автореферат и диссертация по психологии 19.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Соотношение "Я" и "Имени" человека в развитии самосознания
- Автор научной работы
- Ломова, Мария Вадимовна
- Ученая степень
- кандидата психологических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 19.00.07
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата психологических наук, Ломова, Мария Вадимовна, 2002 год
1. Введение (стр. 3 - 8)
2. ГЛАВА 1. "Категории "Я" и "Имя" в философии, языкознании и в феноменах культуры " (стр. 9 - 39)
3. ГЛАВА 2. "Соотношение категории "Я" и категории "Имени* в психологии: феноменология самосознания'''' (стр. 40-75)
4. ГЛАВА 3. "Парадигма развивающегося самосознания в практической психологии и теории психотерапии" ( стр. 76 - 89)
5. ГЛАВА 4. "Экспериментальные исследования функционирования "Я" и "Имени" во взаимосвязанной системе самосознания личности" (стр. 90 - 109)
Введение диссертации по психологии, на тему "Соотношение "Я" и "Имени" человека в развитии самосознания"
Актуальность исследования.
Настоящее исследование посвящено проблеме индивидуального самосознания вообще и соотношению двух его образующих: Я и Имя, в частности. Психология постоянно держит в фокусе своего внимания многовековую по своему возрасту проблему самосознания человека, подходя к ее разрешению с разных сторон. Тому способствует историческая преемственность вопросов о человеческом Я, и связанных с ним областей, к которым в разные периоды времени обращалась философия, и прежде всего немецкая классическая, в лице Фихте, Канта, Гегеля, дающих значимые определения столь непростому предмету. Нажитое и пережитое философией, заставляет исследователей считаться с многообразием подходов, сложившихся в ней. С другой стороны, как ни парадоксально, эта проблема молода. Открываются всё новые эмпирические факты, требующие осмысления, и новые контексты использования этих фактов, среди которых, бесспорно. - психотерапия, которая, как говорит М. Фуко, есть ''технология Я\
Нас заинтересовала парадоксальность становления человеческого Я: оно рождается изнутри, но изначально не дано ребенку; Я позволяет ребенку явить себя внешнему миру, и в тоже время мир осмысляется > ребенком через внутренние, невидимые аспекты его Я. Таково "Я, которое
- Им", и таковы "Они, которые - Ему". Каков посредник, позволяющий Я осуществить круг само-о-сознания? Идея такого посредника, принадлежащего одновременно двум реальностям - внутренней и внешней, коллективной и индивидуальной, позволило нам осмыслить связь Я индивидуума и его личного Имени. Имя также как и Я существует "внутри" и "снаружи": первоначально - во вне, далее - в качестве реальности внутренней. Генетически прослеживается последовательность: сначала Они - мне, а потом уже "Им - Я" (В.А. Петровский). Таково движение Имени. Итак, мы предполагаем, что личное имя опосредствует движение самосознания на протяжении всей жизни человека, а в некотором смысле слова, включая периоды "до" и "после".
Сказанным обусловливается актуальность темы исследования, центрированной на связи "Я - Имя" в динамике самосознания личности. Прежде идея взаимосвязи Я и Имени, постулирующей двухфокусность самосознания, не становилась предметом теоретико-экспериментального исследования, несмотря на разработки философией и психологией как проблемы Д так и проблемы Имена. Данная работа предлагает объединить две обозначенные реальности -Я и Имя - в области их соприкосновения, в субъективном пространстве мира человека, его самосознании.
Цель настоящего исследования состоит в том. чтобы проследить особенности генеза и сложившихся форм взаимоопосредствований в системе "Я -Имя ".
Объект исследования - становление и развитие самосознания человека.
Предмет исследования - взаимоотношения Я - Имя в самосознании на разных возрастных этапах развития личности.
Исходной предпосылкой исследования выступила общая теоретическая гипотеза о том, что условием порождения и развития самосознания и сознания личности является возникновение особой инстанции - Имени, опосредствующей возникновение инстанции Я; процесс возникновения двух различных инстанций приводит к образованию первичной формулы самосознания личности - "Я - Имя "; между данными инстанциями самосознания устанавливаются отношения взаимодополнительности; таким образом, мы говорим о двухфокусном самосознании личности, где одним из фокусов является инстанция Я, а другим -Имя; взаимодействие этих инстанций порождает третий "срединный" продукт, называемый нами формулой "Я - Имя", - первоначальный элемент самосознания.
