Темы диссертаций по психологии » Психология развития, акмеология

автореферат и диссертация по психологии 19.00.13 для написания научной статьи или работы на тему: Психологические условия развития изобразительной деятельности детей 4-8 лет

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Назарова, Таиса Васильевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 19.00.13
Диссертация по психологии на тему «Психологические условия развития изобразительной деятельности детей 4-8 лет», специальность ВАК РФ 19.00.13 - Психология развития, акмеология
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Назарова, Таиса Васильевна, 2001 год

ВВЕДЕНИЕ al. Формирование изобразительной деятельности: анализ средств реализации диагностики возникающих проблем, и активизации творческого потенциала ребёнка

Из истории вопроса - от истоков проникновения психодиагностики рисунка до современных исследований

Особенности рисунка детей 4-8 лет

Значение рисунка и роль цвета в жизни и творчестве ребёнка

Специфика восприятия и воображения в изобразительной деятельности детей

Результаты экспериментального исследования отношения детей к окружающему, выраженного в рисунках а II. Компоненты творческой активности детей и условия их эффективной реализации в изобразительной деятельности

Теоретические подходы к исследуемой проблеме

Взаимосвязь средств восприятия и исполнительства, в творческой активности детей

211. Формирование синестезии как эффективное средство развития художественных способностей детей

Общее понятие о способности к синестезии, как универсальной эстетической способности у детей

Особенности и результаты проявления синестезии у детей

Формирование у детей межчувственного восприятия формы, цвета, соотношение их с художественным произведением, образом, сюжетом и включением элементов музыки, моторики

Формирование у детей меж сенсорного восприятия формы, цвета сопоставление их с образом, сюжетом и включением элементов пластики и мимики

Итоговый сравнительный научно - исследовательской эксперимент

ВЫВОДЫ

Введение диссертации по психологии, на тему "Психологические условия развития изобразительной деятельности детей 4-8 лет"

Актуальность исследования. Ориентация исследований на расширение знания о человеке, на выяснение перспектив его взаимодействия с миром вещей, людей, миром их идей и передачей в рисунке этих взаимоотношений, определёнными выразительными средствами, представляется актуальной диагностической задачей современной личностно ориентированной психологии и педагогики. Объектом изучения становится все, что связано с действием «человеческого фактора» и особенностями развития человека в постоянно изменяющихся условиях.

Развитие человека (существа природного и общественного) объясняется сложнейшим процессом трансформации природного проявления в процессе индивидуального освоения средств человеческой культуры, закрепленной в знаниях, в нормах и правилах общежития, в предметах, используемых человеком в «готовом виде», а затем и изготавливаемых им самим. На базе природных обусловленных психических функций складываются и развиваются высшие психические функции, обеспечивающие возможность личностного формирования, формирования субъектных форм активности человека [Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков].

Одним из направлений такого процесса трансформации является художественное воспитание и обучение ребенка, тесно связанное с другими формами воспитания, ориентированное, прежде всего, на поиски гармонии, синтеза, единения человека с миром, в котором он обитает. Отметим, что, в отличие от обучения ребенка другим видам преобразующей деятельности, своеобразие художественного воспитания и обучения состоит в поисках оснований красоты и гармонии, а не в преодолении препятствий, и подчинении окружающего мира собственным целям. И при освоении изобразительной деятельности в связи с этим формируемая целенаправленность активности сочетается с поиском «гармоничной» формы ее воплощения.

Анализ работ, изучающих особенности развития изобразительной деятельности детей, показал, что в исследованиях диагностики детского рисунка выступает его многоаспектность. Кроме того, многие вопросы, связанные с развитием творческой активности в изобразительной деятельности детей носят фрагментарный характер, затрагивая лишь отдельные стороны изобразительной деятельности детей. Исследования отмечают особенности формирования познавательной активности ребёнка, возможности их самореализации в рисунке, развития исполнительских средств, овладения знаковыми системами разного порядка и особенности их эмоционального развития. Сам характер занятий с детьми носит преимущественно игровой характер, но при этом, рассматривая игру как один го видов деятельности человека, при анализе активности ребенка не реализуется деятельностный, подход. И хотя восприятие даже у ребенка носит действенный характер (В.П.Зинченко, А.В.Запорожец, А.Г.Рузская, Р.М.Чумичёва), анализ активности ребенка в изобразительной деятельности как целеполагающей, саморегулирующейся и реализующей приоритетные синестетические ценности ребенка по сути дела еще не реализован.

