автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Соотношение интеллектуальной и творческой одаренности у детей 4-6 лет
- Автор научной работы
- Ищенко, Ирина Поликарповна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1993
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.07
Автореферат диссертации по теме "Соотношение интеллектуальной и творческой одаренности у детей 4-6 лет"
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОгаЧЕСКИЙ ИЖТИТУТ
На правах рукописи
ИЩЕНКО Ирина Поликарпова , ,
СООТНОШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ
19.00.07 - шцагогичаокая и возрастная психология
Авторефера т
диооертации на ооиоканиа ученой степени кандидата психологических наук
Москва - 1993
I у, -
Работа выполнена в Психологическом институте Российской Академии образования.
доктор психологических наук, профессор А.М.МАТШКИН-
доктор психологических наук, профессор Я.А.Пономарев
кандидат психологических наук В.М.БОРИСОВА
Ведущее учреждение - Центр "Дошкольное детство" им.А.В.Запорожцу
Защита состоится "_"__1993 г. в_
часов на заседании специализированного совета К-018.03.01 по присуждению ученой степени кандидата психологических наук в Психологическом институте РАО по адресу: 103009, Москва, ул. Моховая, 9, корпус "В".
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.
Автореферат разослан "_" 1993 г.
Научный руководитель -Официальные оппоненты:
Ученый секретарь специализированного совета кандидат психологических наук \)/ ЬйпУОМЛ Т.Н.Боркова
Актуальность иооледования. В современной психологии возрастает интерес к изучению одареннооти, который определяется задачами выявления и развития творчеокого потенциала людей и развития творческой личности. В этой связи актуальными становятся исследования, направленные на изучение условий, способствующих раокрытию'и реализации творчеокого потенциала ребенка. Необходимость подобных исследований вытекает из общеизвестного положения о том, что истоки творческого развития лежат именно в детоком возраста. Многие' авторы указывают на исключительно важное значение дошкольного возраста для развития одареннооти и творчества (П.Торрено, Б.Блум , А.М.Матюшкин).
Уопехи в развитии генетичеокой психологии, дифференциальной психофизиологии, возраотной и педагогической психологии ооздали теоретические предпосылки для изучения природы общей одареннооти! ее развития и диагностики (Э.А.Голубева, О.М.Дьяченко, К.В.Тарасова, Н.Н.Поддьяков, И.В.Равич-Щербо). Исследования показывают, что одаренность как сложное психологическое явление, неотделимое от целостной личности, развивается в течение жизни, поэтому ее изучение должно проводиться на различных стадиях онтогенеза, начиная о раннего и дошкольного детотва.
Иооледования, ведущиеся в русле концепции творческой одаренности (А.М.Матншш), направлены на изучение развития одаренности в школьном возрасте (И.С.Аверина, Г.Д.Чистякова, Н,Б.Шумакова, Е.И.Щебланова, В.С.Юркевич, Е.Л.Яковлева и др.) "и в дошкольном детотве (Е.С.Белова, К.В.Тарасова).
Изучение развития творческого потенциала ребенка как основы творческой одаренности в дошкольном возраоте не было до сих пор предметом специального исследования. Проблема развития творчеокого потенциала ребенка-дошкольника нузвдается в углубленном изучении и разработка адекватных возрастным особенностям детей методов диагностики творческого потенциала. Разработка данной проблемы пймояот лучше понять природу одареннооти, раскрыть механизмы ее развития, а также решить вопрос о построении психологически корректных стратегий воспитания и обучения, позволяющих учитывать индивидуальные особенности и возможности развития одаренного ребенка.
Сложившаяся в предыдущие года практика общественного вое-
питания детей дошкольного возраста не предусматривала возможности развития творческих потенций ребенка как специальную задачу. В современных условиях в связи с гуманизацией воспитания детей, предполагающей обеспечение полноценного психического разглтия и эмоционального благополучия, вопрос о развитии творческих возможностей одаренных детей может решаться как на уровне семеШкго воспитания, так и в общественных дошкольных учреждениях.
Все вышесказанное обусловливает актуальность изучения развития творческого потенциала ребенка как основы творческой одаренности.
Методологической основой исследования явились следующие теоретические положения:
1. Общение является решающим фактором общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве. Общение и взаимодействие со взрослым решающим образом определяет направление и темпы развития ребенка, в частности, уровень и харак- ■ тер его познавательной активности. На каждом этапе детства существуют оптимальные формы•взаимодействия взрослого с ребенком, отвечающие его возрастным возможностям и способствующие развитию его познавательной активности и личности ( исследования М.И.Лисиной и сотрудников).