Первая частная гипотеза исследования заключается в том, что начальным фактом самосознания ребенка является суждение его о себе "Я есть Имярек" (эта гипотеза обосновывается нами на основе анализа культурологического и философско-психологичеекого материала);
Вторая частная гипотеза исследования состоит в том, что между такими образующими самосознания личности, как Я и Имя, устанавливаются динамические отношения "взаимопроникновения - взаиморазличения", что, в свою очередь, опосредствует движение самосознания. Эта гипотеза обосновывается на основе анализа культурологического и экспериментального материала; в частности предполагается:
• Имя - "объективная'4 образующая самосознания;
• Амнезия личного имени обусловливает трансформацию Я - образа:
• Имя "локализовано" в наиболее ранних пластах переживаний субъекта,
• В подростковом возрасте, когда "когито" ("Я мыслю") превращается в атрибут самосознания. Имя превращается в мировоззренческий ориентир личности;
Третья частная гипотеза исследования заключается в том, что взаимоотношения "Я - Имя" структурирует самовосприятис личности и восприятие других людей в значимом круге общения. Система "Я - Имя" опосредствует межличностные взаимодействия. Имя - инструмент обнаружения родительских ожиданий, установок и ценностей в процессе межличностного взаимодействия.
Эта гипотеза рассматривается на теоретическом и эмпирическом уровне, при этом предполагается:
• В семантической топике сознания Я и Имя соозначают друг друга в составе целостного семиотического образования "Я - Имя".
• В семантической топике сознания система "Я - Имя" и система "Я другого - Имя другого" находятся между собой в функциональных отношениях.
• Актуализация структуры "Я - Имя " в сознании индивидуума является защитным барьером от внешних и внутренних влияний, за счет чего усиливается личностная стабильность и неуязвимость.
Задачи исследования:
1. Проанализировать философскую, культурологическую, психологическую литературу, затрагивающую проблематику^ и Имени:
2. Определить место "психологии Имени" в разработках, посвященных проблеме личности и ее развития;
3. Определить возможный механизм становления системы "Я - Имя ".
4. Разработать экспериментальные процедуры, позволяющие выявить особенности взаимовлияний в системе "Я - Имя".
5. Выявить возрастные особенности актуализации Я и Имени в самосознании индивида.
6. Операционализировать образующие Я и Имя в системе самосознания индивида.
7. Определить условия, способствующие успешному становлению и стабилизации системы "Я - Имя ".
8. Выявить соотношения между "точками" семантической топики сознания, репрезентирующих представления индивида о своем Я, Имени, Я другого. Имени другого.
9. Разработать теоретические основы практической реализации методических приемов самодиагностики воспитывающих взрослых.
Методы исследования: основным методом исследования стал литературный анализ культурологических, философских, психологических, лингвистических источников, непосредственно и косвенно связанных с проблематикой работы. Наряду с этим были использованы стандартные методики, исследующие "Я - концепцию" человека, и их модификации. Реализован авторский метод геометрической проекции на плоскость фактов индивидуального сознания. Использовался психологический анализ диагностических аудио- и видеоинтервью и психологический анализ данных клинических исследований младенцев, детей дошкольного и школьного возраста, взрослых. Использовались приемы актуализации детских состояний у взрослых испытуемых.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В работе впервые выделена и проанализирована особая система самосознания человека "Я - Имя" и разработана система приемов эмпирического изучения этой системы. В рамках философского, культурологического, психотерапевтического, экспериментально - психологического подхода очерчена особая область проявлений самосознания - феноменология "Я - Имя", подтверждающая выдвинутое в работе общее положение о том, что Имя есть системообразующая характеристика самосознания. Теоретически обосновано положение о том, что Имя - культурно-историческое средство порождения Я, условие стабильности и непрерывности опыта самопереживания. Разработаны теоретические и методические основы построения "имя-ориентированного" тренинга по развитию самосознания детей дошкольного и школьного возраста, а также взрослых.
Практическая значимость: представлены теоретические основы для разработки методических приемов и процедур диагностики и самодиагностики воспитывающих взрослых при использовании имени в качестве "зеркала" собственных ожиданий, установок и ценностей в личностно-развивающих взаимодействиях: определены условия, способствующие успешному становлению и усилению стабильности системы "Я - Имя" на этапах становления самосознания; разработаны приемы "имя-ориентированной" коррекционно -развивающей работы по расширению индивидуального опыта самопереживания и самосознания ребенка и расширению опыта причастности общечеловеческим ценностям; намечены возможности создания консульгативно-тренинговых процедур, связанных с освоением более глубинных пластов личностного неосознаваемого опыта, способами его осознания, расширения и объективации.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечена комплексным анализом и сопоставленностью данных из разных областей знания, системностью исследовательских процедур и углубленной проработкой полученных эмпирических данных.
