмпатических способностей студентов-психологов.
2. Выявить функциональные возможности организации поэтическою icKcia и роль стадий его восприятия (предкоммуникативной, коммуникативной, посткоммуникативной) в развитии у студентов-психологов эмпатических способностей.
3. Экспериментально определить критерии, уровни и индивидуально-типические варианты восприятия поэтического текста студентами-психологами.
4. Установить факторы, отрицательно воздействующие на процесс восприятия поэтического текста студентами-психологами.
5. Разработать и апробировать спецкурс «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы».
Гипотеза диссертационного исследования: развитие эмпатических способностей у студентов-психологов в учебном процессе средствами художественной литературы будет осуществляться успешно, если:,
- учтены сущность (вчувствование в эстетический объект), специфика (эстетический характер), структура (рациональный, эмоциональный, интуитивный компоненты), механизмы развития эмпатических способностей: идентификация, синтония, рефлексия;
- определены стадии (предкоммуникативная, коммуникативная, посткоммуникативная), критерии (эмпатийная глубина, целостность, эстетичность и адекватность) и индивидуально-типические варианты восприятия поэтического текста студентами-психологами: эмпатийный, отвлекающийся, стереотипный, наивный, транслирующий, субъективный;
- использованы особенности функциональной организации поэтического текста: образность и эстетический характер поэтического слова; виды информации: содержательно-фактуальная, содержательно-крнцептуальная, содержательно-подтекстовая и другие средства художественного текста:
- преодолены негативные факторы, отрицательно влияющие на восприятие поэтического текста студентами-психологами: отсутствие интереса к художественной литературе, стереотипизация восприятия художественного текста, несформированность установок на данный вид работы и т.д.;
- в учебном процессе студентов-психологов будет реализована программа спецкурса: «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы».
Методологической основой исследования являются концепции отечественных психологов на природу способностей человека (Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, C.J1. Рубинштейн, К.К. Платонов, В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков); генетический принцип изучения способностей в процессе их развития (А.Г. Ковалев); принцип сочетания различных подходов в изучении способностей: личностного, деятельностного, компонентного, междисциплинарного (Б.М. Теплов, A.M. Матюшкин, В.Э. Чудновский); идея гуманистической психологии (Â.'Маслоу, К. Роджерс); научные положения о групповой работе и ее влиянии на личностное и профессиональное развитие (Ю.Н. Емельянов, JI.A. Петровская, C.B. Петрущин. И.В. Вачков и др.); суждения психологов о роли эмпатии в процессе межличностного общения (Т.П. Гаврилова, В.В. Бойко, К. Роджерс, В.Н. Мясищев и др.); точки зрения на проблему восприятия художественного текста (JI.C. Выготский, Г.Г. Граник, Л.Г.
Жабицкая, М.Г. Качурин, Г.Н. Кудина. A.M. Левидов, Н.Д. Молдавская. A.A. Мелик-Пашаев, В.Г. Маранцман, О.И. Никифорова, З.Н. Новлянская, С.Х. Раппопорт. JI.H. Рожина.О.В. Соболева, И.И. Тихомирова), а также концепции исследователей в области поэтики художественного текста (М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, И.Р. Гальперин, О.В. Загоровская, Ю.М. Лотман).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической, методической, литературоведческой, лингвистической литературы; констатирующий и формирующий эксперименты; тестирование студенюв-психологов; метод экспертных оценок; математическая статистика.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали гуманитарно-психологический факультет МОУ Воронежского экономико-правового института и его представительства в городах Алексеевка, Липецк, Лебедянь, Лиски, Россошь, Старый Оскол, Урюпинск и психолого-педагогический факультет Воронежского государственного педагогического университета.
В опытно-экспериментальной работе участвовало 600 студентов-психологов I-V курсов очной и заочной форм обучения: 300 - в контрольных группах и 300 - в экспериментальных группах, в которых апробировалась авторская программа спецкурса «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы». В рамках данного спецкурса проводился" тренинг, направленный на развитие эмпатических способностей. 20 преподавателей психологии Воронежского ■ государственного педагогического • -университета. Воронежского государственного университета, МОУ Воронежского 'экономико-правового института принимали участие в диссертационном исследовании в качестве экспертов. ■
Основные этапы исследования:
первый этап (1999-2000г.г.) включал теоретический анализ литературоведческой, психологической, педагогической, методической, лингвистической литературы по теме исследования, сбор эмпирических материалов на пилотажной «Ггадйи опытно-экспериментальной работы, а также определение объекта, • предмета, цели, -задач диссертационного исследования и выдвижение рабочей гипотезы; ' '1г''
второй этап (2000-2001 г.г.) был посвящен экспериментальному исследованию, уточнению рабочей гипотезы и структуры эмпатических способностей, определению критериев и уровней их развития; третий этап (2002-2003г.г.) завершался анализом и обобщением экспериментальных данных и литературным оформлением диссертационного исследования.
Научная новизна:
обобщены и уточнены представления о сущности, эстетической специфике эмпатических способностей как профессионально значимых качествах личности гйихолога и их структуре, включающей в себя рациональный, эмоциональный и интуитивный компоненты;
определена роль стадий восприятия поэтического текста студентами-психологами: предкоммуникативная стадия формирует установку на восприятие поэтическою текста; на коммуникативной стадии осуществляется психологический анализ поэтического текста и
посткоммуникативная стадия оказывает эстетическое воспитательное воздействие на личность студента-психолога;
установлены наиболее типичные варианты восприятия поэтического текста студентами-психологами: эмпатийный, отвлекающийся, наивный, транслирующий, стереотипный, субъективный;
сформулированы критерии эмпатийного восприятия поэтического текста студентами-психологами: эмпатийная глубина и целостность восприятия, чувство языка художественного произведения, эстетичность эмпатийного восприятия, его адекватность авторской картине мира; доказана необходимость введения в учебный процесс на психологических факультетах спецкурса «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы».
Теоретическая значимость:
полученные данные обогащают складывающуюся концепцию формирования профессионально значимых качеств у студснтов-психологов в учебном процессе;
доказана возможность использования художественной литературы как средства развития эмпатических способностей у студентов-психологов.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке программы спецкурса «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы» на гуманитарно-психологическом факультете МОУ Воронежского экономико-правового института. Наряду с этим спецкурсом материалы диссертационного исследования используются психологами Воронежского экономико-правового института в лекционных курсах, на семинарских и практических занятиях по общей, педагогической, возрастной, социальной психологии и психологии личности.