2. Природные (в том числе генетические) предпосылки рассматриваются в качестве одного из условий, определяющих уровень активности ребенка: физической, интеллектуальной, исследовательской О.А.Голубева» В.М.Русалов, И.В.Равич-Щербо, Н.С.Лейтес). Активность развивается прижизненно, качественно преобразуясь на всех этапах детства (Н.С.Лейтес).
3. Познавательная исследовательская активность детей проявляется в любознательности, стремлении к новому,, отсутствии страха перед ним, эмоционально-положительном отношении к новому. Исследовательская активность, характеризуется как надситуа-тивная, бескорыстная, ненасыщаемая, избирательная (В.А.Петровский, Д.Б.Богоявленская). Она порождается потребностями ребенка в новых впечатлениях, новой информации, познавательными (Л.И.Божович, М.И.Лисина, А.М.Матюшкин, Н.С.Лейтес, В.С.Юрке-вич и др.).
4. На темп психического развития ребенка влияет социаль-
нов окружение и культурная среда. Одйако, важная роль принадлежит^ собственным усилиям ребенка в ассимиляции того, что предлагает ему среда и социальное окружение. Общее психическое . развитие вдет через активное конструирование, порождение психических новообразований и саморегуляцию (С.Д.Смирнов, А.И.Ми-ракян, О.А.Конопкин,- К.Пийже, Н.С.Лейтес, Н.Н.Поддьяков).
5. Развитие творческой одаренности реализуется через психологические механизмы творчества (С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлин-ский, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев, O.K.Тихомиров, П.Торренс).
'Предмет исследования - особенности интеллектуального и творческого развития одаренных детей дошкольного возраста,.
Цель исследования: исследование соотношения интеллектуальных и творческих возможностей детей 4-6 лет.
Гипотеза исследования состоит в том, что:
1. Творческий потенциал составляет общую основу интеллектуального и творческого развития ребенка. Он включает:
а) доминирующий тип мотивации; б) когнитивные возможности; в) личностные особенности ребенка.
Основными показателями творческого потенциала у детей до-' школьного возраста являются: высокая познавательная активность, легкость усвоения нового, опережающее интеллектуальное развитие, стремление к творчеству в. различных сферах деятельности.
2. В соответствии с установившимися показателями возрастного измерения интеллектуального потенциала (Id) он проявляется как соотношение между умственным и календарным возрастом ребенка, то есть, как опережение в интеллектуальном развитии по сравнению со сверстниками.
Интеллектуальное развитие ребенка определяется как разнообразием и богатством информационной и культурной среды, в которой живет ребенок, так и условиями обучения.
3. Между проявлением творческих возможностей детей и уровнем.их интеллектуального развития (IQ) не существует прямой зависимости. Выдоляются четыра основных типа соотношения уровней интеллектуального развития, и проявления творческих возможностей детей дошкольного возраста:
1) высокий уровень интеллектуального развития соответствует Енсокому уровню творческого потенциала;
2) высокий уровень ТЕорческого потенциала реализуется
при среднем уровне интеллектуального развития;
3) высокий уровень интеллектуального развития достигается при относительно невысоком уровне Творческого потенциала;
4) низкий уровень творческого потенциала соответствует низкому уровню интеллектуального развития.
4. Предпосылками развития творческого потенциала ребенка являются три основна- условия: а) наличие потенциальных творческих возможностей у ребенка (см. пункт I); б) характеристики информационной.и культурной среды (наличие или отсутствие материалов для творчества, учебных и развивающих материалов); в) отношения родителей и близких взрослых к ребенку (наличие помощи, поддержки или ее отсутствие).
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Адаптировать и апробировать стандартизированную шкалу Станфорд-Бине (форма Л-М) для диагностики уровня развития интеллекта детей дошкольного возраста,.
2. Сопоставить уровни интеллектуального развития и творческих возможностей детей 4-6 лет на основе: - эмпирических данных (оценок родителей и воспитателей, наблюдения); - психологической диагностики.
3. Исследовать основные типы соотношений интеллектуального развития и проявлений творческого потенциала детей пяти и шести лэт.