По мнению А.К.Осницкого, (1986) развитие познавательных возможностей ребенка и его действенной самореализации связывают процессы саморегуляции активности ребенка, с возрастом становятся все более доступные сознательному контролю и преобразованию; а процессы эффективной реализации ансамбля чувствований, их согласованность с процессом рисования и другими видами деятельности становятся творческими, и способствуют проникновению в многоцветье и полизвучание мира лишь при условии, что активность ребенка, будет связана с порождением собственных целей и их реализацией, и подчинена механизмам осознанной саморегуляции (предполагающей, а не исключающей подключение и непосредственно-чувственного потенциала ребенка).

Опираясь на представления о психологических подструктурах деятельности в ходе овладения той или иной профессией: познавательной, исполнительной, мотивационно-ценностной и индивидуально-личностной (Е.А.Климов, В.П.Зинченко, Р.М.Чумичёва) - мы предлагаем рассматривать овладение ребенком основами изобразительной деятельности по аналогии с освоением первых ступеней профессионализации, обретением начал мастерства в каком-либо виде человеческой деятельности. Вместе с формированием изобразительной деятельности ребенка происходит формирование механизмов регуляции и саморегуляции и развитие активности ребенка, осуществляющих эту деятельность. При таком подходе, опираясь на анализ рисунков и изобразительной активности детей, мы можем выявить особенности сформированное™ каждой из подструктур деятельности ребенка вплоть до формируемых у него индивидуально-личностных особенностей изобразительной деятельности, свидетельствующих об овладении им важных профессиональных качеств. По изменениям в тех или иных подструктурах деятельности мы можем судить о ходе развития изобразительной деятельности детей, о продуктивных продвижениях в развитии и возникающих трудностях, препятствующих развитию.

Выявление регуляторных возможностей ребенка, особенностей эмоциональной сферы (иногда и до выраженной нейротизации) и поведенческой организации (включая и психотические реакции) в изобразительной деятельности ребёнка, позволяет изыскивать средства для своевременной коррекции отклонений в развитии познавательной, эмоциональной и волевой сферы ребенка.

Цель исследования - выявление условий и психологических механизмов, обеспечивающих развитие изобразительной деятельности детей.

Объектом исследования выступает изобразительная активность детей на уроках художественного воспитания.

Предмет исследования - особенности изобразительной активности детей (художественных способностей), условия, способствующие их развитию.

Гипотеза исследования - развитию целенаправленной изобразительной деятельности способствует организация работы ребенка над рисунком, объединяющая средства восприятия, исполнения с системой синестезических способов анализа и воспроизведения образов рисунка и исполнения постановленных задач.

Задачи исследования:

1. Провести сравнительный анализ отечественных и зарубежных исследований по проблемам развития изобразительной деятельности детей,

2. Выявить особенности отношения детей к окружающему миру и своим действиям, отражаемым в рисунках.

3.Исследовать условия и возможности, способствующие развитию целенаправленной активности детей в изобразительной деятельности, разработать конкретные средства и методы, способствующие развитию художественных способностей детей в изобразительной деятельности.

4. Провести сравнительный анализ изобразительной активности в рисунках детей, в воображаемых представлениях (обсуждением в беседе, в словесном проговаривании) и изобразительной деятельности, на начальном и конечном этапах опытно-экспериментальной работы.

5. Оценить влияние разработанных методических средств, стимулирующих, обогащающих и развивающих творческую активность детей в изобразительной деятельности, придающих ей осмысленный целенаправленный коррекционный характер.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- теоретические разработки проблем художественного воспитания детей в исследованиях В.С.Мухиной, Е.М.Торшиловой, Т.С.Комаровой А.А.Мел^пс-Пашаева, ^.А.Флериной; теоретические представления о возможности диагностики художественных способностей и показателей личностного развития с помощью рисунков детей;

- представления о формировании у ребенка опыта управления собственной активностью — опыта осознанной саморегуляции в прцессе изобразительной деятельности (О.А.Конопкин, А.К.Осницкий, Р.М.Чумичёва, И.В.Дубровина);

- представления о развитии важных для творческой деятельности качеств в связи с изменениями психологической структуры регуляции деятельности (Н.Д.Гордеева, В.П.Зинченко, Е.А.Климов, В.М.Мунипов, А.К.Осницкий).