Положения, выносимые на защиту:
эмпатические способности являются профессионально значимыми качествами в личности психолога, имеющими четко выраженную сложную структуру: рациональный компонент включает в себя мышление словесно-художественными образами, ассоциативное мышление, умение принять точку зрения другого, способность адекватно воспринимать изображенную в литературном произведении ситуацию, читательскую наблюдательность, умение анализировать художественное произведение, способность к рефлексии, словесно-образную память; эмоциональный компонент включает в себя способность адекватно реагировать на художественный образ, видеть и распознавать эмоциональные состояния персонажей, способность к сочувствию и сопереживанию, способность отличать эмоции текста от жизненных эмоций, способность к альтруистичным переживаниям, эмоциональную гибкость, способность к катарсису, эмоциональную память; интуитивный компонент включает в себя воображение, чувство художественного слова и формы, способность входить во внутренний мир другого, восприимчивость к эстетическому и воспитательному воздействию художественной литературы; механизмами развития эмпатических способностей студентов-психологов являются: идентификация, синтония, рефлексия;
одним из эффективных психолого-педагогических условий развшия эмпатических способностей студентов-психологов является спецк>рс
• «Развитие эмпатичееких способностей студентов-психологов средствами ■ художественной литературы»;
характерными средствами художественной литературы, влияющими на развитие эмпатичееких способностей студентов-психологов. являются следующие положения: о «приращениях смысла», которыми обогащается семантика слова в произведениях словесного искусства; о неизбежной образности каждого слова в литературном произведении; о классификации художественных образов: лексических, метаобразов, единичных образов и образов-интерферентов, обычных и символических, индивидуально-авторских, традиционных образов и образов-мифологем; о структуре поэтического текста: о трех видах информации в художественном тексте: содержательно-фактуальной. содержательно-концептуальной, содержательно-подтекстовой; об эстетической значимости художественного слова в литературном произведении; о субъективной сущности художественного текста:
в качестве стадий восприятия художественной литературы в процессе развития эмпатичееких способностей выступают: предкоммуникативиая стадия направлена на осознание темы художественного произведения, подготовку восприятия, выработку читательской направленности, положительных установок; коммуникативная стадия включает в себя непосредственное восприятие художественного произведения, в процессе которого студенты обсуждают свои первые впечатления, формулируют проблему текста, психологический анализ текста, обуславливающий адекватность эмпатийного восприятия художественного образа; посткоммуникативная стадия оказывает эстетическое и воспитательное воздействие на читателя.
факторами, которые оказывают отрицательное воздействие на восприятие художественных произведений студентами-психологами, являются: несформированность необходимых установок на данный вид работы; закрытость и агрессивная настроенность некоторых участников, вызванные стереотипной боязнью оказаться некомпетентными; стереотип восприятия ведущего в роли учителя, преподавателя, а следовательно, боязнь сделать что-то не так, как просит ведущий; отсутствие интереса к художественной литературе; тотальная стереотипизация мышления в нетрадиционных ситуациях. В данном случае проецируется как реальный жизненный опыт участников, так и желаемые жизненные ситуации вместо действительных.
критериями эмпатийного восприятия художественного текста выступают: эмпатийная глубина восприятия, предполагающая проникновение читателя в художественное обобщение, в его образную природу посредством эмоционального, интуитивного, рационального каналов восприятия; целостность эмпатийного восприятия, способствующая постижению внутреннего мира художественного произведения, системы его образов; чувство языка художественного произведения, характеризующееся владением стиля и жанровым своеобразием художественного произведения; эстетический уровень эмпатийного восприятия, позволяющий читателю проникать в общекультурную систему образов отечественного и мирового искусства, что очень важно ятя профессионального и личностного роста психолога; относительную
адекватность эмпатийиого восприятия произведения авторской картине мира, обусловленной его анализом, выявлением системы художественных образов текста в общекультурной традиции, индивидуально-типическими вариантами восприятия -художественного произведения студентами-психологами являются: эмпатийный, отвлекающийся, наивный, транслирующий, стереотипный,
субъективный.
Апробация исследования. Выводы и положения диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедр педагогики и психологии Воронежского государственного педагогического университета, общей и социальной психологии МОУ Воронежского экономико-правового института; на межрегиональной научно-методической конференции «Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики» (Воронеж, 2002 г.). Результаты диссертационного исследования воплотились в программе для студентов-нсихологов «Развитие эмпагических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы».
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены опорой на методологические позиции известных отечественных и зарубежных ученых; комплексным использованием, методов теоретического и экспериментального исследования; научнрй апробацией результатов исследования в ходе их обсуждения психологами и педагогами и в шести публикациях автора.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 173 источника, из них 13 зарубежных авторов, и 11 приложений. Общий объем диссертации составляет 201 страницу.
Основное содержание работы.
Во введении обоснованы актуальность темы исследования, выявлены противоречия, проблема, цель, задачи и гипотеза работы , основные результаты, выносимые на защиту, определены их научная и практическая значимость, приведены данные об апробации полученных результатов исследования.
Первая глава «Теоретические основы развития эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы» посвящена выявлению сущности, структуре, механизмам и формам выражения эмпатических способностей.
Термин «эмпатия» в научный оборот был введен Э. Титченером и означал «вчувствование» в переживания другого человека. В зарубежной психологии сущность эмпатии определялась и как способность сопереживать чужим эмоциям (К. Изард), и как возможность войти во внутренний мир другого человека (К. Роджерс), и как воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу (Р. Даймонд), и как способность принять другого человека (Дж. Мид).
В отечественной психологии в качестве эмпатийных особенностей личности A.A. Бодалев рассматривает направленность на другого человека, способность определять мотивы поступков людей, проникать в их внутренний мир и сопереживать им, а также способность интуитивно постигать сущность другого человека.
Психологи единодушны в определении эмпатии как сопереживания, сочувствия, содействия, как основы социального интеллекта (Ю.Б. Гиппенрейтер. Ю.Н.
Емельянов. Т.Д. Карягина. Е.П. Козлова), как важнейшего компонента коммуникативной компетентности участников межличностного общения (В.Н. Мясищев, A.A. Бодалев, Т.П. Гаврилова, Ю.Н. Емельянов, Л.А. Петровская. C.B. Петрушин), как социально-психологического феномена, возникающего в процессе общения (Г.М. Андреева).
► Подводя итоги теоретического анализа научной литературы по теме
исследования, следует отметить, что такие понятия, как «эмпатия» и «эмпатичсские способности» употребляются авторами как синонимы.
Отечественные авторы в структуре эмпатических способностей выделяют такие компоненты, как социальное воображение, являющееся базисным компонентом эмпатии (A.A. Бодалев); эмоциональный и когнитивный компонент (Ю.А. Менджерицкая, В.В. Бойко); поведенческий компонент (Ю.А. Менджерицкая).
Рассматривая структуру эмпатических способностей читателя, необходимо иметь в виду, что она во многом обусловлена структурой и спецификой читательской деятельности, которая в своей сущности глубоко эмпатийна и не может полноценно осуществляться без эмпатических способностей. Поэтому для уточнения структуры эмпатических способностей ее целесообразно соотнести со структурой восприятия художественного текста и со специфической его функциональной организацией.