Методы исследования:
1. Срезовый эксперимент, включающий комплекс диагностических методик для исследования творческого и интеллектуального развития детей дошкольного возраста: тест на изобразительное Творческое мышление П.Торренса, стандартизированная шкала Станфорд-Бине, цветные матрицы Равена, задачи Пиаже.
2. Анкетирование родителей для выявления родительских оценок интеллектуальных и творческих возможностей детей.
3. Беседа (интервью) с' воспитателями детского сада для определения данных об учебной успешности и интеллектуальном развитии детей.
4. Анализ особенностей проявления детей в игре и продуктов их творческой деятельности: рисунков, поделок, построек и т.д.
5. Качественный и количественны анализ полученные г.анных
с помощью методов математической статистики.
Новизна исследования состоит в подходе к пониманию высокой одаренности, основу которой составляет творческий потенциал ребенка. В исследовании определены критерии для оценки уровня развития творческого потенциала ребенка в дошкольном возрасте. Впервые в экспериментальнйм исследовании апробирована стандартизированная шкала Станфорд-Бине (форма Л-М) для диагностики интеллектуального развития дошкольников.'
Теоретическая значимость исследования заключается в определении различных соотношений уровней интеллектуальных и творческих возможностей развития одаренных детей.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы и результаты исследования могут использоваться в практической работе психологами и воспитателями детских садов, а разработанные рекомендации родителям одаренных детей дают возможность для развития творческого потенциала ребенка в семье.
Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием методов исследования, адекватных поставленным задачам;, изучением относительно большой выборки детей дошкольного возраста; применением качественного анализа в сочетании со статистическими методами обработки полученных результатов. Исследование проводилось в д/с Л 856 и Л 1511 г.Москвы в 1989-1992 гг. В нем приняли участие 109 детей в возрасте от 3,5 до 6,5 лет.
Апробация результатов исследования. Материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории "Психология одаренности" Психологического института (1989-1992), на научно-практических конференциях (Москва, 1991; Челябинск, 1992); материалы исследования использовались при'проведении семинара для воспитателей, работающих с одаренными детьми (Москва, 1992). Результаты исследования используются в д/саду Л 1511 г.Москвы, работающем по экспериментальной программе для одаренных детей.
Положения, выносимыо на защиту:
I. Полученные результаты позволяют считать, что на кавдом возрастном-этапе (5 и 6 лет) возможны четыре типа соотношения уровней интеллектуального развития и проявления творческих возможностей детей;
I) высокий уровень интеллектуального развития основывается на высоком уровне творческого потенциала; 1 '
2) относительно высокий уровень творческих возможностей реализуется при среднем уровня интеллектуального развития;
Я) высокий уровень интеллектуального развития достигается' при относительно невысоком уровне творческого потенциала; '■ •
л) пнзгсо.му уровню творческого потешшала соответствует ниэкиН уровень интеллектуального развития.
2. Полученные дшпп-е и сделанные выводы позволяют объяснить' указанные различия в зависимости от трех основных условий:
1) потенциальных творческих возможностей ребенка, включающих доминирующи!! тип мотивации, когнитивные 'возможности, креативность и личностные особенности ; г •
2) отношением к ребенку родителей, сверстников, близких, наличия или отсутствия в семье богатой культурно- информационной среды (игрушки, материалы для творчества, учебные и раз-вивакхцие маторипли).
Результаты исследования показывают, что наличие высокого тиорческого потенциала составляет необходимую предпосылку для развития творческой одаренности и достижения высокого уровня интеллектуального развития.
3. Различнио соотношения интеллектуального уровня и творческих возможностей могут бить охарактеризованы либо как благоприятные, либо как неблагоприятные для реализации творческого потенциала, складывающиеся уже в детские годы. Так, например, реализация творческого потенциала может быть затруднена в результате неблагоприятных условий, складывающихся в семье.
Структура-диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Основное содержание работы
Бо введении" обосновмвается актуальность проблемы исследования, определяется предает, цель и гипотеза исследования, формулируются задачи, раскрывае-сл научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
Полная глава диссертации "Одаренность как психологическая проблема" посолпена анализу теоретических, подходов к изучению феномена одарености в отечественной и зарубежной'психологии, а' также отдельных'исследований развития одаренности в детском , . возрасте, выделению особенностей психического и личностного раз-
вития одаренных детей, а таете социальных и психологических условий , способствующих развитию одаренности.