Положения, выносимые на защиту :
1. Условием порождения и развития самосознания человека является возникновение Имени - особой инстанции, опосредствующей возникновение инстанции "Я" ; эти инстанции, взаимодействуя и опосредствуя друг друга, порождают первичную формулу самосознания: "Я- Имя ".
2. Между инстанциями Я и Имя человека в процессе развития самосознания складываются динамические отношения взаиморазличения и взаимопроникновения.
3. Актуализация структуры "Я - Имя" в сознании индивидуума является защитным барьером от дестабилизирующих личность влияний.
4. Нарушение связи "Я - Имя" и "уничтожение'" Имени (забвение, "потеря") равнозначна разрушению образа себя в мире.
5. Имя. в сочетании с Я. - инструмент воздействия и самовоздействия, "психологическое орудие" развития самосознания.
Апробация проводилась на заседаниях лаборатории образовательных взаимодействий Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, лаборатории проектирования личностно-ориентированной дидактики Института педагогических инноваций РАО, научно-практических заседаниях МЮНГ ( Московской Юнгианской Независимой Группы).
Внедрение результатов исследования: на основе результатов проведенного исследования подготовлен ряд диагностических методик, использовавшихся в "Доме ребенка" № 25 в процессе личностно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста; ряд тренинговых занятий с подростками в возрастном интервале от 10 до 17 лет в Образовательном Центре "Измайлово" № 1811 г. Москвы.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Педагогическая психология"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящем исследовании был поставлен вопрос о соотношении таких инстанций сознания и самосознания человека как Я и Имя. Нетрадиционность постановки вопроса заключалась в том, что Имя рассматривалось как равноценная "образующая""' сознания и самосознания, наряду с Я, а не просто как знак референции Я. С опорой на философские разработки П.А. Флоренского, С. Булгакова, А.Ф. Лосева, М. Ю. Лотмана и др., в качестве теоретического обоснования категориального статуса Имени в философии, психологии и культуре выдвинуто несколько идей, согласно которым Имя рассматривается как виртуально-символическая форма Я и системообразующий принцип, наряду с Я, в становлении и развитии самосознания и сознания человека. Выделяется отношение взаимосвязи и взаимопереходности Я и Имени в системе "Я - Имя". Функция инстанции Имени - связующая, опосредствующая превращения и трансформации Я в собственном сознании и в межличностном взаимодействии. "Имманентное" Я (существующее здесь-и-сейчас Я и воплощающее мое "вот-сейчас-бытие") и "идеальное" Я (существующее в возможности, свой образ в идеальном пространстве и времени) принимают облик Имени во взаимопереходах к Я "трансцендентальному" (мыслимое как выходящее и находящееся за пределами, вне-находимое и вне-пространственное) и Я "трансфинитному" (как полноте "присутствия" человека в мире и переживанию безграничности своей и другого). Тогда как в отношении другого человека, его Имя для нас - воплощение "трансфинитного" и "трансцендентального" в нем, - единственный способ объять необъятность жизни другого человека. Представлена попытка найти эмпирические корреляты "имманентному", "идеальному", "трансфинитному" и "трансцендентальному" ( в терминах В.А.
Петровского) Я в самоописаниях детей и взрослых при последовательных ответах на вопросы модифицированной нами методики "Кто Я? (20 высказываний)". ( "Кто ЯТ' - дает описание Я "здесь-и. сейчас"; "Кто Я через 10 летТ' - описание "идеального" Я; "Кто Я, если Я противоположного пола?" - описание безграничности своей и другого в переживании; "Кто Я, если это не Л?" - описание "трансцендентального" Я). В развитие этой идеи, сделана попытка обосновать, что Имя есть весьма специфическая - адискурсивная - категория познания ( рефлексия имени в переживании всегда не тождественна рефлектируемому).