Методы исследования:

Теоретический анализ процесса развития способностей ребенка, расширения его опыта целенаправленной активности. Опытно-экспериментальные методы организации изобразительной деятельности детей с привлечением элементов психодиагностики (А.П.Журавлёвой, Т.С.Комаровой, В.С.Мухиной, Е.М.Торшиловой, Е.А.Флериной), а также ряд дополнительных методов развития исполнительства, познавательной активности, и синестезии в восприятии, воображении. Контрольные методы: наблюдение, анализ рисунков, беседа-анализ, качественный анализ полученных эмпирических данных, методы математической статистики.

Экспериментальная база исследования - эксперимент осуществлялся на базе д./сада №15, №23 и начальных классов средней школы №2 и школы гимназии №1.г. Туапсе. В исследовании принимали участие воспитатели и психологи средней школы №2 и преподаватели педагогического колледжа К экспериментальной работе было привлечено 360 детей. С помощью всего комплекса используемых методик было обследовано 120 детей.

Исследование, осуществляемое с 1995 по 2000 г., проходило в три этапа

Первый этап 1995 по 1996г. - изучение исследований по проблеме развития изобразительной деятельности и художественных способностей детей; анализ литературных данных о диагностических возможностях рисунка; анализ отечественных и зарубежных исследований, посвящённых возрастным характеристикам и уровням развития; создание условий, подбор способов и методов работы по развитию творческой активности (художественных способностей) в изобразительной деятельности детей.

Второй этап (1996-1999г.) - проведение формирующих экспериментов направленных на развитие творческой активности детей в изобразительной деятельности.

Третий этап (1999-2000г.) - контрольный эксперимент и обобщающий анализ полученных результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: Проведен последовательный теоретический анализ формирования целенаправленной творческой активности художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности. Осуществлен анализ формирующих возможностей детского рисунка, в результате которого были определены основания для построения перспективных индивидуально ориентированных программ развития изобразительной деятельности ребенка.

Полученные теоретические, эмпирические и статистические данные свидетельствуют о положительной динамике развития изобразительных способностей и творческой активности детей в результате применения предложенной автором организации занятий по формированию изобразительной деятельности детей.

Практическая значимость исследования:

- результаты исследования могут использоваться для создания оптимальных психологических условий стимулирующих развитие художественного мировоззрения в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

- разработаны и представлены методы (приёмы, способы, техники) работы с детьми, стимулирующие и развивающие возможности творческой активности художественных способностей детей в изобразительной деятельности;

- предложенные в работе модифицированные диагностические средства и техники развития изобразительной деятельности обращены к внутренним ресурсам ребёнка, предполагают, что взаимодействия психологов, воспитателей и родителей в работе с детьми, способствуют созданию обучающей творческой среды и развитию положительной психической динамики в коррекции личности ребенка.

Положения, выносимые на защиту.

1. Развитие изобразительной деятельности детей тесно связано с развитием познавательной, эмоционально-оценочной и собственно действенной сферы активности ребенка. Сочетание упражнений на развитие синестетического восприятия и наблюдательности с освоением исполнительских средств рисунка и обсуждением деталей и смысла изображаемого способствует организации активности ребенка, формированию механизмов его самостоятельной деятельности и самоуправления.

2.Признан целесообразным и разработан комплекс формирующих средств, для развития и коррекции познавательных, эмоциональных и исполнительских компонентов деятельности. Разработаны критерии оценки развития изобразительной деятельности детей и ее отдельных компонентов.

3. Условиями развития изобразительной деятельности детей выступают организация взаимодействия познавательных и исполнительных компонентов, расширение арсенала средств синестетического восприятия, графического и цветового исполнения, объединение их для воплощения в соответствии с задачей исполнительства.