Представления об одаренности претерпели значительные изменения с момента возникновения первых концепций одаренности до наших дней. В психологической науке понятие "одаренность" рассматривалось в связи с понятием способностей личности С А.Бине, Т.Склон, Л.Термен, Б.М.Теплоп, Н.С.Лейтес, В.А.Крутецкий и др.,) . Одаренность связывалась прежде всего с высоким уровнем интеллектуальных способностей индивида ("Л.Термен).
В настоящее время одаренность трактуется как более широкое понятие, нежели способности ('к.Хеллер, Дк. Фельдхьюсен, Дж. Рен-зулли, П. Торренс, Дк. Галлахер, А.М.Матюмкин).Существует несколько подходов к выявлению и изучению одаренности, в рамках которых предлагаются различные модели одаренности (Ч.Спирмен, Л.Терстоун, П.Торренс, Дя.Рензулли, А.М.Матюшкин^ . В большинстве концепций выделяются несколько факторов одаренности: когнитивные, личностные, социально- психологические.
В отечественной психологии одаренность традиционно понималась как высокий уровень развития способностей ( Б.М.Теплов, С.Л.Р/бишптеНн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, НЖТалызина, В.В.Давыдов, Н.С.Лейтес).
В исследованиях U.C. Лелтеса одаренность понимается как вся совокупность способностей личности, а специфические свойства одаренности раскрываются в особенностях усвоения навыков, в умении адекватно реагировать на ситуацию, в твррческой природе достижений. Выделяется два основных, универсальных фактора одаренности : это умственная активность и саморегуляция. На процесс становления одаренности влияет степень соответствия между обоими факторами одаренности. Расположенность к творчеству, по мне- • нию Н.С.Лейтеса, является отличительной чертой детства, причем проявления творчества в каждом возрастном периоде своеобразно. Отмечается широта и пластичность одаренности у детей. Анализ взаимодействия возрастных особенностей развития и одаренности ' связан с идеей о сензитивных периодах развития, которые создают повышенные возможности для развития психики в отдельные периоды детства (Н.С.Лейтес, 1971J.
Идея исследования природы одаренности на основе творчества как обшей предпосылки к развитию творческого потенциала человека нашла свое воплощение в концепции творческой одаренности
' А.М.Матюшкина. Согласно данной концепции величина творческого потенциала у разных людей различна. Творческий потенциал составляет различную основу психического развития, определяет темпы и направление развития. Величина творческого потенциала проявляется на всех возрастных уровнях индивидуального развития человека. Творческий потенциал составляет наиболее важную сторону одаренности. Одаренные дети имеют более высокий творческий потенциал. Наг.Золее общей характеристикой творческого потенциала является исследовательская (познавательная) потребность, составляющая основу познавательной мотивации, которая у одаренного ребенка доминирует по сравнению с другими типами мотивации (В.С.Юркевич). Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Исследовательская активность обеспечивает продуктивные формы мышления, результаты которых выражаются в порождении и решении проблемных ситуаций и творческих проблем (А.Я.Пономарев, А.В.Брушлинский, Ю.Н.Ку-люткин, О.К.Тихомиров, А.М.Мэтюшкин). Исследовательская активность ребенка приводит к открытии мира, порождению образов, становлению перцептивных и сенсорных эталонов (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков), составляющих первичные знания ребенка о мире. Исследовательская активность проявляется у одаренных детей как широкая и "бескорыстная" любознательность по отношению ко всему новому для ребенка (М.И.Лисина, Дж.Бер-лайн). ..
Большинство авторов, анализирующих особенности интеллектуального, творческого и личностного развития одаренных детей, отмечают их преимущество почти по всем параметрам развития: интеллект и познавательная сфера, творчество, учебные успехи, социальные оценки и общение, нравственные и эстетические эталоны, а также физическое развитие (Термен, Кларк, йллахер, Рензулли и лартман, Карне).
Однако, наличие у ребенга одаренности далеко не всегда означает, что он получает "зеленый свет" в своем развитии б обществе. Возможна ситуация, когда одаренность может остаться незамеченной родителями и близким окружением. Многочисленные зарубежные исследования одаренности показывают, что для реализации творческого потенциала рзбацка необходимо наличие целого ряда социальных и психологических .условий (Б.Уайт, П.Торранс,
П.Кляйн, Дж.Фельдхьюсен, Б.Блум и др.). Проведенные исследования позволяют выделить основные факторы, влияющие на развитие творче-скооти ребенка.