В ходе исследования была выделена особая - биполярная - система "Я - Имя" в становлении и развитии самосознания человека. Модель этой системы мы символизируем эллипсом (см. Рис.), в котором могут быть выделены два разнородных, но равноценных фокуса: Я и Имя. Каждое из этих образований есть знак, в составе которого единовременно содержатся Я и Имя: в одном случае Я в составе знака выступает как "означающее", а Имя - как "означаемое"; в другом случае - отношение оборачивается. В составе знака Я и Имя выступают как соозначающие друг друга ( в терминах С. Соссюра).
ЭЛЛИПС САМОСОЗНАНИЯ означающее означаемое
Динамика самосознания - как в генетическом, так и в функциональном аспекте - характеризуется взаимопревращением этих знаковых образований друг в друга. Говоря о генетическом аспекте движения самосознания, мы имели в виду филогенетический, онтогенетический и актуалгенетический планы развития. Анализируя философскую, культурологическую, психологическую и психотерапевтическую литературу, мы проследили: 1) логику возникновения этих отношений взаимопреемственности и взаимопереходности. - от состояния первоначальной невыявленности моментов Я и Имя, через возникновение инстанции Имя в сознании (в качестве опорного виртуального условия развертки Я), к дивергенции этих моментов и порождению динамической системы "Я - Имя" в самосознании человека: 2) логику последующих превращений их друг в друга как "соозначающих" в составе знака, динамику отношений Я и Имени в системе "Я - Имя" и характер функционирования системы "Я - Имя" в самосознании и сознании человека.
Удалось экспериментально показать, что Имя - "объективная"' образующая самосознания и сознания человека и актуализация структуры "Я - Имя" в сознании индивидуума является защитным барьером от внешних и внутренних влияний, за счет чего усиливается личностная стабильность и неуязвимость. В частности, разрыв связи между образующими самосознания Я и Имя, и амнезия личного Имени обусловливают трансформацию Я - образа, что происходит, вероятно, по причине того, что Имя "'локализовано" в наиболее ранних пластах переживаний субъекта, является условием возникновения инстанции Я и ее опорой. В подростковом возрасте, когда "когито" ("Я мыслю") превращается в атрибут самосознания. Имя превращается в мировоззренческий ориентир личности и сохраняет свое значение ценностного ориентира, и, в дальнейшем, является инструментом обнаружения ожиданий, установок и ценностей в процессе межличностного взаимодействия.
Экспериментально исследовались как функциональные, так и семиотические отношения, существующие между реалиями Я и Имени. Удалось разработать модель геометрической репрезентации образов-переживаний Я и образов-переживаний Имени, в которой образы-переживания Я и образы-переживания Имени семантической топики сознания были операционализированы в виде "точек", спроецированных на плоскость. Нами было введено особое понятие - полигон - область возможного воссоздания множества образов-переживаний Я и образов-переживаний Имени (как своего, так и значимых других) семантической топики сознания. Мы показали, что не только Я и Имя соозначают друг друга в составе целостного семиотического образования "Я - Имя", но и системы "Я - Имя" и "Я другого - Имя другого" находятся между собой в функциональных отношениях в семантической топике сознания. Таким образом, системы "Я - Имя" отражают взаимоопосредствование Я и Имени в межличностных взаимодействиях в семантической топике сознания, а взаимоотношения "Я - Имя " структурируют самовосприятие личности и восприятие других людей в значимом круге общения. Выводы:
1. В истории становления сознания и самосознания выделяется особая динамическая система "Я - Имя ";
2. Именем свидетельствуется факт бытия ("Я есмь") в сознании, и тем самым намечается возможность дальнейшего познания, осознания и обретения индивидом себя, своего "Я\
3. Система "Я - Имя" - двухфокусное образование самосознания человека, в которой "Я" и "Имя" опосредствуют друг друга; вне "Я' нет имени и в той же мере "Имя" есть опорное виртуальное условие развертки "Я".