Апробация работы. Результаты работы обсуждались и положительно оценены на научно-практической конференции «0бразование-2000», по обмену научным и педагогическим опытом (май 2000г г. Туапсе); докладывались на международной читательской научно-практической конференции «Звенящие кедры России» г. Геленджик (сентябрь 2000г.); на второй научной международной конференции «Экологические проблемы Причерноморья» (г. Туапсе, сентябрь 2000г.); на третьем международном конгрессе, «Народная медицина России - прошлое, настоящее и будущее» (г. Москва, август 1997г.). На методических совещаниях, педагогических советах и научных конференциях средней школы №2, детского сада .№15 и № 23; на заседаниях педагогического совета Педагогического колледжа г. Туапсе. На кафедре института Педагогических инноваций РАО.

Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседании лаборатории Психология саморегуляции Психологического института РАО.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы (155 наименований), в тексте работы приводится 1 график и 9 таблиц, демонстрирующих результаты опытно-экспериментальной части исследования.

Заключение диссертации научная статья по теме "Психология развития, акмеология"

ВЫВОДЫ:

1. Особенности отношения детей к окружающему миру и своей активности, выраженные в их рисунках, в значительной степени определяются сформированностью познавательной, эмоционально-оценочной, волевой сферы и освоенными детьми способами исполнения рисунка.

2. Развитие разных видов целенаправленной активности детей в изобразительной деятельности (игры на воображение, этюды, пантомимы, освоение новых средств в исполнении рисунка) способствуют развитию художественных способностей детей в изобразительной деятельности, становлению самостоятельности и творчества.

3. Вербальные средства выражения информации, добываемой средствами наблюдения и оценивания, опережают развитие собственно выразительных средств в изобразительной деятельности ребенка. Развивая вербальные средства оценивания, и анализа воспринимаемых объектов (пейзажа, изображения, окружающих предметов и животных) в их воображении, мы способствуем и развитию изобразительной деятельности детей.

4. Использование в работе с детьми занятий, объединяющих и обогащающих арсенал познавательных, оценивающих, исполнительских средств и средств формирования задачи приводит к значимым улучшениям в развития изобразительной деятельности детей по сравнению с уровнем, зафиксированным в предварительном эксперименте.

5. Рисунок ребенка - как результат его изобразительной деятельности -несет в себе информацию об особенностях развития познавательных, мотивационно-ценностных, и исполнительских компонентов его деятельности, а также о возможных проблемах развитии. В силу этого он может быть использован в качестве средства анализа диагностики особенностей развития активности ребенка, становления его изобразительной деятельности и художественного мировоззрения.

6. Развитие изобразительной деятельности детей тесно связано с развитием познавательной, эмоционально-оценочной и собственно действенной сферы активности ребенка. Учет информации, черпаемой из детских рисунков, об уровне развития их изобразительной деятельности; вовлечение детей в игровые упражнения на развитие синестетического восприятия, наблюдательности, исполнительских средств рисунка; обсуждение деталей и смысла изображаемого с обсуждением возможных задач - способствует организации активности ребенка, формированию механизмов его самостоятельной деятельности, механизмов самоуправления, активизации творческого потенциала.

В заключении.

Аналогичное итоговое опытно - экспериментальное контрольно-сравнительное исследование по теме «любимое и не любимое», было проведено с (экспериментальной) группой детей младшего школьного возраста обучающихся на базе д/сада и на базе школы. Последовательность и результаты анализа повторно проведённого исследования находится в приложении работы. i

Показатели уровней развития второй - экспериментальной подготовительной группы обучающихся на базе школы (в воображаемом Представлении и изобразительной деятельности) оказались менее успешными (предполагаемые нами причины указанны в приложении). Возраст выбранный нами для обучения, детей подготовительной группы и первоклассников обучающихся на базе д/сада ^ - 8 дет, выявил самые конструктивные и успешные показатели, (см. в прищркении и таблицу 9.1, 9.2 и 9,3). В совместной работе, формируя свои личвдггаые, индивидуальные взаимоотношения, сопереживая и стремясь вместе создрггь кррсоту, мы призываем: пусть в каждом ребёнке живёт жажда творчества, доставляющая ему радость!

Рисунки детей экспериментальной группы 6-7 лет по теме «любимое» и «нелюбимое» в начальном констатирующем эксперименте (1-го высокого уровня).