В развитии творческой одаренности значительную роль играет прежде всего окружение ребенка. Семья, сверстники, школа, д/сад влияют на развитие личности одаренного ребенка, определяя личный опыт и особенности процесса социализации, которые могут быть решающими для развития одаренности (Монкс, Бакстел и др.). В целом ряде исследований анализируется сложное взаимодействие социальных и психологических факторов . в реализации (творческого потенциала личности.
Таким образом на основе анализа современных направлений в исследовании одаренности можно сделать некоторые выводы:
1. Представления об одаренности как о врожденном и сугубо интеллектуальном явлении сменились новыми теоретическими концепциями, в которых одаренность рассматривается как сложное психологическое явление, вовлекающее целостную личность человека: его интересы,.мотивы, чувства, волю и другие проявления личности.
2. Одаренность не идентична высокому интеллекту, хотя интеллектуальные способности являются одним из ее факторов. Другим важнейшим фактором одаренности является креативность, творческие потенции человека.
3. Одаренность встречается во многих областях деятельности человека: наука, технике, искусстве, учении, - что позволяет выделять разные виды одаренности.
4. Основой одаренности является творческий потенциал личности, который характеризуется доминированием познавательной мотивации, интенсивным проявлением исследовательской активности, быстрым темпом психического развития, высокой сензитивностью к новому, стремлением к творчеству и творческими возможностями личности.
5. Основные компоненты одаренности развиваются в процессе жизни, при этом творческий потенциал на реализуется автоматически, баз влияния жизни и социального окружения, что приводит к различным типам развития одаренности.
6. Для полноценного развития высокого творческого потенциала и личности одаренного ребенка необходимы помощь и поддержка' взрослых, а также целый ряд необходимых условий, в том числе: богатая информационная и культурная среда; состояние здоровья ребенка; любовь взрослого как условие нормирования позитивной Я-концепции;
рандае развитие речи и мыолателышх навыков; приобщение ребенка к творчеству, начиная с 3-4-летнего возраста; специальные творческие программы обучения для одаренных дошкольников.
Во второй глазе "Обоснование проблемы и методов исследования творческой одаренности у детей дошкольного возраста" раскрывается представленный в диссертации подход к изучению творческой одаренности у детей дошкольного возраста и описание комплекса методов, которые били использованы для решения поставленных задач.
В соответствии со сложившимися теоретическими представлениями для диагностики умственного развития ребенка в детских учреждениях используются два наиболее общих показателя: а) степень сфорыированности логических (интеллектуальных) действий или их предпосылок (Х.Пиаже) ;фстепень сформированности мыслительных эталонов (Л.А.Венгер). В отечественной психологии не используются стандартизированные диагностические тесты для выявления одаренности, Тодыр за последние годы появились исследования, в которых апробируются оригинальные методики для диагностики творческой одаренности (Д.Б.Богоявленская, О.М.Дьяченко, Н.Б.Шумакова).
Проблемой нашего исследования является 'идентификация творческого потенциала как основы творческой одаренности детей в дошкольном возрасте. Разработка данной проблемы включает несколько аспек-, тов:-выявление сути творческого потенциала и его характеристик в дошкольном возрасте;
- изучение соотношения индивидуального и возрастного аспектов развития творческого и интеллектуального компонентов одаренности, детей;
- анализ особенностей развития познавательной и мотивационной сфер личности одаренного ребенка во взаимосвязи с условиями социальной среды (прежде всего семьи) и взаимодействия ребенка с ближайшим социальным окружением (сверстники, воспитатели).
Да разных этапах работы в экспериментальном исследовании использовался комплекс-методов. На первом этапе исследования мы знакомились с индивидуальными особенностями детей, условиями их жизни и их взаимоотношений с родителями, воспитателями и сверстниками. Такой материал был получен в результате систематического наблюдения за.детьми, а также бесед с воспитателями и родителями детей. С помощью специального опросника было проведено анкетирование родителей. Вопросник "Наш одаренный ребенок" включает 50 вопросов преимущественно открытого типа. Вопросы позволяют получить необхо-
димую информацию о ребенка, его развитии и индивидуальных особенностях. В результате были получены сведения, которые составили основу "индивидуальных портретов" одаренных детей.