В силу образной природы художественной литературы в структуре ее восприятия и соответственно в структуре эмпатических способностей ведущею роль играет воображение, в частности, такие его виды, как творческое воображение (М.Г. Качурин, JI.C. Выготский, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий); эмоцйональное воображение (Б.М. Теплов); художественное воображение (СЛ. Рубинштейн): литературное воссоздающее воображение (О.И. Никифорова, М.Н. Седых); читательское воображение (В.Л.. Дранков, Л.Г. Жабицкая, Л.Я. Гришина. Е.А. Корсунский).
Специфической особенностью читательского воображения является его психологизм, проявляющийся в способности угадывания и воссоздания внутреннего мира литературных персонажей, характеров, мыслей, чувств, переживаний в их динамике. Благодаря психологизму читательского воображения читатель вживается в эмоциональное состояние персонажа, ставит себя на его место, «оживляет» его. На этой особенности читательского воображения и базируется «творчество понимания людей», что и дает основание рассматривать его как базисный компонент в структуре эмпатических способностей (Е.А. Корсунский).
Не менее значимыми компонентами в структуре восприятия художественной литературы и соответственно в структуре эмпатических способностей являются такие виды мышления, как мышление словесно-художественными образами (Е.А. Корсунский), понятийное мышление (A.M. Левидов, П. Русев, М.А. Рыбникова, И.И. Тихомирова) и мышление, основанное на художественно-словесных a6cTpàKUHRX (А. Салиев). Без этих видов мышления эмпатия понимания и весь процесс восприятия художественной литературы не могут быть полноценными.
Несомненна и базисная роль эмоционального компонента в структуре восприятия художественной литературы. Особую значимость читательских переживаний подчеркивали классики русской литературы (В.Г. Белинский. Л.Н. Толстой), психологи, педагоги и методисты (Б.М. Теплов, О.И. Никифорова. А.Г. Ковалев, Е.А. Корсунский, Л.Г. Жабицкая, П.М. Якобсон. З.Я. Рез, Н.И. Кудряшов, В.Г. Маранцман, И.И.Тихомирова).
Различные авторы, имея в виду эмоциональный компонент читательского восприятия, употребляют следующие термины: эмоциональная восприимчивость (В.А. Сухомлинский), эмоциональная впечатлительность (Л.Г. Жабицкая. Б.Т. Додонов), эстетические чувства (А.Г. Васадзе), читательские переживания (Е.А. Корсунский). Полагаем, чго наиболее удачен последний термин, так как он наиболее точно характеризует специфику возникающих в процессе восприятия художественной литературы чувств, их принципиальное отличие от реальных жизненных переживаний (Л.С. Выготский); их интеллектуальность (Л.С. Выготский, Л.С. Рубинштейн) и гедонистический характер (И. Кант, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Б.М. Теплов, П.В. Симонов); их двойственность: «эмоции формы» и «эмоции содержания» (Л.С. Выготский); их взаимосвязь с читательским воображением (Л.С. Выготский, М.Г. Качурин, А.Г. Ковалев, П.М. Якобсон) и мышлением: «умные эмоции» (Л.С. Выготский); их эстетический и одновременно нравственный характер (Л.Н. Толстой).
В восприятии художественной литературы большую роль играют и мнемические способности: образная, эмоциональная и словесно-логическая память. Эти виды памяти обеспечивают успешное функционирование всех остальных компонентов структуры читательского восприятия.
Помимо названных выше компонентов структуры эмпатических способностей: эмоционального и когнитивного, социального воображения и поведенческого компонентов, - анализ структуры восприятия художественной литературы выявил еще и такие значимые компоненты, как «мнемические способности», чувство художественного слова и интуицию.
В зависимости от доминирования того или иного компонента выделяются следующие виды эмпатии: гностическая, аффективная, поведенческая (H.H. Обозов); эмоциональная, когнитивная и предикативная (A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский).
В качестве форм выражения эмпатии чаще всего звучат сочувствие, сопереживание, содействие (Л.П. Стрелкова, С.Б. Борисенко), а в роли механизмов эмпатии выступают проекция, подражание, интеллектуальные процессы, рефлексия, синтония, эмоциональная идентификация (H.A. Авдеева, Е.М. Дубовская, H.H. Обозов, Н.М. Юсупов и другие) и эмоциональная децентрация (Т.П. Гаврилова).
Для полноценного восприятия художественного текста в аспекте нашего исследования необходимо учитывать накопленные лингвистикой, лингвопоэтикой. литературоведением знания о его функциональной организации, в частности, следующие положения:
о «приращениях смысла», которыми обогащается семантика слова в произведениях словесного искусства (В.В. Виноградов); о неизбежной образности каждого слова в литературном произведении (В.В. Виноградов, В.Г. Винокур);
о классификации художественных образов: лексических и метаобразов, единичных образов и образов-интерферентов, обычных и символических образов, индивидуально-авторских, традиционных образов и образов-мифологем (А.Д. Григорьева, Б.А. Ларин, Е.И. Нижегородова); о структуре поэтического текста (Ю.М. Лотман);
о трех видах информации в художественном тексте: содержатся ьно-. фактуальной, содержательно-концептуальной, содержательно-подтекстовой (И.Р. Гальперин);
об эстетической значимости художественного слова в литературном произведении (J1.C. Ковтун, О.В. Загоровская);
о субъективной сущности художественного текста (В.В. Виноградов, Л.Я. Гинзбург).
Основным фактором развития эмпатии с точки зрения многих авторов является процесс социализации личности и, в частности, межличностное общение (В.В. Абраменкова, О.С. Богданова, А. Валлон, H.H. Власова, Т.П. Гаврилова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная, М.И. Лисина, Н.И. Лысенко). Особую роль в развитии эмпатии A.B. Запорожец отводит искусству, а некоторые авторы отдают предпочтение ролевым играм (Г.Ф. Михальченко) и тренингу в учебно-тренировочных группах (Е.А. Ичаловская).
Таким образом, на основе анализа литературных источников установлено:
на сегодняшний день еще нет единого, общепринятого определения сущности и механизмов развития эмпатии;
в структуру эмпатических способностей авторы включают различные компоненты;
проблема развития эмпатических способностей у студентов-психологов средствами художественной литературы как важнейших профессионально значимых качеств до сих пор практически не исследовалась, что, несомненно, негативно сказывается на разработке целостной концепции становления личности психолога в учебном процессе.
Во второй главе «Опытно-экспериментальное развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы» представлены данные констатирующего и психолого-педагогического экспериментов. Констатирующий эксперимент выявил у большинства современных студентов-психологов негативное отношение к литературной классике и прежде всею - к поэзии.