5323484823239048484848535323

Рисунки детей экспериментальной группы 6 - 7 лет по теме «любимое» после первого формирующего эксперимента.

Рисунки детей экспериментальной группы 6-7 лет по теме «любимое» 1=5 заключительном контрольном эксперименте.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Назарова, Таиса Васильевна, Москва

1. Антропова М.В., Кольцова М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1983.

2. Алёхин А.Д. Когда начинается художник. М.: Просвещение, 1993.

3. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций М.: Феликс, 1992.

4. Алексеев А.А., Громова JI.A. Психогеометрия для менеджеров JL: Знание, 1991.

5. Аксёнов Ю., Левидова М. Цвет и линия. «Советский художник» 1976.

6. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996.

7. Бабаева В.В. Эстетическое воспитание дошкольников. М., Просвещение1982.

8. Бакушинский А.Б. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925.

9. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. Новосибирск, 1993.

10. Ю.БелошапкинаА. ФедосоваА. Современность в рисунках детей // Дошкольноевоспитание. 1981. №2. П.Богусловская З.М., Смирнова О.Е. Развивающие игры. М.: Просвещение,1983.

11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

12. Бондаревская Е.В. Воспитание, как возрождение человека, культуры и нравственности. Ростов-на-Дону: Pi НУ, 1991.

13. Бурджелян И. Вводите ребёнка в мир прекрасного // Дошкольное воспитание. М.1966. №3.

14. Венгер Л.А. Вопросы детского воспитания // Дошкольное воспитание. М. 1967. №9.

15. Венгер Л.А. Восприятие и обучение М.: Просвещение, 1969.

16. Ветлугина Н.А. Воспитание художественного отношения детей к окружающему // Художественное воспитание в детском саду. М.: Просвещение 1974.

17. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. М.: Просвещение 1994.

18. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребёнок. М.: Педагогика, 1972.

19. Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г., Пантелеев Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. М.: Просвещение, 1989.

20. Виниченко В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества // Дошкольное воспитание. 1993. №5.

21. Воронов Н. В. Искусство предметного мира. М.: Знание, 1977.

22. Владимиров А., Осипов Н. Магия цвета. М.: Знание, 1963.

23. Выготский JI.C. Творчество и воображение. М.: Просвещение, 1991

24. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.

25. Выготский JI.C. Психология развития как феномен культуры. Москва -Воронеж, 1996.

26. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

27. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: Академия, 1998.

28. Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М: Просвещение, 1986.

29. Генетика поведения: количественный анализ психологических и психофизиологических признаков в онтогенезе / Под ред. Малых С.Б. М.: Sjcio-Logos, 1995.

30. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Из-во политической литературы, 1987.

31. Доронова Т.В., Якобсон С.Г. Игры на занятиях по изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1988.

32. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986.

33. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии. М.: Педагогика, 1973.

34. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание. М.: Просвещение, 1990.

35. Ерофеева Т.Н., Зверева O.JL, Макеева Т.А. Вариативные и альтернативные программы воспитания детей дошкольного возраста.М.: Просвещение, 1994.

36. Журавлёв А.П. Звук и смысл. М., 1991.

37. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь // Дошкольное воспитание. 1969. №4.

38. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Развитие познавательных процессов. М.: Знание, 1964.

39. Запорожец А.В., Усова А.П. Сенсорное восприятие дошкольников. М.: Изд. АПН РСФСР, 1963.

40. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1968.

41. Запорожец А.В., Венгер JI.A., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. М., 1967.

42. Запорожец А.В., Венгр А.П. Формирование восприятия у дошкольника. М.: Просвещение, 1967.

43. Запорожец А.В. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967.

44. Зинченко В.П. Ситасевич В.Н. Творчество в учебном рисунке. Ростов. 1989; «Просвещение», 1966.

45. Зинченко В.П., Рузская А.Г. Взаимоотношение осязания и зрения у детей дошкольного возраста. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. М: Просвещение, 1966.

46. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное творчество. М. «Просвещение» 1969.

47. Иванова Э. Воображение и творчество ребёнка. // Дошкольное воспитание. №Ю 1987.

48. Игнатьев Е.И. психология изобразительной деятельности детей. М.: Просвещение, 1961.

49. Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред. Петрусинского В.В. // Книги 1 -7 - М: Новая Школа, 1998.

50. Изард К.Е. Эмоции человека. М.: Просвещение, 1980.

51. Ильин О. Рисуют дети // Дошкольное воспитание.№7. 1982.

52. Кабанов А.Н., Снопкова Р.А. Пособие к курсу возрастной анатомии и физиологии человека М: Учпедгиз, 1962.

53. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М: Просвещение, 1983.

54. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1988.

55. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд. АПН РСФСР, 1954.

56. Кирилова Т.Г. Реалистические тенденции в воображении детей // Дошкольное воспитание 1981. №12.

57. Клар Г. Магия цвета (тест М.Люшера). Харьков, АО «Сфера»; «Сварог»,1996.

58. Коршунова JI.C. Воображение и его роль в диагностике. М.: Изд-во МГУ,1997.

59. Козырева С. Отражение музыкального образа в детских рисунках // Дошкольное воспитание. 1978. №2.

60. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988.

61. Комарова Т.С. Пути и средства формирования замысла в изобразительном творчестве // Дошкольное воспитание. 1981. № 11.

62. Комарова Т.С. Нравственное воспитание на занятиях по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. 1978. № 1.

63. Комарова Т.С. О развитии способностей к изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. 1990. №6.

64. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Просвещение, 1984.

65. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Педагогика, 1990.

66. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Просвещение, 1976.

67. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. М.: Просвещение, 1994.

68. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1970.

69. Комарова Т.С. Лебедева Е. Ребёнок рисует // Дошкольное воспитание. 1970. №10.

70. Компанцева Л.В., Чекунова Е.А., Финько М.В. Развитие творчества у дошкольников в изобразительной деятельности. Ростов-на-Дону, 1995.

71. Компанцева Л.В. Природа в детском рисунке // Дошкольное воспитание. 1986. №7.

72. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М.: ^ Просвещение, 1985.

73. Косминская В.Б., Васильева Е.И. Казакова Р.Г. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1985.

74. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М: Просвещение, 1985.

75. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. М.: Просвещение, 1988.

76. Кузин B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1974.

77. Кирилова Т.Г. Начальная форма творческого воображения детей // Дошкольное воспитание. 1969. № ю.

78. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.

79. Лазарь Т. Развитие познавательной и творческой активности у школьников на занятиях по рисованию. // Дошкольное воспитание. 1984. №10.

80. Ланькова Н.П. Шумилин Е.А. Способности наших детей. М.: Просвещеннее, 1969.

81. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1992.

82. Лубенко В.В. Система стержневой истины. Л.: Судостроение, 1990.

83. Луначарский А.В. Об изобразительном искусстве. М., 1967.

84. Любимова Е. Некоторые особенности развития художественного воспитания у дошкольников // Дошкольное воспитание. 1970. №7.

85. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие практической психологии. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.

86. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. Москва Воронеж, 1996

87. Мухина B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985.

88. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. М.: Просвещение, 1981.

89. Мухина B.C. Психология дошкольника. М.: Просвещения, 1976.

90. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству (художественное развитие ребёнка в семье). М. Просвещение. 1987.

91. Менчинская Н.А., Калмыкова З.И. Методы диагностического, ^ психодиагностического исследования. М., 1986.

92. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1974;

93. Неменский Б.М. Распахни окно. М., 1974.

94. Неменский Б.М. Искусство и просвещение // Дошкольное воспитание. 1982. №9.

95. Немов Р.С. Психология: М.: Просвещение, Владос, 1994. Кн.2: Психология образования. М. Просвещение. Владос, 1994,

96. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. М.: Просвещение, Владос, 1995. Кн.З: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.

97. Нежинский Н.П. А.С.Макаренко и современная школа. М.: Просвещение, 1985.

98. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. «Эль-фа», 1996.

99. Пантелеев Г.Н., Максимов В.В., Пантелеева JI.B. Декоративное искусство детям. М.: Просвещение, 1976.

100. Полуянов Ю.А. Дети рисуют (педагогика для родителей). М.: Педагогика, 1988.105 .Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Под ред. Смирнова С.А. Учебное пособие. М.: Академия, 2000.

101. Печорский М.С. Художественное воспитание на уроках труда. М., 1970.