На втором этапе исследования было проведено индивидуальное диагностическое обследование каждого ребенка, в ходе которого выявлялся уровень интеллектуального и творческого развития детей. Диагностический комплекс методик включал стандартизированную шкалу Станфорд-Бине (форма Л-М), невербальный тест на творческое мышление П.Торренса (форма А), цветные матрицы Дд.Равена и диагностические задачи Ж.Пиаже. Для решения исследовательских задач впервые за последние 50 лет проведена социокультурная адаптация и валидизация стандартизированной шкалы Станфорд-Бине для дошкольного возраста (перевод В.В.Татаринской под ред. А.М.Матюшкина).
Стандартизированная шкала Станфорд-Бине является одним из наиболее распространенных тестов для измерения общего интеллектуального развития (10). В исследовании использовалась третья редакция шкалы Станфорд-Бине (форма Л-М) с учетом рестандйртизирован-ных норм 1972 года (Л.М.Термен и М.А.Меррилл, 1973). Каждая возрастная шкала, начиная с двух лет., содержит шесть заданий примерно одинаковой степени трудности, расположенных в последовательности, нарушать которую не рекомендуется. На ранних этапах развития (от двух до пяти лет) возрастные шкалы располагаются с интервалом -в полгода, а с шести лет и до взрослого уровня они следуют с интервалом в один год.
В настоящем исследовании проведена социокультурная адаптация восьми возрастных шкал: от 3,6 лет до 9,0 лет. Апробация проводилась на детях дошкольного возраста в д/садах г.Москвы и г.Кургана.
Итоговым суммарным показателем теста является значение К}, которое позволяет проводить сравнение выполнения теста ребенком с результатами других детей этого же возраста. Другим итоговым показателем теста является умственный возраст, который дает представление о том, насколько быстро развивается данный ребенок и каково соотношение его умственного воз'раста с хронологическим воз- . растом. В шкале Станфорд-Бине (третье издание) используйтся возрастные стандарты 10, (в отличие от относительного Щ, который используется в более ранних редакциях теста). Стандартные 1(1 имеют среднее значение (М), равное 100, и дисперсию, равную 16. Интерпре--тация стандартных значений !(} может быть представлена следующим образог: значения 10. з интервале от 95 до НО - норма; значения
IGLB пределах от III до 120 - выше нормы; от 94 до 75 - ниже нормы.'В литературе не выделены четко границы для верхних значений 10.. По ряду источников, значения IGL равные шш превышающие 130, считаются основанием для выделения детей с очень высокой умственной одаренностью.
В исследовании использовался тест Дж.Равана (прогрессивные матрицы), который предназначается для выявления понимания и владения абстрактными понятиями,.выявления отношений между абстрактными фигурами. Специалисты считаю^, что данный теот является самым признанным из невербальных тестов для измерения общего фактора интеллекта. Матрицы Равена могут применяться на испытуемых с любым уровнем речевого развития, тест независим от влияния языкового и социокультурного фона. Тест Равена в настоящем исследовании дополнял шкалу Станфорд-Бше системой невербальных заданий, поскольку дети с хорошо развитым вербальным интеллектом обычно имеют высокие результаты по шкале Станфорд-Бине.
Для диагностики развития творческого потенциала детей использовался невербальный тест на изобразительное творческое мышление Ц.Торренса (форма А)(адаптированный и стандартизированный в лаборатории "Психология одаренности" Психологического института РАО Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо). Тест рассчитан на детей от 5 лег и старше. В ходе тестирования дети выполняют три задания: "Конструирование картинки", "Завершение картинок" и задание с использованием параллельных линий для составления изображений. Как и в других тестах на твбрческое мышление, основными факторами, учитываемыми при оценке выполнения заданий, являются продуктивность, гибкость, оригинальность и разработанность идеи. Скорость также является заданным параметром: на выполнение каждого задания отводится 10 минут, таким образом, процедура тестирования занимает от 35 до 45 минут. Тестирование дошкольников проводится индивидуально или в группах по 3-4 человека.
Определение суммарного результата по всем трем заданиям теста проводится по отдельности для каждого из четырех показателей: продуктивности, гибкости, оригинальности, разработанности. Эти общие баллы предотавляют собой "сырую" оценку' показателей творческого мышления и интерцретируются в соответствии с нормами, разработанными для дошкольников П.Торренсом. Для сравнения результатов у разных детей, а также для сопоставления результатов у детей разных возрастов "сырые" баллы переводились в значения-Т-шкалы, которая
ИМ80Т среднее значение (М), равное 100,и дисперсию, равную 10. Для выделения детей с высоким уровнем развития творческого потенциала мы использовали квалификационные критерии отбора одаренных детей, приводимые в литературе: превышение стандартного отклонения в 2 раза по одному (любому) тесту,или превышение стандартного отклонения в 1,5 раза и более по двум (любым) тестам; для детей из семей с низким социоэкономическим статусом превышение стандартного отклонения, равное единице и выше,по двум (любый) тестам (А.Шведел, Р.Стоунбернер)..