В качестве стимульного материала в констатирующем эксперименте студентам 1,4,6 курсов очной и заочной форм обучения было предложено для самостоятельного анализа стихотворение A.A. Ахматовой «Сладок запах синих виноградин». Критерием выбора этого стихотворения было соответствие жизненного опыта студентов изображенной в стихотворении ситуации. Анализ студентами данного стихотворения позволил.нам выявить 6 типов восприятия авторской системы образов: эмпатийный тип. самый малочисленный, характеризуется целостностью восприятия текста, чуткостью к особенностям стиля и жанра, установкой на чтение художественной литературы как на художественный вид деятельности, на эстетическое постижение психологии человека. (2%); транслирующий тип характеризуется лишь пересказом содержания художественного произведения, неадекватностью читательских образов, упрощенным пониманием авторской концепции (16%); • стереотипный тип. которому присущи стереотипные штампы, проекция идейно-художественного содержания текста на бытовые ситуации (9%); субъективный тип характеризуется тем, что идейно-художественная концепция автора подменяется и решается в зависимости от личного опыта, в результате авторский образ декодируется с проекцией на личные жизненные ситуации (4%);
отвлекающийся тип характеризуется игнорированием контекста художественного произведения, авторского замысла (49%);
наивный тип характеризуется буквальной интерпретацией художественного образа и установкой на поверхностное восприятие сюжета (20%).
Полученные данные в констатирующем эксперименте свидетельствуют о том. что у подавляющего большинства современных студентов-психологов не сформированы умения и навыки самостоятельного анализа поэтического текста, что отрицательно сказывается на развитии их эмпатических способностей средствами художественной литературы.
С целью преодоления этих недостатков в экспериментальных группах, насчитывающих 300 студентов очной и заочной форм обучения, в городах: Воронеже, Старом Осколе, Россоши, Алексеевке, Липецке, Лебедяни - в рамках спецкурса «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы» осуществлялось систематическое развитие их эмпатических способностей. В результате удалось преодолеть такие негативные моменты, как несформированность у студентов установки на психологический анализ литературных произведений; агрессивную настроенность части студентов, порожденной страхом оказаться некомпетентными; отсутствие интереса к литературной классике и тотальную етереотипизацию мышления в процессе восприятия и анализа художественных текстов. 1 -'
В качестве стимульного материала нами в формирующем эксперименте использовались поэтические произведения, в которых ставились социальные проблемы не только студенчества, но и общества в целом. Предпочтение отдавалось поэзии, так как в ней в наиболее концентрированной и заостренной форме авторы выражают свои мысли и чувства. К тому же небольшие по объему стихотворения более удобны, нежели прозаические произведения, для их психологического анализа.
На начальной стадии формирующего эксперимента студентам предлагались тексты с содержательно-фактуальной информацией, в частности, строки А.Т. Твардовского: «Я знаю, никакой моей вины...»
Этот текст содержит эксплицитное указание на эмоцию вины. Противоречие же чувств лирического героя и его разума составляет центр эмоционального напряжения текста и представлено имплицитно. При восприятии художественного образа «вины» в этом стихотворении студенты не заметили в выражении чувства вины лирическим героем приращения дополнительного смысла, несущего семантическую и эстетическую нагруженность образа. Из 300 студентов экспериментальных групп только 10% указали на внутреннее противоречие разума и чувств лирического героя. После проведенного нами анализа стихотворения А.Т. Твардовского отвлекаемость от контекста, стереотипность и субъективность восприятия у всех трех типов -мыслительного, эмоционального и интуитивного - несколько снизились.
В формирующем эксперименте по развитию эмпатических способностей у студентов-психологов в учебном процессе использовались более сложные для восприятия и понимания тексты, содержащие не фактуальную, а концептуальную информацию, например, стихотворение Ф.И. Тютчева «Когда в кругу убийственных забот...»
Оказалось, что с усложнением художественного образа при дефиците эксплицитной информации на коммуникативной стадии восприя£ия у студентов доминировал мыслительный канал, эмоциональный оказался на втором месте, а интуиция на гребем. Подобная иерархия обьясняе|ся 1ем, чю образы, не выраженные эксплицитно, труднее поддавались идентификации и не вызывали эмоционального отклика у студентов. Их творческое воображение.
трансформировалось в элементарный пересказ, в трансляцию ситуации. Однако после анализа этого стихотворения в экспериментальных группах его восприятие студснтам^-психологами заметно стало более эмпатийным.
На заключительном этапе формирующего эксперимента работы нами было усложнено информационное содержание художественных текстов, которые наряду с содержательно-фактуальной и содержательно-концептуальной имели еще и содержательно-подтекстовую информацию. В частности, на этом этапе в качестве экспериментального текста нами было использовано стихотворение М.И. Цветаевой «Свидание».
Как показал анализ особенностей восприятия студентами-психологами экспериментальных групп этого стихотворения, очевиден рост случаев эмпатийного восприятия поэтического текста при уменьшении стереотипности его восприятия.
Динамика роста эмпатийности восприятия художественных произведений в формирующем эксперименте представлена на рисунке №1.
Динамика роста эмпатийности воприятия художественных произведений
76
15
3 О О'
§ к
5
X к
¡1
о а
№ 1 О
б 1 этап ■ 2 этап @3 этап
5 ■
о
Рис. 1. Динамика роста эмпатийности восприятия художественных произведений.
Рост эмпатийности восприятия художественных произведений в течение одного семестра составил 62%, причем отклонение от контекста уменьшилось на 40%, наивность восприятия снизилась на 15%, исчезли трансляция ситуации и стереотипность. Данное обстоятельство является несомненным следствием приобщения студентов к систематическому чтению и психологическому анализу поэтических произведений.
Для диагностики эффективности влияния художественной литературы на развитие эмпатических способностей студентов-психологов экспериментальных групп на заключительном этапе психолого-педагогического эксперимента была использована «литературная игра в портреты», автором которой является выдающийся писатель-классик И.С. Тургенев. Суть «игры в портреты» в следующем. И.С. Тургенев рисовал портреты, в которых ему удавалось улавливать и передавать те редкие мгновения, в которых человеческое лицо выражает свою главную черту. По
условиям игры каждый ее участник на основе деталей внешнего облика изображенных на портрете лиц писал психологическую характеристику. В нашем эксперименте в качестве образца и критерия высокого уровня развития эмпатических способностей выступали написанные И.С. Тургеневым словесные характеристики, которые сопоставлялись с словесными характеристиками, написанными студентами.
Разумеется, средствами художественной литературы и в первую очередь средствами лирики развивается прежде всего эстетическая эмпатия - вчувствование в художественный объект. Но благодаря явлению переноса эстетическая эмпатия не может не способствовать обогащению эмпатии реальной, то есть вчувствованию и пониманию в реального человека, изображенного на портрете.
Данные о влиянии художественной литературы на развитие эмпатических способностей студентов-психологов в «литературной игре в портреты» отражены на рисунке № 2.
Влияние художественной литературы на развита« эмпатических способностей студентов-психологов в "литературной игре в портреты"
27'
ткепсоичсятальняя rntnni ¿300 чел.>
Рис. 2. Влияние художественной литературы на развитие эмпатических способностей студентов-психологов в «литературной игре в портреты».