102. Поддьяков Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное восприятие в детском саду. М.: Просвещение, 1981.

103. Психодиагностика: теория и практика / Общ. ред. Н.Ф.Талызиной. М: Прогресс 1989.

104. Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1986.

105. Психологический словарь. / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Педагогика - Пресс, 1997.

106. Практическая психология образования. / Под ред. Дубровиной И.В. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2000.

107. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на т занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987.

108. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М: Владос. 1995.

109. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. С Петербург : Питер, 1999.

110. СакулинаН.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965.

111. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.:Просвешение,1987.

112. Сакулина Н.П. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. М.: Просвещение, 1971.

113. Сакулина Н.П. Руководство изобразительными занятиями в младшей группе. М.: Просвещение, 1971.

114. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М. «ШКОЛА -ПРЕСС» 1995.

115. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека, (Основы психологической антропологии). М.: «ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА» 2000.

116. Скачкова Т. Использование детьми цвета в рисовании // Дошкольное воспитание. 1978. № 4.

117. Скиопу У. Некоторые психологические проблемы эстетического воспитания И Дошкольное воспитание. 1970. № 12.

118. Страунинг A.M. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. Ростов-на-Дону: Аспект-ТРИЗ, 1992.

119. Страунинг А.А. Методы активизации мышления дошкольников: в 3 т, (Принтер), 2000, (серия «Триз дошкольникам»).

120. Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия. М.: Просвещение, 1992.

121. Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. Л.: Просвещение, 1991.

122. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М. Педагогика 1979. Т.1.

123. Сухомлинский В.А. О воспитании. М. Педагогика. 1967.

124. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М: Просвещение, 1979.

125. ТепловБ.М. Психологические вопросы художественного творчества. М. Известия АПН РСФСР. 1961.

126. Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий: избранные работы. М., Известия АНП РСФСР. 1961.

127. Торшилова Е.М. Художественная одарённость: что это? // Дошкольное воспитание. 1992. № 2.

128. Торшилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье. М.: Искусство, 1989.

129. Торшилова Е.М., Морозова Т.В., Развитие эстетических способностей детей 3 -7 лет. М.: Искусство, 1994.

130. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1999.

131. Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развитияи восприятия в детском саду. М.: Просвещение, 1965.

132. УшинскийК.Д. Избранное в двух томах. М. Педагогика. 1993.

133. ФлеринаЕ.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.1. М.: Учпедгиз, 1956.

134. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: Академия Пед.наук РСФСР, 1961.

135. Фролов И. Т. Философский словарь М.: Политическая литература, 1987.

136. Халезова Н.Б., Дронова О. Влияние орнамента на выразительность рисунка // Дошкольное воспитание. 1986. № 6.

137. Хоменгаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений. // Вопросы психологии. 1986. №1.

138. Хоменгаускас Г.Т. Семья глазами ребёнка. М.: Педагогика, 1989.

139. Психология цвета. «Рефл-бук» «Ваклер» 1996.

140. Чилингарова М.Е. То, что упущено в детстве, невозможно наверстать в ^ зрелые годы // Дошкольное воспитание. 1993. № 4.

141. Чистякова М.И. Психогимнастика. М: Просвещение, 1990.

142. Чумичёва P.M. Синтез искусств. М. Просвещение 1994.

143. Чумичёва P.M. К вопросу о синтезе искусства в педагогическом процессе // Дошкольное воспитание. 1995. № 4.

144. Чумичёва P.M. Дошкольникам о живописи. М.: Просвещение, 1992.

145. Шацкая В.Н. Эстетическое воспитание советского школьника. М., 1947.

146. Шейтанова У. Развитие чувства цвета в процессе рисования // Дошкольное воспитание. 1971. № 5.

147. Щербо А.Б., Джола Д.Н. Красота воспитывает человека. Киев, 1997.

148. Эстетика: Словарь. // Под редакцией Беляева А. А., Новикова Л.И., Толстых В.И. М., 1989.

149. Энциклопедия популярных психологических тестов // составитель Книгина И.В., М.: ООО Арнадия, 1997.

150. Якобсон С.Г. Что, по мнению детей, хорошо, а что плохо // Дошкольное воспитание. 1988. №1.У