На заключительном этапе исследования проводился качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных с применением статистических методов.
В третьей главе "Экспериментальное исследование творческой одаренности детей 4-6 лет" проанализированы результаты исследования, дана характеристика возрастных и индивидуальных особенностей интеллектуального развития детей 4-6 лет; обсуждаются индивидуально-возрастные особенности развития творческих возможностей детей 4-€ лет. Специальный цараграф посвящен выделению индивидуально-типологических (соотношении! интеллектуального и творческого развития детей с высокой творческой одаренностью.
По результатам диагностики всей выборки детей трех возрастов (109 чел.) получено следующее общое распределение детей по величи-1-не очень высокий 10. (130 и выше) - 9,17$; высокий уровень (120-129) - 14,67$; выше сро® !ГоЖ 110-119) - 31,19$; уровень развития в пределах нормы (10. от 96 до НО) - 30,27$; интеллектуальное развитие ниже нормы (10. от 95 и ниже) - 14,67$.
Анализ полученных данных не выявил статистически значимых различий между средними значениями 10. в четыре, пять и-шесть лет, а такие половых различий. Среднее значение 10. по выборке равно " 110,66, среднее квадратичное отклонение равно 14,17.
Полученные в исследовании корреляционные связи между величиной 10. и показателями теста П.Торренса (ТТСТ) находятся в пределах 0,19-0,35, что соответствует литературным данным.
Для исследования развития невербального интеллекта детей использовались цветные матрицы Равена. Анализ полученных результатов показал, что с возрастом показатели по тесту Равена возрастают: так, в 3-4 года средняя оценка по тэсту равна соответственно 14,92 и 16,59, в пять лет - 18,24 л в шесть лет - 21,93. Качественны.! анализ --ттоз детей позволил вкдвлать три уровня успешности (но
Т.В. Кторовой): перш!! уривень - оценки от 16,9 баллов и ниже; второй уровень - от 17,0 до 22,9 баллов; третий (самый высокий) уровень - от 23,0 до 27,0 баллов. Распределение детей по трем уровням било следующим: шрвыИ уровень - 29,17/2, второй уровень - 61,45$, третий уровень - 9,37#.; В первой группе в основном преобладают дети в возрасте 3-4 года, во второй группе - дети 6-6 лет, в третьей грушш - дети С лет. В целом по выборке отмечается преобладание второго уровня успешности.
В исследовании отмечоио несовррдоние результатов по тесту Ровена и шкале Стан.юрд-Бино. В ря^о случаев низкие оценки по шкале Станфорд-Ешэ (ниже 95) сочетались со вторым и дахе третьим < уровнем но теоту Ранена. Отмечены и противоположные случал, когда ребенок, имеющий высокий 1ц. (130 и выше), получал по тесту Равена невысокий балл, который соответствовал второму и даже первому ' уровню успешности. Получошшо дшишо позволяют, таким образом,! охарактеризовать особенности развития вербального и невербального интеллекта у ребеш«а на данном этапе развития, а также отметить > , неравномерность этого развития (олероженио одного или другого компонента) . В то же время споцифика этих двух тестов интеллектуального развития такова, что задания шкалы Станфорд-Бине более ориентированы па измеронио вербального интеллекта, 'в то время как тест Равена выявляет развитие невербального интеллекта. С другой стороны, теот Равена ориентирован в большей степени не на выявление . индивидуальных особенностей интеллектуального; развития ребенка, а на определенный возрастной уровень успешности, который не позволяет тонко дифференцировать детой внутри возраста. С этой точки зрения шкала Станфорд-Ешш более гибкая и позволяет получить дифференцированную оценку интеллектуального развития ребенка.