Сравнительный анализ словесных характеристик портретов №177 (первая степень сложности) и №142 (вторая степень сложности), авторами которых являются студенты экспериментальных и контрольных групп, совпадаемых с характеристиками И.С. Тургенева, составляют: в контрольных группах портрет №177 - 240 совпадений, портрет №142 - 167 совпадений, в экспериментальных группах портрет №177 - 801 совпадение, портрет №142 - 1222 совпадения. Таким образом, результаты «игры в портреты» подтверждают влияние художественной литературы на развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы. Уровни развития эмпатических способностей студентов-психологов отражены в рисунке № 3:
Уровни развития эмпатических способностей студентов - психологов
200 -180 160
180
140 -
120 -.
100 -
!--•--доэксперимента , I е после эксперимента' |
80
60
40 ч 20 -0 -
очень низкий заниженный средний
очень высокий
Уровни
Рис. 3. Уровни развития эмпатических способностей студентов-психологов.
Как наглядно видно на рисунке №1, очень высокий уровень развития эмпатических способностей до эксперимента имели 29 студентов, а после эксперимента 104 из 300 испытуемых. На среднем уровне до эксперимента находилось 112 студентов, а после эксперимента - 180; вместо 120 студентов, имевших заниженный уровень до эксперимента, стало 15 после эксперимента. Примечательно, что после эксперимента все 39 человек с очень низким уровнем развития переместились на более высокие уровни. Таким образом, динамика развития эмпатических способностей у студентов-психологов под влиянием художественной литературы налицо.
Заключение. В результате проведенного диссертационного исследования подтверждены гипотеза и положения, выносимые на защиту. В частности, детально рассмотрены рациональный, эмоциональный и интуитивный компоненты в структуре эмпатических способностей; определены роль предкоммуникативной, коммуникативной и посткоммуникативной стадий восприятия поэтического текста в развитии эмпатических способностей; выявлены факторы, отрицательно воздействующие на восприятие поэтических текстов студентами-психологами; сформулированы критерии эмпатического восприятия; установлены индивидуально-типические варианты восприятия художественного произведения студентами-психологами; разработана и апробирована программа спецкурса «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы».
Главный смысл диссертационного исследования заключается в том, что экспериментально доказана возможность развития эмпатических способностей у
студентов-психологов средствами художественной литературы в рамках соответствующего спецкурса.
На основе проведенного исследования сформулированы новые задачи, которые предстоит решить в будущем:
не ограничиваясь спецкурсом, необходимо разработать программу развития эмпатических способностей у студентов-психологов средствами художественной литературы в учебном процессе на лекционных, семинарских и практических занятиях по общей, возрастной, педагогической, социальной психологии и психологии личности;
формировать в учебном процессе наряду с эмпатическими способностями у студентов-психологов средствами художественной литературы и другие профессионально-значимые качества.
В перспективе данные диссертационного исследования могут быть внедрены в учебно-воспитательный процесс на психологических факультетах в других вузах."
Основные результаты исследования отражены в пяти публикациях:
1. Щербакова H.A. К проблеме понимания художественного текста / H.A. Щербакова // Проблемы русистики на рубеже ХХ-ХХ1 в.в. Сборник научных трудов. - Воронеж, 2001. - С. 84-88.
2. Щербакова H.A. Развитие эмпатических способностей студентов-психологов как профессионально значимого качества / H.A. Щербакова // Ежегодная научная сессия. - 2001. - Воронеж: ВЭПИ, 2001. - С. 42-43.
3. Щербакова H.A. Факторы, оказывающие отрицательное воздействие на продуктивность тренинга по развитию эмпатических способностей студентов-психологов / H.A. Щербакова // Профессиональное образование психолога. Интеграция теории и практики. - Воронеж: ВГУ, 2002. - 424 с.
4. Щербакова H.A. Художественная литература как средство развития эмпатических способностей студентов-психологов / H.A. Щербакова // Теоретические прикладные проблемы образования и науки. Психология. Выпуск 1. - Воронеж, 2002. -С. 152-156.
5. Щербакова H.A. Учет негативных явлений в тренинге по развитию эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы / H.A. Щербакова // Материалы научной сессии ВЭПИ. - 2002. - Воронеж, 2002. - С. 22.
ЩЕРБАКОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Автореферат Лицензия на издательскую деятельность ИД № 06248 от 12. II 2001 г Подписано в печать 1804 2003г Формат 60x84/16 Бумаги офсетная Печать офсетная Тира* 100 экз Заказ №913
Изд-во Курского государственного педагогического университета
_ 303000, г Курск, ул Радищева, д 33_
Отпечатано в лаборатории оперативной полиграфии КГПУ
I
í
Р 10275
jLeo?-A
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Щербакова, Наталья Александровна, 2003 год
Введение
Глава I. Теоретические основы развития эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы
1.1. Сущность, структура, механизмы и формы выражения эмпатических способностей
1.2. Специфика функциональной организации художественного текста как средства развития эмпатических способностей студентов-психологов
1.3. Восприятие художественной литературы как одно из эффективных условий развития эмпатических способностей студентов-психологов
Глава II. Опытно-экспериментальное развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы
2.1.Констатирующий эксперимент: его организация и результаты
2.2.Динамика развития эмпатических способностей студентов-психологов в рамках спецкурса «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы»
2.3.Диагностика эффективности влияния художественной литературы на развитие эмпатических способностей в игре в портреты
Введение диссертации по психологии, на тему "Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы"
Имеющийся в настоящее время в стране дефицит высококвалифицированных кадров психологов и повышенная потребность в решении острых психологических проблем, возникших в последнее десятилетие в обществе, инициировали появление многочисленных факультетов психологии в государственных вузах и в коммерческих образовательных структурах. В связи с тем, что профессия психолога сегодня стала массовой, проблема профессиональной подготовки психологических кадров в вузе является актуальной.
Неслучайно различные аспекты этой проблемы рассматриваются в трудах АГ. Асмолова, М.Р. Битяновой, Т.А. Верняевой, Н.И. Вьюновой, И.В. Дубровиной, Ю.М. Забродина, Т.В. Заморской, Е.И. Исаева, Н.В. Кузьминой, А.Г. Лидерса, А.К. Марковой, Р.В. Овчаровой, A.M. Прихожан, Е.И. Рогова, В.В. Рубцова и других ученых. Однако, несмотря на значительное количество исследований к настоящему времени еще не сложилась целостная концепция формирования профессиональных способностей у студентов-психологов в учебном процессе.
Известно, что гуманные отношения между людьми во многом определяются способностями сочувствовать, сопереживать и понимать внутренний мир другого человека. Эти способности особенно необходимы в профессиональной деятельности психолога, в которой эмпатическое общение является главной составляющей. В современной психологической науке они чаще именуются эмпатией и реже - эмпатическими способностями.
Различные аспекты эмпатии и эмпатических способностей отражены в исследованиях отечественных и зарубежных авторов: P.O. Агавеляна, В.В. Бойко, С.Б. Борисенко, Т.П. Гавриловой, Е.П. Ильина, Е.А. Ичаловской, Ю.А. Менджерицкой, Т.П. Пашуковой, А.П. Сопикова, Н.А. Седых, Л.П. Стрелковой, Н.А. Сухих, Э. Titchener, Шибутани, D. Beres, S.M. Berger,
Epstein, M.L. Hoffman, S.C. Mahoney, A. Mehrabian, B. Speroff, J. Sidman, E. Stotland.