4. Система "Я - Имя" опосредствует межличностные взаимодействия; Имя - зеркало ожиданий, установок и ценностных ориентаций воспитывающих взрослых
5. Определены условия, способствующие успешному становлению и усилению стабильности системы "Я - Имя" на возрастных этапах становления самосознания
6. Феноменология "Я - Имя " раскрывает себя через следующие группы эмпирических фактов:
• становление личного имени мировоззренческим ориентиром в период возрастного открытия "Я" и превращения "когито" ("Я мыслю") в атрибут самосознания;
• наделение "Имени " статусом "объективной" характеристики " Я";
• эффект удвоения ''Я' как знак осознания состоявшегося ономатологического предицирования;
• роль личного "Имени' в защите от дестабилизирующих личность влияний;
• эффект независимости системы "Я - Имя" от эмоционального отношения к своему личному имени и самооценки личности;
• эффект зависимости самооценки от актуализации в сознании системы "Я - Имя"-,
• усиление "принципа реальности" и "ясности сознания" в зависимости от актуализации системы "Я - Имя ";
• эффект сближения собственного "Я" и личного "Имени" как "точек" семантической топики сознания; и аналогично - сближения личного "Имени" позитивно значимого другого человека и его "Я";
• эффект отдаления личного "Имени" негативно значимого другого человека и его "Я" как "точек" семантической топики сознания;
• сопряженность систем "Я - Имя" и "Я другого - Имя другого' в семантической топике сознания.
• забывание личного "Имени" - фактор остановки внутреннего диалога и трансформации образа "Я".
• отсутствие во сне собственного "Имени" - характеристика арефлексивного сознания.
На основе результатов теоретического и экспериментального изучения взаимосвязи Я и Имени в самосознания могут быть предложены процедуры диагностики и самодиагностики воспитывающих взрослых, а также приемы и техники "Имя - ориентированного" тренинга по изменению самовосприятия, трансформации межличностных взаимоотношений в семье, осознанию индивидуальных, семейных и культурных установок и ценностных ориентиров развития.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата психологических наук, Ломова, Мария Вадимовна, Москва
1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1..Авдеева Н. Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни //Вопросы психологии, 1995-1999 (лазерный диск)
2. Аникин А.Е. Из кн. Славянское и балканское языкознание. М., «Индрик», 1999
3. Атаян Э.Р. Предмет и основные понятия структурального синтаксиса, Ереван, «Митк», 1968
4. Атаян Э.Р. Язык и внеязыковая действительность, Ереван, 1987
5. Баранникова Л.И., Данилова З.И., Чернова Н.П. Факторы, определяющие выбор личных имен// Личные имена в прошлом, настоящем и будущем., М., «Наука», 1970 (177-182)
6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. тр., М.: Искусство, 1979
7. Берн Э. Трансактный анализ в группе, М., Академический Проект, 1994
8. Берне Р., Развитие Я-концепции и воспитание., М., «Прогресс», 1986
9. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин или поэтика культуры. М., «Прогресс»,1991
10. Ю.Библия, М.: Библейские общества, 19931. .Бигл П.С. Тихий утолок// Последний единорог: романы, С.-П.: «Лань». 1994
11. Бубер М. Проблема человека, Киев, «Ника-центр», «Вист-С», 1998
12. Булгаков С. Из кн. Философия русского религизного искусства XVI-XX в в.: Антология, М.: Изд. группа «Прогресс», «Культура», 1993
13. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание., М., «Русские словари», 1996
14. Винникотт Д. Пигля. М., Класс, 1999
15. Винникотт Д. Разговор с родителями., М., Класс, 1995
16. Выготский Л. С. Соч.в 6 т. М., «Педагогика», 1984
17. Гальперин С.В. Мое мировидение, М., РОУ, 1993
18. Гегель Г. Энциклопедия философских наук, т. 1. Наука логики; т. 2. Феноменология духа, М., «Мысль», 1974 1977
19. Гегель Г. Эстетика, т. 1 т. 4, М., «Искусство», 1968 - 1973 21 .Генис А. Вавилонская башня, М., «Независимая газета», 1997
20. Гессе Г. Соч.в 8 томах, Москва-Харьков, «Прогресс», ACT, «Фолио», 1995
21. Данилова З.И. К вопросу о мотивах выбора личных име// Ономастика Поволжья, 2, Горький, 1988(18-22)
22. Декарт Р. Избранные произведения: к трехсотлетию со дня смерти (1650 1950), М., Госполитиздат, 1950
23. Делез Ж., Логика смысла, М., Академия, 1995
24. Джеймс У. Психология, М., 1991
25. Добрович А.Б. Глаза в глаза., М. Московский рабочий, 1982