Значительный шпоре с представляет сопоставление данных выполнения детьми дошкольного возраста задач Пиаже1 на сохранение, се-риацию и измерение и их умственным возрастом и значением ЗД по шкале Станфорд-Вине. Ш предположили, что опережение в умственном развитии ребенка должно сочетаться с ' успешным™ .,-,< выполнением задач Диако, В.исследовании выявлены дети, которые успешно справились о задачами Пиаже, дали правильные ответы и обосновали их. Анализ цолунэнных результатов показал, что количество правильно решенных задач увеличивается о возрастом, причем мальчики в целом оправляются о задачами Пиаже лучше, чем девочки. Сопоставление ре-; зультатов выполнения задач Пиаже с умственным возрастом и значенн-
ем 10. позволило оделать слэдущий вывод:'существует положительная корреляционная связь между количеством решенных задач Пиаже . и умственным возрастом ребенка, а также между величиной Щ и количеством решенных задач Пиаже. У детей, правильно решивших все три класоа задач Пиаже (на сериацию, сохранение и соотнесение двух величин о помощью третьей) налицо было опережение в умственном развитии при 10., превышающем 125. " •
Анализ данных, полученных о помощью теста на изобразительное творческое мышление П.Торреноа, позволил получить следующее распределение результатов по всей выборке:' оценки по тесту, выше стандартной нормы - 6,93$; в пределах нормы - 73$; оценки ниже стандартной нормы - 7,92$. Примерно 10$ от числа воех обследованных детей не выполнили тест.
Средние значения по теоту П.Торренса в разных возрастных группах (5 и 6 лет) не различаются между собой значимо, хотя отмечается некоторое возрастание средних значений по отдельным показателям теста с возрастом. В разных возрастных группах не выявлено однозначной тенденции в половых различиях по результатам данного теота. Так, в четыре года мальчики опережают девочек по показателям оригинальности и разработанности; а в шесть лет -по оригинальности. Тогда как девочки опережают мальччков по воем показателям теота в пять лет, причем по показателю разработанности эти различия статистически достоверны при р4 0,01.
Таким образом, можно сделать определенные выводы:
1. Внутри отдельных возрастных групп (5 и 6 лет) выделяются существенные индивидуальные различия в развитии творческого мышления детей.
2. Уровень умотвенного развития не связан прямо а уровнем развития творческого мышления ребенка, что подтверждает нашу гипотезу. В результате анализа полученных данных были выделены четыре ооновных типа соотношений уровней интеллектуального развития и творческих возможностей детей дошкольного возраста.
3. На основании выделенных в исследовании критериев оценки творческого потенциала детей - дошкольников возможно идентифицировать детей с высокой творческой одаренностью.
4. В исследовании проанализированы условия развития и семейного воспитания одаренных детей, составлены их "лслхологичпс-кио портроты".
В заключении диссертации формулируются выводы, оделаиные на ооновэ проведенного исследования.
Мевду уровнем интеллектуального развития и уровнем творческих возможностей ребенка не существует однозначного соответствия. Экспериментально выявлены различные варианты соотношений этих параметров творческой одареннооти у детей дошкольного возраста. Полученные результаты позволяют считать, что на кавдом возраотном этапе (5 и 6 лет) возможны четыре типа соотношения уровней интеллектуального развития и проявления творчеоких возможностей детей: V
1) высокий уровень интеллектуального развития соответствует высокому уровню творческого потенциала;
2) выоокий уровень творческого потенциала проявляется при среднем уровне интеллектуального развития;
3) высокий уровень интеллектуального развития достигается при относительно невысоком уровне творческого потенциала;
4) низкому уровню творческого потенциала соответствует низкий уровень интеллектуального развития.
Полученные данные позволяют считать, что указанные различия определяются тремя оонрвными условиями:
- потенциальными творческими возможностями ребенка, которые определяются уровнем развития познавательной,исследовательской активности, креативностью, уровнем умственного развития, а такае личностными особенностями ребенка;
- отношением к ребенку родителей, сверстников, близких; ,
- наличием или отсутствием в оемье ребенка богатой культурной и информационной среды.
Результаты исследования показывают, что наличие высокого творчеокого потенциала составляет необходимую предпосылку для полноценного развития одаренного ребенка.
Различные соотношения интеллектуального уровня и творческих возможностей одаренных детей могут быть охарактеризованы как благоприятные, либо как'неблагоприятные условия для реализации творческого потенциала, складывающиеся ужа в период дошкольного детства. Реализация творческого потенциала может быть затруднена в результате неблагоприятных условий, складывающихся в семье ребенка. Помощь и поддержка взрослых, и в первую очередь, родителей, является одним из важнейших условий развития творческого потенциала одаренного ребенка.