Анализ работ этих авторов показал, что в настоящее время практически не решенным оказался вопрос о развитии эмпатических способностей средствами художественной литературы. Как предмет она в учебно-воспитательном процессе на факультетах психологии не значится. В итоге богатейшие возможности художественной литературы в развитии эмпатических способностей у студентов-психологов не реализуются.
Это противоречие между возможностями художественной литературы в развитии эмпатических способностей у студентов-психологов и неиспользованием этих возможностей определили проблему нашего диссертационного исследования, которая заключается в выявлении средств художественной литературы, эффективно влияющих на развитие профессионально значимых эмпатических способностей студентов-психологов в учебном процессе.
Объект исследования - эмпатические способности студентов-психологов.
Предмет исследования - развитие эмпатических способностей студентов-психологов в учебном процессе средствами художественной литературы.
Цель исследования — разработка и апробация программы развития эмпатических способностей у студентов-психологов средствами художественной литературы.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Уточнить сущность, структуру и механизмы развития эмпатических способностей студентов-психологов.
2. Выявить функциональные возможности организации поэтического текста и роль стадий его восприятия (предкоммуникативной, коммуникативной, посткоммуникативной) в развитии у студентов-психологов эмпатических способностей.
3. Экспериментально определить критерии, уровни и индивидуально-типические варианты восприятия поэтического текста студентами-психологами.
4. Установить факторы, отрицательно воздействующие на процесс восприятия поэтического текста студентами-психологами.
5. Разработать и апробировать спецкурс «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы».
Гипотеза диссертационного исследования: развитие эмпатических способностей у студентов-психологов в учебном процессе средствами художественной литературы будет осуществляться успешно, если:
- учтены сущность (вчувствование в эстетический объект), специфика (эстетический характер), структура (рациональный, эмоциональный, интуитивный компоненты), механизмы развития эмпатических способностей: идентификация, синтония, рефлексия;
- определены стадии (предкоммуникативная, коммуникативная, посткоммуникативная), критерии (эмпатийная глубина, целостность, эстетичность и адекватность) и индивидуально-типические варианты восприятия поэтического текста студентами-психологами: эмпатийный, отвлекающийся, стереотипный, наивный, транслирующий, субъективный;
- использованы особенности функциональной организации поэтического текста: образность и эстетический характер поэтического слова; виды информации: содержательно-фактуальная, содержательно-концептуальная, содержательно-подтекстовая и другие средства художественного текста;
- преодолены негативные факторы, отрицательно влияющие на восприятие поэтического текста студентами-психологами: отсутствие интереса к художественной литературе, стереотипизация восприятия художественного текста, несформированность установок на данный вид работы и т.д.;
- в учебном процессе студентов-психологов будет реализована программа спецкурса: «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы».
Методологической основой исследования являются концепции отечественных психологов на природу способностей человека (Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, К.К. Платонов, В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков); генетический принцип изучения способностей в процессе их развития (А.Г. Ковалев); принцип сочетания различных подходов в изучении способностей: личностного, деятельностного, компонентного, междисциплинарного (Б.М. Теплов, A.M. Матюшкин, В.Э. Чудновский); идея гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс); научные положения о групповой работе и ее влиянии на личностное и профессиональное развитие (Ю.Н. Емельянов, JI.A. Петровская, С.В. Петрушин, И.В. Вачков и др.); суждения психологов о роли эмпатии в процессе межличностного общения (Т.П. Гаврилова, В.В. Бойко, К. Роджерс, В.Н. Мясищев и др.); точки зрения на проблему восприятия художественного текста (JI.C. Выготский, Г.Г. Граник, Л.Г. Жабицкая, М.Г. Качурин, Г.Н. Кудина, A.M. Левидов, Н.Д. Молдавская, А.А. Мелик-Пашаев, В.Г. Маранцман, О.И. Никифорова, З.Н. Новлянская, С.Х. Раппопорт, Л.Н. Рожина,О.В. Соболева, И.И. Тихомирова), а также концепции исследователей в области поэтики художественного текста (М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, И.Р. Гальперин, О.В. Загоровская, Ю.М. Лотман).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической, методической, литературоведческой, лингвистической литературы; констатирующий и формирующий эксперименты; тестирование студентов-психологов; метод экспертных оценок; математическая статистика.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали гуманитарно-психологический факультет МОУ Воронежского экономико-правового института и его представительства в городах Алексеевна, Липецк, Лебедянь, Лиски, Россошь, Старый Оскол, Урюпинск и психолого-педагогический факультет Воронежского государственного педагогического университета.
В опытно-экспериментальной работе участвовало 600 студентов-психологов I-V курсов очной и заочной форм обучения: 300 - в контрольных группах и 300 - в экспериментальных группах, в которых апробировалась авторская программа спецкурса «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы». В рамках данного спецкурса проводился тренинг, направленный на развитие эмпатических способностей. 20 преподавателей психологии Воронежского государственного педагогического университета, Воронежского государственного университета, МОУ Воронежского экономико-правового института принимали участие в диссертационном исследовании в качестве экспертов.
Основные этапы исследования: первый этап (1999-2000г.г.) включал теоретический анализ литературоведческой, психологической, педагогической, методической, лингвистической литературы по теме исследования, сбор эмпирических материалов на пилотажной стадии опытно-экспериментальной работы, а также определение объекта, предмета, цели, задач диссертационного исследования и выдвижение рабочей гипотезы; второй этап (2000-2001 г.г.) был посвящен экспериментальному исследованию, уточнению рабочей гипотезы и структуры эмпатических способностей, определению критериев и уровней их развития; третий этап (2002-2003г.г.) завершался анализом и обобщением экспериментальных данных и литературным оформлением диссертационного исследования.
Научная новизна: обобщены и уточнены представления о сущности, эстетической специфике эмпатических способностей как профессионально значимых качествах личности психолога и их структуре, включающей в себя рациональный, эмоциональный и интуитивный компоненты; определена роль стадий восприятия поэтического текста студентами-психологами: предкоммуникативная стадия формирует установку на восприятие поэтического текста; на коммуникативной стадии осуществляется психологический анализ поэтического текста и посткоммуникативная стадия оказывает эстетическое воспитательное воздействие на личность студента-психолога; установлены наиболее типичные варианты восприятия поэтического текста студентами-психологами: эмпатийный, отвлекающийся, наивный, транслирующий, стереотипный, субъективный; сформулированы критерии эмпатийного восприятия поэтического текста студентами-психологами: эмпатийная глубина и целостность восприятия, чувство языка художественного произведения, эстетичность эмпатийного восприятия, его адекватность авторской картине мира; доказана необходимость введения в учебный процесс на психологических факультетах спецкурса «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы».