26. Ивашко В.А. Социолингвистический и психолингвистический анализ ситуации выбора имени при наречении: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. филол. наук, Минск, 1978
27. Ивашко В.А. Как выбирают имена., Минск, 1988
28. Кант И. Соч. В 6-ти томах., М., «Мысль», 196631 .Карпович В.Н. Термины в структуре теорий (Логический анализ), Новосибирск, «Наука», 1978
29. Кисловская В.Р. Положение в коллективе и тревожность личности. Тбилиси, 1971
30. Кон И.С. Открытие «Я». М., Политиздат, 1978
31. Кохут Г. Анализ Я., М., Академический проект, (в печати)
32. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. М., РОУ. 1996
33. Кучеренко В.В. Психологический анализ феноменологии измененных состояний сознания, научная конференция «Ломоносовские чтения», Апрель, 1998
34. Лабунская В.А. Психологические образы имени. Имя определяет судьбу?, М., Alter Ego № 1, 1992(13-16)
35. ЗВ.Леви-Стросс К. Первобытное мышление, М., «Республика», 1994
36. Лейнг Р.У. Разделенное Я. Киев, Гос. б-ка Украины для юношества, 1995
37. Леонтьев А.Н. Избранные психологические сочинения, т. 2, М., Педагогика, 198341 .Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика, 1986
38. Личко А.Е. Исследование подростков с помощью патохарактерологического диагностического опросника: методические рекомендации. Л: Ленингр. Психоневрол. Ин-т., 1977
39. Локк Д. Избранные философские произведения в 2-х томах. М. Союктиз, 1960
40. Лосев А.Ф. Бытие Имя. Космос., М., «Мысль», РОУ, 1993
41. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура, М., Изд. политической литературы,1991
42. Лосев А.Ф. Философия имени, М., 1927
43. Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры. Тарту, 1973
44. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф имя - культура, Тарту, 1973
45. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., «Гнозис», Изд. группа «Прогресс», 1992
46. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: человек, текст, семиосфера, история, М.: «Язык русской культуры», 199651 .Мамардашвили М.К. Картезианские размышления, М., Изд.группа «Прогресс», «Культура», 1993
47. Мандельштам О. Избранное. М.,1991
48. Меграбян А.А. Деперсонализация, Ереван, Армгосиздат, 1962
49. Мерлин B.C. Психология индивидуальности: Избр. психол. труды. Из сер. Психологи отечества: Избранные психологические труды в 70-ти томах, Москва-Воронеж, Академия пед. и соц. Наук, Московский психолого-социальный ин-т, 1996
50. Налимов В.В. Вероятностная модель языка, М., «Наука», 1979
51. Никонов В.А. Имя и общество., М., «Наука», 1974
52. Никонов В. А. Личное имя социальный знак// Сов. Этнография 5, 1967 (154-168)
53. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной: психоаналитический подход. Б.С.К., Восточно-Евр. ин-т психоанализа, 1997
54. Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности: Автореф. дис. на соиск. уч. степени д. психол. н., М., 1993
55. Петровский В.А. Из кн. Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии, М., «Смысл», 199761 .Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., Педагогика Пресс, 1994
56. Платонов К.К. Психология личности, М., Ин-т философии Акад. наук СССР, 1966
57. Поуст Э. Американский этикет., кн. 1. Искусство разговора, Киев, «Юн и вере», 1991
58. Психология самосознания, М., Изд. Дом «Бахрах-М», 2000
59. Роджерс К. Становление человека. М., Прогресс, 1994
60. Ротенберг В. С. Сновидения как особые состояния сознания. Из кн., М.11 а
61. Руденко Д.И. Имя в парадигмах «философии языка», Харьков, «Основа» при Харьк. гос. vH-те. 1990г 7
62. Самосознание и защитные механизмы личности, Самара, Изд. Дом «Бахрах-М»,2000
63. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека, М., «Школа-Пресс», 1995
64. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии, № 5, 1996 (38-58)71 .Словарь античности, М., СП «Внешсигма», 1992
65. Современный словарь по психологии, Минск. Современное слово, 1998
66. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание, М., Изд. политической литературы, 1972
67. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики, М., Наука, 1975
68. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания, М., «Просвещение», 1975
69. Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Дж. Клинический психоанализ: интерсубъективный подход, М., 1999
70. Стрелкова Л.П. Концепция проектирования эмоциогенной среды, М., (ИЛИ РАО) 1991 (неопубликованные материалы)
71. Урунтаева Г. А. Психология дошкольника. М., Просвещение. 1996
72. Успенский Л.В. Ты и твое имя. Ленинград, 1960
73. Фихте И.Г. Основа общего наукоучения, С.-П., 199381 .Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему. М., Центр общечея. ценностей, 1992
74. Флоренский П.А. Имена, М., «Купина» 1993
75. Флоренский П.А. Из Литературно-филос. ежегодника «Опыты». М., Советский писатель, 1990
76. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины, М., Правда 1990
77. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции, М., «Наука», 1989
78. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни // Психология бессознательного., М., Просвещение, 1989
79. Фромм Э. Психоанапиз и этика, М., «Республика», 1993
80. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии, .N©2, 1989
81. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: «Республика». 1993
82. Хорни К. Невротическая личность нашего времени// Самоанализ., М., Из. группа «Прогресс», «Универс», 1993
83. Хорни К., Фромм Э. Из кн. Психоанализ и культура, М., Юристь, 1995
84. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности., С.-П., «Питер», 1997
85. Цукерман Г.А, Десяти-двенадцатилетние школьники «ничья земля» в возрастной психологии// Вопросы психологии 1995- 1998 (лазерный диск)
86. Чаликян А.Н. Значение имени ребенка в анализе отношений «мать -ребенок»//Российский психоаналитический вестник, 1991
87. Чувашова Н.А. Архипов Г.А. Некоторые замечания о мотивах выбора имен// Ономастика Поволжбя, 4, Саранск, 1976 (33-36)
88. Шехтер М.С. Психологические проблемы узнавания, М., «Просвещение», 1967
89. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М., МГУ, 1983
90. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры, С.-П., Наука, 1993 99.Эволюция психотерапии в 4-х томах., М., «Класс», 1998
91. ЮО.Элиаде М. Аспекты мифа, М., Академический Проект, 2000 101.Элиаде М. Тайные общества: обряды инициации и посвящения, «София», ИД «Гелиос», 2002
92. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., 1995 ЮЗ.Эриксон Э. Детство и общество., С.-П., Ленато-Университ. книга, 1996 104.Эстес К.П. Бегущая с волками, Киев, «София», 2000
93. Юм Д. Соч. В 2-х томах. М., «Мысль», 1966
94. Пословицы русского народа в 2-х томах, М., Художественная литература, 1984
95. Упанишады. М. «Наука», 1967
96. Allen L., Brown V., Dickinson L., Pratt K.S. The relation of first name preference to their frequency in culture //J. of Social Psychology, 1941 (279-293)
97. AllportG.W. Pattern and growth in personality, N.Y., 1961
98. S.Dion K.L. Names, identity and self// Names, 31(4), 1983 (245 -257)
99. Erwin E. Philosophy & Psychotherapy, London, Etc., Sage Publications, 1997
100. Fairbaim W.D. Psychoanalytic Studies of the Personality, London: Tavistock Pub. And Routledge & Kegan Paul, 1952
101. Freud A. Special experiences of young children articulate in times of social disturbance// Proceeding of international seminar held by the World Federation for Mental Health, 1, N. Y. (151155)
102. Goulding M., Goulding R.L. Changing lives through redecision therapy. N.Y., 1979
103. S.Kemberg O. The dynamic unconscious and the self: Theories of the Unconscious and Theories of the Self. London: The Analitic Press, 1987 (3-25)
104. Kohut H. The Search for the self: Sel. writings of Heinz Kohut: 1950-1978, N.Y.: Intern, unuv. press, 1980
105. Lawson E.D. Personal names: 100 years of social science contributions //Names, 32(1), 1984, (45-73)121 .Lvnd H.M. On shame and search for identity. N.Y., 1958
106. McGee T.F. Names and lawyering: A psychodynamic perspective//' Names, 32(2), 1984 (177-189)
107. Piaget J The child's conception of the world. N.Y., 1929
108. Plank R. The use of «Jr» in relation to psychiatric treatment // Names, 19, 1971 (132136)
109. Schacter D., Wang R.L., Tulving E., Freedman M. Functional retrograd amnesia: A quantitive case stadv// Neuropsychologia, 1982
110. Schutz W.C. Joy: Expending human awareness. N.Y., 1967
111. Sto!l W.A. Wie gefallt Ihnen Ihr Vorname?// Schweiz. Med. Wochenschohrift 2, 1963 (100-102)
112. Thigpen C.H., Clecklev H.M. The Three Faces of the Eve: Psychological study, N.Y. etc.: McGrow-Hill Book. 1957
113. Winnicott D.W. The theory of parent-infant relationship//Intem. J. of Psycho-Analysis, 41 (85-97)
114. Zweigenhaft R.L. Unusual first names: A positive outlook // Names, 31(4), 1983 (258