Теоретическая значимость: полученные данные обогащают складывающуюся концепцию формирования профессионально значимых качеств у студентов-психологов в учебном процессе; доказана возможность использования художественной литературы как средства развития эмпатических способностей у студентов-психологов.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке программы спецкурса «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы» на гуманитарно-психологическом факультете МОУ Воронежского экономико-правового института. Наряду с этим спецкурсом материалы диссертационного исследования используются психологами
Воронежского экономико-правового института в лекционных курсах, на семинарских и практических занятиях по общей, педагогической, возрастной, социальной психологии и психологии личности.
Положения, выносимые на защиту: эмпатические способности являются профессионально значимыми качествами в личности психолога, имеющими четко выраженную сложную структуру: рациональный компонент включает в себя мышление словесно-художественными образами, ассоциативное мышление, умение принять точку зрения другого, способность адекватно воспринимать изображенную в литературном произведении ситуацию, читательскую наблюдательность, умение анализировать художественное произведение, способность к рефлексии, словесно-образную память; эмоциональный компонент включает в себя способность адекватно реагировать на художественный образ, видеть и распознавать эмоциональные состояния персонажей, способность к сочувствию и сопереживанию, способность отличать эмоции текста от жизненных эмоций, способность к альтруистичным переживаниям, эмоциональную гибкость, способность к катарсису, эмоциональную память; интуитивный компонент включает в себя воображение, чувство художественного слова и формы, способность входить во внутренний мир другого, восприимчивость к эстетическому и воспитательному воздействию художественной литературы; механизмами развития эмпатических способностей студентов-психологов являются: идентификация, синтония, рефлексия; одним из эффективных психолого-педагогических условий развития эмпатических способностей студентов-психологов является спецкурс «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы»; характерными средствами развития художественной литературы, влияющих на развитие эмпатических способностей студентов-психологов, являются следующие положения: о «приращениях смысла», которыми обогащается семантика слова в произведениях словесного искусства; о неизбежной образности каждого слова в литературном произведении; о классификации художественных образов: лексических, метаобразов, единичных образов и образов-интерферентов, обычных и символических, индивидуально-авторских, традиционных образов и образов-мифологем; о структуре поэтического текста; о трех видах информации в художественном тексте: содержательно-фактуальной, содержательно-концептуальной, содержательно-подтекстовой; об эстетической значимости художественного слова в литературном произведении; о субъективной сущности художественного текста; в качестве содержательных возможностей стадий восприятия художественной литературы в процессе развития эмпатических способностей выступают: предкоммуникативная стадия направлена на осознание темы художественного произведения, подготовку восприятия, выработку читательской направленности, положительных установок; коммуникативная стадия включает в себя непосредственное восприятие художественного произведения, в процессе которого студенты обсуждают свои первые впечатления, формулируют проблему текста, психологический анализ текста, обуславливающий адекватность эмпатийного восприятия художественного образа; посткоммуникативная стадия оказывает эстетическое и воспитательное воздействие на личность читателя. факторами, которые оказывают отрицательное воздействие на восприятие художественных произведений студентами-психологами, являются: несформированность необходимых установок на данный вид работы; закрытость и агрессивная настроенность некоторых участников, вызванные стереотипной боязнью оказаться некомпетентными; стереотип восприятия ведущего в роли учителя, преподавателя, а следовательно, боязнь сделать что-то не так, как просит ведущий; отсутствие интереса к художественной литературе; тотальная стереотипизация мышления в нетрадиционных ситуациях. В данном случае проецируется как реальный жизненный опыт участников, так и желаемые жизненные ситуации вместо действительных. критериями эмпатийного восприятия художественного текста выступают: эмпатийная глубина восприятия, предполагающая проникновение читателя в художественное обобщение, в его образную природу посредством эмоционального, интуитивного, рационального каналов восприятия; целостность эмпатийного восприятия, способствующая постижению внутреннего мира художественного произведения, системы его образов; чувство языка художественного произведения, характеризующееся владением стиля и жанровым своеобразием художественного произведения; эстетический уровень эмпатийного восприятия, позволяющий читателю проникать в общекультурную систему образов отечественного и мирового искусства, что очень важно для профессионального и личностного роста психолога; относительную адекватность эмпатийного восприятия произведения авторской картине мира, обусловленной его анализом, выявлением системы художественных образов текста в общекультурной традиции. индивидуально-типическими вариантами восприятия художественного произведения студентами-психологами являются: эмпатийный, отвлекающийся, наивный, транслирующий, стереотипный, субъективный.
Апробация исследования. Выводы и положения диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедр педагогики и психологии Воронежского государственного педагогического университета, общей и социальной психологии МОУ Воронежского экономико-правового института; на межрегиональной научно-методической конференции «Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики» (Воронеж, 2002 г.). Результаты диссертационного исследования воплотились в программе для студентов-психологов «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы».
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены опорой на методологические позиции известных отечественных и зарубежных ученых; комплексным использованием методов теоретического и экспериментального исследования; научной апробацией результатов исследования в ходе их обсуждения психологами и педагогами и в шести публикациях автора.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 173 источника, из них 13 зарубежных авторов, и 11 приложений. Общий объем диссертации составляет 201 страницу.
Заключение диссертации научная статья по теме "Педагогическая психология"
В результате проведенного диссертационного исследования получены следующие новые данные:
1. Уточнены сущность, структура и механизмы функционирования эмпатических способностей, а именно: сущность эмпатических способностей определяет их как профессионально значимое качество в личности психолога, которое обеспечивает успешность его профессиональной деятельности; структура эмпатических способностей имеет четко выраженную общепринятую дифференциацию по трем каналам их протекания, включающих в себя ряд способностей, характерных для соответствующего вида деятельности, а именно - восприятия произведений художественной литературы: рациональный канал включает в себя мышление словесно-художественными образами, ассоциативное мышление, умение принять точку зрения другого, способность адекватно воспринимать изображенную в литературном произведении ситуацию, читательскую наблюдательность, способность анализировать художественное произведение, адекватно определять, выявлять, воспринимать и анализировать эстетическую информацию, способность к рефлексии, словеснообразную память; эмоциональный канал включает в себя способность адекватно реагировать на художественный образ, видеть и распознавать эмоциональные состояния персонажей, способность к сочувствию и сопереживанию, способность отличать эмоции текста от жизненных эмоций, способность к альтруистичным переживаниям, эмоциональную гибкость, способность к катарсису, эмоциональную память; интуитивный канал включает в себя воображение, способность отличать образы воображения от образного мышления и образов памяти, чувство художественного слова и формы, способность входить во внутренний мир другого, восприимчивость к эстетическому и воспитательному воздействию художественной литературы.Выделены механизмы функционирования эмпатических способностей, среди которых следует выделить идентификацию, синтонию, рефлексию.2. Характерными средствами развития художественной литературы, влияющих на развитие эмпатических способностей студентов-психологов, являются следующие положения: о «приращениях смысла», которыми обогащается семантика слова в произведениях словесного искусства (В.В.
Виноградов); о неизбежной образности каждого слова в литературном произведении (В.В, Виноградов, В.Г. Винокур); о классификации художественных образов: лексических, метаобразов, единичных образов и образов-интерферентов, обычных и символических, индивидуально авторских, традиционных образов и образов-мифологем (А.Д. Григорьева, Б.А. Ларин, Е.И. Нижегородова); о структуре поэтического текста (Ю.М.
Лотман); о трех видах информации в художественном тексте: содержательно-фактуальной, содержательно-концептуальной, содержательно-подтекстовой (И.Р. Гальперин); об эстетической значимости "W< художественного слова в литературном произведении (Л.С. Ковтун, О.В.
Загоровская); о субъективной сущности художественного текста (В.В. Виноградов, Л.Я. Гинзбург);
3. Определены содержательные возможности стадий восприятия художественной литературы в процессе развития эмпатических способностей: предкоммуникативная стадия направлена на осознание темы художественного произведения, подготовку восприятия, выработку читательской направляемости, положительных установок; коммуникативная стадия включает в себя непосредственное восприятие художественного произведения, в процессе которого студенты обсуждают свои первые впечатления, формулируют проблему текста и стадии анализа, которые формируют адекватность эмпатийного восприятия художественного образа; посткоммуникативная стадия оказывает эстетическое и воспитательное воздействие на личность психолога.4. Выявлены факторы, оказывающие отрицательное воздействие на восприятие художественных произведений студентами-психологами, среди которых: несформированность необходимых установок на данный вид работы; закрытость и даже агрессивная настроенность участников, вызванные стереотипной боязнью оказаться некомпетентными; стереотип восприятия ведущего в роли учителя, преподавателя, а следовательно, боязнь сделать что-то не так, как просит ведущий; отсутствие интереса к художественной литературе; тотальная стереотипизация мышления в нетрадиционных ситуациях, обусловленная профессиональной деятельностью, жизненными интересами, направленностью личности, ее опытом, а также стереотипными блоками; выступает такой механизм психологической защиты, как проекция. В данном случае проецируется как реальный жизненный опыт участников, так и желаемые жизненные ситуации вместо действительных.5. Сформулированы критерии эмпатийного восприятия, такие как: эмпатийная глубина восприятия предполагает проникновение читателя в художественное обобщение, в его образную природу посредством эмоционального, интуитивного, рационального каналов восприятия; целостность эмпатийного восприятия предполагает восприятие внутреннего мира художественного произведения, систему его образов; чувство языка художественного произведения, характеризующееся владением стиля и жанровым своеобразием художественного произведения; эстетический уровень эмпатийного восприятия позволяет читателю проникать в общекультурную систему образов отечественного и мирового искусства, что очень важно для профессионального и личностного роста психолога; адекватность эмпатийного восприятия авторской картине мира обусловливается его анализом, то есть выявлением системы художественных образов текста в общей культурной традиции; наличие собственного мнения в процессе работы с художественньшЕ произведением на всех стадиях; сформированное личностное отношение к искусству.6. Выделены и обоснованы индивидуально-типические варианты восприятия художественного произведения студентами-психологами: отвлекающийся, наивный, транслирующий, стереотипный, субъективный, эмпатийный.7. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработан и осуществлен новый подход к развитию эмпатических способностей у студентов-психологов средствами художественной литературы.8. Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы спецкурса «Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы» в условиях учебно-воспитательного процесса в вузе, направленного на развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы.В перспективе данные диссертационного исследования могут быть внедрены в учебно-воспитательный процесс на психологических факультетах вузов.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Щербакова, Наталья Александровна, Курск
1. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений / В.М. Аллахвердов. - СПб.: Издательство ДНК, 2001. - 200с.
2. Басина Е.З., Насиновская Е.Е. Роль идентификации в формировании альтруистических установок личности / Е.З. Басина, Е.Е. Насиновская // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1977. №4, С. 33-41.
3. Белинский В.Г. Эстетика и литературная критика: В 2-х т./ В.Г. Белинский. М.: Художественная литература, 1959. Т. 2. - С. 321-323.
4. Беляева Л.И. К вопросу о типологии читателей / Л.И. Беляева // Проблемы социологии и психологии чтения. М.: Книга, 1975. - С. 143-161.
5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. М.: МГУ, 1982. - 199с.
6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. Взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. М.: «Филинъ», 1996. - 472 с.
7. Виноградов В.В. О языке художественной литературы / В.В. Виноградов. М., 1959. - 662 с.
8. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. М.: Искусство, 1965. - 379 с.
9. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. 1975. - №2. - С. 147-158.
10. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств / Т.П. Гаврилова. М.: Знание, 1984. - 80 с.
11. Граник Г.Г., Соболева О.В. Путешествие в страну книги / Г.Г. Граник, О.В. Соболева. -М.: МПО «Образование», 1998. 255 с.
12. Дранков В.Л. О воображении в процессе чтения художественной литературы / В.Л. Дранков // Труды ЛГБИ им. Н.К. Крупской, 1958. С. 119-140.
13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. -СПб.: «Питер», 2000. 359 с.
14. Жабицкая Л.Г. Воображение и восприятие художественной литературы / Л.Г. Жабицкая // Советская педагогика. 1971. - №10.- С.82-89.
15. Жабицкая JI.Г. Восприятие художественной литературы и личность / Л.Г. Жабицкая. Кишинев: Штиинца, 1974. - 134 с.
16. Загоровская О.В. Об эстетической функции языка, (из истории вопроса) / О.В. Загоровская // Поэтическая стилистика. Воронеж, 1982. - С.7-16.
17. ИзардК. Эмоции человека/ К. Изард.-М., 1980.
18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2001. -252 с.
19. Корсунский Е.А. «Игра в портреты» как средство диагностики и развития психологической проницательности школьников и учителей / Е.А. Корсунский // Вопросы психологии. 1985. - №3. - С. 144-149.
20. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская // Психология межличностного познания. М: Педагогика, 1981. -С. 92-122.
21. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974. - 285 с.
22. Левидов A.M. От непосредственного восприятия литературного произведения к глубокому пониманию прочитанного / A.M. Левидов // Библиотеки СССР. 1972. - Выпуск 55. - С. 15-27.
23. Левидов A.M. Автор образ - читатель / A.M. Левидов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. - 360 с.
24. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха / Ю.М. Лотман. Л., 1972.-271 с.
25. Мясищев В.Н. Психология отношений. Под ред. А.А. Бодалева / В.Н. Мясищев. М.-Воронеж, 1995. - 315 с.
26. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. М.: Книга, 1972. - 152 с.
27. Новиков Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста / Л.А. Новиков. М., 1979. - 256 с.
28. Рубинштейн С.Jl. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. - 424 с.
29. Якобсон П.М. Психология чувств / П.М. Якобсон. М.: Изд-во АН РСФСР, 1958. - 384 с.